Нейропластичность мозга: как развивать самый главный орган

Тренировки для ума требуют постоянства

Может ли человек научиться решать сложные задачи, быстро усваивать большие объемы информации и применять полученные  знания с максимальной эффективностью? Это возможно, если иметь желание и прикладывать определенные усилия, а также обеспечивать постоянство тренировок. Человеку недостаточно просто окончить школу, институт. Мозг требует регулярной работы, без нагрузки он начинает деградировать.

Известно, что человек использует возможности мозга всего на 5-10%. А чтобы развивать мозговую деятельность, необходимо:

  • Давать мозгу полезную пищу. Это может быть решение сложных математических и логических задач, освоение новых видов деятельности, чтение «умных» книг, изучение иностранных языков.
  • Развивать аналитическое мышление, решать задачи разными способами, анализировать принятые решения.
  • Выбирать сложные пути. Например, если есть какая-то проблема, не стоит сразу использовать самое простое решение, нужно попытаться найти более сложный вариант. Это будет интересной и полезной задачей для ума.

Совершенствовать способности человеческого мозга можно в любом возрасте. Не обязательно стремиться повысить свой IQ до максимума и обзавестись сверхспособностями. Чтобы сохранить адекватную мозговую активность до глубокой старости, нужно не так много. Достаточно тратить от 10 минут до получаса на тренировку ума ежедневно. Отличным выбором станут, например, тренажеры Викиум. Они разработаны специально с учетом особенностей развития головного мозга и показывают высокую эффективность

Используя тренажеры, развивающие мышление, память, внимание, вы будете давать мозгу необходимое питание, начнете лучше воспринимать информацию и анализировать ситуации, сможете отделять главное от второстепенного и направлять мозговую деятельность в нужное русло

Нейропластичность — что это?

Нейропластичность – это свойство человеческого мозга изменяться под воздействием нового опыта, знаний и условий. В основном, на этом свойстве нашего мозга и основана вся суть результативности психологической работы. ⠀ Начнем как раз с этого конца, оригинальности ради. Какие задачи стоят перед психологом и клиентом в процессе работы? ⠀ Разберем на примере работы со страхом публичных выступлений:

  • Изменить целый список УБЕЖДЕНИЙ из категорий «непринятие и нелюбовь окружающих» и «небезопасность мира». Отсюда страх оценки окружающих, страх быть осмеянным, непонятым, каким-то «не таким».
  • Изменить АВТОМАТИЧЕСКОЕ реагирование на определенные ситуации. То есть, «разрушить» СТАРЫЕ реакции (стесняться высказать свое мнение) и выработать НОВЫЕ, полезные (высказывать свое мнение бодро, гордо и с чувством права).
  • Отыскать и активировать «спящие» ресурсы. Например, если у застенчивого человека ХОТЬ РАЗ В ЖИЗНИ был опыт СМЕЛОГО высказывания или действия, то можно «заякорить» этот навык и сделать его новой нормой.
  • «Показать» мозгу НОВЫЙ ОПЫТ в безопасных условиях. То есть, настроить НОВЫЕ модели отношения к ситуации. Например, увидеть, что можно идти в публичность не из позиции «надо», а из позиции «хочу!» и получать в этом удовольствие и море энергии.
  • Все наработанное перевести в разряд НОВЫХ ПРИВЫЧЕК.

За счет чего же происходят все эти изменения? – спросите вы.

Научные исследования доказывают, что у нашего мозга есть способность выращивать НОВЫЕ нейроны. Вопреки известному «нервные клетки не восстанавливаются». Этот процесс называется НЕЙРОГЕНЕЗОМ. ⠀ Но сам по себе нейрон (нервная клетка) на бытовом уровне мало чем вас порадует. Для нас важен еще один процесс в мозге – НЕЙРОПЛАСТИЧНОСТЬ.

Это способность образовывать связи между этими нейронами. Выстраивая ту самую ниточку паутины — «НЕЙРОННУЮ ЦЕПОЧКУ», о которой из всех окон кричат психологи в попытках объяснить клиенту, почему же в процессе «терапии» у него формируются новые, нужные ему, привычки реагирования. ⠀ Если на пальцах: любой навык или эмоция, будь то умение ездить на гироскутере или умение «блаженно» улыбаться дождю — цепь нейронов.

По этой цепи, как по электрическому кабелю, передается информация от различных рецепторов к центральной нервной системе. А от нее, соответственно, к разным органам, тканям, эндокринным железам.

Пример: Вы видите щенка (рецепторы органов зрения «видят»). И дальше два варианта развития событий:

  • В прошлом у вас был негативный опыт «общения» с собакой и в мозг отправляется сигнал «МНЕ СТРАШНО». А из мозга идет сигнал вырабатывать соответствующие гормоны (адреналин, норадреналин, кортизол) и вы «тактично ретируетесь» от щенка.
  • В прошлом был позитивный опыт и в мозг отправляется сигнал «МНЕ РАДОСТНО». Мозг дает команду вырабатывать «гормоны радости» (серотонин, дофамин, эндорфины) и вы, радостно подхихикивая, начинаете тискать и нацеловывать собачонку.

В нас УЖЕ прописаны сценарии поведения. Мозг просто извлекает из «картотеки» нужную реакцию. НО. Мы же говорим о нейропластичности. Все можно изменить, при желании. И чем «прочнее» будет отлажена нейронная цепь, тем легче вы оперируете навыком.

То есть, например, наработанный новый навык «спокойно реагировать на вбросы хейтеров» должен стать естественной реакцией, а не «соберу волю в кулак и не буду нервничать».

Метафора для наглядности понимания этого процесса: представьте себе, как на беговых лыжах вы прокладываете лыжню на нетронутом снегу. И в противовес — как бодро несетесь по уже проложенной и «разъезженной» лыжне.

Также и тут

Передачу импульсов по нейронной цепи важно сделать максимально быстрой и бесперебойной

Полезные упражнения для тренировки мозга

Для когнитивной стимуляции мозга могут помочь специальные упражнения. Их можно выполнять самостоятельно или совместно со своими близкими. Главное условие – их регулярность.

Вот несколько примеров эффективных занятий:

Положите перед собой листок с перечнем слов, которые написаны разным цветом. Начинать следует с первого слова. Но называть нужно тот цвет, которым написан текст. После того, как дойдете до конца, слова надо повторить в обратном порядке. На первых порах может быть сложно, так как за восприятие текста и цвета отвечают разные полушария головного мозга.

Польза: помогает установить новые связи между полушариями мозга, а также тренируется концентрация и переключаемость внимания.

При выполнении этого упражнения следует сосредоточиться на цифре «19» в центре квадрата. Затем взглядом необходимо найти «1» и потом все остальные цифры по возрастающей. Таблицу можно нарисовать самостоятельно, а цифры в ячейках расположить в любом порядке. Подобное занятие увеличивает скорость восприятия и обработки информации, способствует развитию периферийного зрения.

У пожилых людей, мышление, память и речь напрямую зависят от движения рук. В этом отношении для сохранения «ясности ума» полезны такие занятия, как вязание, вышивание или другие виды деятельности, в которых задействована мелкая моторика.

Сложите пальцы правой руки так, чтобы они показывали знак «мир», пальцами левой руки покажите «ок». Затем по очереди измените фигуры пальцев таким образом, чтобы левая рука показывала «мир», а правая — «ок». Повторите несколько раз. Затем попробуйте выполнить это упражнение одновременно правой и левой рукой

Такая гимнастика тренирует внимание и умение быстро переключаться с одной задачи на другую

Возьмите два чистых листа бумаги и две ручки. Задача состоит в том, чтобы одновременно двумя руками нарисовать геометрические фигуры. Вместо фигур можно написать буквы или слова с одинаковым набором букв. Синхронное письмо учит мозг одновременно справляться с несколькими задачами, вовлекая в работу оба полушария.

Зарядка для мозга

Упражнение №1 «Кулак – ладонь»

Одну кисть сожмите в кулак, другую выпрямите в ладонь. Начинайте медленно менять положение рук: кулак – ладонь – кулак – ладонь. В начале нужно делать последовательно и не спешить. Когда почувствуете, что делаете упражнение уверенно, ускоряйтесь.

Упражнение №2 «Ухо – нос»

Одну ладонь ставьте на нос, а вторую, перекрестив с первой, поднесите к уху. Хлопните в ладоши и поменяйте руки местами.

Упражнение №3 «Класс»

Одну ладонь приложите к бровям, будто отдавая честь, а второй показывайте знак «класс». Поменяйте ладони местами. Когда вы уже будете хорошо справляться с этим заданием, можно его слегка усложнить, добавив хлопок перед сменой рук.

Упражнение №4 «Победитель»

Одна ладонь показывает знак «Ок», вторая – «V». Чередуйте руки.

Упражнение №5 «2 пальца»

На одной руке соедините указательный и средний пальцы, а указательный палец второй руки должен накрыть эти два соединенных пальца. Чередуйте руки.

На ранней стадии деменции важными являются следующие факторы

Для больного деменцией важно создать тихую домашнюю, привычную для него атмосферу. Причем круг лиц, с которыми он общается, должен быть постоянным

Это устранит чувство тревоги, нервозности, смятения и возбуждения. Не лишним будет составить распорядок дня и строго его придерживаться.

Людмила Жилевич: «Незнакомые лица, новые ситуации, которые человек уже не в состоянии запомнить, могут спровоцировать ускорение развития заболевания, а также негативно сказываться на его состоянии».

Первые симптомы деменции – не повод отказываться от физических упражнений. Это могут быть пешие прогулки по любимым местам, простая работа на приусадебном участке, упражнения лечебной физкультуры (не менее 150 минут анаэробной нагрузки еженедельно).

Жизнь должна быть насыщена разнообразными событиями и видами интеллектуальной деятельности. Можно читать, разгадывать кроссворды и сканворды, играть в шахматы или шашки, обсуждать прошедшие культурные или политические события.

Больному важно иметь хобби, но оно должно не только быть источником положительных эмоций и приносить удовольствие, а еще и стимулировать когнитивные и умственные способности

В рационе больного человека должны присутствовать продукты, которые снижают уровень холестерина. Например, ячмень, бобовые, черника. Вместо сливочного масла лучше отдавать предпочтение растительному. В меню можно включить кисломолочные продукты, постные сорта мяса и птицы, нежирную рыбу, морепродукты, квашеную капусту. Для улучшения вкуса блюд разрешено использование приправ (шалфей, корица, куркума, шафран). А вот употребление соли лучше снизить до минимума. Обязательно следует выпивать суточную норму чистой воды (из расчета 30 мл на 1 кг веса). Готовить лучше на пару, можно запекать или варить.

При соблюдении всех рекомендаций доктора можно замедлить прогрессирование заболевания, а значит, существенно улучшить качество жизни больного, отсрочить тяжелые проявления деменции

При этом людям, которые имеют наследственную предрасположенность к развитию заболевания, следует обращать особое внимание на профилактику: вести здоровый образ жизни, ежедневно выполнять упражнения для умственной зарядки, контролировать уровень холестерина в крови

Важный момент – создание комфортных условий, чтобы человек, страдающий деменцией, как можно дольше оставался независимым. Лучшая терапия – это проводить больше времени вместе с пожилыми родственниками, окружить их любовью, заботой, помочь им почувствовать себя полезными и нужными, добавила специалист.

До какого возраста развивается мозг?

Ученые выяснили, что в течение всей жизни мы испытываем моменты, в которых мозг находится в отличной форме. Было отобрано 50 тысяч респондентов, и согласно результатам тестирования, пики развития различных характеристик распределены равномерно по всей жизни. Например:

  • запоминание новой информации лучше всего происходит в возрасте 18-19 лет, а после эта функция ослабевает;
  • развитие краткосрочной памяти происходит до 25 лет, до 35 лет она закрепляется, а далее начинает ослабевать;
  • считывание эмоций других людей лучше всего происходит в 40-50 лет;
  • пик развития словарного запаса приходится на 60-70 лет.

Взрослеющий мозг имеет огромное преимущество — внушительный багаж знаний и опыта. Поэтому если вы считаете, что лучшие годы позади, то вы наверняка ошибаетесь. Задумайтесь, смогли бы вы лет 10-20 назад так ловко делать то, что делаете сейчас?

Развитие мозга во взрослом возрасте происходит постоянно. При этом в пожилом возрасте работа мозга особенна тем, что меньше откладываются негативные мысли. Многочисленные приятные моменты, накопленные за долгие годы жизни, не дают укрепляться негативу.

Хартшорн и Гермин продолжают исследования, и, вероятно, скоро будут раскрыты и другие секреты отдельных характеристик и работы мозга в целом. Возможно, ученым скоро удастся понять, как изменения мозга с возрастом влияют на наши жизни. Но уже совершенно точно можно сказать, что лучшего возраста для мозга просто не существует.

Люди в разные периоды жизни хорошо справляются с разными интеллектуальными задачами. Когда какие-то когнитивные навыки ослабевают, другие стремятся к пику развития. Поэтому успешно учиться чему-то новому и достигать хороших результатов мы можем всю жизнь. Самое главное, не захламлять мозг лишней информацией, регулярно подкидывать ему интересные задачки и стремиться к знаниям.

Если вы хотите узнать больше о возможностях вашего мозга, вам стоит посетить интерактивную лекцию с экспертами-нейропсихологами Викиум. Всего за 2 часа вы сможете перезапустить работу собственного мозга и настроиться на новый лад без изменения привычного ритма жизни. Вы узнаете, как всегда быть на волне и успевать за переменами в жизни, как повысить продуктивность и обрести суперсилу благодаря знанию о том, на что действительно способен мозг человека.

На сколько можно развить свой мозг?

Всегда удивлялась людям, которые в точности запоминали огромное количество цифр, ячеек, фактов и еще кучу всего. Это какие-то прям небожители, думала я. Но каким же было мое удивление, когда собственная дочь в 3 года стала выдавать разные факты из жизни, цифры, стихи напамять и без умолку! И это всего-то несколько месяцев детской игры “Отгадай-ка” (угадывать по памяти расположение картинок).

Как говорят исследователи человеческого главного компьютера, прокачать мозг при желании может каждый. Вспомните историю Нелсона Деллиса – четырехкратного победителя чемпионатов США по запоминанию. Он утверждает, что его память была просто ужасной, когда он принял решение ее тренировать. И, вуаля, призер чемпионата!

Получается, развить свой мозг можно на сколько угодно! Все зависит от того, какая задача перед вами стоит. Например, если нужно быстро запоминать, усердно развивайте память

А если для вас важно максимально концентрироваться на работе, усиленно развивайте внимание

Поэтому запомните главное: тренировать мозг можно и нужно и таким тренировкам нет предела, как нет предела вашему совершенству!

А реально ли вообще развивать свой мозг или это выдумка?

Еще в начале ХХ века было предостаточно скептиков, которые утверждали, что ни мозг, ни память, ни внимательность развивать нельзя.

Нужно жить с тем, что тебе дал Боженька.

Природные данные действительно важны, ведь чем качественнее продукты, которые вы используете, тем вкуснее получится торт.

Если природа наделила вас впечатляющим исходником, то, постоянно пытаясь развить мозг, вы можете достичь великолепных результатов.

Но даже и тем, кто имеет дело с менее качественным материалом, можно при помощи специальных упражнений значительно улучшить свои умственные способности.

Люди-феномены, которые поражают нас возможностями своего мозга, действительно существуют.

Взять хотя бы гениальных ученых, которые совершали открытия, перевернувшие мир.

Я почти не смотрю сериалы, но в один – «Менталист» – просто влюбилась.

Главный герой этого телепродукта – человек, которому удалось развить свой мозг настолько, что после просмотра очередной серии казалось: перед нами не человек, перед нами – робот, под черепной коробкой которого – жесткий диск, куда он записывает информацию.

Кстати, в одной из серий, готовя своего коллегу к какому-то заданию, «менталист» сам объяснил главный секрет, как развивать мозги и память: чтобы запомнить в краткие сроки большой объем информации, нужно представить, что наш мозг – дом с множеством комнат и мы распределяем данные по этим комнатам.

Попробуйте этот метод симпатичного киношного героя, возможно, он поможет вам развить мозг.

Новый пик способностей?

Я вас обрадую. Если вам 20,40,60 лет, то лучшие годы еще впереди. Что это значит?

А значит это то, что все в ваших руках. Вы можете горы свернуть даже после 60 лет. И все это подтверждено конкретными примерами.

Да, человек рождается с огромным количеством нейронов. Чтобы в любой стране в любых условиях жизни будучи ребенком мог развиваться.

Как развивается и учится головной мозг? Когда ребенок что-то сделал, клетка головного мозга послала сигнал (эклектический импульс) другой клетке, который с помощью специальных химических веществ, создал связь.

Когда ребенок еще раз совершил то же действие, то этот процесс повторяется и создается соединение. Благодаря этим соединениям малыш думает, учится.

К 3 годам у ребенка в головном мозге образуется более 1000 триллионов действующих соединений.  Если сравнить с мозгом взрослого человеком, то у последнего их в два раза меньше.

Почему? Потому что именно в этом возрасте происходит создание и закрепление тех процессов, которыми ребенок будет пользоваться всю свою жизнь.

На самом деле уже с 10 месяцев происходит удаление ненужных нейронов. Так например, в карте языка ребенка остаются фонемы только родного языка.

И он теряет способность услышать особенности другого языка

Поэтому важно с рождения давать слушать малышу ритмы иностранных языков

Что касается возможностей в развитии головного мозга малышей в этом периоде и что важно делать еще, то об этом читайте в статье Методика Макото Шичида для детей. Как же все таки заниматься по ней занятым мамам?  (откроется в новом окне)

Поэтому не так страшна потеря нейронов, как отсутствие появления новых связей.

Кроме того, взросление — это «специализация» мозга. Формирование и укрепление связей, которые конкретно вам помогают жить, работать и учиться по мере необходимости.

Эта специализация дает преимущества.

Расскажите ученикам о важности сна

Недосып ухудшает мыслительные процессы по всем измеряемым показателям

От плохого сна страдают внимание, рабочая память, моторика, способность действовать целенаправленно и мыслить логически, а также математические и другие способности

Эксперимент с участием военнослужащих, работающих со сложной военной техникой, показал:

  • одна ночь без сна снижает когнитивные способности на 30%;
  • две ночи без сна снижают когнитивные способности на 60%.

В другом исследовании недосыпа участники спали не больше шести часов в течение пяти ночей. Их когнитивные показатели оказались такими же, как и после 48 часов полностью без сна.

Дело в том, что мозг «проигрывает» приобретённый за день опыт в фазе медленноволнового сна. Проще говоря, ночью происходит обработка полученной информации «в режиме офлайн». Лишая себя сна, мы не даём мозгу переварить новое.

В одном исследовании студентам предложили несколько математических задач и способы их решения. Им, однако, не сказали, что есть более простые методы, чтобы справиться с заданиями. Учёным было интересно, можно ли как-то помочь студентам догадаться об этих альтернативных решениях. Оказалось, что это можно сделать, если отправить студентов спать с мыслью о задании.

Если выдать студентам задание и просто подождать 12 часов, только 20% из них найдут самое рациональное решение. Если же 8 из этих 12 часов студенты будут спать, разгадку отыщут до 60%. Выходит, сон делает наше мышление в три раза более креативным.

Причём полезен не только ночной сон. Исследования показывают, что всем нам свойственна тяга к полуденной дрёме.

Примерно в обеденное время мозгу нужен отдых, и ему не важно, чем занят хозяин, объясняет Медина. Причём перерыв на сиесту не обязательно должен быть долгим

Эксперимент НАСА показал, что дневной сон длительностью всего 26 минут повышает работоспособность на 34%

Причём перерыв на сиесту не обязательно должен быть долгим. Эксперимент НАСА показал, что дневной сон длительностью всего 26 минут повышает работоспособность на 34%.

А что, если бы школы всерьёз отнеслись к потребности организма вздремнуть посреди дня? Важный урок, презентацию или экзамен не стоит назначать на это время, считает Медина.

В 2008 году книга «Правила мозга» Джона Медины впервые вышла в печать. Тогда, вероятно, нейробиологией интересовались лишь немногие преподаватели

Сегодня же всё больше людей понимают, насколько важно знать, как работает наш мозг. Представлять, как обучение устроено на нейрофизиологическом уровне, — хорошее подспорье для педагога

Как рождаются идеи

Представьте себе, что наш мозг – это огромное количество маленьких ящиков, в каждом из которых хранится какой-то случай из нашей жизни. Иногда ящики открываются и закрываются в независящем от нас порядке, тем самым происходит соединение воспоминаний случайным образом.

Чем в более расслабленном состоянии пребывает человек, тем чащи эти ящички открываются и закрываются, соответственно, тем больше воспоминаний перемешивается.

Когда это случается, у человека рождается больше идей, чем в любое другое время. Для каждого из нас это индивидуально: к кому-то гениальные идеи приходят во время пробежки, к кому-то — во время утреннего душа, во время игр с ребенком или вовсе за рулем автомобиля. Это происходит в моменты прояснения разума.

Когда мозг находится в расслабленном состоянии, у человека рождается больше мыслей. Они могут быть самыми обычными, хорошо вам знакомыми и даже казаться неважными, но порой в их ряды просачивается то, что мы и называем креативом и творчеством. Чем больше у человека идей и мыслей, тем выше вероятность того, что одна из них окажется нестандартной.

Полезные советы для развития мозга

 Мозг  — сложная высокоуровневая структура, состоящая из нейронов, генерирующих электрические импульсы. Они отвечают за моторные, когнитивные, эмоциональные, сенсорные навыки. Для развития нейронных связей повышайте мозговую деятельность до максимума, занимаясь умственной работой.

Несколько простых советов на каждый день.

Купите тетрадь и записывайте туда мысли, желания, цели. Когда вы переносите на бумагу чувства и переживания, включается левое полушарие мозга, отвечающее за рациональное мышление. Ведение дневника убирает психологические блоки, позволяет лучше понять окружающий мир и повышает умственный потенциал.

Больше читайте. Это одно из лучших упражнений для развития мозга

Чтение повышает внимание, обогащает речь новыми словами, помогает концентрироваться. Возьмите за правило вдумчиво прочитывать по вечерам 20 страниц текста

На следующий день вспоминайте и пересказывайте прочитанное.

Решайте головоломки. Сложные задачки развивают стратегическое и аналитическое мышление, улучшают память, помогают находить нестандартные ответы. Хорошо активирует пространственное мышление кубик Рубика и обычная Змейка. Они одновременно задействуют ум и руки, и повышают эффективность мозговой деятельности.

Заучивайте стихи. Чтобы натренировать мозг, ежедневно запоминайте хотя бы одно четверостишье. Это классический приём, улучшающий свойства памяти и интеллект. Способ подходит для ребёнка, который едва научился говорить, и для взрослого человека

Начните осваивать иностранный язык. Каждый день запоминайте по 10 новых слов, проговаривайте их вслух, записывайте в тетрадь. Читайте и переводите небольшие тексты, учите скороговорки, песни. Такие занятия полезны для мозговой активности.

Разрабатывайте новые маршруты для прогулок, поездок в магазин и на работу. Чаще посещайте музеи, путешествуйте, изучайте города и страны. Этим вы улучшите пространственное мышление и заставите память функционировать эффективнее.

Займитесь творчеством. Рисование и лепка повышают моторику, восприятие и стимулируют позитивные эмоции. Посещайте мастер-классы или творите самостоятельно. Регулярные уроки учат абстрактно мыслить, избавляют от напряжения и психологических проблем.

Развитием памяти лучше заниматься с раннего детства. Мозг малышей восприимчивый и быстро приспосабливается к новым ситуациям. Для детей не составляет труда освоить иностранные языки, компьютер, выучить длинное стихотворение. Став взрослым, нельзя останавливаться на достигнутом.

Оставшись без работы, мозг начинает «лениться». Память и скорость принятия решений снижаются. Избежать этого помогают интеллектуальные тренировки, активирующие способности мозга.

Орган не использует все возможности и не работает на полную мощность. Систематические разноплановые тренировки могут открыть сверхспособности человека. Их активация подарит умение управлять предметами на расстоянии или читать мысли других людей. Пока эта теория не получила доказательств, но и не была опровергнута.

Как подготовиться к тренировкам и упражнениям?

Выделим сразу несколько рекомендаций и советов, которые нужно учитывать перед проведением тренировки головного мозга. Качественно проведенный подготовительный процесс позволит сделать мозговые структуры более податливыми, эластичными, готовыми к восприятию и запоминанию новой информации, а также к ее дальнейшему воспроизведению и правильному использованию.

К основным правилам можно отнести:

  • Наличие достаточно уровня углеводов и фосфатов в организме. Рацион питания человека должен включать в себя еду, которая богата фосфором (бобовые, орехи, фасоль, качественный плавленый сыр, кунжут, овес и т.п.), продукты с повышенным содержанием углеводов (отруби, рис, молоко, кефир, рыба и т.п.). Также рекомендуется свести к минимуму употребление спиртных напитков, которые негативно воздействуют на нейроны. Опасен для мозговых структур и углекислый газ, содержащийся в алкоголе.
  • Устранение гиподинамии. У человека не получится быстро развить мозг и активировать новые умственные способности, без достаточной физической активности. Гиподинамия обычно развивается у людей с малоподвижным образом жизни, с сидячей работой, у любителей неактивного отдыха. Побочные эффекты гиподинамии заключаются в том, что в таком состоянии организм в недостаточном количестве расщепляет жировые кислоты, а это потенциально может стать причиной появления бляшек холестерина в сосудах, что приведет к проблемам с кровообращением и кровоснабжением мозга соответственно.
  • Употребление достаточного количества жидкости. Развивать мозг можно только при правильном питании и обильном питье, что позволит снизить концентрацию шлаков и токсинов в организме, а также расширить когнитивные способности. Рекомендуемый объем выпиваемой воды в день – 1 литр на каждые 30 кг веса. Если человек подвержен стрессовым ситуациям, то рекомендуется увеличить ежедневный объем употребляемой жидкости.

Соблюдая эти простые правила, можно создать нужный и полезный фундамент для последующей тренировки мозговых структур. В процессе эволюции у человека приспособительные процессы достигли наивысшего уровня, поэтому приобретение новых умений и навыков – это неотъемлемая часть развития человечества. Антропогенез – яркое тому подтверждение.

Лучшие выступления на TED о нейропластичности

Ложные постулаты о мозге, о которых пора забыть:

1. Только у детей мозг активно развивается — дети впитывают информацию как губки, а взрослые уже почти ничего не могут изменить в своём мышлении.

2. В любой момент мы используем только конкретную, небольшую часть мозга, а когда мы спим или ничего не делаем, мозг тоже отдыхает.

3. У взрослых мозг меняется только в худшую сторону, а потерянные нейронные связи никогда не восстанавливаются.  

Современная наука доказала, что все эти представления о мозге в корне неверны. Верить в них вредно, потому что эти ложные концепции убивают мотивацию учиться и развиваться.

Мозг меняется постоянно, он меняет силу связей, структуру и плотность определенных участков.

Это влияет на оба типа памяти и наш профессионализм в чем угодно – от управления персоналом до игры на гитаре, от анализа финансовой информации до жонглирования апельсинами.

Доказательства пластичности мозга, Майкл Мерзенич (доступны субтитры на украинском и русском)

Главные месседжи:

1. Наш мозг создан, чтобы меняться

Его функции заточены так, чтобы завтра мы смогли сделать то, чего еще не можем сделать сегодня.

2. Непонятно почему мы решили, что мозг перестает развиваться в каком-то возрасте

Нет никаких достоверных доказательств, что новорожденные могут похвастаться хоть какой-то мыслительной активностью.

Но потом ребенок развивается, и подросток развивается, потому что вся их жизнь — это обучение. Чтобы этот процесс не заканчивался, нужно продолжать учиться.

3. Наш мозг развивается в зависимости от личного опыта и среды, и это делает нас такими разными и интересными

Это еще раз доказывает его пластичность.

Структура мозга конкретного человека — результат его личной истории развития и влияния среды: какие навыки в его обществе считаются важными, а какие нет, какие решения и волевые усилия ему приходилось принимать, на что делали упор его родители при воспитании.

Обратная сторона медали

«Совершенству нет предела» — фраза, которая на 100% применима к процессу развития мозга. В течение всей жизни мы можем создавать и наращивать новые нейронные связи. А это значит, что никогда не поздно начать учить новый язык, высшую математику или программирование. Это феномен называется нейропластичностью, но у него есть и обратный эффект. Если не учиться, не нагружать свой ум и не осваивать новые навыки, мозг деградирует. Помимо того, что новые связи не создаются, так еще и разрушаются старые. Постепенно мы можем разучиться делать такие вещи, которые, казалось бы, забыть невозможно. Уже сегодня мы не можем сразу запомнить номер телефона, хотя еще 15 лет назад, до повсеместного распространения смартфонов, держали целую записную книжку в голове. Мы почти перестали писать от руки, а это напрямую связано с нашим мышлением — речемыслительные процессы влияют друг на друга, на способность правильно формулировать мысли, строить предложения.

Используйте визуальные материалы

Визуальные образы запоминаются лучше, чем текст или речь. Как показывают исследования, спустя 72 часа человек вспоминает около 10% услышанного. Если ту же информацию подавать в виде изображений, то показатель повышается до 65%. Согласно книге Джона Медины, текст мы запоминаем лучше, чем речь, потому что мозг воспринимает его как множество крошечных картинок.

Визуальные образы сохраняются в памяти надёжнее всего. Ещё лучше, если изображение двигается. Ведь опасные для наших предков объекты постоянно перемещались, и мозг развил сложную систему нейронных связей для их распознавания. Именно поэтому Медина советует учителям чаще использовать анимацию.

Делайте перерывы на физическую активность

Большинство антропологов считают, что наши предки проходили не меньше 19 километров в день. Развитие мозга сопровождалось движением: засиделся на месте — попал в пасть к хищнику. Учёные выяснили, что и у современных физически активных людей любого возраста когнитивные способности развиты лучше, чем у тех, кто мало двигается.

В рамках исследования дети бегали по 30 минут два-три раза в неделю, и спустя три месяца их интеллектуальные способности улучшились. Однако, как только занятия прекратились, показатели стали прежними

Учёные поняли, что важно регулярно насыщать мозг кислородом. Сам Медина перерывы в работе заполняет не кофе, а упражнениями

Кормите мозг правильно!

Особенно если до сих пор не можете до конца рассказать ни одного стихотворения из школьной программы, а о днях рождения знакомых вам напоминает .

  • Грецкие орехи. Чуть ли не главная пища для эрудита! Они даже внешне похожи на мозг. Пять орехов в день — и вы будете обеспечены лецитином, улучшающим работу мозга и активизирующим память.

  • Рыба. Богата йодом, в ее мясе содержатся жирные кислоты омега-3, обеспечивающие быстрый приток энергии, необходимой для передачи импульсов в клетках мозга. Они же регулируют уровень холестерина в крови и улучшают работу сосудов. Если будете съедать хотя бы 100 граммов рыбы в день, у вас увеличится скорость реакции и вы снизите риск развития болезни Альцгеймера.

  • Тыквенные семечки. Высыпьте полстакана в карман пиджака и во время офисных совещаний улучшайте память и заставляйте мозг быстрее соображать. Всё благодаря цинку.

  • Шпинат. Добавляйте его в утренний омлет два-три раза в неделю. Содержащийся в шпинате лютеин защитит клетки мозга от преждевременного старения.

  • Шалфей. В Университете Джонса Хопкинса выяснили, что шалфей подавляет действие аминокислот, ответственных за нарушение памяти.

Три главные услуги головного мозга

Если объединить все, что старательно проделывает для нас наш головной мозг, то мы получим 3 основных его поля деятельности:

  1. поддержание энергетического тонуса – регулирование обмена веществ, работы желез внутренней секреции, обеспечение роста и развития;
  2. прием, переработка и хранение информации, поступающей из внешнего мира;
  3. программирование, регуляция и контроль деятельности человека.

Все это очень сильно напоминает работу сложного компьютера. Действительно, человеческий мозг, его особенности и возможности воспроизводят все закономерности сложного управления информационными потоками. Или это компьютеры создаются по образу и подобию головного мозга?

Взять хотя бы энергетический блок. Он даже и на мозговую структуру-то, строго говоря, не очень походит – рыхлый, даже жидковатый, расположен где-то совсем глубоко внутри. Но в целом – это, пожалуй, самая древняя часть мозга, локализованная в гипоталамусе.

Без нее мозг лишается своей энергетической подпитки, а тонус всех мозговых процессов снижается до неработоспособного уровня.

Целый ряд причин неудовлетворительной работы мозга, таким образом, связан с тем, что в разных контекстах называют по-разному, например:

  • нарушение обмена веществ в организме;
  • расстройства жирового обмена;
  • нарушение работы гипофиза,
  • заболевания эндокринных желез.

У всех на слуху фраза «всплеск адреналина» — это как раз и есть тот случай, когда гормон, известный под названием адреналин, выбрасывается в кровь надпочечниками, которые его производят. Результат – мощный эмоциональный всплеск, фактически взрыв эмоций! Именно так реагирует энергетический блок мозга на гормональный сдвиг.

Совет 2

Итак, качество первой услуги нашего мозга напрямую связано со здоровьем нашего организма. Так что помогать своему мозгу означает, в том числе, и следить за своим обменом веществом и работой желез внутренней секреции, обеспечивая и поддерживая здоровое функционирование соответствующих органов.