Содержание
- При каких случаях договор перевозки оформляется с помощью коносамента
- Что полезного записать в договор перевозки
- Права пассажиров
- Статья 790. Провозная плата
- Статья 789. Перевозка транспортом общего пользования
- Договор транспортной экспедиции
- Договор перевозки пассажира
- Порядок заключения договора перевозки
- Правовое регулирование перевозок
- Чем подтверждается договор о транспортировке багажа?
- Договор воздушной перевозки: риски и права пассажиров
- Статья 791. Подача транспортных средств, погрузка и выгрузка груза
- Существенные условия договора перевозки
- Ответственность сторон по договору перевозки
- Комментарии к статье 786 ГК РФ, судебная практика применения
- Разные виды транспорта: автомобильный, воздушный
- Обязанности перевозчика
- Как исполняется договор перевозки
При каких случаях договор перевозки оформляется с помощью коносамента
Договор перевозки оформляется с помощью коносамента при внутренних и международных перевозках морским видом транспорта.
Коносамент, будучи по своей правовой природе ценной бумагой, имеет стандартную форму, установленную международной практикой. Порядок оформления и выдачи коносамента регулируется следующими документами:
- ГК РФ;
- Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации (далее — КТМ РФ);
- Международной конвенцией об унификации некоторых правил, касающихся коносамента, от 25.08.1924;
- Конвенцией ООН о морской перевозке грузов от 30.03.1978;
- Международными правилами толкования торговых терминов (Инкотермс).
Коносамент содержит сведения о перевозчике, грузоотправителе, получателе, портах погрузки и выгрузки, перевозимом имуществе, времени и месте оформления документа и другие данные.
ВАЖНО! При возникновении у перевозчика убытков вследствие некорректности указанных в коносаменте сведений отправитель груза обязан их возместить (п. 2 ст. 142 КТМ РФ).
Выделяются следующие виды коносамента:
- именной (на конкретного получателя);
- ордерный (по приказу отправителя или получателя);
- предъявительский (который в простой форме вручается отправителю).
Таким образом, заключение договора перевозки подтверждается перевозочными документами (транспортная накладная, коносамент). Помимо удостоверительной функции, данные документы также позволяют их владельцу распоряжаться транспортируемым грузом.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Что полезного записать в договор перевозки
Предмет договора
Перевозчик за плату перевозит груз заказчика — это предмет договора по ст. 785 ГК РФ.
Подробности перевозки пишут здесь же, в предмете. Но можно согласовать время, транспорт, груз и маршрут в отдельном документе — заявке заказчика. Заявку делают письменно или устно — как принято в вашей организации.
Пример:
Наименование груза и его характеристики, количество мест, вес груза, адрес подачи транспорта под погрузку и разгрузку, грузополучатель, дата и время начала погрузки, а также все дополнительные сведения, необходимые для организации и осуществления перевозки, указываются Заказчиком в устной или письменной заявке диспетчеру Перевозчика.
Транспортная накладная
При приёмке груза перевозчик заполняет транспортную накладную. Так нужно по ст. 8 Устава автомобильного транспорта.
Транспортную накладную делают в двух экземплярах, если отправитель и получатель одно лицо. Если груз посылают кому-то, экземпляра делают три: водителю, отправителю и получателю.
Кто грузит и разгружает
Погрузку и разгрузку делает тот, кому поручили договором. Запишите это условие.
Пример:
Перевозчик обязан своими силами организовать погрузку и выгрузку груза.
Транспортное средство
Машина перевозчика должна подходить для груза заказчика. К примеру, для тонны молока понадобится грузовик с рефрижератором.
Отсюда правило — ориентироваться на груз заказчика из заявки.
Если транспорт не подходит, заказчик вправе отказаться. А перевозчик заплатит штраф. Так следует из ст. 791 ГК РФ.
Упаковка груза
Отправитель пакует груз, чтобы он не повредился в пути и не испортил грузовик. Это требование из ст. 10 Устава автомобильного транспорта.
За плохо упакованный и совсем без упаковки груз перевозчик не отвечает.
Если упаковка — дополнительная услуга перевозчика, это записывают в договор. Тогда перевозчик отвечает за целостность груза.
Пример:
Перевозчик оказывает Заказчику дополнительные к перевозке услуги по упаковке груза стоимостью 100 рублей за одну коробку.
Когда при погрузке видно, что мебель поломана или фрукты помяты, это записывают в накладную. Без такой записи считается, что груз приняли в полном порядке.
Срок доставки
Время приезда машины и срок перевозки пишут в заявке и транспортной накладной.
Без срока действует общее правило из ст. 14 Устава автомобильного транспорта:
- 10 дней для перевозки по городу и в область,
- 30 дней для доставки в другую страну.
Груз считается потерянным, если прошли сроки из закона или заявки. За потерю перевозчик платит заказчику компенсацию.
Цена и срок оплаты
Цену за перевозку и срок оплаты записывают в договор. Допуслуги наподобие упаковки и подъёма мебели на этаж считают отдельно.
Перевозчик обязан иметь прейскурант и показать его по просьбе заказчика. Это требование п. 8 Правил перевозки груза.
Объявленная ценность груза
По желанию сторон в накладную записывают объявленную ценность груза. Эту сумму перевозчик оплатит при утере груза. Цену перевозки можно установить в зависимости от объявленной ценности.
Объявленная ценность не должна быть выше реальной стоимости. Так сказано в п. 12 Правил перевозки.
Ответственность перевозчика
Перевозчик отвечает за сохранность груза и своевременность доставки. Отменить в договоре ответственность перевозчика нельзя. Такие пункты не сработают в суде — ст. 37 Устава автомобильного транспорта.
За сорванную перевозку перевозчик платит 20 % от оплаты, за опоздание — 5 %. Эти штрафы из ст. 34 Устава автомобильного транспорта. Но в договоре можно посчитать штраф по-другому.
Ответственность заказчика
Заказчик платит 20 % от оплаты, если передумал ехать и 5 %, если опоздал к погрузке. Штрафы из ст. 35 Устава автомобильного транспорта. В договоре можно написать другие.
Пример:
За простой ТС под погрузкой или разгрузкой по вине Заказчика, Заказчик платит Перевозчику 100 рублей за каждый час простоя.
Подсудность споров
Перевозчик и клиент могут оказаться в разных городах за тысячи километров. В этом случае принципиально где судиться, если что-то пойдёт не по плану.
По общему правилу судятся по месту жительства ответчика.
Если стороны перевозки предприниматели, подсудность можно поменять. Обязательно запишите в договор, что иск подаётся в арбитражный суд своего региона.
Статья актуальна на 28.01.2021
Права пассажиров
Пассажир, приобретая билет на поездку, наделяется рядом прав, предусмотренным Уставом автомобильного транспорта, Уставом водного и морского транспорта и Воздушным кодексом РФ. Так, пассажир вправе:
- провозить по своему билету без предоставления отдельного места детей в возрасте до 7 лет в городском или пригородном транспорте и в возрасте до 5 лет — в междугородном сообщении;
- приобретать отдельные места для детей в возрасте до 12 лет за половину их стоимости;
- перевозить багаж в багажном отделении за отдельную плату при условии, что багаж занимает не более 2 мест и не превышает по габаритам 180 см;
- перевозить без оплаты одно место ручной клади, при условии, что габариты клади не превышают 120 см по ширине и высоте, а также одну пару зачехленных лыж, одни детские санки и одну детскую коляску
При продаже билета и приеме багажа перевозчик обязан сообщить пассажиру о нормах провоза багажа.
Статья 790. Провозная плата
1. За перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.
2. Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.
3. Работы и услуги, выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца и не предусмотренные тарифами, оплачиваются по соглашению сторон.
4. Перевозчик имеет право удерживать переданные ему для перевозки грузы и багаж в обеспечение причитающихся ему провозной платы и других платежей по перевозке (статьи 359, 360), если иное не установлено законом, иными правовыми актами, договором перевозки или не вытекает из существа обязательства.
5. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
Статья 789. Перевозка транспортом общего пользования
1. Перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.
(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ)
Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, публикуется в установленном порядке.
2. Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором (статья 426).
Договор транспортной экспедиции
В соответствии с п. 1 ст. 801 Гражданского Кодекса по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором услуг, связанных с перевозкой груза.
Договор транспортной экспедиции является публичным договором, поскольку речь идет об экспедиционных услугах, оказываемых профессиональными коммерческими экспедиционными конторами, агентствами, другими предпринимательскими структурами, обязанными по характеру своей деятельности выполнять требования ст. 426 Гражданского Кодекса.
Договор транспортной экспедиции – вид договора, предназначение которого состоит в том, чтобы способствовать выполнению основного транспортного договора — договора перевозки груза. Данный договор направлен на оказание дополнительных услуг клиентуре транспорта.
Договор транспортной экспедиции может быть как консенсуальным, так и реальным. В случаях, когда экспедитор оказывает клиенту лишь услуги, носящие организационный характер, договор экспедиции является консенсуальным. Когда экспедитору предоставлено право заключать договор перевозки от своего имени и самостоятельно сдавать груз к перевозке, договор экспедиции является реальным. Как видно из содержания ст. 801 Гражданского Кодекса, договор транспортной экспедиции относится к возмездным и двусторонним договорам.
Сторонами в договоре транспортной экспедиции выступают экспедитор и клиент. Функции экспедитора выполняет специализированная экспедиционная контора, агентство, иная коммерческая организация, оказывающая подобные услуги. В настоящее время широкое распространение приобрело оказание экспедиционных услуг непосредственно перевозчиками, что не противоречит закону (п. 2 ст. 801 Гражданского Кодекса). В качестве клиента может быть любой субъект гражданского права, поскольку закон не предусматривает каких-либо ограничений на этот счет.
Предмет договора транспортной экспедиции составляет оказание экспедиционных услуг, которые подразделяются на юридические услуги и фактические услуги.
По договору транспортной экспедиции могут оказываться следующие юридические услуги:
- заключение от имени клиента или от своего имени договора (договоров) перевозки груза;
- получение требующихся для экспорта или импорта документов;
- выполнение таможенных и иных формальностей;
- уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента;
- получение груза в пункте назначения и т.п.
Экспедиторами также оказываются следующие фактические услуги:
- обеспечение отправки и получения груза;
- проверка количества и состояния груза, предназначенного к перевозке;
- производство погрузочно-разгрузочных работ;
- хранение груза;
- информирование грузополучателя о прибывшем в его адрес грузе и т.п.
Если из договора не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, он вправе в соответствии со ст. 805 Гражданского Кодекса привлечь к их исполнению других лиц.
Основным правом экспедитора является право на получение вознаграждения за оказанные им услуги. Обязанности экспедитора определяются в договоре в соответствии со ст. 801 Гражданского Кодекса.
К числу прав клиента, возникающих до начала перевозки, относятся выбор вида транспорта, на котором будет перевозиться груз, и определение маршрута перевозки.
Обязанности клиента состоят в предоставлении экспедитору документов и другой информации о свойствах груза, условиях его перевозки, а также иной информации, необходимой для исполнения экспедитором его обязанностей, и в уплате предусмотренного договором вознаграждения за оказанные экспедиционные услуги. Договором могут быть установлены и иные обязанности клиента.
Особенностью договора транспортной экспедиции как разновидности договора об оказании услуг является наличие у каждой из сторон права отказаться от исполнения договора, предупредив об этом другую сторону в разумный срок. При одностороннем отказе от исполнения договора сторона, заявившая об отказе, возмещает другой стороне убытки, вызванные расторжением договора.
Более конкретно отношения, возникающие из договора транспортной экспедиции, в настоящее время регулируются Федеральным законом от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».
показать содержание
Договор перевозки пассажира
Договор перевозки пассажира – это соглашение сторон, по которому одна сторона перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа — и за его провоз.
Договор перевозки пассажира консенсуальный, возмездный, двусторонне-обязывающий. Договор перевозки багажа реальный, возмездный, двусторонне-обязывающий.
Стороны этих договоров — пассажир и перевозчик. С момента заключения договора перевозчик принимает на себя обязанность доставить пассажира из пункта отправления в пункт назначения, обозначенный в билете. Основная обязанность пассажира состоит в уплате установленной платы за проезд. Договор перевозки пассажира является двусторонним и возмездным. Обладание рядом категорий пассажиров правом на бесплатный проезд на соответствующих видах транспорта не лишает данный договор возмездного характера.
Пассажир имеет право:
— перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях. Возраст детей, которые могут быть перевезены вместе с пассажиром бесплатно или на иных льготных условиях, устанавливается транспортными уставами и кодексами. На железнодорожном, морском транспорте пассажир имеет право перевезти бесплатно без предоставления отдельного места одного ребенка до 5 лет. В соответствии с ВК пассажир вправе бесплатно перевезти одного ребенка в возрасте не старше 2 лет без предоставления ему отдельного места, других детей до 2 лет, а также детей от 2 до 12 лет в соответствии с льготным тарифом с предоставлением им отдельных мест (п. 2 ст. 106 ВК). На железнодорожном транспорте возраст детей, оплата перевозки которых осуществляется на льготных условиях, варьируется от 5 до 10 лет;
— провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм;
— сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу.
Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа — багажной квитанцией.
Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами. В настоящее время такой порядок установлен действующими на отдельных видах транспорта правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа. В правилах предусмотрен перечень запрещенных к перевозке вещей, порядок определения веса багажа, нормы багажа, доставляемого по одному билету, размер платы за доставку багажа и другие условия, определяющие взаимоотношения перевозчика и пассажира по доставке багажа. Правила оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных бытовых нужд на железнодорожном транспорте утверждает Правительство РФ.
Билет и багажная накладная не являются письменной формой договоров перевозки соответственно пассажира и багажа, их назначение состоит в удостоверении факта заключения этих договоров.
За перевозку пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. Плата за перевозку пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.
За задержку отправления пассажира или опоздание доставки его в пункт назначения ответственность перевозчика выражается в обязанности уплатить неустойку в форме штрафа. Его размер устанавливается законодательством. Перевозчика освобождает от ответственности задержка или опоздание перевозки вследствие обстоятельств непреодолимой силы или иных не зависящих от перевозчика обстоятельств. Бремя доказывания наличия таких обстоятельств и их причинной связи с задержкой или опозданием лежит на перевозчике.
Если задержка отправления повлекла отказ пассажира от перевозки, ему, независимо от взыскания штрафа и наличия оснований ответственности перевозчика, должна быть возвращена провозная плата.
Порядок заключения договора перевозки
Заключение такого договора подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента) или другого документа на груз, который предусмотрен соответствующим транспортным кодексом или уставом.
Перевозочными документами считаются необходимые при перевозке грузов документы, оформленные в соответствии с установленными правилами. В случае воздушной перевозки соответствующий договор удостоверяется грузовой накладной. Ее форму устанавливает специально уполномоченный орган в области гражданской авиации. Перевозка автомобильным и железнодорожным транспортом осуществляется на основании транспортной накладной, которая оформляется на весь маршрут следования груза. После приема груза для перевозки морским транспортом по требованию отправителя перевозчик должен выдать ему коносамент.
Основанием заключения договора перевозки являются предпосылки организационного характера. К таким предпосылкам относятся: заказы грузоотправителей; договоры об организации перевозок (навигационные, годовые и другие); административно-плановые акты, предусмотренные законом.
Правовое регулирование перевозок
В правовом отношении перевозки регулирует Гражданский Кодекс, Воздушный кодекс, Кодекс внутреннего водного транспорта, Кодексом торгового мореплавания (КТМ РФ), транспортным уставом железных дорог, а также некоторыми подзаконными нормативно-правовыми актами.
Предметом договора является погрузка, доставка, хранение, выгрузка и выдача груза. В качестве сторон договора выступают:
- перевозчик — автопредприятие, транспортная организация, железная дорога, пароходство, юридическое лицо, которое имеет лицензию на исполнение перевозок;
- грузоотправитель — физическое или юридическое лицо;
- грузополучатель — лицо, которому отправлен груз.
Договор перевозки грузов предусматривает взимание провозной платы, которая устанавливается соглашением сторон или определяется тарифами, утвержденными в порядке, установленном транспортными кодексами и уставами.
Чем подтверждается договор о транспортировке багажа?
Поскольку багажом на основании ст. 2 Устава железнодорожного транспорта (УЖТ) от 10.01.2003 № 18-ФЗ признаются вещи пассажира, принятые к перевозке до места назначения, порядок заключения соглашения о его перемещении связан с заключением сделки о перевозе пассажира — владельца имущества.
Транспортировка багажа осуществляется поэтапно:
В ответ на оферту перевозчика пассажир акцептирует соглашение. Одновременно с заключением сделки о собственном перевозе он заявляет о провозе багажа и отдельно оплачивает его.
В подтверждение заключенной сделки отправитель багажа получает багажную квитанцию. По п. 108 правил перевозок, утв. приказом Минтранса № 140, при перемещении водными транспортными средствами квитанция оформляется в момент сдачи багажа для транспортировки. Выдаваемый документ должен соответствовать требованиям, предъявляемым к перемещению определенным способом
Например, для провоза багажа городским наземным транспортом важно соблюдение формы и наличие обязательных реквизитов багажной квитанции, утв. постановлением Правительства РФ № 112.
Интересно то, что получить багаж может лицо, не являющееся его отправителем. В ст. 90 УЖТ указано, что при предъявлении получателем перевезенного имущества багажной квитанции без билета багаж переквалифицируется в грузобагаж и выдается взамен за дополнительную плату. Плата при этом рассчитывается как разница между стоимостью провоза грузобагажа и ценой, уплаченной за осуществленную транспортировку.
Договор воздушной перевозки: риски и права пассажиров
Путешествие самолетом – наиболее быстрый и комфортный способ передвижения по просторам России.
Однако каждый в своей жизни сталкивался с такими непредвиденными обстоятельствами, как задержка или отмены рейса. Реже, но возникают проблемы потери багажа, отказ в посадке на самолет по причине овербукинга, аннулирование второго сегмента поездки при неявке на первый, да и просто ошибка в фамилии при бронировании билета может привести либо в потере пассажиром кругленькой суммы при исправлении данных, либо к отказу авиакомпании отказывать данную услугу.
Рассмотрим наиболее распространенные проблемы при перелетах на внутренних российских рейсах.
Статья 791. Подача транспортных средств, погрузка и выгрузка груза
1. Перевозчик обязан подать отправителю груза под погрузку в срок, установленный принятой от него заявкой (заказом), договором перевозки или договором об организации перевозок, исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза.
Отправитель груза вправе отказаться от поданных транспортных средств, не пригодных для перевозки соответствующего груза.
2. Погрузка (выгрузка) груза осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
3. Погрузка (выгрузка) груза, осуществляемая силами и средствами отправителя (получателя) груза, должна производиться в сроки, предусмотренные договором, если такие сроки не установлены транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Существенные условия договора перевозки
Как и в любом другом договоре, в договоре перевозки существенным условием является его предмет. Предметом договора перевозки будут действия перевозчика по транспортировке груза из пункта отправления в пункт назначения и выдача его грузополучателю.
На деле же исполнение договора перевозки невозможно без указания таких важных условий как:
- характеристики груза (наименование, вес, объем, количество);
- сопроводительные документы на груз;
- маршрут перевозки с указанием пунктов отправления и назначения;
- размер провозной платы и порядок расчетов;
- требования к транспорту перевозчика;
- срок и порядок предоставления транспорта;
- срок и порядок предъявления груза к перевозке;
- порядок погрузки/выгрузки груза;
- условия хранения груза в терминале перевозчика;
- срок доставки груза;
- порядок признания груза утраченным.
Все эти условия кратко прописываются в транспортной накладной, но в тексте договора перевозки их можно указать в более подробной форме, а также дополнительно прописать ответственность сторон.
Советуем грузоотправителям при перевозке грузов не ограничиваться только оформлением и подписанием транспортной накладной, а заключать полнотекстовый договор перевозки.
Ответственность сторон по договору перевозки
На рынке перевозок нередки случаи нарушения одной из сторон условий сделки. Это происходит по множеству обстоятельств, начиная от банальной недобросовестности стороны, и заканчивая форс-мажором.
Законодатель специально для таких случаев закрепил в законе ответственность за нарушение договора перевозки груза. Следует отметить, в законе существуют общие понятия ответственности, а также оговорка, что стороны могут оговорить иные пункты по согласованию.
Договор транспортной перевозки груза, по общим правилам содержит следующие определения нарушения и ответственности:
- Не вывоз груза по вине исполнителя – штраф в размере 20% провозной платы, а также возмещение причиненных убытков заказчику.
- Нарушение сроков предоставления транспорта или контейнера для погрузки – штраф 5% провозной платы либо 1% среднесуточной, в зависимости от территории транспортировке (пригород-город и междугородние перевозки), а также возмещение причиненных убытков.
- Повреждение или уничтожение груза. Перевозчик несет ответственность за сохранность груза в рамках объявленной заказчиком ценности. Перевозчик имеет право взимать дополнительную плату за объявленную ценность. В целях снижения расходов на перевозку, некоторые грузоотправители идут на то, чтобы занизить действительную ценность груза, но есть и такие заказчики, которые ее завышают, но в пределах, не превышающих стоимость самого груза. В противном случае, перевозчик имеет права отказаться от перевозки и не заключать договор транспортной перевозки груза.
Гарантией перевозчика, в вопросах обеспечения оплаты выполненной работы является право удерживать у себя груз до полного расчета. В противном случае исполнитель имеет право провести реализацию товара, согласно расчетной стоимости, отображенной в накладной либо основываясь на результаты проведенной экспертной оценки за вычетом понесенных расходов на перевозку, хранение и текущие затраты в процессе реализации. Остаток денежных средств необходимо вернуть грузоотправителю.
Конечно же, стороны по взаимному согласию могут закрепить запрет на удержание груза отдельным пунктом договора. Выше упоминалось об обстоятельствах непреодолимой силы, в результате наступления которых происходит своеобразное изменение договора перевозки, и снимаются ответственность сторон за ненадлежащее или полное неисполнение договорных обязательств:
- Природные катаклизмы, военные действия, стихийные бедствия – все это относится к форс- мажору;
- Внезапные и незапланированные ограничения или полная остановка движения транспорта не по вине перевозчика и по независящим от него обстоятельствам;
- Иные обстоятельства, которые стороны не могли предусмотреть или повлиять на их наступление, приведшие к невозможности исполнить свои обязательства.
Комментарии к статье 786 ГК РФ, судебная практика применения
В пп. 1, 2, 5-7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 26 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции» содержатся следующие разъяснения:
Договор перевозки пассажира
Договор перевозки пассажира — это договор, по которому перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа — и за провоз багажа (пункт 1 статьи 786 Гражданского кодекса РФ).
Отношения из договора перевозки пассажира и багажа регулируются также законом о защите прав потребителей
В части, не урегулированной специальными законами, на отношения, возникающие из договора перевозки пассажиров и багажа, а также договора перевозки груза или договора транспортной экспедиции, заключенных гражданином исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с предпринимательской и иной экономической деятельностью, распространяется Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей».
Отсутствие, неправильность или утрата билета еще не основание для признания договора перевозки незаключенным или недействительным
Факт заключения договора перевозки пассажира и багажа подтверждается выдачей пассажиру проездного билета и багажной квитанции (пункт 2 статьи 786 ГК РФ).
Вместе с тем отсутствие, неправильность или утрата проездного билета или багажной квитанции сами по себе не являются основанием для признания договора перевозки пассажира и багажа незаключенным или недействительным. В этом случае наличие между сторонами договорных отношений может подтверждаться иными доказательствами (статья 55 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Законность взимания дополнительной платы за оформление билета
Поскольку по договору перевозки физическое лицо оплачивает доставку пассажира и багажа в пункт назначения, а не проездной билет и багажную квитанцию, требования перевозчика о взимании дополнительной платы, например вознаграждения за оформление проездного документа, являются неправомерными (статья 786 ГК РФ, статья 20 Устава, пункты 42, 49 и 50 Правил перевозок пассажиров).
При заключении договора перевозки пассажира и багажа через агента последний вправе взимать плату за свои услуги (статья 1005 ГК РФ).
Обязанность доставки пассажира и багажа в случае прекращения поездки по причинам аварии, неисправности
Надлежащим исполнением обязанности перевозчика по договору перевозки пассажира и багажа является своевременная доставка пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также своевременная доставка багажа в пункт назначения и выдача его управомоченному на получение багажа лицу (пункт 1 статьи 786 ГК РФ).
В случае прекращения поездки в предоставленном транспортном средстве в связи с его неисправностью, аварией или по другим причинам пассажиры вправе воспользоваться приобретенным билетом для проезда в другом транспортном средстве, соответствующем условиям договора перевозки и подысканном (предоставленном) перевозчиком. Пересадка пассажиров в другое транспортное средство организуется перевозчиком — владельцем транспортного средства, на проезд в котором были приобретены билеты (пункт 53 Правил перевозок пассажиров). В случае непредоставления другого транспортного средства в разумный срок либо при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих, что транспортное средство не будет предоставлено в такой срок, пассажир вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возврата стоимости проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади в полном объеме, а также возмещения иных убытков (статьи 328, и 405 ГК РФ). При невозможности продолжения перевозки пассажира до пункта его назначения по независящим от перевозчика причинам пассажир вправе получить обратно стоимость проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади пропорционально непроследованному расстоянию (пункт 3 части 1 статьи 23 Устава).
Разные виды транспорта: автомобильный, воздушный
В принципе, правила составления документов практически везде остаются одинаковыми. Есть лишь некоторые различия, связанные с правами и обязанностями сторон. К примеру, водный транспорт позволяет пассажирам расторгнуть контракты только до того, как судно покидает порт, либо станцию отправления.
В железнодорожном же транспорте пассажир имеет право на возвращение билета не позже, чем за 8 часов до того, как поезд покинет станцию отправления. Специфика железнодорожного транспорта – в том, что услуги этой сферы могут осуществляться круглый год, бесперебойно.
Это самый многопрофильный и объёмный тип работ. Потому повышается и процент конкурентоспособности. Участниками договора могут стать не только пассажиры и владельцы транспорта, но и владельцы дороги, к примеру.
Договор перевозки — как заключить?
Назначение и суть договоров одна и та же – перевозчик обязуется предоставить услугу, а пассажир – воспользоваться ей, и оплатить. Основные условия те же, о которых писалось ранее.
Автомобильные перевозки отличаются тем, что требуют предоставления транспорта с подходящими габаритами, в соответствующем состоянии.
Наконец, договора по водным перевозкам заключаются по общим правилам. Отличие лишь в том, что за отдельную плату можно получить услугу по очистке судна. Для этого оформляется дополнительное соглашение.
Обязанности перевозчика
Перевозчик, как одна из юридических сторон договора о грузовой транспортировке, обязан выполнять целый ряд требований:
- Произвести доставку в установленные сроки с учетом расписания движения выбранного заказчиком услуг вида транспорта. Заказчик получает право требовать возмещение ущерба за невыполнение условий договора. Обычно такая сумма составляет 3% платы за перевозку багажа. Ее расчет ведется за каждые 24 часа просрочки. Исключением признаются случаи неисправности транспортных средств и не зависящие от перевозчика обстоятельства (например, чрезвычайные ситуации).
- Обеспечение сохранности багажа. Поскольку договор перевозки багажа является консенсуальным и возмездным двусторонним документом, то документ о перевозке гарантирует целостность груза на все время его перемещения.
- Багажная квитанция играет основную роль во взаимоотношениях двух сторон. Она является документом, по которому перевозчик выдает багаж и груз. Правила одинаковые независимо от вида заключенного ранее договора.
Возникли трудности при транспортировке багажа или составлении договора о перевозке груза? Понесли финансовые издержки из-за невыполнения Перевозчиком условий соглашения? За профессиональной юридической помощью обращайтесь в наше юридическое бюро. Мы поможем разобраться в ситуации и найдем выход из нее в короткие сроки.
Отправитель багажа имеет законное право оспорить все действия перевозчика в судебном порядке. Для этого необходимо подготовить определенные документы и оформить их в правовом порядке. Специалисты Law & Wise достойно представят ваши интересы в судебных инстанциях и возьмут все ключевые этапы подготовки документов в свои руки.
Как исполняется договор перевозки
Моментом исполнения договоров перевозки является выдача перевезенного груза в указанном отправителем месте.
Однако исполнение такого договора состоит не только в самой передаче груза, но и включает в себя некоторые подготовительные действия. Необходимые, чтобы получатель мог принять груз. К таким действиям относится объявление и уведомление о прибытии груза. Так, станция выгрузки должна известить грузополучателя о времени подачи вагонов с грузами под выгрузку не позже чем за два часа до их подачи. Уведомление посылается обычно в день прибытия груза, но не позднее 12 часов следующего дня.
Если перевозчик не вручит уведомление, он лишится права на получение платы за простои вагонов при выгрузке грузов грузополучателем, а также права на плату за хранение груза в просроченные дни до посылки уведомления или объявления о прибытии груза.
Так как уведомление о прибывших грузах не является основной работой перевозчика, а всего лишь дополнительной операцией, то за каждое уведомление грузополучателя о прибывших грузах взимается сбор.