Как развить креативность

Содержание

Стереотипы в мышлении

С накоплением жизненного опыта формируются определенные установки, вырабатываются схемы принятия решений в различных ситуациях. Со временем они все больше укрепляются в сознании, становятся привычными. Человек начинает мыслить и выполнять действия по шаблону, автоматически, затрачивая при этом минимум усилий.

Это позволяет действовать быстро, однако, зачастую является серьезной помехой для того, чтобы разглядеть более эффективные варианты принятия решений, изобрести новые способы выполнения хорошо известных задач. Таким образом, человек ограничивает себя своими же стереотипами мышления, не может увидеть новых открывающихся перед ним горизонтов.

Тренажер креатива у взрослых, ТОП-6 упражнений

Тренажер креатива для взрослых

Поскольку креативность – это умение найти что-то новое, то неудивительно, что все предложенные упражнения направлены на развитие именно этой черты и расширение кругозора. Возраст развития креативности неограничен, поэтому заниматься можно как детям, так  и взрослым.

Ассоциации

Это
упражнение выполняется так. Нужно наобум назвать 4 любых слова, а потом
придумать критерий, по которому одно из них будет лишним. Например: слова
«попугай», «кресло», «фарш», «река».

Критерий
№1: Река – лишнее, потому что попугай, кресло, фарш могут находиться в доме, а
река – нет.

Критерий
№2: Река – лишнее, потому что она – жидкость, а все остальные предметы — нет.

Критерий №3: Река – лишнее, потому что только она является словом женского рода.

Более сложные варианты ассоциаций

  • Нужно составить список из 5 слов, а
    потом взять первое и каждое последующее слово, и найти в них общее.
  • Быстро, на ходу, назвать 6 слов, а потом
    разделить их на два столбца по одному из признаков.
  • Составить оглавление будущей статьи из
    трех любых слов, названных наугад. Затем закрыть глаза и выбрать два слова
    случайным образом. С этими словами, на ходу, придумать сцену преступления.
    Далее добавить еще пару слов, которые станут уликами для раскрытия
    преступления.

Вопросы

Метод
вопросов также отлично развивает творческое мышление. Можно делать все:
опровергать избитые истины, размышлять над историей, интересоваться судьбой
человечества. Задавать такие вопросы нужно по-чаще:

  • Отчего именно так, а не по-другому?
    Поможет докопаться до сути, понять мотивацию.
  • Почему бы и нет? Помогает раскрыть
    запреты, ограничения на пороге к позитивному.
  • А если? Помогает расширить кругозор,
    уйти от избитых истин.

Максимум возможностей

Иногда,
если человек видит хорошую возможность, он в нее вцепляется мертвой хваткой. На
этом дверь его мышления захлопывается, и все потенциально возможные варианты
исчезают в зародыше.  Задача – снять этот
барьер, добиться выбора идей, а затем уже выбрать самое лучшее. То есть нужно
просто сгенерировать идеи, продумать все возможности без эмоций относительно
того, хорошие они или нет. Тренировку мышления лучше начинать с пустяков, а
затем  уже переходить к серьезным
задачам.

  • Придумать 50 способов, как использовать пустую пластиковую коробочку от сметаны.
  • Найти 100 способов, как озаглавить текст.

Ментальные карты

Составление
ментальных карточек поможет увидеть новые связи в большом куске информации.
Сгруппированные ключевые понятия помогут структурировать, привести в систему, а
потом в целой картинке найти новые ассоциации. Алгоритм следующий:

  • Взять чистые листы А4, разноцветные
    фломастеры и карандаши.
  • Бумагу положить горизонтально.
  • В центре нужно в виде какого-то знака
    изобразить волнующий вопрос.
  • Провести от этого знака лучи в виде
    линий. Лучей должно быть много, не менее 10.
  • На каждой линии написать основные
    способы решения, идеи.
  • К каждому лучу нужно добавить
    ассоциативные слова и понятия.
  • Оценить результат, попытаться найти
    новые взаимосвязи.
  • Проанализировать картину в целостности,
    соединить стрелками то, что навеяло новые пути решения.
  • Ненужное зачеркнуть.

6 слов

Нужно прописать суть задачи одним предложением из шести слов. Например: «Сдать экзамены на права на отлично», «Освоить компьютерные технологии за год обучения». Сделать нужно все четко и быстро, а потом эту задачу воплощать в жизнь.

Что такое творческое мышление

Творческое мышление — это разновидность мышления, позволяющая создавать качественно новый продукт или принимать оригинальные решения. Творческое мышление связано со способностью человека видеть мир немного по другому, различать возможности и перспективы там, где другие бы ничего не заметили.

Важным компонентом творческого мышления является воображение — умение фантазировать, придумывать. Также значительную роль играет и образное мышление – умение визуализировать свои мысли, чувства, эмоции.

Психология творческого мышления несколько отличается от привычного восприятия реальности. Там, где обычные люди видят облака, кто-то обнаружит «белогривых лошадок». Но именно благодаря этим «чудакам» в нашем мире появляются очередные Мона Лиза и Евгений Онегин, на смену пирамидам приходит Эйфелева башня, а космические корабли начинают бороздить просторы Вселенной.

Природа творческого мышления досконально не изучена. Возможно, эти способности закладываются еще на генетическом уровне и передаются от предков. Нельзя отрицать и влияния информационного поля нашей планеты. Вполне вероятно мозг человека построен по принципу радиоприемника, улавливая определенную частоту сигналов из космоса. В данном случае психология творческого мышления плавно перетекает в эзотерику, открывая духовную сферу человека.

Как бы там ни было, творческое мышление можно развивать и усиливать. Об этом и поговорим далее.

Тренинг по развитию креативного мышления

Креативность
возможно развивать не только индивидуальными играми и упражнениями. Для
большинства компаний важна работа в команде (своеобразный «командный дух»), это
позволяет вести компанию вперед к достижению новых вершин и к прибыли.

Рассмотрим несколько упражнений для развития креативности в команде:

Разогрев
перед тренингом

«Откуда,
почему, что, как»

Участвующим
в тренинге дается необычный предмет или, как вариант, его фотография
(назначение этого предмета не должно быть очевидным). Каждый по кругу должен
ответить на следующие вопросы:

Для чего
он предназначен?

Из какой
области этот предмет?

Как этот
предмет используется?

Запрещаются
повторения в ответах. Приветствуются «свежие», оригинальные ответы на каждый из
поставленных вопросов.

Для чего это упражнение? Активизация быстроты мышления, реакции, пробуждение к выдвижению новых инновационных идей.

Упражнения во время тренинга

«101
неудачная попытка»

Нескольким
командам предоставляется горстка палочек, из которых за ограниченное время (20
мин) необходимо построить самое высокое здание. Обычно у команды, мыслящей
рационально, получается самое небольшое здание. Те же, кто мыслит нестандартно,
пытаются найти оригинальное решение, при неудаче не «опускают» руки, тогда и
получается наилучший результат.

Для чего
это упражнение? Упражнение дает понять, что неудачи необходимы. Они дают
возможность роста, открывая новые возможности.

«Мозговой
штурм»

Существуют
несколько вариантов этого упражнения. Основная идея заключается в том, чтобы
участники по какому-нибудь вопросу выдвигали любые, самые нелепые соображения,
а другие участники не подвергают суждения критике, а пытаются их дополнить и
усовершенствовать.

Для чего
это упражнение? Учит не отвергать новые идеи, а пытаться из нелепости создать
нечто новое, что в перспективе принесет успех.

Командные тренинги необходимо проводить для генерации новых идей, придумывания новых продуктов и услуг. От этого выигрывает не только компания (в виде получения прибыли), но и потребители, у которых появляется возможность улучшить свою жизнь, сделав ее более комфортной.

Упражнения для развития креативного мышления у взрослых

В психологии есть специальные упражнения, которые нацелены на улучшение способности мыслить креативно. Самыми распространенными из них являются:

  • нестандартный подход;
  • онлайн тренажеры мозга;
  • игры.

Нестандартный подход

Упражнение «нестандартный подход» имеет несколько вариаций. В первом случае можно выбирать любую картинку и выдавать как можно больше информации о том, что на ней изображено. В другом случае психологи рекомендуют читать тексты наоборот: или сверху вниз, или справа налево. Это не так легко, как кажется, на первый взгляд. Известно, что за креативное мышление отвечает правое полушарие мозга. Для развития этого полушария можно использовать упражнение на зеркальное отображение картинок, которое предлагается сделать самостоятельно.

Онлайн тренажеры мозга

При наличии свободного доступа в интернет заниматься улучшением креативности не составит труда в любом месте. Для этих целей можно использовать время нахождения в общественном транспорте. Посредством планшета или телефона можно проходить онлайн тренажеры для мозга или онлайн тренинги, которые проводятся с определенным количеством людей. Задания на развитие креативности:

  1. Таблица Шульте;
  2. Анаграммы;
  3. Пятнашки;
  4. Таблицы Горбова и т.д.

Таблица Шульте

Игра «Белогривые лошадки»

Одним из методов развития креативности является игра «Белогривые лошадки», которая нацелена на пробуждение воображения. Для того чтобы играть в эту игру, не надо тратить никаких средств. Если есть возможность провести 30 минут на природе или свежем воздухе, можно начать изучать облака. Каждому облаку следует давать характеристику, наблюдать за их движением, сравнивать форму облаков, их вид с животными или предметами. На первых порах описание облаков будет довольно скудным. Но уже через неделю каждодневной тренировки об одном облаке можно будет написать небольшой рассказ.

Развитие креативного мышления не будет лишним ни для кого. Эта способность поможет стать успешнее не только в мире бизнеса, но и романтических отношениях или самосовершенствовании. Учитывая, что формирование ее приходится на момент дошкольного развития, а развивается она на протяжении всей жизни, то тренировать ее не составит труда. На сегодняшний день креативность мышления является одной из самых востребованных способностей человека, исключая базовые.

5 упражнений для развития креативности

30 кругов

Упражнение 30 кругов – отличная разминка для мозга. Для выполнения необходимо распечатать данное изображение на листе формата А4. Попробуйте проявить фантазию и в каждом из кругов простой шариковой ручкой нарисовать уникальный рисунок.

Для большей эффективности следует ограничить время на выполнение задания до 3-х минут.

Мозговой штурм

Это самое популярное упражнение, суть которого заключается в том, чтобы придумать как можно больше способов разрешить какую-либо ситуацию.

Наиболее эффективно проводить мозговой штурм в группе из нескольких человек. Так, есть возможность понаблюдать за ответами других участников, вдохновиться и расширить свой кругозор. Однако даже индивидуальная работа будет полезной.

Организация мозгового штурма:

  1. Определение проблемы. Вначале стоит четко сформулировать проблему, для которой проводится мозговой штурм.
  2. Выработка идей. На листках бумаги каждый участник должен без оценок и критики записывать абсолютно все приходящие в голову идеи, включая самые абсурдные. Впоследствии их можно дополнять, совершенствовать и совмещать.
  3. Отбор и оценка. Если мозговой штурм проводится в группе, каждый из участников по очереди зачитывает свои варианты. В процессе совместного обсуждения выбираются лучшие из них. Если упражнение выполняется индивидуально, отбор и оценка производятся самостоятельно.

Поиск ассоциаций

Это упражнение не такое простое, как кажется на первый взгляд. Все потому, что на ассоциациях и строится креативное мышление. Данная игра хорошо развивает память и воображение.

Если в игре принимает участие несколько человек, то 1-ый называет существительное. Например, «яблоко». Второй называет слово, ассоциирующееся у него с яблоком. И так далее по порядку

Важно называть первые приходящие на ум слова и делать это как можно быстрее

Если играть в ассоциации одному, нужно выбрать понравившуюся книгу, закрыть глаза и наугад ткнуть пальцем в любое слово. После чего выписать на листке бумаги все ассоциации.

Ментальные карты

Это одно из самых эффективных упражнений для улучшения памяти и восприятия информации.

Для того чтобы создать ментальную карту, потребуется лист бумаги формата А4, цветные фломастеры, ручки или карандаши. Главное требование заключается в применении в ментальной карте слов и рисунков.

В самом начале определяется и отображается в центре листа главная тема или проблема. От нее проводятся линии, которые ведут к основным идеям. Далее от них проводят аналогичные линии, отражающие смысл перечисленных идей. Чем дальше уходят от центральной точки линии, тем более тонкими они изображаются.

С помощью ментальных карт можно создавать, например, конспекты важного материала. Они служат зарядкой для ума, способствуют лучшему запоминанию информации и развивают творческое мышление

Безумный архитектор

В этом упражнении предлагается представить себя в роли архитектора. Оно подойдет и тем, кто не обладает навыками рисования, поскольку самое главное здесь – это процесс.

Первым делом нужно придумать и выписать на отдельном листке 10 существительных, которые первыми придут в голову. Например, яблоко, персик, вода, кошка, ваза, стол, томат, лестница, камин.

Теперь, опираясь на эти существительные, необходимо спроектировать дом. Как если бы они входили в список обязательных требований заказчика.

Подключите фантазию и воображение. Яблоко, к примеру, может быть отображено в качестве занавески на окнах с соответствующим узором. Персик – обои персикового цвета, вода – бассейн или фонтан перед домом.

Развитие креативного мышления – это долгий и увлекательный процесс. Только регулярные тренировки помогут выработать творческий потенциал. Не стоит останавливаться на достигнутом. Чем дольше упражнять мозг, тем больших успехов можно добиться. Не нужно ограничивать себя только упражнениями, творческий подход должен пронизывать всю жизнь.

Часть 1. Что такое креативное мышление и как его измерить

Креативное мышление считается одним из ключевых навыков XXI века

О важности его развития говорят все просвещённые люди. Увы, они не говорят о том, как оценить свою креативность и можно ли её повысить

Мой пост — попытка дать ответы на эти вопросы, используя достижения современной науки.

  1. создание необычных решений
  2. выбор достаточно хороших решений, чтобы справиться с проблемой

По такому принципу выделяют два типа креативного мышления:

  1. дивергентное — способность придумать несколько решений для одной и той же задачи
  2. конвергентное — способность выбрать наиболее оптимальный способ решения из имеющихся

Основной способ измерить работу дивергентного мышления: дать задачу на придумывание способов применения предметов. Например, “придумайте как можно больше способов использования кирпича”. Если вы читали книгу Гарри Поттер и методы рационального мышления, то можете вспомнить следующий эпизод. В главе 16 “Нестандартное мышление” профессор Квиррел просит Гарри придумать десять необычных способов применения предметов в учебной комнате для ведения боя. Это стандартное задание на проверку работы дивергентного мышления, которое предложил известный психолог Джой Пол Гилфорд, создатель модели структуры интеллекта.

  1. Гибкость — количество уникальных категорий использования. Использование кирпича как орудия убийства или способ отправить человека в бессознательное состояние засчитаются как одна категория использования. А вот использование кирпича как утюга попадёт в новую категорию.
  2. Новизна — оригинальность использования. Этот параметр измеряется двумя способами: субъективным и объективным. Субъективный метод довольно прост: каждый из проверяющих ставит оценку от 1 до 5, исходя из своих собственных представлений и опыта. Как ни странно, такой метод имеет широкое научное валидирование. Объективный метод — проверяющие выписывают, сколько раз участники предложили использовать предмет определённым способом. Например, кирпич как орудие убийства. А дальше считают относительную новизну предложенного варианта.
  3. Полезность — практичность в использовании. Здесь всё довольно просто. Если вы можете использовать предложенные идеи в реальной жизни, то у них высокая оценка полезности. Вы вряд ли будете использовать кирпич в качестве утюга. Как орудие убийства кирпич можно использовать, если для жертвы это станет неожиданностью. А как замену табуретки — очень вероятно, что вы так уже делали хотя бы раз в жизни. Профессор Квиррел упрекал Гарри именно в низкой полезности предлагаемых им идей.
  4. Беглость (fluency) — общее количество неповторяющихся вариантов. Если вы написали “использовать кирпич как подставку для ног” и “использовать кирпич как табуретку”, то два варианта засчитаются как один.

Другой способ — решение визуальных инсайт-пазлов. Классическая задача: соединить девять точек, используя 4-е прямых линии, не отрывая карандаш от бумаги. Попробуйте решить эту задачу самостоятельно. Чтобы не обламывать кайфа тем, кто сначала скроллит всю статью перед прочтением, я не буду давать правильный ответ на задачу. Его довольно легко найти в Интернете.

Находить новую информацию

Чтобы стать по-настоящему творческим человеком, необходимо постоянно находиться в поисках нового, того, что еще неизвестно, но может стать полезным. Начинать читать книги, стараясь при этом обдумывать получаемую информацию.

Одним из способов развить креативность мышления считается общение с людьми, которые придерживаются противоположных взглядов. В спорах рождается истина — научившись с интересом воспринимать мнение других людей, соглашаться с непривычными теориями, можно значительно расширить свой кругозор.

С самого детства родители и педагоги учат быть таким, как все, не выделяться. Этот шаблон следует разрушить, ведь только свободный, независимо мыслящий человек способен создавать новое. В любой кажущейся стандартной ситуации можно пробовать найти необычные составляющие. Это нелегко, многие шаблоны сидят в нас с детства и уже успели стать частью реальности.

Попробуйте сменить обычный маршрут поездки на работу, иногда пересаживайтесь из салона машины на велосипед. Посетите новую выставку, откройте книгу, которая раньше казалась бессмысленной. Чем чаще стараться выглянуть за грани обыденности, тем ярче станет восприятие мира.

Дмитрий Чернышев «Как люди думают»

Дмитрий Чернышев рассказывает: мир развивается благодаря 1% людей, мыслящих иначе, чем 99% людей. Каждая персона способна научиться мыслить нестандартно. Креативность — важная норма здоровой жизни, а не признак успеха.

Значительная часть человечества не задействует полный объем ресурсов мозговой коры. Люди выбирают жить по привычке, использовать шаблоны. Дмитрий Чернышев рассказывает методики психологической активации разума для достижения счастья.

Пособие содержит познавательные факты, истории, загадки, игры, головоломки, сказки. Автор показывает привычную жизнь под новым углом. Выполнив задания правильно, вы почувствуете результат.

Головоломки

 Отличной стимуляцией творческого мышления являются решения различных головоломок. Это не просто задачи, имеющие специальные формулы для решений, головоломки требуют включения умственного потенциала человека. Отличие головоломок от задач заключается в умственной работе, для  решения задач нужны знания, для решения головоломок нужно мышление. Как правило, задачи не несут практической пользы в жизни, в то время как головоломки учат искать нестандартные пути решения проблемы, тем самым развивая наше творческое мышление.

Одним из самых популярных видов головоломок являются «головоломки со спичками». Из спичек выкладывается фигура или математический пример, и с помощью перестановки нескольких спичек нужно получить конечный результат. Например, когда 8+6=9+6? У второй шестёрки мы убираем одну спичку и получаем 8+6=9+5, что является верным результатом.

Пользуется популярностью старая головоломка «велосипед». Это небольшая железная фигурка создана в виде лабиринта. Автором считается американец Джон Р. Линн, который впервые продемонстрировал «велосипед» в 1898 году. С тех пор головоломка немного изменилась, но суть осталась прежней — снять кольцо с велосипеда, а затем вернуть его обратно.

«Загадка Эйнштейна» — старая задача, созданная по слухам самим Альбертом Эйнштейном в годы его детства. Смысл её следующий: в пяти домах живут люди разной национальности, дома их покрашены в разные цвета, каждый из людей курит определенный сорт сигарет, у каждого по одному домашнему животному и каждый пьёт свой любимый напиток. После этого даются подсказки по которым нужно определить кто выращивает рыбок.

Сам Альберт считал, что только два процента людей может решить эту задачу в уме, а остальные только с помощью бумаги и ручки. Задача в самом деле становится гораздо легче при решении её в виде таблицы, но тем не менее требует концентрации и повышенного внимания.

Кубик Рубика или «магический кубик» — одна из самых известных механических головоломок. Внешне представляет собой пластмассовый куб, состоящий из пятидесяти четырёх маленьких квадратов, которые могут вращаться в трёх осях. Суть головоломки — собрать кубик так, чтобы все грани были одного цвета.

Что такое креатив

Креативность – навык создания чего-то нового, не используя
шаблоны и общепринятые схемы. Без него невозможно появление новых ярких идей, судьбоносных
открытий, действий, предметов и многого другого. Считается
парадоксально-загадочным феноменом и может выражаться в качестве постоянной
характерной черты или проявляться в определенных ситуациях.  

Наличие креативного мышления позволяет человеку:

  • находить выход из многих щекотливых ситуаций;
  • успешнее других развивать бизнес, обходя
    соперников;
  • раскрыть свой внутренний потенциал.

Креативные личности не умеют быть нудными и банальными. Это делает их собеседниками, с которыми приятно общаться. Кроме того, они уравновешенные и оставляют право за каждым человеком на индивидуальное видение мира.

Безусловно, между креативностью и творчеством много общего, но все же это различные понятия.

Так, к творческим людям относят художников, писателей модельеров, фотографов, которые реализуют себя посредством занятия творческой деятельностью.

Креативность является более материальным понятием и в большей степени присуща дизайнерам, рекламщикам, маркетологам, бренд-менеджерам.

Понятия творчества и креативности неразрывно связаны, ведь они включают в себя процесс творения, но с использованием различных инструментов для выражения.

Регулярные занятия12

Доступ к новому занятию — каждые три дня

Нейрографика — Творческий метод моделирования событий. 4 программы по 8 занятий — доступ к занятиям…

 
Подать заявку

3 часа
Москва

Центр Регрессионных Исследований «Пробуждение»
Алия Асылгареева

Воскресенье с 18:30 до 21:00

Регулярные встречи: АромаВечеринка

 
Подать заявку

2,5 часа
Москва

Ольга Николаевна Заводилина

По некоторым средам с 19:00 до 20:30, по четвергам — утром

Смехопрактики на основе йоги смеха

Узнать подробности

1,5 часа
Москва

Татьяна Максимова

Вторники c 15:45 до 18:45

Плэйбек-театр молодого актёра. 11–16 лет

Узнать подробности

3 часа
Москва

Психологический клуб-галерея «На 9-м этаже»
Игорь Евгеньевич Любитов
Лия Возлюбленная

Ежедневно, в любое время по договорённости

Регулярные занятия «Изготовление амулетов, мандал, оберегов, талисманов». Очно и онлайн

 
Подать заявку

Индивидуально
Москва

Ольга Николаевна Заводилина

17:00

Детская программа «Perfect Kid». Детская развивающая программа

Узнать подробности

полтора часа
Москва

Клуб «Инби»

Понедельник, четверг с 18:30, суббота с 13:00

Терапевтическая группа практики по работе с МАК (метафорические ассоциативные карты). Я и Другой. Отношения…

 
Скидка 100Р

4 часа
Санкт-Петербург

Ресурсный Центр «Радуга» (Санкт-Петербург)
Ресурсный Центр «Грани» (Санкт-Петербург)
Ольга Валерьевна Меньшикова

20.00–21.30, online — самостоятельно свободное время

Тренинг «Красота на миллионы»

Узнать подробности

индивидуально от 7 дней до 3 недель
Москва

Натали Горбенко

10:00

Йога звука. Онлайн

Узнать подробности

полтора часа
Москва

Клуб «Инби»

С 20:00 до 21:30, online — самостоятельно свободное время

Занятие «Искусство быть Счастливой!». Леди-школа Diva

Узнать подробности

индивидуально 2–7 мес
Москва

Натали Горбенко

Суббота, воскресенье

Трансформационная игра «Маленький принц». Ведёт автор

Узнать подробности

250 минут
Москва

Юлия Борисовна Осадчая

Онлайн-тренажеры и приложения для развития мышления

В век высоких технологий грех не воспользоваться достижениями научного прогресса. Есть масса крутых сервисов, с которыми тренировка мышления превратится в увлекательную игру.

Викиум

Викиум – сервис с онлайн-тренажерами для развития различных функций мозга: мышления, памяти, внимания, эмоционального интеллекта. Подберет вам индивидуальную программу занятий на основе тестирования. Тренажеры подходят для любого возраста и просты в использовании.

BrainApps

На платформе BrainApps вы найдете 52 тренажера для развития когнитивных функций мозга. Все тренажеры сделаны в виде игр, поэтому вам не придется скучать. Тренируясь по 20 минут в день, уже к концу первого месяца вы на 15 % улучшите свои первоначальные показатели.

Загадки да-Винчи

Всем известно, что величайший художник всех времен и народов знал толк в загадках. Поэтому в честь него и назвали это интересное приложение. В нем собраны лучшие логические задачки. Они разделены на несколько категорий: искусство, математика, история, логика, техника. Изначально открыто по одной загадке в каждой категории, но по мере их решения открываются новые.

Викторина “Что? Где? Когда?”

Приложение создано по мотивам легендарной телеигры. Вы сможете почувствовать себя настоящим знатоком и сразиться с другими участниками. Также есть возможность играть турниры с друзьями, придумывать свои вопросы. Приложение тренирует абстрактно-логическое мышление и развивает интуицию.

В уме

Отечественное приложение, в основе которого книга известного педагога С. А. Рачинского “1 001 задача для умственного счета”. В XIX веке ученики сельских школ запросто решали эти математические задачи в уме. А у вас получится?