Как авторы в практикуме пишут образовательные курсы

Когда стажёр перестает быть стажёром?

Почти всегда это происходит по сроку. Есть трудовой договор, он заключается до определённой даты, стажировка длится у нас 3, 4 или 6 месяцев, в зависимости от того, на какую занятость выходит наш стажёр. Может быть такое, что по дороге что-то поменяется и стажировка станет чуть короче или чуть длиннее, если по каким-то причинам менялась занятость, например, была защита диплома или какая-то сессия в вузе. Так или иначе, есть определённая формальная дата, которая считается датой окончания стажировки.

В течение всего периода стажировки есть некие контрольные точки, когда ментор со своим стажёром должны сесть и поговорить, как у них идут дела, в нужном направлении он движется или что-то пошло не так. Как правило, где-то за месяц до окончания стажировки стажёр потенциально понимает свою будущую судьбу, и руководитель также понимает, есть ли у него возможность оставить человека у себя в команде или, к сожалению, пока они к этому не готовы, потому что в команде нет места.

Если у себя команда не может оставить этого стажера, но видит в нём потенциал сильного разработчика, то мы ищем для него новую команду, куда он мог бы выйти. Если всё хорошо, человек выходит в штат. Здесь должно быть взаимное совпадение интересов и возможностей.

После этого стажёр переходит на ступень выше, становится уже младшим разработчиком, тестировщиком, инженером и берёт уже более сложные задачи.

Результаты

Всего к началу августа выпустились более 1 тыс. человек, в разы больше студентов учится сейчас.

По данным онлайн-сервиса, 50% слушателей приходят на курсы с запросом на изменение карьерного направления. 70% студентов завершают начатый курс и применяют полученные знания на практике. Столько же трудоустраиваются по новой специальности в первые 6–8 недель после выпуска.

Экономика образования

Как быть востребованным в сфере ИТ

Сильные выпускники могут прийти на работу в «Яндекс». Однако это относится скорее к специалистам — слушателям курсов, которые хотят вырасти с джуниоров до мидлов, а не к тем, кто только знакомится с профессией.

Описание

Менеджер проектов — это человек, без которого трудно запустить сайт, приложение или сервис. Он превращает хаос в порядок, а идеи клиента — в задачи для дизайнеров и разработчиков. Менеджер организует работу команды, договаривается с клиентами и принимает ответственные решения, чтобы создавать продукты, которые меняют жизни людей.

Что вы получите в Практикуме

За 6 месяцев обучения по 10 часов в неделю вы освоите навыки, необходимые для ведения IT-проектов, и научитесь:

  • Управлять созданием сайтов. Вы пройдёте все этапы разработки сайтов со сложным функционалом — от составления требований до тестирования — и узнаете, как работает бэкенд, фронтенд, базы данных и API.
  • Управлять созданием мобильных приложений. Вы узнаете, как разрабатываются мобильные приложения — от составления требований до публикации в Google Play или App Store.
  • Вести переговоры и решать конфликты. Приобретёте или прокачаете навыки ведения переговоров и решения конфликтных ситуаций во время переговорных поединков и бизнес-игр.

Учим в собственной образовательной среде

Этот курс — симуляция работы в IT-компании. На время обучения вы возьмёте на себя роль менеджера и сможете решать реальные задачи и проблемы. От ваших действий будет зависеть судьба проекта.

  1. Теория в онлайн-тренажёре. В онлайн-тренажёре вы изучаете теорию и выполняете практические задания 40% времени. Остальные 60% — работаете в командах, участвуете в бизнес-играх и общаетесь с наставником.
  2. Команда сопровождения. Наши наставники помогают учиться управлять проектами в команде: направляют, поддерживают и дают обратную связь.
  3. Бизнес-игры и переговорные поединки. Вы поучаствуете в бизнес-играх и переговорных поединках с другими студентами и тренерами, чтобы научиться договариваться с клиентами и взаимодействовать с командой.

Вводная часть — бесплатно

Вы попробуете себя в роли менеджера проекта и узнаете, какие этапы нужно пройти, чтобы идея превратилась в новую функциональность сайта. Этот опыт позволит оценить свои возможности и решить, нужно ли идти дальше.

На курсе вас ждёт:

  • 5 часов обучения новым навыкам и знаниям в тренажёре;
  • создание двух новых функций сайта.

Платное продолжение — 17 000 ₽ помесячный платёж.

Итоговая сумма составит 102 000 ₽. 95 000 ₽ при оплате сразу за 6 месяцев обучения.

После бесплатного курса можно пойти дальше. С этого момента вы начнёте полноценно осваивать профессию менеджера проектов.

На платном курсе вы получите:

Структура обучения

Обучение состоит из 11 курсов, двух сборных проектов и дипломной работы.

Правильный и структурированный процесс анализа данных называется пайплайном, который состоит из отдельных этапов. У каждого из этапов есть свои цели, задачи, начало и конец.

Каждый из 11 курсов посвящен одному из этапов пайплайна. Курс разбит на 2 спринта: теоретический (уроки и отработка микрозадач в тренажере) и практический (самостоятельное решение большой аналитической задачи).

Например, один из этапов — сбор информации для анализа. В курсе рассматриваются вопросы как определить, какая информация понадобится для решения задачи. Откуда ее забирать (из баз данных, с сайтов, по API). Как это делать на практике (SQL запросами и средствами python). И где хранить собранные данные.

В качестве самостоятельной работы необходимо написать SQL запросы для получения данных о перелетах из БД авиакомпании, написать парсер для сбора информации с сайта с анонсами фестивалей по городам. А в конце провести анализ того как проведение фестивалей влияет на пассажирский спрос.

После успешной сдачи проекта чувствует глубокое моральное удовлетворение и огромная уверенность в своей крутости :).

Что происходит на дипломной работе я вам не расскажу. Сделаю намек: это потрясающе!

Реализация

Запуск «Яндекс.Практикум» занял около восьми месяцев. На старте компания создала прототип для проверки гипотезы об эффективности обучения через онлайн-тренажер. Затем собрала команду авторов для подготовки вовлекающего образовательного контента. Соединив тренажер и контент, разработчики перешли к стадии бета-тестирования: продукт проверили на группе более чем из ста человек.

Обучающую среду построили на реальных ситуациях: тренажер позволяет сразу перейти к решению практических задач. Например, на занятиях по программированию слушатели с первого урока пишут код, по дизайну — работают с реальными макетами.

По словам представителей «Яндекс.Практикум», часть контента поначалу оказалась слишком сложной для студентов. В частности, блок про JavaScript пришлось переписывать несколько раз, чтобы сделать материал более доступным.

Еще одна проблема была связана с тем, что примерно на середине пути студенты обычно устают и попадают в так называемую пустыню отчаяния. Результаты уже близки, но их пока не видно, и в этот момент велики шансы бросить обучение. Чтобы поддержать мотивацию слушателей и помочь разобраться со сложными моментами, упражнения дополнили работой с наставниками. Они регулярно общаются со студентами на протяжении всего учебного процесса.

Экономика образования

Как выбрать онлайн-курс и действительно его закончить

Для широкой аудитории «Яндекс.Практикум» запустили в феврале 2019 года, а в 2020-м продукт появился на рынках США и Израиля. Первоначально площадка предлагала обучение двум профессиям — веб-разработчик и аналитик данных. Сейчас их больше десяти. Есть курсы как для начинающих, так и для специалистов. «Также мы перешли от технических специальностей к более гуманитарным: появились профессии интернет-маркетолога и дизайнера интерфейсов. В этом году мы также запустили онлайн-обучение английскому языку», — добавляют в команде «Яндекс.Практикум».

Как не надо учить людей C++

Хотя я выше и писал, что частенько в плюсы приходят из Python в поисках силы и контроля, лично я знаю не так уж и мало людей, для которых C++ стал первым языком. 

Идеальный путь мне видится примерно таким. 

  • В школе у вас было программирование, вас учили питону.

  • Затем вы аккуратно и постепенно переползли на плюсы.

  • В итоге хорошо разбираетесь в обоих языках, зная достоинства, недостатки и области применения каждого. 

Это если сильно всё упрощать.  

На самом деле для большинства ситуация выглядит примерно так.

  • В школе программируете на чём-то, что вроде бы и язык программирования, при этом совершенно бесполезный и в природе уже не встречается. Кроме учебников. Старых учебников. 

  • Затем поступили в университет, а там — сюрприз — внезапно плюсы. 

Но и это еще не всё. Вдобавок можно попасть на максимально академический курс. Там вам расскажут, что лет двадцать назад вот эти бородатые мужики придумали С, а вот указатель на память, под которым что-то может быть, напишите 10 строк кода и узнаете, что именно. 

В общем, про метапрограммирование вы на таком курсе услышите разве что от других студентов. И то не факт. 

Так нельзя делать, и вот почему. Допустим, новичку рассказали про С, попросили сначала (на курсе по C++, да) попрограммировать именно на С. Если элемент страдания на курсе возведён в культ, то студенты будут программировать ещё и на ассемблере, просто для того, чтобы ощутить ту боль и метания, которые испытывали инженеры. 

Да, будет что рассказать у костра на конкурсе страшных историй. Но такой подход почти неминуемо вызывает отторжение ко всему семейству языков. И прелесть плюсов до человека, напуганного С и ассемблером, вы просто не донесёте. Разве что его нервная система будет очень крепка. Но тут не Спарта же, мы людей учим. 

Менее страшный академический подход будет заключаться в том, что после С вам всё же расскажут про плюсы: смотрите, вместо массива есть вектор, и у него динамически изменяется размер, и всё делается за вас. И вроде как студентам радостно должно быть: круто-то как, само всё работает. Но зачем же тогда студентов перед этим полтора семестра заставляли вот этими руками писать по 50 строк кода, когда такая круть существует?

2021: Программа обучения ИТ-профессиям для сотрудников «Яндекс.Такси»

21 сентября 2021 года стало известно о том, что «Яндекс» решил сделать из таксистов программистов и потратит на это десятки миллионов рублей. Причем в будущем программа обучения ИТ-профессиям может быть расширена.

Как сообщили TAdviser в «Яндексе», водители, подключенные к агрегатору «Яндекс.Такси», больше трех лет, смогут бесплатно пройти обучение в сервисе онлайн-образования «Яндекс.Практикум» и с нуля освоить востребованную ИТ-профессию. Например, они смогут стать аналитиком данных, графическим дизайнером, веб-разработчиком, научиться программировать на C++, Java или Python.

«Яндекс» решил сделать из таксистов программистов, на проект планируется потратить десятки миллионов

Чтобы участвовать в программе, нужно до 25 сентября 2021 года заполнить заявку на сайте и зарегистрироваться в «Яндекс.Практикуме». Участвовать в отборе смогут 150 тыс. водителей по всей стране. Перед обучением нужно будет пройти тест на профориентацию, изучить вводный курс по выбранной специальности, а после — пройти тестирование на мотивацию.

В компании отметили, что обучение будет дистанционным — нужен лишь компьютер и доступ к интернету. Занятия займут около 10 часов в неделю, а в оставшееся время водители могут беспрепятственно выполнять заказы. Продолжительность курсов — от четырех до 10 месяцев.

После курса водители получат сертификат, который позволит им работать по новой специальности — в «Яндекс.Практикуме» есть своя программа трудоустройства. Обучение стартует 26 октября 2021 года

Ранее в «Яндекс.Такси» уже тестировали программу обучения для водителей — некоторые из них нашли работу в сфере ИТ еще на этапе защиты диплома. Позже к проекту присоединились и в «Яндекс.Еде» – там дополнительное образование помогали получить партнерам-курьерам, отметили в компании.

Ранее в сентябре 2021 года Amazon предложил оплатить обучение в колледжах по программам бакалавриата 750 тыс. своих сотрудников. Таким образом компания надеется привлечь десятки тысяч новых работников с почасовой оплатой труда.

Внутри Практикума

Учёба идёт циклами по 2 недели. На первой неделе изучаем теорию на текстовых лекциях и закрепляем кусочки знаний на тренажёре. На второй неделе практика: получаем сырые данные, задание к ним и пишем свой код с нуля.

Работа внутри тренажёра — как в CodeСademy. Читаешь задание и пишешь код прямо в браузере. Тут же показывается результат.

Работа на первой неделе — в тренажёре

Есть группа поддержки в Слак. Там кураторы и одногруппники. Быстро получаешь ответ, если застрял. Много дополнительной информации в канале со ссылками.


Как я туплю в Слаке — надо было просто добавить ещё один слэш в команде

Практические задания делаем в Jupyter Notebooks. На входе датасеты в .csv и задание текстом. На выходе: код с нуля. Когда выполнил задание — отправляет наставнику на проверку. В течение дня он проверяет и даёт комментарии. За несколько таких итераций доводишь проект до ума и наставник его принимает.

Я пишу код, наставник — комментарии

Учеников поделили на группы по 10-12 человек и каждой выдали по наставнику. Наставники — это практикующие аналитики. Днём они обрабатывают данные, а ночью борются с преступностью.
Раз в две недели наставники проводят консультации — групповой созвон в Zoom. Разбираем непонятные моменты в теории, планируем с какой стороны подойти к практике и задаём общие вопросы.

Дистанционная стажировка разработчиком: гибкий график, но мало общения с коллегами вне работы

После года обучения в Школе анализа данных я решил, что мне лучше подойдет роль разработчика машинного обучения, и, мне кажется, я нашел свое место. В Школе я получил ключевые навыки, которые помогли мне пройти отбор на вторую стажировку: глубинное обучение, машинное обучение и программирование на Python и С++. Если сравнивать с испытаниями на стажировку аналитика, то собеседования на разработчика были более направлены на hard skills, нежели, например, на умение аналитически мыслить.

Опыт первой стажировки мне безусловно помог попасть на вторую, потому что я уже знал, как выглядит процесс собеседования. С одной из команд, в которую я собеседовался, я уже косвенно работал осенью. В результате, я ее и выбрал: в бригаде голосовой активации Алисы уже знали меня, я знал их и понимал, что мне интересно то, чем они занимаются.

Задачи второй стажировки были связаны с улучшением качества голосовой активации Алисы фразой «Алиса» или «Яндекс». Я проводил эксперименты, которые были направлены на улучшение работы нейронных сетей: так, чтобы они решали задачи с наибольшей точностью, и чтобы вычисления были при этом не слишком ресурсоемкими. Я проводил множество экспериментов, пытался улучшить модели, которые работают над этой задачей. Это уже удалось сделать с активационной фразой «Яндекс», а над фразой «Алиса» я еще работаю.

Мы ежедневно созванивались с моим ментором на 15 минут, обсуждали мои задачи и возможные вопросы, а после переписывались в чатах. Когда вся большая команда работает дистанционно, то процессы уже более-менее налажены и общение в личных сообщениях не приносит какого-то дискомфорта. Это уже стало естественной частью рабочего процесса. Дважды в неделю мы общались с командой: обсуждали результаты экспериментов и общие задачи, скидывали обзоры прочитанных статей по тематике голосового распознавания, планы на будущее и самое интересное, что происходило у нас за несколько дней. У нас был хорошо организованный чат в Slack с каналами по разным тематикам, где всегда можно было задать вопрос. Коммуникация была плотной и недостатка в ней я не испытывал.

Во время дистанционной стажировки тоже можно прокачать гибкие навыки: основным инструментом коммуникации было письменное общение, поэтому важно уметь грамотно писать и четко формулировать свои мысли. У нас даже был небольшой курс по soft skills, где нам рассказывали про тайм-менеджмент, публичные выступления, коммуникацию

Было ощущение, что о нас позаботились, помогли выстроить взаимодействие, что очень важно, когда ты находишься в начале своего пути. Хотя все эти лекции были онлайн, мы активно общались и проводили командные выступления. Например, на лекции по публичным выступлениям мы должны были за несколько минут придумать презентацию, а потом представить ее.

Пришлось учиться отделять рабочее время от отдыха, потому если у тебя открыт рабочий чат и придет очень важное сообщение, то оставить его без внимания уже не получится. Иногда я работал до позднего вечера по собственному желанию, потому что хотел успеть сделать больше

По чему я скучал, так это по общению с командой вне работы, по разным приятным моментам: мы встречались на обедах, иногда команда выходила куда-нибудь после работы в кафе или бар, я играл со своими знакомыми в настольный теннис в офисе, что помогало мозгу отдохнуть. Вместо этого на дистанционной стажировке мы играли в квизы на эрудицию с другими стажерами и кураторами. Команда стажировок даже организовала для нас день летнего стажера онлайн. Я не смог на нем побывать, но мне рассказывали, что он проходил в формате квеста: стажеры дистанционно «управляли» сотрудниками Яндекса, которые проходили задания в офисе.

Если есть выбор, то в качестве первой стажировки я бы посоветовал выбирать очную, потому что будет проще влиться в работу, возможно, проще выстраивать отношения с новыми людьми. Если же такого выбора нет, то я бы посоветовал не бояться идти на дистанционную стажировку, потому что все понимают, что у вас будут возникать вопросы, и все вам будут готовы помочь.

Моя вторая стажировка подходит к концу в середине сентября. Сейчас мне нужно закончить бакалавриат и ШАД, и я решил сконцентрироваться на этом. Если бы не учеба, то я бы обязательно остался. После университета я хочу пойти в магистратуру и работать разработчиком машинного обучения, — возможно, вернувшись в Яндекс.

Сферы подготовки

Яндекс Практикум предлагают своим студентам обучение по следующим направлениям:

  • маркетинг;
  • программирование;
  • дизайн;
  • аналитика;
  • тестирование;
  • английский язык.

Самый широкий блок — это программирование. Именно с него Яндекс Практикум начал реализовывать свои курсы. Сюда входят:

  • разработка на С#;
  • разработка на Python;
  • дизайн интерфейсов;
  • фронт-энд разработка;
  • тестирование веб-приложений и ПО;
  • веб-разработка;
  • базы данных;
  • аналитика.

Для специалистов в области программирования предусмотрен курс наставничества, благодаря которому профессионал сможет обучать молодых специалистов и готовить их к самостоятельной деятельности.

По направлению «маркетинг» в настоящее время реализовано только обучение одной профессии — «интернет-маркетолог». Этот курс предназначен как для новичков, так и для начинающих специалистов. На нем обучают моделированию воронок продаж, запуску рекламных кампаний, управлению брендами.

По направлению «иностранные языки» сейчас предусмотрен только курс английского языка, который называется «Флоу» — это программа, которая позволяет за шесть месяцев научиться разговаривать на повседневные темы и перестать бояться общения на иностранном языке.

Языковые сложности. C++ VS Python

Да, плюсы́ — не такой популярный язык для студентов, как тот же питон, например. Если мы говорим о человеке, который решил впервые попробовать свои силы в программировании, то он с большей вероятностью пойдёт писать именно на Python, нежели на C++. Здесь дело и в пороге входа, который у плюсов ощутимо выше, и в том, что на Python куда проще получить в результате своих трудов полноценную работающую программу. Ведь там многое доступно сразу из коробки, нет лишних скобочек и связанных с ними сложностей. Работа с файлами там тоже заметно проще — в общем, просто берёшь и работаешь. 

Сейчас даже в школах, где уделяют внимание программированию, учат способных учеников именно Python. Конечно, многие из нас с вами на уроках информатики начинали с Pascal или Visual Basic, в ряде школ наверняка они ещё остались

Но проблема Pascal в том, что обучиться-то ему можно, а вот найти применение в реальной жизни уже сложнее. А Python и простой, и дружелюбный, и проектов на нём много. 

— Погоди, пост же про плюсы, — скажет внимательный читатель. Да, всё верно, вот и они. Штука в том, что с Python хорошо начинать. А вот дальше всё зависит от задач и желаний программиста. Если вам хочется (и интересно) писать куда более производительный код, над которым у вас будет полный контроль, то для этого понадобится что-то низкоуровневое. Например, Java, C++, C#, в какой-то степени Go. 

И в этой низкоуровневости заключается двойственная природа плюсов. С одной стороны, язык изначально сам по себе низкоуровневый, и это круто. С другой стороны, его не очень удобно использовать. Если вы что-то сделаете не так, создавая программу на каком-то другом языке, она будет работать неэффективно или работать с ошибками. Плюсы же не прощают ошибок, и вместо неработающей программы вы вполне можете получить инферно, утягивающее в Страну Вечной Охоты всё, до чего дотянется. 

Это так себе история, поэтому за плюсы активно взялись в начале XXI века и начали развивать язык. Как итог, сейчас на C++ не просто можно писать эффективный код. На C++ стало приятно писать эффективный и безопасный код. 

Обузданная мощь

В плюсах, как и в других компилируемых низкоуровневых языках, есть статическая типизация кода, которой нет в Python. Благодаря ей вы можете чётко и ясно объявить, что такой-то объект имеет вот такой тип данных, что вот эта штука — число. И всё, после этого оно не станет, скажем, строкой. И это даёт возможность компилятору генерировать более эффективный код. 

Программы на C++ быстрее благодаря более чёткой типизации

Программируя на C++, вы на самом деле чувствуете мощь — у вас куча возможностей. Как говорили в таких случаях Питеру Паркеру: «С большой силой приходит большая ответственность», что, кстати, тоже является хорошим стимулом для обучения. 

Если вам интересно создавать эффективный код и в процессе перелопачивать огромные объёмы данных, то дополнительным челленджем в C++ станет не просто написать быстрый код, но написать его так, чтобы он был понятен остальным. Люди же будут его использовать, поддерживать и масштабировать — это не вещь в себе, это инструмент. Хороший, работающий и ремонтопригодный. 

Ведь как только вы напишете одну хорошую и эффективную программу, вам наверняка захочется начать писать много таких же классных программ. Так, например, в Яндексе мы сейчас пишем множество самых разных сервисов на плюсах. Поэтому вопрос про поддержку отнюдь не праздный. 

К счастью, у C++ за всё время накопилось множество хороших практик того, как писать понятный и поддерживаемый код. И это тоже интересный момент в плане обучения: задача усложняется, потому что у вас в руках уже не просто язык посложнее, но при этом и огромный набор инструментов, чтобы на нём хорошо писать

Этому тоже важно учить

Типичный рабочий день стажёра

Рассказывает стажёр-разработчик Дариуш Пискевич.

В первый день обычно стажёр получает статью, в которой будет написано, как разобраться с тем, что ты делаешь. Будет создан какой-то фальшивый тикет для учёбы — он как будто бы настоящий, но он для того, чтобы ты научился в принципе работать во внутренних системах.

Дальше мы проходим курсы молодого бойца. Это встречи, где руководители команд, служб рассказывают о том, что у нас происходит, как всё устроено. У всех есть календарь, в котором стоят встречи. 

Если ты придёшь на работу в 10 утра, вероятнее всего, твоей первой задачей будет позавтракать с кем-нибудь — найти человека в команде, который тоже не позавтракал, и пойти завтракать с ним. Потому в Яндексе самое крутое — это люди, всегда очень хочется с кем-нибудь пообщаться либо из своего отдела, либо из соседнего. У меня в команде были люди, которые закончили химфак МГУ, а работают программистами.

Всегда можно найти компанию на завтрак или любой перекус

После завтрака, скорее всего, будет встреча с командой. Возможно, это рассказ о самой системе, о будущей задаче, какой-то общий рассказ о том, что у нас меняется в отделе, службе, в наших продуктах.

Затем стажёр может пойти на своё рабочее место и заниматься своими делами, проектами и решать рабочие вопросы. Сейчас у всех рабочие места в опенспейсе, хотя можно пойти на балкон или на пуфики. 

Если ты стажёр и у тебя сложная задача в работе, то ты вспоминаешь о своем менторе и идёшь к нему. О всех задачах, которые тебе будут давать на стажировке, будет знать твой ментор, и он с вероятностью 100% сможет тебе помочь.

В офисе можно работать не только за столом, но и в креслах, пуфиках и на балконе

Ещё есть регулярные стендапы. У меня в команде, например, они проходят каждый день в 16 часов. Мы на 15 минут собираемся и рассказываем, что у нас произошло за сутки.

Есть еженедельная встреча с руководителем. Она скорее неформальная: вы можете поговорить не по работе, а о том, что тебе нравится, не нравится, что ты хотел изменить. Например, можно сказать: мне не нравится тут сидеть, давайте попробуем место поменять. Или «Я устал от этих задач, можно мне поменять направление? Можно ли мне на стажировку перейти в другой отдел?» 

В конце рабочего дня можно оставить ноут на рабочем столе и не трогать до завтрашнего утра, некоторые так и делают. Как-то мы всем отделом оставляли ноуты на рабочем месте, чтобы никогда не работать дома и себя не перетруждать. Я думаю, стажёры точно так же делали.

Никогда не знаешь, когда тебя поймает вдохновение, озарение, чтобы реализовать ту или иную какую-то фичу. Можно сидеть целую неделю мучаться, у тебя не будет получаться какую-то ошибку исправить или реализовать новую фичу. Идёшь в субботу утром в парк, и к тебе приходит озарение. Не все готовы в этот момент сдерживаться, некоторые хотят всё бросить и срочно начать писать код.

Итоги

До начала занятий в практикуме я прошёл несколько разрозненных курсов. Мне приходилось самому искать информацию и предполагать, что из этого нужно и будет востребовано. Терял много времени на поиск. А когда учился, постоянно гадал — нужно ли именно это и насколько глубоко копать.

Практикум стоит немало — 60 000 ₽. Стоит хорошо подумать, зачем нужны эти занятия. Просто для хобби это многовато.

За 10 000 ₽ в месяц — как я для себя воспринимаю эти расходы — я получаю:

  • продуманная программа: задания, похожие на реальные (надеюсь);
  • рассчитанная нагрузка по неделям;
  • знания, которые нужны для начала работы;
  • консультация практикующих специалистов.