Яндекс маркет как разместить свой товар

Что такое комиссионная торговля

Комиссионная торговля – это совершение сделок купли продажи через посредника – так называемого комиссионера, с которым у продавца заключен договор комиссии. Легальное определение понятия «договор комиссии» приводится в ст. 990 ГК РФ. Здесь под ним понимается договор, по которому одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. Применительно к комиссионной торговле через маркетплейс на стороне комиссионера, то есть посредника, выступает маркетплейс, а на стороне комитента (продавца) – конкретный магазин, предлагающий к продаже свои товары и услуги.

В сфере такой торговли права и обязанности по совершенным сделкам купли-продажи приобретает маркетплейс, причем даже тогда, когда магазин напрямую указан в сделке и вступает с покупателем в непосредственные отношения по исполнению этой сделки (п. 1 ст. 990 ГК РФ).

Договор комиссии может быть заключен с маркетплейсом как на определенный срок, так и без указания срока его действия. Такой договор может оговаривать ассортимент товаров, являющихся предметом комиссии, а может и умалчивать о данном условии. 

Существенное условие договора комиссии – величина платы, которую маркетплейс взимает с магазина за продажу и сопровождение его товаров через свой сервис. Магазин обязан уплачивать маркетплейсу как непосредственно комиссионное вознаграждение, так и дополнительное вознаграждение за то, что маркетплейс берет на себя обязательство (ручательство) за исполнение сделки покупателем (ст. 991 ГК РФ). Как правило, величина комиссионной платы, взимаемой с магазина на разных маркетплейсах, может составлять от 5 до 35% от цены совершаемой сделки купли-продажи. Конкретная сумма комиссии зависит от категории продаваемых товаров. Так, самая маленькая комиссия (от 5 до 10%) взимается в отношении бытовой техники и другой популярной продукции, а самая значительная (25% и выше) – по сделкам купли-продажи разного рода ювелирных изделий, брендовой одежды и предметов роскоши.

Также маркетплейс может взимать с магазина отдельную плату за хранение товаров на своем складе и за их доставку покупателям. Такая плата зависит от объемов и сроков поставок, габаритности грузов и региона доставки.

По общему правилу маркетплейс не отвечает перед магазином за неисполнение покупателем сделки, заключенной с ним за счет магазина. Исключение составляют ситуации, когда маркетплейс не проявил необходимой осмотрительности в выборе покупателя либо письменно поручился за исполнение сделки (ст. 993 ГК РФ). При неисполнении покупателем сделки маркетплейс немедленно сообщает об этом магазину.

Как начать продавать на маркетплейсах

Чтобы организации, ИП или самозанятому (с самозанятыми сейчас сотрудничают не все торговые площадки) начать продавать свои товары в режиме онлайн, для начала потребуется зарегистрироваться на сайте маркетплейса и создать там свой аккаунт. Маркетплейс при этом потребует от продавца предоставить ряд обязательных документов, а иногда и подключить электронный документооборот.

К числу документов, которые маркетплейсы запрашивают у продавцов, в частности, относятся:

  • свидетельство о государственной регистрации юридического лица/ИП (ОГРН/ОГРНИП);
  • устав организации;
  • ИНН;
  • паспортные данные (для ИП и самозанятых);
  • сведения о сертификации товаров или отказные документы, подтверждающие, что товары не подлежат обязательной сертификации.

Проверив предоставленные документы, маркетплейс предоставит продавцу для подписи договор комиссии, в котором будут оговорены конкретные условия продажи, оплаты и доставки товаров покупателям, а также величина комиссионного вознаграждения, выплачиваемого комиссионеру (маркетплейсу).

Подписав оферту и получив доступ к личному кабинету, продавец подготавливает и оформляет файлы с описанием, характеристиками, фотографиями товаров и их ценами. Эти файлы через личный кабинет продавца размещаются на страницах маркетплейся в соответствующих категориях товаров. После прохождения модерации (маркетплейс проверяет, не являются ли предложенные товары запрещенными или ограниченными в обороте, в том числе путем дистанционной продажи) файлы с товарами публикуются на маркетплейсе в свободном доступе и начинают участвовать в поиске, выдаче и продажах.

Конкретная схема продажи товаров и, соответственно, порядок работы бухгалтерии по таким сделкам зависят от содержания комиссионного договора с маркетплейсом и могут меняться в зависимости от ряда факторов, таких, например, как порядок доставки и способ оплаты товара. Но в целом она выглядит следующим образом.

Продавец формирует в своем личном кабинете на сайте маркетплейса транспортные накладные на поставку партии товаров на склад последнего, после чего товар силами продавца, третьих лиц или самого маркетплейса доставляется и отгружается на склад. Получив товар и проверив его, маркетплейс направляет продавцу акт приемки товара. С этого момента товар готов к продаже. Далее покупатель находит на маркетплейсе необходимый ему товар и делает заказ. Затем товар силами маркетплейса или третьей стороной (транспортной компанией или почтовой службой) отправляется непосредственно к покупателю или на указанный им при совершении покупки пункт выдачи. Получив товар, покупатель производит его оплату (оплата товара может быть совершена и в момент покупки – по выбору покупателя) на счет маркетплейса, получая от последнего кассовый чек. Далее из полученной за товар и его доставку денежной суммы маркетплейс как комиссионер вычитает полагающееся ему комиссионное вознаграждение и переводит оставшиеся после вычета комиссии деньги на счет продавца. После этого сделка считается совершенной.

Разумеется, деньги за проданные товары переводятся на счет продавца не по каждой отдельно взятой сделке купли-продажи, а по итогам отчетного периода, продолжительность которого составляет обычно 7–14 дней. По итогам отчетного периода маркетплейс формирует продавцу отчет о проданных товарах, полученных доходах и размере комиссионного вознаграждения.