Как стать разработчиком с нуля

Какой язык программирования изучать первым? Неважно!

Не нужно тратить сильно много времени на выбор и мучаться этим. Берите Ruby, Python, JavaScript, PHP, Java, Lisp, да хоть паскаль — не ошибетесь. Для начала вам все равно нужно будет освоить базовые вещи, такие как циклы, условия, переменные, функции, объекты, рекурсию и т.п. Я когда-то в школе немного программировал на всяких бейсиках и C++, но к тому времени, как решил стать программистом, все это успешно забыл.

Начал изучение с Java, и не жалею, после этого было легче изучать менее строгие языки, вроде JS и PHP. Минус Java в том, что, если вы живете не в милионнике, вам будет весьма сложно найти на нем работу джуниора и получается, что обучение какое-то бесцельное, ради обучения, что сильно снижает мотивацию. В то время, как изучая PHP, например, уже очень быстро можно брать какие-то первые заказы на фрилансе, устроиться на первую работу в веб-студию и т.п., т.е. начать на своем хобби зарабатывать первые деньги, что очень сильно поднимает мотивацию.

Новички так серьезно подходят к вопросу «Какой же язык программирования выбрать», будто им предстоит подписать договор с дьяволом, и всю жизнь писать только на этом единожды выбранном языке. Лично для меня просветлением стало, когда я увидел профили высокооплачиваемых программистов на бирже Upwork, почему-то очень во многих из них было написано примерно следующее — могу Django, могу Rails, а еще Meteor и Angular, да и Spring тоже. И Joomla само собой.

Потом я спрашивал некоторых знакомых (и малознакомых) программистов об их карьере, и увидел некий паттерн, которого раньше не понимал. Человек может, например, год работать с PHP, потом уйти на Java, потом плюнуть и выучить руби, стать RoR разработчиком, и в итоге заняться Node.js или Clojure. Любой нормальный программист знает несколько языков хорошо и десяток поверхностно. Поэтому не ломайте голову, не пытайтесь выбрать Самый Лучший Язык и строчить для этого тысяча первый вопрос на тостере. Просто берите любой язык и прочитайте по нему хотя бы одну книгу/пройдите курс. Попытки выбрать Самый Лучший Фреймворк из той же серии.

Как стать разработчиком сайтов

Стать разработчиком сайтов легче, чем каким-либо другим разработчиком. Веб разработчикам не требуется логическое мышление и хорошее знание математики, как другим разработчикам ПО.

Существует множество языков программирования для веб, самый популярный это php. Синтаксис всех языков почти одинаковый, так что выбор не особо влияет на результат. Обучаться нужно каждый день. Начинать стоит сразу с создания своего сайта, к примеру, блога, резюме и так далее.

Есть видео уроки, которые обучают созданию сайта с нуля. Сайт можно создать сразу через php редактор и его команды, или через фотошоп. Если через фотошоп, понадобится еще знание основ фотошопа.

Можно обучаться коду на обычных ресурсах. В браузере нажав ПКМ и выбрав «Посмотреть код» выведется окошко с веб кодом, который уже обученный разработчик может прочитать, а новичок разобраться и обучиться.

Как поступить в университет?

Процедура такая же, как и для поступления в колледж: выберите понравившийся ВУЗ, изучите перечень документов и специальностей, и в период приема документов подайте заявку и документа. После подачи заявления, может потребоваться пройти дополнительное собеседование или тестирование. В определенное время будут размещены результаты приемной комиссии и абитуриент сможет узнать, принят он в университет или нет.

Программа обучения

В университетах довольно много направлений, которые позволяют выучиться на IT-шника.

Вот некоторые из них:

  • Администрирование систем и математическое обеспечение.
  • Информационные технологии.
  • Фундаментальная информатика.
  • Вычислительная техника и информатика.
  • Программная инженерия.

Для каждой специальности своя программа обучения, которую нужно уточнять в соответствующем ВУЗЕ.

Формы, срок обучения

В разных университетах сроки могут отличаться, но в среднем необходимо проучиться 4 года. Форм обучения две — очная и заочная. В некоторых ВУЗах может быть и очно-заочная или вечерняя форма.

Преимущества работы

Первое, это, конечно же, достойная заработная плата. В данной сфере труд высококлассных специалистов оплачивается весьма неплохо. Зарплаты тут гораздо выше средних. Опытный специалист в месяц может получать от 60 до 100 тысяч рублей.
Высокий спрос. Многие компании осознают необходимость привлечения программистов, которые помогут улучшить бизнес и поднять показатели. Помимо этого, на рынке большое количество компаний, которые работают конкретно с программистами. Перед новичками предстает огромное поле действий — найти место не составит большого труда, но постараться, чтобы найти более выгодные условия, все же придется.
Свободный график. У многих компаний есть возможность трудоустройства с рабочим графиком. Это отличная возможность планировать свой день так, как хотелось бы

Важно успевать сдавать проекты вовремя, а когда сотрудник будет выполнять свою работу — не так уж важно. Но некоторые работодатели все же настаивают на физическом присутствии работников в офисе компании.
«Свобода» творчества

Привилегия обучения в том, что есть большой выбор направлений, в которых можно себя испробовать. Можно тестировать приложения, создавать игры, операционные системы. Если не нравится одна область, можно за довольно короткий срок переучиться, после начать работу в другой области. Это еще один весомый плюс. Работа приносит удовольствие.
Возможность карьерного роста. Успешных специалистов зачастую ставят по главе отдела или организации. Помимо этого, чем опытнее специалист, тем выше оплачивается его труд. Есть возможность поехать за границу и испробовать свои силы там.

Недостатков у данного направления гораздо меньше, чем преимуществ. Главный недостаток — это неподвижность во время работы. Практически вся работа привязана к компьютеру, что означает сидячий образ жизни. Необходимо следить за уровнем

физической активности и поддерживать состояние здоровья. Еще один недостаток, хотя, скорее всего, преимущество — необходимо постоянно обновлять знания. Техническая сфера постоянно развивается, каждый день появляются новые программы и устройства, поэтому необходимо постоянно отслеживать изменения.

Это не самая легкая профессия, но тем, кто усердно учится и работает, удается приобрести ценный опыт и найти достойное высокооплачиваемое место работы.

Адрес поступления:

Москва, Ленинградский пр-т. д. 80, корп. Г (м. Сокол) Москва, ул. Измайловский вал, д. 2, корп. 1 (м. Семеновская)

Телефон: 8 (800) 100 00 11

График работы приёмной комиссии:Пн — Пт: 09.00−20.00;Сб — Вс: 10.00−17.00.

Получаем обратную связь

«Недостаточно просто решить задачу; нужно решить ее грамотно, качественно, чтобы разработка была стабильна, а код был читаемым», — отмечает Евгений Картавец. Получить обратную связь студенты могут как от лекторов, так и от личных наставников, которых некоторые школы закрепляют за учениками. Там, где личного наставника нет, обычно можно обратиться за помощью на форум, где общаются и ученики, и преподаватели.

Тем, кто учится самостоятельно, без посторонней помощи тоже не обойтись: «Надо найти человека, с которым можно консультироваться, — это может быть друг, знакомый, репетитор или преподаватель вуза», — советует Картавец. «Ищите наставника — это не обязательно должен быть учитель, им может стать просто сосед или коллега, который понимает в программировании и поможет вам разобрать примеры кода», — говорит Вадим Шандринов.

Как научиться программированию

Итак, вы определились с языком, теперь нужно придумать, как его выучить. А выучить его вам будет не так уж и сложно, как кажется на первый взгляд. У страха глаза велики. Нужно просто приложить усилия и потратить на обучение несколько месяцев. Это не так уж и много на самом деле. Специалисты уже подсчитали, что на изучение programming language нужно в среднем от 6 до 13 недель, если заниматься по 8 часов в день. Если предположить, что вы уже где-то работаете на полный рабочий день, и свободного времени у вас меньше, то это 2-6 месяцев.

Есть еще такая теория как «10,000 hours rule». Она гласит, что в любом ремесле можно стать профессионалом за 10 тысяч часов. Если поделить на 40 часов в неделю, то выйдет около пяти лет. Но это чтобы стать прям экспертом. А для первых серьезных проектов и первой работы достаточно, как мы уже сказали, от нескольких месяцев до полугода.

Где учиться?

  • Книги. У нас в блоге выходила подборка лучших книг для изучения программирования. Рекомендуем к прочтению.
  • Онлайн-курсы. В той же самой подборке о них тоже сказано несколько слов, но если вкратце, то можно заниматься в GeekBrains (рус), Яндекс Практикуме (рус), Codeacademy (англ), Coursera (в основном англ), Skillshare (в основном англ) и так далее.
  • Видеоуроки на YouTube. Есть много хороших бесплатных курсов. В том числе записи уроков из платных видеокурсов прошлых лет — слитых или выложенных самими школами. 
  • Оффлайн школы и тренинги. Это самый дорогой способ научиться программированию, но самый эффективный. Под личным руководством наставника вам будет гораздо проще, ведь не придется задерживаться на одном месте.

Что общее у всего вышеперечисленного? Наличие практики. В хороших учебниках всегда есть разделы с практикой, на онлайн-курсах есть тренажеры или домашние задания. На ютубе вы можете сами попробовать написать программу по туториалу. А на тренингах вы именно этим и будете заниматься большую часть времени. Возможность написать что-то своими руками будет вас мотивировать. В идеале вы должны написать свою первую программу уже на первом, максимум на втором уроке.

Стоит ли поступать в университет, чтобы научиться программировать? Можно, но это вовсе не обязательно. Курс обучения в университете длится от четырех лет. За это время вы спокойно можете выучиться самостоятельно и получить несколько лет опыта. Поступать стоит в том случае, если вы планируете освоить сложную профессию по узкой специальности, и знаете, что в этом конкретном университете вас этому могут научить.

Высокоуровневые языки программирования

Для решения проблем читабельности кода и чрезмерной сложности были разработаны высокоуровневые языки программирования. C, C++, Pascal, Java, JavaScript и Perl — это всё языки высокого уровня. Они позволяют писать и выполнять программы, не переживая о совместимости кода с разными архитектурами процессоров. Программы, написанные на языках высокого уровня, также должны быть переведены в машинный код перед выполнением. Есть два варианта:

   компиляция, которая выполняется компилятором;

   интерпретация, которая выполняется интерпретатором.

Компилятор — это программа, которая читает код и создает автономную (способную работать независимо от другого аппаратного или программного обеспечения) исполняемую программу, которую процессор понимает напрямую. При запуске программы весь код компилируется целиком, а затем создается исполняемый файл и уже при повторном запуске программы компиляция не выполняется.

Проще говоря, процесс компиляции выглядит следующим образом:

Интерпретатор — это программа, которая напрямую выполняет код, без его предыдущей компиляции в исполняемый файл. Интерпретаторы более гибкие, но менее эффективные, так как процесс интерпретации выполняется повторно при каждом запуске программы.

Процесс интерпретации: 

Любой язык программирования может быть компилируемым или интерпретируемым, однако, такие языки, как C, C++ и Pascal — компилируются, в то время как «скриптовые» языки, такие, как Perl и JavaScript — интерпретируются. Некоторые языки программирования (например, Java) могут как компилироваться, так и интерпретироваться.

Выбор языка программирования

Есть много разных языков программирования, и пока вы не погрузились в тему, сложно в них разбираться. Какой начать учить, чтобы потом не пожалеть?

Давайте так. Мы будем описывать разные ситуации. Читайте каждый пункт по очереди. Если поймете, что этот пункт не про вас, переходите к следующему. И так пока не получите свой ответ.

  1. Хочу что-то предельно простое, может даже не самое практичное. Ваш язык: Ruby.
  2. Я хочу начать кодить для себя, из любопытства или в рамках самосовершенствования. У меня нет на примете проекта, который мне бы хотелось реализовать. Посоветуйте мне лучший способ начать. Ваш язык: Python.
  3. Я хочу начать кодить для себя, из любопытства или в рамках самосовершенствования. У меня нет на примете проекта, но я хотел бы выучить такой язык, чтобы после него было легко переключиться на любой другой (даже если изначально изучение первого языка будет трудным). Ваш язык: С++.
  4. Я хочу кодить для себя, и у меня на примете есть проект. Он связан с сайтами. Хочу выучить самый простой язык из тех, что позволит мне создавать сайты в интернете. Ваш язык: JavaScript.
  5. Я хочу кодить для себя, и у меня на примете есть проект. Он связан с сайтами, но в будущем я хотел бы работать не только с ними. Ваш язык: Python.
  6. Хочу стать программистом для себя, и есть идея проекта, связанного с приложениями на Android. Ваш язык: Java
  7. Хочу стать программистом для себя, и есть идея проекта, связанного с приложениями на iOS Ваш язык: Objective-C
  8. Хочу стать программистом для себя, и есть идея проекта, связанного с компьютерными играми или сложными программами в 3D. Ваш язык: C++
  9. Я иду в программирование ради денег, и хочу получить хорошую работу. Компания не имеет особого значения. Ваш язык: Java или Python.
  10. Я хочу устроиться на работу в компанию и работать с веб-интерфейами. Ваш язык: JavaScript.
  11. Хочу устроиться в компанию и работать с сайтами. Готов потрудиться чуть больше, но охватить при этом более широкий спектр знаний. Ваш язык: PHP.
  12. В будущем я хочу устроиться в крупную корпорацию вроде Google или Facebook. Ваш язык: Python.
  13. В будущем я хочу устроиться работать в Apple. Ваш язык: Objective-C.
  14. В будущем я хочу устроиться работать в Microsoft. Ваш язык: C#.

Решение серьезное, не нужно делать его на основе одного-двух предложений в каком-то там списке. Почитайте больше о языке, который мы вам подсказали. Узнайте, для чего конкретно он применяется, погуглите вакансии с ним, посмотрите примеры реализованных проектов. Подойдите к этому со всей серьезностью.

Как стать разработчиком игр

Стать разработчиком игр трудновато. В одиночку разрабатывать качественные игры очень трудно. Разработчик игр, если он хочет создавать игры в одиночку, должен обладать знаниями:

  • режиссера,
  • дизайнера,
  • художника,
  • музыканта,
  • программиста.
  1. Во-первых, нужно создать идею игры, что там будет и какой сюжет.
  2. Во-вторых, нужно создать модели игроков, предметов и их анимацию.
  3. В-третьих, требуется рисовка локаций, уровней и других составляющих.
  4. В-четвертых, требуется хорошая музыка и озвучка героев.
  5. И только в конце уже требуется соединить все составляющие в программном коде, после чего и получится игра.

Именно поэтому в одиночку и без знаний стать разработчиком игр очень трудно.

Некоторые программы которые используются для создания игр: C#, 3DS MAX, Photoshop, 9.3 MAGIX Music Maker, Unity3d .

Из чего состоит идеальный программист?

Не знаю, можно ли ко мне отнести термин «с нуля», с учётом того, что некогда я преподавала программирование и математическое моделирование, рассказывает Ольга Кучерова. Поскольку с тех пор данная специальность претерпела большие изменения, я вполне себе null в современном программировании. Однако, к этому занятию меня всё время тянет и обычно я поддаюсь искушению освоить азы заинтересовавшего меня инструмента, чтобы сделать какой-нибудь маленький проект.

Во-первых, это чрезвычайно увлекательно, к тому же такой опыт часто помогает мне в работе.

Например, заказываю разработку шаблона интерактивного письма в корпоративном стиле, элементарные знания позволяют самостоятельно адаптировать его для каждого сотрудника, изменить форматирование, перегруппировать блоки. Знакомство с понятиями и терминами способствует взаимопониманию как при постановке задач разработчикам, так и при приёмке и эксплуатации продукта.

Одним словом, учиться программированию полезно всем и никогда не поздно, не только с нуля, даже с минус единицы.

А с обучением есть проблемы. Многое изменилось, но гэп между образовательным контентом и потребностями бизнеса преодолеть не удаётся, об этом печальном факте свидетельствует острая потребность в квалифицированных кадрах для IT при изобилии выпускников профильных учреждений.

Система высшего образования слишком консервативна, чтобы уследить за популярностью того или иного стека технологий, да она, наверное, и не должна, хорошо, если предоставит академическую базу универсальных знаний. Постигать тонкости ремесла программиста скорее всего придётся посредством курсов и самообразования.

Хорошо, если удастся преодолеть HR парадокс: всем нужны опытные сотрудники, а где им набираться опыта? – Неизвестно.

Итак, из каких составляющих получается идеальный программист?

  • Фундаментальные знания, владение математическим аппаратом
  • Участие в решении конкретных, актуальных прикладных задач – чем раньше, тем лучше
  • Мотивация и умение учиться на специализированных курсах.

Это необходимые условия. Есть ещё несколько опций, которые создадут дополнительные преимущества:

  • Содействие опытного ментора
  • Вовлечённость в профессиональные сообщества
  • Челленджи, хакатоны, помощь другим начинающим программистам (да, это когда так хорошо объяснил другому, что сам понял!)

Тут по каждому пункту можно делать целое исследование, начиная от того, какие ВУЗы хорошо закладывают основы, необходимые для пункта 1, заканчивая списком ресурсов для выбора стажировок и соревнований программистов. Но тут всё стандартно: гуглим, советуемся с друзьями.

Что можно применить нетривиальное, полезное для newcomer, что поможет сфокусироваться на получении востребованных навыков?

  • Исследовать профили специалистов на Linkedin, там они указывают свои Skills с соответствующим подтверждением в виде сертификатов и пройденных тестов. Заодно можно задать им вопросы.
  • Изучить требования вакансий по интересующей должности, выписать группы наиболее часто встречающихся стеков технологий и фреймворков.
  • Отыскать skills matrix для целевой специализации.

Готовые матрицы навыков разрабатывают предприятия-флагманы отрасли, в немного расплывчатом и общем виде, годном чтобы составить первоначальное представление о профессии, навыки описаны в Профессиональных стандартах на сайте Минтруда. В акселераторах также имеет смысл поинтересоваться списком требований к разработчикам. Кроме того, на данной теме специализируется российский стартап Vectotly.team.

Сейчас наблюдается тренд на гармоничное развитие технарей, многие из них помимо hard skills стремятся прокачать soft skills: бизнес-подход, самопрезентацию, командную работу и тому подобные умения. Но это уже другая история.

Чем отличаются уровни программиста

Формальная градация отличается в разных компаниях, но в сфере IT все же принято разделять программистов на следующие уровни:

  • Интерн — работа для начинающего программиста без опыта. Интерн отличается молодостью, огоньком в глазах, наличием свободного времени и огромным желанием учиться. Требуются базовые знания языка и умение доказать свои навыки в процессе собеседования.
  • Junior — младший программист, основное качества — стремление к выполнению задач. Junior тратит часы на написание элементарного для более опытных коллег кода, часто с ними консультируется и благодаря этому совершенствует свои знания. Задача Junior — продвижение вперед, к следующему уровню.
  • Middle — программист среднего уровня. Он может обходиться без какой-либо помощи и способен самостоятельно выполнять достаточно сложные технические задачи.
  • Senior — опытный разработчик, который выполняет сложные задачи быстро и эффективно. Его отличительная черта — поиск и реализация оптимального подхода. Он потратит меньше времени и напишет меньше строк кода, но создаст практически оптимальное решение, к тому же в процессе работы проконсультирует трех разных Junior по разным вопросам.
  • Team Lead — менеджер, управленец, координатор, начальник. Его задача — организация работы отдела программистов. Он распределяет задания между исполнителями, проводит ревью кода, заботится об обеспечении рабочей обстановки, проводит стендапы с командой, решает архитектурные вопросы.
  • Архитектор — высшая профессиональная градация. Его задача — детальный анализ бизнеса клиента, определение оптимальной стратегии удовлетворения его потребности. Работа архитектора в IT весьма схожа с деятельностью его коллеги в более широком понимании. Выражение «архитектор построил дом» весьма условное, так как непосредственным строительством занимаются дизайнеры, прорабы, штукатуры, маляры, разнорабочие, он же решает более глобальные вопросы.

Учиться на основе последних тенденций

Старайтесь получать опыт, работая с самыми современными технологиями. Например, в случае с PHP нужно практиковаться на фреймворках, а не на LAMP — наборе программного обеспечения из Linux, Apache, MySQL и PHP. Первые сейчас популярны и быстро развиваются, а второе — пережиток прошлого.

Важно посещать IT-конференции — они дают представление о последних тенденциях. Многие ошибочно полагают, что на профильных мероприятиях учат, как нужно работать

Ничего подобного: здесь рассказывают, на какой этап сейчас переходят технологии, а разработчик уже сам должен найти литературу по этой теме и прочитать, чтобы быть в курсе.

Например, на событии выступает спикер из «Яндекса», рассказывая, что они стали хранить файлы иначе, чем раньше. Он не объяснит в деталях, что нужно делать, — лишь обозначит тезисы. Слушателям самостоятельно нужно вникнуть в тему и узнать, как реализовывать это.

Вот несколько широко известных профильных конференций для разработчиков:

  • IT-Arena;
  • HighLoad++;
  • BackendConf;
  • Heisenbug;
  • Data Fest;
  • Mobius.

Компании EPAM, «Яндекс», Google и другие, а также столичные вузы часто проводят бесплатные митапы для всех желающих.

Мероприятия полезны разработчикам, на них можно не только научиться новому, но и просто пообщаться, считает ведущий курса по Python в Skillbox Вадим Шандринов:

— Во-первых, можно отдохнуть и поесть пиццы. Без комментариев. Во-вторых, поговорить с другими программистами, расспросить, как они работают, поудивляться. И иногда возникает “вау”-эффект: а что, так можно было? По-новому смотришь на свои решения, переосмысливаешь их. В-третьих, на конференциях выступают спикеры, рассказывают о новинках и своих подходах к решению задач. Это очень помогает, когда хотел бы изучить новую библиотеку, но нет времени. А тут тебе всё рассказали, к тому же можно задать вопросы.

Не относитесь к кодингу как к хобби

Если вы считаете, что нужно сохранять серьезность во время обучения кодингу, вы на 100% правы.

Конечно, вряд ли вы будете тратить время на что-то, что вам не нравится. Тем не менее, если программирование будет лишь вашим хобби – то есть вы будете заниматься им по настроению, без четких целей или расписания – вы никогда не построите карьеру в этой области.

Кроме того, вы часто будете сталкиваться с препятствиями и сложностями

В таких случаях важно не потерять интерес. Вы должны быть преданны своей цели

Да, я уверен, что все разработчики интересуются кодингом и технологиями в целом. Тем не менее, на одном энтузиазме вы далеко не уедете.

Поставьте четкую цель и составьте расписание. Определите, каким навыкам и технологиям вы хотите обучиться за определенный промежуток времени.

И так, как стать программистом с нуля, самостоятельно? С чего начать свое обучение?

Самостоятельное обучение программированию с нуля — это не легкий труд и может отнять много времени и сил. Поэтому прежде всего, вам необходимо понимать, каким программистом стать и что вы будете делать в будущем. Вы можете разрабатывать новые приложения на мобильные устройства, можете писать полноценные десктопные программы, можете стать веб программистом и т.д. Выбор достаточно большой, поэтому изначально вам необходимо сделать выбор и целенаправленно работать на результат. Не бойтесь на этом этапе, если вы станете хорошим программистом в одном направлении, то сможете потом переквалифицироваться и заняться другой сферой программирования.

После того как вы выбрали узкую сферу, вам необходимо выбрать язык программирования. Это не так уже и просто, здесь необходимо углубиться в сферу программирования, изучить все доступные языки и выбрать самый оптимальный для себя вариант. Кто-то отдает предпочтение более простому языку, который можно изучить за несколько лет и быть профессионалом, кто-то выбирает более сложный путь, отдавая предпочтение языку с большими возможностями и перспективами.

После этого вы должны выбрать для себя способ становления на путь программирования. Вы можете самостоятельно обучаться, читать литературу, использовать разнообразные сервисы и помощь профессионалов. Можете поступить в университет и пройти несколько лет обучения, после чего получить диплом специалиста и начать работать в этой индустрии. Оба варианта имеют право на жизнь и вам попросту необходимо выставить перед собой свои приоритеты.

Разобраться в мотивации

Перед началом обучения задайтесь вопросом, для чего вам это нужно. Если вы собираетесь программировать только потому, что у разработчиков высокие зарплаты, из этого ничего хорошего не выйдет.

В этой сфере нет никакой романтики, как опрометчиво полагают многие. Здесь нужно ежедневно много думать и читать, и человеку без математического склада ума будет просто тяжело работать. Это означает в том числе, что вы десять часов можете провести за решением одной задачи, пробуя различные варианты.

У программистов рутинная и механическая работа, и к этому нужно быть готовым. Правда, некоторые разработчики почему-то обижаются, когда их занятие не ассоциируют с творчеством. Тогда они находят красоту в коде: «О, вот эта реализация очень красивая». Странно это слышать, поскольку реализация либо работает, либо нет, а красота кода — от лукавого.

Приводим два экспертных мнения насчет того, является программирование творчеством или нет. Директор центра по подбору специалистов SymbioWay Даниил Пилипенко полагает, что это зависит от задачи:

— Программирование может быть и творчеством, и рутиной. Первым оно становится тогда, когда программист создает что-то новое: реализует алгоритм для задачи, проектирует архитектуру и даже просто придумывает имена переменным, методам и классам в своем коде. Но бывает и малотворческое программирование: например, исправить уже готовое приложение или баги своих коллег. Такие задачи программисты традиционно любят меньше.

Что нужно, чтобы стать разработчиком

Сейчас, с обилием курсов по программированию, очень много возможностей стать программистом любого направления. Многие курсы нацелены на подготовку практиков – людей, которые готовы выполнять поставленные бизнес задачи. Поэтому курсы обычно направленны не только на изучение общих знаний и особенной языка программирования, сколько на изучение определённых инструментов или фреймворков – готовых решений для разработки. Но выбрав почти любой язык или любой инструмент и поняв его синтаксис, новички сталкиваются с одним и тем же препятствием, которое для многих становится финалом их карьеры разработчика.

Я говорю о паттернах объектно-ориентированного программирования (ООП), структурах данных и сложностях алгоритмов. Ведь если выучить синтаксис языка и его базовые функции способно большинство начинающих программистов, то разобраться в сложности алгоритмов и правильном применении ООП удается не всем. Особенно эти темы коварны тем, что их незнание не помешает новичкам продолжать заниматься программированием и даже реализовывать собственные проекты.

Однако при применение подобных решений в реальных системах с большой нагрузкой, такие разработки могут вызвать незапланированную нагрузку на промышленные сервера при увеличении объема обрабатываемых данных. Знание структур данных и ООП обязательно для большинства работодателей и эти темы могут очень активно спрашиваться на собеседованиях.

Про первую работу

Очень многие программисты начинают свою работу с весьма непрестижных компаний и крошечных зарплат. И это нормально. Но это сложно принять, особенно тем, кто решает «войти в айти» уже не в юном возрасте, имея семью и детей. Мифам об огромных зарплатах программистов зачастую способствуют школы программирования, которым нужно продавать свои курсы и в итоге на своих лендингах они крупным шрифтом пишут какие-то заоблачные цифры, вроде «средняя зарплата JavaScript программиста 150 000 рублей», при этом часто забывают сказать, что такую зарплату получают люди с опытом в несколько лет (или даже десяток лет), которые могут решать реальные сложные задачи, а вам после их курсов на старте светит тысяч 30 на испытательный срок, и это в Москве. А то и вообще попросят бесплатно поработать. За опыт и еду. Не нужно бояться идти на непрестижную и малооплачиваемую работу, потому что как только вы официально начнете работать программистом, даже за 20 тысяч в месяц, ваша привлекательность в глазах других работодателей и HRов сильно вырастет. На старте работу никто не мешает менять хоть каждые 3-6 месяцев, каждый раз уходя на бОльшую зарплату и более интересные задачи.

Но я, конечно же, не говорю, что нужно идти работать за еду, может конкретно вы найдете первую работу и за 100 000 в месяц. Просто нужно понять, что карьера тоже требует немалых усилий, и необходимо активно изучать рынок труда, время от времени общаться с рекрутерами и ходить на собеседования, чтобы адекватно себя оценивать в каждый момент времени. А первая работа — это не навсегда.

Это неинтересно

Многим разработчикам действительно комфортно делать такие приложения, потому что это уже протоптанная дорожка и можно найти кучу материалов по этой теме.

Но они сразу их бросят, когда поймут, что выросли достаточно, чтобы начать что-то более серьёзное. Зачем цепляться за проект, который вы начали только потому, что он простой?

Я считаю, что браться за что-то стоит только в том случае, если вы искренне заинтересованы в этом и горите идеей. Тогда у вас будет эмоциональная связь с проектом.

Конечно, ненавидеть своё детище будете в любом случае — с каждым днём будете всё яснее понимать, что делали фигню. Что вообще всё тут надо сжечь и переписать.

Если нет эмоциональной связи, то вы теряете интерес и бросаете проект, чтобы начать что-то другое и на этот раз сделать всё правильно. А потом делаете то же самое с новым проектом. И с ещё одним / двумя / пятью / десятью / пятьюдесятью. Разумеется, вы получите опыт, но вместе с ним — и груз в виде брошенных проектов.

Выберете направление

«программистом может стать каждый, надо лишь приложить достаточно усилий»

Но стоит новичку попытаться выбрать что-то конкретное, очень быстро приходит понимание, что даже в этом случае требуется много дополнительных сопутствующих знаний и навыков, и желание изучать кодинг сразу отпадет. Так, для Data Science нужно знать высшую математику и статистику. Для разработки видеоигр пригодятся прикладная физика, знание графических техник и навыки геймдизайна.

Особо популярна сегодня разработка мобильных приложений — на HeadHunter можно найти больше 4000 вакансий «разработчик под Android», но средняя зарплата примерно на 33 % ниже, чем у специалиста в области Data Science — 80 000 рублей против 120 000.