Как заставить мозги работать: 8 действенных методов

Лечение зависимости от мефедрона

Лечение зависимости от мефедрона требует комплексного подхода к терапевтическому вмешательству. Зависимость – болезнь хроническая, неизлечимая и рецидивирующая. Однако, при грамотном экспертном подходе к лечению может быть достигнутая долгосрочная ремиссия, вплоть до длины в целую жизнь.

Лечение в стационаре клиники

В наркологической клинике доктора Лазарева с пациентами работает несколько профессионалов. Психиатр-нарколог, определяющий схему лечения и назначающий медицинские препараты

Клинический психолог, который поможет обратить внимание на причины болезни и найти силы к мотивации на успешное излечение. Медицинские сестры, осуществляющие инъекции, ставящие капельницы и проводящие другие лечебные манипуляции

Реабилитация в загородном центре

Снятие абстинентного синдрома — это только начало успешного лечения мефедроновой наркомании. Пациент переводится в закрытый санаторий, реабилитационный центр. Здесь он интегрируется в терапевтическое сообщество и под руководством опытных аддиктологов и клинических психологов учится работать с тягой и формировать позитивную установку на трезвую жизнь.

Пост-лечебная программа

По выписке из стационара пациент продолжает амбулаторное посещение пост-лечебной программы, где его поддерживают специалисты и группа в первые дни трезвого пребывания в социуме.

Работа с созависимыми родственниками

Важным аспектом является работа с родственниками, которые проявляют созависимость к близкому. Мама, папа, сестра — любые близкие люди начинают жалеть наркомана, принимать вину на себя, заниматься спасательством, усугубляя проблему. Чтобы избежать такого развития событий, в клинике предусмотрены специальные группы с психологом, где учат как вести себя с зависимым, не потакать капризам болезни, применять метод жесткой любви.

Лечение зависимости от мефедрона – длительный процесс. Стадия наблюдения в больничном стационаре занимает от 14 дней до месяца. Реабилитационный процесс — от 6 до 9 месяцев. Амбулаторное наблюдение — 3 месяца. 

Однако, только при комплексном подходе возможно восстановить пораженные мефедроном сферы жизнедеятельности наркомана и вернуть его к трезвой жизни. А главное, дать возможность понять, что получить эйфорию можно и без наркотика.

Упражнения на равновесие и координацию

Упражнения на равновесие и координацию улучшают кровоснабжение всех отделов мозга. Соответственно в главный орган попадает больше кислорода, что стимулирует клеточное дыхание и замедляет процесс отмирания клеток.

  1. Встаньте прямо, вытяните руки с растопыренными пальцами. Соедините их, чтобы пальцы совпадали. Через секунду разъедините и положите руки на плечи (правая на правое, левая на левое). Снова соедините пальцы. Повторите упражнение 10–20 раз в быстром темпе и с минимумом промахов при соединении пальцев

Соедините пальцы вместе

  1. Сядьте и вытяните скрещенные в районе щиколоток ноги так, чтобы ступни касались пола. Медленно наклонитесь вперед на выдохе. Вытяните руки параллельно ногам. Вернитесь в исходное положение на вдохе. Повторяйте 4–6 раз.
  2. Лягте. Согните нижнюю ногу и поднесите к согнутому локтю руки, которая сверху. Делайте упражнение медленно, осознавая каждый миллиметр движения.
  3. Стойте прямо, но расслабленно. Поочередно наклоняйте голову в стороны и касайтесь плечей мочками ушей. Вытяните руку вперед и представьте, что держите указательный палец в сердцевине цветка с пятью лепестками. Повторяйте контуры цветка верхней частью туловища.
  4. Вспомните, как выглядят знаки peace и ок. Вытяните любую руку и попеременно показывайте сложенные из пальцев знаки. Упражняйтесь минуту. После делайте то же самое двумя руками и в очень быстром темпе. На третьем этапе добавьте звука: произносите поговорку «На меду медовик, а мне не до медовика»

Когда достигните синхронизации, выполняйте упражнение так, чтобы каждая рука показывала свой знак

Что делать, если параметры кровотока вышли за пределы нормы?

Главное — установить причину. Причина, как правило, лежит в плоскости индивидуального строения сосудов мозга и в особенностях «пунктов» входа и выхода сосудов. Для этого придётся пройти МРТ-исследование головного мозга и рентгенографии с некоторыми пробами.

После чего можно начинать стабилизировать кровоток мозга? 

Стабилизация кровотока головного мозга показала высокую эффективность в лечении мозговых дисфункций, а также в лечении головных болей, головокружения, шума в ушах, утомляемости, нарушения формулы сна. Более того, при стабилизации кровотока головного мозга повышается работоспособность, не развивается синдром хронической усталости (т.н. «американский синдром»).

Опасность «допинга»

Когда вы употребляете в пищу или принимаете большие дозы активных веществ, организм получает по сути химический удар.

Рассмотрим пример с гормоном поощрения и мотивации — дофамином. Вещества могут вызвать повышение его выработки, заставив вас чувствовать себя более мотивированным и готовым к обучению на короткий промежуток времени. Но если ваш мозг вынужден будет быстро мобилизовать ресурсы в большом количестве, за этим всегда последует период опустошенности, пока ресурсы не восполнятся. Так после сильного стресса, на который уходит много ресурсов, мы постепенно восстанавливаем запас (приходим в душевное равновесие). Но хаотичная стимуляция мозга повышает риск «поломки» механизма восполнения, вследствие чего организм просто перестанет вырабатывать тот ресурс, который был потрачен ранее, или запустит процесс бесконтрольной выработки вещества вплоть до полного истощения.

Это значит, что часто и бессистемно повышая на короткий период времени выработку дофамина или серотонина, вы рискуете нарушить привычный порядок их производства мозгом, что может привести к депрессии.

Подобная схема истощения будет работать и при употреблении других веществ, поэтому к покупке любых стимуляторов стоит подходить с предельной осторожностью. ——

——

Мы вместе со Светланой Титовой напоминаем, что нужно внимательно относится к своему питанию. Головной мозг — самый важный орган человека, основной функцией которого является обработка и анализ всей поступающей к нему информации. А для того, чтобы все структуры мозга работали слаженно и без сбоев, необходимо полноценное питание!

Способ стимуляции мозга путём изменения рациона

Как увеличить активность мозга с помощью питания? Существует традиционный и парадоксальный способы.

  1. Традиционный способ связан с употреблением в пищу «продуктов для мозга». К таким традиционно относятся:
  • Омега-3-содержащие продукты – жирная рыба, льняное семя и масло, орехи, зародыши пшеницы и других злаковых,
  • антиоксидантные продукты – печень (витамин А и цинк), овощи (витамин С), кисломолочные продукты (глитатион), вино и др.
  • кофе в сочетании с зелёным чаем – в таком сочетании, высокая умственная активность может сохраняться весь день без негативных последствий.
  1. Парадоксальный способ предполагает применение кратковременного голодания. Это экстремальный способ, рассчитанный на тактические необходимости, который основывается на идее учёных Йельской медицинской школы. По их мнению, умственная активность становится высокой, если мозг будет «думать», что организм нуждается в еде, и от такой активности зависит, получит ли он питание. Эта эволюционная зависимость была подтверждена опытами на голодных мышах, которые демонстрировали большую сообразительность, чем их сытые собратья.

Как включить память в голове с помощью здорового питания

Для работы мозга важна не только ваша физическая активность, но и здоровое полноценное питание. Вот увидите, как только вы пересмотрите свое меню и внесете в него некоторые изменения, запоминать и изучать станет гораздо легче.

Так что же поможет нам улучшить память?

  1. Грецкий орех — источник многих ценных веществ: йода, магния, полиненасыщенных кислот и так далее. Повышает работу мозга.
  2. Черника — улучшает память.
  3. Морковь — предотвращает процесс разрушения клеток мозга.
  4. Куриные яйца — питают сосуды мозга.
  5. Черный шоколад — препятствует кислородному голоданию мозга и повышает его работоспособность. Помните, как мы готовились к экзаменам, и все учителя, преподаватели и родители нам твердили, что в перерывах следует съедать хотя бы по кусочку шоколада. Так мы снизим утомляемость.
  6. Шпинат — снижает риск инсульта и инфаркта, улучшает мозговую деятельность.
  7. Морская капуста — самый богатый источник йода, дефицит которого провоцирует депрессию, нарушения сна и памяти.
  8. Жирные сорта рыбы — включают в себя жирные кислоты, которые важны для мозга.

Помимо всего вышеперечисленного, в вашем рационе должно быть необходимое количество антиоксидантов, которые улучшают работу мозга. К таким продуктам я бы отнесла овсяную крупу, бурый рис, лесные орехи, пекан, картофель, лук, чеснок, ежевику и апельсины.

Также важно не только выбирать правильные продукты, но и правильно их употреблять. Ешьте в определенное время и небольшими порциями

Упражнение на развитие вкусового и обонятельного восприятия

Упражнения задействуют нижнюю часть теменной доли, а также влияют на лимбическую систему, которая регулирует эмоции, память. Так что в процессе выполнения вы получите не только новые нейроны, но и хорошее настроение.

  1. Придумайте и приготовьте блюдо, в котором содержится максимальное количество ингредиентов и которое вы не пробовали.
  2. Закажите неизвестное блюдо в кафе и угадайте составляющие: сначала по запаху, потом по вкусу. Если вам по душе жидкие состояния, закажите коктейль и повторите процедуру.
  3. Выйдите на улицу и понюхайте предметы, которые видели, но не обоняли: забор, вывеску на кафе, чайник в офисе. Соотнесите в голове запахи неживой природы с уже знакомыми запахами любого характера. После понюхайте растения, животных, птиц. Делайте это, если нет аллергии и вы уверены в безопасности взаимодействия с объектом живой природы.
  4. Дайте как можно больше определений запахов привычных вещей: лук – горький, резкий, противный и пр.
  5. Сравните запахи объектов из одной видовой группы: духи с духами, травы с травами, котов с котами. Чем они различаются? Найдите большое количество различий.

Упражняйте не только ваше тело, но и ваш разум

Медитация, йога, тай-ци, упражнения по повышению осознанности, которые комплексно укрепляют тело и разум, значительно улучшают способность мозга к выполнению задач и принятию решений, а также стимулируют многие другие части мозга.

К примеру, ежедневные дзен-медитации, упражнения в осознанности или занятия йогой на протяжении нескольких месяцев оказывают вполне ощутимое положительное воздействие на нервную систему. Доказано, что они улучшают функционирование тех областей «серого вещества» мозга, которые отвечают за память и обработку эмоций.

Кроме того, упражнения такого рода также помогают нормализовать ритм дыхания, что невероятно позитивно влияет на мозг. За дополнительный кислород мозг вам скажет только «спасибо»!

Cон и медитация

Полноценный отдых крайне важен для человека. Но давайте поговорим о том, почему нам необходимо отдыхать.

Скорее всего, вы замечали, что после недосыпа или бессонницы днем вы рассеянны и все сразу валится из рук. А стоит хорошенько выспаться, и вы полны сил и готовы работать столько, сколько потребуется

Поэтому важно не пренебрегать отдыхом

Мы выяснили, как влияет сон на качество работы мозга, теперь поговорим о медитации.

Я думаю, многие понимают, что этот процесс расслабляет все тело и отключает человека от всяких мыслей

Но оказывает ли он положительное влияние на мозг? В ходе исследований было доказано, что после курса медитации люди начинают по-другому оценивать обстановку вокруг себя и заострять свое внимание на более важном. У испытуемых восстановились клетки мозга, увеличилось количество серого вещества, улучшилась память, обучаемость и сосредоточенность

Медитация — это отличный метод погрузиться в себя, когда у тебя есть ребенок и немного свободного времени. С утра, только проснувшись, на голодный желудок я начинаю медитировать. И признаюсь честно, результаты уже есть. Мысли в моей голове полностью поменялись, а сознание будто очистилось от всего лишнего

Теперь в голове все самое важное, а значит, новые немалозначимые вещи запоминаются проще

Безрецептурные стимулирующие препараты

Кроме продуктового «допинга», существует ряд препаратов, которые можно купить в аптеке. К ним относятся безобидные источники витаминов и микроэлементов, успокоительные (в том числе растительные) и ноотропы (стимуляторы высшей нервной деятельности).

На последних давайте остановимся подробнее. После выхода в 2011 году фильма «Области Тьмы», где главный герой разгоняет мозг киношными аналогами ноотропов, эта тема стала очень популярной среди людей, стремящихся улучшить свои умственные способности, и покупки ноотропов резко возросли.

В интернете и даже на нашем сайте можно найти отзывы на подобные препараты с описанием их положительного эффекта. Но к ним нужно относиться крайне настороженно. Во-первых, ноотропы не выделены в отдельный класс в международной классификации лекарственных средств — их объединяют с психостимуляторами. Во-вторых, даже в зарубежных изданиях на сегодняшний день не существует неаффилированных «чистых» исследований, которые подтвердили бы их эффективность. Так что выбирая данные препараты в качестве стимуляторов, вы идете на осознанный риск.

Тип препаратов Примеры Ожидаемый эффект Опасность
Ноотропы

Ноофен

Луцетам

Мексидол

Фенотропил

Повышение трудоспособности.

Улучшение памяти и обучаемости.

Устранение психоэмоцинального напряжения.

Стимуляция мозгового кровообращения.

Головные боли.

Повышение тревожности.

Нервознось.

Гипертония.

Панические атаки.

Усиление потоотделения.

Инсульт.

Аминокислоты и витамины

L-таурин

Ацетилхолин в капсулах

Фолиевая кислота в таблетках

Витаминные комплексы

Повышение скорости реакции и уровня энергии.

Облегчение концентрации внимания.

Улучшение памяти.

Понижение давления.

Перевозбуждение.

Истощение нервной системы.

Повышение тревожности.

Тошнота.

Аллергические реакции.

Успокоительные

Глицин Д3

Глицисед

Седаристон

Алвоген

Антидепрессанты

Снижение уровня стресса и нервозноти.

Расслабление.

Седативный эффект.

Улучшение настроения.

Сонливость.

Заторможенность реакций.

Рассеянность.

Депрессия.

В таблице приведено лишь несколько безрецептурных примеров. Для лучшего выбора стимулирующих препаратов проконсультируйтесь с врачом.

Также, покупая в аптеке препараты, внимательно читайте состав и обязательно убедитесь, что вы берете не гомеопатическое лекарственное средство — даже если его рекомендует врач. Дело в том, что гомеопатия не сможет вам помочь, так как действующего вещества в ней либо вообще нет, либо % близок к нулю. Отсутствие эффективности таких препаратов подтвердила и Комиссия РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований — вы можете подробно ознакомиться с фактами в меморандуме о лженаучности гомеопатии.

Полезный рацион для тех, кто работает головой

Какое питание окажется одинаково полезным для тела и ума? Как работники умственного труда могут повысить продуктивность, а дети – успеваемость в школе? Обратите внимание на следующие вещества в составе продуктов

Витамины группы В

Продукты с витаминами В1, В6 и В12 – это полезное питание для мышц, ума и тела одновременно. Вещества входят в состав многих БАДов для улучшения мозговой активности. Какими полезными свойствами они обладают?

Витамин В1

Стимулирует выработку красных кровяных телец и улучшает микроциркуляцию крови в головном мозге. Принимает участие в поглощении глюкозы, защищает нервные клетки от окисления. Витамин В1 в больших количествах присутствует в кедровых и грецких орешках, буром рисе, свинине, гречке, семечках подсолнечника.

Важно! Витамин В1 плохо усваивается, если в рационе присутствует кофе и алкоголь.

Витамин В6

В6 – очень важный витамин.

Он участвует в выработке веществ, отвечающих за передачу сигналов в головном мозге:

  • адреналина;
  • норадреналина;
  • дофамина;
  • ацетилхолина.

Помогает сохранять спокойствие в стрессовых ситуациях, улучшает настроение и стимулирует память. Витамин В6 можно найти в следующих продуктах: пивных дрожжах, пшеничных отрубях, субпродуктах, куриных яйцах.

Интересный факт. Елена Пятибрат, автор тренинга «Питание с умом», которая в 61 год имеет фигуру юной девушки, каждое утро съедает на завтрак 2 яйца вместе с желтками.

Витамин В12

Это вещество влияет на скорость мышления и память. Входит в состав миелиновой оболочки, которая покрывает нейроны и улучшает проводимость нервных импульсов. При нехватке вещества человек становится рассеянным, забывчивым и заторможенным.

Натуральными источниками витамина В12 являются говядина, свинина, субпродукты, яйца, сыр, рыба и морепродукты. Такое питание положительно влияет на рост и умственное развитие детей.

Жирные кислоты Омега-3

В 2016 году были опубликованы результаты совместного исследования учёных из университетов Оксфорда, Кейптауна, Осло и ОАЭ. Они выяснили, что жирные кислоты Омега-3 усиливают действие витаминов группы В, замедляя скорость атрофии головного мозга.

Кроме того, эти вещества обладают противовоспалительными свойствами и снижают риск патологических изменений в сосудах. Омега-3 содержатся в жирных сортах рыбы (лососе, тунце, сельди, скумбрии), печени трески, растительных маслах (оливковом, соевом, подсолнечном, льняном).

Совет: самый доступный способ получить Омега-3 – принимать рыбий жир в капсулах.

Антиоксиданты

К ним относятся витамины А, С, Е. Антиоксиданты останавливают окислительные процессы в клетках и усиливают мозговое кровообращение.

Питание для ума включает следующие продукты:

  • зелень: укроп, петрушку, шпинат;
  • овощи: листовые, капусту, брокколи, морковь, болгарский перец, помидоры, кабачки, баклажаны, свёклу;
  • фрукты: цитрусовые, киви, бананы, яблоки и груши, абрикосы;
  • ягоды: чернику, голубику, малину, клюкву.

В холодное время года можно покупать замороженные овощные смеси, а зелень выращивать на подоконнике. Так у вас всегда будут продукты для подпитки ума.

Интересный факт. Исследователи из Медицинского центра университета Раша (США, 2017 год) проанализировали питание и результаты теста IQ 960 участников эксперимента. В результате умственные способности людей, которые налегали на зелень, оказались выше, чем у остальных.

Макро и микроэлементы

Важным микроэлементом для головного мозга считается железо. Вещество участвует в выработке гемоглобина, который переносит кислород к клеткам организма, в том числе нейронам. Железо присутствует в морепродуктах, бобовых, говяжьей печени, шпинате, горьком шоколаде.

Кроме того, мозгу для нормальной работы требуются кальций, магний и цинк. И снова в список подходящих продуктов попадают яйца, морепродукты, сыр, помидоры и фасоль.

Совет: о влиянии еды на мозговую активность написано много книг. В частности, «Питание для тела и ума» Фалеева А.В., «Еда и мозг» Дэвида Перлмуттера. При желании вы можете углубиться в тему и найти много полезной информации. Книга «Питание для тела и ума» пока есть только в электронном виде (на сайте автора).

Проблемы с памятью у молодых людей и людей среднего возраста

К сожалению, реалии современного мира таковы, что нарушения памяти, сознания, концентрации внимания — болезни уже не пенсионеров, а подростков, молодых людей в возрасте от 18 до 35 лет. Это связано с бурной жизнедеятельностью. Часто причиной становится употребление алкоголя и наркотиков, когда затуманенное сознание дает сильнейшие провалы в памяти. Эти «дыры» со временем все сложнее заполняются. Но и активная жизнь, желание заработать, получить престижное образование не всегда идут бок о бок с успехом и хорошим здоровьем

Постоянные стрессы, усталость, недосыпание – критичные причины раннего старения организма, нарушения памяти. Когда появляются проблемы с памятью, что делать на первых этапах? Основными механизмами могут стать употребление прописанных врачом медикаментов, правильный режим питания, состоящий из фруктов и продуктов богатых железом, цинком, витаминами группы В, здоровый образ жизни. Но и тренировка памяти сыграет существенную роль в восстановлении этих функций мозга.

Самое первое, что стоит сделать, отучить себя от постоянного контакта с мобильными устройствами. Дело не только в излучении, которое на самом деле пагубно влияет на мозговую деятельность при постоянном контакте. Отсутствие необходимости мыслить, запоминать, возможность действовать механически без необходимости вдумываться в смысл составленного предложения – первый шаг к деградации.

Необходимо обратиться к специалисту: психологу, неврологу, нейропсихологу или терапевту за консультацией при возникновении проблем. Скорее всего, врач выпишет ноотропные лекарственные препараты после получения полного анамнеза. Но есть советы, как улучшить быстро память самостоятельно. Для этого существует много методик. Одна из них была разработана доктором Кадцом, американским профессором:

Все привычные бытовые дела (мытье посуды, заварка чая, протирание пыли) попробуйте выполнять с закрытыми глазами, вспоминая, как и где находятся необходимые предметы

Но важно следить за безопасностью. Это вернет способность мыслить, а не действовать механически.
Правшам стоит попробовать действовать левой рукой, левшам наоборот

Это активизирует второе полушарие мозга. А, как известно: одна голова хорошо, а две лучше.
Хорошей задачкой для восприятия будет изучения шрифта Брайля (для слепых) или языка жестов. Альтернативный вид связи с обществом поможет нагрузить мозг.
Освойте технику печатания на клавиатуре 10-ю пальцами. Подробные и доступные уроки легко найти в интернете.
Пробуйте на ощупь опознавать номинал монет.
Чтение книг на различные тематики, пусть даже ранее вам неизвестные, неинтересные, поможет освоить новые навыки, разбудить фантазию и желание к самообучению. Парню можно прочитать про кулинарию, а девушке взять книгу об известных гонщиках.
Чаще стоит посещать новые места, запоминая их местоположение, маршруты к ним, людей, пейзажи вокруг и интерьер внутри. Новые знакомства также помогут.

Существует техника, как запоминать иностранные слова надолго, способная восстановить память. Она подходит практически для всех возрастов. Итак, что можно сделать:

  • Визуализация. Чтобы в кратчайшие сроки свыкнуться с названием предметов на иностранном языке, попробуйте развесить по квартире стикеры с переводом. Они постоянно будут попадаться на глаза, и мозг к ним привыкнет.
  • Антонимы. Выучив слово «хорошо», тут же найдите его антоним «плохо». Так гораздо легче апеллировать выражениями.
  • Повторения. Выучив за день несколько слов, обязательно повторите их в течение дня и на следующее утро.
  • Составление предложений. У вас есть цель – учить в день по 10 слов. Лучше не заучивать их, а составлять предложения (пусть пока даже бессмысленные). Но вы начнете понимать само значение слов и их применение.
  • Голосовое запоминание. Можно найти множество программ, где пользователь слышит озвучку слова. Идеально подойдет для тех, кто решил смотреть фильмы зарубежных стран в оригинале.

Как эффективно улучшить память

И вновь полноценный рецепт для того, чтобы память вернуть: отказ от алкоголя, табакокурения, вредной пищи. Среди методов, как память натренировать быстро популярен и еще один. Перед походом за покупками не пишите списки, а представьте, как вы выкладываете все из пакетов: фрукты в вазу, колбасу на среднюю полку холодильника, батон на стол, зубную пасту в ванну и т.д.

Как найти мотивацию и получать удовольствие от обучения

Мотивация — это то, что побуждает нас к действию, которое поможет удовлетворить наши потребности. Так вот, у мозга есть такой стимул всегда!

Если у нас не будет способности обнаруживать вокруг новое и изучать его — мы можем не заметить опасность или не придумать, как оградить себя от нее заранее. А где есть эволюционная потребность — там в большинстве случаев есть и желание ее удовлетворить. Этот процесс, в свою очередь, вызывает у нас ощущение удовольствия, активируя дофаминовую систему поощрения. Так мозг побуждает нас заниматься действительно важными для продолжения жизни вещами.

Проще говоря, нам приятно учиться, что называется, по определению — если только этот процесс рационально организован, а не так, как было в школе.

Получать удовольствие очень важно, чтобы сохранять мотивацию, и испытывать радость при этом можно не только от самого исследования. Дофаминовая система поощряет нас, когда мы учимся, а в наших силах — поощрить ее саму в процессе обучения, чтобы создать более устойчивую связь между этим занятием и удовольствием

Поощрения могут быть краткосрочными и долгосрочными. Первые эффективно используются, например, при геймификации обучения, когда процесс делят на этапы, за завершение каждого из которых дается вознаграждение. Мы охотнее усваиваем новые знания, умения и навыки, соревнуясь в группе за всякие баллы, значки и прочие фантики.