Как научиться быстро читать и запоминать прочитанное

Содержание

Советы психологов

6 советов от психологов, о том, как улучшить и развить память.

Совет №1. Следите за питанием

Рацион должен быть сбалансированным и питательным

Особое внимание уделите тем продуктам, которые улучшают память

Например, по мнению исследователей из американского Центра изучения болезни Альцгеймера, к ним относятся яйца, мята, рыба, грецкие орехи, горький шоколад, брокколи, шпинат, помидоры, авокадо, бананы, цельнозерновой хлеб.

Совет №2. Занимайтесь спортом

Спорт улучшает настроение и укрепляет память. Причем вдвойне полезно устраивать физические разминки непосредственно перед интеллектуальными нагрузками.

В 2013 году исследователи К. Л. Хоган, Ю. Мата и Л. Л. Карстенсен провели эксперимент, в ходе которого выяснили, что тренировки улучшают память как у молодых людей, так и у стариков.

Совет №3. Избегайте перегрузок

По данным портала Инвитро провалы в памяти, забывчивость и проблемы с усвоением информации могут быть связаны со стрессом, усталостью, психоэмоциональным, интеллектуальным или физическим перенапряжением.

Не лишайте себя полноценного сна, обеда, отдыха и пятиминуток для отдыха в процессе работы.

Законы Паркинсона (в Примерах) — Как их применять в жизни

Как улучшить память и внимание: 19+ способов, 17 упражнений и Советы психолога

Интеллект карты: Пошаговое руководство, Примеры и онлайн сервисы

Знаменитые Техники скорочтения и упражнения (+инструкции)

28+ Способов как настроиться на работу после выходных и когда не хочется

Совет №4. Заботьтесь о здоровье

Высыпайтесь и своевременно лечите соматические заболевания и избавляйтесь от психологических проблем.

Во сне мозг обрабатывает полученную за день информацию и «раскладывает ее по полочкам»: то, что не нужно, забывается, новое и нужное присоединяется к уже известному, а если базы нет, то кладется в новый «ящик».

Французские исследователи определили, что сон между тренировками по запоминанию информации способствует лучшему усвоению материала (2016 год).

Совет №5.Откажитесь от вредных привычек

В 2010 году Стивен Хейшман вместе с командой исследователей экспериментально доказал вред сигарет и наркотиков для работы памяти.

А в 2013 году ученые из Университетского колледжа Лондона выяснили, что курение и алкоголь разрушают мозг и ухудшают память.

Кроме этого, в процессе выполнения какой-либо когнитивной задачи мозг человека с вредной привычкой испытывает серьезные перегрузки.

Совет №6. Читайте бумажные книги

При чтении с монитора скорость снижается на 30%, а также материал хуже усваивается, глаза быстрее устают.

Кроме этого, в электронных изданиях зачастую не выражена структура. А если вы читаете бумажную книгу, то можете запоминать информацию еще и визуально: «Ага, третья строка сверху на 10 странице», «Это было где-то внизу и ближе к середине».

В заключении

Мозг стареет вместе со всем организмом. В старости меняется нейрохимический баланс, нейроны дольше и сложнее группируются. Это приводит к проблемам с памятью. Однако при регулярных тренировках, систематических интеллектуальных нагрузках и здоровом образе жизни можно замедлить старение мозга.

Что касается детей, подростков и молодых людей (рассматриваем здоровых граждан), то они при помощи тренировок памяти могут добиться выдающихся результатов, стать настоящими гениями.

Мы разобрали самые лучшие методы, но вы можете выбрать из них несколько подходящих именно вам. Помните, мы говорили, что люди бывают разных типов в зависимости от ведущего канала восприятия? Определите свой тип (например, через этот тест) и выберите те техники, которые нравятся больше всего.

Визуалам лучше подчеркивать важное в тексте, делать зарисовки, представлять прочитанное.
Аудиалам лучше читать материал вслух, записывать на диктофон и потом слушать.
Кинестетикам нужно придумать чувственные образы.
Дигиталу рекомендуется составлять планы и схемы, таблицы, другие логические структуры.

8 полезных советов, как выучить английский текст с первого раза

1. Перескажите другому.

При пересказывании прочитанного материала скорость запоминания увеличивается в 4 раза. Во время такого рассказа нейроны мозга работают гораздо эффективнее, поэтому весь материал откладывается в промежуточной памяти.

2. Работайте по принципу 20\5 или 45\15.

Мозг не может постоянно усваивать новую информацию, ему требуется перерыв. Для оптимального распределения времени на обучение и отдых можно использовать методики 20\5 (20 минут на учебу и 5 минут на перерыв) или 45\15 (45 минут на учебу и 15 минут на перерыв). При таком подходе происходит равномерная нагрузка, поэтому продуктивность работы и усвоения нового материала увеличивается.

3. Прочитайте текст с выражением, или используя разную высоту голоса.

Представьте себя актером, пересказывающим текст по ролям. Проговорите одну часть материала шепотом, другую — громко, третью — басом и т.д. Попробуйте пересказывать материал, меняя настроение: то радостно, то грустно, то меланхолично.

4. Не сидите на одном месте.

Сопровождая освоение материала хождением по комнате, вы сможете быстрее выучить английский текст. Как было доказано учеными, ходьба улучшает этот процесс.

5. Учите утром.

Вне зависимости от вашего ритма и образа жизни, мозг продуктивнее воспринимает информацию утром или сразу после пробуждения. Поэтому лучше отложить изучение английского текста на утренние часы, ведь такая нагрузка перед сном может не только оказаться малоэффективной, но и навредить спокойному отдыху.

6. Устали — смените обстановку.

Нередко люди стремятся выучить английский текст, не давая отдыха мозгу. В ответ они получают перенапряжение и снижение продуктивности. Чтобы мозг лучше усваивал информацию, ему необходимо давать отдых и время от времени менять обстановку.

7. Используйте возможности своего мозга.

Каждый человек знает, какой способ выучить английский текст подходит именно ему. Некоторым достаточно прослушать новую информацию, чтобы потом рассказать без запинки, другим помогает переписывание и т.п. Найдите свой собственный метод эффективного запоминания материала, даже если для этого придется потратить время. Впоследствии оно компенсируется более быстрым, чем прежде, освоением новых знаний.

8. В любой непонятной ситуации — ложитесь спать.

Если даже после неоднократного прочтения английского текста вы не можете его вспомнить, значит, пора вздремнуть. Во время сна мозг переносит информацию в долгосрочную память. Кроме того, если ваш мозг уже перегружен, и все его силы уходят на поддержание состояния бодрствования, выучить английский текст практически невозможно ввиду отсутствия подходящих ресурсов.

Создаем внешние условия

Для того чтобы прочитанное запоминалось легко, создайте определенные внешние условия – это спокойная обстановка и тишина

Когда чтение происходит в шумной обстановке, внимание рассеивается и как следствие, в прочитанное в голове не откладывается. Согласитесь, что, читая, например, в метро, сложно что-то запомнить

Иногда ты даже не осознаешь, что читаешь.

Итак, закройтесь в отдельной комнате, создайте тишину, и начинайте читать. Если есть возможность, найдите уединенный уголок на природе, это помогает расслабиться и сосредоточится. Нужно научиться полностью погружаться в книгу. Ничего не должно отвлекать!

Самое плохое время, чтобы запомнить информацию – вечер. В это время организм уже устал, и информация не усваивается. Не желательно читать информацию, требующую запоминания после обеда или ужина, поскольку в это время организм занят перевариванием пищи и ему, как говорится, не до запоминания.

Как быстро выучить английский текст

Для запоминания лучше всего подходит дневное время суток. В эти часы мозг еще не перегружен большим объемом информации, поэтому любые знания усваивает достаточно легко. Основная задача состоит в переносе сведений в нужный отдел памяти.

Для начала необходимо прочесть английский текст, поняв, в чем его основная суть. Если заучивать слова без понимания содержания, конечный результат может оказаться не таким, как вы ожидаете.

Человеческая память гораздо легче усваивает материал, который логически разделен на части. Запоминаются также начало и конец текста, выделенные фрагменты. Поэтому рекомендуется разделить английский текст на абзацы из 3-4 строк. Если требуется выучить список слов, его тоже необходимо поделить на группы.

Тем, у кого в большей степени развита зрительная память, на помощь придет визуализация страницы. Для тех, у кого лучше развита слуховая память, подойдет аудиозапись с четким озвучиванием. Чтобы выучить английский текст как можно лучше, такую запись следует прослушать не один десяток раз.

Задействуйте еще один вид памяти и перепишите английский текст от руки

Уделяйте внимание четкому и понятному написанию. При этом работает еще и зрительная память, а также слуховая, которая подключается тогда, когда при переписывании слова произносятся про себя или вслух. Слова, написанные с ошибками, исправлениями или неровным почерком, запоминаются одними из первых

Вам даже не придется прилагать особого труда для их заучивания. Во время переписывания можно выучить до 30 % английского текста

Слова, написанные с ошибками, исправлениями или неровным почерком, запоминаются одними из первых. Вам даже не придется прилагать особого труда для их заучивания. Во время переписывания можно выучить до 30 % английского текста.

Привлеките на помощь ассоциативное мышление, «привязав» к переведенным на русский язык английским словам картинку-ассоциацию. Если с этим словом связана история из вашей жизни, запомнить его будет в разы легче.

После того, как вы выучите английский текст, следует дать мозгу передышку, отвлекшись на другое занятие.

Чтобы в будущем избежать стресса при возникновении необходимости запомнить новый объем информации, стоит придерживаться нескольких простых рекомендаций:

  1. Регулярно тренируйте память, изучая небольшие несложные тексты в течение 10-20 минут. В дальнейшем объем осваиваемой информации можно постепенно увеличивать, выбирая более сложный и более масштабный материал.

  2. Подобное заучивание улучшает речь, избавляя ее от ошибок.

  3. Изучайте научно-популярную литературу, развивая собственную эрудицию. На помощь придут темы, с которыми вы ранее не сталкивались, документальные фильмы, соответствующие телепередачи и интернет-каналы. На основе каждого подобного «урока» составьте собственный материал и перескажите его друзьям. Эти тренировки помогут при заучивании информации на иностранном языке, если ее перевод затруднен, а в самом тексте есть много слов узкой направленности.

Не игнорируйте собственное мнение по разным вопросам. Во время изучения той или иной темы постарайтесь представить, как бы вы действовали в этой ситуации. Обсудите данные вопросы с эрудитами: во время такого живого диалога вы сможете выучить что-то новое, способствуя развитию собственной памяти. Вскоре вы ощутите положительный эффект такого общения, когда даже самые большие и сложные тексты будут легко запоминаться.

Читайте материал по теме: Лучшие способы выучить английский язык

Советы, которые помогут лучше понимать и запоминать прочитанное

Создайте нужную атмосферу. Спальня для сна, гостиная для просмотра телевизора, кафе для общения с друзьями. И помещение, и обстановка в нем создают определенную атмосферу для дальнейшего времяпрепровождения. Если нужно прочитать и запомнить важную информацию, делайте это в тихом помещении нейтральных тонов без людей, где вас никто и ничто не будут отвлекать

Тут важно и время: утро считается оптимальным, так как за ночь мозг очистился и переварил вчерашние события, а тело полно энергии и сил

Во время учебы не стоит есть/жевать – так мозг отвлекается на переваривание, а не на запоминание 

Визуализируйте прочитанное. Опыт помогает нам лучше запоминать, формируя зрительные образы и ассоциации, которые способствуют усвоению информации. Атк что чем ярче будут ваши ассоциации и зрительные образы, тем лучше вы запомните прочитанное. Конспект, таблицы, схемы, рисунки – тоже хорошие способы визуализации, которое успешно применяют в школах и университетах.

Повторяйте прочитанное спустя время. Чем чаще вы это делаете, тем глубже информация откладывается в подсознании. Обсуждайте текст со знакомыми, пересказывайте себе или близким важные факты. Ученые доказали, что спустя 6 дней после прочтения в голове остается только 20% информации.

Кривая забывания по Эббингаузу

Всегда читайте оглавление и структуру книги. Эти данные дают представление о том, что вам предстоит. Взгляд со стороны на общее строение поможет лучше ориентироваться при чтении как с картой по местности.

Читайте в режиме однозадачной. Осознанно в один момент времени можно заниматься чем-то одним. Модная идея многофункциональности заключается не в том, чтобы делать несколько дел одновременно, а в том, чтобы быстро переключаться между ними. И для результата это не очень хорошо. На практике лучше прочитать всю главу сразу, а потом отвечать на вопросы и пересказывать, чем по очереди читать и тренироваться запоминать.

Делайте маленькое резюме по прочитанному к каждой главе. В паре предложений запишите основную мысль. В итоге книга будет представлена в виде кратких пересказов каждой главы, и при повторном прочтении этих пересказов вы быстро вспомните одержимое.

Бумажные источники информации на 30 процентов эффективнее запоминаются, чем электронные. А еще цифровая информация быстрее забывается. До конца тот механизм не изучен. Есть вероятность, что свою роль играют дополнительные факторы и рецепторы: запах бумажной книги, гладкость/шершавость страниц, размер листа, качество чернил и т.д.

Получить более точные и неопровержимые факты можно только опытным путем, методом проб и ошибок, а также чтением литературы в сотни раз больше, чем все учебные материалы за все вместе взятые курсы обучения.

Примерно так должно происходить любое чтение любого материала, который никак не можете запомнить, но очень этого хотите. Ну а если и это не помогает, не отчаивайтесь. Специалисты студенческого центрас радостью помогут сдать даже самый сложный экзамен!

Как лучше запоминать прочитанное

Память, почти как и мышцы, нуждается в тренировке и развитии. Весь процесс можно разделить на пять этапов.

Понимание прочитанного

Чтобы запомнить какой-то текст или тему, сначала необходимо понять смысл прочитанного. Если вы не понимаете тему, которую учите, даже десятки часов рассматривания длинных рядов букв или цифр ничего не исправят. В лучшем случае можно что-то выучить наизусть, как стихотворение, но потом все очень быстро вылетит из головы. Хорошо помогает повторно выслушать объяснение материала от третьего лица. Желательно, чтобы основные термины были подкреплены изображениями, графиками или схемами.

Чтение вслух

Когда вам уже ясно, о чем идет речь в принципе, приступайте к чтению вслух. Прочитайте все несколько раз медленно и с выражением. Более интересные или ключевые отрезки читайте с другой интонацией или силой. Благодаря этому вы сохраните в памяти часть знаний не только в письменном, но и в звуковом виде. Не стоит пытаться запомнить все сразу, заучивайте смысловыми отрезками.

Конспектируйте ключевые отрывки

Перепишите материалы целиком, либо законспектируйте ключевые отрывки. Лучше всего записывать, а не печатать на компьютере. Дело в том, что написанное от руки запоминается лучше

Важно также не писать слитный блок текста, а стараться сделать все визуально привлекательным. Чередуйте размеры букв, в ключевых отрывках используйте цвета и подчеркивания

При этом можно использовать различные иллюстрации или схемы.

Постарайтесь воспроизвести в памяти все новые знания

Новые знания нужно как минимум несколько раз воспроизводить в памяти, чтобы они закрепились окончательно. Когда вы все прочитали, переписали и сократили, после небольшой паузы попытайтесь все систематически вспомнить. То есть продекламируйте все от начала до конца. Если вы где-то застрянете, постарайтесь вспомнить звуковой или визуальный образ, который создали при повторении. Если вспомнить не удается, сделайте паузу на минуту-две. Выпейте кофе или чай, пройдитесь по комнате,  переключитесь на что-то другое не надолго.

Вспомните звуковой или визуальный образ

Затем постарайтесь воспроизвести в памяти все, что сопровождало вас во время учебы, то есть звуки, образы и т. д. Как это ни парадоксально, помогают даже отвлекающие моменты во время заучивания — телефонный звонок, шум на улице. Если и это не помогло, попробуйте вспомнить хотя бы сокращенное содержание. Затем сделайте паузу на 15-30 минут, после которой снова прочитайте переписанный текст или хотя бы ту часть, на которой вы застряли. Через полчаса снова проверьте, помните ли все без ошибок и промежутков. В зависимости от того, сколько у вас осталось времени, на следующий день или через пару часов повторите процесс.

Читать и запоминать книги: конкретные и эффективные упражнения-тренинги для достижения цели

Существует хорошие упражнения для постепенного повышения читательского мастерства

Для их выполнения важно подготовиться физически: сидеть прямо, не сгибаясь, а левую руку расположить на источник информации. Тренирующийся человек должен обладать минимальными навыками чтения, понимания прочитанного, проработки текста

Только в этом случае наступит положительный результат. Итак, учимся читать быстро и легко:

Photo by Alfons Morales

  1. Прочтите небольшую книжку (максимальным объемом в несколько десятков страниц). Затем сделайте это в обратном порядке –  до тех пор, пока скорость проработки не станет выше.
  2. Попросите друга или родственника выбрать из текста на исходной странице любое слово. Затем постарайтесь найти его. Желательно делать это как можно быстрее.
  3. Учитесь проводить мониторинг текста – не всего подряд, а лишь тех фактов и словосочетаний, которые имеют первоочередное значение, несут основную смысловую нагрузку. Вспомните школьные уроки языка и литературы, когда велась работа с ключевыми словами.
  4. Просмотр листа тоже позволяет усовершенствовать скорость чтения. Например, учитесь читать заголовки или маленькие абзацы так, чтобы хватало одного взгляда. Каждая страница не должна отнимать более двадцати секунд времени. После этого выберите в тексте отдельные слова для дальнейшего построения из них предложений. При этом важнейшим условием успеха является сохранение и удерживание сути текста.

Photo by Aaron Burden

  1. Избавляйтесь от привычки медленно читать книги, останавливаясь для повторного перечитывания отдельных фрагментов. Пробуйте читать сразу несколько предложений, постепенно искореняя ненужную привычку. Чтобы помочь себе, возьмите бумагу и разместите ее на прочитанные предложения. Постарайтесь успеть максимально быстро прочесть текст – до момента, пока лист не не закрыл их собой. Практические сложности будут только поначалу – со временем навык устойчиво выработается.
  2. Помогите глазам: левой рукой водите пальцем по странице. Соблюдайте интервальное расстояние два-три сантиметра от каждого предложения.
  3. В некоторых случаях подходит еще одно упражнение – зигзагообразное движение с возвращением в начало строки. Исключением может стать литература, подразумевающая вдумчивое чтение. Зато подобная методика позволяет «сканировать» текстовые фрагменты и понять его суть за короткий срок.
  4. Читайте между строк в прямом понимании этой фразы. Фиксируйте количество одномоментных слов в поле своего зрения. Не прочитывайте их, а смотрите словно «сквозь», отмечая лишь контуры слов. Со временем можно получить приятный сюрприз – механической фиксации окажется достаточно для эффективного усвоения информации.

Если возникает необходимость в чтении текстов с неизвестными словами или иностранными терминами, походит техника «присвоение», когда важно не быстро читать вслух, а, в первую очередь, осмыслить и понять прочитанное
Постарайтесь «фильтровать» информацию, опуская все известное и понятное, одновременно акцентируя внимание на новом и ярком.
Обращаясь к художественной литературе, человек в большинстве случаев спокоен и расслаблен, он четко представляет себе образы героев, иногда даже ставит самого себя на место описанных персонажей. Этот вид чтения, который можно применить, чтобы научиться быстро читать ребенку, называется «сопереживание».
В военной сфере часто используют разведчиков, которые за короткое время успешно осваивают информацию с четким определением ее сути
Поэтому существует специальное упражнение, получившее название «метод штурма»

Он состоит в предоставлении чтецу небольших кусочков статей, которые сменяются в быстром темпе. При этом с каждым разом тексты меняют с большей скоростью, а человек должен почти дословно запомнить основной смысл.

Помните, что чем чаще вы читаете, тем больше у вас возможностей научиться делать это быстро. Для достижения успеха вы должны сознательно применять навыки скоростного чтения на всё, что вы читаете в повседневной жизни. Выработка такой привычки поможет обрести способности скорочтения даже  на подсознательном уровне. Для начала отдавайте предпочтение легкому материалу, который приносит удовольствие и одновременно легок для понимания. Как вариант, можно практиковаться с уже прочитанной книгой, чтобы было легче привыкнуть к пропускам слов, отрывков, фраз. Продуктивных вам чтений!

Как часто вы читаете книги?
Каждый день 22.22%

Пару раз в неделю 11.11%

Читаю очень редко 33.33%

Читаю только специальную литературу 33.33%

Не читаю ничего 0%

НравитсяНе нравится

Кривая Эббингауза

Немецкий психолог Герман Эббингауз занимался исследованиями памяти и выявил закономерности, по которым мы забываем материал. Согласно его данным, зачастую человек уже спустя полчаса после заучивания помнит лишь 60% информации. Через час эта доля падает до 40%, но дальше забывание идет медленнее.

По этой кривой психологи определили, как быстро учить новую информацию — нужно разбить запоминание на несколько этапов. Если времени мало, достаточно четырех повторений:

  • сразу после изучения текста;
  • через 20 минут;
  • через 8 часов после второго повторения;
  • через сутки после третьего повторения.

Если необходимо выучить большое количество сведений и запомнить их надолго, нужно добавить еще повторения через 2–3 недели и через 2–3 месяца. Но намного важнее в этом случае связать новую информацию со своими знаниями, чтобы она стала частью опыта.

Интересный факт!
Лучшее время для повторения — утренние часы с 08:00 до 10:00, максимум до 12:00. В этот период мозг настроен на запоминание новой информации и построение логических связей. Также было установлено, что на перевод сведений в долговременную память хорошо действует сон — повторите текст еще раз вечером и ложитесь спать.

«Клиновидные таблицы»

Процесс чтения основан на образах. Например, при последовательном прочтении фразы «Маша ела кашу» в голове сначала появляется образ девочки. Затем мы представляем, что она ест, а после — что ест именно кашу. Другое дело, когда видишь одновременно три слова. В голове сразу возникает образ девочки, которая ест кашу. Это происходит мгновенно и значительно ускоряет процесс чтения.

Чтобы видеть и воспринимать по два-три слова одновременно, необходимо расширять поле зрения. Для этого можно использовать специальные таблицы для скорочтения, которые помогут развить навыки.

Распечатайте «клиновидную таблицу» и сконцентрируйтесь сначала на центральном столбце. Затем медленно спускайтесь взглядом вниз, при этом проговаривая вслух боковые числа. Цель данной таблицы цифр для скорочтения — дойти до конца и увидеть одновременно числа и справа, и слева от центрального столбца.

Вариант 2

В нынешнем мире чтение очень недооценено. Люди с большим наслаждением предпочитают посмотреть какой-нибудь сериал или просто ничего не делать, чем читать книги.

В чем же заключается польза чтения?

Необходимо помнить и не забывать о том, что все, что человек читает, откладывается у него в подсознании.

Чем больше он читает, тем более широкий у него взгляд на мир и тем он меньше привязан к окружающему мнению людей. Ему проще смотреть на ситуацию со стороны, легче принять правильное решение и найти выход с любой ситуации, решить любой вопрос

Важно знать о том, что, даже потеряв абсолютно все, знания всегда останутся, а это большая ценность

Человек, читающий много разной литературы, имеет большой запас слов, что позволяет ему расширить свою зону комфорта, а также дает возможность общаться с людьми на разные темы и обмениваться с ними различными идеями и мыслями в разных направлениях.

Словарный запас делает речь красивой и помогает правильно и четко выражать свои мысли.

Чем больше человек начитан, тем легче он может запоминать имена, хорошо слышать собеседника, у него есть способность понять и быть более внимательным ко всему окружающему. У него достаточно хорошая память.

Человек, который много читает, легко концентрируется одновременно на разных вопросах.

Чтение книг способствует развитию человека и соответственно позволяет формировать в нем аналитические способности.

К ним можно отнести: способность мыслить, умение убеждать людей и относиться с критикой на разные вещи и делать правильные выводы.

Чтение требует от человека сосредоточенности, внимательности и, конечно же, концентрации. Это заставляет человеческий организм задействовать необходимые части мозга, которые отвечают за них.

Чем больше человек читает, тем более внимательным он становиться к окружающим его вещам. Доказано, что такой человек всегда умеет заметить то, чего не замечают другие. Он способен предопределить наперед исход происходящих событий.

Начитанный человек, никогда не пропустит важную информацию, так как его кругозор способен направлять свое внимание на все, что находиться вокруг него. Благодаря чтению, человек развивается в разных направлениях

Он становиться более умным и внимательным. У него улучшается память, и он более объективно смотрит на мир

Благодаря чтению, человек развивается в разных направлениях. Он становиться более умным и внимательным. У него улучшается память, и он более объективно смотрит на мир.

А еще чтение книг, помогает нашему мозгу генерировать новые идеи. Может случиться так, что в дальнейшем поможет написать свое произведение или гениальное изобретение. В любом случае свежие мысли, и яркие идеи помогут изменить жизнь в лучшую сторону.

Для 7 класса и 8

Способы, как научиться быстро читать книги и запоминать прочитанное

Задумайтесь, сколько времени можно сэкономить, если знать, как научиться быстро читать и запоминать прочитанное.

Обычному человеку требуется 3-5 минут, чтобы прочесть страницу целиком. «Быстрому» читателю на это нужно меньше минуты. Получается, что 200 страниц книги он легко осилит за 200 минут, а тому, кто читает в медленном темпе, придется потратить на этот же объем 1000 минут. Разница — 13 часов!

Существуют различные способы научиться быстро читать.

Ускоренный темп

Во время поездки со скоростью 120 км/час водитель более внимательно следит за дорогой, чем при 60 км/час. Так происходит и в то время, когда вы читаете. Быстрый темп заставляет нас сосредоточиться. Регулируйте темп с помощью указки (пальца).

Продолжайте наращивать темп, прочитывая сразу несколько слов. Возможно, до вас первое время трудно будет доходить смысл, но со временем вы научитесь понимать прочитанное. Читайте с такой же скоростью, с которой перемещаете палец.

Метроном

Сначала настройте прибор на медленную скорость. Начинайте читать медленно, в соответствии с ритмом метронома. Постепенно увеличивайте скорость на приборе и во время чтения. Старайтесь достичь понимания текста.

Отбивание ритма

Способ похож на предыдущий. Одновременное чтение и отбивание ритма поможет подавить артикуляцию. Работа речевых органов (губ, языка, гортани) во время чтения текста называется «проговариванием». Почему вредна эта привычка, мы расскажем ниже.

Отбивание ритма поможет отвлечь от проговаривания. Можно взять карандаш и во время чтения выстукивать какой-то ритм. Как альтернативу можно использовать обратный счет: 10,9,8,… Вы будете следить за счетом или ритмом и не сможете проговаривать слова.

Скольжение

Специалисты считают, что это самый быстрый способ научиться читать. Старайтесь охватить за несколько секунд максимальное количество символов: букв, цифр, знаков — не всматривайтесь только в буквы. Сначала вы будете запоминать мало, но со временем научитесь усваивать максимум информации.

Чтение по диагонали

Читайте от верхнего левого угла страницы к нижнему правому. Основное правило: нельзя возвращаться к прочитанному и допускать движение глаз влево-вправо. Сначала вы сможете охватывать лишь несколько слов, но постепенно объем будет увеличиваться.

Такое чтение научит выделять ключевые слова и пропускать «словесный мусор».

В итоге достаточно будет только взгляда на страницу, чтобы уловить основную информацию.

Пропуск неважных слов

В каждом тексте есть слова, которые не несут никакой смысловой нагрузки — маленькие слова. Попробуйте читать текст и пропускать «если», «к», «есть», «или» и т.д. Вы увидите, что их пропуск ни на что не влияет. Практикуя такой способ чтения, со временем вы научитесь автоматически пропускать неважные слова.

Когда ребенок просит: «Хочу научиться скорочтению», предложите ему специальные тексты. Они отличаются от обычных и отлично подходят для формирования навыка. На текст может быть наложена картинка в виде паутинки или решетки, которая закрывает некоторые буквы. Текст может быть написан вверх ногами или перевернут на 90 градусов, в нем могут отсутствовать буквы и проч. Перечисленные виды текстов вы найдете в книгах по скорочтению для детей.

Лучшее решение для родителей, которые хотят научить своего ребенка хорошо и быстро читать — О.В. Узорова «Самый быстрый способ научиться читать». Книга содержит слоговые таблицы, которые помогут отработать навык чтения по принципу «от простого к сложному».

Ассоциации

Ассоциации — это связи между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, которые возникают сами собой и закрепляются в памяти человека.

Ассоциативное мышление для запоминания материала можно развить тренировками. Вот простое упражнение на создание мысленных образов и умение находить аналогии.

Шляпа, телефон, господин, кактус, пирог, конверт, деньги, угорь, стол (письменный), дом, карандаш, куртка, кружева, пуговица, носок, отвёртка, кот, книга, фара, рыболовный крючок.

Читайте эти слова в течение двух минут. Постарайтесь запомнить их с помощью яркой образной истории. Чем более странными или комичными будут ваши ассоциации, тем лучше. Главное — всё это представить себе зрительно, чтобы лучше запомнить. Вот пример ассоциативной истории:

Шляпа, в которую поместили телефон. Телефонная трубка утыкана колючками, потому что это кактус. Эту трубку-кактус неприятно держать в руках господину, который звонит, и к тому же он говорит с набитым пирогом ртом. В пироге находится маленький конверт, из которого неожиданно выпадают деньги. Один из банковских билетов сворачивается и превращается в своего рода угря, который, спасаясь, прячется под письменный стол, имеющего форму дома, труба которого сделана из огромного карандаша… и так далее.

Придумав свою историю, выпишите слова из упражнения в верной последовательности — так у вас получится хорошо запомнить учебный материал.

Слишком сильно стараться – вредно!

Все знают, когда мы хотим чего-то достичь изо всех сил, провал может быть весьма болезненным.

Зубрежка всю ночь перед экзаменом ничего не дает, это знают все студенты. Переутомление ведет к явному снижению продуктивности. Исследование Стэнфордского университета показало, что более продуктивен тот сотрудник, который работает 40 часов в неделю, чем тот, который работает 60.  Поэтому слишком долгие рабочие дни и недели – это не признак лояльности к компании, а признак неэффективности.

Поэтому возникает логичный вопрос: как долго можно читать и оставаться продуктивным?

Совет такой: читать лучше по 50-55 минут с 20 минутными перерывами.

Книга «Как читать, запоминать и никогда не забывать» — это одно из самых четких, понятных и доступных всем пособий о том как лучше запоминать информацию. Пошаговая инструкция может быть использована в любой сфере профессиональной и личной жизни. Понятные объяснения, интересные примеры из жизни, несложные упражнения – и читатель сможет легче и лучше работать с любым количеством информации. Подробнее с методом Марка Тигелаара можно познакомиться на сайте UseClark.

Похожая статья: Как запоминать легко и эффективно: 4 полезных метода и 50 лайфхаков

5. Группировать и разделять чанкинг-методом

Если вы записываете номера телефонов или банковских карт через черточку, значит уже используете чанкинг-подход.

Быстрый эксперимент: в каком формате проще запомнить номер?

89265660000

8-926-566-0000

Пример справа выглядит проще за счет того, что цифры написаны по общепринятому шаблону. В итоге мы запоминаем не все одиннадцать чисел подряд, а четыре небольшие группы.

С предметами это тоже работает — просто находим в них что-то общее и группируем. Например, составить список продуктов по алфавиту или по видам: молочка, овощи, фрукты.

Самое главное — формировать те группы, которые вам самим понятны. Если ребенок не до конца разобрался, что такое форма государственного правления, вряд ли он запомнит страны из каждой группы.