6 упражнений для развития памяти ребёнка

Тренировка

Люди рождаются, имея равные возможности развития памяти и огромный потенциал, заложенный природой

Их задача – раскрыть его, что очень важно для успешной трудовой деятельности и просто повседневной жизни

Для того чтобы улучшить память, существует мнемотехника. Это комплекс методов развития памяти у человека, основанных на главных принципах запоминания информации, ее хранения и воспроизведения. Приемы мнемотехники связаны с образованием искусственных ассоциаций.

Образование фразы из начальных букв информации, которую нужно запомнить. Яркий пример эффективности этого способа – известная фраза для запоминания последовательности цветов в спектре: «Каждый охотник желает знать…»

  • Запоминание научных терминов и иностранных слов методом подбора созвучных слов русского языка. К примеру, английское Sleep – «спать» можно запомнить с помощью звуковой ассоциации «слип-аются глаза».
  • Метод связывания ярких образов с запоминаемой информацией. К примеру, внести в память группу слов — «собака», «дождь», «дом», «очки», «звонок» — можно, составив своеобразный мультфильм с их участием.
  • Метод Цицерона. Нужно представить прогулку по хорошо знакомому месту или маршруту (собственная комната, путь на работу), а материал, который следует запомнить, расположить мысленно по ходу прогулки. Когда потребуется вспомнить нужную информацию, она будет находиться в тех местах, куда ее поместили во время виртуального обхода.
  • Цепочка образов. Тренировка образного мышления может быть затруднительной для людей, руководствующихся в повседневной жизни только логикой. Но это упражнение помогает понять множество приемов мнемотехники. Суть его такова: между двумя любыми словами нужно создать цепочку слов-ассоциаций, между которыми имеется что-либо общее или же противоположное. Для примера: яблоко – котенок. Яблоко – яблоня – ветка – котенок.
  • Для развития долговременной памяти на числа можно использовать следующие приемы.
    • Выделение знакомых чисел. Например, число для запоминания – 8931412. 89 – год рождения жены, 314 – начало числа Пи, 12 – день рождения сына;
    • Цифровые образы – связывание цифр с предметами, имеющими похожую форму. Ассоциации могут быть следующими: 1 – кол, 2 – утка, 3 – усы, 4 – стул, 5 – звезда, 6 – замок, 7 – нос, 8 – очки, 9 – воздушный шарик, 10 – глобус. Для активизации зрительных образов желательно сделать на обычном листике бумаги небольшие картинки напротив каждого числа.

Методики развития зрительной памяти пригодятся каждому человеку. Народная мудрость гласит, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, ведь в одно ухо залетает, а во второе вылетает

Для формирования способности запоминать мельчайшие детали существуют несложные упражнения.Сконцентрируйте на минуту внимание на каком-либо предмете (картина, рекламный буклет, ваза с цветами), потом уберите его с поля зрения и попробуйте записать все, что вы о нем запомнили. Сравните записанное с реальным

Удалось ли вам зафиксировать все детали, цвета, последовательность расположения предметов?

Во время быстрого чтения газетной статьи выделяйте маркером определенную букву или слог. Усложнить задание можно, используя скорочтение.

С чего начать

Попробуйте понять для начала, нарушения какого именно вида памяти мешает вам сильнее прочих. С неё и стоит начать. Одна из классификаций видов памяти связана с той системой органов, которая восприняла информацию: зрение, слух, нервы и мускулы и так далее.

1. Зрительная память — способность воспринимать и удерживать в памяти зрительные образы и мысленно воспроизводить их. Забываете лица и через год работы всё ещё не уверены, кто в офисе ваш коллега, а кто просто посетитель.

Способы улучшения: попробуйте внимательнее всматриваться в прохожих и позже мысленно воспроизводить в воображении их внешность. Найдите старые школьные фотографии и вспомните имя каждого одноклассника

Не помните ни одного сложного пароля — начните записывать набор цифр, дающий доступ к важной информации, но хранить его в открытом доступе неразумно. Лучше запоминайте все цифровые комбинации на пути

Выучите телефон любимой доставки еды, номера машин коллег, держите в памяти номер паспорта — это поможет.

2. Слуховая память связана с запечатлением, сохранением и воспроизведением слуховых образов.

Способы улучшения: не можете запомнить то, что вам говорят — выучите стихотворение, как в старые добрые школьные времена, или текст любимой песни. Рассказывайте друзьям сюжеты прочитанных книг или просмотренных фильмов — только без спойлеров, пожалуйста.

3. Двигательная или моторная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений.

Способы улучшения: так и не запомнили, как пользоваться принтером на работе — моторную память улучшать помогают, не поверите, видеоигры. У геймеров лучше развита зрительно-моторная координация, а необходимость запоминать системы управления в разных играх тренирует память.

4. Пространственная память помогает находить носки в шкафу и вернуться в отель в незнакомом городе.

Способы улучшения: страдаете «географическим идиотизмом» — мысленно рисуйте карты, считайте повороты, а в шкафу раз и навсегда заведите полку для носков и только носков.

Существует ещё эмоциональная память, хранящая переживания, вкусовая, осязательная и словесно-логическая — память суждений, размышлений и умозаключений.

Способы улучшения: старайтесь мысленно возвращаться в особенно счастливые моменты и переживать эмоции вновь. Вспомните вкус любимого десерта, запах мамы или ребенка, объятия любимого человека.

Улучшить определённый вид памяти можно так же, как и накачать определённую мышцу: нужно чаще ею пользоваться

Упражнения развивающие память и внимание

Как развить память и внимание у взрослого при помощи упражнений? Выполнять их регулярно

Также важно подобрать упражнения, которые бы вам нравились и не вызывали интуитивного отторжения. Если вы будете пытаться улучшать память, одновременно страдая и оказываясь в состоянии стресса – занятия будут выводить вас из себя и ничего не выйдет

Мы подобрали для вас несколько наиболее эффективных, по мнению специалистов, упражнений

Если вы будете пытаться улучшать память, одновременно страдая и оказываясь в состоянии стресса – занятия будут выводить вас из себя и ничего не выйдет. Мы подобрали для вас несколько наиболее эффективных, по мнению специалистов, упражнений.

Таблицы Шульте

Они помогают не только улучшить память, но и освоить скорочтение. Наибольшее распространение получила таблица Шульте, представляющая квадрат с 25 клетками, в которой в хаотичном порядке размещены цифры от 1 до 25. Необходимо беззвучным счетом найти все числа по порядку максимально быстро. Для каждой тренировки нужно использовать новую таблицу с другим расположением чисел.

Метод Айвазовского

Сложно представить, как Айвазовскому удавалось мысленно останавливать движение волны и переносить его на картину. Ваша задача изначально будет более простой: в течение нескольких моментов смотрите на объект, после чего закрывайте глаза и пытайтесь представить его во всех деталях. Постепенно усложняйте задачу: если для начала вы решили запомнить электрический чайник, то после нескольких тренировок постарайтесь воспроизвести в памяти сложные барельефы здания, которое вы увидели воочию или на фотографии.

Кинолента

Суть этого упражнения заключается в ежедневных попытках вспомнить все, что происходило с вами за день. Обеспечьте тишину, разбейте день на временные отрезки (для начала на часы, потом на каждые 10-15 минут). Не пропускайте отрезки сразу – прилагайте максимум усилий, чтобы вспомнить каждый телефонный звонок и каждое чаепитие.

Игра в отличия

Помните детские развивающие игры, в ходе которых ребенку предлагают найти отличия на двух картинках? Оказывается, что они максимально эффективны для развития памяти и внимания. Причем масса таких упражнений ориентирована на взрослых – найти отличия здесь невероятно сложно. Вы без труда найдете их в сети на профильных ресурсах и даже в мобильных приложениях.

Запоминание блоков информации

Не только упражнение, но и частая необходимость. Это случаи, когда нам необходимо запомнить блок информации, например, в ходе подготовки к экзамену

Здесь важно задействовать механическую память. Соответственно слова и фразы рекомендуется изображать, показывать жестами

При этом информацию необходимо проговаривать или переписывать. Важно, чтобы в ходе запоминания вы меняли обстановку – например, переходили из комнаты в комнату, из одной аудитории в другую и так далее.

Как развить кратковременную и оперативную память

Оперативная память – наша «рабочая лошадка», и недостаточное её развитие (а именно – трудности в удержании достаточного количества единиц информации, меньше 7-9) приносит массу неприятностей: нам трудно работать с материалом, так как мы сбиваемся с мысли, нам трудно удержать сведения в памяти без ошибок, нам трудно систематизировать материал и успевать в обучении так же быстро, как это происходит у тех, чья память развита лучше. Мы не доверяем своей памяти и попадаем в порочный круг: чем меньше мы ей доверяем и чем меньше используем, тем меньше шансов достичь цели – развития памяти.

Объём памяти, т.е. количество единиц информации, которое она в состоянии удерживать, можно и даже нужно увеличивать. Развитию кратковременной и оперативной памяти способствуют такие упражнения:

  • Выполнение задачи n-назад. Это отлично развивает объём рабочей памяти, особенно при соблюдении постепенно нарастающей нагрузки.
  • Выполнение устного счёта. Забудьте о калькуляторе хотя бы на время, потренируйтесь, считая в уме. В игровой форме это делать легче.
  • Занятия с таблицами Шульте – это поиск в специальных таблицах последовательности разбросанных в них чисел за специально отведённый отрезок времени.
  • Складывание пазлов также помогает улучшить память, развивает осмысленность и предметность восприятия, анализ и синтез. Если коробки с настоящими пазлами нет под рукой, можно использовать онлайн-игры.

Учёные из Университета Ратгерса (США), проводя эксперименты с большой группой мышей, обнаружили, что мыши, которые недавно проходили лабиринт, подобное испытание выдерживали успешнее, увереннее, быстрее, чем остальные. Эти и подобные испытания подтвердили, что умственные нагрузки, увеличивающие объём оперативной памяти (без участия долговременной), явно увеличивали когнитивные способности испытуемых.

Специализированные техники

Основные принципы и правила хранения информации в памяти, описанные выше, являются неотъемлемой частью следующих методов запоминания. Эти принципы основаны на мнемотехнике (системе методов, облегчающих запоминание и увеличивающих диапазон памяти), используемой древними греками. Для удобства хранения информации используются основные принципы – движение, юмор, цвет и др.

Система соединения

Основная технология памяти, использующая воображение — это система соединения, в которой одна вещь соединяется с другой. Необходимо вовлечь воображение, использовать свои чувства: объединить эмоции, юмор, движение, цвета, эротизм. Главное, надо все визуализировать – представить всю картину, как будто вы ее действительно видите.

Этот метод идеально подходит для запоминания списка терминов, набора изображений, а также короткой презентации, нескольких аргументов, списка покупок. Например, вы планируете покупать следующие продукты: хлеб, яблоки, яйца, молоко, мука. Сохранить этот список в памяти можно, связывая каждый элемент с красочной историей – чем больше фантазий, абсурда, эмоций, тем лучше.

Применение техники – запоминание короткой простой информации.

Римская система LOCI

Начальный этап этой системы – создание собственной конструкции в сознании, которая впоследствии будет заполняться информацией. Если вам предстоит произнести речи, читать лекцию, представьте себе свой дом, разместите в нем идеи, связанные с основными темами. Чем более странными и забавными они будут, тем лучше вы их запомните. Эта техника использовалась ораторами в старом Риме.

Метод хорош для запоминания последовательных (не связанных между собой) элементов, сюжетной или временной последовательности. Первый шаг – определение места, которое вам хорошо знакомо (спальня, дорога в школу, на работу, собственное тело).

Тщательное знание места – это необходимое условие. Впоследствии вы можете запомнить столько пунктов, сколько подсказок содержит место в сознании. Каждая подсказка ассоциируется с одной концепцией, которую надо запомнить. Затем вы постепенно проходите по созданной конструкции и вспоминаете уложенные вещи.

Техника действует на основе создания самых интригующих ссылок на места и концепции, предназначенные для запоминания. Чем более абсурдная и необычная связь создается, тем больше увеличивается вероятность воспоминания

Важно задействовать разные чувства, представить все ясно в уме. Чем ярче картина, тем лучше

Применение техники: создание путей позволяет хранить в памяти неограниченное количество вещей. Попытайтесь создать несколько путей, тренировать ассоциации. С увеличением опыта эти пути могут использоваться для более сложной информации (презентации, аргументы, списки, экзамены).

Система числовых ссылок

Эта техника основана на арифметике, полезна для запоминания чисел. Реальные вещи мы помним лучше, чем цифры. Поэтому каждая цифра заменяется предметом, который его напоминает. Например, 1 = флаг с палкой, 2 = лебедь и т.д.

Применение техники: для запоминания цифр и простой информации.

Master system

Master system – это метод, используемый специалистами. Он был изобретен около 300 лет назад и до сих пор совершенствуется. Эта система позволяет запоминать неограниченное количество понятий, чисел, дат, имен и т.д. Она применяется игроками для запоминания карт. Основа – присвоение букв цифрам. Эти буквы впоследствии могут использоваться для составления слов, помогающих запоминать цифры с помощью разных историй.

Применение техники: Master system имеет универсальное применение, используется для запоминания цифр, неограниченного количества информации в точной последовательности.

Интерференция в запоминании

Принцип данного эффекта состоит в том, что похожая информация смешивается в памяти. Два похожих воспоминания, будто дополняют друг друга и портят возможность вспомнить все детали. При этом, такие воспоминания мешают запомнить новые информационные блоки. Для того, чтобы снизить влияние интерференции, необходимо научиться разграничивать запоминание похожей информации во временном промежутке. Старайтесь заучивать информацию в таком порядке, чтобы смысловые конструкции заучиваемых текстов были максимально непохожи друг на друга, то есть, чтобы они полностью отличались. Таким образом, поверх выученной информации не будет наслаиваться и перемешиваться новая, похожая информация. Её заменит абсолютно другой по смыслу информационный блок.

Когда целенаправленно нужно забыть какую-либо информацию, можно применить следующий способ: перегрузить память большим объемом информации на схожую тематику. В этом случае мысли человека запутаются и он не сможет ничего вспомнить.

Порой обычные подсказки часто сбивают людей с мысли. Такой способ подачи и приема информации также относится к эффекту интерференции. Адвокаты так запутывают в показаниях свидетелей, подавая им в ходе выступлений, подсказки.

Игры для развития памяти и внимания

Качество запоминания зависит от качества восприятия, а оно, в свою очередь, находится в зависимости от того, насколько развито внимание. Умение концентрировать внимание, таким образом, во многом определяет качество нашей памяти и, как следствие, в основе достижения успеха в том или ином деле

Если Вы настроены на серьёзные и длительные тренировки, очень удобно и практично использовать интеллект тренажеры выполненные в виде онлайн-игр.

Индивидуальный подбор игр или использование рекомендованного комплекса программы тренировки памяти или программы тренировки внимания, наблюдение за графиком личного роста в сравнении с собой самим и другими пользователями, возможность соревноваться в турнирах делают занятия привлекательным и полезным времяпровождением и дают ощутимый результат уже по истечении нескольких недель.

Онлайн-игры для развития памяти и внимания – современный и удобный способ улучшить когнитивные функции мозга: память и внимание, мышление и восприятие. Регулярные тренировки помогают развиваться, улучшать эти показатели

Законы памяти

Развитие любого вида памяти у взрослых – процесс, зависящий не только от времени, потраченного на обучение эффективным методикам, но и от понимания законов памяти. Это опорные точки, которые помогут не заблудиться в лабиринте мыслительной деятельности.

Невозможно запомнить что-то непонятное.

Чтобы информация отложилась в мозгу надолго, ее необходимо осознать. Человек способен запоминать слова, значение которых он знает.

Ассоциативное мышление – помощник запоминания.

Ассоциативное восприятие построено на том, что новый образ вызывает из памяти уже существующий в сознании. Ассоциации могут строиться на смежности (зима и снег), контрасте (белый и черный) и других показателях, но для лучшего запоминания иногда требуется отключить логическое мышление в пользу фантазии. В памяти остаются ассоциации:

  • яркие, необычные, даже абсурдные;
  • эмоциональные (смешные, грустные, удивительные);
  • созданные с помощью всех органов чувств;
  • находящиеся в движении.

Обманите магическую семерку.

Ученый-психолог Миллер доказал, что кратковременная память способна вместить 7 плюс/минус 2 единицы данных. Как натренировать память, чтобы добиться улучшения этого показателя хотя бы вдвое? Все просто. Пропускайте мимо лишнее и группируйте необходимую информацию.

Настройтесь.

Не говорите: «У меня никудышная память». Скажите: «Я это обязательно вспомню».

Повторяйте правильно.

Развитие памяти и внимания у взрослых невозможно без умения правильно повторять выученное. Действенный алгоритм запоминания навсегда такой:

  • повторите информацию сразу после выучивания;
  • затем через 15-20 минут;
  • перед сном через 6-8 часов;
  • на следующий день;
  • через неделю;
  • через месяц.

Страшная правда или что происходит с памятью при взрослении

Взрослея и развиваясь, человек достигает своего пика когнитивных способностей, к которым так же относится и память, это происходит к 35 годам.

Так, между 30-33 годами память, мышление и внимание получают максимальное развитие, однако к 40 годам начинается снижение их функций. Пик творческой активности зависит от видов деятельности, которым занимается человек

Так математик, химик и физик ее достигают в 30-34, а медик и геолог — в 35-39 лет

Пик творческой активности зависит от видов деятельности, которым занимается человек. Так математик, химик и физик ее достигают в 30-34, а медик и геолог — в 35-39 лет.

Самыми долго и далеко идущими являются политики, психологи и философы, пик их творческой активности приходится на возраст от 40-55 лет.

Но мы же знаем людей (в том числе и выдающихся), которые и в 80 лет сохраняют юношеское мышление, отличную память и создают потрясающие вещи.

Если профессия человека связана с  творчеством, то взрослея, он не только ничего не забывает, но и наоборот, улучшает свою профессиональную память.

Самое интересное, что на сохранность и развитие нашей памяти влияет то, чем мы занимаемся, к чему стремимся, ищем ли новую информацию, хотим ли запомнить что-то новое.

Это поддерживает и развивает новые связи в головном мозге. Да, количество нейронов в головном мозге, за счет чего мы мыслим и запоминаем, к 80 годам уменьшается на 30 %, но процесс их образования и отмирания постоянен.

Самое важное — как мы используем «птицу феникс». Наращиваем ли мы новые связи между нейронами, пути, по которым можно обойти поврежденные нейроны, или нет

В мозге Эйнштейна их было обнаружено большое множество

Наращиваем ли мы новые связи между нейронами, пути, по которым можно обойти поврежденные нейроны, или нет. В мозге Эйнштейна их было обнаружено большое множество.

Вот эти полосочки между нейронами и есть нужные нам новые синаптические соединения. Поэтому в любом возрасте нужно заниматься памятью. Более того, эффективно заниматься развитием памяти и внимания всегда.

Взрослея человек приобретает огромный опыт, хранит его в памяти, это огромные объемы информаци. Поэтому он может и рассказать гораздо больше, чем это в состоянии сделать молодой человек.

Двигательная память

Моторная память имеет значение не только для танцоров или спортсменов, она актуальна для любого человека в процессе запоминания материала

Например, когда вы набираете текст на компьютере, обладая навыком быстрой печати, вы концентрируете свое внимание на информации, а не на попадание пальцами на нужные буквы, что значительно повышает уровень освоения и запоминания данных

Но наибольшее значение двигательная память имеет для людей, чья работа связана с выполнением  точных и сложных движений: хирургов, музыкантов, танцоров и др. Развить моторную память несколько сложнее, чем другие ее виды, понадобиться терпение и сила воли, но все же главное в этом деле, это практика.

Как развить моторную память:

  1. Если стоит цель приобрести определенный навык – придется повторять одно и тоже действие столько раз, пока оно не дойдет до «уровня рефлекса». Главное условие – выполнять алгоритм действий четко и правильно, сконцентрировавшись на информации или на самих действиях.
  2. Упражнение «Гриб-поляна»:

одна рука – это гриб, сожмите ее в кулак и вытяните перед собой

вторая рука – поляна, ладонь подставьте под воображаемый гриб.

Ваша задача – резко поменять руки, превратив гриб в поляну, а поляну в гриб, при этом плечи остаются на месте, задействованы предплечья, кисти и пальцы. С каждым разом ускоряйте движения.

  1. Вытяните руки перед собой и одновременно начните вращать в разные стороны. Как только начнет свободно получаться, поменяйте направление.

Уникальные упражнения

Очень важно подобрать те упражнения для развития памяти, которые не будут в тягость. Если человек страдает и находится в состоянии стресса, то занятия не принесут пользы

Специалисты разработали несколько эффективных упражнений:

  1. Таблицы Шульте. Они помогают освоить скорочтение, а также значительно улучшить память, развить внимательность и наблюдательность. Таблички представляют собой квадраты с 25 клетками, где в хаотичном порядке размещены цифры от 1 до 25. В уме нужно найти все цифры в правильном порядке. Сделать это требуется настолько быстро, насколько возможно. Каждую тренировку следует выбирать новую табличку. Похожий способ работает с предметами: требуется хаотично рассыпать около 10—20 разных мелких вещей, посмотреть пару мгновений на них, а затем перемешать и попытаться их правильно разложить.
  2. Кинолента. Суть этого метода состоит в том, чтобы каждый вечер попытаться вспомнить всё. что происходило за день. При этом рекомендуется вспоминать любые мелочи и детали: от телефонных звонков и перерывов на обед.
  3. Метод Айвазовского. Задача заключается в том, чтобы в течение нескольких минут смотреть на любой объект, а потом с закрытыми глазами попытаться представить все детали. Начинать стоит с простых предметов, а затем переходить на более сложные.
  4. Запоминание. Память можно натренировать точно так же, как и мышцы. Для этого рекомендуется заучивать наизусть стихи, отрывки из книг или монологи героев. Желательно даже не просто запоминать, а придумывать различные ассоциации. Информацию можно не только проговаривать, но и прописывать несколько раз, тогда будет задействована механическая и моторная память.
  5. Игра в отличия. Поиск расхождений на, казалось бы, одинаковых картинках — это отличное мнемотехническое упражнение.
  6. Аудирование.Хороший метод развивать память — это начать запоминать речь других людей, а затем её повторять.
  7. Слова наоборот. Для выполнения этого упражнения надо написать несколько слов, а затем, не глядя в записи, попытаться произнести их наоборот.

12 СЕКРЕТОВ СУПЕР ПАМЯТИ!!!

Watch this video on YouTube

Эффект края

Эффект края — такая закономерность памяти характерна при запоминании списков. Лучше всего запоминается информация в начале и в конце текста, либо события. К примеру, вернувшись вечером с работы, человек будет хорошо помнить утро и вечер своего дня, но не вспомнит значительную часть деталей в середине рабочего дня. Такой эффект применяется в разведке: ведя переговоры с человеком, незначительную информацию излагают в начале и в конце беседы

В середине разговора речь заходит о чем-то более важном. По итогу разведчик получает нужную информацию, а жертва не может вспомнить, о чем конкретно шла речь в середине беседы

Для пожилых

Тренировать память с помощью специальных упражнений надо и у пожилых людей. Улучшая её, они дольше сохраняют ясность и остроту ума, а также предупреждают развитие заболеваний, связанных с процессами старения, нарушением мозгового кровообращения и уменьшением интеллектуальной нагрузки.

После 50 лет психологи рекомендуют уделять упражнениям на развитие памяти не менее 30 минут в день.

«Большая неожиданность»

Смысл данного упражнения в том, чтобы ежедневно выполнять действия, которые ранее человеком освоены никогда не были. Например, сегодня 2-3 часа посвятить тому, чтобы разобраться в схемах вязания кружевных салфеток крючком и даже сделать несколько столбиков. Завтра выучить 10-20 слов на турецком языке. Послезавтра попробовать написать стихотворение. Т. е. не нужно ставить задачу, например, полноценно научиться работать лобзиком по дереву. Освоили несколько движений — и переходите к другой деятельности. Такое упражнение развивает многие отделы головного мозга, потому что заставляет его клетки восстанавливаться во время овладения новыми навыками. В том числе и память.

«Долой записи»

Не секрет, что пожилые люди часто пользуются списками, чтобы ничего не забыть: что нужно купить в магазине или аптеке, во сколько принимать лекарства, адреса и имена родных, близких и знакомых. Упражнение на развитие памяти заключается в том, чтобы постепенно отказываться от этих записей, заучивая их наизусть. Не нужно за один день пытаться запомнить все контакты из телефонной книжки. Выделите для этого конкретный временной промежуток — 3 дня или неделю. Затем переходите к следующему списку, а этот не забудьте регулярно вспоминать.

«Снова за партой»

Отличное упражнение, которое подойдёт для развития памяти у самых пожилых (после 70). Если начались провалы, не нужно выполнять что-то сложное, что только отнимет силы. Достаточно вспомнить школьную программу. Тренировка заключается в том, чтобы дважды в день в спокойной обстановке неспешным темпом вслух проговорить весь алфавит от А до Я. Его написанный вариант нужно держать где-то поблизости, чтобы в случае чего подсматривать (или пусть рядом кто-то подсказывает). Как только получится воспроизвести его весь без ошибки, следующий уровень сложности задания — так же медленно проговорить его в обратном порядке.

Упражнения для улучшения кровообращения головного мозга

Гимнастика для сосудов головного мозга нужна, если у человека диагностирована вегетососудистая дистония. Когда нарушена циркуляция крови, головной мозг испытывает кислородное голодание и становится неспособным активно и правильно работать.

Укрепить сосуды, доставить мозгу больше кислорода, нормализовать циркуляцию кровообращения помогают занятия танцами, йога, методика Ниши, простые движения руками, головой, ногами.

Легкая вибрация сразу после пробуждения, не вставая с постели, расширяет капилляры, выводит из организма шлаки. Для этого надо, лежа на спине, поднять прямо вверх ноги и руки, энергично потрясти ими минут 5. Активируются нервы, стимулирующие головной мозг.

Волны всем телом, как это делает плывущая рыба, тоже отлично активируют движение крови. Сев, повращайте головой в обе стороны, поочередно. Встав, помашите руками и ногами. Упражнения для сосудов — это любые движения: руками вверх, вниз, махи руками, сплетенными в замок, будто рубишь дрова, усиливают прилив крови к голове.

Ходить, бегать, прыгать через скакалку, танцевать полезно для укрепления сосудов головы.

Тренировка памяти (конкретные упражнения)

Все их легко включить в повседневную рутину.

  • Учить другой язык. Эта новая и неизвестная мозгу система стимулирует его, заставляя выходить из зоны комфорта. Вы двигаетесь по нарастающей: начинаете с азов и постепенно повышаете свой языковой уровень, давая мозгу равномерную и посильную нагрузку. А в качестве финальной награды выступает возможность постичь другую культуру изнутри, общаться с носителями языка, сдать на нем экзамен и получить работу. Это приводит к усиленной выработке дофамина — гормона удовлетворения и здоровой мотивации.
  • Подключать визуализацию. Например, если вам надо запомнить телефон или пин-код, представьте, как вы набираете эти цифры на клавиатуре смартфона, как двигаются пальцы и какие линии и знаки они при этом чертят.
  • Нарушать «автопилот». Полезно время от времени менять привычки — идти на работу другим маршрутом, чистить зубы непривычной для вас рукой, самому приготовить блюдо по новому рецепту.
  • Решать примеры в уме. Арифметические подсчеты отлично вводятся в повседневную жизнь — можно, например, подсчитывать выгоду, которую даст акция в магазине.
  • Описывать объекты. Выберите что-то, что у вас перед глазами — какой-то предмет интерьера. 30 секунд внимательно рассматривайте его, а затем отвернитесь и опишите предмет во всех мельчайших деталях.
  • 5+5. Сначала бросьте на стол пять спичек, нескольких секунд запоминайте, как они расположились. А затем, отвернувшись, воспроизведите эту же картину из других пяти спичек.
  • Запоминать предметы. Разложите на столе 10 разных вещей, перечислите за минуту (вслух), чем-нибудь закройте. А теперь назовите все. Со временем количество объектов можно и нужно увеличивать.
  • Действуйте вслепую. Походите по квартире с закрытыми глазами. Устройте себе такую «слепую» трапезу — даже вкусы откроются с новых сторон! Все это улучшает память и повышает навыки пространственного ориентирования
  • Стройте чертоги памяти. Представьте хорошо знакомое вам помещение. Выберите несколько предметов, которые станут вам «якорями», и привяжите к ним любые ассоциации. Например, продукты из списка покупок. Как только «нанижете» все эти объекты на «крючки» (тумбочку, лампу, ручку окна и пр.), этот перечень уже невозможно будет забыть!