Закон о сми: простыми словами основные положения

Содержание по главам

Закон структурно состоит из 7 глав, в которые объединены 62 статьи. Вкратце разберем их.

  1. Общие положения.

Глава 1 устанавливает общие положения, относящиеся к предмету регулирования рассматриваемого нормативного акта. Так, ст. 1 декларирует и гарантирует свободу информации, а ст. 3 устанавливает недопустимость цензуры в стране. В то же время 4 статья не допускает злоупотребления правом свободы информации и приводит перечень того, сведения какого рода не подлежат общедоступному распространению.

  1. Организационные вопросы.

Глава 2 определяет порядок регистрации СМИ (ст. 8-14), основания для прекращения или приостановки их деятельности (ст. 16). Кроме этого, устанавливаются иные организационные моменты, связанные с конкретизацией правового статуса учредителя, издателя, редакции и т. п.

  1. Распространение массовой информации.

Третьей главой определен порядок распространения массовой информации. Кроме этого, ст. 31 устанавливает, что для осуществления телевизионного или радиовещания требуется лицензия. Отдельные нормы регулируют порядок ее получения, переоформления, продления, а также основания для ее аннулирования. Кроме этого, прописано право СМИ осуществлять показы передач эротического содержания. Однако для этого предусмотрены временные рамки – с 23 часов вечера и до 4 часов утра.

  1. Отношения СМИ с гражданами и организациями.

Статьей 39 установлено право СМИ осуществлять запросы о деятельности госорганов и должностных лиц. В свою очередь последние обязаны предоставить необходимые сведения, если они не относятся к тайне, установленной законом (40 ст.).

43 статья говорит, что граждане и организации вправе требовать от СМИ официального опровержения информации, которая задевает их честь и достоинство, не соответствуя действительности.

  1. Статус журналиста.

Глава 5 рассматриваемого закона определяет особый статус профессионального журналиста. Ст. 47 устанавливает его особые права, связанные с получением доступа к информации и свободному ее распространению.

  1. Межгосударственное взаимодействие.

Ст. 55 определяет статус представительств зарубежных СМИ на территории РФ.

  1. Ответственность за нарушение законодательства.

Установлено, что за нарушение действующего законодательства предусмотрена ответственность. Это касается как ущемления СМИ в вопросах свободного распространения информации, так и злоупотребления соответствующим правом.

Рассматриваемый в статье закон действует почти 30 лет и за это время много раз подвергался изменениям. Однако в последние годы традиционные СМИ – газеты, радио, телевидение –уступают место сетевым изданиям в интернете, не имеющим ранее себе аналогов. Действующее российское законодательство на данный момент имеет множество пробелов по вопросам регулирования интернет-СМИ. В этой связи вектор эволюции рассматриваемого закона будет направлен в сторону регулирования соответствующих правоотношений в виртуальном пространстве.

Юрист Лаврентьев Александр Валерьевич.

Регистрация медиа-средства

Редакция СМИ вправе осуществлять свою деятельность после прохождения соответствующей процедуры. Для регистрации учредитель медиа-средства подает заявление. Это необходимо в том случае, если продукция предназначается для распространения преимущественно:

  1. По всей территории РФ, за ее границами, в пределах некоторых субъектов страны. Заявление в этом случае направляется в службу, осуществляющую надзор за соблюдением законодательства в сфере коммуникаций и охраны культурного наследия.
  2. На территории определенного региона или муниципального образования. Заявление в этом случае учредитель подает в территориальные структуры указанной выше службы.

СМИ будет считаться зарегистрированным после получения соответствующего свидетельства.

Ключевые понятия

Федеральный закон о СМИ разъясняет основные определения, используемые в медиа-сфере. Среди них:

  1. Массовая информация. Она включает в себя аудио-, печатные, аудиовизуальные и прочие материалы и сообщения, которые предназначены для неопределенного количества лиц. Соответственно, в качестве СМИ выступает периодическое издание, видео-, теле-, радио- или кинохроникальная программа либо иная форма распространения информации.
  2. Продуктом является тираж (его часть) отдельного номера газеты/журнала либо видео-, аудиозаписи, отдельный выпуск теле-, радио-, кинохроникальной программы.
  3. Распространением продукции называют продажу (раздачу, подписку, доставку) информационных материалов и сообщений.
  4. Специализированным СМИ именуется такое медиа-средство, в отношении которого действуют особые правила. Они касаются, в частности, его регистрации и распространения его продукции.
  5. Редакция СМИ — это учреждение, предприятие, гражданин или объединение нескольких лиц, которые осуществляют изготовление и выпуск медиа-продукта. Руководителем выступает главный редактор.
  6. Журналист — лицо, осуществляющее создание, редактирование, подготовку, сбор материалов и сообщений для редакции зарегистрированного СМИ и связанное с ней договорными (трудовыми) отношениями (или занимающееся указанной деятельностью по предоставленным полномочиям).

Освещаемые в законе аспекты

Данный нормативный акт подразумевает пояснение основных концепций, разработанных в сфере СМИ. Ведущие понятия рассмотрены далее.

Отмена цензуры

Самый главный постулат. Каждый субъект масс-медиа наделен правом беспрепятственно получать, запрашивать, передавать и распространять сведения в рамках предусмотренных законом способов. Запрещено принуждение к высказыванию своего мнения либо отказу от него. Свобода слова и мысли предоставляется каждому.

Статья 29 Конституции РФ

Понятие СМИ

Под этим термином в первую очередь подразумевают форму. Это может быть:

  • кинохроникальная программа;
  • печатное издание;
  • видео-, теле-, радиопрограмма;
  • другие разновидности продвижения информации в массах.

В рамках этой формулировки перечень СМИ является открытым. При возникновении новой технологии передачи сведений, это определение не нуждается в изменениях.

Трактовка термина «информация»

Публичная окраска этого термина сигнализирует о его доступности для любой категории лиц. Если у гражданина нет возможности приобрести продукцию в зоне ее распространения, должна быть опция подписки. Периодичность выхода — не реже 1 раза в год. К СМИ предъявляются определенные требования. Они должны обладать следующими характеристиками:

  • иметь постоянное название;
  • быть узнаваемыми;
  • быть пронумерованными;
  • не повторяться в части наполнения, но иметь одинаковое оформление.

Распространение сведений через СМИ подразумевает продажу, доставку, раздачу, оформление подписки и трансляцию материалов.

Согласно букве закона информацией являются любые материалы и сообщения

Определение понятия «журналист»

Человек этой профессии наделен следующими функциями в части освещения информации:

  • сбор и подготовка сведений;
  • создание публикаций;
  • редактирование.

Также в его обязанности входит соблюдение трудовых и прочих договорных отношений, заключенных с издательством.

Главный аспект — юридически оформленная связь с редакцией. При отсутствии соответствующего соглашения, как например, у внештатных корреспондентов, доказательством статуса журналиста считается ссылка в выходных данных издания или временное удостоверение.

Реклама

В законе о СМИ содержится много требований и правил к рекламе.

Например, закон не допускает к выпуску недобросовестную и недостоверную рекламу. Под недобросовестной рекламой понимается некорректное сравнение рекламируемой продукции с ее аналогами, реклама, портящая репутацию продукции конкурентов и самих конкурентов. Под недобросовестной рекламой также понимается реклама запрещенных товаров и недобросовестная конкуренция с точки зрения антимонопольного законодательства. Недостоверной рекламой считается предоставление заведомо неточных сведений о товаре или услуге.

Кроме того, реклама не должна подстрекать аудиторию на совершение противоправных действий, содержать призывы к жестокости и насилию, создавать негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемым продуктом. Носители рекламы (щиты, растяжки) не должны мешать безопасности движения любого вида транспорта.

В рекламе запрещено использовать порнографические материалы, сцены табакокурения и распития алкоголя, искажать сведения с помощью иностранных слов и выражений, ссылаться на государство, одобряющее рекламный продукт.

Помимо прочего, в рекламе:

  • запрещено использовать нецензурные выражения и оскорбления;
  • запрещено вести пропаганду через рекламу;
  • цены на товары и услуги указывать только в валюте РФ (рубли), и лишь в случаях крайней необходимости – в иностранной валюте;
  • нельзя вводить рекламу в обучающие книги для детей (учебники, учебные материалы).

Структура закона

Свод приведенных правил описывает отношения между страной, обществом и людьми с одной стороны, а с другой — СМИ, включая издательства, авторов и редакции.

Глава 1

Главные моменты:

  • провозглашение принципа о свободе СМИ;
  • схема применения этого нормативного акта;
  • невозможность злоупотребления свободой слова.

Также излагаются основы государственной информационной системы.

Правки в закон систематически вносились с момента его создания

Глава 2

Организация деятельности:

  • лица, имеющие право выступать в роли учредителя;
  • структура устава и соответствующих договоров;
  • понятие информационных агентств;
  • схема регистрации и особенности написания заявления;
  • оплата госпошлины;
  • правовые статусы издателя, учредителей и редакций;
  • приостановка функционирования масс-медиа ввиду нарушения законодательной базы;
  • характер прав и обязанностей;
  • извещение властей об иностранном финансировании.

Также освещаются главные принципы анализа аудитории и наименования ответственных за этот процесс организаций.

Глава 3

Продвижение СМИ:

  • механизм распространения;
  • этапы продления, переоформления, приостановки, прекращения, ликвидации и возобновления издательской деятельности;
  • образец лицензии на теле- и радиовещание и период ее действия;
  • особенности вещания в эфире;
  • реестр СМИ;
  • форма заявления на выдачу лицензии;
  • перечень общедоступных теле- и радиоканалов;
  • возможные причины отказа в выдаче лицензии и ее переоформлении;
  • правила продвижения рекламы;
  • принципы лицензионного контроля;
  • нормы хранения используемой и выпущенной продукции;
  • данные об осуществляющих трансляцию операторах связи;
  • обязательные сообщения;
  • искусственные помехи.

Также описываются особенности публикации эротических изданий.

Социальные сети и новостные ленты постепенно изменяют способы потребления продуктов СМИ

Глава 4

Взаимодействие СМИ с другими объектами и субъектами:

  • правовые возможности получения информации;
  • механизм подачи запроса и право на получение данных;
  • возможные причины отказа в предоставлении сведений;
  • опровержение и аргументы для его отказа.

Также этот раздел посвящен принципам обеспечения конфиденциальности.

Глава 5

Права и обязанности журналиста:

  • правила получения аккредитации;
  • нюансы скрытой записи;
  • особый статус.

Злоупотребление журналистом служебным положением недопустимо.

Статья 47. Права журналиста

Глава 6

Международное пособничество:

  • зарубежные корреспонденты;
  • характер и структура договоров между государствами;
  • регламент освещения сведений, полученных из-за рубежа.

Также описаны принципы взаимодействия с иностранными СМИ.

Глава 7

Ответственность за несоблюдение правовых актов о СМИ:

  • особенности освобождения от ответственности и ее принятия;
  • возможные причины несоблюдения законодательной базы в сфере ущемления свободы масс-медиа;
  • механизм обжалования приговора;
  • наказание за злоупотребление свободой СМИ.

За причиненный ущерб положена компенсация.

Наказание СМИ за нарушение закона

О наказании при нарушении закона «О СМИ» говорится в последней 7-ой главе. Для СМИ, которые злоупотребили свободой массовой информации, прописанные в ст.4 ФЗ по ст.13.15 КоАП, предполагается следующее наказание:

  • за изготовление/распространение фильмов/программ со специальными скрытыми вставками, действующие отрицательно на подсознание людей через СМИ: конфискация предмета, нарушающего закон и штраф для физических лиц: от 2.000-2.500 руб., для должностных — от 4.000-5.000 руб. и для юрлиц — от 40.000-50.000 руб.;
  • за передачу данных об организациях, чья экстремистская деятельность была запрещена по решению суда, влечет наказание, как и в вышеоговоренном случае;
  • за распространение сведений о лице, не достигшем совершеннолетия, пострадавшим от незаконных действий или нарушение правил предоставления подобной информации: штраф для граждан — от 3.000-5.000 руб., для должностных лиц — 30.000-50.000 руб. и для юридических лиц — от 400.000 — 1.000.000 руб.;
  • за проявление неуважения на публике к датам, посвященным ВОВ: для юрлиц — от 400.000 — 1.000.000 руб.;
  • за предоставление инструкции по изготовке взрывчатых устройств/средств: конфискация предмета и штраф для физлиц: от 4.000-5.000 руб., для должностных — от 40.000-50.000 руб., для ИП — от 40.000-50.000 руб. или остановка деятельности на максимальный срок до 90 дней, для юрлиц — от 800.000-1.000.000 руб. или остановка деятельности на максимальный срок до 90 дней;
  • за пропаганду экстремистской деятельности: конфискация и штраф для юридических лиц — от 100.000-1.000.000 руб.;
  • за разглашение государственных секретных данных: штраф для юрлиц — от 400.000-1.000.000 рублей.

За нарушение ст. 35 закона «О СМИ» физических лиц ждет по ст. 13.17 КоАП штраф — от 100-300 руб., должностных — от 300-500 руб. и юрлиц — от 3.000-5.000 рублей.

Уголовная ответственность за нарушение ФЗ-2124-1 «О средствах массовой информации» вводится в следующих случаях:

  • за клевету по ст.242 п.2 УК: штраф до 1.000.000 руб. или в объеме зарплаты за 1 год или обязательные работы до 240 ч.;
  • за вмешательство в личную жизнь лица без его согласия с целью сбора и распространения сведений о нем по ст.137 УК: штраф до 200.000 руб. или в объеме зарплаты за 18 мес., или 360 ч. обязательных работ, или до 1 года исправительных работ, или 2 года исправительных работ, или арест до 4 мес., или заключение в тюрьму до 2-х лет;
  • за призыв к войне по ст.354 УК: штраф — от 100.000-500.000 руб. или в объеме з/п за период от 1 до 3 лет или лишение свободы до 5 лет и запрещение занимать должности до 3-х лет;
  • и так далее.

Дисциплинарная ответственность за нарушение закона «О средствах массовой информации» (ФЗ «О СМИ»), подразумевает — выговор, увольнение, штраф.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

8 (804) 333-01-43

Ограничения

Закон о СМИ запрещает злоупотреблять свободой производства и распространения информации. Это означает, что медиа-продукты не могут использоваться для совершения уголовных преступлений, разглашения тайн, охраняемых законом, распространения сообщений, в которых содержатся публичные призывы к террористической деятельности или поощряется терроризм, прочих экстремистских материалов, а также пропагандирующих культ жестокости и насилия, порнографию.

Закон о СМИ запрещает осуществлять скрытые вставки, применять технические приемы и способы распространения сведений в радио-, видео-, теле-, кинопрограммах, художественных и документальных фильмах, компьютерных информационных файлах, программах по обработке текстов, относящихся к специальным медиа-средствам, которые могут воздействовать на подсознание граждан или сказываться негативно на состоянии их здоровья. Не допускается освещать приемы изготовления и применения, указывать места приобретения запрещенных средств (наркотических, психотропных) и их аналогов, пропагандировать какие-либо преимущества использования тех или иных соединений, предоставлять иные сведения, не подлежащие раскрытию в соответствии с ФЗ.

Статья 16. Защита информации

1. Защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на:

1) обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;

2) соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа;

3) реализацию права на доступ к информации.

2. Государственное регулирование отношений в сфере защиты информации осуществляется путем установления требований о защите информации, а также ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

3. Требования о защите общедоступной информации могут устанавливаться только для достижения целей, указанных в пунктах 1 и 3 части 1 настоящей статьи.

4. Обладатель информации, оператор информационной системы в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязаны обеспечить:

1) предотвращение несанкционированного доступа к информации и (или) передачи ее лицам, не имеющим права на доступ к информации;

2) своевременное обнаружение фактов несанкционированного доступа к информации;

3) предупреждение возможности неблагоприятных последствий нарушения порядка доступа к информации;

4) недопущение воздействия на технические средства обработки информации, в результате которого нарушается их функционирование;

5) возможность незамедлительного восстановления информации, модифицированной или уничтоженной вследствие несанкционированного доступа к ней;

6) постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности информации.

5. Требования о защите информации, содержащейся в государственных информационных системах, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в пределах их полномочий. При создании и эксплуатации государственных информационных систем используемые в целях защиты информации методы и способы ее защиты должны соответствовать указанным требованиям.

6. Федеральными законами могут быть установлены ограничения использования определенных средств защиты информации и осуществления отдельных видов деятельности в области защиты информации.

1. Нарушение требований настоящего Федерального закона влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Лица, права и законные интересы которых были нарушены в связи с разглашением информации ограниченного доступа или иным неправомерным использованием такой информации, вправе обратиться в установленном порядке за судебной защитой своих прав, в том числе с исками о возмещении убытков, компенсации морального вреда, защите чести, достоинства и деловой репутации. Требование о возмещении убытков не может быть удовлетворено в случае предъявления его лицом, не принимавшим мер по соблюдению конфиденциальности информации или нарушившим установленные законодательством Российской Федерации требования о защите информации, если принятие этих мер и соблюдение таких требований являлись обязанностями данного лица.

3. В случае, если распространение определенной информации ограничивается или запрещается федеральными законами, гражданско-правовую ответственность за распространение такой информации не несет лицо, оказывающее услуги:

1) либо по передаче информации, предоставленной другим лицом, при условии ее передачи без изменений и исправлений;

2) либо по хранению информации и обеспечению доступа к ней при условии, что это лицо не могло знать о незаконности распространения информации.

Закон РФ «О средствах массовой информации»

(в ред. Федеральных законов от 13.01.1995 N 6-ФЗ,от 06.06.1995 N 87-ФЗ, от 19.07.1995 N 114-ФЗ, от 27.12.1995 N 211-ФЗ,от 02.03.1998 N 30-ФЗ, от 20.06.2000 N 90-ФЗ, от 05.08.2000 N 110-ФЗ,от 04.08.2001 N 107-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 25.07.2002 N 112-ФЗ,от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 04.07.2003 N 94-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ,от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ,от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 27.07.2006 N 153-ФЗ, от 16.10.2006 N 160-ФЗ,от 24.07.2007 N 211-ФЗ, от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 09.02.2009 N 10-ФЗ,от 14.06.2011 N 142-ФЗ, от 11.07.2011 N 200-ФЗ, от 21.07.2011 N 252-ФЗ,от 28.07.2012 N 133-ФЗ, от 05.04.2013 N 34-ФЗ, от 05.04.2013 N 50-ФЗ,от 02.07.2013 N 158-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 14.10.2014 N 305-ФЗ,от 24.11.2014 N 370-ФЗ, от 08.03.2015 N 23-ФЗ, от 13.07.2015 N 257-ФЗ,от 30.12.2015 N 464-ФЗ, от 05.04.2016 N 94-ФЗ, от 03.07.2016 N 280-ФЗ,от 03.07.2016 N 281-ФЗ, от 07.06.2017 N 110-ФЗ, от 29.07.2017 N 239-ФЗ,от 29.07.2017 N 278-ФЗ, от 25.11.2017 N 327-ФЗ, от 18.04.2018 N 83-ФЗ,от 27.12.2018 N 534-ФЗ, от 01.05.2019 N 89-ФЗ, от 06.06.2019 N 131-ФЗ,от 02.12.2019 N 426-ФЗ,с изм., внесенными Постановлением КС РФ от 17.01.2019 N 4-П)

(Само)регулирование социальных сетей

1 февраля 2021 года, спустя три года после своего инициирования, вступает в силу закон о регулировании деятельности социальных сетей.

  • Закон устанавливает обязанности для всех владельцев социальных сетей, ориентированных на российскую аудиторию. 
    Критерии таких соцсетей: возможность публикации материалов пользователями на языках народов России, возможность публикации рекламы для российских потребителей и посещаемость ресурса не менее 500 тыс. пользователей из России в сутки.
  • Для учета социальных сетей Роскомнадзором будет создан реестр социальных сетей. Включение сведений в него будет осуществляться по инициативе Роскомнадзора на основе данных, представленных владельцами соцсетей.
  • Владельцы социальных сетей обязаны самостоятельно проводить мониторинг в отношении 12 видов информации, относимой законодателем к запрещенной, рассматривать касающиеся ее обращения пользователей, самостоятельно блокировать ее или обращаться в Роскомнадзор при наличии сомнений в ее противоправности.
  • Правила пользования социальной сетью должны быть опубликованы и доведены до российской аудитории, а также не противоречить отечественному законодательству.

Обязанность не порождает ответственность 

Закон весьма компромиссный, но может привести к двояким результатам для пользователей и бизнеса, в частности.

С одной стороны, социальные сети обязаны самостоятельно вести мониторинг запрещенной информации, хотя такой мониторинг не вел и сам Роскомнадзор (принятие решений об ограничении доступа, как правило, осуществляется на основании поступающих обращений). 

С другой, не вводится ответственности за отказ ее блокировать, реагировать необходимо на обращения пользователей, а само принятие решений может быть оставлено Роскомнадзору. 

Это наиболее вероятный исход, с учетом того, что критерии признания некоторых видов информации не всегда очевидны. Например, в законе предусмотрена обязанность мониторинга сведений о новых потенциально опасных веществах — их перечень не публикуется, постоянно обновляется и известен лишь экспертам МВД России.

Опасность в том, что, обращаясь в Роскомнадзор, социальная сеть обязана временно заблокировать спорную информацию до принятия решения. В этом случае не исключается ситуация, когда на основании обращения пользователя будет заморожена целая рекламная кампания. Ответственность же за злоупотребление не предусмотрена.

Статус социальной сети зависит от пользователей

Закон связывает возникновение статуса социальной сети с количеством ее российских пользователей — их должно быть не менее 500 тыс.

Такой же критерий раньше использовался при регулировании деятельности блогеров, новостных агрегаторов и аудиовизуальных сервисов — это значит, что сам закон фактически заработает тогда, когда Роскомнадзор примет все нормативные акты, необходимые для определения посещаемости. 

Регулирование спорных ситуаций

В настоящий момент телевидение выпускает большое количество телепрограмм и передач, разоблачающих нарушителей законодательства. При этом авторы этих программ и передач считают, что таким образом они защищают права потребителей. Журналисты и съемочные группы приобретают продукцию и услуги в целях проверки их качества, которое на поверку оказывается крайне низким. При этом сотрудники СМИ прикрываются в своей деятельности законом о средствах массовой информации.

Во многих случаях съемки этих передач происходят со скандалами. Яркий пример – передача «Ревизорро» на телеканале Пятница.

Поведение журналистов при съемках вызывает у юристов, адвокатов и правозащитников споры о правомерности такой деятельности. Одна сторона утверждает, что во время таких съемок, так или иначе, нарушаются права собственников. Другие – поощряют действия журналистов.

Если рассматривать действия журналистов с точки зрения закона о СМИ, то они действуют в рамках этого акта. Но если рассмотреть те же действия с точки зрения других нормативных актов, в их деятельности можно найти множество нарушений, влекущих за собой административную и даже уголовную ответственность.

Основные положения

Принят в конце 1991 г., дата вступления в силу — 08.02.1992 г. Финальная редакция — от 01.05.2019 г. Как и его предшественник, советский законом о печати, нацелен на продвижение масс-медиа в РФ.

Главные моменты:

  • запрет цензуры;
  • фиксация обязанностей и прав участников процесса;
  • юридическая подоплека для создания масс-медиа;
  • механизм окончания или приостановки функционирования СМИ;
  • запрет на прелиминарное согласование материалов;
  • возможности распространения сведений в массах;
  • виды ответственности за несоблюдение законодательных норм;
  • нюансы выпуска, покупки и хранения приспособлений, нужных для реализации продуктов;
  • невозможность препятствовать продвижению информации.

Свобода слова считается ведущим постулатом информационного взаимодействия в современном обществе.

Закон №2124-1 регулирует функционирование СМИ

Ужесточение ответственности за клевету

Уголовный кодекс дополнен положениями об ужесточении уголовной ответственности за клевету.

Статья 128.1 Уголовного кодекса РФ изложена в новой редакции. Теперь:

  • прямо предусматривается уголовная ответственность за клевету в сети «Интернет»;
  • клевета может быть направлена не только против конкретного лица, но и нескольких лиц, как указал законодатель «индивидуально не определенных»;
  • клевета в сети «Интернет», СМИ, публичном выступлении, сопряженная с использованием должностного положения, указанием на наличие у потерпевшего опасного для окружающих заболевания или его обвинением в совершении преступления против половой неприкосновенности, тяжкого или особо тяжкого преступления теперь грозит лишением свободы на срок до пяти лет.

Клевета в интернете — дело публичного порядка 

Уголовное преследование за клевету в интернете теперь проводится в публичном, а не частном, как это было ранее, порядке. Правом на подачу заявления о преступлении фактически обладает любое лицо, которое оценивает публикацию как клеветническую и посчитает себя заинтересованным. 

Если предыдущая редакция статьи предполагала, что потерпевший самостоятельно подает заявление в мировой суд, где оно рассматривается в порядке, близком к гражданскому процессу, то по новому закону преследование будет осуществляться правоохранительными органами, а не заявителем.

В том числе поэтому стоит ожидать увеличения количества заявлений и дел о клевете, хотя ранее количество осужденных за клевету было не так уж и велико — 33 человека за первое полугодие 2020 года.

Субъект преступления неоднозначен 

Теперь законодателем определено, что сеть «Интернет» сама по себе является площадкой для распространения заведомо ложных сведений. Но в ходе дознания может возникнуть проблема в доказывании субъекта преступления — лица, распространившего сведения.

Значительное число сайтов в сети «Интернет» принадлежат юридическим лицам, а установить автора публикации возможно не во всех случаях. В России уголовная ответственность юридических лиц не предусмотрена.

В связи с чем, в случае распространение заведомо ложной информации на корпоративном сайте, риск уголовного преследование за данное деяние может возникать для руководства компании.

При этом маловероятно, что закон сам по себе скажется на деятельности анонимных сайтов.

Порядок действий журналистов при контртеррористических операциях

Отдельные правила журналистской деятельности установлены при проведении контртеррористических операций (КТО). В этом случае, находясь на объекте или в зоне действия КТО, журналист подчиняется руководителю операции.

Средствам массовой информации строго запрещается раскрывать любые сведения о тактике проведения операции, используемых приемах и средствах. Если эти сведения попадут через журналистов террористам, это может сорвать операцию, привести к серьезным человеческим жертвам.

Раскрывая информацию о служащих, привлеченных к контртеррористической операции, и об их родственниках СМИ обязаны руководствоваться законами о государственной тайне и охране персональных сведений.