С чего начать участие в государственных закупках: советы поставщику

Особенности заключения контрактов с субъектами СМП и СОНКО

Госзакупки для данных категорий проводятся при цене договора, не превышающей 20 млн руб.

Есть особенность и по срокам оплаты. По закону он должен быть не более 15 рабочих дней с даты подписания документа о приемке (подробнее читайте в статье «Порядок и сроки оплаты по ФЗ-44»).

Есть привилегии по оплате за победу. Если госзакупки проходили с ограничениями для СМП и СОНКО, то такая плата составит 1 % от НМЦК, но не больше 2000 рублей (включая НДС). Это закреплено в ч. 4 ст. 24.1 44-ФЗ, п. 2 Постановления Правительства № 564 от 10.05.2018, п. 2.1 Письма Минфина № 24-06-08/79659 от 06.11.2018. Однако электронные площадки вправе самостоятельно утвердить свои тарифы, которые не могут превышать показатели, установленные законодательством (подробнее читайте в статье «Площадки установили плату за победу»).

Заказчику не обязательно привлекать СМП и СОНКО напрямую. У него есть возможность установить для любой закупки (независимо от ее стоимости) требование привлечь такие организации к исполнению контракта в качестве субподрядчиков. При этом требуется указать объем такого привлечения. А победитель несет ответственность за неисполнение этого условия

В этом случае важно помнить, что с 18.10.2017 вступило в силу ПП от 07.10.2017 № 1226, которое меняет правила, установленные ПП № 1466 от 23.12.2016. Теперь заказчик должен закреплять объем привлечения субподрядчиков из числа СМП и СОНО в виде фиксированного процента, который не может быть меньше 5 %

А срок, в течение которого победитель должен перечислить таким соисполнителям деньги, должен быть не более 15 рабочих дней (раньше — 30 календарных).

Что касается особенностей закупок среди СМП в рамках 223-ФЗ, то эту тему подробно разобрали в статье «Закупки у СМП по 223-ФЗ с 01.07.2018: пошаговая инструкция».

Чем занимается специалист по госзакупкам?

Специалист по госзакупкам это многорукий многоног или универсальный солдат, который должен знать и уметь очень многое. Предлагаю рассмотреть перечень того, что обычно должен уметь делать специалист, который работает со стороны участника закупок.

Это:

  • Мониторинг извещений о проводимых тендерах;
  • Мониторинг изменений и разъяснений документации;
  • Сбор и подготовка документов;
  • Регистрация в ЕИС;
  • Аккредитация на площадках;
  • Настройка рабочего места для участия в тендерах;
  • Подготовка и отправка заявок;
  • Приобретение и установка электронной подписи на компьютер;
  • Мониторинг результатов участия в тендерах;
  • Запрос коммерческих предложений;
  • Подбор товаров под требование технического задания;
  • Взаимодействие с другими сотрудниками компании (при их наличии);
  • Расчет стоимости участия и логистики;
  • Анализ тендерной документации;
  • Подготовка и подача запросов на разъяснение;
  • Участие в торгах и переторжках;
  • Ведение досудебной претензионной работы;
  • Ведение сводного реестра участий;
  • Анализ Заказчиков, поставщиков, планов-графиков, собственного участия;
  • Согласование и заключение контрактов;
  • Подготовка и подача жалоб в ФАС;
  • Контроль и соблюдение обязательств по заключенным контрактам;
  • Мониторинг рынка;
  • Подготовка сводных отчетов и т.д.

Виды тендеров

В нашей стране есть 3 вида тендеров: государственные, коммерческие, корпоративные. Остановимся подробнее на каждом виде, разберем их отличия и сходства по нескольким базовым критериям.

Государственные

Общее описание. Заказчиком выступает государство через бюджетные, унитарные предприятия, муниципальные организации. Регламентируются закупки 44-ФЗ.

Финансирование. Госзакупки финансируются из федерального бюджета или бюджета субъектов РФ.

Участники. Принимать участие могут юридические и физические лица, в том числе те, кто зарегистрирован в качестве ИП, а также самозанятые граждане.

Способы проведения закупок. Полный перечень правил приведен в части 1 и 2 ст. 24 44-ФЗ.

Размещение информации. Основной источник размещения информации – Единая информационная система (ЕИС). Дополнительно заказчики могут размещать информацию о закупках на других сайтах.

Отчетность о проведении тендера. Протоколы и отчетная документация публикуются на сайте ЕИС.

Корпоративные

Общее описание. Регламентированы 223-ФЗ. Согласно положениям этого закона, заказчик составляет внутреннюю документацию о правилах закупок, выдвигает свои критерии отбора победителя. В качестве заказчиков выступают государственные корпорации, компании, субъекты с государственной долей участия (более 50%).

Финансирование. Ведется за счет различных субсидий, грантов бюджета РФ и иных государств, от выполнения контрактов с государственными (бюджетными) организациями, на средства от ведения коммерческой деятельности.

Участники. Физлица, юрлица, индивидуальные предприниматели. Допускается объединение нескольких физических лиц и ИП. ИП тоже могут объединяться в консорциум и участвовать совместно на стороне одного участника.

Способы проведения закупок. Регламентированы в части 3.1 и 3.2 статьи 3 223-ФЗ.

Размещение информации. Единая информационная система, средства массовой информации, коммерческие площадки.

Отчетность о проведении тендера. Сведения о проведенном конкурсе публикуются в Единой информационной системе. Исключение – закупки, информацию о которых заказчик не обязан размещать в ЕИС.

Коммерческие

Общее описание. Заказчиками выступают коммерческие структуры, частные лица (физлица), имеющие средства для проведения конкурса. Регулируется организация коммерческих тендеров Гражданским кодексом.

Финансирование. Ведется от доходов с коммерческой деятельности, из частных средств физического лица.

Участники. Определяются заказчиком.

Способы проведения закупок. Устанавливаются организатором.

Размещение информации. На выбор заказчика (средства массовой информации, собственный сайт, коммерческие площадки).

Отчетность о проведении тендера. Право размещать или не размещать информацию о проведенной закупке остается за заказчиком. Он не обязан составлять и публиковать отчет.

С чего начать участие в торгах?

Первым шагом к участию является подача заявки, для этого нужно:

выбрать, какой вид закупок наиболее привлекателен для вашей фирмы (государственные или коммерческие)

Это важно, потому что с этим связан вид сертификата ЭП, необходимой для участия; торговая площадка, на которой будут осуществляться торги; нормативная база, определяющая порядок участия

оформить сертификат ЭП, подходящий для выбранной вами торговой площадки

пройти регистрацию в ЕИС и далее зайти на требующуюся вам ЭТП
сформировать пакет документов, требующихся для участников торгов
выбрать закупку и ознакомиться с закупочной документацией, внимательно изучив все требования
подготовить необходимые документы, подтверждающие соответствие производимых вашей фирмой товаров (услуг) требованиям заказчика
разместить заявку на участие в закупочной процедуре. Тендер представляет собой конкурентную форму отбора предложений на поставку товаров, оказание услуг или выполнение работ по определённым в документации условиям, в установленные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности

В отечественной закупочной деятельности применяется наравне с терминами «госзакупки», «конкурсы», «электронный аукцион» и «торги»

Тендер представляет собой конкурентную форму отбора предложений на поставку товаров, оказание услуг или выполнение работ по определённым в документации условиям, в установленные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности. В отечественной закупочной деятельности применяется наравне с терминами «госзакупки», «конкурсы», «электронный аукцион» и «торги».

Перед подачей заявки рассчитайте сроки

Кроме сроков, определённых законодательно, следует принимать во внимание реальные сроки, которые будут затрачены на подготовку необходимых документов. Поэтому нужно просчитать порядок участия заранее

В реальности на сбор документов, необходимых участнику государственных закупок, может уйти до 20 дней. Это связано с условиями закупки. А сроки подачи заявок при этом могут сократиться.

Можно ли привлечь эксперта?

В соответствии с законодательством госзаказчик может привлекать к осуществлению закупочной процедуры эксперта. Его выбирают согласно нормативным требованиям и заключают с ним договор. Данные процедуры лучше провести заблаговременно, так как, исходя из практического опыта, они занимают от недели до двух-трёх месяцев.

Экспертом, в соответствии с п. 15 ст. 3 44-ФЗ, может быть физическое лицо, в том числе ИП, имеющее специальные познания, обладающее опытом в сфере науки, искусства, ремесла, техники.

Экспертной организацией является юридическое лицо. Его работникам необходимо иметь специальные познания, квалификацию, опыт в искусстве, ремесле, науке, технике.

Важно знать, что далеко не каждый человек, обладающий познаниями, может быть экспертом. В ч

2 ст. 41 44-ФЗ содержится список лиц, которые не могут быть привлечены к экспертизе. Это люди, через которых возможно влияние на результат экспертизы:

  • являвшиеся или являющиеся в период двух лет перед экспертизой должностными лицами или сотрудниками заказчика или исполнителя
  • имеющие имущественные интересы в заключении контракта, по которому осуществляется экспертиза
  • близкие родственники руководителя заказчика, членов закупочной комиссии, руководителя контрактной службы, контрактного управляющего, а также должностных лиц или работников поставщика или лица, состоящие с ними в браке
  • юридические лица, в которых заказчик или поставщик обладают правом распоряжаться более чем 20 % общего количества голосов либо более чем 20 % вкладов, долей

При решении вопроса о привлечении эксперта, он должен подготовить и направить заказчику в письменном виде уведомление. В нём требуется изложить допустимость участия лица в проводимой экспертизе и сообщить об отсутствии оснований для недопуска к её осуществлению. При этом законодательно требования к данным доказательствам не установлены.

Зачем нужно участие в госзакупках?

Причины очевидны любому здравомыслящему бизнесмену: государственные предприятия – это стабильный и экономически удобный рынок сбыта. Госзакупки могут стать солидной гарантией наращивания оборотов компании-продавца или исполнителя услуг, что в свою очередь означает множество плюсов для сотрудников и владельцев – как психологических, так и финансовых.

Важно учитывать и то, что доля государственных предприятий и организаций в экономике страны постоянно растет, то есть заказов по госзакупкам будет только больше день ото дня. Третий момент – репутационный

Факт успешной работы по госзакупкам автоматически повысит степень доверия к названию бренда и уровню услуг или товаров, что тоже выгодно отразится на новых контрактах и обороте компании

Третий момент – репутационный. Факт успешной работы по госзакупкам автоматически повысит степень доверия к названию бренда и уровню услуг или товаров, что тоже выгодно отразится на новых контрактах и обороте компании.

Реестр закупок

Сайт http://zakupki.gov.ru предназначен для оперативного информирования субъектов бизнеса об актуальных госзаказах на определенные виды работ, поставку товаров и предоставление услуг с целью обеспечить нормальное функционирование федеральных и муниципальных органов Российской Федерации.

Администраторами сайта в режиме реального времени производится мониторинг учетных записей и управление контентом, отслеживание корректности процессов регистрации субъектов предпринимательской деятельности, контроль проведения конкурсов на госзакупки и реагирование на запросы пользователей.

Кроме того, на портале возможно частичное оформление сделок и вырисовывается перспектива со временем перейти на безбумажный оборот и скрепление документов электронной подписью.

Главный портал закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ представляет общие и отдельные разделы для перечней, реестров планов закупок по каждому федеральному закону.

С помощью расширенного поиска можно сортировать и отфильтровать государственные заказы.

В процессе отбора по критерию «Федеральный закон» можно выбрать:

  • 44-ФЗ;
  • 223-ФЗ;
  • ПП РФ 615 (Капитальный ремонт);
  • 94-ФЗ.

Есть возможность поиска заказа по реестровому номеру закупки, по ОКПД2, ОКПД и коду позиции КТРУ.

Все операции группируются по этапам на такие, что находятся в процессе:

  • подачи заявок;
  • работы комиссии;
  • закупка завершена;
  • закупка отменена.

По способу определения поставщика выделены:

Заявки можно отобрать по дате:

  • размещения заказа;
  • окончания подачи заявки;
  • дате проведения электронного аукциона;
  • дате обновления.

Представлена группировка заказов по ценовой категории и возможность отбора по начальной (максимальной) цене контракта, товара (работы, услуги) или ассортиментной единицы, а также по размеру аванса в процентах.

Реестр закупок также позволяет найти операцию закупки по ее номеру.

Поддерживается также поиск по:

  • наименованию и ИНН заказчика;
  • субъекту РФ;
  • месту поставки товара, работы или услуги;
  • ОКТМО;
  • уровню организации заказчика и т.д.

Собирается также информация относительно потребности в банковском и казначейском сопровождении, об особенностях закупки.

Поиск заказов можно осуществлять по ключевым словам, но возможны и исключения слов из поиска. Для этого предусмотрена галочка «С учетом всех форм слов», которая позволяет выводить все части речи в результаты.

Сколько можно заработать, и для кого подходит

Согласно пункта 4 части 1 статьи 3 ФЗ-44, участвовать в госзакупках могут:

  1. Юридические лица.
  2. Любое физическое лицо, а также зарегистрированные индивидуальные предприниматели.

Ограничения, связанные с деятельностью самозанятых, оговорены в Законе № 422-ФЗ от 27.11.2018 года (законе «О самозанятых»). Из него следует, что самозанятые граждане не могут продавать подакцизные товары, заниматься перепродажей товаров и оказывать услуги по договору поручения, комиссии либо агентскому договору.

То есть это такое же физическое лицо, которое может принимать участие в госзакупках на выполнение работ и оказание услуг.

Сравним условия участия в тендерах для обеих категорий:

Критерии сравнения Физические лица Юридические лица и ИП
Формат участия Оказание услуг, несложный ремонт, аренда помещений, продажа недвижимости Поставки различных категорий товаров и услуг
Предоставление услуг на постоянной основе Оказывать услуги на постоянной основе запрещено Нет ограничения на количество поставок товаров одному заказчику
Кто платит налоги Налоговым агентом выступает заказчик Юрлица платят налоги самостоятельно
Ограничение на участие Недоступны закупки, где нужна лицензия, закупки для субъектов малого предпринимательства, а также тендеры, где нужен допуск СРО Нет ограничений на участие. Участвовать не могут только лица, зарегистрированные в оффшорных зонах
Максимальная сумма закупки Допускаются к госзакупкам до 1,5 млн. рублей Ограничения по сумме не установлены

Помимо федеральных электронных площадок, на которых проводятся госзакупки в электронной форме, существуют и электронные магазины малых закупок. На этих площадках заказчики проводят прямые закупки на суммы до 300-600 тыс. рублей. Соответственно, у участников закупок есть возможность размещать в этих электронных магазинах свои оферты. А заказчики могут заключить прямой договор с участником, у которого будет нужный товар (работа, услуга) по лучшей цене.

Участие в закупках на постоянной основе для физических лиц невыгодно. Кроме вышеперечисленных ограничений, к физлицам применяется налог НДФЛ 13%. Этот налог удерживается заказчиком при оплате по контракту.

На руки физлицо получит сумму, уменьшенную на размер НДФЛ и отчисления в ПФ и ФОМС. Если сравнивать участие физлица и юрлица, то по «упрощенке» предприниматель оплатил 6% от полученной прибыли, а физлицо – 13%, плюс еще отчисления, которые удержались по контракту.

Заказчик услуги выступает налоговым агентом в отношении физических лиц и граждан-нерезидентов РФ (п.2 ч.13 ст. 34 «Об уменьшении суммы платы заказчику физическому лицу…»).

У юрлиц- и ИП-резидентов РФ уменьшение оплаты не производится. Они платят налоги в бюджет самостоятельно.

Для закрепления информации посмотрите видео:

Сколько можно заработать?

Ст. 14.1 УК РФ и ч.1 ст. 171 УК РФ регулируют законность деятельности предпринимателей, а также порядок участия в госзакупках, количество тендеров, в которых может участвовать физлицо или юридическое лицо.

С помощью тендеров закупаются разные категории товаров для самых разных объектов: школ, детских садов, больниц, строящихся дорог.

Для обоснования начальной максимальной цены контракта заказчики могут использовать несколько методов:

  1. Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
  2. Нормативный метод.
  3. Тарифный метод.
  4. Проектно-сметный метод.
  5. Затратный метод.

Самым распространенным является метод сопоставимых рыночных цен.

Участвовать в тендерах можно веерно, то есть подавать заявки сразу в несколько ниш, где не требуется получение лицензии, а суть участия сводится к поставке товаров. В среднем маржинальность колеблется в пределах 15-30%.

Поищите заявки по нужным вам направлениям. Вносите в строку поиска все ключевые слова, которые могут использоваться заказчиками в описании объекта закупки. Так вы поймете, есть ли спрос на ваши товары, работы или услуги.

Ознакомьтесь с информацией, как часто проходят закупки, на какие суммы, кто выигрывает в тендерах. Это поможет вам проанализировать рынок, оценить доходность участия в закупках.

Анализировать рынок можно как по всей территории РФ, так и в конкретном регионе. Начинающие участники тендеров обычно выбирают региональные закупки в силу отсутствия опыта поставок товаров в другие регионы.

Если у вас редкая категория товаров или услуг, шансы заработать на закупках невелики. Нужно рассматривать смежные ниши, которые будут перспективны в плане заработка.

Особенности участия физических лиц

В п. 4 ст. 3 закона о контрактной системе указано, что физлица могут участвовать в госзакупках наравне с другими претендентами. Гражданский кодекс тоже позволяет физлицу заниматься предпринимательской деятельностью без регистрации как ИП. А госзаказчику вовсе безразлично, зарегистрировано ли у исполнителя юрлицо или он выступает как ИП или просто физическое лицо. Главное — цена контракта и качество его исполнения. Участие в тендерах этой категории лиц 44-ФЗ отдельно не регулирует.

Сфера того, что доступно именно физлицу, достаточно широкая. Вот самые простые примеры:

  • поставка товаров, то есть купить дешево, продать заказчику дороже и заработать на разнице. Закупают все, что угодно: живых кур, канцелярию, сигвеи, летом 2017 года покупали даже спиннеры;
  • услуги по организации праздников, поездок, мероприятий;
  • разработка сайта, их поддержка и наполнение контентом;
  • несложный ремонт;
  • недвижимость (можете продать свою квартиру или выступить посредником, как риелтор).

Вот один из множества примеров — муниципалитет Меленковского района купил у физлица квартиру для детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей.

Как зарегистрироваться на госзакупках в качестве поставщика?

Вопрос “как зарегистрироваться на госзакупках?” звучит не совсем корректно, так как речь идет о прохождении регистрации в ЕИС. Данная регистрация необходима для того, чтобы стать участником закупок и иметь возможность участвовать в электронных закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ, проводимых на 8-ми федеральных электронных площадках. Со списком федеральных площадок можно ознакомиться здесь.

Итак, как же зарегистрироваться на официальном сайте ЕИС в качестве участника закупок?

1. Вам необходимо приобрести усиленную квалифицированную электронную подпись для участия в закупках на федеральных площадках и установить на свой компьютер. Стоимость такой подписи колеблется в пределах 5-6 тыс. рублей. Можно купить дешевле, но без ключевого носителя;

3. Добавить (привязать) к учетной записи физлица на сайте Госуслуги организацию или ИП;

Процедура регистрации совершенно не страшная, но если не справитесь, то можете обратиться за помощью ко мне.

Субподряд

В ряде случаев без привлечения субподрядчиков поставщику сложно исполнить обязательства по контракту. Обычно причина этому — недостаточное количество собственных ресурсов.

Гражданским законодательством не предусмотрено ограничений по возможности заключения госконтрактов в этом случае. То есть исполнитель может выиграть тендер и только потом заключить договор субподряда. Это существенно экономит время и увеличивает шансы на победу.

Для этого потребуется выполнить простые действия:

  1. Найти госзаказ, где есть условия о частичном выполнении работ.
  2. Найти контакты победителя и выслать коммерческое предложение.
  3. Заключить договор субподряда.
  4. Выполнить обязательства и получить оплату.

Советы по заработку на государственных закупках


Советы по заработку на государственных закупках

Многие новички, которые только хотят войти в эту сферу, не знают, какие советы могут им помочь. Предстоит это исправить и дать пару рекомендаций:

  • Поиск + ключевые слова. Рекомендуется искать тендер по ключевым словам. Это делается с уже упомянутыми ресурсами. Более того, необходимо указывать региональную принадлежность, получая более качественный поиск в конечном итоге.
  • Поиск планов-графиков закупщиков. Рекомендуется использовать их в своей работе, чтобы распланировать дальнейшие закупки и наладить постоянное сотрудничество.
  • Конкуренция. Перед тем, как начать участвовать в тендерах, нужно трезво взглянуть на свой товар. Может ли он конкурировать с имеющимися на рынке поставщиками? Если нет, то всегда есть возможность сменить регион влияния.
  • Изучение законодательной базы. Это еще одно то, что нужно знать перед началом участия в государственных закупках. Без этого, к сожалению, невозможно обойтись в этой сфере деятельности.

Важно понимать, что заработок на электронных торгах будет доступен только тем, кто планирует регулярно заниматься тендерами и создает действительно качественный товар или услугу. Здесь побеждают только постоянные, а не разовые поставщики, о чем обязательно помнить и учитывать

Что считается торгами

Конкурсные торги — это форма приглашения, которая используется при закупке товаров и услуг. Он используется компаниями и государственными учреждениями, которым требуется крупномасштабная поставка продуктов или услуг. Агентство или компания должны выпустить форму запроса предложений, в которой подробно описываются продукты или услуги, которые они требуют от поставщиков, чтобы они проявили интерес к поставке через процесс конкурентных торгов.

Заинтересованные поставщики отправляют свои заявки на рассмотрение в течение указанного периода. Заявки запечатываются, чтобы повысить конфиденциальность предложения каждого поставщика. После истечения периода подачи предложений получатель предложений затем выбирает участника торгов с самыми низкими или лучшими условиями.

Помимо закупки товаров и услуг, конкурсные заявки также используются при продаже компаний, когда инвестиционный банкир может запросить письма о намерениях от потенциальных покупателей. Процесс торгов направлен на повышение конкурентоспособности предложений, избежание преференциальных условий и предоставление возможности компании получить лучшее предложение.

Чтобы выбрать поставщика для поставки продуктов и / или услуг, он должен продемонстрировать свои возможности, историю и готовность выполнить проект.

Со стороны покупателя конкурсные торги служат для выявления наиболее квалифицированных поставщиков конкретных товаров и услуг. Покупатель или получатель предложений должен подготовить полный запрос предложения и опубликовать его, чтобы он был доставлен квалифицированным поставщикам. В идеале при подаче заявки на заказ поставщики должны продемонстрировать свою способность выполнить заказ, подробно описав свою историю достижений, стоимость доставки продуктов или услуг и сроки доставки.

Что касается специализированных услуг, таких как покупка и установка диализного аппарата в больнице, покупатель хотел бы выиграть тендер с поставщиком, который специализируется в этой области и который уже установил аналогичные установки в других больницах.

После того, как компания получит предложения, она должна оценить каждую заявку в зависимости от информации, предоставленной каждым поставщиком. Процесс оценки может также включать проведение личных собеседований с участниками торгов для определения наиболее квалифицированного из них. Затем покупатель выберет победителя и пригласит победившего поставщика для работы над проектом. В хорошо управляемом процессе конкурентных торгов все заинтересованные поставщики, включая проигравших, должны быть проинформированы о результате.

Ответственность продавца заключается в том, чтобы отправить предложения в ответ на запрос предложений и убедить покупателя в том, что они подходят для этой работы. Типичный процесс торгов для продавца выглядит следующим образом: получение квалификации для отправки предложений; рассмотрение условий запроса предложений и определение их соответствия требованиям; создание и отправка предложения.

При ответе на запрос предложения продавцы учитывают несколько моментов. Во-первых, продавец должен понимать потребности покупателя, зная, что именно он хочет, и использовать это в качестве основы для определения цены предложения. Несмотря на то, что покупатели склонны рассматривать предложения по низкой цене, иногда покупатель может рассматривать предложение с высокой ценой, если оно уникально, квалификация продавца необычна или продавец гарантирует бесперебойную доставку товаров.

С другой стороны, продавец может отказаться отвечать на предложение, если, в соответствии с его знаниями и предыдущим взаимодействием с клиентом, у него низкие шансы на победу в процессе конкурентных торгов. Это может быть из-за недостаточного опыта, неспособности выполнить условия предложения или из-за того, что покупатель ожидает ставку, которую продавец считает слишком низкой.

Почему госзакупки так популярны?

Прежде чем приступить непосредственно к рассмотрению существующих моделей бизнеса в сфере госзакупок, давайте с вами разберемся, почему же они (т.е. госзакупки) пользуются такой популярностью.

А для этого предлагаю вам остановиться на минутку и попробовать представить себе наше с вами государство. Это такой огромный “организм”, для поддержания деятельности которого, постоянно требуются различные товары, работы и услуги. Причем в очень больших объемах.

То есть наше государство было, есть и будет самым крупным, постоянным, и платежеспособным потребителем. Невзирая на кризисы, нестабильную мировую ситуацию, колебания валют оно постоянно нуждается в различных товарах, работах и услугах. Государство нуждается практически во всем, начиная от карандашей и ручек, заканчивая детскими садами, школами и крупными промышленными объектами. Именно по этой причине участие в госзакупках так популярно среди представителей малого, среднего и крупного бизнеса.

Ежедневно на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС) — www.zakupki.gov.ru размещаются тысячи госзаказов. По состоянию на 03.02.2019 г. на сайте ЕИС зарегистрировано более 290 тысяч заказчиков, работающих в рамках 44-ФЗ, и более 100 тысяч заказчиков, работающих по 223-ФЗ.

Как вы знаете, спрос рождает предложение. Поэтому в настоящее время на “рынке госзакупок” так много посредников и сопутствующих сервисов, которые предлагают представителям бизнеса, да и всем желающим, сделать участие в торгах максимально простым и результативным.

Как выиграть тендер на госзакупках без денег?

Выиграть тендер на госзакупках без денег это, как сварить кашу из топора. Деньги для этого вам в любом случае понадобятся, но не такие большие, как вы думаете. Давайте разбираться.

Во-первых, для участия в электронных закупках по 44-ФЗ вам будет нужна усиленная квалифицированная электронная подпись. Стоимость такой подписи колеблется в пределах 5-6 тыс. рублей. Это за вариант “все включено”.Во-вторых, для участия в закупке вам понадобится внести на свой спецсчет обеспечение заявки в размере от 0,5% до 1% от начальной (максимальной) цены контракта, если НМЦК не превышает 20 млн. рублей. Либо в размере от 0,5% до 5%, если НМЦК более 20 млн. Если вы планируете принимать участие в запросах котировок, то обеспечения заявок там нет. Обеспечение заявок также может отсутствовать и в закупках до 1 млн. рублей. 

В-третьих, в случае победы на электронной площадке, вам нужно будет заплатить оператору этой площадки комиссию с победителя, размер которой составляет 1% от НМЦК, но не более 5 000 рублей без учета НДС, если закупка проводилась на общих основаниях и не более 2 000 рублей, если закупка проводилась для субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО).

В-четвертых, до заключения контракта вам нужно будет предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, размер которого устанавливается заказчиками от 0,5% до 30% от НМЦК, либо от цены победителя, если закупка проводилась среди СМП и СОНКО. Обеспечение исполнения контракта, как и обеспечение заявки, это возвратные суммы, но они в любом случае будут вам нужны для того, чтобы принять участие в закупке. А если этих денег у вас нет, то можно предоставить обеспечения в виде банковских гарантий, но за выпуск таких гарантий вам нужно будет заплатить комиссию банку. Да, и имейте в виду, что новичкам получить БГ крайне проблематично.

В-пятых, большая часть закупок не предусматривает авансирования. Поэтому будьте готовы исполнить обязательства по контракту за свой счет, а уже потом ждите оплаты от заказчика.

Полезные правила

Вот и было рассмотрено, что же собой представляют госзакупки. Малый и средний бизнес, стоит только захотеть, может хорошо на них зарабатывать. Но если придерживать нескольких простых правил, то можно существенно увеличить успешность своей деятельности. Какие они? Первоначально необходимо сложить бизнес-план госзакупок. Его никому показывать в последующем не нужно, но иметь четко определённую и изложенную систему взаимодействия, решений, подготовки всё же полезно. Кроме этого, необходимо отслеживать заказ, что представляет интерес, до конца. Не исключено, что заказчик изменит условия, и нужно быть готовым ознакомиться с новыми требованиями. Это довольно хитрый механизм выбора того исполнителя, что нужен. Также необходимо внимательно относится к тем заказчикам, что устанавливают цену в несколько раз ниже рынка. Скорее всего, это говорит о недобросовестности. Не лишним будет и составлять черный список или пользоваться чем-то подобном, сделанным другим человеком.

Заключение

Необходимо прикладывать значительные усилия, чтобы доля участия малого бизнеса в госзакупках постоянно росла. Ведь это хоть и не много, но рабочие места, и, потенциально, средний и большой бизнес в перспективе. А какое государство откажется от того, чтобы выращивать крупные компании и предприятия, как картошку на грядках? Поэтому, необходимо поддержать и дать возможность заниматься бизнесом всем, кто желает. Ведь механизм государственных закупок можно назвать протекционистским инструментом, который помогает активизировать создание собственной мощной и уверенной экономики, которая так нужна нам в это тяжелое время.

Итоги проведения конкурса госзакупок

Компания, выбранная поставщиком по конкретному лоту, подписывает договор с заказчиком, в срок, установленный в извещении о закупке. Способ подписания зависит от способа проведения торгов.

Если документы подавались в бумажном виде, соглашение подписывается на бумаге. Авторы онлайн-заявок получают для подписания электронные договора.

При победе в открытом конкурсе или аукционе поставщик предоставляет денежное обеспечение контракта. После соблюдения дальнейших формальностей, стороны приступают к его фактическому исполнению.

Что делать если вы подали заявку на участие в госзакупках, но проиграли?

Руководителю предприятия, проигравшего торги, рекомендуется обратить внимание на протокол итогов конкурса, а в нем конкретно на следующие детали:

  • количество участников и стоимость, которую они предложили;
  • процент снижения цены;
  • наименование выбранного поставщика.

После ознакомления с протоколом стоит выяснить, как часто заказчик по своим тендерам выбирает в качестве победителя именно эту компания.

Поэтому желательно переключить внимание на объявления других закупщиков и не тратить время на участие в бесперспективных для себя тендерах. В открытом конкурсе изучение протокола поможет руководителю понять, по каким причинам он не стал победителем и устранить имеющиеся недостатки

В открытом конкурсе изучение протокола поможет руководителю понять, по каким причинам он не стал победителем и устранить имеющиеся недостатки.

Если вы считаете, что ваши права нарушены при проведении государственной закупки, то обращайтесь в компанию «Шмелева и Партнеры». Наши юристы имеют 10-летний опыт в оказании юридической помощи при проведении закупок. Первая консультация проводится бесплатно:

*Юридическая консультация по закупкам проводится не с целью продажи услуг, а для оценки ситуации. Бывают ситуации, когда заявитель считает, что его права нарушены, но на самом деле закупка проведена в рамках закона. Поэтому, мы выслушаем вас и проведем юридический анализ ситуации. Если факт нарушения действительно есть, то вы узнаете, какими могут быть варианты решения проблемы, и каковы шансы на успех.