Первые шаги в программировании: топ 10 книг по программированию для детей

Содержание

Школа программирования и робототехники ROBOSCHOOL

roboschool.pro

Учиться в ROBOSCHOOL можно из любой точки мира. Помимо очного формата обучения в Санкт-Петербурге и Ижевске, здесь предлагают онлайн-курсы по робототехнике и программированию.

Программу занятий педагоги разрабатывают сами, учитывая интерес и возраст детей.

В школе преподают несколько направлений – вот самые популярные:

  • Робототехника R:ED
  • Программирование в Minecraft
  • Программирование на SCRATCH
  • Программирование на Python
  • Схемотехника «Знаток»

В ROBOSCHOOL придерживаются игрового и интерактивного подхода к занятиям. Это позволяет детям с легкостью усваивать даже самый сложный материал, все больше погружаться в мир робототехники и программирования, постигать законы физики и математики.

На занятиях дети также развивают мелкую моторику и логическое мышление, учатся работать по инструкции и создавать модели сами, «прокачивают» усидчивость и терпение.

Стоимость обучения – от 3000 рублей в месяц.

3. Программирование — это не просто смотреть в экран, а развивать полезные навыки для работы и жизни

Любое хобби ребенка — это шанс прокачать личные качества и умения, которые пригодятся в будущей профессии. Раз уж школьникам нравится писать код, создавать приложения и придумывать, как автоматизировать рутинные процессы, — значит, сам процесс развития и обучения происходит приятнее и как бы между делом. И кстати, даже если ребенок вроде как не собирается связывать жизнь с IT, это не значит, что ему не потребуется программирование и те качества, которые развивает работа с кодом.

Владимир Баяндин,

Руководитель образовательных продуктов университета цифровых профессий Skypro

Тренд на автоматизацию продолжает разгоняться, появляются абсолютно новые сферы, где есть острая необходимость в разработчиках, инженерах, дизайнерах, дата-сайентистах и аналитиках.

Все больше рабочих мест создают растущие компании в IoT (интернет вещей, например, умных бытовых приборов, датчиков освещенности и движения, систем охраны, климат-контроля и так далее), AR и VR (технологиях дополненной и виртуальной реальности), биотеха, эдтеха и медтеха.

Вот навыки, которыми нужно обладать для успеха в IT и которые прокачивают детские занятия программированием:

аналитическое мышление, чтобы легче научиться писать и читать код, анализировать данные, просчитывать стратегию на несколько шагов вперед;

логика, чтобы быстро выявлять корень проблемы и эффективно ее решать, когда что-то идет не так;

критическое мышление, чтобы находить хорошие решения, проверять информацию, внимательно знакомиться с задачами и понимать, что конкретно нужно разработать;

управление задачами и проектами, чтобы делать все для того, чтобы проект запустился в срок и работал на свою цель;

планирование и тайм-менеджмент, чтобы грамотно распределять свое время и управлять нагрузкой, приоритизировать задачи, отказываться от неважного;

переговоры и публичные выступления, чтобы участвовать во встречах с клиентами, выяснять их потребности и объяснять, как работает продукт;

командная работа, чтобы двигаться в одном направлении с другими участниками проекта — разработчиками, аналитиками, маркетологами, дизайнерами, копирайтерами.

А еще исследования , что у разработчиков ПО достаточно высокий уровень счастья: они не только хорошо зарабатывают, но и получают удовольствие от своего занятия. На увлекательных курсах программирования для школьников его будет не меньше.

Выбор между визуальным и текстовым программированием для детей

Говорят, что дети должны начинать с визуальных языков программирования, таких как Скретч (Scratch), а затем переходить к текстовым, например Python или JavaScript. Я считаю, что это просто смешно, особенно если учитывать, что большую часть карьеры я работал над созданием визуальных языков, позволяющих сделать разработку программного обеспечения более доступной для тех взрослых, которые обладают предметными знаниями, но не опытом программирования. Я также потратил много времени на разработку программного обеспечения с использованием визуальных языков (зачастую включающих текстовые фрагменты).

В этой статье рассказаны все подробности. Сразу подведу итог для родителей, которые интересуются, нужно ли их ребенку переходить к языкам на основе текста:

Не важно, визуальный язык или текстовый.
Важно, позволяет ли вашему ребенку определенный язык добиться того, что он хочет, и так, чтобы это было одновременно эффективно и приятно.
Вначале узнайте, что дети хотят сделать, и подберите хороший язык для решения конкретной задачи, который бы соответствовал их уровню знаний, опыту и способу мышления.
Миф, что взрослые не используют визуальные языки. Используют.

Почему ребенку сейчас нужно изучать основы программирования

Мы с вами живем в 21 веке и технологии окружают нас повсюду. Наши дети привыкают и изучают их гораздо быстрее чем мы. Ребенок одного из нас, например, в свои 3 года уже спокойно обращается со смартфоном, знает, как его разблокировать и куда нажать чтобы открыть нужное ему приложение.

Идея написать эту статью возникла, потому что уже сейчас один из нас задумался о том, что хочет, чтобы его ребенок начал изучать программирование с раннего возраста.

Плюсы мы видим следующие:

  • Развивает мышление. Большинство центров представленных ниже проводят обучение в виде создания простых игр. Такая процедура развивает оба полушария ребенка, а также развивается образное мышление, потому что ребенок сам создает персонажа, придумывает сценарий его поведения, а также создает для него анимацию.
  • Востребованный навык в нашей жизни. Даже сейчас с технологиями умного дома можно запрограммировать почти все, начиная от холодильника, заканчивая кофеваркой. То есть обладая знаниями с детства можно улучшить свои жизненные условия.
  • Профессия будущего. Хорошего программиста не сыскать днем с огнем. Многие компании нанимают специальные рекрутинговые агентства, которые охотятся и переманивают лучшие умы в компании их клиентов. Мы с уверенностью можем заявить, что хороший программист в наше время точно не останется голодным и будет хорошо зарабатывать.

Развитие логического мышления

Программирование, как и другие IT-науки, учит ребенка мыслить и рассуждать логически, быть дисциплинированным и использовать комплексный подход для решения задач. При работе над конкретным заданием ученики анализируют, вычисляют ошибки, приучаются к порядку и внимательности. Almamat предлагает индивидуальные уроки по созданию сайтов и приложений. Практический подход позволяет изменить «майндфрейм.» Работая над новым продуктом, ребенок представляет в деталях, что и каким образом будет функционировать. Программирование учит детей мыслить структурировано, организовывать задачи и планировать, понимать взаимосвязь между предметом и действиями. Программирование можно назвать стройной логикой, которая играет важную роль во всех сферах жизни.

Онлайн-игры

Это идеально решение для получения знаний в веселой игровой форме и возможность научить детей программированию. Помогут провести свободное время с пользой. Игры доступны в браузере и не требуют установки.

4. Lightbot — простая игра-головоломка для детей от 4 до 8 лет

Игра-головоломка рассчитана на возраст детей от 4 до 8 лет. Lightbot доступен как онлайн-игра и как приложение для мобильных телефонов Android и iOS, а также для планшетов Amazon Kindle. Команды довольно просты, в игре нет определенного синтаксиса, но она поможет изучить такие понятия, как циклы и условные выражения. Дети учатся логически составлять алгоритмы и планировать действия на несколько ходов вперед. Для прохождения каждого уровня необходимо чтобы при перемещении робота по игровому полю все клетки зажглись желтым. При этом каждый последующий уровень становится сложнее, клеток все больше, а возможных команд — меньше. Таким образом ребенок учится решать поставленную задачу с помощью алгоритмов для построения оптимального пути робота. Полная версия Lightbot имеет 50 уровней. Язык интерфейса — русский.

5. Blockly. Игры для будущих программистов

Используя блоки команд, ребенок проходит лабиринт. При этом учитывается условие количества использованных блоков

Еще один замечательный и бесплатный ресурс, который даст доступ к забавным играм для детей — сайт Blockly – разработанный компанией Google в 2012 году. Эта визуальная среда программирования позволяет пользователям писать программы, соединяя блоки кода друг с другом. Обучение состоит из серии игр, цель которых научить детей решать забавные и сложные головоломки. Код, который они пишут с помощью блоков, мгновенно преобразуется в JavaScript, Python, PHP, Lua, Dart и XML. Именно это делает Blockly столь популярным среди юных учеников — он прост, увлекателен и в то же время обучает детей основам программирования языков. При этом нет необходимости контроля правильности написания синтаксиса программы. Если дети замечают, что при прохождении игры не выполняются те действия, которые им нужны, они просто возвращаются на панель инструментов, чтобы исправить свой код. Это ресурс подходит для детей в возрасте 8 лет и старше, не имеющих опыта программирования. Blockly-игры разработаны для самостоятельного обучения в собственном темпе. Играть можно онлайн в браузере. Также можно установить игры на компьютер для автономной работы при отсутствии интернета. Однако, при этом будут ограничены некоторые возможности программы. Язык интерфейса — русский, доступ к играм — бесплатный.

6. Code Combat. Онлайн игра для детей от 8 лет в жанре RPG

Цель — остаться в живых и получить кристаллы. Просто необходимо правильно прописать код

Хотите, чтобы ребенок продолжать изучать программирование, а лабиринты и анимированные персонажи ему уже наскучили? Тогда стоит обратить внимание на браузерную игру Code Combat. В ней игроки программируют уже с помощью чистого кода, используя языки программирования на выбор (по умолчанию это Python). . В Code Combat весь процесс кодирования происходит во время игры

Пользователь использует строки кода для перемещения персонажа через ряд все более сложных задач – например, найти гриб, чтобы победить людоеда, повести в бой солдат или выбраться из темницы

В Code Combat весь процесс кодирования происходит во время игры. Пользователь использует строки кода для перемещения персонажа через ряд все более сложных задач – например, найти гриб, чтобы победить людоеда, повести в бой солдат или выбраться из темницы.

Code Combat разработан для того, чтобы обеспечить интересный способ отработать синтаксис. Дети могут видеть, что делает их код сразу после написания, и таким образом они не тратят время на проверку длинных строк кода, чтобы найти ошибку. Это не только ускоряет процесс обучения, но и минимизирует стресс и разочарование, позволяя детям дольше заниматься.

Играть можно как самостоятельно, так и в команде. Интерфейс русифицирован. Доступ к уровням с красными флажками — бесплатный. Можно оплатить премиум-доступ от 9.99$ в месяц. В этом случае откроются новые локации, помеченные синим флажком, и будут доступны новые скины, экипировка, герои, дополнительные кристаллы и другие бонусы.

Иконки против текста

Некоторые визуальные языки полагаются на изобразительные символы или значки, например, LEGO Mindstorms в своем программном обеспечении использует обозначения на основе пиктограмм.

Для маленьких детей, которые еще не умеют читать код, часто используют изображения. Если дети научились читать, то, чтобы достойно конкурировать с текстовыми метками, система на основе пиктограмм должна быть очень хорошо разработана. Если ребенку для понимания увиденного приходится в уме проделывать путь от изображения к слову, вы только создаете ему дополнительные сложности.

Такие языки, как Scratch и Блокли, используют на перемещаемых визуальных элементах текстовые метки. Мой опыт показывает, что для умеющих читать детей это –лучший рабочий вариант.

Визуальный – не значит «медленный»

Взрослые, которые мало времени проводят с детьми, учащимися программировать на визуальных языках, часто предполагают, что программирование на визуальном языке происходит медленно. Медлительность ощущает взрослый человек, который сравнивает скорость разработки кода в визуальной среде с его скоростью набора кода в текстовой среде.

Но лишь немногие дети умеют печатать быстро, поэтому смотреть на их попытки писать текстовый код действительно тяжело. (Да, они должны научиться печатать, но это тема другой беседы.) Они также делают много опечаток: орфовизуальных ошибок, лишних пробелов.

Кроме того, большая часть времени, затраченного на программирование – это время размышлений. Мысли о том, чего вы хотите добиться от приложения и какой код для этого использовать, занимают больше часов, чем сама процедура ввода команд.

5 игр, которые научат основам программирования с самого раннего возраста

Если со школьниками и подростками все понятно, то как развивать задатки программиста в малыше? Ниже представляем вам игры, установив которые можно завлекать даже 2-х летнего ребенка и приобщать его этому делу.

Kodable

Сами разработчики утверждают, что их приложение подходит для детей с самого раннего возраста. Вся суть в том, что в игре ребенку предстоит выбирать последовательность действий, а это ни что иное как составление простого алгоритма. Если у малыша не получается, то игра дает визуальные подсказки, читать ничего не придется.

Приложение рекомендуют в начальной школе в качестве изучения информатики. Родители же могут сами выставлять уровни сложности и контролировать уровни сложности и следить за прогрессом обучения. Игру можно скачать на Apple смартфон или же играть в браузере онлайн. Под Android, к сожалению, версии нет.

Скачать на смартфонИграть в браузере

Code.org

Сайт создан некоммерческой организацией «Час программирования». Обучение подходит не только детям, но и взрослым. Сам процесс строится на взаимодействии с различными персонажами, благодаря которым можно понять принцип написания простых программ.

Перейти на сайт

Lightbot

Увлекательная игра, где вам необходимо составить маршрут для миниатюрного робота, который должен зажечь лампочки в определенных местах. В основе также лежит развитие навыков составления алгоритмов. Игру можно смело отнести к развивающим приложениям для дошкольников.

Есть также более сложная версия для детей от 9 лет. Игра доступна для скачивания как для Android, так и для iOS. Ссылки ниже

AppStorePlayMarket

ПиктоМир

Отечественная разработка от НИИСИ РАН, которая была выпущена как ответ западу в области аналогичных приложений по заказу Российской академии наук.  Приложение разработано для дошкольников возрастом от 5 лет. Основная суть игры – это робот, который раскрашивает клеточки, а ребенок таким образом учится составлять алгоритмы.

Навыков чтения не требуется, потому что все подсказки выполнены в визуальном стиле. Для родителей, кто не дружит с английским языком приложение будет как нельзя кстати. Доступно на трех платформах:

  • Android
  • Windows Phone
  • iOS

Правда первые 2 приложение придется качать с сайта разработчика.

Скачать на iOSСайт Пиктомир

CodeMonkey

Заключительная игрушка в нашей подборке сделана уже не только в визуальном стиле. Основная задача ребенка – это управлять обезьянкой, при этом на каждом новом уровне даются новые знания о том, как устроено программирование.

По мере прохождения уровней необходимо дойти до банана, однако сделано все так, чтобы это не занимало много времени ведь ребенок может устать. При управлении, в специально отведенном окне пишется код, который максимально приближен к реальному. Плюсом игры является то, что ребенок постигает базовые азы синтаксиса.

Codemonkey

Онлайн-школа программирования для детей и подростков Pixel

Pixel — одна из лучших (по мнению пользователей Yandex) онлайн-школ программирования и робототехники для детей от 5 до 15 лет. Здесь юные инженеры могут собрать и запрограммировать робота, разработать игру, спроектировать и напечатать на 3D-принтере модель, разобраться в микроконтроллерах и радиоэлементах, а также создать устройства с нуля

Занятия проходят в небольших группах, что позволяет педагогам уделять внимание каждому ребенку. Преподавание в Pixel ведется по авторским методикам

Школа предлагает 9 курсов. Среди них:

  • программирование Python в Minecraft;
  • разработка в Roblox Studio;
  • создание игр на Unity 3D;
  • программирование на Scratch;
  • создание сайтов на HTML и CSS

Стоимость обучения – от 3 000 рублей за 4 занятия.

При покупке абонемента цена за занятие будет ниже. Кроме того, предусмотрены скидки для многодетных, а также родителям при записи 2 детей. Узнать точную стоимость курсов и оставить заявку вы можете на официальном сайте школы.

9. Кодиум — международная онлайн-школа программирования для детей от 6 до 15 лет

В онлайн-школе Кодиум занятия проводятся с помощью Skype индивидуально с профессиональным педагогом в удобное для вас время. И ваш ребенок научится не только программировать, но и разовьет логическое мышление, и увеличит словарный запас английского языка, столь необходимый для дальнейшего обучения и работы. Также дети изучают:

  • основы информатики; 

  • программирование в среде Scratch; 

  • Курс по созданию приложений в android в App Inventor;

  • программирование на языках JavaScript и Python.

Преимущества обучения в школе Кодиум: уроки в комфортной домашней обстановке, гарантия возврата денег за неиспользованные уроки и возможность переносить занятия в случае болезни или отсутствия ребенка. Мы не только обучаем, но и экономим ваш бюджет! Стоимость обучения зависит от приобретенного пакета и стартует от 1000 рублей за занятие. Вы всегда можете записаться на бесплатное пробное занятие, где вашего ребенка протестируют, и он уже сможет создать свою первую игру.

10. Айтигенио – международная онлайн-школа по программированию

Айтигенио обучает программированию детей и подростков по всему миру. Наставник подбирает интересные и соответствующие уровню ученика задания. Обучение проходит в комфортной домашней обстановке. Ученик созванивается по Skype со своим наставником через личный кабинет. Весь процесс обучения виден на экране преподавателю. В случае, если необходима помощь в работе — наставник всегда рядом. Он направит и поможет. Ведь его цель не читать лекции, не ругать или приказывать. А, научить думать ребенка, ставить цели и достигать их. Дети научатся работать в Scratch, создавать проекты, анимации и 3D-модели. Ребенок сосредотачивается на работе, его никто не отвлекает и обучение идет по своей траектории. На первом бесплатном занятии, опытные педагоги протестируют уровень подготовки будущего студента, родители могут посмотреть, как проходят занятия онлайн. Все это поможет четко определиться, подходит ли вам такой формат обучения или нет. Стоимость занятий от 100 белорусских рублей за час обучения. Школа предлагает различные пакеты обучения по времени и стоимости.

Codim.Online

Курсы этой онлайн-школы программирования рассчитаны на детей от 5 лет. Здесь есть 14 видео-уроков. На любом этапе доступна онлайн-поддержка автора. Создатели говорят, что с 7 лет ребенок может обучаться самостоятельно, до этого же возраста потребуется помощь взрослого. Что интересно, в завершении каждого занятия ребенок проходит проверочный тест и получает творческую домашнюю работу. Затем наставник проверяет работу и дает комментарии.

Среди направлений есть интенсивы по работе в таком графическом редакторе, как GIMP, уроки компьютерной грамотности и подготовка к соревнованиям по робототехнике.

Слишком юный возраст – это сколько?

Наверное, самый распространённый вопрос. Сколько лет должно быть мне (или моему ребёнку), чтобы знакомиться с игровой разработкой? Ответить на него невозможно, поскольку все дети разные. На самой нижней ступени (при использовании подходящих инструментов) по-настоящему заинтересованный 6-летний новичок уже может достичь определённых успехов. На другой стороне спектра в 12 лет для этих успехов уже должно быть достаточно образовательной базы и умственных способностей. Реальный возраст получается где-то посередине.

Для начала нужно усвоить несколько критически важных вещей.

Первое – мотивация. Именно отсутствие мотивации, а не умственных способностей чаще становится преградой на пути к успеху. Если ваш ребёнок обожает творить (любить играть и любить делать игры – совсем не одно и то же) и готов к пробам и ошибкам, он идеально подходит для игровой разработки!

Второе – управление ожиданиями. Здесь мы теряем большую часть потенциальных разработчиков, независимо от возраста. Разработка игр – не самое сложное в мире занятие, но оно достаточно комплексное. Ваш ребёнок не будет в скором времени работать над масштабными современными играми, вроде Call Of Duty или NHL, не будет делать MMO-проекты. Начинать нужно с чего-то очень скромного и постепенно двигаться дальше.

Если ребёнок убеждает себя, что собирается делать новый Minecraft, его ждёт очень болезненная неудача. С другой стороны, установка «когда-нибудь я сделаю новый Minecraft» может отлично сработать

Тут очень важно понимать разницу. Как и с любым другим навыком, этот следует развивать постепенно

Попытка взяться за слишком серьёзное дело приведёт лишь к провалу и разочарованию. Для справки, сам я начал программировать лет в 8 на Atari BASIC.

Что ждет после обучения в Школе программистов?

Я училась в школе программистов 2 года, изучала языки программирования C++ и Python. Занятия проводили очень грамотные преподаватели. Полученные в школе программистов знания помогли мне повысить успеваемость в школе и сдать ЕГЭ на высокий балл.

Елизавета Караваева

МШП классное место. Я отучился тут 3 года и собираюсь вернуться сюда в роли преподавателя. Тут вас точно научат IT-шным предметам и не только (направлений очень много, от обычного олимпиадного программирования до компьютерной безопасности)

Георгий Зайцев

МШП во многом сформировала меня — как программиста и как человека. Благодаря олимпиадному отделению (Сергею Валерьевичу в частности) я — вместе с Сергеем Пучиным, Владом Семипятным и другими — всего за несколько лет продвинулся от азов программирования до уровня всероссийских олимпиад.

Аким Кумок

Senior Software Engineer в Google

Я училась в школе программистов 2 года, изучала языки программирования C++ и Python. Занятия проводили очень грамотные преподаватели. Полученные в школе программистов знания помогли мне повысить успеваемость в школе и сдать ЕГЭ на высокий балл.

Елизавета Караваева

МШП классное место. Я отучился тут 3 года и собираюсь вернуться сюда в роли преподавателя. Тут вас точно научат IT-шным предметам и не только (направлений очень много, от обычного олимпиадного программирования до компьютерной безопасности)

Георгий Зайцев

МШП во многом сформировала меня — как программиста и как человека. Благодаря олимпиадному отделению (Сергею Валерьевичу в частности) я — вместе с Сергеем Пучиным, Владом Семипятным и другими — всего за несколько лет продвинулся от азов программирования до уровня всероссийских олимпиад.

Аким Кумок

Senior Software Engineer в Google

Больше отзывов о школе

Чему мы учим детей?

При обучении детей младшего возраста моя цель состоит не в том, чтобы дать им профессиональные навыки. Я пытаюсь научить их двум основным вещам:

  1. Дать навык создания проектов, которые полезны/интересны/развлекают детей сейчас.
  2. Передать знания о вычислительном мышлении, которое позволит им делать вещи, которые полезны/интересны/будут развлекають/принесут прибыль в будущем.

Когда вы обучаете подростков, заинтересованных в программировании, робототехнике и т.п., во главу ставится обучение соответствующим навыкам. Вы можете использовать тот же подход для обучения способных детей младшего возраста, особенно когда у тех есть родители, готовые помочь детям использовать известные им самим языки программирования, но намного меньше родителей, мотивированных помогать с детскими языками программирования.

IDE, библиотека, что???

Ладно, это последний вводный момент. В тексте будет много не самых понятных терминов и выражений, так что я вкратце их поясню.

Язык. Имеется в виду язык программирования. Мы общаемся между собой на разных языках, и с компьютером тоже можно говорить на разных. На примере выше показан язык Lua.

IDE. Интегрированная среда разработки (Integrated Development Environment) – приложение, отвечающее сразу за множество задач. Не все описанные программы включают IDE, то есть для разных работ вам может понадобиться разный софт. Обычно среда разработки содержит текстовый редактор, язык программирования и ряд других инструментов.

Библиотека. Представьте, что это некто, делающий за вас кучу работы. Как правило, даже «простые вещи», вроде вывода на экран, не являются частью языка. Эти вещи создают другие люди, делая их доступными в виде библиотек. В некоторых случаях (в GameMaker или Construct) всё это уже собрано для вас воедино. В Lua, к примеру, вам требуется самому выбирать библиотеку. У каждого подхода есть свои плюсы и минусы. Gamemaker многое упрощает для начинающих, зато Lua позволяет сменить библиотеку на более удобную.

Спрайт. Это используемая в игре графика, например, персонаж игрока. Спрайт может быть картинкой или содержать множество анимаций. Точное значение спрайта в каждом движке своё, но в игре это всегда видимый движущийся объект. В Super Mario Brothers это Марио, черепахи, огненные шары и т.д. Сам мир при этом – небо, трубы и прочее – не обязательно состоит из спрайтов.

HTML 5. Здесь не всё может быть понятно сразу. HTML 5 – это последняя версия HTML, языка разметки веб-страниц. При загрузке сайта в браузере компьютера или телефона вы видите HTML-документ. Но HTML5 – это ещё и обобщённый термин для множества технологий, на которых держится работа веб-сайтов. Сюда входит сам HTML, CSS (ещё один язык, определяющий внешний вид страниц) и JavaScript, скриптовый язык, отвечающий за логику. Люди часто пользуются HTML, HTML5 и JavaScript как взаимозаменяемыми понятиями, хотя технически это не совсем верно. HTML5 может использоваться для создания игр, и с ним не обязательно работать в самом браузере.

Отладчик. Когда игра не работает, как надо, бывает непросто выяснить, почему. В некоторых пакетах для этого существует так называемый отладчик, средство для выявления проблем или «багов». Для новичков это довольно продвинутый инструмент, но когда в нём возникает необходимость, отладчик нельзя переоценить.

Резюмируя

Чем полезны азы программирования для учеников старшей школы: выбор будущей профессии, дополнительный или основной заработок. Однако, чем могут коды помочь детям младшего возраста?

  1. Развитие логического и алгоритмического мышления. Геймификация образовательного процесса помогает ребенку осознавать последовательность работы программы, сайта или игры. В последствии, применять такую упорядоченность и систематичность в других сферах жизни.
  2. Раскрытие творческого потенциала. При создании персонажей, арт-объектов, историй и даже визуальных составляющих веб-страниц дети задействуют воображение, воплощая невероятные идеи в реальность.
  3. Формирования навыков решения проблем. Чтобы создать собственный продукт, нужно всегда разделять его на подпрограммы, а их – на простейшие коды. В данном случае ошибок не избежать (даже взрослые программисты-разработчики часто ищут часами пропущенную запятую). Ребенку придется постоянно переписывать код, дорабатывать и доводить его до совершенства. Такой темп работы помогает спокойно реагировать на сложности, искать корень проблемы и ликвидировать её с большим успехом.
  4. Совершенствование навыков коммуникации и знания иностранных языков. Исторически так получилось, что для кодирования необходимы знания английского. При написании кодов, общении с ментором и группой дети учат новые слова и термины.

И самое главное – детей обучают искусству правильно учиться. Как воспринимать информацию, упорядочивать материалы, использовать методы программирования и собственные гаджеты.

Нескольких уроков информатики и робототехники в школе часто не хватает для освоения базовых понятий программирования. Чтобы не стать пассивными пользователями, дети часто находят дополнительные ресурсы для развития самостоятельно.

Для начала детям младшего возраста нужно научиться правильно пользоваться компьютером, в чем могут помочь родители, воспитатели или учителя. В подготовленной подборке курсов онлайн есть две программы, разработанные специально для этого: цифровая грамотность Geek Brains и программирование для самых маленьких (от 3 лет).

С пониманием, как работает программное обеспечение можно переходить к другим ресурсам:

  • забавные обучающие видео на ютубе;
  • детские иллюстрированные книжки и учебники (например, труда Кушниренко А.Г.);
  • бесплатные платформы-тренажеры: code.org, scratch.mit.edu и Kodu Game Lab от Microsoft;
  • онлайн-курсы на русском языку.

Если в первых трех случаях ребенок работает полностью сам, то во втором ему помогают подготовленные преподаватели, что гораздо эффективнее. Ведь вместе с опытными девелоперами ученики получают обратную связь, проводят качественную работу над ошибками и не сходят с выбранного направления обучения.

Взрослые тоже используют визуальные языки

Визуальные языки могут быть эффективнее текстовых, если используются для решения разовых задач или непрограммистами, которые обладают предметными знаниями.

Игровые движки часто на нижних уровнях детализации сочетают визуальные редакторы с текстовым кодом.

Создатели программного обеспечения всегда ищут способы, позволяющие включить в программные решения менее технически сфокусированных бизнес-пользователей. Эти пользователи обычно понимают (и определяют) бизнес-процессы в организации: определяют детали работы банковского счета или расчета скидок. Они должны быть в состоянии точно указать нужное поведение, чтобы компьютер может выполнить код, но они не хотят беспокоиться о таких вещах, как ошибки синтаксиса импорта библиотек и превращение типов integer в string, так что вы можете добавить их в рассылку.

Возможно, многие дети, которые учатся программировать сегодня, позже будут в своей работе и хобби использовать визуальные, а не текстовые языки.

Заключение

Все пособия имеют многочисленные иллюстрации, множество примеров и остроумный текст, понятный даже ученику начальной школы. Задания для самостоятельной работы помогут овладеть многочисленные встроенные функции приведенных языков программирования и научиться создавать небольшие программы и даже игры. А если вам или ребенку станет сложно — не огорчайтесь! Сначала «стоит сосредоточиться на маленьком фрагменте кода, чтобы понять что-то сложное».

Каждая из рассмотренных книг является кладезем полезной информации и помогает развивать полезные навыки у ребенка, учит программировать на доступном языке. Несмотря на стремительное развитие технологий, многие из них долгое время будут актуальны, так как рассказывают об основах программирования.