Содержание
- Содержание уведомления
- Симметричные корректировки сделок
- Контроль сделок между взаимозависимыми лицами
- Уведомление о контролируемых сделках в 2017 году: кто отчитывается?
- Тезисно
- Как понять, что сделка «контролируемая»?
- Права и обязанности налогоплательщика
- Сделки, приравненные к контролируемым
- Раздел 1Б
- Коды контролируемых сделок
- Как определить количество разделов 2 или 3
- Заполняем разделы 2 и 3: на что обратить внимание
- Как ФНС контролирует уровень цен по сделкам?
- Как получить одобрение сделки
- Информация о контролируемых сделках
Содержание уведомления
Напомним, что форма рассматриваемого документа утверждена Приказом ФНС России N ММВ-7-13/524@. Этим же Приказом установлен Порядок заполнения формы уведомления о контролируемой сделке (далее — Порядок). В разд. II Порядка определена структура уведомления. Данная форма отчетности состоит из титульного листа и четырех разделов:
- разд. 1А «Сведения о контролируемой сделке (группе однородных сделок)»;
- разд. 1Б «Сведения о предмете сделки (группы однородных сделок)»;
- разд. 2 «Сведения об организации — участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок)»;
- разд. 3 «Сведения о физическом лице — участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок)».
В разд. 1А уведомления налогоплательщик отражает сведения по каждой контролируемой сделке (группе однородных сделок). Если уведомление представляется в отношении нескольких неоднородных сделок, то разд. 1А заполняется в отношении каждой такой сделки (п. 4.1 Порядка). В п. 010 этого документа указывается порядковый номер сделки согласно уведомлению. Сколько разд. 1А будет содержать уведомление, о стольких контролируемых сделках, совершенных в течение года, отчитывается налогоплательщик.
Обратите внимание, что хозяйствующий субъект должен представить в налоговый орган одно уведомление за календарный год, в котором отражаются все совершенные им в этом году контролируемые сделки, указанные в ст. 105.14 НК РФ (Письма Минфина России от 06.02.2013 N 03-01-18/2646, от 25.01.2013 N 03-01-18/1-14, от 27.12.2012 N 03-01-18/10-198)
Информация, которую налогоплательщик должен отразить в разд. 1А уведомления, позволяет составить представление о контролируемой сделке (группе однородных сделок), ее сторонах, основаниях отнесения к контролируемым, методах и принципах ценообразования.
Отметим: некоторые показатели уведомления (взаимозависимость, методы ценообразования, источник информации, используемой налогоплательщиком) для заполнения не обязательны. Эти сведения являются справочными и указываются по желанию плательщика. Минфин России в Письме от 28.11.2011 N 03-01-07/5-14 подчеркнул, что в уведомлении о контролируемых сделках налогоплательщик не обязан раскрывать информацию об использованных методах ценообразования, поскольку это не предусмотрено Налоговым кодексом.
В п. п. 300 — 311 уведомления указывается информация о суммах полученных доходов и произведенных расходов у сторон контролируемой сделки (группы однородных сделок). Продавец товаров (работ, услуг) заполняет строки 300, 301, в которых показывает доходы по сделке (группе сделок). Покупателям в строках 310, 311 предлагается указать сумму расходов (убытка) по контролируемой сделке (группе сделок). Причем строки 301 и 311 заполняются при условии, что цены сделок подлежат регулированию с учетом особенностей ст. 105.4 НК РФ.
Следует подчеркнуть, что доходы, отражаемые по строке 300 уведомления, определяются по правилам бухгалтерского учета (п. 4.19 Порядка).
В разд. 1Б уведомления указываются сведения об обязательствах, являющихся предметом сделки (п. 5.1 Порядка). Здесь раскрывается информация об операциях с предметом исполнения сделки (отгрузка товаров, выполнение работ, оказание услуг, совершение операций с иным объектом гражданских прав) при исполнении обязательств, возникших в результате контролируемой сделки (группы однородных сделок), сведения о которой приведены в разд. 1А. При этом для каждой операции заполняются п. п. 030 — 150 разд. 1Б. Если сведения в отношении предмета исполнения контролируемой сделки (группы однородных сделок) не представляется возможным привести на одной странице, то заполняется необходимое количество страниц.
В п. 010 разд. 1Б указывается порядковый номер контролируемой сделки, присвоенный налогоплательщиком, он должен соответствовать строке 010 разд. 1А (п. 5.2 Порядка).
В разд. 1Б уведомления отражаются наименование предмета сделки, номер договора, место и дата совершения сделки, место отгрузки и другая информация о предмете контролируемой сделки (группы однородных сделок). В строках 120 — 140 разд. 1Б указываются количественные и суммовые показатели сделки: количество, цена (тариф) за единицу измерения, итоговая стоимость без учета НДС, акцизов, пошлин.
Если правильно заполнять разд. 1А и 1Б, то сумма доходов, указываемая по строке 300 разд. 1А, будет равна сумме показателей, отраженных в п. 140 разд. 1Б, относящихся к данному разд. 1А.
В разд. 2 и 3 уведомления должна быть отражена информация о контрагенте по контролируемой сделке — организации или физическом лице.
Симметричные корректировки сделок
Это достаточно новое понятие в НК РФ, связанное исключительно с контролируемыми сделками. Суть его в следующем. Если в результате проверки контролируемой сделки произошло доначисление налогов по одной организации, вторая организация имеет право на проведение симметричной корректировки налоговой базы. Иными словами, вторая сторона может отразить сделку не по ценам, указанным в договоре, а по рыночным ценам, выявленным в результате проверки.
При этом необходимо соблюдение следующих условий:
- Обе организации являются российскими и применяют общую систему налогообложения.
- Организация, по которой проводилась проверка, и которой доначислили налоги, возникшую задолженность по налогам погасила.
- Расходы, которые по рыночным ценам симметрично отражает второй участник сделки, не относятся к нормированным расходам в рамках главы 25 НК РФ.
Контроль сделок между взаимозависимыми лицами
Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (контроль сделок между взаимозависимыми лицами) представляет собой проверку полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением контролируемых сделок между взаимозависимыми лицами.
Проводится налоговым органом в отношении налогоплательщика, являющегося одной из сторон контролируемой сделки, совершаемой взаимозависимыми лицами.
Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени:
1. Перечень оснований, по которым лица признаются взаимозависимыми, не является закрытым. Суд может признавать лица взаимозависимыми, если отношения между ними могут оказывать влияние на условия и результаты совершаемых ими сделок.
2. Сделки между взаимозависимыми лицами называются контролируемыми.
3. Основанием для принятия решения о проведении проверки в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами могут быть уведомление о контролируемых сделках или извещение налогового органа, проводящего налоговую проверку.
4. Решение о проведении проверки выносится не позднее двух лет со дня получения уведомления или извещения. ФНС должна сообщить налогоплательщику о проведении проверки в течение трех рабочих дней со дня принятия такого решения.
5. В ходе контроля сделок между взаимозависимыми лицами налоговый орган может истребовать документы у проверяемой компании и ее контрагентов, а также осуществлять выемку документов и предметов.
6. В ходе проверки проверяется полнота исчисления и уплаты налога на прибыль, НДФЛ, НДПИ, НДС.
7. ФНС вправе проверять контролируемые сделки за 3 года, предшествующие году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
8. По общему правилу срок проверки не должен превышать шести месяцев, но в исключительных случаях он может быть продлен.
9. ФНС не может проводить две и более проверки в отношении одной контролируемой сделки за один и тот же календарный год. Исключение — повторные проверки, проводимые в случае представления налогоплательщиком уточненной декларации.
10. Проверяющими в последний день проверки составляется справка, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения.
Основные параметры мероприятия приведены в таблице 1.
Таблица 1.
Контроль сделок между взаимозависимыми лицами. Основные параметры мероприятия
№ п/п |
Параметр мероприятия |
Значение параметра мероприятия |
1 |
Норма, которой регулируется |
Глава 14.5 НК РФ |
2 |
В отношении кого проводится |
Налогоплательщиков в связи с совершением ими контролируемых сделок с взаимозависимыми лицами |
3 |
Документ, которым инициируется |
Решение руководителя (заместителя руководителя) ФНС о проведении проверки |
4 |
Кем проводится |
Должностными лицами ФНС |
5 |
Место проведения |
По месту нахождения ФНС |
6 |
Срок проведения |
Не более 6 месяцев, может быть продлен до 12 месяцев |
7 |
Документы, которые исследуются в ходе проведения мероприятия |
Документы о деятельности налогоплательщика (лиц), совершившего контролируемую сделку (группу однородных сделок), связанной с этой сделкой. Сведения об использованных методах определения цен (в случае использования налогоплательщиком методов, предусмотренных главой 14.3 НК РФ) |
Схема порядка проведения выездной проверки представлена на рисунке 1.
Уведомление о контролируемых сделках в 2017 году: кто отчитывается?
Заполненный документ предоставляют все налогоплательщики, совершившие в отчетном году сделки, попадающие под определение контролируемых. Фактически, подобные сделки делятся на две условные группы: сделки между взаимозависимыми участниками и сделки, которые приравниваются к взаимозависимым.
К первой группе относят сделки между резидентами, если выполняется хотя бы один из критериев:
- за отчетный год объем сделок между взаимозависимыми резидентами в совокупности составил более 1 млрд. рублей;
- ценовой объем сделок составил более 100 млн. рублей, но одна из сторон ведет экономико-хозяйственную деятельность, применяя упрощенный режим налогообложения (ЕНВД или ЕСХН), а при этом второй участник экономических взаимоотношений работает без применения специальных режимов;
- ценовой объем сделок составил более 60 млн. рублей, но один из участников обязан выплачивать НДПИ, а предмет сделки при этом – полезное ископаемое, которое добывается резидентом и облагается налогом по процентной ставке;
- стоимостной объем сделок составил более 60 млн. рублей, но одна из сторон экономических взаимоотношений освобождена от налоговых обязательств на полученную прибыль в связи с тем, что участвует в проекте «Сколково» или подобном инвестиционном проекте субъектов РФ;
- объем доходов по сделкам составляет более 60 млн. рублей, но один из участников находится в экономической зоне, которая подразумевает льготную систему обложения налоговым бременем получаемой прибыли (в сравнении с общепринятых условий налогообложения в конкретном субъекте России);
- объем дохода по сделкам превышает 60 млн. рублей, но в связи с тем, что один из участников – обладатель лицензии на использование недр морского месторождения или оператор на нем, а налоговая база у этой стороны определяется исходя из ст. 275.2 Налогового Кодекса, в том числе и прибыль от этих сделок, их следует включить в отчет.
Экономические отношения, приравненные к взаимозависимым, учитываются при заполнении уведомления о контролируемых сделках, если привлекается дополнительная сторона-посредник, которая является невзаимозависимой. Этот участник сделки выполняет только организационные функции – предоставляет возможность производства работ или оказания услуг между взаимозависимыми лицами. Он ничем не рискует. Подобные сделки не зависят от объема доходной части.
Дополнительно, контролируемыми сделками являются экономические взаимоотношения касательно внешней торговли. В ФНС необходимо подавать информацию о внешнеторговых сделках, когда их предметом являются минеральные удобрения, драгоценные металлы и камни, нефть и товары, переработанные из нее, а также металлы, а объем дохода по ним с одним контрагентом составил более 60 млн. рублей за год.
Также контролируются сделки, когда партнеры невзаимозависимые, но один из участников отношений является резидентом одного из государств, утвержденных списком Приказа Минфина № 108н от 13 ноября 2007 года (контролируются также сделки с представителями таких контрагентов на территории России). Объем дохода, попадающего под контроль, в этом случае, должен превысить 60 млн. рублей.
Тезисно
- В 2020 году существенно изменились критерии контролируемых сделок. Лимит годовых доходов в отношении российских компаний теперь 1 млрд руб., иностранных — 60 млн руб.
- Проверяются неоднократные сделки, имеющие черты контролируемых, с участием посредников. Лимит по ним такой же, как для иностранных фирм.
- Доходы рассчитываются, как предписывает гл. 25 НК РФ. Проверки на соответствие сделок ценам рынка проводятся по методике из ст. 105.7 НК РФ.
- Хозяйствующие субъекты должны информировать фискальные органы о сделках такого рода. ФНС правомочна запрашивать материалы по сделке и проверять их. Если выявится, что налоги уплачивались неполно, штраф составит 40% от недоплаченной суммы и не меньше 30 тыс. руб.
- Существуют сделки, имеющие признаки контролируемых, но к ним не относящиеся. Признаки контролируемых и неконтролируемых операций содержит ст. 105.14 НК РФ.
Как понять, что сделка «контролируемая»?
НК РФ содержит понятие контролируемых сделок и критерии, по которым сделки относят к таковым. Так, контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми и приравненными к ним лицами при соблюдении определенных условий (ст. 105.1,105.2, 105.14 НК РФ). Критерии для определения взаимозависимости приведены в ст. 105.1 НК РФ. Подробно мы писали о них в статье.
Для удобства тестирования сделок компании на признаки «контролируемости» в 2021 году, необходимую информацию представим в виде таблицы:
Тестируемые сделки | Критерии признания сделок контролируемыми в 2021 году | Основание | |
---|---|---|---|
1. Сделки между взаимозависимыми лицами | |||
Любые сделки с участием взаимозависимых лиц — резидентов РФ | Стороны сделки применяют разные ставки по налогу на прибыль (за исключением ставок, предусмотренных п. п. 2 — 4 ст. 284 НК РФ). Речь о ставках, применяемых к прибыли от деятельности, в рамках которой заключена сделка. |
Сумма доходов за год по сделкам с 1 контрагентом превышает 1 млрд руб. |
пп.1 п.2, п.3 ст.105.14 НК РФ |
Предмет договора — добытое полезное ископаемое. Сторона договора — добывающая компания, исчисляющая НДПИ по ставке, установленной в процентах. |
пп.2 п.2, п.3 ст.105.14 НК РФ | ||
Хотя бы одно из участвующих лиц применяет ЕСХН. При этом другое участвующее лицо/ одно из других участвующих лиц не применяет ЕСХН. |
пп.3 п.2, п.3 ст.105.14 НК РФ | ||
Одна из сторон договора пользуется освобождением от уплаты налога на прибыль. | пп.4 п.2, п.3 ст.105.14 НК РФ | ||
Одновременно выполняются 2 условия:
|
пп.6 п.2, п.3 ст.105.14 НК РФ | ||
Хотя бы одно из участвующих лиц является резидентом «Сколково» либо участником проекта по закону от 29.07.2017 № 216-ФЗ «Об инновационных научно-технических центрах» и пользуется освобождением от уплаты НДС по ст. 145.1 НК РФ. |
пп.8 п.2, п.3 ст.105.14 НК РФ | ||
Одно из участвующих лиц пользуется инвестиционным налоговым вычетом по налогу на прибыль, предусмотренным ст. 286.1 НК РФ. |
пп.9 п.2, п.3 ст.105.14 НК РФ | ||
Одно из лиц является плательщиком налога на дополнительный доход от добычи углеводородов. Доходы или расходы по проверяемому договору влияют на размер налога. | пп.10 п.2, п.3 ст.105.14 НК РФ | ||
Сделки с взаимозависимыми лицами, где одна из сторон нерезидент РФ | Операции, если сумма доходов по сделкам за соответствующий календарный год превышает установленный предел |
Сумма доходов по сделкам с 1 контрагентом за год превышает 60 млн руб. |
п.1, п.3 ст.105.14 НК РФ |
2. Иные сделки, приравненные к взаимозависимым | |||
Сделки с участием посредников |
Взаимозависимых продавца и покупателя связывает посредник или цепочка посредников. При этом:
|
Сумма доходов по сделкам с 1 контрагентам за год превышает 60 млн руб. |
пп.1 п.1, п.3 ст.105.14 НК РФ |
Внешнеторговые сделки |
Предмет договора — товар мировой биржевой торговли с кодом товарной номенклатуры ВЭД из перечня, утверждаемого Минпромторгом России. В действующий Перечень, утв. приказом Митпромторга от 28.04.2018 № 1714 входит 42 позиции из товарных групп нефть и товары, вырабатываемые из нефти, цветные металлы, драгоценные металлы. |
пп.2 п.1, п.3, п.5, п.6 ст.105.14 НК РФ | |
Сделки с резидентами оффшорных зон | Одно из участвующих лиц базируется в оффшорной зоне. Перечень оффшоров указан в приказе Минфина от 13.11.2007 года № 108н. | пп.3 п.1, п.3 ст.105.14 НК РФ |
Внимание! В п.4 ст. 105.14 НК РФ приведен перечень сделок, которые даже при соблюдении вышеприведенных условий НЕ относятся к контролируемым. С исключениями из правил о контролируемых сделках можно ознакомиться в этом материале
Кстати, по заявлению ФНС в судебном порядке иные сделки, не поименованные в таблице, могут быть признаны контролируемыми, если будут достаточные основания считать, что они является частью группы однородных сделок, совершенных в целях создания искусственных условий чтобы сделка не отвечала признакам контролируемой (п. 10 ст. 105.14 НК РФ, письма Минфина от 22.05.2015 года № 03-01-18/29892, ФНС от 30.08.2012 года № ОА-4-13/14433@).
Права и обязанности налогоплательщика
Действующее налоговое законодательство РФ представляет контролируемую сделку как особую форму сделок, в которой основным предметом контроля является ее непосредственная стоимость. Данная форма сделок преследует главную цель – обеспечение максимального контроля процедур исчисления и уплаты налогов при возникновении правовых отношений между взаимозависимыми лицами.
Во время непосредственного проведения и участия в контролируемых сделках, у физических лиц, выступающих в роли налогоплательщиков, появляются определенные права и обязанности.
Уведомление происходит по месту регистрации налогоплательщика. Установленные налоговые нормы предполагают, что форма, содержащая данные сведения, обязательно должна быть письменной.
В основной список прав налогоплательщиков во время их участия в контролируемых сделках, можно включить следующие:
- своевременная уплата налогов и сборов, точные размеры которых устанавливаются действующими налоговыми нормами;
- право уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль, а также перечисление НДС за те временные периоды, которые заканчиваются в течение одного календарного года;
- право самостоятельного корректирования налоговой базы, и внесения туда требующихся дополнений, самостоятельный подсчет и доплата налогов в том случае, если по причине несоответствия цен произошло занижение налоговой базы. При этом все необходимые корректировки должны быть осуществлены одновременно в тот момент, когда происходит представление декларации по налогу на прибыль.
Сделки, приравненные к контролируемым
1.1. Сделки с участием посредников (третьих лиц, не признаваемых взаимозависимыми), которые не выполняют в сделках никаких дополнительных функций, кроме организации перепродажи товаров (работ, услуг) между двумя взаимозависимыми лицами.
Такие посредники не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации перепродажи, т.е. служат для организации формального документооборота. Суммовые ограничения к величине доходов по таким сделкам за календарный год для целей признания их контролируемыми НК РФ не установлены (см. письмо Минфина России от 17.07.2013 N 03-01-18/27876)
1.2. Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли, если предметом таких сделок являются:
- нефть и товары, выработанные из нефти;
- черные металлы;
- цветные металлы;
- минеральные удобрения;
- драгоценные металлы и драгоценные камни.
Коды перечисленных товаров в соответствии с ТНВЭД можно узнать из Приказа Минпромторга России от 30.10.2012 N 1598 «Об утверждении Перечня кодов товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, сделки в отношении которых признаются контролируемыми в соответствии со статьей 105.14 НК РФ» (письмо Минфина России от 27.01.2015 N 03-01-18/2657).
Суммовые ограничения к величине доходов — размер доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 млн. руб.
Сделки, одной из сторон которых является лицо, зарегистрированное офшорной зоне (в т.ч. и постоянные представительства российских организаций в оффшорах). Список государств и территорий, являющихся офшорными зонами, утвержден приказом Минфина России от 13.11.2007 N 108н (ред. от 02.10.2014) «Об утверждении Перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)».
Такие сделки признаются контролируемыми, если сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 млн. руб.
Раздел 1Б
Тут число заполняемых блоков находится в прямой зависимости от предыдущего раздела. Связано это с тем, что он является дополнительным, и сюда вносится информация о выполненных работах или оказанных услугах, поставках товарно-материальных ценностей, отгрузках-погрузках и т.п.
В этой части документа прописывается:
- ссылка на договор, в ходе исполнения которого совершилась та или иная сделка (номер и дата заключения);
- место сделки;
- количество товаров;
- цена за одну единицу;
- полная стоимость контролируемой сделки.
При этом приплюсовывать проходящие по одной контролируемой сделке товары друг к другу нельзя, они должны быть указаны отдельно.
Коды контролируемых сделок
В разделе 1А Уведомления указываются сведения по каждой контролируемой сделке в отчетный период или по совокупности однотипных сделок, кроме того указывается информация о финансовых условиях данных сделок. Заполнять нужно столько листов раздела 1А, сколько было заключено сделок (или совокупности однотипных сделок). При заполнении Уведомления применяются различные коды, которые приведены в приказе ФНС от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524 @.
Так в пунктах 121 – 124 и в пунктах 131 – 135 в каждом поле Уведомления указывается соответствующая цифра по коду основания отнесения сделки к контролируемой согласно статье 10514 НК РФ в соответствии с приложением № 1
Код основания отнесения сделки к контролируемой
Код | Наименование |
121 | Сделка между взаимозависимыми лицами |
122 | Сделка в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли (подпункт 2 пункта 1 статьи 105 14 НК РФ) |
123 | Совокупность сделок по реализации (перепродаже) товаров (работ, услуг), совершаемых с участием посредников, не являющихся взаимозависимыми (с учетом особенностей, предусмотренных этим подпунктом) (подпункт 1 пункта 1 статьи 105 14НК РФ) |
124 | Сумма доходов по сделкам между взаимозависимыми лицами за соответствующий календарный год превышает 1 млрд. рублей (подпункт 1 пункта 2 статьи 10514 НК РФ) |
131 | Сумма доходов по сделкам между взаимозависимыми лицами за соответствующий календарный год превышает 1 млрд. рублей (подпункт 1 пункта 2 статьи 105 14НК РФ Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения») |
132 | Хотя бы одна из сторон сделки между взаимозависимыми лицами является налогоплательщиком налога НДПИ, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах, и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для указанной стороны сделки объектом налогообложения налогом НДПИ, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах (подпункт 2 пункта 2 статьи 105 14НК РФ) |
Как определить количество разделов 2 или 3
Количество уникальных экземпляров разделов 2 или 3 рассматриваемого документа в общем сценарии должно быть равным числу разделов 1Б (при том, что их не может быть меньше, чем разделов 1А).
При этом основными критериями установления количества всех типов разделов следует считать:
- количество отдельных «контролируемых» договоров;
- количество групп однородных сделок (по разным контрактам);
- количество отдельных сделок по одному договору.
Факт заключения договора или группы договоров по однотипным правоотношениям отражается в разделе 1А, соответствующего договора или отдельного договора в рамках группы — в разделе 1Б (соответственно, и в части 2 или 3 в количестве, равном числу разделов 1Б).
Изучим подробнее принципы фиксации в уведомлении о контролируемых сделкахинформации об однообразных правоотношениях.
Заполняем разделы 2 и 3: на что обратить внимание
Если налогоплательщик заключил сделку с контрагентом в статусе юрлица, то для этой сделки он должен заполнить раздел 2 уведомления. Если контракт подписан с контрагентом в статусе физлица, заполняться должен раздел 3 уведомления. Структура разделов 2 и 3 практически идентична.
В графе 015 раздела 2 или 3 должна быть зафиксирована та же цифра, что указана в графе 050 раздела 1Б. Это порядковый номер контрагента. Налогоплательщик определяет его самостоятельно, например, исходя из очередности заключения договоров.
Аналогично в графе 010 раздела 2 или 3 фиксируется та же цифра, которая указана в графе 010 раздела 1А. Она соответствует порядковому номеру сделки и также определяется налогоплательщиком самостоятельно.
В общем случае количество листов раздела 2 или 3 соответствует количеству листов разделов 1А и 1Б. На практике количество контролируемых сделок и контрагентов у фирмы может быть очень большим, поэтому указание в документе каждой отдельной сделки может быть процессом исключительно трудоемким.
Но у налогоплательщиков есть возможность отражать в уведомлении однотипные сделки — и это существенное подспорье для них с точки зрения экономии времени. Однако на то, чтобы объединить сделки в одну группу, у фирмы должны быть веские основания.
Изучим основные критерии отнесения сделок, фиксируемых в уведомлении, к однотипным.
Как ФНС контролирует уровень цен по сделкам?
Ценовой аспект – самый важный. Поскольку цена влияет на размер дохода или расходов, которые предприятие учитывает при определении базы налогообложения. Это влияет на величину налога на прибыль, а также на возможный размер возмещения по НДС.
Как уже было сказано, ФНС может в любой момент запросить дополнительные документы по обоснованию цены. Это ее право. Но есть определенный перечень условий, когда сама организация обязана предоставить такое аргументирование.
В процессе контроля используются пять методов (тестов):
- Сопоставимость рыночных цен. Это приоритетный метод проверки. Исключение – когда компания закупает товар для перепродажи. Суть проста: нужна узнать цену конкурентов, то есть организаций, не зависящих от объекта проверки. Если цена находится в подобном диапазоне, то хорошо. Если есть существенная разница, то повод задуматься.
- Цены последующей реализации. Способ применим при условии, что компания не имеет на балансе нематериальных активов. Суть заключается в том, что рентабельность фирмы после реализации товара в рамках контролируемой сделки сравнивается с уровнем рентабельности на рынке.
- Затратный метод. Принципиальная разница, что изучаются не доходы и цена, а именно затраты компании. И их уровень сравнивается с обще рыночным. Такой способ применяется зачастую к подрядным организациям и фирмам, выполняющих определенную работу, предоставляющих услуги.
- Сопоставимость рентабельности. Достаточно простой метод: рассчитывается уровень рентабельности и сравнивается с участниками, которые не зависят от объекта проверки.
- Распределение прибыли. Применение метода возможно при условии, что на балансе фирмы есть нематериальные активы.
В любом случае задача органа контроля понять, реальна и объективна цена или нет. Если в ходе проверки выявят факт заниженной стоимости, то это повлечет доначисления.
Инспекция определит реальную величину и исходя из нее вычислит налог на прибыль. Но придется не только заплатить налог. Также выпишут штраф з от 30 000 рублей минимум. Максимальный – 40 % от суммы доначислений.
Кстати, закон не запрещает налогоплательщику самостоятельно определить рыночную цену. Если данный факт обнаружила компания, один из участников сделки, он определяет рыночную стоимость и проводит корректировку. Так он избежит штрафных санкций.
Сложность заключается и в том, что учреждение должно обосновать выбор конкретного метода расчета. Если доводы будут не обоснованы, ИФНС может применить любой другой метод (на их взгляд, более приемлемый). И тогда она сможет все равно изменить сумму налога к уплате.
Как получить одобрение сделки
Один и тот же генеральный директор может управлять неограниченным количеством юридических лиц и заключать неограниченное количество сделок. Налоговые риски несут только нерыночные цены и другие финансовые условия в сделках.
Если гендиректор не единоличный орган управления, он должен сообщить участникам общества информацию о юрлицах, в которых занимает руководящую должность, и сделка должна быть одобрена общим собранием участников, не заинтересованных в сделке.
Если цена сделки не превышает 2% от стоимости имущества компании, сделку может одобрить совет директоров (п. 7 ст. 45 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).
Сами по себе сделки между взаимозависимыми сторонами не являются незаконными, но при условии если в них соблюдены те же условия, что и в сделках между не связанными друг с другом физическими или юридическими лицами (п. 1 ст. 105.3 НК РФ).
К условиям относится не только цена сделки, но и правила передачи товара, отсрочка или рассрочка платежа, правила страхования
Если в результате нерыночных условий одна из сторон несет лишние расходы и недополучает доходы, эти сделки могут привлечь внимание налоговой, потому что такие доходы должны учитываться для условий налогообложения
Информация о контролируемых сделках
Внутрироссийские сделки с взаимозависимыми лицами
^К началу страницы В соответствии с пунктом 2 статьи 105.14 НК РФ сделка между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которой является Российская Федерация, признается контролируемой (если иное не предусмотрено пунктами 3, 4 и 6 статьи 105.14 НК РФ) при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
- стороны сделки применяют разные ставки по налогу на прибыль организаций (за исключением ставок, предусмотренных пунктами 2 — 4 статьи 284 НК РФ) к прибыли от деятельности, в рамках которой заключена указанная сделка;
Указанный пункт применяется в отношении сделок, совершенных в 2019 году и последующие годы, вне зависимости от даты заключения соответствующего договора.
одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах, и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для указанной стороны сделки объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах;
хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком, применяющим один из следующих специальных налоговых режимов: систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) или систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности), при этом в числе других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанные специальные налоговые режимы;
одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций;
Указанный пункт применяется в отношении сделок, совершенных в 2019 году и последующие годы, вне зависимости от даты заключения соответствующего договора.
сделка удовлетворяет одновременно следующим условиям:
- одна из сторон сделки является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 НК РФ, и учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 275.2 НК РФ;
- любая другая сторона сделки не является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 НК РФ, либо является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 НК РФ, но не учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 275.2 НК РФ;
- хотя бы одна из сторон сделки является исследовательским корпоративным центром, указанным в Федеральном законе «Об инновационном (далее в Кодексе — исследовательский корпоративный центр), либо участником проекта в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2021 года N 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», применяющими освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость в соответствии со статьей 145.1 части второй НК РФ;
- хотя бы одна из сторон сделки применяет в течение налогового периода инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организаций, предусмотренный статьей 286.1 НК РФ;
- хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья и доходы (расходы) по такой сделке учитываются при определении налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.
Указанный пункт применяется в отношении сделок, совершенных в 2019 году и последующие годы, вне зависимости от даты заключения соответствующего договора.
Для внутрироссийских сделок между взаимозависимыми лицами, указанных в пункте 2 статьи 105.14 НК РФ, предусмотрено пороговое значение суммы доходов по сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами), при превышении которого за соответствующий календарный год сделки между этими лицами признаются контролируемыми
1 млрд. руб. Сумма доходов по сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год после превышения которой, сделки с эти лицом признаются контролируемыми (абзац второй пункта 3 статьи 105.14 НК РФ).
Сумма доходов по сделкам за календарный год определяется путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учетом порядка признания доходов, установленных главой 25 НК РФ.