Геноцид армян: две стороны одной медали

1915 – символ человеческой жестокости

На протяжении всей истории существования Османской империи на востоке страны проживали армяне, считавшие эту землю своим домом и исторической родиной. Однако мусульманское государство относилось  к ним иначе.

Являясь одновременно и национальным и религиозным меньшинством, армяне воспринимались как “граждане второго сорта”. Их права не только не защищались, но и сами власти всячески способствовали угнетению армянского населения. Ситуация резко обострилась после русско-турецкой войны 1877–1878 гг.

Поверженная империя не смирилась с продиктованными ей условиями, обратив весь свой гнев на христиан живущий на ее территории. Не случайно именно рядом с ними поселили мусульман изгнанных с Кавказа и из Балканских стран. Тесное соседство людей разных вероисповеданий и культур часто приводило к серьезным конфликтам.

Набеги на христианские деревни стали обыденным явлением. Власти же просто наблюдали. Начавшиеся протесты армян стали еще одним поводом для массовых арестов и убийств. Но это было лишь начало. Приближался 1915-й год ставший символом человеческой жестокости и безразличия, год окрашенный алой каской крови миллионов невинных жертв.

Депортации

Оригинал из приказа министра внутренних дел Талаат-паши от 24 апреля 1915 года.

Задержания в Константинополе

Министр внутренних дел Талаат-паша из правительства младотурок дает24 апреля 1915 г.приказ об аресте армянской интеллигенции. Операция начинается в 8 часов вечера в Константинополе и возглавляется Бедри-бей, начальником полиции Константинополя. В ночь с 24 на25 апреля 1915 г.Тогда было арестовано от 235 до 270 армянских интеллектуалов, в частности священнослужителей, врачей, издателей, журналистов, юристов, учителей и политиков. Арестованные содержатся под стражей для установления личности в течение одного дня либо в полицейском участке (на османском турецком языке  : Emniyeti Umumiye ), либо в центральной тюрьме. Затем была начата вторая волна арестов, в результате которой было арестовано от 500 до 600 армян. Некоторые из них, например писатель и поэт Александр Паносян (1859–1919), были быстро освобождены, но большинство из них позже было депортировано. В общей сложности, по оценкам, за несколько дней до депортации было арестовано 2345 известных армянских деятелей. Большинство из них не занималось политической или националистической деятельностью.

Центры содержания под стражей

В 29 мая 1915 г.Вскоре после вступления в силу закона Техчир задержанные в Константинополе армяне были депортированы в Османскую Сирию .

Некоторые из задержанных проводятся на вокзале Хайдарпаши после приема пароварки ( Vapur ) п о  67 компании Şirket. После десяти часов ожидания на следующий день они садятся на специальный поезд до Анкары . В составе этого поезда находились 220 армян. Водитель поезда , который получил список депортированных армян конвоя, удается передать в Завен I — е Der Eghiayan  ; Затем он пытается освободить как можно больше заключенных. В этом ему помогает посол США Генри Моргентау-старший . Несмотря на их усилия, эта попытка не увенчалась успехом. После 20 часов пути депортированные прибыли в Синканкой  : затем они были разделены на две группы в соответствии с сортировкой, проведенной ранее директором центральной тюрьмы Константинополя. Первая группа отправляется в Чанкыры и Чорум (между Чанкыры и Амасья ), а вторая группа — в Аяш . Почти все депортированные из второй группы были убиты в течение следующих месяцев. Только десять (или тринадцать) членов этой группы смогут вернуться живыми в Константинополь.

Военно-полевой суд

Некоторые нотабли , такие как D г назаретской Daghavarian и Саркис Minassian были эвакуированы из тюрьмы АЙАСА на5 маяи доставлены под военным конвоем в Диярбакыр вместе с Арутюном Джангуляном , Карекином Хаджагом и Рупеном Зартаряном, чтобы предстать перед военным трибуналом. По всей видимости, они были убиты поддерживаемыми государством военизированными группами во главе с Черкессом Ахметом и лейтенантами Халилом и Назимом в местности под названием Караджаорен незадолго до прибытия в Диярбакыр. Марзбед, еще один депортированный, был отправлен в Кайсери, чтобы предстать перед военным трибуналом.18 мая 1915 г..

Активисты , ответственные за убийства были осуждены и казнены в Дамаске по Джемаль — паши вСентябрь 1915 г.Этот инцидент позже стал предметом расследования в 1916 году османским парламентом во главе с Артином Бошгезеняном , депутатом от Алеппо. После освобождения Марцбеда от суда он работал под фальшивым османским именем на немцев в Интилли (железнодорожный туннель Аманус ). Затем он сбежал в Нусайбин , где умер незадолго до перемирия, упав с лошади.

МАССОВЫЕ УБИЙСТВА И ДЕПОРТАЦИИ

Повинуясь приказам центрального правительства в Константинополе, региональные власти при пособничестве местного гражданского населения устраивали массовые расстрелы и депортации. Сотрудники военных органов и служб безопасности, а также их сторонники уничтожили большинство армянских мужчин трудоспособного возраста, а также тысячи женщин и детей.

Во время конвоируемых переходов по пустыне выжившие старики, женщины и дети подвергались самовольным нападениям со стороны местных властей, банд кочевников, преступных группировок и гражданских лиц. В ходе этих нападений происходили грабежи (например, жертв раздевали догола, забирали у них одежду и подвергали их досмотру полостей тела в поиске ценностей), совершались изнасилования, похищения молодых женщин и девушек, вымогательства, пытки и убийства.

Сотни тысяч армян погибли, так и не добравшись до назначенного лагеря. Многие из них были убиты или похищены, другие совершили самоубийства, также огромное количество армян погибло от голода, обезвоживания, отсутствия крова или болезней по пути к месту следования. В то время как некоторые жители страны стремились оказать помощь высланным армянам, гораздо больше рядовых граждан убивали или истязали конвоируемых.

Установление младотурецкого режима

Политика султана пагубно сказывалась на положении Османской Империи
в целом. Правлением Абдул Гамида II была недовольна и турецкая буржуазия.
После событий 1890-х политический престиж Турции настолько ослабел,
что в Европе заговорили о скором развале империи. С целью установления
в стране конституционного режима группой молодых турецких офицеров
и правительственных чиновников была создана тайная организация,
ставшая впоследствии основой партии “Иттихад ве теракки” (“Единение
и прогресс”, также известная как иттихадистская или младотурецкая
партия). В начале XX века в борьбе с султанским режимом участвовало
множество организаций — как турецких, так и армянских, греческих,
арабских, албанских, македонских, болгарских. При этом все попытки
подавить грубой силой антисултанское движение приводили лишь к усилению
этого движения.

В 1904 турецкие власти вновь попытались покорить Сасун, однако,
встретив упорное сопротивление, были вынуждены отступить.

Антисултанские настроения усиливались. Особенно сильным было влияние
младотурок в военных частях, расквартированных в европейских районах
Османской Империи. В конце июня 1908 г. офицеры-младотурки подняли
мятеж. Попытка его подавить ни к чему не привела, поскольку отправленные
на подавление мятежа войска перешли на сторону мятежников. Очень
скоро мятеж перерос во всеобщее восстание: к младотуркам присоединились
повстанцы-греки, македонцы, албанцы, болгары. Уже через месяц султан
был вынужден пойти на значительные уступки, восстановить конституцию,
не только амнистировать главарей восстания, но и во многих вопросах
следовать их указаниям. Празднества по случаю восстановления конституции
прошли по всей стране, в них участвовали все народы Османской империи.
Армяне с радостью встретили младотурок, считая, что всем бедам и
непосильному гнету положен конец. Лозунги иттихадистов о всеобщем
равенстве и братстве народов империи нашли самый положительный отклик
среди армянского населения.

Эйфория армян длилась недолго. Мятеж, поднятый сторонниками султана
31 марта (13 апреля) 1909 г. в Константинополе, совпал с новой волной
антиармянских погромов в Киликии. Первый погром начался в Адане,
затем погромы перекинулись на другие города Аданского и Алеппского
вилайетов. Посланные для поддержания порядка войска младотурок из
Румелии не только не защитили армян, но вместе с погромщиками приняли
участие в грабежах и убийствах. Итог резни в Киликии — 30000 погибших.
Многие исследователи придерживаются мнения, что организаторами резни
были младотурки или, по крайней мере, младотурецкие власти Аданского
вилайета.

В 1909 – 10 гг. по всей Турции прокатились погромы нацменьшинств:
греков, ассирийцев, болгар, албанцев и других.

Армяне в Османской империи

А вот само положение армян. Каково было положение их в Османской империи? Мы же помним, что были даже депутаты, от той же «Дашнакцутюн» в парламенте. Они заседали там, и было все нормально. И были армяне, которые достаточно активно себя проявляли на протяжении долгой истории Османской империи.

Да, вы совершенно правильно заметили. Если перевести на русский язык, то армяне считались Османской империей доверенным народом. То есть, это не только депутаты, а ещё множество разных министров, послов разных стран, огромное количество военных генералов, которые относились, так или иначе, к армянскому народу. Может быть, у них в родственниках были тюрки, но так или иначе они были армянами. Огромное количество возможностей, как в общественном, так и в экономическом плане было у армянского населения Турции. Этим очень хорошо воспользовались те силы, которые хотели тогда разрушения Османской империи. И внутри страны они, используя эти связи, как депутатов, как министров, так же как и послов и в том числе военных, решили изнутри Османской империи воздействовать на неё и разрушить её.

То есть, была задача осуществить государственный переворот?

Не то, чтобы государственный переворот. Была задача разрушить Османскую империю. Никто иной как армянский народ не был самым подходящим для этого момента. Для этого воспользовались им, но учитывайте, что как вы заметили, несколько столетий армяне и тюрки жили в Османской империи и никогда ни у армянской стороны к османам, ни у османов к армянам, не было никогда друг к другу претензий несколько столетий. И вдруг появляется проблема и даже самому неопытному человеку понятно, что эта проблема не может возникнуть внутри страны. Это возникло в результате внешнего воздействия.

Геноцид в культуре[]

Искусство

В творчестве известной американской рок-группы System of a Down, состоящей из четырех музыкантов, армян по происхождению, часто затрагивается тематика геноцида армян. Каждый год группа совершает концертный тур «Souls» («Души») для привлечения внимания к тематике геноцида. В свой дебютный альбом группа включила песню о геноциде армян — «P.L.U.C.K.» («Политически лгущие нечестивые трусливые убийцы»). В тексте буклета диска написано: «SOAD посвящает эту песню памяти полутора миллионов жертв геноцида армян, проводимого турецким правительством с 1915 по середину 1920-ых». Некоторые другие песни, в частности «X» (Toxicity) и «Holy Mountains» («Святые Горы», Hypnotize), также посвящены теме геноцида армян.

Файл:NytArmeniangenocide.jpg

Османское правительство преднамеренно уничтожает миллион армян.New York Times, Дек. 15, 1915

Американский композитор и певец Дэниел Деккер был подвержен критике из-за сотрудничества с армянским композитором Арой Геворгяном. Песня «Адана», названая по имени города, армянское население которого подверглось резне одним из первых, повествует историю геноцида армян. Музыку на слова Деккера написал Ара Геворгян. Ведущий религиозный журнал и веб-портал Европы «Cross Rhythms» написал об «Адане» следующее: «Очень редко горечь бесчисленных страданий выливается в такое изумительное произведение». Дэниел Деккер был официально приглашён армянским правительством, для исполнения этой песни 24 апреля в Ереване, на концерте, посвященном мероприятиям по случаю 90-ой годовщины геноцида армян. В настоящее время «Адана» переведена и записана на 17 языках.

Тема геноцида армян также затрагивается в кинематографе и литературе. Этой теме посвящен фильм Атома Эгояна «Арарат» (). Известные итальянские режиссёры, Витторио и Паоло Тавиани, планируют снять фильм о Геноциде по книге Антонии Арслан «La Masseria Delle Allodole» («Ферма жаворонков»). Первым фильмом о геноциде армян является картина «Ravished Armenia» («Изнасилованная Армения») (1919), но к сожалению, до наших дней от неё сохранился лишь 15-минутный отрывок.

Файл:ArmenianGenocideRecognition.png

Свыше одного миллиона армянских беженцев было рассеяно по всему миру. Цветом выделены государства и штаты, официально признавшие геноцид армян.

Самое известное литературное произведение на тему геноцида армян — роман Франца Верфеля «Сорок дней Муса-дага», изданный в 1933 и впоследствии отмеченный нацистскими властями как «нежелательный». Книга стала бестселлером, а голливудская студия MGM решила снять фильм по этой книге, но осуществлению данной идеи дважды помешала Турция. Съёмки фильма подошли к концу в 1982 году несмотря на нападки со стороны турецкого правительства, однако его художественная ценность сомнительна. Курт Воннегут в 1988 написал вымышленную историю «Синяя Борода», в которой геноцид армян также является главной темой. Луи де Бернье использует место и время геноцида армян в качестве фона в его новелле «Птицы без крыльев», которую некоторые критики считают скорее протурецкой. Еще одна книга, в которой также затрагивается тематика геноцида армян — «Das Marchen vom letzten Gedanken» («История последней мысли») Эдгара Хилсенрата, изданная в 1989.

Ричард Калиновски поставил пьесу «Животное на луне», которая повествует о двух людях переживших геноцид армян.

Мемориальный комплекс «Цицернакаберд»

В 1965 году, в 50-ю годовщину геноцида, в Армении возникла идея создания мемориала. Через два года, в Ереване, на возвышающемся над ущельем реки Раздан холме Цицернакаберд была завершена постройка мемориального комплекса (архитекторы С. Калашян и В. Хачатрян). 44-метровая стела символизирует возрождение армянского народа. 12 плит, символизирующие собой 12 потерянных провинций, входящие в настоящее время в состав Турции, образуют конус, в центре которого, на глубине 1,5 метров горит вечный огонь. Рядом со стелой находится стометровая стена с названиями городов и деревень, в которых происходила резня.

В 1995 году в другом конце парка был открыт музей геноцида (архитекторы Калашян и Мкртчян), посвящённый этим ужасным событиям. В музее представлены некоторые снимки, сделанные германскими фотографами (в том числе Армином Вегнером), а также их публикации. Недалеко от музея находится аллея, где иностранные государственные деятели сажают деревья в память о жертвах геноцида.

Каждый год 24 апреля, в День памяти жертв геноцида армян, сотни тысяч людей поднимаются на холм к мемориальному комплексу и возлагают цветы (обычно гвоздики и тюльпаны) к вечному огню. Благодаря усилиям армянских диаспор, по всему миру построено множество памятников жертвам геноцида.

Восстание в Ване

С конца 1914 по весну 1915 года армянский народ по всей Османской империи подвергался нападениям и грабежам. Самое известное армянское сопротивление османскому угнетению произошло в Ване 19 апреля 1915 года. Оно использовалось оправданием массовых убийств армянского народа. И в течение нескольких недель 51 армянская деревня была уничтожена.

В течение этого времени также был отдан приказ уничтожить всех армянских мужчин старше 12 лет. Армяне в Ване организовали защиту от османской резни и приняли российскую помощь. Режим младотурок воспользовался этим как предлогом для усиления резни армян. Но массовые убийства происходили уже задолго до официального начала геноцида, когда уже было казнено более 25 000 армян.

Геноцид армян

— Давай сразу начнем с конфликтной темы… Ты мне сразу скажи, а вообще геноцид турками армян был или нет? Я знаю, что ты на эту тему писал много и разбирался в этой теме.

— Несомненно то, что в 1915 году в Турции была резня и что такие вещи не должны никогда повторяться. Мой же личный подход состоит в том, что официальная армянская позиция, согласно которой это был геноцид, вызванный страшной ненавистью турок к армянам, не верна по ряду позиций.

Во-первых, совершенно очевидно, что причиной произошедшего во многом явились сами армяне, устроившие перед этим восстание. Которое началось еще задолго до 1915 года.

Все это тянулось с конца XIX века и охватывало, в том числе, и Россию. Дашнакам было все равно, кого взрывать, турецких чиновников или князя Голицына.

Во-вторых, важно знать и то, что у нас обычно не показывают: армяне, по сути, вели себя как те же самые турки — устраивали этнические чистки, резню и так далее. И если всю имеющуюся информацию соединить вместе, получится комплексная картина происшедшего

— У турок есть свой музей геноцида, посвященный территории, которую с помощью английского золота и российского оружия «освободили» армянские дошнакские подразделения. Их командиры действительно рапортовали, что там не осталось ни одного турка. Другое дело, что дашнаков тогда спровоцировали на выступление англичане. И, к слову, турецкий суд в Стамбуле еще при султане осудил организаторов массовых преступлений против армян. Правда, заочно. То есть, факт массового преступления имел место.

— Конечно. И сами турки этого не отрицают, они приносят соболезнования. Но они не называют случившееся геноцидом. С точки зрения международного права, есть Конвенция о предотвращении геноцида, подписанная, в том числе, Арменией и Россией. В ней обозначено, кто имеет право признавать преступление геноцидом — это суд в Гааге, и только он.

Ни Армения, ни зарубежная армянская диаспора ни разу не обращалась в этот суд. Почему? Потому что понимают, что доказать этот геноцид в терминах юридических, исторических они не смогут. Более того все международные суды — Европейский суд по правам человека, Французский юстиционный суд и так далее, когда армянская диаспора пыталась поднять этот вопрос в них, ей отказывали. Только начиная с прошлого октября таких судов было три — и все армянская сторона проиграла.

Вернемся в первую половину ХХ века: уже тогда было очевидно, что и турецкая, и армянская стороны прибегали к этническим чисткам. Два американских миссионера, которых послал конгресс после поражения Османской империи, увидели картину этнической чистки, устроенной именно армянами.

Мы сами видели в 1918-м, и в 1920 году, пока еще не установилась прочно cоветская власть, либо армянские, либо азербайджанские чистки. Поэтому как только исчез «фактор СССР», тут же получили Нагорный Карабах и те же самые чистки. Сегодня же эта территория зачищена по максимуму. В Азербайджане практически не осталось армян, а в Карабахе и Армении — азербайджанцев.

Первая резня

На рубеже веков нарастала напряженность между армянами и турецкими властями. Султан Абдель Хамид II, известный как «кровавый султан», сказал репортеру в 1890 году: «Я дам им коробку на ухе, которая заставит их отказаться от своих революционных амбиций».

В 1894 году массовая резня «ящик на ухе» стала первой из армянской резни. Военные и мирные жители османских войск атаковали армянские деревни в Восточной Анатолии, в результате чего погибло 8 тысяч армян, включая детей. Через год в Урфийском соборе были сожжены 2500 армянских женщин. Примерно в то же время группа из 5000 человек была убита после демонстраций, просящих международное вмешательство, чтобы предотвратить массовые убийства в Константинополе. По оценкам историков, к 1896 году погибло более 80 000 армян.

Русско-турецкая война 1877–78 гг. Сан-Стефанский мирный договор. Берлинский конгресс и возникновение Армянского вопроса.

Поводом для русско-турецкой войны 1877–1878 гг. послужили восстания
против османского ига в Боснии и Герцеговине (1875–1876 гг.) и Апрельское
восстание в Болгарии (1876 г.), потопленное турками в крови. К концу
1877 г. после упорных боев на Балканском фронте русские
войска освободили Болгарию, a в начале 1878 г. находились уже на
подступах к Константинополю. На Кавказском фронте были взяты Баязет,
Ардаган, город-крепость Карс.

Вскоре Турция капитулировала, и в городке Сан-Стефано 19 февраля
(3 марта по новому стилю) был подписан мирный договор с Россией.
В 16-й статье договора впервые официально рассматривалась проблема
безопасности армянского населения Османской империи, и поднимался
вопрос о проведении административных реформ в Западной Армении.

Опасаясь усиления российского влияния, Британия и Австро-Венгрия
сделали все возможное, чтобы сорвать осуществление Сан-Стефанского
договора. Для пересмотра договора летом 1878 г. по требованию этих
держав был созван Берлинский конгресс, во время которого Россия
была вынуждена пойти на значительные уступки, в том числе и в Армянском
вопросе. Из Западной (Турецкой) Армении выводились русские войска,
тем самым армяне лишались единственной реальной гарантии своей безопасности.
Хотя в 61-й статье Берлинского трактата все еще говорилось о реформах
в Западной Армении, но каких-либо гарантий их выполнения уже не
было. Из-за этого впоследствии резко ухудшилось и без того нелегкое
положение армян в Турции.

Народная традиция

Антип Половод. День Антипа водопола. Водопол. Водополье.

В народе священномученик Антипа почитается как целитель разных человеческих болезней и в особенности как утешитель зубной боли. О дне Антипы говорят: «Антип воду распустил».

«Половодье Антипа в овражке топит». Если на Антипа воды не вскрылись — лето будет плохое.

Начало распускания почек у липы, желтой акации, ранних сортов яблони. Появляются всходы крапивы. Снег после половодья — большое для озими невзгодье. По Антиповой воде о хлебушке гадай.

В этот день медведь из берлоги выходит.

Самый поздний срок половодья. Если на Антипа воды не вскроются, то лето будет плохое. Верили, что Антип избавляет от зубной боли. Существовало великое множество заговоров-заклинаний от зубной боли. У каждого знахаря свои, только ему известные.

Одни читали так: «Месяц в небе, медведь в лесу, камень в поле. Все вы — три брата. Как сойдутся в чистом поле гулять, тогда только у раба Божьего (имя), молитвенного и крещеного, начнут зубы играть. Тьфу, тьфу, тьфу!».

Другие заговаривали по-своему: «Ты, мисяцю молодый! Пытай ты мертвых и живых: у мертвого зубы не болять? У мертвого зубы николы не болять, кости задубилы, зубы занимилы. Даруй, Господи, чтоб у мены, раба Божьего (имя), зубы занимилы, николы не болилы». Третьи брали небольшую кисть красной рябины, водили ею вокруг больных зубов по часовой стрелке и три зари читали: «Рябина, рябина, по веку тебя не есть, уничтожь мою болезнь!» После этого надо было эту рябину выбросить и больше ее никогда не есть.

А если надо было вырвать зуб, то считалось, что его можно вырвать только в понедельник, если хочешь избежать беды, потому что понедельник — день ведьм и русалок, когда им в жертву приносили зуб. Но не каждому дано было вылечивать болезни заговорами; больше всего это удавалось тем, кто рожден в семье первым и особенно последним. (Смотрите так же: снятие зубной боли народными средствами).

Именинники: Антип, Мартиниан, Иван, Яков.

Неудачный призыв к оружию на Западе

В то время международные осведомители и национальные дипломаты признавали зверства, совершенные как злодеяние против человечества.

Лесли Дэвис, консул США в Гарпуте, отметила: «Эти женщины и дети были изгнаны из пустыни в середине лета, ограбили и разграблены тем, что у них было … после чего все, кто не погиб, тем временем были убиты недалеко от города».

Посол Швеции в Перу Густаф Август Коссва Анкарсвард в своем письме в 1915 году отметил: «Преследования армян достигли масштабов волочения, и все указывает на то, что молодые турки хотят воспользоваться этой возможностью … [положить конец армянский вопрос. Средства для этого довольно просты и состоят в уничтожении армянского народа ».

Даже Генри Моргентау, посол США в Армении, отметил: «Когда турецкие власти отдавали приказ об этих депортациях, они просто давали смертный приговор целой расе».

В «Нью-Йорк Таймс» также широко освещена проблема — 145 статей в 1915 году — с заголовками «Обращение в Турцию, чтобы остановить резню». Газета описала действия против армян как «систематические,« санкционированные »и« организованные правительством «.

Союзные державы (Великобритания, Франция и Россия) ответили на новости о массовых убийствах, выпустив предупреждение Турции: «Союзные правительства объявляют публично, что они будут удерживать всех членов Оттоманского правительства, а также их агентов как и они, личная ответственность за такие вопросы ». Предупреждение не имело никакого эффекта.

Поскольку Османский закон запретил фотографировать армянских депортированных, фотодокументация, в которой зафиксирована серьезность этнической чистки, встречается редко. В акте неповиновения офицеры немецкой военной миссии зафиксировали зверства, происходящие в концентрационных лагерях. Хотя многие фотографии были перехвачены османской разведкой, потерянной в Германии во время Второй мировой войны или забытой в пыльных ящиках, Музей армянского геноцида Америки захватил некоторые из этих фотографий в онлайн-экспорте.

МЛАДОТУРЕЦКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

В июле 1908 года фракция, которая именовала себя младотурками, захватила власть в столице Османской империи Константинополе. Младотурками являлись преимущественно офицеры и чиновники балканского происхождения, пришедшие в 1906 году к власти в тайном обществе, известном под названием «Единение и прогресс», и трансформировавшие его в политическое движение.

Младотурки стремились к введению либерального конституционного режима, не связанного с религией, который поставил бы в равные условия все народности. Младотурки считали, что немусульмане интегрировались бы в турецкую нацию, если бы были уверены, что такая политика приведет к модернизации и процветанию.

Вначале казалось, что новое правительство сможет устранить некоторые причины социального недовольства армянской общины. Но весной 1909 года армянские демонстрации с требованием об автономии переросли в насилие. В городе Адана и его окрестностях солдатами Османской армии, нерегулярными войсками и гражданскими лицами было убито 20 тыс. армян; от рук армян же погибло до 2 тыс. мусульман.

В период с 1909 по 1913 год активисты движения «Единение и прогресс» стали все сильнее склоняться к резко националистическому видению будущего Османской империи. Они отвергали идею полиэтнического «османского» государства и стремились к созданию культурно и этнически однородного турецкого общества. Многочисленное армянское население Восточной Анатолии являлось демографическим препятствием на пути к достижению этой цели. После нескольких лет политических потрясений 23 ноября 1913 года в результате государственного переворота лидеры партии «Единение и прогресс» получили диктаторскую власть.

Почему некоторые страны, в том числе, Израиль, не признают геноцид?

Что мне показалось странным, изучая эту тему, так это то, что самым активным противником лавирования вот этой темы армянского «геноцида», на международной арене выступает именно Израиль, который тоже постоянно любить «педалировать» тему «геноцида» евреев. Почему именно Израиль самый активный противник на международной арене этой темы? Есть ответ на этот вопрос?

Есть, конечно же, ответ. Есть очень множество разных политических моментов, которые заставляют Израиль.

Не сказать, что Турция и Израиль находятся не в самых близких отношениях, тоже нельзя.

Зато Израиль и Азербайджан находятся в очень хороших отношениях. Учитывайте, что я как турецкий журналист-исследователь, считаю, что любая поддержка «геноцида» армян, на любом уровне – это поддержка терроризма. Потому, что транснациональный армянский терроризм сформирован именно на этом понятии как геноцид армян. Израиль это отлично понимает, что сегодня поддерживая террористическое движение, в результате которого появился сегодня, так называемый «геноцид» армян, то завтра может столкнуться с такой же проблемой у себя в государстве. И завтра эти же арабы, палестинцы, могут встать сказать: «Секундочку, раз ты, так или иначе, хочешь признать так называемый «геноцид» армян, то посмотри на свою страну, что у нас тут творится. А у нас всё мирно и спокойно? Это не только Израиль» Все страны, которые понимают реально всю суть вопроса в армянском «геноциде», они этого не принимают потому, что это будет признанием всех возможных разных геноцидов в тех же странах, в которых происходили геноциды. Если вы создаёте прецедент по отношению к армянскому «геноциду», так давайте создадим прецедент по отношению к другим разным национальностям. Начиная от индейцев в Америке и заканчивая черкесами в Российской империи.

Я хочу заметить одну маленькую деталь, что тот человек, который в Германии инициировал и даже можно сказать, что провоцировал, признание так называемого «геноцида» армян в Бундестаге, был по национальности черкесом. Он не был армянином или тюрком. Это был черкес. Это мина замедленного действия. Завтра, тот же самый черкес, возьмёт тот же самый Бундестаг и скажет: «Раз вы приняли геноцид армян и признали, то возьмите историю и посмотрите. Огромное количество черкесов живут в Турции, и они тоже хотят признания геноцида черкес в Российской империи, которые в результате этого переместились на территорию Османской империи». Черкесов в России намного меньше живёт, чем в Турции, понимаете?

И такая цепочка признания геноцидов может спровоцировать мировую войну всех народов, друг против друга и каждый будет обвинять друг друга в геноциде. И первыми это сделали евреи холокостом. После этого посмотрели армяне и подумали, что раз вы можете, то почему нам нельзя? И начинает эта цепочка двигаться. Мы видим, как в Украине приняли закон о голодоморе. Раньше об этом никто не говорил и вдруг вспомнили, что голодомор это геноцид украинского народа. Да, было дело, никто не отрицает. Никто не отрицает монголо-татарское иго против русских, никто ведь не отрицает? И эта цепочка доходит даже до Соединённых Штатов. Насколько я знаю рядом с Капитолием дали место для установления памятника в память жертвам «геноцида» украинского народа. Это ничто иное как поддержка вот этой вот цепочки признания геноцидов, для того, чтобы всех против всех натравить.

Страны, не признающие геноцид Армян

Страны, признающие геноцид армян, являются теми, кто официально принимает систематические массовые убийства и насильственную депортацию армян, осуществленных Османской империей с 1915 по 1923 год.

Хотя исторические и академические институты по изучению Холокоста и геноцида принимают Геноцид армян, многие страны отказываются это делать, чтобы сохранить свои политические отношения с Турецкой Республикой. Азербайджан и Турция являются единственными странами, которые отказываются признать Геноцид армян и угрожают экономическим и дипломатическим последствиям тем, кто это делает.

Мемориальный комплекс Геноцида армян был построен в 1967 году на холме Цицернакаберд в Ереване. Музей-институт Геноцида армян, открытый в 1995 году, представляет факты об ужасе массовых убийств.

Турции было настоятельно предложено признать Геноцид армян несколько раз, но печальный факт заключается в том, что правительство отрицает слово «геноцид» как точный термин для массовых убийств.

Факты о странах, признающих Геноцид армян, мемориал и криминализацию отрицания

25 мая 1915 года Антантские власти выступили с заявлением, в котором говорится, что сотрудники Оттоманского правительства, участвующие в Геноциде армян, лично будут нести ответственность за преступления против человечности. Парламенты нескольких стран начали признавать это событие геноцидом со второй половины 20-го века.

Левобережная и зеленая турецкая политическая партия «Зеленая левая партия» — единственная, кто признает Геноцид армян в стране.

Уругвай стал первой страной, которая признала в 1965 году, а затем в 2004 году.

Кипр был страной, которая признала геноцид армян: сначала в 1975, 1982 и 1990 годах. Более того, она стала первой, кто поднял этот вопрос на Генеральной Ассамблее ООН. Отрицание Геноцида армян также криминализируется на Кипре.

Франция также криминализировала отрицание Геноцида армян в 2016 году, признав его в 1998 и 2001 годах. После принятия законопроекта, который был криминализирован 14 октября 2016 года, он был принят Национальным собранием Франции в июле 2017 года. Он предусматривает наказание года в тюрьме или штраф в размере 45 000 евро.

Греция признала это событие геноцидом в 1996 году и в соответствии с актом 2014 года отказ в наказании наказывается лишением свободы на срок до трех лет и штрафом, который не должен превышать 30 000 евро.

Страны, которые признают Геноцид армян: Швейцария и законы о мемориале

Швейцария признала Геноцид армян в 2003 году, когда отрицание является преступлением. Догу Перинчек, турецкий политик, адвокат и председатель левой националистической патриотической партии, стал первым человеком, получившим преступное обвинение в отказе от Геноцида армян. Решение было принято швейцарским судом в 2007 году.

Дело Перинце было результатом того, что он описывал Геноцид армян как международную ложь в Лозанне в 2005 году. Его дело было обжаловано в Большой палате Европейского суда по правам человека. Его решение было в его пользу на основании свободы слова. По мнению суда: «Г-н Перинчек выступал с речью об историческом, правовом и политическом характере в противоречивых дебатах ».

Хотя он был приговорен к пожизненному заключению в августе 2013 года, он был в конечном итоге освобожден в 2014 году. После его освобождения он примкнул к партии «Справедливость и развитие» и Реджепу Тайипу Эрдогану.