Понятие обособленного подразделения

Основные отличия между филиалами и представительствами

Представительство характеризируется следующими особенностями:

  • Наделяется только полномочиями представлять компанию.
  • Не ведет хозяйственной деятельности.
  • Функционирует на основе собственного положения и устава компании.
  • Отсутствует собственный баланс.
  • Не открывается счет в банке.

Для филиала характерны такие черты:

  • Частично или в полном объеме выполняются функции компании.
  • Ведется хозяйственная деятельность.
  • Базой для функционирования является положение и устав организации.
  • Есть собственный баланс.
  • Как правило, открывается банковский счет.

Основное отличие между формами отдаленных подразделений состоит в том, что филиал наделен большей самостоятельностью, чем представительство.

Обязанности

Обязанности руководителя территориального подразделения очень обширны. Они включают в себя:

  • безубыточную организацию деятельности филиала;
  • выстраивание торговой политики предприятий региона, где расположено вверенное ему подразделение;
  • рациональное распределение должностных обязанностей среди работников организации на вверенной территории;
  • создание рабочей среды, в которой соблюдается трудовая и исполнительская дисциплина;
  • управление деятельностью подразделения на складах и в офисах, согласно принятым на предприятии правилам;
  • контроль за материальными и нематериальными средствами компании, согласно законодательству РФ;
  • руководство работой над сохранением постоянных клиентов компании и привлечением новых;
  • инспектирование по выполнению плана, намеченному генеральным директором организации;
  • изучение потребности в продукции компании в месте расположения филиала;
  • участие в инвентаризации материальных ценностей подразделения;
  • обеспечение сохранности продукции и другого имущества организации на складах;
  • инспектирование работ по проведению операций на складе, согласно установленной отчётности;
  • принятие всех возможных мер по недопущению утраты продукции;
  • наблюдение за правильностью оказания услуг клиентам, проверка корректности оформления и достоверности предоставляемых клиентами документов;
  • контроль за наличием и исправностью противопожарного оборудования, его своевременным техническим обслуживанием;
  • осуществление работы в интересах организации и отстаивание её интересов во всех учреждениях и организациях.

Этапы открытия филиала

Чтобы открыть филиал компании, нужно:

  • Оформить решение о создании подразделения.
  • Подготовить и заверить соответствующие документы.
  • Уведомить налоговую службу.
  • Внести информацию о новом подразделении в единый реестр юрлиц.
  • Зарегистрировать филиал в фондах и уведомить о его открытии контрагентов.

Решение о создании филиала

Решение принимается либо общим собранием участников ООО, либо единолично собственником бизнеса, если он является его единственным учредителем. В первом случае оформляется протокол ОСУ, во втором – решение единственного участника.

В обоих случаях документ должен содержать сведения о наименовании (если есть), месте нахождения филиала, его руководителе и лицах, ответственных за документальное сопровождение. Протокол ОСУ подписывается всеми участниками собрания. Если в уставе не содержится иной информации, решение об открытии подразделения принимается при согласии не менее 2/3 учредителей.

Важно. Ст

5 14-ФЗ в п. 5 прямо указывает на обязательное внесение сведений о филиале ООО в ЕГРЮЛ. В устав общества эту информацию вносить закон не обязывает, она вносится только по желанию участников.

Подготовка, подача документов и внесение сведений в ЕГРЮЛ

Документы, которые нужно подготовить для открытия филиала ООО:

  • протокол собрания собственников бизнеса или решение единственного учредителя;
  • заявление по форме Р13014;
  • положение о филиале ООО (это основной документ, который будет регламентировать деятельность подразделения, как правило, в ФНС не подается).

Заявление Р13014 об открытии филиала оформляется от имени руководителя компании и заверяется нотариально. Заверения не требуется, если документ подается в электронном виде (у директора есть ЭЦП).

Пакет документов (протокол и заявка Р13014) подается через нотариуса или самостоятельно в МФЦ, лично при посещении налоговой либо в электронном виде. Времени на это дается 7 рабочих дней с момента принятия решения общим собранием или единственным владельцем бизнеса.

По регламенту, ФНС рассматривает заявление в течение 5 дней. После чего отправляет заявителю на электронный адрес лист записи ЕГРЮЛ и другие регистрационные данные, включая КПП. В некоторых случаях проверка может занять больше времени или сотрудник налоговой службы может запросить дополнительные документы (подтверждение права на пользование помещениями по заявленному месту нахождения, положения о филиале и т. д.).

Регистрация в ФСС и ПФР

Отдельно заявляться в пенсионный фонд по месту нахождения филиала ООО не нужно. Данные передает в ПФР налоговая служба в порядке информационного обмена. После чего в течение 3 дней фонд регистрирует филиал по месту его нахождения.

А вот в соцстрахе надо зарегистрироваться самостоятельно. На это обществу отводится до 30 дней со дня создания обособленного подразделения. Порядок регистрации в территориальных органах ФСС определен в приказе Минтруда № 202н от 29 апреля 2016 года.

Каким должно быть обособленное подразделение, чтобы организация имела право на УСН

Статья 346.12 НК РФ запрещает применять льготную упрощенную систему налогообложения организациям, имеющим филиалы (требование об отсутствии представительства уже отменено). Разумеется, возникает вопрос — как оформить обособленное подразделение, чтобы оно не было признано филиалом, а организация при этом сохранила право на УСН? Чтобы разобраться в этом, придется обратиться к положениям трех кодексов: Налогового, Гражданского и Трудового:

  1. Налоговый кодекс (ст. 11) дает понятие обособленного подразделения организации как «…любого территориально обособленного от нее подразделения, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места». Характеристику видов обособленного подразделения НК РФ при этом не дает.
  2. Гражданский кодекс (ст. 55) характеризует обособленное подразделение только в виде представительства и филиала. То есть, из этих положений тоже неясно, какими еще, кроме представительства и филиала, могут быть обособленные подразделения.
  3. Трудовой кодекс (ст. 40) указывает, что «…коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях». Таким образом, только здесь можно увидеть, что обособленные подразделения могут быть какими-то иными, кроме филиала и представительства.

В результате, мы имеем дело с каким-то неуловимым понятием иного обособленного подразделения, поэтому при создании такого подразделения надо просто избегать критериев, которые характеризуют его как филиал или представительство. Характеристики эти в законе более чем скудные:

  • представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту;
  • филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительств;
  • представительства и филиалы не являются юридическими лицами, а сведения о них должны быть указаны в ЕГРЮЛ, а значит, и в уставе организации.

Мы не случайно так подробно разбираемся в этом вопросе, потому что несоответствие этим требованиям (иногда неявное) может лишить организацию возможности работать на УСН, причем неожиданно. Например, руководитель считает, что созданное обособленное подразделение не является филиалом, поэтому организация продолжает работать на упрощенной системе, хотя уже не имеет на это права.

В таких случаях организация будет признана работающей на общей системе налогообложения с начала того квартала, в котором было создано обособленное подразделение, имеющее признаки филиала.  А потеря права на упрощенку ведет к необходимости начислить все налоги общего режима: налог на прибыль, налог на имущество, НДС, и именно с последним может возникнуть больше всего проблем. НДС надо начислить со стоимости всех реализованных товаров, работ и услуг за текущий квартал, а если покупатель или заказчик откажутся его доплачивать, то налог придется платить за счет собственных средств.

Как создать филиал?

В соответствии с письмом Минфина РФ «Об определении даты…» от 16.12.2009 № 03-02-07/1-541, дата создания филиала юридического лица — это дата внесения соответствующих поправок в позицию ЕГРЮЛ о компании. Подготовка же к созданию производится в следующем порядке:

  1. Принимается решение об обособлении части организации в законном порядке. К примеру, по закону № 14-ФЗ для выделения части ООО необходимо получить согласие 2/3 голосов на общем собрании членов, при этом сам вопрос об обособлении выносится на повестку собрания минимум за 30 дней до его проведения. Порог для одобрения решения может увеличиваться учредительным актом, положительное решение фиксируется в протоколе собрания, хотя по желанию членов общества может использоваться и иной способ (например, свидетельство нотариуса).
  2. Решаются вопросы организационного характера:
    • утверждается акт, регулирующий деятельность филиала юридического лица;
    • назначается руководство, которому передается по доверенности ряд полномочий;
    • оборудуется хотя бы 1 стационарное рабочее место по адресу подразделения.

Примечание: в соответствии с пояснением Минфина, изложенным в письме «О признании подразделения организации…» от 18.08.2015 № 03-02-07/1/47702, ФНС признает обособленным лишь то подразделение, где наличествуют стационарные места.

В судебной практике мнения о требуемом количестве рабочих мест разделились. Так, в определении Конституционного суда РФ от 05.11.2004 № 381-О стационарные места упоминаются во множественном числе, а в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 09.01.2001 № А33-8564/00-С3-Ф02-2926/00-С1 отмечается, что требование о наличии стационарных мест может быть удовлетворено при наличии хотя бы 1 такого рабочего места.

После внутренних мероприятий создание подразделения переходит в ведение государственных органов, в частности Федеральной налоговой службы (ФНС):

  1. На бланке формы № Р14001, утв. приказом ФНС «Об утверждении форм и требований…» от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@, подается заявление в ФНС. На основании этого документа налоговая служба включает сведения о филиале юридического лица в ЕГРЮЛ.

ИНТЕРЕСНО! В письме от 06.03.2015 № СА-4-14/3666@ ФНС указала, что наравне с формой № Р14001 для регистрации сведений о создаваемом филиале может применяться также форма № Р13001.

  1. В ФНС направляется сообщение формы № С-09-3-1, утв. приказом ФНС от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@. На основании сообщения ФНС ставит выделенную часть компании на налоговый учет.

***

Резюмируем. Филиалами юридических лиц являются структурные части фирмы, имеющие обособление по месту расположения, имуществу и названию, но не являющиеся самостоятельными субъектами права (т. е. филиал не является юридическим лицом). Полномочия и сфера деятельности выделенных частей организаций ограничены функционалом материнской компании, она же несет ответственность и за последствия работы подразделения.

***

Больше полезной информации — в рубрике «Бизнес».

Постановка обособленного подразделения на учет во внебюджетных фондах

Для обособленных подразделений организации, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и осуществляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, предусмотрена постановка на учет в территориальных отделениях Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Фонда обязательного медицинского страхования.

Соответствующие положения содержатся в Федеральном законе от 23.12.2003 N 185-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и в принятых в соответствии с ним нормативно-правовых актах данных внебюджетных фондов.

Для постановки на учет в Пенсионном фонде РФ организации необходимо обратиться в соответствующий его территориальный орган. Никаких письменных заявлений подавать не нужно. Территориальный орган делает запрос в налоговый орган, в котором организация зарегистрировала свое обособленное подразделение, и, получив сведения, регистрирует организацию в срок не позднее пяти дней.

После регистрации территориальный орган ПФР направляет организации извещение в двух экземплярах. Один из них необходимо в 10-дневный срок передать в территориальный орган ПФР, в котором стоит на учете сама организация (см. разд. II Порядка регистрации в территориальных органах Пенсионного фонда РФ страхователей, производящих выплаты физическим лицам, утвержденного Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 19.07.2004 N 97п).

Чтобы зарегистрироваться в территориальном отделении Фонда социального страхования РФ, организации необходимо подать заявление по установленной форме. Срок подачи заявления — не позднее 30 дней со дня создания обособленного подразделения.

Одновременно с заявлением представляются заверенные в установленном порядке копии свидетельства о государственной регистрации организации; свидетельства о постановке организации на учет в налоговом органе; уведомления о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения; документов, подтверждающих создание обособленного подразделения (положения об обособленном подразделении, доверенности, выданной организацией руководителю обособленного подразделения); извещения о регистрации в качестве страхователя юридического лица, выданного региональным отделением Фонда по месту его нахождения. Если обособленное подразделение имеет открытый банковский счет, также представляется справка из банка об этом счете.

Регистрация производится в течение пяти рабочих дней со дня получения документов. При регистрации организации по месту нахождения обособленного подразделения присваивается расширенный регистрационный номер, дополненный кодом обособленного подразделения, и код подчиненности.

Извещение о регистрации организации по месту нахождения обособленного подразделения оформляется в трех экземплярах. Один экземпляр направляется организации, второй — в филиал регионального отделения ФСС РФ, осуществляющий взаимодействие с организацией-страхователем, третий — в региональное отделение ФСС РФ по месту регистрации организации (см. разд. II Порядка регистрации в качестве страхователей юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений и физических лиц в исполнительных органах Фонда социального страхования РФ, утвержденного Постановлением ФСС РФ от 23.03.2004 N 27).

Для постановки на учет в территориальном отделении Фонда обязательного медицинского страхования РФ организация подает также заявление. Срок его представления — не позднее 30 дней со дня создания обособленного подразделения (ст. 9.1 Закона РФ от 28.06.1991 N 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»).

Порядок регистрации организаций-страхователей в территориальном фонде обязательного медицинского страхования и форма свидетельства о регистрации страхователя устанавливаются Правительством РФ. До настоящего времени такой порядок не установлен.

Особенности работы филиалов организации

Правовой статус филиала предоставляет подобным обособленным подразделениям организации определенные правовые инструменты. Так, филиалы должны вести свою деятельность на основании доверенности от непосредственного руководства компании. При этом проще всего понять все особенности и возможности филиалов, рассматривая их на конкретных примерах. К особенностям филиалов и их правового статуса можно отнести следующие их черты:

Филиал не является отдельным юридическим лицом и субъектом хозяйствования

Соответственно, юридическое лицо, создавшее филиал, несет полную ответственность за деятельность такого обособленного подразделения, отвечает перед его работниками и перед третьими лицами за деятельность филиала, что крайне важно при решении кадровых вопросов.
Филиал может иметь определенные расширенные полномочия, зависящие от внутренних локальных нормативных актов организации и основывающиеся на характере выданной руководством доверенности. То есть, руководитель подобного подразделения может иметь право самостоятельного найма и увольнения работников, вынесения дисциплинарных взысканий и разрешения других кадровых вопросов.
Каждый филиал или представительство должны быть должным образом зарегистрированы, кроме этого – в их отношении регулярно должна проводиться государственная аккредитация.
Филиалы должны соблюдать требования регионального и муниципального законодательства по месту своего фактического нахождения, в то время как сама компания не обязана их исполнять по месту нахождения головного офиса.
Филиалы, в отличие от структурных подразделений, могут иметь собственные банковские счета и имеют право ведения финансовой деятельности.

Налог на прибыль организаций

Особенности исчисления и уплаты налога на прибыль организаций налогоплательщиком, имеющим обособленные подразделения, определены ст. 288 НК РФ.
Налогоплательщики — российские организации, в состав которых входят обособленные подразделения, производят исчисление и уплату:

  • сумм авансовых платежей и налога на прибыль, подлежащих уплате в федеральный бюджет, — по месту нахождения головной организации без распределения этих сумм по обособленным подразделениям (п. 1 ст. 288 НК РФ);

  • сумм авансовых платежей и налога на прибыль, подлежащих уплате в бюджет субъекта РФ, — по месту нахождения головной организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли каждого обособленного подразделения (головной организации) (п. 2 ст. 288 НК РФ).

Доля прибыли, приходящейся на обособленное подразделение, определяется как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ, в целом по налогоплательщику.

Перечислять налог на прибыль по месту нахождения обособленных подразделений нужно независимо от того, есть ли у них доходы и расходы, формирующие налоговую базу (письмо Минфина России от 10.10.2011 N 03-03-06/1/640).
Декларация по налогу на прибыль представляется в налоговые органы по месту нахождения организации и каждого обособленного подразделения (первый абзац п. 1 ст. 289 НК РФ) в том числе и в ситуации, когда суммы налога на прибыль к уплате нет (письмо Минфина России от 22.01.2013 N 03-03-06/1/20).

В то же время если налогоплательщик имеет несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта РФ, то распределение прибыли по каждому из этих подразделений может не производиться. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет этого субъекта РФ, в таком случае определяется исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на территории одного субъекта РФ. При этом налогоплательщик самостоятельно выбирает то обособленное подразделение, через которое осуществляется уплата налога в бюджет этого субъекта РФ, уведомив о принятом решении налоговые органы, в которых налогоплательщик состоит на налоговом учете по месту нахождения своих обособленных подразделений, до 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду. Уведомления (смотрите письмо ФНС от 30.12.2008 N ШС-6-3/986) представляются в налоговый орган в случае, если налогоплательщик изменил порядок уплаты налога, изменилось количество подразделений на территории субъекта РФ или произошли другие изменения, влияющие на порядок уплаты налога. При этом подразделением, «ответственным» за уплату налога, может быть и сама головная организация.

Как неоднократно указывали представители финансового ведомства и налоговой службы, если организация и все ее ОП находятся на территории одного субъекта РФ, то налогоплательщик вправе уплачивать налог на прибыль в бюджет этого субъекта РФ за все свои ОП через головную организацию. То есть подразделением, «ответственным» за уплату налога, может быть и головная организация (письма Минфина России от 09.07.2012 N 03-03-06/1/333, от 25.01.2010 N 03-03-06/1/22, от 12.03.2009 N 03-03-06/1/130, ФНС России от 19.12.2012 N ЕД-4-3/21580@, от 11.04.2011 N КЕ-4-3/5651@, от 26.01.2011 N КЕ-4-3/935, УФНС России по г. Москве от 17.08.2012 N 16-15/076180@, от 07.08.2012 N 16-15/071669@, от 20.06.2012 N 16-15/053947@, от 23.12.2009 N 16-15/136064).

В случае, когда налог перечисляется только через головную организацию или ответственное обособленное подразделение, декларацию по налогу на прибыль по месту нахождения обособленных подразделений, через которые налог не уплачивается, подавать не требуется (смотрите письма Минфина России от 18.02.2016 N 03-03-06/1/9188, от 25.11.2011 N 03-03-06/1/781, от 25.01.2010 N 03-03-06/1/22, от 02.12.2005 N 03-03-04/2/127, ФНС России от 11.04.2011 N КЕ-4-3/5651@).

Поскольку в рассматриваемой ситуации организация и её ОП находятся в одном субъекте РФ, то уплата налога на прибыль (авансовых платежей) правомерно может производиться только по месту нахождения головной организации без распределения на ОП. Если организация решит, что налог на прибыль будет уплачиваться головной организацией за созданное ОП, то, как уже было замечено выше, об этом надо уведомить налоговый орган.

Другой комментарий к статье 55 Гражданского Кодекса РФ

Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.

Представительства и филиалы должны быть указаны в Едином государственном реестре юридических лиц.

1. Филиалы и представительства характеризуются рядом следующих признаков:

1) это обособленные подразделения юридического лица;

2) они располагаются вне места нахождения юридического лица (см. ст. 54 ГК и комментарий к ней);

3) они не являются юридическими лицами, т.е. не имеют своего (принадлежащего им) имущества, не могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и т.д. (см. ст. 48 ГК и комментарий к ней). Хотя в комментируемой статье говорится о том, что филиалы и представительства наделяются имуществом, следует иметь в виду условность этого указания. Ни правом собственности, ни правом хозяйственного ведения, ни правом оперативного управления имеющимся у них имуществом филиалы и представительства не обладают — оно принадлежит юридическому лицу, создавшему филиал (представительство). У подразделения юридического лица имущество находится лишь в техническом управлении. Филиалы и представительства не являются субъектами гражданского права;

4) филиалы и представительства действуют на основании положений, утверждаемых юридическим лицом, создающим эти обособленные подразделения. Как представляется, такие положения рассчитаны главным образом на регулирование «внутренних отношений». В положении определяются цели и предмет деятельности филиала или представительства, полномочия руководителя и пр.; при этом юридическим лицом устанавливаются «правила поведения» своего подразделения;

5) руководители филиалов и представительств назначаются юридическим лицом (уполномоченным органом юридического лица) и действуют на основании его доверенности. Доверенность необходима для представительства перед третьими лицами, т.е. требуется для того, чтобы руководитель подразделения мог выступать от имени юридического лица (во «внешних отношениях»);

6) представительства и филиалы должны быть указаны в Едином государственном реестре юридических лиц. Это указание введено в абз. 3 п. 3 комментируемой статьи Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ. До того абз. 3 п. 3 выглядел следующим образом: «Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица». Как представляется, изменение содержания абз. 3 п. 3 не имеет существенного значения. Тем более что в учредительных документах юридического лица всегда указываются его филиалы и представительства, а в ЕГРЮЛ сведения о филиалах и представительствах юридического лица давно указываются в силу того, что соответствующее предписание содержится в Законе о регистрации юридических лиц (подп. «д» п. 1 ст. 5; введен Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. N 185-ФЗ).

2. Филиалы и представительства отличаются функциями.

Представительство представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту (руководитель от имени юридического лица заключает договоры, принимает исполнение, предъявляет иски и пр.). Филиал занимается той же деятельностью, но от представительства он отличается тем, что, кроме того, выполняет все функции юридического лица или их часть. Например, руководитель представительства образовательного учреждения от имени соответствующего юридического лица заключает договоры об оказании образовательных услуг, выступает представителем в суде и т.п. Руководитель филиала того же образовательного учреждения имеет те же полномочия, но филиал еще оказывает и образовательные услуги (в том же объеме, что и юридическое лицо, или в меньшем).

3. Указание в государственном реестре и в учредительных документах юридического лица имеющихся у него филиалов и представительств, с одной стороны, требуется для обеспечения публичных интересов (с точки зрения контроля государства за деятельностью юридического лица, сбора налогов и сборов и т.д.), а с другой — призвано обеспечить интересы участников гражданского оборота. Вступая в отношения с юридическим лицом, которое представляет руководитель филиала или представительства, субъект осознает, что «за филиалом или представительством «стоит» юридическое лицо». Заключая какое-либо соглашение с юридическим лицом, контрагент благодаря указанию в учредительных документах филиалов и представительств узнает об этом обстоятельстве.

Общие черты филиала и представительства

Может показаться, что филиал и представительство это синонимы и их разграничение излишне и бессмысленно. Действительно, эти структурные очень похожи:

  1. Филиалы и представительства не являются коммерческими организациями, не регистрируются в качестве таковых, но указываются в реестре юридических лиц как структурные единицы.
  2. Действуют в соответствии с Положением или Уставом.
  3. Располагаются в отдаленных от юридического лица местностях.
  4. В налоговых правоотношениях они не разделяются, а оба действуют как структурное подразделение и имеют одинаковую бухгалтерскую отчетность.

Спорные вопросы

Вопрос об ОП — один из самых сложных в налоговом законодательстве. Зачастую владельцам предприятий приходится обращаться в ФНС, чтобы установить статус правильно. Попробуем разобраться в некоторых особенно спорных моментах.

Что такое «простое ОП»?

Наиболее трудный вопрос касается подразделений компании, которые указаны в НК РФ как «простые ОП». Соответственно, такие, которые не являются ни филиалами, ни представительствами.

Расшифровки этого понятия в законе нет, как и запрета создавать что-то кроме этих двух видов обособленных подразделений. Единственный отличительный признак — такая административная единица не может выполнять никаких функций головного офиса. Но доказать ФНС, что вы создали именно «простое ОП» бывает непросто.

Например, если вы работаете с дистанционными сотрудниками — это считается обособленным подразделением или нет? А если у вас строительная фирма, и вы строите дом в другом городе, можно ли это назвать «простым ОП»?

В некоторых случаях — да, в некоторых — нет. Общим знаменателем можно считать то, что «простые ОП» обычно создают для ведения какой-либо подсобной деятельности. Склады, например, где хранят продукцию.

Юрлицо, создавшее обособленные произведения, обязано поставить каждое на учет в налоговой, согласно ст. 83 п. 1 НК РФ. Заявление подается в тот налоговый орган, который обслуживает указанный адрес. За исключением Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. В этих городах юрлица сами могут выбирать отделение ФНС (ст. 83 п. 4 НК РФ). Сведения в ЕГРЮЛ вносить не нужно.

Могут ли работать в ОП «чужие» сотрудники?

Вспоминаем пример с дачным домиком. Вы его построили, но сдаете другим людям, то есть, не пользуетесь. Теперь переносим ситуацию в другую плоскость. Вы купили помещение в бизнес-центре и сдаете его в аренду другим компаниям. Считается ли это обособленным подразделением?

Нет, не считается. Потому что в определении ОП сказано, что через него организация выполняет свои функции. Следовательно, работать по данному адресу должны сотрудники именно этой организации.

Напоминаем, что к сотрудникам компании относятся те, кто заключил с работодателем трудовой договор в соответствии со ст. 15,16 Трудового кодекса (ТК РФ). Вы как арендодатель платите ФНС только за сдачу своих площадей в аренду. Все остальные налоги — на совести арендаторов.

Однако если вы арендуете площадь у другой компании, вы должны зарегистрировать ОП. Ведь ваши сотрудники работают по другому адресу. Хотя есть нюанс. Если с этими работниками не заключали трудовой договор, а оформили только ГПХ (договор гражданско-правового характера), они не могут быть приравнены к сотрудникам компании. Соответственно, речи об ОП не идет.

Может ли быть всего одно рабочее место?

В последнее время это распространенная практика. Документоведы, секретари и другой административный персонал работают в удаленных офисах. Реже сотрудники работают из дома. В основном, это фрилансеры, не имеющий ни официального договора, ни гарантий.

Но все-таки, если работодатель создал только одно рабочее место, может ли это считаться ОП? В ст. 11 НК РФ, написано, что по адресу должны быть созданы стационарные рабочие места. Если трактовать буквально, то можно сделать вывод: указано множественное число, то есть, как минимум два.

Но в законе не написано, что в ОП не может быть только одно рабочее место. Поэтому ФНС считает так: место создано, работает сотрудник по трудовому договору, значит, это ОП.