Вступление в сро в строительстве

Содержание

Исключенные из перечня виды работ и возврат взносов.

 Как известно, лицензии на осуществление определенных строительных работ прекратили свое действие 1 января 2010 года С этого момента для выполнения работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, необходимо иметь соответствующее свидетельство о допуске, выданное СРО. Первое время действовал Перечень видов работ, утвержденный Приказом Минрегиона России от 09.12.2008 № 274 (далее – Приказ № 274). Однако данный нормативный акт утратил силу с момента принятия Приказа № 624, который утвердил новый Перечень. Позднее виды работ, оказывающие влияние на безопасность объектов капитального строительства, были уточнены (Приказ Минрегиона России от 23.06.2010 № 294).

Однако в Письме от 15.06.2010 № 24099-РП/08 ведомство указало на следующее. Часть 9 ст. 55.8 ГрК РФ устанавливает, что свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ выдается СРО без ограничения срока и территории его действия, поэтому прекращение действияПриказа № 274 формально не отменяет действие свидетельств о допуске, выданных в соответствии с данным нормативным актом.
Минрегион также отметил, что в практике деятельности государственных и частных заказчиков, комиссий по проведению конкурсов и аукционов, государственных экспертиз проектной документации и результатов инженерных изысканий, органов государственного строительного надзора, организаций строительного контроля, правоохранительных органов и др. могут возникнуть трудности сопоставления видов работ, указанных в свидетельствах, выданных в соответствии с Приказом № 274, и в Перечне, утвержденном Приказом № 624, поскольку в последнем виды работ сформулированы в большинстве случаев в иной редакции.
В этой связи Минрегион рекомендует лицам, осуществляющим инженерные изыскания, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, выполнять виды работ, указанные в Перечне, утвержденном Приказом № 624, только после внесения данных видов работ в свидетельство о допуске, выдаваемое СРО.
Согласно названному Письму внесение изменений в свидетельства о допусках осуществляется в порядке, предусмотренном ч. 10 – 14 ст. 55.8 ГрК РФ. То есть для этого необходимо представить в СРО заявление о внесении изменений. К нему должны быть приложены документы, подтверждающие соблюдение требований к выдаче свидетельств о допуске, но лишь в том случае, если член СРО намеревается получить свидетельство о допуске к иным видам работ, чем те, которые указаны в свидетельстве, выданном в соответствии с Приказом № 274.
Как было сказано выше, взносы в компенсационный фонд возвращаются заявителю в случае исключения из перечня тех видов работ, свидетельство о допуске к которым им было получено. В Письме от 08.10.2010 № 35145-ИП/08 Минрегион разъяснил, что работы, указанные в Перечне, утвержденном Приказом № 274, могут считаться исключенными из нового Перечня, утвержденного Приказом № 624, если они отмечены знаком «*» и не выполняются на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах.
Следовательно, в случае когда виды работ, свидетельство о допуске к которым ранее было получено юрлицом или индивидуальным предпринимателем, исключены из Перечня, эти лица могут добровольно выйти из СРО и требовать возврата взноса, уплаченного в компенсационный фонд.
Данное обстоятельство подтверждает и судебная практика. В частности, в Постановлении Шестого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2011 № 06АП-1205/2011 сделан аналогичный вывод. Если виды работ, на которые первоначально было получено свидетельство о допуске, исключены из Перечня как самостоятельные, член СРО может добровольно выйти из нее и вправе требовать выплаты уплаченного им в компенсационный фонд взноса, а также процентов за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 ГК РФ).

Запомните главное

Заказчику при выборе подрядчика необходимо выяснить, как контрагент выполняет требования охраны труда. При этом предпочтение желательно отдавать тем организациям, где уровень охраны труда выше.

Обязанности подрядчика по охране труда необходимо включать в договор подряда. Это нужно сделать, чтобы разграничить ответственность за безопасность строительных работ между заказчиком и подрядчиком.

Выдавать средства индивидуальной защиты работникам подрядчика должен подрядчик, если другие условия не установлены в договоре подряда.

Расследовать несчастный случай с работником подрядчика, который произошел на территории заказчика, должен подрядчик

Но в комиссию необходимо включить представителя заказчика.

Заключая договор подряда с гражданином, нужно уделить особое внимание тому, чтобы он не мог быть признан трудовым договором. В противном случае работодателю грозит штраф.

Какие обязанности по охране труда есть у подрядчика?

Общие требования содержатся в статье 751 Гражданского кодекса. Так, подрядчик в ходе проведения работ должен соблюдать требования природоохранного законодательства и обеспечивать безопасность самих работ. При этом он не вправе использовать материалы и оборудование, предоставленные заказчиком, если это может привести к нарушению безопасности работ или законодательства об охране окружающей среды. Запрет распространяется и на выполнение указаний заказчика, если они могут повлечь аналогичные последствия.

Остальные обязанности подрядчика по охране труда необходимо включать в договор подряда. Это нужно сделать, чтобы разграничить ответственность за безопасность строительных работ между заказчиком и подрядчиком. Требования в договоре желательно выделить в отдельную статью. Она может включать следующие пункты:

  1. Подрядчик (субподрядчик) несет ответственность за выполнение необходимых мероприятий по охране труда и за безопасное производство работ.
  2. Подрядчик представляет заказчику (генподрядчику) приказы о назначении лиц, ответственных за:
  • обеспечение охраны труда;
  • работу с грузоподъемными машинами и механизмами;
  • пожарную безопасность;
  • электробезопасность;
  • выдачу нарядов – допусков.
  • Подрядчик обязан выделить ответственных лиц из числа специалистов за подключение электроинструмента.
  • Для выполнения работ Подрядчик обязан привлекать только квалифицированных и обученных по охране труда сотрудников, допускать к производству работ только работников, обеспеченных спецодеждой, спецобувью, защитными касками, монтажными поясами и другими средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также прошедших противопожарный инструктаж.
  • Подрядчик обязан обеспечить использование бытовых помещений по прямому назначению, исключить случаи их использования для проживания и хранения материальных ценностей, подключения электронагревательных приборов.
  • Своевременно устанавливать ограждения котлованов и траншей, трапы и переходные мостики.
  • При работе в местах действия опасных и вредных производственных факторов устанавливать знаки безопасности.
  • Не производить демонтаж ограждений, установленных заказчиком без согласования с ним.
  • Подрядчик несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение требований пожарной безопасности, а также возмещает ущерб, нанесенный заказчику (генподрядчику) в результате пожара, возникшего по его вине на объекте.

Требования законодательства

В приказе Минрегионразвития №624 от 20.12.2009 года содержится перечень работ, для которых требуется допуск СРО по строительству. В него включается реконструкция и капитальный ремонт, а в разделе №3 документа приведены следующие виды работ:

  • геодезические, которые проводятся перед началом работ на строительных площадках;
  • земляные и подготовительные, включая бурение скважин, установку свай и закрепление грунта;
  • буровзрывные процессы;
  • процессы по возведению или монтажу ж/б и бетонных конструкций;
  • установка строительных конструкций из металла, дерева и других материалов;
  • обустройство кровли и фасадов зданий;
  • обустройство внутренних и внешних коммуникационных систем;
  • и другое.

Под вышеуказанные требования не попадает такая деятельность, как постройка малоэтажных домов жилого назначения (не более трех этажей), возведение киосков и ларьков, а также некоторые другие работы. С полным списком можно ознакомиться самостоятельно, изучив текст документа, либо обратиться за бесплатной консультацией к специалистам нашего центра.

Государственный «крупняк»

В общем и целом рассмотрев самую главную проблему, перейдем теперь к той формулировке, которую отложили «на потом». В части 2.1 той же самой статьи 47 ГрК РФ приводится перечень из четырёх видов организаций, которым не требуется членство в СРО. Формулировки закона крайне сложны для восприятия. Если коротко, то членство в СРО необязательно для следующих категорий юридических лиц:

  • государственные и муниципальные унитарные предприятия, в том числе государственные и муниципальные казенные предприятия, государственные и муниципальные учреждения;
  • коммерческие организации, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных автономных учреждений составляет более пятидесяти процентов;
  • юридические лица, созданные публично-правовыми образованиями;
  • юридические лица, в уставных (складочных) капиталах которых доля публично-правовых образований составляет более пятидесяти процентов.

Отметим также, что для каждой из упомянутых категорий Градкодекс подробно описывает случаи, когда членство в СРО не требуется. Например,
государственные и муниципальные унитарные предприятия, в том числе государственные и муниципальные казенные предприятия, государственные и муниципальные учреждения не обязаны быть членами СРО в случае заключения ими договоров подряда на выполнение инженерных изысканий с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующей области, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в ведении которых находятся такие предприятия, учреждения, или в случае выполнения такими предприятиями, учреждениями функций технического заказчика от имени указанных федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. То есть получается, что если заказчиками ГУПа по одному конкретному договору подряда одновременно являются и государственная, и коммерческая организация (например, в случае реализации проекта государственно-частного партнерства), то членство в СРО от этого ГУПа потребуется. Вот почему никто из крупных государственных и муниципальных СРО после вступления в силу положений 372-ФЗ выходить из своих саморегулируемых организаций не стал.

Добавим к этому, что членство в СРО точно не потребуется, если инженерные изыскания проводятся для целей индивидуального жилищного строительства.

Требования, предъявляемые к ИП для вступления в СРО

Требования, которые предусмотрены СРО для индивидуальных предпринимателей, такие же, как и для юридических лиц. Претендент на членство в профессиональном объединении обязан соответствовать критериям, определенным Градостроительным кодексом РФ и положениями саморегулируемой организации, которые установлены в отношении его квалификации, а также выполнения финансовых обязательств и обязательств по страхованию гражданской ответственности.

Финансовые требования

На всех участников СРО, в т. ч. на индивидуальных предпринимателей, в равной степени возлагаются обязательства по уплате взносов следующих видов:

  1. Вступительный. Уплачивается однократно при вхождении в состав участников саморегулируемой организации. Размер данного взноса устанавливается каждой СРО самостоятельно и может существенно различаться.
  2. Членский. Сумма взносов и периодичность их уплаты определяется общим собранием участников СРО. Платежи могут вноситься ежемесячно, ежеквартально или ежегодно. Их размер зависит от величины расходов на финансирование деятельности органов управления конкретного некоммерческого профессионального объединения.
  3. Взнос в компенсационный фонд. Это самое крупное из всех финансовых требований, предъявляемых к новым членам СРО. Размер взноса устанавливается на уровне законодательства и зависит от уровня гражданской ответственности ИП. Минимальная сумма платежа для строителей — 300 тысяч рублей, а для проектировщиков и изыскателей — 200 тысяч рублей.

В свободном обороте у представителей малого бизнеса не всегда имеются средства в объеме от 200 000 – 300 000 руб. Поэтому о наличии денег для осуществления обязательных платежей в СРО следует побеспокоиться заранее. Без выполнения обязательств по внесению взноса в компенсационный фонд вступление в профессиональное объединение невозможно.

Важно также выбрать саморегулируемую организацию, размер членских взносов которой приемлем для будущего участника. Это необходимо, чтобы в дальнейшем предпринимателю не было сложно выполнять свои финансовые обязательства перед СРО

Квалификационные требования

К индивидуальным предпринимателям при вступлении в СРО предъявляются те же квалифицированные требования, что и к юридическим лицам. Они могут различаться в зависимости от политики объединения. Но существует несколько основных требований, которые устанавливаются всеми СРО:

  1. Наличие у самого индивидуального предпринимателя или у его наемного работника высшего образования по специальности, соответствующей профилю СРО, в которую подается заявка на оформление членства.
  2. Наличие в штате не менее двух работников, которые состоят в списках Единого Национального реестра специалистов. Один из них должен выполнять обязанности главного инженера. Специалисты должны быть трудоустроены индивидуальным предпринимателем на постоянной основе.
  3. Наличие у каждого сотрудника свидетельства о прохождении аттестации.

Требования, связанные со страхованием ответственности

Кроме требований, установленных действующим законодательством РФ, каждая СРО вправе устанавливать собственные условия для индивидуальных предпринимателей, подавших запрос на оформление членства в ее составе. Несмотря на то, что приобретение страхового полиса гражданской ответственности является добровольной мерой, многие некоммерческие объединения не принимают в свои ряды заявителей, которые его не оформили.

При наступлении страхового случая затраты на возмещение вреда, причиненного третьим лицам, полностью или частично компенсируются за счет страховой компании. Таким образом, СРО удается существенно снизить расходование средств своего компенсационного фонда.

Что такое саморегулируемые организации в строительстве?

Итак, саморегулируемые организации являются некоммерческими структурами, объединяющими строительные фирмы, частных предпринимателей, а также иностранные компании, связанные между собой профессиональными интересами и ведущими свой бизнес в одной отрасли. Кроме того, объединенные по профессиональному признаку, СРО могут формироваться дополнительно и по территориальному критерию.

Таким образом, государственные надзорные функции перешли к некоммерческим саморегулируемым организациям, которые и регулируют деятельность своих членов – участников рынка, а государство в такой схеме оставляет за собой право контроля уже непосредственно деятельности СРО.

Основная функция СРО – регулирование деятельности участников соответствующего рынка, СРО занимается:

  • разработкой единых стандартов в производственной сфере, а также в контроле качества работ, производимых состоящими в организации членами;
  • наблюдением и контролем за выполнением всех требований, которые должны соответствовать определенным стандартам и принятым правилам;
  • представлением интересов своих членов при возникновении каких-либо взаимодействий как с государственными органами, так и третьими лицами, участниками рынка. Также могут являться инициаторами формирования третейских судов для разрешения споров между участниками как внутри организации, так и при возникновении коммерческих споров с другими участниками рынка, не состоящими в одном СРО.

Также СРО занимаются разработкой:

  1. правил на вступление в такую организацию;
  2. единых критериев к потенциальным кандидатам;
  3. обучением и последующей аттестацией работников из организаций-членов объединения.

Вместе с тем СРО являются гарантом защиты интересов потребителей, в том числе и благодаря механизму коллективной ответственности.

А после вступления России в ВТО в деятельности СРО появилась необходимость сближения и синхронизации с аналогичными международными системами и в первую очередь за счет внесения изменений в системы стандартизации и сертификации.

Для чего надо вступать в СРО?

Для того чтобы фирма, строительная организация или частный предприниматель могли заниматься своей деятельностью, у них должен быть допуск СРО строителей, представляющий собой справку-сертификат и внесенный в единый реестр Ростехнадзора.

В допуске указывается перечень видов работ, и после его получения строительная компания может стать не только участником рынка в качестве исполнителя, но и имеет право принимать участие в тендерах на выполнение работ или оказание услуг в рамках этого списка. То есть допуск СРО стал заменой бывшего обязательным до этого лицензирования определенных видов работ в строительной отрасли.

Членство в СРО дает преимущества в том, что саморегулирование, в сравнении с государственным регулированием, обладает большей гибкостью и легче приспосабливаются к условиям, возникающим на рынке за счет более оперативного реагирования.

Также стоит обратить внимание и на то, что решение возникающих споров происходит в более сжатые сроки и с меньшими финансовыми затратами для сторон конфликта

Зачем строительным организациям нужен допуск СРО?

Для реализации профессиональной деятельности, оказывающей влияние на безопасность капитального строительства, подготовку проектов, проведение строительных работ и изысканий у компаний есть обязанность вступления в сро.

Действующее законодательство в сфере саморегулирования обязывает оформлять допуск СРО как крупные компании, так и индивидуальных предпринимателей, задействованных в строительной сфере.

Получение допуска СРО (или как его еще называют «лицензия СРО») дает организациям право на:

  • проведение любого вида строительных, проектных и изыскательных работ;
  • защиту профессиональных интересов;
  • участие в тендерах и иных мероприятиях, включая государственные;
  • своевременное получение информации о новостях и изменениях, касающихся строительной отрасли.

Видно, что допуск СРО не только контролируют строительные компании, но и выполняют работу, направленную на развитие отрасли в целом.

Компания имеет право стать членом одной или нескольких саморегулируемых организаций по разным направлениям работ. Однако им запрещается иметь несколько допусков СРО одного типа, например несколько допусков в СРО по проектированию. Допуски на эти виды работ выдают разные типы СРО.

Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 15 января 2020 г. № 568-ТБ/02 О членстве в саморегулируемой организации для контрактов на выполнение инженерных изысканий и подготовку проектной документации

24 января 2020

Правовой департамент Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел обращение и в рамках компетенции сообщает следующее.

Пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии) или членства в саморегулируемой организации.

При этом с 1 июля 2017 года изменен круг лиц, которым для выполнения инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства требуется членство в саморегулируемой организации соответствующего вида. Согласно части 2 статьи 47 и части 4 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 Кодекса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами (далее — генподрядчик), которые являются членами саморегулируемых организаций соответственно в области инженерных изысканий, в области архитектурно-строительного проектирования за исключением случаев, предусмотренных частью 4.1 статьи 48 и частью 2.1 статьи 47 Кодекса. Иным лицам (субподрядчикам) членство в саморегулируемых организациях не требуется, в том числе для выполнения работ по инженерным изысканиям.

Договором подряда на подготовку проектной документации может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае в соответствии с частью 5.2 статьи 48 Кодекса индивидуальный предприниматель или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям, в том числе утверждает результаты инженерных изысканий, и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий.

Исключение из общего правила обязательности членства, предусмотренного частью 2 статьи 47 Кодекса, для таких договоров Кодексом не установлено.

Кроме того, именно работники генподрядчика согласно части 6 статьи 55.5 и частей 1 и 3 статьи 55.5-1 Кодекса могут осуществлять организацию и координацию деятельности исполнителей таких работ.

Ответственность саморегулируемой организации, предусмотренная статьями 60 и 60.1 Кодекса, вытекает только из тех договоров подряда, для выполнения работ по которым требуется членство в такой организации. Саморегулируемая организация в области архитектурно-строительного проектирования не может нести указанную ответственность по обязательствам своего члена по договору на выполнение инженерных изысканий. Обязательность членства в саморегулируемой организации субподрядчиков, выполняющих инженерные изыскания, Кодексом не предусмотрена.

Заместитель директораПравового департамента Т.Н. Бармина

Связь с ИСО 9001

Многие интересуются, связаны ли между собой сертификаты ИСО и СРО? Документы связаны между собой на основе сходства назначения и целей – сертификация ИСО 9001 является подтверждением того, что в компании внедрена и активно функционирует СМК по международным или отечественным стандартам и, как и участие в саморегулируемой организации, это является весомым конкурентным преимуществом. Формально сертификат ИСО 9001 для СРО не считается строго обязательным требованием, однако и госзаказчики, и организаторы частных тендеров выставляют это условие для участников в соответствии с Законом «О саморегулируемых организациях».

Также наличие сертификатов ИСО, как и допуск, является требованиям для проведения строительства и участия в государственных проектах во многих регионах и городах РФ. Так, согласно Постановлению Правительства Москвы №953 от 05.12.2000 года, к участию в торгах по городским заказам допускаются только организации, внедрившие СМК согласно ГОСТ Р ИСО 9001. В соответствии Законом «О техрегулировании» (ФЗ-184), саморегулируемая организация может требовать от заявителей сертификаты ISO, поэтому вступление в СРО и ИСО 9001 во многих случаях неразделимо связаны.

Когда надо вступать в СРО

С 1 января 2010 года было прекращено действие лицензий на проектирование, строительство и инженерные изыскания для зданий и сооружений, а вместо них обязательным стало участие в соответствующей саморегулируемой организации, если организация или индивидуальный предприниматель планируют проводить работы, указанные в Перечне видов работ (утвержден Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624).

Если планируемые вами работы не указаны в Перечне, то вступать в СРО необязательно. Если есть, но при этом помечены звездочкой *, то допуск СРО требуется, только если объект, на котором будут производиться эти работы, указан в статье 48.1 Градостроительного кодекса РФ.

Перечень не распространяется на следующие объекты:

  • не требующие выдачи разрешения на строительство в соответствии с частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ (гаражи, не предназначенные для ведения предпринимательской деятельности, киоски, навесы, строений и сооружений вспомогательного использования и др.);
  • на объекты индивидуального жилищного строительства, с количеством не более трех этажей.

Таким образом, существует большой объем строительных работ, для которых допуск СРО, а значит, и вступление в саморегулируемую организацию не требуется. Например, не нужен допуск для отделочных и малярных работ, установки окон, работ по благоустройству, индивидуального малоэтажного строительства.

При этом заказчик может потребовать от подрядчика членства в СРО, а условие о допуске саморегулируемой организации может быть обязательным для выполнения работ по государственному заказу.

Регуляция СРО через регламентированную документацию

Да, для СРО действует отдельная база регулирования, которая предполагает наличие большого количества нормативно-правовых актов. Однако, для СРО свойственен еще и собственный регламент. Возможно вы вспомните, что в самом начале публикации мы упоминали о том, что СРО должны разрабатывать собственные правила и стандарты. Вот только этим всё дело не ограничивается. Нередко саморегулируемые организации еще и руководствуются другими документами. Кстати, перечень документации устанавливается отдельным государственным органом. Например, для СРО в сфере строительства, регулирование осуществляется посредством:

  1. Документов, установленных в списке Ростехнадзора.
  2. Градостроительного Кодекса.

Естественно, специфика СРО тоже может наложить свой отпечаток на базу документов и регламентации. Все документы в СРО в своей массе могут иметь разное обеспечение. Но есть перечень бумаг, которые никогда не поменяются. В частности, правила и стандарты деятельности для всех членов СРО принимаются правлением. Кроме того, должен быть отдельный список документов, определяющих управляющие органы в саморегулируемой организации. Этот список документов принимается уже на общем собрании всех участников.

Кроме того, в обязательном порядке создается документ, регулирующий вопрос создания компенсационного фонда. Этот компенсационный фонд будет наполняться различными взносами участников в СРО. И как раз за счет этого фонда, потом пострадавшие смогут получить компенсацию. По крайней мере, это в теории. На практике, пострадавшие от участников СРО обычно в большом количестве, поэтому средств из фонда на базе СРО им всем просто не хватает. Это стандартная практика. Так вот, документ о создании общего фонда принимается на собрании всех участников саморегулируемой организации.

Правление организации должно подготовить документ, который регламентирует условия членства в СРО. А заодно обеспечит контроль за тем, как участники объединения следуют стандартам и правилам. Правление же СРО будет заниматься подготовкой документов, регулирующих формы профессионального и квалификационного обучения для всех участников. А заодно и те акты, что устанавливают правила аттестации для каждого из участников саморегулируемой организации.

На общем собрании организации принимаются правила рассмотрения претензий и меры воздействия на участников СРО при нарушениях. Кстати, меры эти сугубо дисциплинарные, в этом контексте, СРО не может исполнять роль государства в полной мере.

Ну и конечно, основным документом в любой саморегулируемой организации являются требования. Это требования, регулирующие вопросы размера и уплаты членских взносов, затрагивающие вопрос членства в организации и т.п. Кстати, в саморегулируемой организации могут быть и другие документы, регламентирующие ее работу. Вопрос тут только в том, что все вышеперечисленные документы будут в обязательном порядке.

СИЗ от падения с высоты

Одним из главных требований Приказа 155Н является запрет на использование при высотных работах с возможностью падения монтажных и строительных поясов. Статистика показала, что люди, которые падают в подобном поясе, конечно, остаются живы, но при этом они получают серьезные травмы, которые влияют не только на их трудоспособность, но и дальнейшую жизнь.

Важно знать:

И в этом же подпункте говорится, что в качестве привязи в страховочных системах используется страховочная привязь

В отличие от пояса, нагрузка при падении в привязи распределяется равномерно, и человек, не подвергается травмированию, и что важно, находится в вертикальном положении

Согласно применению теперь все СИЗ от падения с высоты делятся на:

  1. Удерживающие, которые используются для не допущения человека в зону риска;
  2. Страховочные — для безопасной остановке при падении;
  3. Для рабочего позиционирования, как стоя так и сидя. Такие СИЗ служат фиксаторами человека в рабочем положении при выполнении работ на высоте.

Состав системы обеспечения безопасности работ на высоте согласно Приказу 155н:

Маркировка СИЗ

Существенные изменения претерпел порядок использования СИЗ от падения с высоты. Теперь все СИЗ должны пройти сертификацию на соответствие нормам Технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты».

Каждое изделие, согласно новым правилам, должно обладать специальной маркировкой. Маркировка дает подробную информацию об изделии. Она должна содержать:

  • производитель
  • наименование
  • артикул
  • сертификация изделия
  • дата производства,
  • номер
  • основные условия применения.

Главное требование к маркировке, чтобы она была несмываема, неудаляема, и ни коем образом неотделима от изделия.

Важно знать!

Подробнее про маркировку средств защиты в статье.

Проверка СИЗ

Определен новый порядок прохождения периодических инспекций и сроки служб средств защиты на высоте. Раньше все средства индивидуальной защиты, с статической нагрузкой в 400 килограмм, должны были проходить проверку раз в полгода.

Важно знать:

Возникает вопрос, как же теперь проводить проверки?

В правилах сказано, что: «средства защиты работников должны использоваться по назначению в соответствии с требованиями, излагаемыми в инструкциях производителя».

И, что: «средства защиты работников должны быть соответствующим образом учтены и содержаться в технически исправном состоянии с организацией их обслуживания и периодических проверок, указанных в документации производителя СИЗ».

Итак,  Правила отсылают нас напрямую к производителю. Производители же заявляют, что основным техническим документом на каждое средство защиты от падения с высоты является инструкция по применению, которая в обязательном порядке прилагается к каждому изделию. Именно в инструкции производителя теперь указываются:

  1. Первичные правила использования данного средства,
  2. Период, через который нужно проводить периодическую проверку,
  3. Принципы проведения периодической проверки
  4. Срок годности изделия.

Компетентное лицо

В государственных стандартах сказано, что периодическую проверку проводит «компетентное лицо», но тем не менее, кто может являться компетентным лицом, указано не было. В новых же правилах определен круг лиц, которые могут проводить проверку средств защиты от падений с высоты. И это лица, имеющие 3 группу по безопасности высотных работ.

Именно работники 3 группы, могут проводить периодическую проверку СИЗ. А какими минимальными знаниями должны обладать эти работники, указано в «Приложении 1» к Правилам.
Компетентное лицо проводит проверку в соответствии с утвержденной производителем методикой — органолептический контроль, т.е. визуально-тактильная проверка изделия на соответствие основным критериям, указанным в технической документации.
Проще говоря, когда компетентное лицо получает изделие, он

  • смотрит срок годности
  • степень износа,
  • проверяет визуально порывы, трещины, изломы,
  • тактильно все элементы изделия: металлические и текстильные.

Кто и как проводит инструктаж работников подрядчика по охране труда?

В работе с подрядными организациями существует два вида инструктажа: вводный (ознакомительный) и инструктаж по охране труда.

В первом случае происходит ознакомление подрядчика с:

  • порядком выполнения работ и требованиями к их качеству и технике безопасности,
  • с правами и обязанностями сотрудников подрядной организации,
  • обсуждение всех деталей, которые необходимо будет учитывать.

Ознакомительный инструктаж проводит заказчик. При этом оговариваются все опасности и возможные риски при проведении работ. Перед инструктажем обязательно проверяется наличие у работников удостоверения с непросроченными группами по электробезопасности и другими необходимыми допусками.

Кроме того, подрядчик должен предоставить сопроводительное письмо, в котором указаны права работников, а именно:

  • кто имеет право быть ответственным руководителем;
  • кто из работников назначен производителем работ;
  • какие допуски имеют конкретные сотрудники.

Различные нюансы нужно обязательно задокументировать. Но следует помнить, что они не должны быть отступлениями от межотраслевых правил. Данный вопрос можно решить следующим образом:

  • разработать памятку об опасностях и рисках для подрядной организации и мерах управления;
  • при оформлении акта-допуска или наряда-допуска обязательно проводить инструктаж по памятке руководителя подрядчика (производителя работ);
  • взять письменное обязательство подрядчика о проведении инструктажа по этой памятке всех работников, прибывающих на территорию заказчика;
  • для предприятий с пропускной системой инструктаж совместить с выдачей пропуска на территорию;
  • оформить журнал ознакомления, в котором расписываются все работники подрядчика.

Во втором случае происходит инструктаж по охране труда работников подрядчика. Этим занимается непосредственно подрядчик. Инструктаж проводится в обычном порядке.