Опыт пяти стажировок: советы начинающим

Менторы

Ментор, который сопровождает стажёра, ожидает, что он может самостоятельно разобраться в новом вопросе. В этом случае ментор может подсказать примерное направление в решении задачи, дальше — дело за стажёром. Ментор заинтересован в том, чтобы человек смог получить полезный для компании результат. 

На втором этапе ШРИ ментор обычно больше заинтересован в том, чтобы студенты получили хороший опыт, и не так важно, чтобы они получили выдающийся результат. В школе менторы нацелены на то, чтобы студенты попробовали как можно больше интересных вещей, не боялись ошибаться и учились делать выводы

При этом мы измеряем и качество результата, и полученный опыт. 

Как мы это делаем? Результат мы измеряем в ходе выступлений каждой команды по итогам выпуска нового проекта. На эти выступления приходят опытные разработчики Яндекса и смотрят, что получилось у студентов школы. А опыт оцениваем так: после окончания школы просим каждого студента подготовить отчёт по результатам выпускного проекта. В отчёте студент пишет о том, что полезного он узнал во время учёбы. Пример такого отчёта от студента ШРИ можно посмотреть здесь.

Совет 3: люди не кусаются, с ними можно и нужно разговаривать

Боязнь коммуникации с людьми и низкая эффективность коммуникации — главные враги стажёров. После лени. Но, в отличие от лени, эта болезнь поддаётся системному решению — главным образом через осознание причин её происхождения.

Во-первых вы находитесь в новой для себя модели отношений. До этого вы общались с родственниками, друзьями, учителями, партнёрами. В офисе у вас есть руководители и коллеги, и общение с ними отличается от общения с другими четырьмя категориями, хотя и не является чем-то особенно сложным.

Руководитель. Помните, что этот человек стал вашим руководителем, потому что сам этого захотел и потому что вы ему понравились. Он переживает за успех вашей стажировки местами больше, чем вы сами. При этом руководитель — второй человек, от которого зависит успех стажировки. Первый, разумеется, — вы. Успешная коммуникация с руководителем строится на вполне конкретных вещах:

  1. Встреча 1:1 не реже раза в неделю. Если такой встречи нет, о ней надо явно попросить. Если руководителю совсем некогда, такой встречей может быть обед. Убедитесь, что эта встреча имеет формат opt-out, а не opt-in, иначе по факту она будет проходить не чаще раза в месяц.

  2. Сформулированные письменно задачи на стажировку.

  3. Регулярная обратная связь от руководителя о вашей работе. Советы по улучшению проекта и личному развитию. Зачастую неопытный руководитель стесняется давать полноценную обратную связь, а стажёр не хочет её слышать из-за опасений, что она не будет положительной. Если хочется действительно вырасти за время стажировки — придётся побороть боязнь критики. 

Коллеги. Как правило искренне желают вам успеха и готовы уделить время, чтобы этот успех приблизить. Смело идите к коллегам с вопросами, когда руководитель занят или отсутствует, присоединяйтесь к обсуждению по нерабочим вопросами и никогда не отказывайтесь от предложения сходить на обед.

Руководитель руководителя (aka step). Представляет особый интерес для любопытного стажёра. Скорее всего, это очень занятой человек, но, если вы попросите (например, через своего руководителя), он не откажет вам в одной–двух встречах 1:1 в течение стажировки.

Собеседование

Третьим этапом пути к стажировке в Google станут два собеседования по 45 минут, на которых с вами поговорят о ваших планах, предпочтениях, успеваемости в учебе, а также расскажут о самой компании, предстоящей работе, бонусах и так далее. Помимо этого, проверят ваши теоретические знания и предложат выполнить несколько тестовых заданий. Начнут, конечно же, с легкого, после чего перейдут к задачам сложнее.

Как правило, приглашая на собеседование, HR Google напишет или расскажет по телефону, чего примерно ждать на интервью. Обычно интересуются осведомленностью об основных концептах Computer Science, потом предлагают решить пару десятков задач, к примеру, на level-order traversal of a binary tree для разных языков программирования или implement a hash table.

Чтобы удачно пройти все этапы, необходимо хорошо подготовиться:

  • потренироваться – решить пару сотен задач на специальных сайтах (например, на LeetCode), благо их огромное количество;
  • почитать профильную литературу (те, кому повезло попасть на практику в Google, советуют готовиться по книге Cracking the Coding Interview – если вы сумеете справиться с любой задачей, включенной в нее или выложенной на сайте LeetCode, то шанс пройти собеседование почти стопроцентный);
  • обязательно подтянуть английский язык. Желательно понимать разные акценты, так как именно на этом часто и ломаются студенты.

Сильно переживать не стоит: часто рекрутеры приходят на помощь, наводя на правильный ответ, так как понимают, что кандидат испытывает немалый стресс.

После успешного собеседования студентов включают в резерв стажеров. Со «скамейки запасных» кандидатов забирают кураторы определенных групп, проектов или направлений – хосты. Некоторым претендентам на прохождение практики в Google везет: их хотят получить в свои команды сразу несколько руководителей. Но бывает и так, что потенциальным стажерам так и не перезванивают, но это случается редко.

Руководитель проекта выбирает из резерва заинтересовавших его молодых специалистов и связывается с ними самостоятельно, рассказывая о работе и задавая интересующие его вопросы. Если после разговора обе стороны поняли, что испытывают взаимную профессиональную симпатию, то студент может начинать паковать вещи, чтобы переехать в город, в который его пригласят.

Часть 1. Подача заявки и Я.Контест

После прохождения десятка курсов на степике, я понял, что хочется применить этот опыт где-то и решил подать заявку на стажировку в Яндекс на позицию стажёра по направлению «Аналитик данных». Зашёл на сайт, заполнил анкету, через час получил ссылку на тестовое задание в Яндекс Контест. Увидел, что даётся 6 часов на решение задач и принял решение выделить утро субботы на прохождение теста.

UPD: условия задач удалены по просьбе

Тест оказался не очень сложным, было 6 задач. 2 из них на математическую статистику (задачи A и B), 2 стандартные задачи на Питоне (C и D), 1 задача на базовые знание библиотеки Pandas (E) и задача на логику и аналитическое мышление.С последними двумя задачами я справился за полчаса, с первой задачей по матстату ещё минут за 10, на вторую задачу было потрачено 20 минут, и осталось целых 5 часов на 2 задачи на питоне. На каждую я потратил минут по 30, но в одной задаче не прошёл несколько тестов (скорее всего, условие мною было проинтерпретировано неверно), а в другой выдавал memory limit. В итоге, оптимизировать код и дорешать задачи до конца не вышло. Ещё раз проверил 4 прошлые задачи и отправил решения.На следующий день мне приходит письмо счастья от рекрутера о том, что со мной готовы провести техническое интервью и предложили выбрать время, также предупредили, что оно займёт около часа. 

Ольга Августан, директор образовательного направления Mail.ru Group

В Mail.ru Group входит около 100 проектов и продуктов. Чтобы закрывать junior-позиции по всем направлениям и находить молодых специалистов на широкий стек технологий (от Go и С++ до Data Science), мы развиваем свою систему образовательных проектов, создавая сообщество профессиональных «джунов».

Попасть в это сообщество можно, пройдя многоступенчатый отбор и системную подготовку. Во-первых, это отбор еще на этапе поступления в университет — наши программы допобразования работают в топовых вузах. Во-вторых, это поступление на наши проекты: сегодня у Mail.ru Group есть программы на базе МГТУ им. Н. Э. Баумана, МГУ им. М. В. Ломоносова, МФТИ, НИЯУ МИФИ, СПбПУ, ВГУ и ПГУ. 

Наши очные программы бесплатные, но попасть туда непросто. Студенты проходят тестирование и техническое собеседование, где мы проверяем знание основ программирования, алгоритмов и структур данных, смотрим, как они решают задачи на чтение и написание кода. Конкурс на наши вузовские программы – от 5 до 11 человек на место, что сравнимо с конкурсом на бакалавриат в топовые университеты.

Третий этап отбора проходит уже во время обучения. В рамках двухгодичной программы студенты изучают более 15 дисциплин, занимаясь более 700 академических часов. Помимо очных занятий, ребята тратят до восьми часов в неделю на домашнюю работу и делают командные проекты. Во время обучения мы погружаем студентов в мир реальных задач и проектов, поскольку все наши преподаватели – сотрудники Mail.ru Group. Только 30% студентов, поступивших на наши двухгодичные программы в вузах, доходят до конца. И это показатель того, что выпускник проекта уже может работать в IT на начальной позиции. 

Лучших студентов преподаватели рекомендуют на стажировку в компанию. В Mail.ru Group стажеры – это полноценные сотрудники с окладом, социальными бонусами и реальными рабочими задачами. Единственное отличие в том, что они работают по гибкому графику, чтобы совмещать работу с учебой, но с загрузкой не менее 20 часов в неделю.

Последний, четвертый этап –  потенциальные стажеры общаются с HR и со своей будущей командой, проходят технические собеседования. Здесь тоже есть тестовое задание. Разработчикам нужно решить задачу с применением кода, прочитать и дописать чужой код или пофиксить баги. Так молодой специалист поймет, с какими задачами он столкнется в конкретном продукте, а мы покажем навыки потенциального стажера его будущему руководителю. И, наконец, лучшие из лучших становятся стажерами и сотрудниками компании.

Несмотря на то, что наше комьюнити «джунов» довольно закрытое, мы вовлекаем в него талантливых ребят уже со школы: призеров и победителей олимпиады «Технокубок», наших чемпионатов по программированию, искусственному интеллекту и машинному обучению.

Про навыки, необходимые стажёру в Яндексе

Выращивать и обучать стажёра для меня неразрывные понятия, я не ограничиваюсь навыками программирования. Мне кажется, для работы в большой компании даже программисту нужно уметь не только писать код

Важно уметь общаться с людьми, расставлять приоритеты, управлять своим и чужим временем. Эти же навыки нужны и стажёру

Обычно, когда нужно согласовать что-то с коллегами из других отделов, я приходил на помощь, чтобы не нагружать человека дополнительными организационными задачами. Но иногда просил и помочь мне, это было своего рода упражнение.

Если навыки есть и они достигают высокого уровня, такого человека можно брать на работу, если он в ней заинтересован, конечно. И подходит по профилю.

Я хорошо понимаю, кто нужен нашей команде. Это люди с фундаментальным бэкграундом, участники олимпиад, которым очень интересны алгоритмы и структуры данных. Возможно, они даже писали научные статьи. Дотошные, аккуратные и внимательные ребята. И по этому принципу подбираю стажёров. Сложнее отличить, к примеру, кем человеку лучше стать — аналитиком или ML-разработчиком.

Совет 1: у стажировки есть важные отличия от работы — их нужно учитывать

Если вынести за скобки вопрос компенсации, стажёр получает возможности полноценного сотрудника, не получая его обязанностей

Под обязанностями я подразумеваю висящий почти на каждом программисте груз поддержки предыдущих проектов, а также перевзвешивание приоритетов текущих задач по важности для команды и собственной карьеры

Со многими элементами рабочего взаимодействия вы столкнётесь впервые, и на основании этого опыта сформируете изначальное представление о том, как делать правильно. Если вам повезло оказаться в хорошем месте, постарайтесь усвоить как можно больше таких знаний. Вот основные (на мой взгляд) возможности в крупной IT-компании, которые думающий стажёр не должен упустить:

  1. Корпоративная культура и организация процессов. Сюда входят: коммуникация руководства с сотрудниками, проведение встреч, планирование целей и постановка задач, культура обратной связи, оценка результатов работы и раздача вознаграждений, процессы продуктовой работы, ревью архитектуры сервисов, ревью кода и тому подобное.

  2. Продуктовое мышление. Перенимать методы мышления других людей и смотреть, как делаются реальные продукты, которыми пользуются настоящие живые люди. Для полного погружения рекомендую придумать какую-нибудь фичу и попробовать «продать» её руководителю.

  3. Технологии. Ищите и посещайте внутренние конференции, лекции приглашённых гостей, E2E семинары (технические рассказы об архитектуре сервиса) и рассказы об устройстве продуктов.

A. Исследователи (1 балл)

Статус: Проверка пройдена

Дан список, в которой хранятся исследователи и топонимы (имена мест) где они бывали. Список имеет следующий формат:

      
        <explorer1>, <toponym1>, <toponym2>, ...],  
        ,  
        ,  
        ...  
    ]

Надо развернуть этот список, таким образом, чтобы на первом месте оказался топоним, а на остальных исследователи.

Формат ввода

      
        "Mallory", "Everest", "Mont Blanc", "Pillar Rock",  
        "Mawson", "South Pole", "New Hebrides",  
        "Hillary", "Everest", "South Pole"  
    

Формат вывода

      
        "Everest", "Hillary", "Mallory",  
        "South Pole", "Hillary", "Mawson",  
        "Mont Blanc", "Mallory",  
        "Pillar Rock", "Mallory",  
        "New Hebrides", "Mawson"  
    

Стажёр — это сразу полноценный сотрудник Яндекса, у которого при этом есть свой ментор на время обучения

В первый день, когда стажёр выходит в команду к нам в Яндекс, он становится уже сотрудником. Причём как с формальной с точки зрения — мы подписываем с ним трудовой договор, — так и с точки зрения нашей внутренней культуры. Такой сотрудник участвует во всех наших внутренних процессах как рабочих, так и развлекательных, например в корпоративных праздниках. По всем параметрам это полноценный сотрудник компании.

При этом у каждого стажёра есть непосредственный руководитель и ментор. Иногда бывает так, что это один и тот же человек, иногда это разные люди. Ментор — это тот человек, который помогает стажёру пройти весь путь стажировки и успешно её закончить.

В самом начале, когда стажёр только выходит в компанию знакомиться со своим ментором, ментор помогает ему сформулировать, что от него ждут по итогам стажировки, какими задачами глобально ему предстоит заниматься. Ментор рассказывает про то, как устроены процессы непосредственно в их команде или в службе, в отделе, или во всей компании.

Дальше всё уже зависит от человека и от команды. Когда мы все работали удалённо, в офис никто не ходил, а стажёры продолжали к нам идти, некоторым менторам было удобно с утра открыть Zoom, созвониться со стажёром и в течение всего дня у них был открыт Zoom. Они сидят, каждый по-своему работает, своими задачами занимается, а иногда перебрасываются какими-то вопросами, как будто бы за соседней партой сидят.

К ментору можно прийти с любым вопросом и получить готовое решение или совет, что делать дальше

Часть 3. Второе интервью

Через неделю мне назначили ещё одно интервью, где уже был Сергей и девушка из отдела планирования Яндекс Маркета, назовём ещё Светлана.Светлана представилась, рассказала чем занимается их отдел, как он связан с отделом аналитики, наговорила кучу умных слов (мне, как студенту 3го курса МФТИ, не вся информация была понятна и как человеку, который никогда не сталкивался с подобными вещами), от которых я остался под впечатлением. Далее, Светлана спросила, как я понял задачи, про которые мне рассказал Сергей. В целом, я рассказал очень кратко, тк получил мало информации на первом интервью. Потом, она задавала классические для интервью вопросы: «Какая у тебя суперспособность?», «Как ты определяешь приоритет задач?», «Сколько времени я смогу уделять стажировке?» спросила ещё, собираюсь ли я в магистратуру(видимо, для того, чтобы понять, может ли компания в дальнейшем на меня рассчитывать), но не идти туда я не могу, тк там военная кафедра. Спросила ещё какие языки программирования я знаю, я сказал, что Python. Меня спросили про sql, но на тот момент я его не знал (после интервью сразу пошёл осваивать, не повторяйте моих ошибок). После этого Сергей дал ещё 2 задачки на аналитику, даже скорее на продуктовую аналитику, здесь было немного тяжело, потому что продуктовой аналитики нас не учили и я отвечал исходя из логических соображений. 1ая задача:»Кто является конкурентом у Яндекс Маркета?». Я назвал только 3/4 основных пунктов — онлайн магазины(dns, ozon, wb, перекрёсток, авито и тд по списку) и офлайн магазины (любой ларёк является также конкурентом) и реклама на сайтах. До чего я не догадался, так это до социальных сетей, тк сейчас это направление растёт и там уже довольно много покупок/продаж.Вторая задача была аналогичной, только вопрос был про Яндекс.Бразуер. Дополнительным был вопрос о том, какую метрику используют в Яндекс Браузере. Я подумал, что количество кликов на рекламу, но позже сообразил (с подсказкой), что это время, проведённое пользователем в браузере.Далее, меня спросили, чем бы я хотел заниматься из возможных задач. Я сказал, что визуализацией дашбордов в Tableau, ещё задали пару простеньких вопросов на аналитику. После этого интервью закончилось и Сергей сказал, что дальнейшую информацию передаст через рекрутера.

Про организацию стажировок

Стажировки всегда проходят по одному сценарию, различаются только проекты. Перед открытием вакансии мы изучаем, что может быть интересно стажёрам. Или в какой проект мы можем их привлечь, чтобы научить и потом пригласить к себе. Я обсуждаю план стажировки со своим руководителем, затем рассказываю ребятам. Как правило, они соглашаются: у нас в отделе задачки всегда классные.

Далее мы двигаемся по этому плану, я ввожу в курс дела, чтобы стажёр познакомился с системой. Обычно бывает как: человек решал в университете абстрактные математические задачи, а на стажировке от него требуют применять знания на практике. Поэтому я рассказываю не только о внутренних сервисах и инструментах, но и о самом проекте. Если стажёр всё схватывает на лету, одной-двух вводных встреч достаточно. Если нужно рассказать ещё, даю небольшие задания — что-то улучшить или поправить. Они не связаны с основным проектом, но помогают втянуться в процесс и войти в коллектив. И дальше я записываю стажёра на встречи — ежедневные, еженедельные

Начинаем ходить вместе на обеды, это важно, так человек чувствует себя комфортнее в новой обстановке. Правда, в пандемию с совместными обедами были, конечно, сложности

Когда я вижу, что человек адаптировался, даю две-три простые задачки, которые можно сделать за пару недель, чтобы потом приступить к большому проекту. Он может длиться месяц и больше.

Во время стажировки

Дарья Штыркина, руководитель группы подбора стажёров Яндекса

Стажёр в Яндексе — полноценный сотрудник компании, он работает над реальными проектами и получает зарплату. Стажировка длится от трёх до шести месяцев, срок зависит от выбранной нагрузки — 20, 30 или 40 часов в неделю.

В первую очередь стажёр учится взаимодействовать в команде и работать с внутренними сервисами Яндекса. Он изучает документацию, осваивает профессиональные навыки и получает возможность проявить их в проекте.

На протяжении всего пути работу стажёра курирует ментор — руководитель группы или кто-то из старших коллег по команде. Он даёт своему подопечному задачи, контролирует их выполнение и помогает решать сложные кейсы. Максимум от стажировки можно получить, если полностью погрузиться в задачи, не бояться проявлять инициативу и задавать вопросы, а также учиться работать в команде.

Екатерина Стержанова, стажёр направления беспилотных технологий Яндекса с декабря по июнь 2019 года

В команде автономных автомобилей я стала стажёром-разработчиком. Занималась разными вещами: работала с перестроениями, разрабатывала часть визуализации, писала вспомогательные инструменты для разметки проездов (распределения их по определённым категориям для фильтрации и поиска). Кодила на C++ и Python.

В процессе стажировки возникают различного рода вопросы, и самый эффективный способ найти на них ответы — это уточнять у коллег

Поэтому в первую неделю важно наладить связь с командой и со всеми познакомиться. В Яндексе есть кофе-пойнты, это идеальное место для дружеских бесед

Пока знакомишься с командой, фоном нужно изучать рабочие обязанности. Первое время я постоянно читала методички для начинающих разработчиков, там были собраны основные моменты, которые нужны для начала работы. Ментор всегда давал подсказки, помогал разобраться в непонятных вещах — задавать вопросы я могла ему в любое время.

В дальнейшем раз в неделю мы проводили встречи, на которых анализировали результаты моей работы и определяли, куда мне двигаться дальше, чтобы расти в профессиональном плане. Это очень важная часть, потому что стажёры имеют тенденцию неправильно оценивать свою работу. Часто нам кажется, что мы слишком мало сделали и вообще не подходим для выбранного направления, но это не так.

Ментор предлагал задачи, которые коррелировали с тем, как я работала, но в то же время он позволял отказаться и предложить что-нибудь своё. Он давал задачку, я решала её за какой-то срок, потом он спрашивал, насколько она была для меня полезной. В итоге он предлагал мне новые и всё более подходящие задачи, исходя из полученного опыта и моих пожеланий. Это очень круто.

Если говорить про мою работу стажёра, то я чётко понимала, как от качества выполнения моих задач зависит результат. Беспилотники передвигаются по территории Яндекса, и я могла видеть результаты своих трудов на живом примере. Это очень вдохновляло развиваться дальше.

Михаил Климушкин, руководитель группы аналитики мультимедиа

У нас в отделе есть полугодовые интервалы, в рамках которых мы планируем проекты и направления развития. У каждого аналитика есть несколько проектов, которые он делает в течение нескольких месяцев. Как правило, стажёр подключается к задачам ментора и помогает ему распараллелить работу: берёт на себя кодинг, расчёты и сбор данных.

 Первая неделя у нас обучающая, чтобы стажёры могли познакомиться с внутренними сервисами, со второй недели начинаются простые задачи, а потом они усложняются, по мере развития навыков стажёра. Если мы видим, что человек справляется, делает быстрее обычного, то даём ему более сложные, интересные и комплексные задачи.

Андрей Белов, руководитель команды рекрутеров поискового портала в «Яндексе»:

Многие руководители сервисов, ведущие разработчики и другие работники пришли в компанию еще в институте. У нас ценят горящие глаза, желание учиться и свежий взгляд на вещи, а опыт — дело наживное. Сейчас у «Яндекса» несколько десятков проектов для студентов, аспирантов и недавних выпускников. Я расскажу о трех ключевых: это стажировки, профильные школы и Школа анализа данных.

Стажировка подходит тем, кто хочет набраться опыта и узнать, как устроен «Яндекс» изнутри. Ее можно пройти в любое время года. У всех стажеров индивидуальные графики: одни предпочитают работать полный день, другим удобнее приезжать в офис после учебы. Стажеры работают над настоящими, «боевыми» задачами и получают за это зарплату.

Отбор проходит в три этапа. Первый — тестовое задание. Это несколько задач, которые нужно решить, уложившись в отведенное время. Содержание зависит от специальности: у бэкэндеров будут одни задачи, у разработчиков интерфейсов — другие. Если с заданием все хорошо, мы приглашаем на собеседование. Оно проходит в офисе «Яндекса» или по скайпу, если человек находится в другом городе.

Главная задача собеседования — проверить знание алгоритмов и умение программировать. Обычно стажерам предстоят две часовых беседы с экспертами из «Яндекса». Собеседующие могут попросить написать код на бумаге или на доске. Такое «программирование на листочке» — способ проверить, насколько развиты у будущего стажера навыки написания кода. Если человек делает нелепые ошибки на бумаге, он будет делать их и в жизни.

Третий и заключительный этап — встречи с командами «Яндекса», которым требуются стажеры. Члены команд знакомятся с кандидатом, рассказывают о своих проектах и о том, чем именно предстоит заниматься; иногда предлагают решить пару несложных задач. Если по итогам встреч стажера готовы взять к себе сразу несколько команд, он выбирает ту, которая понравилась больше всего.

Помимо стажировок, «Яндекс» организует профильные школы для менеджеров, фронтенд- и бэкенд-разработчиков. Обучение в школах бесплатное, но набор конкурсный: нужно выполнить тестовое задание и пройти собеседование. В школах преподают сотрудники «Яндекса». Программа состоит из двух частей: сначала лекции и практические занятия, потом — командная работа над проектом. Занятия проходят по вечерам и в выходные. Школы подходят тем, кто делает первые шаги в специальности. Так, они могут стать хорошим подспорьем перед стажировкой.

Тех, кому интересна большая наука, мы ждем в Школе анализа данных. ШАД — история не про трудоустройство, а про учёбу: здесь по современным, ежегодно обновляемым программам преподают важнейшие дисциплины компьютерных наук, от машинного обучения до анализа текстов на естественном языке. В Яндексе много выпускников ШАДа — они работают аналитиками, исследователями, системными архитекторами, разработчиками алгоритмов машинного обучения.

Приятные бонусы

Чтобы стажировка была максимально продуктивной, она должна проходить в комфортных условиях. Поэтому стажёр в Яндексе может обустроить своё рабочее место так, как ему нравится: заказать настольную лампу или торшер, шкаф и полку для книг. Работать можно там, где удобно: за столом, на пуфиках или даже в гамаке на веранде. Идеи, возникшие в ходе горячих дискуссий, можно записывать маркерами прямо на стенах — для этого они оклеены белыми виниловыми обоями.

В офисе найдётся много мест, где можно поискать вдохновения, отвлечься от работы, «перезагрузиться» и неформально пообщаться с коллегами: библиотека, тренажёрный зал, музыкальная комната, зал для танцев и йоги. Живые растения создают в офисах домашний уют. На каждом этаже есть небольшие кофейные уголки с бесплатной едой и напитками, открытые балконы с удобными диванами, шезлонгами и шахматами. Если потребуется, можно обратиться к врачу, психотерапевту, массажисту или фитнес-тренеру. 

Для стажёра открыты и внутренние мероприятия компании. Например, летом он может съездить за город на пикник для сотрудников. А зимой — поучаствовать в новогоднем корпоративе: пройти квесты с коллегами, покататься на тюбинге с большой горки возле офиса или потанцевать под живые выступления звёзд.

Как остаться в команде Яндекса?

За месяц до конца стажировки, следуя советам знакомых и руководителя, начал смотреть открытые вакансии. Первыми откликнулись Авто.ру. За несколько дней я прошел у них три собеседования, а потом меня позвали на собеседование еще и в Яндекс.Станцию. На него я сходил из профессионального интереса, но продолжать не стал, чтобы не отнимать у людей время. Я посчитал, что Авто.ру — хороший вариант для меня, а Станция мне может оказаться пока не по зубам — не хотел никого подвести. Таким образом, к концу стажировки у меня уже был оффер. Думаю, что этому способствовали полученные опыт и навыки и положительные отзывы руководителей.

Теперь я знакомлюсь с совершенно другим сервисом и с совершенно другими людьми, так что, в каком-то смысле, я все еще почти стажер.