Методы быстрого запоминания информации

Содержание

Методика улучшения запоминания

Каждый раз, приступая к прочтению того, что вам нужно запомнить, используйте этот процесс из шести шагов:

  1. Оцените материал и определите цель чтения. Оцените уровень своего интереса и постарайтесь понять, насколько сложен текст.
  2. Выберите подходящую технику чтения в соответствии с целью вашего чтения.
  3. Определите важные факты. Запоминайте то, что вам нужно. Находите ассоциации, связующие детали, необходимые для запоминания.
  4. Делайте записи. Используйте собственные слова, чтобы вкратце передать основные мысли. Применяйте выделение, диаграммы, деревья идей, чтобы выявлять взаимосвязи и модели. Ваши записи станут важным резервом для вашей памяти. Письменное фиксирование основных моментов в дальнейшем поспособствует улучшению вашей способности запоминать.
  5. Повторяйте. Спросите сами себя о тех вещах, которые вы должны запомнить. Разработайте систему, следуя которой вы будете просматривать записи минимум три раза до того, как от вас потребуется вспомнить и воспроизвести информацию. Первое повторение должно быть вскоре после прочтения материала, второе — через несколько дней, а третье — прямо перед тем, как потребуется отвечать. Этот процесс поможет вам избежать напряженной «последней» ночи накануне экзамена.
  6. Применяйте. Найдите возможность использовать полученные знания. Учебные группы и классные дискуссии — бесценная возможность применить то, чему вы научились.

Мнемоника

Этот метод представляет собой совокупность приемов и способов, которые упрощают запоминание различной информации. Обычно он требует больше усилий для эффективного использования, но зато лучше применяется в таких ситуациях, когда нужно запомнить, например, списки или структуры. Например, если вам нужно запомнить список лекарственных препаратов определенного типа, мнемоника поможет вам сделать это лучше остальных методов.

Мнемоника основывается на образовании ассоциативных рядов и последовательностей, когда человек заменяет абстрактные объекты реальными понятиями. Главное — использовать яркие, интересные ассоциации.

В мнемонике можно выделить несколько наиболее известных техник:

  • Акроним: вы составляете комбинацию букв, которая «шифрует» полную информацию для запоминания.
  • Акростих: вы придумываете стихотворение, в котором начальные буквы строк образуют какое-либо слово.
  • Ключевые слова: вы выделяете во фразах ключевые слова. Вспоминая их, вы восстанавливаете в памяти всю фразу.
  • Рифмизация: вы придумываете рифмы, чтобы запомнить слова или цифры.
  • Техника образ-имя (подходит для запоминания имен): вы придумываете любую яркую связь между именем человека и его физическими характеристиками.
  • Формирование цепочки: вы сочиняете историю, в которой слово или мысль, которую нужно запомнить, вызывает цепную реакцию и тянет за собой следующие слова.

Методы быстрого запоминания текста

Вопрос, как выучить большой текст за 5 минут, волновал студентов и школьников во все времена, поэтому скопилось много приемов и техник запоминания.

При выборе своего фирменного метода ориентируйтесь на то, какой тип сенсорной памяти развит у вас сильнее других: зрительная или слуховая. Если определиться сложно — возможно, вы один из тех людей, которые усваивают информацию с помощью логики.

Если у вас хорошая зрительная память:

  • прочитайте текст, а затем возьмите яркий маркер и отметьте все ключевые слова, определения, выводы. Так вы структурируете материал и создаете опорные точки для запоминания;
  • используйте для заучивания иностранных слов и терминов таблички, на которых будут кратко записаны нужные сведения. Развесьте такие таблички по дому, чтобы читать их в течение дня.

Если вы запоминаете информацию на слух:

  • вместо обычных учебников используйте аудиокниги, которые можно слушать во время повседневных дел;
  • читайте тексты вслух несколько раз — вдумчиво и выразительно, вслушиваясь в каждое слово. Особенно хорошо этот прием подходит для запоминания стихотворений.

Если у вас преобладает логическое мышление:

  • выделите в тексте причинно-следственные связи, обозначьте все термины и выясните их значение, мысленно упростите материал. Этот способ полезен всем, ведь сложно представить, как можно быстро выучить что-то непонятное;
  • вместо того, чтобы заучивать текст в одиночку, попробуйте объяснить или пересказать его другому человеку своими словами.

Вместе с тем любые методы будут слабо эффективны, если пытаться вызубрить всё за одну ночь. Быстро заученная информация так же быстро испаряется из памяти, а для долговременного эффекта нужно повторение.

Время для повторения

Перехитрить собственную память и не забывать информацию можно только при системном подходе. На повторение изученного материала необходимо выделять время. А лучше вести дневник повторений. 

Обучение в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» оптимизирует нагрузки и высвобождает время для более качественного изучения материала. Самостоятельно или с помощью куратора вы сможете выстроить расписание так, что в нём будет время и на занятия, и на повторение. 

Уроки в «Домашней школе Фоксфорда» ведут преподаватели из МГУ, МФТИ, ВШЭ и других вузов. Занятия можно посещать онлайн или просматривать в записи. Последнее очень удобно для составления карточек. Ещё один плюс — домашние задания «Фоксфорда». Каждое из них представляет собой мини-тест. Их выполнение сразу после урока способствует лучшему пониманию и запоминанию темы вопреки кривой забывания Эббингауза.   

Кривая Эббингауза

Немецкий психолог Герман Эббингауз занимался исследованиями памяти и выявил закономерности, по которым мы забываем материал. Согласно его данным, зачастую человек уже спустя полчаса после заучивания помнит лишь 60% информации. Через час эта доля падает до 40%, но дальше забывание идет медленнее.

По этой кривой психологи определили, как быстро учить новую информацию — нужно разбить запоминание на несколько этапов. Если времени мало, достаточно четырех повторений:

  • сразу после изучения текста;
  • через 20 минут;
  • через 8 часов после второго повторения;
  • через сутки после третьего повторения.

Если необходимо выучить большое количество сведений и запомнить их надолго, нужно добавить еще повторения через 2–3 недели и через 2–3 месяца. Но намного важнее в этом случае связать новую информацию со своими знаниями, чтобы она стала частью опыта.

Интересный факт!
Лучшее время для повторения — утренние часы с 08:00 до 10:00, максимум до 12:00. В этот период мозг настроен на запоминание новой информации и построение логических связей. Также было установлено, что на перевод сведений в долговременную память хорошо действует сон — повторите текст еще раз вечером и ложитесь спать.

Как всё устроено

Комплекс психологических функций, включающий запоминание, накопление, хранение и забывание информации, навыков, умений, называется памятью.

Способность считают основным познавательным процессом, поэтому ее изучение привлекает исследователей. Центр памяти до сих пор не найден, информация хранится в закодированном виде в синапсах нейронов во всех отделах головного мозга. Воспоминания «обрабатываются» в ходе химических реакций и локализуется в разных мозговых отделах.

Поступление информации обеспечивают органы чувств:

  • зрение – человек видит объект, действие, закрыв глаза, может «воспроизвести» в памяти увиденное;
  • обоняние – запахи вызывают ассоциацию с различными образами;
  • осязание – тактильная чувствительность позволяет «рисовать» в воображении предметы;
  • слух – один из основных источников поступления знаний;
  • вкус – вкусовые ощущения вызывают желание или отвращение, чаще всего к пище.

Учитывая способ запоминания, различают зрительную, вкусовую,
слуховую, тактильную, обонятельную память. Существуют и другие разновидности:

  • вербальная – способность запоминать отдельные
    слова;
  • семантическая – произвольное запоминание событий
    и действий;
  • моторная – это мышечная память (человек помнит
    движения, например, умение кататься на велосипеде и другие навыки);
  • эмоциональная – приятные или неприятные
    воспоминания, связанные с чувствами.

Однако эту классификацию можно считать условной, память – это единое целое, все ее разновидности пересекаются между собой.

Разделение на виды поможет лучше понять механизм, помогающий быстро запоминать информацию.

Приемы запоминания

  1. Отталкивайтесь от своих индивидуальных способностей: аудиалы лучше запоминают информацию после прочтения вслух, а кинестетики – после написания шпаргалок. 
  2. Когда нужно выучить билеты на экзамен в сжатые сроки, можно ежедневно изучать весь необходимый объем материала, но на различном уровне углубления в тему, то есть, постепенно переходя от уровня дилетанта до статуса эксперта. В первый день просто прочесть конспект или кафедральную методичку (тройка уже в кармане), во второй – пройти тот же материал по учебнику (сдать на четверку), в третий – заполнить все пробелы, разобрать наиболее сложные моменты (можно замахнуться на отлично).
  3. Не пытайтесь запомнить все подробности. Из главы учебника выделите основную мысль, определения и формулы: структурированная информация небольшого объема запоминается легче.
  4. Записывайте ответы в виде тезисов, вызывающих ассоциации. Выделите три главных предложения, в которых сформулированы проблема, основная мысль и выводы.

Приемы подготовки к экзаменам зависят от специфики предмета: в точных науках не обойтись без дополнительной практики, а гуманитарные – требуют способности запоминать большие объемы информации, развить которую помогут специальные приемы и правильная организация учебы.

Реально оценивайте свои силы и объем информации, который необходимо выучить. Если остался один день или несколько часов, не хватайтесь за все сразу, повторите самые сложные вопросы, или, наоборот, прочтите весь материал, систематизируйте основные моменты. Быстро выучить экзаменационные билеты реально, главное правильно подойти к решению проблемы.

Эффективные методики повторения

Повторяя определенную информацию неоднократно, можно добиться такого результата, что та твердо отложится в памяти. Заучивать что-либо за один подход неэффективно, лучше сделать несколько повторений, разбивая текст на части.

Необходимо уметь правильно отводить время на заучивание. Если необходимо выучить информацию за один день, то лучшим режимом повторений является следующий порядок:

  • первое повторение — 15-20 мин после заучивания;
  • второе повторение — 6-8 часов после заучивания;
  • третье повторение — сутки после заучивания.

Повторение должно сопровождаться вспоминанием информации — не просто перечитывание текста, а выделение заученной информации из памяти.

В случае, когда на заучивание можно выделить больше времени, лучшим режимом повторений является следующий порядок:

  • первое повторение — в тот же день после заучивания;
  • второе повторение — на четвертые сутки;
  • третье повторение — на седьмые сутки.

Большие объемы информации следует воспринимать, разделяя их на блоки: полный объем — ключевые мысли. Вспоминать информацию можно вразброс, так она крепче запомнится. Минимальный порог повторений для успешного запоминания — 3 раза.

Как быстро выучить большой объем информации за 1 день. Повторение с интервалом.

Повторение – мать учения. И, действительно, чем чаще мы повторяем выученный материал, тем меньше скорость его забывания. Метод интервальных повторений поможет запомнить информацию любых объемов.

Если Вам необходимо быстро выучить стих или подготовиться в авральном режиме к экзамену, используйте следующий алгоритм повторений:

Для лучшего усвоения материал рекомендуется не просто перечитывать, а активно извлекать из памяти, то есть вспоминать, подглядывая в источник. Если запомнить предстоит большой объем информации, которая пригодится Вам не только на ближайший день или неделю, следуйте такому интервалу повторений:

В идеале рекомендуется повторять изучаемый материал ежедневно, но уделять этому не больше 15 – 20 минут, чтобы не перегружать мозг. Еще один совет: попробуйте объяснить непонятные или трудно запоминающиеся моменты кому-либо. Если желающих выслушивать лекцию относительно теории вероятности или значения Ренессанса в живописи не найдется, просто проговорите ту часть информации, которая вызывает наибольшие сложности воображаемому собеседнику. В процессе такого изложения мозг автоматически будет подбирать максимально упрощенные формулировки.

8 законов памяти

Их необходимо знать, чтобы правильно работать с памятью – быстрее и эффективнее запоминать большие объемы материала. Они также помогут разработать собственную стратегию изучения и откроют для вас некоторые нюансы самого феномена памяти.

  1. Яркие впечатления – чем более необычной для нас является информация, тем больше шансов запомнить ее.
  2. Значимость – данные, которые способны всерьез повлиять на нашу жизнь, мы запоминаем гораздо быстрее, чем второстепенные сведения.
  3. Мотивация – лучше всего, если вы сможете установить прямую зависимость вашего светлого будущего от изучения материала.
  4. Деятельность – чем больше мы работаем над информацией (корректируем, меняем, дополняем), тем быстрее мы вовлекаемся в деятельность и запоминаем прочитанное.
  5. Настройки и установки – необходимо готовиться к изучению, давать себе правильные установки на работу и подбирать наиболее удобный способ обучения.
  6. Предшествующие знания – если вы уже обладаете некоторыми знаниями по теме, то целесообразно вспомнить и систематизировать их.
  7. Взаимодействие следов памяти – как оказалось, учиться лучшего всего вечером и утром, тогда процесс изучения материал будет предельно эффективным.
  8. Временной слой – чем больше информации по теме вы получаете со временем, тем больше ассоциаций с полученными данными возникает в вашей голове.

Постарайтесь использовать эту информацию при формировании собственной стратегии изучения. Помните, что все мы индивидуальны: кому-то нужно больше времени на изучения одного блока, кому-то требуется более продолжительный отдых и так далее. Старайтесь отойти от шаблонных стратегий и создать свою методику.

Развитие зрительной памяти

Человеческий мозг улавливает смысл увиденного глазами практически с первого раза. Некоторым людям необязательно останавливаться на каждом прочитанном слове. Им достаточно лишь скользить по тексту глазами. Подобная модель значительно ускоряет процесс чтения материала.

Приемы зрительной памяти активно используют в учебных заведениях. Большая часть информации отображается на классной доске.

Существуют методики по развитию периферийного зрения. Умение читать страницу целиком позволить существенно сокращать время при изучении больших объемов информации. Полезные тренажеры можно найти по адресу – https://brainapps.ru/. Онлайн сервис предлагает пользователям развивать память при помощи игр. Большинство тренажеров предоставляется бесплатно. Однако чтобы пройти курс по скорочтению или получить доступ ко всем тренажерам придется купить премиум аккаунт. Если ежедневно уделять упражнениям по 10–15 минут, то уже через две недели можно будет увидеть изменения.

Дворец памяти (чертоги разума)

Мнемотехника с таким поэтичным названием основана на построении ассоциативного ряда. Она позволяет не только разложить информацию по ячейкам памяти небольшими порциями, но и связать между собой логическими ассоциативными нитями.

Скажем сразу – это достаточно непростая техника для новичка, но освоив ее, Вы сможете не только быстро запоминать информацию, но и использовать лишь ту ее часть, которая необходима здесь и сейчас, тем самым не перегружая мозг.

Как создать стойкие ассоциативные связи между знакомой информацией и новой:

Выберите место «строительства» замка. На первых порах лучше, чтобы в качестве знакомой информации выступала Ваша квартира, где Вам все знакомо до мелочей. Со временем, когда Вы освоите технику, может «строить» в своем воображении настоящие дворцы.

Прикрепите новые образы к предметам интерьера , которые принято называть «опорными пунктами»

Важно, чтобы опорные пункты выделялись последовательно: по часовой стрелке либо против нее. Это поможет выстроить логически понятные связи и не запутаться в локациях

Кроме того, чем эмоциональнее и неординарнее будут ассоциации, тем быстрее они запомнятся.
Включаем воображение и придумываем небольшой рассказ с учетом опорных пунктов и ассоциаций.

Рассмотрим, как работает метод, на примере.

Составляем список покупок, в который входят 10 продуктов (не будем оригинальными и возьмем базовый набор):

  • бублик;
  • сахар;
  • молоко;
  • бананы;
  • картофель;
  • куриное филе;
  • яйца;
  • зеленый лук;
  • печенье;
  • кофе.

Представим наш «дворец памяти», вернее, кухню, раз уж мы собрались в продуктовый магазин. Выделим опорные пункты, расположенные по часовой стрелке в такой последовательности:

  • дверь;
  • обеденный стол;
  • ваза с фруктами на обеденном столе;
  • стул;
  • подоконник;
  • холодильник;
  • столешница;
  • хлебница;
  • раковина для мытья посуды;
  • плита.

Приступаем к созданию ассоциативных связей:

  1. Мы хотим открыть дверь, чтобы войти на кухню, но на дверной ручке висит три бублика (количество можете менять на необходимое).
  2. Подходим к обеденному столу, который весь усыпан сахаром.
  3. Из вазы с фруктами течет молоко.
  4. На стуле лежит кожура от банана.
  5. На подоконнике растет картофель, как на грядках.
  6. Открываем холодильник, а там нас ждет сюрприз в виде живой курицы.
  7. На столешнице видим разбитые яйца.
  8. Из хлебницы торчат перья зеленого лука.
  9. В раковине вместо посуды лежат килограммы печенья.
  10. А на плите, несмотря на весь этот хаос, варится чашечка ароматного черного кофе.

Может показаться, что все это глупо, нелепо и требует массы времени и сил (легче ведь написать список продуктов на листке бумаги), но на самом деле после нескольких тренировок Вы сможете запоминать списки из 50 пунктов. Главное – не менять обстановку в Вашей локации и последовательность ее прохождения.

Топ 3 способа для запоминания цифр и чисел

Стихосложение. Можно запоминать информацию, подбирая рифмы — преобразуя ее в виде рифмованных нескольких слов или целых маленьких стихотворений.

Кроме того, есть очень удачный метод парочки, когда мы делим информацию на блоки или части.

Номер телефона: 89263654235, можно разделить на пары или тройки цифр, которые уже легко запомнить.

89 26 36 54 235

ЦБК

В названии я использовала первые буквы названия мнемотехники — цифро-буквенный код. Дети этим способом никогда не пользуются. Но он самый известный и изложен во всех книгах по развитию памяти.

Цифру мы кодируем в букву, от буквы образуем слово, из слов составляем предложение, а из предложений — рассказ.

Пусть 1 — это «а», 2 — «б», 3 — «г». Придумываем слова, которые начинаются с этих букв и запоминаем для каждой цифры: ананас, бег, гриб. Чтобы запомнить первые три цифры номер телефона 312…, мы представляем такую картину: гриб бежит к ананасу.

Можно кодировать в слова по начальным буквам каждой цифры. 0 — «н» (ноль), 1 — «р» (раз вместо один), 2 -«д» (два), 3 — «т» (три)… 9 — «м» (от слова много, так как «Д» уже занято двойкой).

Цифрообразы

Есть еще один вариант запоминания цифр — трансформация их в образы.

Единица напоминает столб, двойка — гуся, тройка — открытую книгу. Представляем себе образ числа 312. Лежит открытая книга в нее воткнут столб, а гусь пытается вытащить столб из книги.

Это самый экономный вариант для запоминания и очень хорошо запоминается и вспоминается.

Интервальные повторения

Суть метода заключается в том, что человек повторяет выученную информацию согласно определенным, постоянно возрастающим интервалам. У этого метода даже есть конкретная формула: Y=2X+1, где Y означает день, когда информация начнет забываться, а X — день последнего повторения. Таким образом, если вы выучили информацию, например, неделю назад, то повторить ее вам нужно будет через 8 дней. При этом потенциал интервала равен бесконечности.

Методика интервальных повторений часто используется вместе с карточками. Наиболее распространенный пример: изучая иностранный язык, вы делаете карточки с незнакомыми словами и затем с определенной периодичностью их повторяете.

Приемы зрительной памяти

На долю зрительной памяти приходится большая часть воспринимаемой нами информации. В образовательных учреждениях основной упор при подаче учебного материала делается на зрительное восприятие, поэтому большая часть данных располагается на классной доске. Для увеличения возможностей этого типа памяти применяют несколько приемов зрительного запоминания:

  • Наглядный материал. При изучении теоретического вопроса материал подкрепляется яркими иллюстрациями.
  • Чтение. Этот вид деятельности так же подключает к процессу запоминания зрительный анализатор, позволяющий запечатлеть в мозгу необходимую информацию.
  • Конспектирование. Материал, предназначенный для запоминания, конспектируется при помощи разноцветных карандашей или фломастеров.
  • Таблицы Шульте. Этот «тренажер» применяют для тренировки навыков скорочтения. В процессе занятий подключается периферийное зрение, обеспечивающее запоминание большего количества информации.

Как читать, чтобы запоминать

Метод SQ3R

Блогер-полиглот и студентка, изучающая нейронауку и образовательную психологию в Гарвардском университете Анастасия Кей советует использовать модифицированную методику SQ3R (Survey, Question, Read, Recite, and Review). Изначально методика была предложена американским психологом Фрэнсисом Робинсоном. Она включает следующие этапы работы с материалом: обзор, постановка вопросов, чтение, конспектирование, просмотр записей.

Survey — обзор материала.

Что бы вам ни предстояло читать, слушать или смотреть — статью, главу учебника или книгу — изучите его структуру. Прочтите заголовки и подзаголовки, просмотрите вводный абзац, графики, иллюстрации и заключение. Так вы получите первое представление о содержании, которое предстоит охватить.

Question — вопросы.

К каждому заголовку и подзаголовку нужно задать вопрос. Например, если глава называется «Электрическая передача информации внутри нейрона», то вопрос может звучать так: «Каков механизм передачи информации внутри нейрона?»

После такой работы ваш мозг акцентирует внимание на значимых моментах текста и информации, которую нужно получить в результате

Read — чтение. Анастасия Кей предлагает читать текст так:

1. Выберите не более 4 страниц текста, который вы собираетесь прочитать. Обычно это логически цельный кусок: параграф, тема или глава.2. Ещё раз сформулируйте вопрос, на который отвечает этот фрагмент и прочтите его, ничего не записывая.3. По памяти воспроизведите ключевые положения прочитанного текста — они станут основой для следующего этапа. Загляните в книгу, чтобы проверить себя. Если вы не можете воспроизвести материал из кратковременной памяти, прочтите ещё раз и перечитывайте материал до тех пор, пока не сможете его пересказать.4. Если у вас остались вопросы на понимание текста — запишите эти вопросы на полях или отдельной странице. Если появилось желание в чём-то более подробно разобраться, уточнить понятия — запишите и выделите свои вопросы и новые термины.


Пример использования метода SQ3R
Пример составления и нумерации вопросов к информации в тексте

5. Сформулируйте важные идеи в виде вопросов и зарисуйте схемы. Поскольку тестирование крайне эффективно для запоминания текста, пусть конспект представляет собой небольшую проверочную работу для вас самих. Вместо того чтобы писать утверждения и ответы, пишите вопросы. Например, Анастасия составляет и нумерует вопросы к абзацам, а затем ставит тот же номер возле строчки текста с ответом. Настя перерисовывет схемы и рисунки, но не подписывает элементы, чтобы каждый раз вспоминать структуру и механизмы самостоятельно.


Пример вопросов и схем для самопроверки

Если вы работаете в группе или вместе с одноклассниками готовитесь к экзамену, можно меняться своими проверочными вопросами, чтобы охватить материал более детально и разнообразить учёбу.

Review — повторение.

Ответьте на вопросы, которые вы составили и прокомментируйте схемы. Обязательно проверьте себя по учебнику. Эта работа имеет критическое значение сразу после чтения. Если не выполнить мини-тест, уже через 20 минут вы забудете пятую часть изученного, а на следующий день будете помнить только треть информации.

Полезная литература

Конечно, мы рассмотрели далеко не все способы и секреты быстрого и эффективного запоминания информации. При всем желании я бы их не уместила в одной статье. Так что если у вас еще остались вопросы, то ищите ответы на них в книгах:

  • “Как читать, запоминать и никогда не забывать” Марк Тигелаар
  • “Как запоминать (почти) все и всегда” Роб Иставэй
  • “Где находится память? Искусство запоминать” Алан Льери
  • “Тренируй свою память” Рюта Кавашима
  • “100% память. 25 полезных методов запоминания за 10 тренировок” Екатерина Додонова
  • “Вопросы памяти” Мишель Пон

Полный и подробный список литературы ищите в нашей статье “Книги по улучшению памяти”.

Виды памяти

Начнем с того, что запоминание бывает произвольным и непроизвольным, хотя это и не единственная классификация.

Произвольная память включается, если есть процесс заучивания, то есть когда мы запоминаем что-то специально. Например, номер телефона или стихи.

Непроизвольная память подключается сама собой, без волевых усилий. Например, после разговора со знакомым мы помним, во что он был одет. Это происходит потому, что в памяти остаются не только факты, но и сопутствующие обстоятельства.

Если вы хотите научиться быстро запоминать тексты, нужно тренировать произвольную память. Но можно подключить к делу и непроизвольную, если связать нужную информацию с каким-то делом, со своим опытом или с эмоциями.

По времени сохранения информации бывает:

Ассоциации

Этот способ похож на предыдущий. Как быстрее запоминать информацию? Придумывать ассоциации! Это такие группы образов, которые кодируют информацию. В них всегда есть основа и наложенные элементы.

Ассоциации даже искать не нужно, поскольку они нас окружают. В телефонных номерах – дни рождения, которые надо запомнить. В памятных датах – номера домов, адреса друзей. И, конечно же, слова — главный помощник каждого из нас.

Как быстро запомнить спектральные классы звёзд? Они обозначаются буквами, причем далеко не в алфавитном порядке — O, B, A, F, G, K, M. Если немного поразмыслить, то можно придумать забавную ассоциацию, сочинив на каждую букву по слову, и объединив их в смысловое предложение: «Один Белобрысый Американец Финики Жевал, Как Морковь». И по такой схеме можно запомнить практически всё – начиная датами, заканчивая формулами.

Что же нужно делать, как правильно запоминать информацию на долгое время?

Да, все верно, мы должны испытать глубочайшие эмоции при запоминании, а потом повторить (пересказать) информацию определенное количество раз.

Если мы не испытываем никаких эмоций, а просто механически учим, то так тоже возможно, но будет очень долго и скучно) О том, как вызывать эмоции, напишу чуть ниже. А сейчас про повторение.

Секреты повторения

Ученый-исследователь, психолог Герман Эббингауз, озадачился узнать, как человек запоминает информацию. Он тестировал все на себе.

Эббингауз придумал бессмысленные слоги (типа ЩОД, ВЫК и т.д.), которые сродни нашей скучной информации, запоминал их и отмечал время, когда происходит забывание информации.

Он вывел не только кривую забывания, но и кривую заучивания. Что касается забывания, то через час после заучивания, мы помним меньше половины от того, что учили.

А если захотим вспомнить этот материал через месяц и позже, то только 20 % останется в памяти. Но есть «точки возврата», когда необходимо повторить, чтобы помнить хорошо и долго.

Итак, как эффективно повторять материал, чтобы запомнить надолго?

Как вы уже видите из графика забывания, что информация теряется после истечения определенных моментов времени.

Поэтому мы распределяем во времени повторение. Например, нам нужно запомнить определенный текст. Что мы делаем:

  • Учим материал. 1 раз читаем и пересказываем.
  • Первое повторение через 15-20 минут. Читаем 1 раз и 1 раз пересказываем.
  • Второе повторение. Через 2 часа. Пробежка глазами.
  • Третье повторение. Через 12-24 часа. Пробежка глазами.
  • Четвертое повторение. Через 3 дня. Та же пробежка, можно пересказать.
  • Пятое повторение. Чрез неделю.

Но! Есть исключения и дополнения к этому правилу:

  • Тот материал, который мы осмыслили запоминается в 9 раз быстрее.
  • Необходимо заучивать в целом, а не по частям. То есть сначала выявить структуру того, что запоминаем, понять в целом, в потом приступать к заучиванию.
  • Помнить об эффекте края, который также обнаружил Эббингауз. Информацию, которую вы заучиваете в первую и последнюю очередь, помнится лучше. Поэтому самую нужную информацию прорабатываем сначала и в конце.

А если все таки подключить эмоции?

Это будет большой плюс к обучению мозга. Как же испытать эмоции при запоминании скучного текста? Нужно сделать этот процесс для нас интересным.

Когда мне нужно было что-то выучить, я читала параграф по литературе, биологии или по истории и у меня разыгрывалась целая картина происходящего. Или вот я уже представляю, что с блеском рассказываю этот параграф перед всем классом.

А что было бы интересным для вас? Может быть вы в своем воображении стали учителем и просили своих учеников перессказать этот параграф? Так, вы представляете, что Петров вам на уроке отвечает эту часть темы, а другую часть — Иванов.

А они — то не подготовились. Что же они забыли сказать? Вам же надо им поставить оценку в журнал. И вы листаете и изучаете текст уже с другим чувством.

А может быть, вы уже состоявшийся человек, мудрый, опытный богатый и при беседе за чашечкой кофе с другими бизнесменами блещите эрудицией.

Ведь именно знание этого параграфа помогло вам быть более раскрепощенным, успешным, уверенным в своих знаниях. Кем вы представляете себя, когда мечтаете? Смело используйте это в запоминании.

Вам точно не померещилось?

Что мы только что делали? Мы подключали к запоминанию образы. Зачем?

Образная память не имеет границ и сроков хранения. Поэтому если мы запоминаем, привлекая образы в помощь, то эта информация запоминается легко и надолго.

И секрет весь в том, что повторять таким образом запомненную информацию может и не потребоваться.

Образы могут быть не только визуальными. Мы может пользоваться всеми 5 органами чувств (слухом, зрением, обонянием, осязанием и вкусом), чтобы лучше запоминать.

Но наиболее сильна память на запахи, мы всегда будем помнить все, что связано с конкретными запахами в прошлом и прямо сейчас. Это связано с особым строением головного мозга.

Сигналы о запахах достигают памяти сразу, минуя рецепторы и анализаторы. Поэтому использование запахов при запоминании очень эффективно.

Учите вы что-то, распылите рядом любимый запах. Более того, есть специальные запахи, которые усиливают интеллект: лимон, эвкалипт, жасмин.

Используем слуховую память

У некоторых людей сильно развита слуховая память. Поэтому им лучше читать материал вслух или слушать аудиозаписи. Чтобы определить тип памяти достаточно прочитать одну страницу книги или газеты. Если вы непроизвольно проговариваете слова во время чтения, то у вас слуховая память. Если не проговариваете – зрительная.

Существует еще один способ проверить тип памяти. Нужно попросить кого-то из знакомых прочитать вслух несколько рядов слов. Каждый из них соответствует конкретному типу памяти. После чего испытуемый субъект должен записать за определенное время услышанные слова на бумаге. Полученные сведения сверяются с исходным материалом. По итогам подсчета коэффициента делаются выводы о доминирующем типе памяти.

Мнемоника

Этот метод представляет собой совокупность приемов и способов, которые упрощают запоминание различной информации. Обычно он требует больше усилий для эффективного использования, но зато лучше применяется в таких ситуациях, когда нужно запомнить, например, списки или структуры. Например, если вам нужно запомнить список лекарственных препаратов определенного типа, мнемоника поможет вам сделать это лучше остальных методов.

Мнемоника основывается на образовании ассоциативных рядов и последовательностей, когда человек заменяет абстрактные объекты реальными понятиями. Главное — использовать яркие, интересные ассоциации.

В мнемонике можно выделить несколько наиболее известных техник:

  • Акроним: вы составляете комбинацию букв, которая «шифрует» полную информацию для запоминания.
  • Акростих: вы придумываете стихотворение, в котором начальные буквы строк образуют какое-либо слово.
  • Ключевые слова: вы выделяете во фразах ключевые слова. Вспоминая их, вы восстанавливаете в памяти всю фразу.
  • Рифмизация: вы придумываете рифмы, чтобы запомнить слова или цифры.
  • Техника образ-имя (подходит для запоминания имен): вы придумываете любую яркую связь между именем человека и его физическими характеристиками.
  • Формирование цепочки: вы сочиняете историю, в которой слово или мысль, которую нужно запомнить, вызывает цепную реакцию и тянет за собой следующие слова.

Как выучить за короткий срок иностранный язык: секреты способностей

Вопрос, как научиться запоминать информацию, волнует людей и при необходимости в короткий срок овладеть иностранным языком. Книга в этом случае несет только справочную информацию. Физиологи рекомендуют увеличить количество аудиовизуальной информации. Смотрите фильмы на выбранном языке, сопровождающиеся русскими субтитрами, слушайте песни, найдите себе собеседника, владеющего языком, и регулярно общайтесь с ним. Отличными помощниками станут компьютер и соцсети. Если в вашем городе есть клуб, где собираются иностранцы, посещайте его и практикуйтесь в произношении.

Есть масса компьютерных методик, предполагающих отработку произношения, прослушивание слов, сопровождающихся переводом. Одной из популярных техник, применяемых при изучении языков, является методика «Мысленных повторений». Ее суть заключается в периодическом мысленном повторении информации

Важно соблюдать график упражнений:

  • Первое повторение после изучения проводят через 60 минут после первоначального восприятия данных.
  • Второе – через 3 часа после первого.
  • Третье – на следующий день в любое время.

Количество повторений, промежутки времени между ними регулируются по собственному усмотрению с учетом индивидуальных способностей. Допускается увеличение числа повторений и удлинение интервалов между ними. Обязательно следите, чтобы перерывы не были длительными, иначе не закрепленная вовремя информация может в итоге не сохраниться в памяти.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!

Статья обновлена: 13.05.2019

Быстро запомнить много информации за короткий срок помогут шпаргалки

Как лучше запоминать информацию? Зубрежка отнимает массу времени и не всегда эффективна. Излюбленный метод студенческой «контрабанды» – шпаргалки, помогает в решении этого вопроса. Согласно мнению физиологов, применение шпаргалок активизирует деятельность нескольких анализаторов, в результате в процессе запоминания принимают участие несколько типов памяти — зрительный и двигательный. Такой подход обеспечивает быстрое запоминание. Особенность шпаргалок заключается в способе сохранения информации.

Большой объем данных не получится вместить на маленьком клочке бумаги, поэтому ответ на вопрос билета записывают кратко в виде схем. В них отражают ключевые моменты или отдельные фразы, отражающие суть, из которых создают логические цепочки путем осознанной переработки информации, что и обеспечивает последовательное запоминание текста. Данный способ с успехом используется не только студентами, но и людьми, оперирующими большими объемами данных – менеджерами, преподавателями.