Как написать хороший рассказ, если ты новичок?

Содержание

Вариант IV. Импортный

Есть отличная серия книг французской «школы анналов». Ряд книг вроде «Среневековой Европы Ле Гоффа являются культовыми и обязательными к чтению любым медиевистом.

Великие цивилизации. Книжная серия в 13 книгах
А вот теперь можно прочитать экономическую историю Ф. Броделя «Материальная цивилизация, экономика и капитализм, ХV–ХVIII вв., в трех томах».
По XIX-веку можно порекомендовать трехтомник Э. Хобсбаума (хоть он и марксист)

Век революции 1789-1848. Том 1
Век Капитала 1848-1875. Том 2
Век Империи 1875-1914. Том 3

А вот теперь можно читать Блока, Февра, Фукуяму, Тойнби, и прочих Шпенглеров и «порассуждать о конце истории и закате Европы», т.е заняться историософией.

После всего того материала что Вы прочитали, если вы конечно дошли до конца и не ушли на истфак еще, то вы можете выбрать период который Вам наиболее интересно и читать уже настоящие серьезные книги, например, в случае средних веков, того же Гуревича или А. Сванидзе. Кстати. в этом месте было бы неплохо ознакомиться с хотя бы с одной книжкой по источниковедению и историографии. чиста для понимания, как оно бывает.

Сторителлинг в бизнесе

Основные элементы бизнеса, где для решения каких-либо задач активно используется сторителлинг:

Сайт компании

Каждая компания имеет собственный сайт. Площадкой для размещения информацией на нем является блог. Сторителлингу свойственна непринужденность. Именно в такой форме стоит делиться опытом по использованию того или иного товара/услуги или рассказывать в блоге, как товар/услуга поможет решить те или иные проблемы потенциальных клиентов.

Социальные сети

Сегодня люди не могут представить свою жизнь без социальных сетей. Кто-то заходит туда отдохнуть, а кто-то поработать. Сторителлинг используется здесь достаточно часто. Обычно он маскируется под небольшие баннеры и краткие посты с красивым и красочным изображением.

На вебинарах и лекциях

Подобные мероприятия просто немыслимы без сторителлинга. Ведущий рассказывает слушателям простые и понятные истории из жизни, и это помогает им быстрее и лучше воспринимать информацию.

Пример сторителлинга в бизнесе:

Лидер компании вступает в роли главного наставника, повествуя о главных текущих проблемах и актуальных вопросах. В истории четко прослеживается связь прошлого и настоящего, проанализировав которую можно выбрать для себя расклад будущих событий. Оратор использует метафоры, ссылается на прошлые события и поиск решения проблем, тем самым воздействуя на участников и создавая атмосферу сплоченности и дружелюбия. Тем самым коллектив объединяется, образуя надежную команду профессионалов.

Как выбрать формат и донести историю до широкой аудитории

Чаще всего о сторителлинге говорят как о тексте, но на самом деле история может выглядеть как угодно

Чтобы донести ее до аудитории и охватить как можно больше людей, историю важно правильно упаковать

Например, компания LEGO выпустила 17-минутный мультфильм об истории создания бренда. Зрители смогли заглянуть за кулисы, проникнуться идеей конструирования и почувствовать себя частью компании.

The LEGO Story

Популярный блогер Александра Митрошина в августе 2020-го выпустила документальный мини-сериал «Ушла быть блогером». Он о том, как из обычной студентки Саша превратилась в медийную личность и блогера-милионника. Сериал стал этапом воронки продаж Сашиного курса «Инсталогия 2.0», а сама Саша — ролевой моделью и примером для будущих блогеров.

Лонгрид о том, как хранить вещи в доме, выглядит как рассказ с настоящими главами. Он знакомит читателя с коучингово-инженерным подходом к организации пространства от Натальи Львовой. По сути своей он является рекламой ее услуг, но не кричит «купи-купи», а подталкивает к знакомству с Натальей через бесплатную консультацию.

В самом известном для повествования о снежной лавине использован весь арсенал выразительных и визуальных средств.

Snow Fall — настоящий трехмерный рассказ о событиях

Поделенный на главы текст, видео, аудиодорожки, фотографии, слайдшоу, цитаты, сноски, инфографика, гифки и потрясающая верстка — все работает на удержание внимания читателя и воздействие на разные каналы восприятия.

Как открыть кредитную историю, если её нет?

Всегда что-то делается впервые, в том числе и кредитная история

Важно, не суетиться и не рассылать заявки одновременно во все банки

С чего начать кредитную историю? Начинать нужно с малого, а вот вариантов существует масса.

Покупка товаров в рассрочку

Приобретите для семьи, например, новый электрический чайник, оформив у представителя банка в торговой сети рассрочку. И не спеша погашайте долг в течение срока, указанного в кредитном договоре.

Микрозайм в МФО

Микрофинансовые компании работают с клиентами, не имеющими кредитной истории, страхуя риски высокими процентными ставками. Оформите краткосрочный займ в официальной МФО, верните его в льготный срок — сэкономите на процентах и откроете КИ.

Во избежание просрочек, грозящих испорченной кредитной историей и штрафами, на стадии оформления стоит:

  • внимательно прочитать условия договора;
  • составить график платежей.

Кредитная карта

Повысить степень доверия можно, оформив кредитную карту, эмитированную банком, с которым имеется желание продолжать сотрудничество. Наличие кредитной истории при таком виде кредитования не является обязательным, как и подтверждение платежеспособности.

Потребительский кредит в банке

Планируя покупку квартиры в ипотеку, сформируйте себе положительную репутацию, взяв сначала небольшой экспресс-кредит на потребительские нужды. Стоит учитывать, что клиенту без истории одобрят кредит, возможно, не самых выгодных условиях. Но ответственно справившись с обязанностями, можно быть уверенным в повышении своего статуса.

Займ с обеспечением

Наличие обеспечения в виде дорогостоящего имущества позволит банку быть уверенным в своевременном возврате долга. Оформив займ под залог машины или квартиры, главное, аккуратно вносить платежи, и закрыть долг в срок. В таком случае имущество останется в собственности владельца, а история улучшится.

Специальные банковские программы

Часто банки, привлекая новых клиентов, разрабатывают специальные программы. Например, в Альфа-Банке действует программа “Кредит без кредитной истории”, условия которой соответствуют стандартным.

Вся процедура оформления происходит в режиме онлайн, требуется быть совершеннолетним гражданином РФ и иметь минимальный доход.

Если все банки отказывают в помощи, то другого способа, как заработать кредитную историю — не остается. Требуется запастись терпением и стать участником специальной программы, направленной на реабилитацию кредитной истории. К примеру, такой как:

  • “Улучшение кредитной истории” в Совкомбанке;
  • ”Кредитная помощь” в банке Восточный.

Как сделать себе хорошую кредитную историю с нуля?

Хорошую кредитную историю можно начать в любой момент, но лучше, если этот момент совпадет с благоприятными жизненными обстоятельствами:

  • стабильной работой;
  • хорошими заработками;
  • наличием зарплатного счета в банке;
  • открытым депозитом.

Перед тем как начать кредитную историю, стоит сначала отправить запрос в БКИ, чтобы убедиться, что начинаешь действительно с нуля.

Что почитать о сторителлинге

Лена Трускова рассказывает, откуда берется и куда приводит история

Из текста вы узнаете, что самое важное в сторителлинге

Аннет Симмонс в книге «Сторителлинг. Как использовать силу историй» дает советы о том, как находить и записывать истории. Она разбирает шесть типов сторителлинга и рассказывает, как их можно применять в зависимости от обстоятельств и аудитории, на которую истории нацелены. Сама книга тоже наполнена историями, которые помогут вдохновиться и написать что-то подобное.

Роберт Макки и его «История на миллион долларов. Мастер-класс для сценаристов, писателей и не только» повествуют о ремесленной части создания сценария или истории. Автор анализирует фильмы и показывает, из каких компонентов складывается хорошая история. Он говорит, как рассказывать о событиях и как довести героя до кризиса, чтобы зритель, слушатель или читатель сопереживал и не мог оторваться от истории.

Пол Смит в книге «Мастер историй. Увлекай, убеждай, вдохновляй» рассказывает о том, как использовать эмоции и создавать классные презентации. Он дает матрицу историй, которая поможет вам подобрать историю на любую тему.

Акаш Кариа, «Вдохновляй своей речью. 23 инструмента сторителлинга от лучших спикеров TED Talks». Если вы недостаточно зажигательный рассказчик, то эта книга станет для вас продвинутым мастер-классом от всемирно известных спикеров конференции TED. С ней вы научитесь говорить так, чтобы вас слушали.

Когда все тайное становится явным

Когда мы пишем историю жизни, мы исследуем то, кем были когда-то и кем являемся сейчас. Вспоминая свою историю, мы вспоминаем себя. Все тайное начинает становиться явным. Кто-то осознает, что все эти годы обманывал себя. Кто-то наконец поймёт, что пытается держать все под контролем, нанося вред себе и своим близким. Кто-то прочувствует, что совсем не думает о себе или наоборот, думает слишком много. Вы начнёте понимать себя лучше, прислушиваться все чаще. Самое интересное, что вы изменитесь, но даже не поймёте когда именно это произошло. Избавление от мусора в голове — это на поверхности. Внутри же все намного интереснее и у каждого будут свои открытия

Больше будет не важно, что кто-то думает о вас плохо. Вы многое поймете о себе и своих друзьях

Отношения с самим собой и с другими станут более искренними и прозрачными. Да, скорее всего, вы перестанете слушать сплетни. Поймете, что кем бы ни были ваши родители, и что бы не происходило — вы это вы. Вы целостная личность, а не потерянная песчинка в океане. Да, вы сможете написать историю жизни, это не сложно. Только если вам действительно это нужно. Просто завести будильник на один час и писать, не останавливаясь. Главное — начать. Такие вещи не увлекают, ведь результат не на поверхности, ещё и писать что-то… Я понимаю. Но все же делюсь… А вдруг?

Три базовых принципа сторителлинга, которые помогут писать интереснее

Используйте живого и понятного героя

Частая ошибка продающих историй — помещать в центре рассказа предмет или услугу и показывать, как именно этот предмет помогает аудитории.

История станет лучше, если поместить в центр повествования живого человека, в котором читатель сможет узнать себя.

Мы легко представляем себя на месте Ильи, потому что он — обычный человек, попавший в сложную ситуацию.

Заставьте героя совершать понятные действия

Чтобы оживить историю, сделать ее более наглядной и объемной, в описании поступков героя используйте глаголы действия, а не глаголы состояния.

Глагол «сопровождает» слишком абстрактный, как и фраза «демонстрация жизненного опыта». А вот слова «рисует» и «травит байки» мгновенно погружают нас в понятную картинку.

Описывайте близкие аудитории обстоятельства

Описывая историю, все время держите в голове людей, которые должны ее увидеть. Если ваш сторителлинг предназначен психологам, то герой, его поступки и условия, в которые он попадает, должны коррелировать с опытом психологов. Если он для врачей — значит, в истории будут ситуации из медицинской практики.

Если обратиться к истории про чат-бота, который подбирает билеты, то мы можем поменять контекст в зависимости от аудитории.

Канва истории осталась та же, но поменялся контекст — обстоятельства, в которые мы поместили понятных для нашей ЦА героев.

Как использовать сторис

Перед созданием истории определитесь с целью, которую вы планируете достичь. Здесь многое зависит от типа страницы: личная или коммерческая. В первом случае необходимо ориентироваться на персональном продвижении, а во втором — на раскрутку предпринимательской деятельности и развитие бизнеса

Бизнес-страницы

Начнем с целей, касающихся бизнес-профилей Инстаграм. Здесь при создании истории можно преследовать следующие цели:

Создание витрины. Презентуйте новый товар в stories и знакомьте подписчиков с актуальной продукцией. К фотографиям не предъявляются жесткие требования, но желательно, чтобы они имели высокое качество. Для наглядности на картинку стоит добавить текст или рисунок.
Получение информации об отношении людей к товару

В сфере бизнеса важно понимать, как потенциальные покупатели относятся к предложению. К примеру, сделайте в истории Инстаграм опрос, как люди относятся к тому или иному продукту

Как вариант, можно задать вопрос касательно бренда в целом.
Демонстрация профессионализма. Размещение stories — возможность показать умения и опыт, тем самым привлекая людей к покупке. Такие действия повышают лояльность к компании и товару, способствуют увеличению числа потенциальных клиентов. К примеру, если вы занимаетесь шумоизоляцией, расскажите о процессе, применяемых материалах и результате.
Приглашение подписчиков в остальные социальные сети. Сторис в Инстаграм можно делать для привлечения пользователей на другие платформы. При выборе такого варианта важно мотивировать людей, пообещать им какие-то бонусы или дополнительные возможности.
Информирование о специальных предложениях. По статистике люди подписываются на страницы компаний для получения вещей со скидками. Такой особенностью нужно воспользоваться. Как вариант, вместе с предложением нового товара можно добавить ссылку для перехода и совершения покупки.

Это лишь часть причин, почему стоит делать сторис в Инстаграм для развития бизнеса

Здесь важно проявить креатив и находить разные варианты для продвижения

Личная страница

Что касается персональной страницы, создание сторис на Андроиде или Айфоне направлены на раскрутку личности и увеличение числа подписчиков. Для достижения целей рекомендуется использовать разные инструменты.

Это может быть добавление анкеты, создание опросов, размещение личных фото, добавление видео и т.д. При создании личного сторис используйте советы, которые приведены ниже.

План действий «Составь родословную за 7 дней»

Каждый пункт обязателен к выполнению, без этого невозможно составить родословную.

День.

Ответьте на вопросы о себе. В примечаниях обязательно напишите увлечения и черты характера: три, которые вам в себе нравятся, одну, не нравящуюся.

День.

Создайте отдельные таблицы для своих родителей. Бывают случаи, когда есть отчим/мачеха, занимавшиеся воспитанием и повлиявшие на мировоззрение ребенка. В этой ситуации, вы должны самостоятельно принять решение, учитывать ли этого человека в вашем семейном древе.

День.

День, посвященный вашим бабушкам и дедушкам по отцовской линии. Если вы их никогда не видели, не отчаивайтесь, опросите своих родителей.

Список родственников

Составьте список людей, которые могут что-то знать (ниже приведена таблица, где удобно отмечать с кем вам предстоит общаться). Даже если они не встречались лично с бабушкой/дедом, то все равно могут что-то помнить из рассказов близких. Кто это может быть:

  • Ваши родные братья/сестры, их дети
  • Братья/сестры ваших родителей, их дети и внуки
  • Братья/сестры ваших бабушки/деда, их дети и внуки
  • Соседи ваших бабушки/деда
  • Друзья ваших бабушки/деда

Советы классиков о том, как придумывать идеи книг

Давайте рассмотрим, как придумывали идеи великие писатели.

Бальзак

Задумал написать роман «Шагреневая кожа», чтобы «свести воедино предприимчивый век, нашу жизнь, наш эгоизм»

Для Бальзака было важно выразить своим произведением атмосферу того времени, ведущую концепцию, мировоззрение

Также Бальзак увлекся научной теорией сравнения животного мира и человеческого общества. Это была общая идея «Человеческой комедии». Также Бальзак считал, что первоначальный этап работы над произведением, процесс придумывания, обладает большей привлекательностью, чем обработка и доделка произведения. К концу написания замысле может существенно измениться.

Флобер

Указывал, что стиль вытекает из концепции, что фраза писателя «до отказа насыщена идеей». Общий замысел произведения «Госпожа Бовари» сформировался не сразу, а лишь в процессе работы над романом. В первоначальном варианте Эмма Бовари была девственница, но это тормозило и мешало работе над книгой, и автор отказался от этой идеи.

Лев Толстой

У Льва Толстого эпопея «Война и мир» полна патриотических идей. А ведь изначально писатель хотел показать историю дворянских семей. Но это очень ограничивало идею, и Толстой описал историю и русского народа. Временной масштаб тоже изменился.

Первоначально Толстой охватил 1856 год, потом 1805, 1807, 1812 и 1825 годы. Во время работы над «Войной и миром», «Утром помещика» он обдумывал замысел романа «Анна Каренина».

В процессе работы над «Анной Карениной» Толстой был полон неприязни к героине, но потом поменял мнение о ней. Процесс созревания идеи был очень важен для Толстого, он приступал к написанию книги, только когда мысль созрела настолько, «чтобы вы горели ею, плакали над ней, чтобы она отравляла вам покой».

Достоевский

Достоевский считал главной идеей «Преступления и наказания»: «Человек заслуживает свое счастье и всегда страданием». А идею «Идиота» писатель сформулировал так: «изобразить вполне прекрасного человека».

Гоголь

Гоголь много думал о порочной помещичьей системе, и потому на него снизошло озарение, когда он задумал идею «Мертвых душ», при этом он воскликнул: «Поздравьте меня, дети, я вскоре сделаюсь гением!»

Некрасов

У Некрасова описание тяжелой жизни русского народа в «Кому на Руси жить хорошо» меняется с простых зарисовок до призыва к свержению строя, бунтарству и народному протесту. Писатель работал над произведением более четырнадцати лет.

Алексей Толстой

А. Н. Толстой первоначально задумывал трилогию «Хождение по мукам» как небольшое произведение, но затем замысел стал расширяться, вбирая в себя новые сферы из жизни России.

Толкин

Дж. Р. Р. Толкин начал работу над повестью «Хоббит» со строк: «В земле была нора, в норе жил хоббит». И уже потом стал придумывать уникальный мир, сюжет, героев.

Роулинг о способе придумать идею

Джоан Роулинг задумала «Гарри Поттера» в поезде. Но стоит оговориться, что саму идею она обдумывала явно долго, как и Толкин.

КУДА ДЕЛИСЬ ДЕТАЛИ?

Первый вопрос, который задает человек, который привык работать с более тяжеловесным подходом к требованиями (основанным к примеру на подходе Software RequirementsSpecifications из RUP), это «куда подевались детали?»

Это вопрос затрагивает ключевой аспект использования историй. Попробую коротко объяснить.

Конечно, детали есть, и их никто не отменял — как без понимания деталей программист может написать адекватный код, а тестировщик его принять? Детали необходимы. Но использование историй смещает суть и время выработки деталей.

Детали историй — это больше не неизменная часть требований, которые продумываются заказчиками во время написания требований и предъявляются команде в готовом виде. Вместо этого заказчик и команда во время обсуждений историй совместно приходят к понимаю уровня детализации, который необходим на текущей фазе, и принимают совместные решения, пополняя истории все большим количеством информации.

Покажите героя

Герой — визитная карточка истории. Это можете быть вы сами или любой другой человек. В копирайтинге героями нередко становятся люди из окружения: друзья, родственники, знакомые, а чаще всего — клиенты или заказчики.

Чтобы описать героя, не нужно приводить полный перечень деталей внешности: «У нее были каштановые волосы, голубые глаза, стройная фигура и тонкие руки». Читателю быстро наскучит всё, что не имеет прямого отношения к развитию сюжета. Поэтому рекомендую задействовать только те подробности, которые критично важны для вашей истории.

Как это проверить? Если вы убираете из текста элемент описания, и в нем сразу исчезает логическое звено, значит, это та самая ключевая деталь, которую обязательно нужно сохранить. Во всех остальных случаях не перегружайте текст излишествами.

Скачайте прямо сейчас: книга «Как бесплатно продвигать бизнес с помощью СМИ»

Герой в истории нужен не просто так — у него должны быть мотивы и цель. Например, вы пишете историю о девушке, которая хочет похудеть, но привыкла награждать себя за успехи вкусным тортиком. Или о студенте, который учится на курсе по SMM и получает разгромный отзыв от первого заказчика. И нам уже интересно, что они будут делать дальше.

Постарайтесь выбрать героя, который будет близок читателям. Если вы пишете историю для ювелирного бренда, вряд ли случаи из жизни стоматолога будут интересны. Если, конечно, вы не придумаете такой сюжет, в котором обе эти темы будут гармонично сочетаться.

История компании Levi Strauss

Еще один замечательный пример оцифрованной истории компании демонстрирует бренд Levi Strauss. На своем сайте в разделе «Наша история» компания публикует исторические факты и фото, рассказы про изобретение джинсов. У бренда также есть блог Unzipped, где можно увидеть посты на самые разные темы, связанные с компанией, — от винтажных фото до материалов о культурных и социальных проблемах.

Историк Levi Strauss Линн Дауни в видеоролике «Наша история» говорит: «Архивы — это не рассказы про старые вещи, которые давно умерли. Это часть компании. Они вносят очень большой вклад в наш бизнес».

ДИНАМИКА ЗНАНИЙ

Программный продукт — это не только код и документация. Это также знания о пользователях, рынке, особенностях продукта, технологиях и прочее. Если же проект — это развитие продукта, то тогда в нем должны гармонично изменяться все его составные части: код, документация и знания. А, следовательно, знания динамичны. Таким образом, что вчера казалось фактом, сегодня в свете новоприобретенных знаний таковым может уже не быть. Для историй это значит, что порядок приоритезации историй, сделанный вчера, уже сегодня, возможно, должен быть изменен.

И в этом нет ничего плохого: меняется мир, также меняются наши знания о мире. И это такой же факт для индустрии программного обеспечения, как и для всего остального.

Вот ещё один плюс хранения требований в виде списка относительно независимых историй. Его в любой момент можно пересортировать, добавить новые или удалить ненужные истории. Хранение требований в виде историй не препятствует динамичности знаний, а наоборот, базируется на том, что наши знания будут и должны меняться, иначе продукт устареет, ещё не начав использоваться.

Бабушка достала с антресолей пыльные коробки, папки и фотоальбомы. Что со всем этим делать?


Еще больше сведений и просто интересных вещей можно найти в семейных архивах. Для начала можно разделить все находки на четыре большие группы: документы, письма и дневники, фотографии, вещи. Документы, сохранившиеся в семье, — это самый надежный источник биографических данных о ваших предках. Письма, дневники и воспоминания — источники личного происхождения — помогут увидеть образ автора, его взгляды на мир и происходящие события.

Мы написали подробнее о том, какие документы можно обнаружить в семейном архиве и какая информация окажется полезной для генеалогического исследования.

Лепестки

Это объединение большого количества историй вокруг одной центральной концепции. Это полезно, если у вас есть несколько рассказов, не связанных между собой, которые все-таки имеют отношение к одной ситуации.

Вы рассказываете ваши истории одну за другой, прежде чем вернуться к центральному сюжету. Лепестки могут переплетаться, когда одна история переплетается с другой, но каждая из них сама по себе должна быть полным повествованием. Это дает вам возможность сплести богатую палитру доказательств вокруг вашей главной идеи.

Показывая аудитории, как все эти ключевые истории связаны друг с другом, вы позволяете людям почувствовать важность и вес вашего послания. Эта техника позволяет объединять разные сюжеты вокруг центральной идеи и демонстрирует, как взаимосвязаны разные ниточки в одной ситуации

Пример

Этот премилый ролик от «Билайна» показывает нам своеобразный мини-сериал о знакомстве нового и весьма необычного сотрудника с офисом. Главная идея скрыта в концовке.

https://youtube.com/watch?v=pzwq4GJB3E0

Еще один пример «лепестковой» истории – статья, которую вы сейчас читаете, каждый прием ведет вас к одной мысли: истории можно рассказывать по-разному.

Главные правила сторителлинга

Для создания уникальной истории придерживаются некоторых правил:

1. Основной акцент должен быть сделан на идее. Написать историю не равно сделать запись в дневнике о своих мыслях. История должна быть лаконичной, легко восприниматься слушателем и следовать конкретной цели.
2

Важно делать акцент не только на важности истории, но и рассказывать ее нужно выразительно и убедительно. 3

Сторителлинг не должен принуждать и навязывать.

Эти правила помогут легко справиться с задачей написания сторителлинга. Придерживаясь их, получится легко преподнести информацию слушателям, сделав акцент на нужных моментах. Однако каждый автор может дополнить свою историю достижениями и личными наработками.

Где брать идеи для сторителлинга

Многих молодых специалистов и авторов волнует один вопрос: где взять хорошую идею, чтобы создать интересную историю. Опытные копирайтеры обычно используют:

Воспоминания из прошлого. В жизни человека случается много историй и приключений

Нужно только уметь выделять те, которые смогут привлечь внимание слушателей

Случаи из повседневной жизни. Ошибочно полагать, что за идею можно брать только важные события из жизни. Ежедневно происходит то, что может быть интересно слушателям. Нужно только правильно это преподать и украсить.

Общение с коллегами. Сколько людей, столько и мнений. Каждый человек может иметь свое видение той или иной ситуации. Поэтому за идеей можно обратиться к коллегам: чья-то история может быть интересна определенному кругу слушателей.

В заключении нужно отметить, что не стоит писать историю ради истории. Всегда нужно следовать цели, которой нужно добиться посредством сторителлинга.

Регистрируйтесь на eTXT, берите в работу заказы по сторителлингу и расширяйте таким образом свой кругозор, улучшайте навык создания увлекательных и, главное, эффективных текстов!

Что записать в историю семьи?

На какие вопросы нужно ответить, чтобы повествование было целостным.

Вы — ребенок.

  • Кто смотрит за вами? (сестра, брат, бабка, тетка) 
  • В какие игры вы играли вчера вечером, какую сказку/историю вам рассказали мама/папа/дед?
  • Как вы помогаете по хозяйству, какие у вас обязанности? (чистить хлев, кормить животных, мести дом, полоть огород)

Вы — юноша.

  • Вам сватают невесту. Как это происходит?
  • Что вы знаете о семье невесты?
  • Как вы ходите пахать поле, что видите по дороге?
  • Что вы едите в поле?
  • Кто работает рядом с вами?

Вы — хозяин двора, зрелый мужчина.

  • Когда умерли ваши родители?
  • Что вы чувствуете?
  • Как вы воспитываете детей?
  • Как относитесь к жене?
  • Что вы едите и пьете по праздникам?
  • Как относитесь к происходящему в государстве?
  • Чему вы радуетесь вечером?

Вы — старик.

  • Работать в поле не можете?
  • Чем вы занимаетесь днём, пока дети и старшие внуки на пашне?
  • Что вы говорите им?
  • О чем думаете и вспоминаете?
  • Что рассказываете внукам?

Как преодолеть боязнь чистого листа?

Многие начинающие авторы часто боятся написать первое предложение: а вдруг будет не то и ничего не получится?

Существует несколько техник, которые помогают расписаться.

Пять эффективных тактик привлечения клиентов через СМИ
Пошаговое руководство с примерами и пояснениями Скачать книгу

1. Фрирайтинг

Это упражнение нужно выполнять только от руки! Поэтому берите листок, ручку и изливайте все свои мысли на страницу без логики, порядка и структуры. Если вы не знаете, с чего начать, так и пишите, например: «Не знаю, что тут написать. Я вообще не собирался выполнять это дурацкое упражнение, но надо же что-то делать, иначе я никогда не закончу эту статью…»

Можете воспринимать это упражнение как творческую гигиену. Возможно, во время фрирайтинга вы нащупаете ту самую мысль, которая в итоге превратится в интересный текст.

2. Свободные ассоциации

Выпишите 5 любых существительных и попробуйте по очереди «примерить» их к вашей задаче.

Например, вам нужно написать историю про фитнес. Вы выписываете 5 первых попавшихся существительных:

  • гора
  • цветок
  • карандаш
  • стена
  • воздух

С каждым словом может родиться какая-то интересная идея для текста про фитнес:

фитнес + гора = гора мышц, история человека, который стал силачом и покорил гору;

фитнес + цветок = как расцветают творческие идеи у человека, который занялся фитнесом.

Нет правильных и неправильных ассоциаций. Если при выполнении этого упражнения на какой-то из пар слов вы почувствуете, что в голове что-то щелкнуло, значит, это та идея, которую вы искали. Осталось оформить ее в историю.

Как начать писать рассказ

Для этого нужно определиться, о чём он будет. То есть определиться с сюжетом. Слово это французское, и означает оно саму канву повествования, где всё логически и композиционно связано и вытекает одно из другого. Именно сюжет обозначает последовательность событий в истории, которую ты решился поведать потенциальному читателю.

Иногда слово «сюжет» заменяют словом «фабула». Разные источники трактуют это слово уже латинского происхождения по-разному: то ставя между ними знак равенства, то чётко разграничивая их смысл. Я бы сказал, что фабула – это набросок сюжета, яснее видимый автору, чем читателю, и при написании рассказа, выстраивая сюжет, он как раз и руководствуется именно фабулой. То есть это вещь для внутреннего употребления.

Чтобы правильно выстроить сюжет, можно использовать различные композиционные элементы. К ним относятся:

Завязка

Определяющая характеры и действия героев часть текста, где начитается (завязывается) конфликт, который и является движущей силой произведения. Сюжета без завязки быть не может – тогда это уже не сюжет.

Впрочем, великие мастера слова иногда баловались бессюжетными рассказами. Но, во-первых, у них было имя и они могли позволить себе поиздеваться над снобами из публики. На робкие замечания литературных критиков же в ответ звучало «я так вижу!». Во-вторых, какой же издатель откажет маститому автору в публикации даже явной белиберды, оправдывая себя тем, что писатель имеет право на эксперимент со словом? Имеет. Как и на пощёчину общественному вкусу.

Развитие

Слово говорит само за себя: развитие сюжетных линий, их переплетение, намечающиеся гипотетические последствия тех или иных событий. На этом этапе читатель начинает активно сопереживать героям и пытается предугадать дальнейшее развитие сюжета.

Что, не пытается? Плохо! Тогда ты его не зацепил.

Кульминация

Точка бифуркации – когда события могут пойти как по одному пути, намеченному героями или автором, так и по другому, что в итоге может родить два радикально отличающихся в финале друг от друга сюжета. Это как чаша весов – куда всё качнётся? Момент, произойдёт совпадение событий, разрубающее клубок проблем и противоречий.

Развязка

Все сюжетные линии сходятся в одной точке, разрешаются конфликты и недоразумения между персонажами, они что-то находят для себя, их дальнейшая жизнь становится более или менее ясной. Зло, как правило, наказывается, а Добро если и не торжествует, то, по крайней мере, не несёт неприемлемого ущерба. Если развязка трагическая, то и трагедия персонажей служит делу Добра и Света.

Эпилог

Он же финал. Он же послесловие. В принципе, необязательная часть литературного произведения: иногда нужен элемент недосказанности автором только что описанного сюжета, где читателю предоставляется возможность пофантазировать.