Hyperloop

Будет ли работать Hyperloop

Сперва показалось, что идея совершенно фантастична. Так и есть. Но если у него получится, футуристический Hyperloop заменит поезда и произведет революцию в транспорте, как это сделал локомотив, автомобиль и самолет. Единственная проблема в том, что никто не знает, будет ли Hyperloop работать и сколько на самом деле будет стоить его строительство. Хотя разработки ведутся и активным ходом.

Маск говорит, что цена за проект — 6 миллиардов долларов. Но многие относятся к этим цифрам скептично. Некоторые эксперты говорят, что на такие деньги не построить даже мост приличного размера. Более того, в Калифорнии, например, разрабатывается план строительства гораздо более медленной железнодорожной системы между двумя городами стоимостью 60 миллиардов долларов. Именно это предложение побудило Маска представить Hyperloop. Калифорнийский план, как написал Маск в 57-страничном техническом документе, опубликованном на сайте SpaceX в августе 2013 года, был слишком дорогим «для одного из самых медленных поездов в мире». Чтобы вы понимали, этот поезд сможет набирать скорость в 322 километра в час.

Независимо от цены и сложности создания почти сверхзвуковой системы наземного транспорта, Маск говорит, что Hyperloop это что-то среднее между поездом и самолетом. Во многих отношениях, это как путешествовать в пуле по стволу дробовика при помощи технологии из игры в воздушный хоккей. Маск верит, что Hyperloop будет работать. Но как?

Hyperloop и пассажиры

До того как пригласить первых пассажиров в путешествие на поезде будущего, компания Hyperloop One провела около 400 тестов в пустыне Невада, недалеко от Лас-Вегаса. Люди на борту футуристического транспорта совершили поездку только в ноябре 2020 года, спустя семь лет после того, как Илон Маск рассказал миру о своей идее.

Первыми пассажирами прототипа Hyperloop — капсулы «Пегас» — стали сооснователь Virgin Hyperloop Джош Гигель и директор по качеству обслуживания пассажиров Сара Лучьян. Капсула с пассажирами за 15 секунд преодолела расстояние в 500 м на скорости 160 км/ч.

«Пегас» с первыми пассажирами на борту

Тест с пассажирами вызвал много критики в интернете. Люди начали рассуждать об инновационности Hyperloop и магнитной левитации (маглев), которая позволяет транспорту перемещаться в тоннеле. Один из пользователей даже систему Маска «самой ужасной высокоскоростной железной дорогой в мире», сравнив развитие Hyperloop с запуском в Англии парового локомотива Mallard, еще в 1938 году достигшего скорости 203 км/ч. Некоторые вспомнили мировой рекорд японского маглев, который в 2016 году разогнался до скорости в 603 км/ч. А первые поезда, работающие по этой системе, могли перевозить сотни пассажиров на скорости 482 км/ч уже в 1970-е. То есть, как говорят критики концепции Маска, Hyperloop — это вовсе не инновация.

Тем не менее, по мнению разработчиков, Hyperloop не стоит сравнивать ни с поездом, ни самолетом, ни с лодкой, потому что это в принципе новый вид транспорта, отличный от других средств передвижения, к которым привыкли люди. Конечно, нельзя построить что-то новое, не опираясь на изобретения прошлого

Важно только учесть все недостатки уже существующей системы и попытаться их преодолеть

Дойдет ли Hyperloop до России или будут у нас в стране аналоги сверхскоростного средства передвижения Илона Маска, сказать точно нельзя. Готовность создать такую транспортную систему в Москве озвучили еще в 2016 году. Эксперты даже оценили в $12-13 млрд возможную стоимость магнитной магистрали от столицы до портов Балтийского моря, однако позже никаких продвижений в реализации технологии не было.

Decompression is a dire problem

The effects of the vacuum gun experiment would be similar to what would happen in the Hyperloop system given a spontaneous decompression event. Just like the ping pong ball, the train would quickly accelerate as the air continuously rushes in. With no drag, the capsule would accelerate to supersonic speeds.

Decompression is a dire problem that could and likely would be fatal in a vacuum train system. Thus far, no breaking systems have been proposed to prevent the capsules from accidentally accelerating due to spontaneous decompression — more on that below.

Decompression would not only ruin the system, but it would likely be fatal to all those unfortunate enough to be riding in the tube at the time of the accident. Unfortunately, a wide range of events could cause a perforation in the tube.

Hyperloop в России: мы тоже умеем?

Проекты быстрого и недорого путевого сообщения есть и в России. В Петербургском университете путей проектируется поезд на магнитной подушке. Без вакуумной трассы, но скорость 400 км/ч запланирована.

Готовится строительство магнитной магистрали от логического центра «Белый Раст» (Подмосковье) до Усть-Луги (Ленобласть).

В 2016 году Hyperloop One на Петербургском экономическом форуме подписала соглашение с ГК «Сумма» о развитии Hyperloop. По замыслу, вакуумные составы должны соединить новую Москву и аэропорты. А Министерство транспорта предлагало построить 70-километровую трассу на Дальнем Востоке для создания логистического коридора с Китаем.

Как известно из СМИ, идею поддерживает Владимир Путин. Правда, речь не о государственном финансировании, а о формировании инвестиционной среды.

Читайте: Как SpaceX бороздит просторы вселенной

Решение в стиле Илона Маска

Масштабная модель.

Список проблем кажется бесконечным. Но Маск, изобретательный новатор, привлек команду инженеров из Tesla и SpaceX, чтобы найти решение. Они предложили поднять две трубы (одна на север, другая на юг) и снизить давление воздуха внутри.

Теория проста: реактивные самолеты летают на больших высотах через менее плотный воздух, и сопротивление уменьшается. Команда Маска решила, что давление воздуха внутри системы должно быть в шесть раз меньше давления тонкой атмосферы Марса, что в значительной степени снизит сопротивление разгоняющихся бобов. Кроме того, размещение Hyperloop вдоль межштатной магистрали I-5 в США снизит расходы, поскольку не придется выкупать землю у людей, живущих вдоль маршрута.

Они также сделали боб сердцем системы, чтобы труба была наименее технологичной. План состоит в том, чтобы спроектировать боб с металлическими лыжами, которые катятся, или левитируют, на подушке воздуха, накачиваемого через небольшие отверстия в лыжах. Концепция похожа на игру в воздушный хоккей, за исключением того, что воздух накапливается за счет высокоскоростного продвижения боба по трубе, а сверхмощный электрический компрессов в передней части боба перекачивается воздух в заднюю. Магниты на лыжах в паре с электромагнитным импульсом дают бобу первый толчок, знакомый вам по поездам. После этого ощущение скорости пропадет.

Линейные индукционные двигатели, получающие энергию из магнитов и проводников, будут размещены в разных точках вдоль трубки и обеспечат бобу стабильное движение. Вдоль трубы также будут созданы аварийные выходы. На самих трубах также будут размещены солнечные батареи.

Thermal Expansion

Steel is sufficiently strong enough to sustain a near perfect vacuum in ideal conditions. However, another problem arises due to a property of steel itself.

Throughout the year, the temperature changes a substantial amount across most of the world. The change of heat would cause the Hyperloop tube to physically change its size.

The thermal expansion of steel is rather minute. However, it is enough to be considered during the construction of bridges that regularly expand and contract. Engineers introduce thermal expansion joints that allow a certain degree of expansion, allowing the bridge to expand and shrink without compromising the structural integrity.

Although the expansion is minimal for structures less than a kilometer, for structures extending hundreds of kilometers (like the Hyperloop) the effects can be quite dramatic.

The Hyperloop will require thermal expansion joints to function. Installing the joints on bridges is easy enough, however, they do not need to maintain a seal holding back billions of kilograms of force.

Phil Mason predicts the Hyperloop will require a joint every 100 meters. Over the entire distance, it would accumulate 6000 moving vacuum seals — all of which are a significant point of failure.

Сибирское чудо

К сожалению, предложение ученого в Санкт-Петербурге внимательно выслушали, но ничего не сделали. Уже в то время, судя по экспериментальной модели ученого, Россия обладала всем необходимым для создания магнитоплана.

В построенной Борисом Вейнбергом модели вагон весом десять килограмм, сделанный из железной трубы и оснащенный спереди и сзади колесами, двигался внутри медной трубы диаметром 6,5 метров. Максимальная скорость, которую развивал экспериментальный вагон составляла 6 км/ч, хотя ученый уверял, что реальный поезд сможет двигаться со скоростью близкой к 1 000 км/ч.

Самое удивительное, что Борис Вейнберг был абсолютно прав. В наши дни его изобретение на практике реализовали ученые и промышленники Японии, Германии и Китая. Тем не менее, уже в то время, открытие Бориса Вейнберга произвело настоящий фурор.

В 1914 году в Российскую Империю специально приехали кинематографисты из США, чтобы запечатлеть на пленку изобретение Томского ученого, озаглавив фильм «Сибирское чудо», а поезд «сибирский магнитоплан». К сожалению, идеи в мешке не утаишь.

Кто работает над созданием Hyperloop?

Ранее Маск призвал мировую общественность и компании разработать необходимую технологию гиперпетли, без участия самого предпринимателя. Это привело к формированию множества стартапов и студенческих команд, которые работают над развитием Hyperloop и воплощением ее в реальность. Так, недавно стало известно о рассмотрении предложений о строительстве Hyperloop между Парижем и Амстердамом, который мог бы перевозить пассажиров из одной точки в другую менее чем за 90 минут.

Так может выглядеть пассажирский салон Hyperloop

А вот стартап Virgin Hyperloop Оne, основанный Ричардом Брэнсоном, уже в 2017 году построил полноразмерную капсулу на испытательных путях в Неваде. Как сообщается, капсуле удалось разогнаться до 387 км в час. Напомню, что компания стремится достичь максимальной скорости 1220 км/ч. При этом Virgin Hyperloop немного отклоняется от первоначального плана Илона Маска, так как сочетает в себе два основных принципа:

  • во-первых, магнитная левитация – технология, которая уже используется в монорельсах для подъема пассажирских капсул и их перемещения. Для магнитной левитации используется два набора магнитов – одна пара поднимает капсулы от путей, а вторая – перемещает их на высокой скорости с уменьшенным трением.
  • во-вторых, вакуумная герметичная среда с низким давлением удаляет большую часть воздуха из труб и не имеет никакого контакта с землей. В результате капсулы сталкиваются с небольшим сопротивлением при движении. Примечательно, что давление воздуха внутри трубы эквивалентно полету на высоте 61 км над уровнем моря.

Строительство транспорта будущего идет полным ходом

Критика

В 2019 году Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ) опубликовал экспертное мнение об экономической целесообразности строительства линии Гиперлупа между Москвой и Санкт-Петербургом длиной 650 км и о потенциальной стоимости билета для пассажиров. Рассмотрены три варианта: однотрубное исполнение без гос. субсидии и двутрубное с государственной субсидией в объёме 50 % и без таковой. Оценка капитальных затрат произведена на основе технико-экономического обоснования строительства линии Стокгольм-Хельсинки без учёта стоимости выкупа земли под линию. Вместимость капсул соответствует заявленной НТТ: 28 или 40 мест, минимальные интервалы — 6 минут, предельная скорость — 1102 км/ч, полные перегрузки — не более 1,5g. Срок окупаемости принят равным 20 годам. Результаты проведённых оценок показали, что:

  1. Максимально реализуемый пассажиропоток составит 5,2 млн человек в год, что не превосходит перевозки «Сапсаном»;
  2. Стоимость билета для поездки одного пассажира в одном направлении в ценах 2019 года будет варьироваться от 16100 рублей при господдержке для двутрубной системы до 48900 рублей для однотрубной без господдержки. Минимальная и средняя стоимость проезда, выраженная в долларах в расчёте на 1 км пути (0,4-0,7$/км), сопоставима с оценкой стоимости проезда на линиях Киев-Одесса (0,4 $/км) и Хельсинки-Таллин (0,5 $/км), но в 3 раза меньше стоимости проезда на линии Мумбай-Пуна (1,6 $/км). Все эти оценки в 10-40 раз больше первоначальных оценок стоимости проезда для линии Лос-Анджелес—Сан-Франциско (0,04 $/км).
  3. Стоимость капитальных затрат составит от 18 до 36 млрд долларов в зависимости от исполнения без учёта стоимости отчуждения земли, экологических и прочих экстерналий, что в расчёте на 1 км пути дороже строительства конвенциональной двухпутной ВСМ с эксплуатационной скоростью до 400 км/ч.
  4. Реальное сокращение времени путешествия с учётом передвижения по городу к станции Гиперлупа составит от трёх до двух часов, то есть не более чем в 2-3 раза.
  5. Для окупаемости клиентом такой системы может быть лишь долларовый миллионер, причём от 2,4 % до 7,6 % всех долларовых миллионеров России должны пользоваться системой Гиперлуп ежедневно.

Будет ли Hyperloop работать

Будет ли Hyperloop работать? Кто знает. Тестовые участки уже строятся и испытываются. Маск думает, что это возможно, люди ему верят. Джим Пауэлл, который был одним из создателей маглевов — поездов, способных разгоняться до 581 километра — рассказал The Verge, что Маск прав в том, что хочет заключить всю систему в трубу. Он говорит, что в открытой системе будет слишком много трения. А трение может быть проблемой даже в герметически запечатанной трубе Hyperloop.

Более того, лучше всего выстраивать трубу Hyperloop по прямой. Пауэлл говорит, что если путь будет слишком извилистым, пассажиров будет тошнить.

Хотя многие согласны с тем, что технические проблемы создания Hyperloop могут быть решены, немногие задаются вопросом о цене. 6 миллиардов долларов — слишком слабый ценник для проекта такой величины. При этом Маск не хочет тратить собственные деньги и надеется, что другим удастся осуществить прорыв за него. Может быть, и вам попытать свою удачу?

Преимуществе космического туризма SpaceX

В 2021 году было совершено два запуска туристов в космос. В июле на орбиту Земли слетал миллиардер Ричард Брэнсон и несколько сотрудников основанной им компании Virgin Galactic. Они поднялись на 80-километровую высоту (почти граница между Землей и космосом) и через несколько минут успешно совершили мягкую посадку.

Ричард Брэнсон в космосе

После Брэнсона в космический туризм отправился основатель компании Amazon Джефф Безос в компании своего брата, студента и 82-летней летчицы. Они поднялись на 100-километровую высоту и тоже совершили посадку спустя несколько минут полета. Подробнее об этом событии можно почитать в этом материале.

Джефф Безос после полета в космос

Грядущая миссия SpaceX будет лучше двух предыдущих полетов сразу по нескольким параметрам:

  • во-первых, корабль Crew Dragon поднимается на высоту 580 километров — вот это настоящий космический туризм, а не «прыжки» на 100-метровую высоту;
  • во-вторых, экипаж корабля проведет в космосе не ничтожные несколько минут, а три дня, что позволит людям надолго запомнить свой опыт;
  • в-третьих, собранные в рамках подготовки к миссии средства пойдут на благотворительность.

Последний пункт звучит наиболее круто. Когда в космос собирался миллиардер Джефф Безос, пользователи Интернета были недовольны его успехом. Однако, Джефф Безос очень давно готовился к этому полету и буквально осуществил мечту своего детства. Подробнее о его пути к этому полету можете узнать тут.

На Netflix есть документальный фильм о миссии Inspiration4

Как работает Hyperloop

Скорее всего, в реальности Hyperloop будет далёк от идеальных представлений. Сейчас разработчики опираются на несколько принципов.

Без трения и встречного сопротивления

В трубе поддерживается не полный вакуум, а форвакуум – предварительный вакуум с предельным остаточным давлением (около 0,1% от атмосферного давления). Вакуумный поезд не сталкивается с трением опор и сопротивлением встречного воздуха. Герметичный тоннель минимизирует аэродинамические потери, поэтому поезд преодолевает звуковой барьер.

Линейный двигатель

Капсулы движет линейный двигатель, который создаёт электромагнитное поле. Статор – алюминиевый рельс на полу трассы. Ротор находится в капсуле. Чтобы получать электроэнергию, хотят поставить солнечные батареи на крыше поезда.

Встречный поток – на пользу движения

В передней части пассажирской капсулы есть вентилятор и компрессор. За ними идёт отсек с людьми, а в хвосте установлены аккумуляторы. Вентилятор создаёт воздушную подушку. В основу её работы положено использование встречного потока воздуха, с которым поезд всё равно сталкивается из-за большой скорости. Этот поток направляют под вагон, чтобы снизить трение и создать эффект парения над рельсами.

Разгерметизация не страшна

Электрический компрессор в капсулах собирает сжатый воздух на борту на случай разгерметизации. При перебоях питания спасут аккумуляторы, которые дадут запас на 45 минут движения – достаточно, чтобы доехать до следующей станции.

Вызов SpaceX

Маск говорит, что он пока не поощряет отдельную компанию и не строит собственную систему Hyperloop, но хочет продвигать идею. Поэтому прошлым летом SpaceX присоединилась к общему потоку желающих и пообещала построить испытательный участок длиной в полтора километра рядом со своей штаб-квартирой в Хоторне, Калифорния.

Студенты всего мира участвуют в этом грандиозном мероприятии. На дизайн-уик-энде побывало более 1000 студентов. Они представили более 120 команд из 20 стран, включая Индию, США, Китай, Южную Африку и Германию.

Группы студентов продемонстрировали различные способы заставить свои капсулы парить. Некоторые использовали воздушные подшипники, позволяющие шайбам скользить по столу воздушного хоккея, другие использовали магниты. Маск предпочел последний вариант.

«Это как магнитик на холодильнике. Висит бесконечно, — говорит Майо, отмечая, что магниты на дне капсулы его команды смотрят в направлении алюминиевой дорожки. — Чем выше скорость, тем лучше работает». Капсула левитирует с меньшим сопротивлением при больших скоростях. Чтобы оторваться, говорит он, капсула должна двигаться на скорости минимум 40 км/ч и разгоняться до 400 км/ч на однокилометровом испытательном треке SpaceX. Учитывая короткую дорожку, капсула обладает «отказоустойчивой» гидравлической тормозной системой.

Майо говорит, что был немного удивлен, что команда MIT победила, поскольку сосредоточил свое внимание почти исключительно на инженерных моментах — не на внешнем виде. Его виртуальная конструкция даже не включала посадочных мест, хотя в конечном варианте они, безусловно, будут

Другие команды, которые были высоко оценены SpaceX, в порядке убывания, представляли Технологический университет Делфта в Нидерландах, Университет Висконсина, Virginia Tech и Калифорнийский университет в Ирвине. Еще 25 команд будут состязаться этим летом на финальном испытательном участке, хотя SpaceX пока не назначила дату.

«Знания, полученные здесь, будут открыты для всех», утверждает SpaceX на своем сайте. Маск сообщил студентам, что ожидает больше соревнований Hyperloop в будущем.

Студенты MIT, как и другие команды, привлекают инвесторов и собирают пожертвования, на которые смогут построить свою капсулу и испытательный участок. Они планируют привлечь порядка 100 000 долларов, чтобы удовлетворить свои нужды.

Безопасна ли технология Hyperloop?

Virgin hyperloop One объясняет, что им приходится строить толстые стальные трубы, которые чрезвычайно трудно проколоть или сломать. Кроме того, трубы спроектированы таким образом, чтобы выдерживать изменение давления и утечки воздуха, сохраняя при этом свою структурную целостность. Существует также возможность отсекать части маршрута и повторно нагнетать давление на участках, где происходят аварийные ситуации, и все капсулы, как ожидается, будут оснащены аварийными выходами.

При этом cтоимость поездки в гиперпетле будет ниже, чем билет на самолет, ведь нет таких больших расходов на инфраструктуру как в случае с аэропортами, а эксплуатация самой трассы тоже обходится недорого. Так или иначе, всем нам следует готовится к революции пассажирских и транспортных перевозок уже в следующем десятилетии. Будущее совсем рядом.

Подробности испытания Гиперлопа

Инженерам следует отдать должное, так как в этот раз отметился значительный прогресс по сравнению с предыдущим показателем команды (308 км/ч).

Но задуманного достичь так и не удалось, если учитывать, что теоретическая максимально возможная скорость поезда должна составить 1125 км/ч.

Ещё 2000 метров вакуумного тоннеля необходимо разработчикам проекта для движения капсулы Hyperloop с заявленной скоростью 1125 км/ч

Инженеры «Virgin Hyperloop One» полагают, что для достижения теоретически заявленной скорости им потребуется нарастить дополнительно 2000 метров вакуумной трубы.

Существующая ныне конструкция тоннеля длиной 490 м, позволяет развивать на испытательном треке DevLoop предельно возможную скорость не выше 401 км/ч.

Возможно, более важной, чем скорость капсулы XP-1, стала демонстрация командой инженеров новой технологии воздушного шлюза. Для получения высоких скоростей, впервые описанных изобретателем Элоном Маском в 2013 году, гиперлоп-модуль должен следовать сквозь фактически вакуумную среду тоннеля

Для получения высоких скоростей, впервые описанных изобретателем Элоном Маском в 2013 году, гиперлоп-модуль должен следовать сквозь фактически вакуумную среду тоннеля.

Вакуумная среда исключает эффект трения, позволяет магнито-левитирующей капсуле перемещаться со скоростью авиалайнера по всей длине тоннеля.

Воздушный шлюз при этом становится ключевым фактором, с точки зрения функций передачи багажных контейнеров пассажирам или грузов в атмосферную среду.

Подведение итогов теста «Virgin Hyperloop One»

Капсульный поезд Hyperloop перед очередным испытательным заездом. Внешне выглядит футуристическим, технически пока что выглядит недоработанным

Все компоненты инновационной системы передвижения были успешно протестированы. Конкретно упоминаются следующие модули, успешно прошедшие испытательный тест:

  • воздушный шлюз,
  • высокоэффективный электродвигатель,
  • расширенные средства управления,
  •  силовая электроника,
  • подвеска капсулы,
  • вакуумная установка.

Испытания проводились внутри герметичного тоннеля (трубы), с понижением внутреннего давления до уровня, эквивалентного давлению воздуха на высоте 60 000 км над уровнем моря.

Капсула от «Virgin Hyperloop One» уверенно поднимается на рабочей дорожкой, действующей по принципу магнитной левитации.

В таком состоянии капсула передвигается со скоростью близкой к скорости самолёта, благодаря сверхнизкому аэродинамическому сопротивлению внутри трубы-тоннеля.

Между тем способность поддерживать вакуум в трубе, имеющей протяжённость до 2 км, является одной из серьёзных проблем для группы испытателей.

Воздушный шлюз испытательного трека открыт. Капсульный поезд загружен внутрь трековой трубы и почти готов к старту

Каждый раз, когда капсульный поезд прибывает на станцию, необходимо быстро замедлиться и остановиться. Затем воздушный шлюз должен закрыться, герметизироваться и вновь перейти в открытое состояние.

Капсула должна успеть освободить шлюз до того момента, когда прибудет следующий поезд. Периодичность, с которой происходят эти события, определяет стабильность дистанции между поездами.

Главные проблемы Гиперлопа

Чем дольше длиться остановка, тем меньше производительность вакуумных капсульных поездов. Этим фактором определяется, насколько полезной может быть инновационная система массового транзита.

Можно, конечно, попытаться увеличить габариты капсульных поездов, но тогда понадобится более прочная сталь для сборки конструкции. А за этим стоят: неизбежность компенсации увеличенного веса, наращивание финансовых затрат.

Рекорд скорости «Virgin Hyperloop One» непокорённым явно долго не останется. Полученная цифра лишь немногим больше скорости 350 км/ч, которой удалось достичь фирменному бренду именитого американо-канадца Илона Маска в августе того же 2017 года.

Этим результатом отметился проект миллиардера Илона Маска под названием «SpaceX Hyperloop Pod», принимавший участие в конкурсе Хоторна (штат Калифорния).

Там же — в Хоторне, студенческая команда WARF Hyperloop (Германия) взяла главный приз конкурса за собственный проект капсульного поезда, который проехал с результатом — 323,5 км/ч.

История проекта вакуумного экспресса продолжается!

Старт томской эпопеи

Борис Вейнберг родился 20 июля 1871 года в Петергофе. В 1889-м он окончил с золотой медалью гимназию в Санкт-Петербурге и поступил на физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета. Там его ждало знакомство с великим русским ученым — Дмитрием Ивановичем Менделеевым. «Как лектор Менделеев оставил во мне и многих моих товарищах неизгладимое впечатление. Неизгладимость эта обусловливалась, с одной стороны, обаянием научного авторитета творца периодической системы, с другой стороны — исключительностью тех условий, при которых Менделеев читал нам лекции в конце весеннего семестра, но главным образом зависела она от поразительного лекторского таланта покойного», — вспоминал Борис Петрович. Впоследствии Менделеев стал его научным руководителем, и Вейнберг поддерживал с ним тесные отношения вплоть до смерти Дмитрия Ивановича в 1907 году. По воспоминаниям близких, Вейнберг до конца жизни не расставался с трудами своего учителя.

 в 1910 году в Томске появляется второй в России воздухоплавательный кружок — первый тогда был в Москве, его основал Николай Жуковский

После окончания университета Вейнберг преподает в  в Одессе. Там он начинает свои исследования по льду, результатом которых стала защита в«О внутреннем трении льда».

Весной 1909 года ему поступает предложение занять должность профессора кафедры физики Томского технологического института (ТТИ). Приняв его, Вейнберг уезжает в Томск, где проведет пятнадцать лет. Как раз в это время в Российской империи появляется совершенно новое для того времени дело — воздухоплавание. И Борис Петрович вместе с местными энтузиастами предлагает руководству ТТИ создать в институте кафедру воздухоплавания. Модели самолетов нужно испытывать — и он обращается в Томскую городскую думу с просьбой выделить участок на окраине Томска для строительства аэротехнической лаборатории и аэродрома. Участок дали, а вот кафедру воздухоплавания создать не получилось: в Министерстве народного просвещения отказали, сославшись на нехватку денег. Но Вейнберга это не остановило, и в 1910 году в Томске появляется второй в России воздухоплавательный кружок — первый тогда был в Москве, его основал Николай Жуковский.

В работе кружка Вейнберга участвовали будущие знаменитые отечественные авиаконструкторы Николай Камов и Михаил Миль, были налажены контакты с братьями Райт, французом Блерио и другими зарубежными коллегами. Участники читали лекции по аэродинамике, основам воздухоплавания, физике, материалам и другим дисциплинам, связанным с летным делом. В феврале 1911 года по чертежам студента-технолога Федора Завадского был сконструирован первый в Сибири летательный аппарат — двухместный планер, вскоре поднявшийся в небо.

Томский технологический институт — высшее техническое учебное заведение Российской империи. Институт стал вторым высшим учебным заведением Российской империи на территории Сибири

Wikipedia