Раскол христианства на православие и католицизм

Разделение христианской церкви

Разделение церквей (Великая схизма), Великое разделение христианской церкви — церковный раскол, после которого окончательно произошло разделение Церкви на Римско-католическую церковь на Западе с центром в Риме и Православную — на Востоке с центром в Константинополе. Разделение не преодолено до настоящего времени.

Начало раскола

В IX веке произошел раскол между константинопольской патриархией и папством, который длился с 863 по 867 год. Константинопольскую патриархию в это время возглавлял патриарх Фотий (858—867, 877—886), во главе Римской курии был Николай I (858—867). Считается, что хотя формальным поводом к расколу стал вопрос о законности избрания Фотия на патриарший престол, глубинная причина раскола лежала в желании папы распространить своё влияние на епархии Балканского полуострова, что встретило сопротивление со стороны Византийской империи. Также с течением времени усиливался личный конфликт между двумя иерархами.

В X веке острота конфликта снизилась, споры сменяли длительные периоды сотрудничества.

Конец XI века ознаменовался началом активной экспансии выходцев из Нормандского герцогства в Южной Италии. Борьба за влияние в Италии вскоре привела к конфликту константинопольского патриарха и римского папы.

Приходы в Южной Италии исторически относились к юрисдикции Константинополя, однако по мере завоевания земель нормандцами ситуация стала меняться. В 1053 году патриарх Михаил Керуларий узнал, что греческий обряд на нормандских землях вытесняется латинским. В ответ Керуларий закрыл все храмы латинского обряда в Константинополе и поручил архиепископу болгарскому Льву Охридскому составить послание против латинян, в котором порицались бы различные элементы латинского обряда: служение литургии на хлебе из пресного теста; пост в субботу во время Великого поста; отсутствие пения «Аллилуйя» во время Великого поста; употребление в пищу удавленины и другое. Послание было отправлено «самому почтеннейшему папе».

Отлучителная грамота. Взаимная анафема

В 1054 году папа Лев направил Керуларию послание, которое в обоснование папских притязаний на полноту власти в Церкви. Патриарх отверг притязания Папы на верховенство, после чего Лев послал в том же году легатов в Константинополь для улаживания спора.

16 июля 1054 года, уже после смерти самого папы Льва IX, три папских легата вошли в собор Святой Софии и положили на алтарь отлучительную грамоту, предающую анафеме патриарха и двух его помощников. В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме легатов.

Усиление раскола

События 1054 года ещё не означали полного разрыва между восточной и западной Церквями, Первый крестовый поход вначале сблизил церкви, но при продвижении к Иерусалиму обострились разногласия. Когда предводитель крестоносцев Боэмунд захватил бывший византийский город Антиохию (1098 год), он изгнал греческого патриарха и заменил его латинским; захватив Иерусалим в 1099 году, крестоносцы также поставили во главе местной Церкви латинского патриарха. Византийский император Алексей, в свою очередь, назначил собственных патриархов обоих городов, но проживали они в Константинополе. Существование параллельных иерархий означало, что восточная и западная церкви фактически пребывали в состоянии раскола.

Другим событием, усилившим раскол, стал погром латинского квартала в Константинополе при императоре Андронике I (1182 год). Доказательств того, что погром латинян был санкционирован сверху нет, однако репутации Византии на христианском Западе был нанесён серьёзный урон.

Существует альтернативная точка зрения, согласно которой действительной причиной раскола стали притязания Рима на политическое влияние и денежные сборы на территориях, подконтрольных Константинополю. Однако в качестве публичного обоснования конфликта обе стороны называли богословские разногласия.

Это конспект по теме «Разделение христианской церкви». Выберите дальнейшие действия:

  • Перейти к следующему конспекту: 
  • Вернуться к списку конспектов по Всеобщей истории.

Великий раскол

В 1054 г. папа Лев написал в Константинополь, требуя признать за ним полную власть над христианской церковью. В качестве обоснования использовался поддельный документ — так называемая дарственная, в которой якобы император Константин передавал управление церквями римскому престолу. Притязания были отвергнуты, на что верховный епископ Рима снарядил посольство. Оно должно было, помимо прочего, добиться от Византии военной помощи.

Роковой датой стало 16 июля 1054 г. В этот день формально прекратилось единство христианской церкви. Хотя к тому времени Лев I. Х. уже умер, папские легаты все равно приехали к Михаилу. Они вошли в Собор св. Софии и возложили на алтарь грамоту, в которой константинопольский патриарх предавался анафеме. Ответное послание было составлено через 4 дня.

Что было главной причиной разделения церквей? Здесь мнения сторон расходятся. Часть историков считает, что это результат борьбы за власть. Для католиков основным было нежелание признать первенство Папы как преемника апостола Петра. Для православных важную роль играет спор о Филиокве — исхождении Духа Святого.

https://youtube.com/watch?v=QJMPeVHCJBI

Аргументы Рима

В историческом документе папа Лев впервые четко сформулировал причины, по которым всем остальным епископам следует признать первенство римского престола:

  • Поскольку Церковь стоит на твердости исповедания Петра, то удаляться от нее — большая ошибка.
  • Всякий, подвергающий сомнению авторитет Папы, отрекается и от святого Петра.
  • Отвергающий власть апостола Петра является надменным гордецом, самостоятельно ввергающим себя в пропасть.

Аргументы Константинополя

Получив обращение папских легатов, патриарх Михаил срочно собрал византийское духовенство. Результатом стали обвинения в адрес латинян:

  • Поскольку римское духовенство брилось, в этом усмотрели нарушение Писания (Левит, гл. 19), где говорится, что мужчине не подобает ходить с гладким лицом, словно он женщина.
  • Запрет на браки для духовенства называется нарушением канонов, принятых на Гангрском соборе, поскольку это выглядит так, словно они гнушаются брачными узами.
  • Филиокве — утверждение католиков о том, что Дух исходит как от Бога-Отца, так и от Сына — называется не иначе как «злословием». Яростные споры по этому поводу продолжаются по сей день.

Некоторое время Русь оставалась как бы в стороне от конфликта, хотя изначально находилась под влиянием византийского обряда и признавала духовным центром Константинополь, а не Рим. Православные всегда делали тесто для просфор на закваске. Формально в 1620 г. на местном соборе было принято осуждение католического обряда использовать пресное тесто для церковных таинств.

https://youtube.com/watch?v=oBa2VsrLb6M

Арианство — ересь варваров

Теологические споры, быстро становившиеся политическими проблемами, начались ещё в эпоху относительной стабильности Римской империи. Религиозные проблемы тесно переплетались с текущей политической ситуацией. Такими кризисами стали расколы, связанные с появлением течений арианства и донатизма.

Одно из первых было связано с именем александрийского клирика Ария, проповедовавшего в 4-м веке в Александрии. Он попробовал внести ясность в довольно размытый догмат о Троице, привнеся в него некоторую иерархичность — например, он утверждал, что поскольку Иисус Христос был сыном Божьим, то есть его творением, то он не может считаться равным своему отцу. Это приводило к сомнению в божественном материнстве Марии и постулате о Спасении, что серьёзно било по основе религиозной системы.

Император Константин, провозгласивший христианство в качестве официальной имперской религии, резонно опасался таких идей. В 325 году он созвал Никейский церковный собор, на котором, помимо принятия Символов Веры, существующих по сегодняшний день, учение Ариана подверглось осуждению, а его теологические труды были сожжены. «Я считаю, — говорил Константин. — страшнее любой войны и ужасной битвы внутренний раздор в собрании Бога…». Тем не менее влияние арианства было настолько сильным, что император пересмотрел своё решение и вскоре вернул из ссылки осуждённых клириков. В 341 году на Антиохийском соборе это течение фактически стало доминирующим в христианстве. Однако уже в эпоху правления Феодосия I арианство было окончательно осуждено на официальном уровне. Несмотря на это, оно широко распространилось среди варварских народов, проживавших на границах империи, а первые варварские королевства, образовавшиеся после крушения Западной Римской империи, долгое время исповедовали именно арианский вариант христианства.

Появление названия

Само название «православие» буквально переводится с греческого как «правильное прославление» или «правильное мнение». В богословской литературе термин обозначает учение, одобренное кафолической церковью, его противоположностью является «гетеродоксия» или «инославие», то есть взгляды еретиков или те, что отвергала Церковь.

Само слово «православие» упоминается уже во II веке в текстах апологетов (преемников апостолов), например, у Климента Александрийского. В качестве термина оно закрепилось в III веке у историка и епископа Евсевия Кесарийского, впервые официально записано в середине V века в актах IV Вселенского Собора. Начиная с VI столетия православие начало обозначать религиозные взгляды, которые точно соответствуют учению Церкви и Евангелию.

На Руси термин встречается в нескольких ранних письменных источниках:

  1. В повести Временных лет в составе Лаврентьевской летописи (1377 год).
  2. В раннем списке (копии) «Слова о законе и благодати» (начало XI века) митрополита Илариона. Копия была сделана во второй половине XV столетия.

Сохраняемая общность

Помимо лингвистической разобщенности на Рим и Константинополь влияли внешние факторы, до поры до времени их объединявшие. Византийские епископы действовали внутри централизованного государства, в котором единство христианского мира воплощалось в фигуре императора.

В то же время священнослужители Рима существовали в условиях коллапса империи, вызванного варварскими нашествиями.

Но именно эти различия, которые первоначально способствовали сплочению христианского мира, затем стали его разобщать. До середины VIII века римские епископы видели в византийском императоре естественного союзника против варваров и избегали открытого разрыва с Константинополем.

Система наказаний

Перечень наказаний для еретиков был установлен буллами 1213, 1231, а также постановлениями Третьего Латеранского собора. Если человек признавался в ереси и раскаивался уже в ходе процесса, его осуждали на пожизненное заключение. Трибунал имел право сократить срок. Однако такие приговоры были редкостью. Заключенные при этом содержались в крайне тесных камерах, нередко заковывались в кандалы, питались водой и хлебом. В период позднего средневековья данный приговор заменялся каторгой на галерах. Упорствующих еретиков приговаривали к сожжению на костре. Если человек являлся с повинной до начала процесса над ним, то на него налагали различные церковные наказания: отлучение, паломничество в святые места, пожертвования в пользу церкви, интердикт, различные виды епитимий.

«Церковный раскол. Никон и Аввакум»

В XVII в. Русская православная церковь пережила раскол, вызванный реформами обрядов и исправлением богослужебных книг. Церковный раскол был массовым религиозно-общественным движением, породившим свою собственную идеологию и культуру. Одновременно с расколом произошел острый конфликт между светской и духовной властями, закончившийся утверждением первенства власти царя над властью патриарха.

Церковные порядки середины XVII в. вызывали недовольство у простых верующих и среди духовенства. Например, многогласие, когда для сокращения времени церковной службы в храме одновременно читали Евангелие, пели и молились. Против такой формы богослужения выступал кружок «ревнителей благочестия». Среди членов этого кружка были протопоп Аввакум (1620—1682 гг.) и архиепископ Никон (1606—1681 гг.).

В 1652 г. церковный Собор избрал новым патриархом Никона. Никону было мало избрания на патриарший престол. Он отказывался от этой чести и лишь после того, как царь Алексей Михайлович пал перед ним на колени, согласился стать патриархом.

Церковная реформа

Первым шагом патриарха Никона стало проведение в 1653 г. церковной реформы.

Никон разослал по всем церквям указания по изменению традиционных для русского православия норм богослужения. Двуперстное крестное знамение заменялось трехперстным. Земные поклоны были заменены поясными. Крестные ходы предписывалось проводить против солнца, а не по солнцу, как это было прежде. Возглас «аллилуйя» во время богослужения предписывалось произносить не дважды, а трижды. Одновременно с этим началась проверка русских богослужебных книг. За основу были взяты греческие оригиналы. Прежние богослужебные книги было приказано уничтожить.

Ситуация осложнялась тем, что Никон, не считаясь с русскими традициями, подчеркивал свою приверженность греческим обрядам. Патриарх запретил иконы, писанные не по греческим образцам. Он приказал своим служителям выколоть глаза у собранных икон и в таком виде носить их по городу.

Тех, кто отказался признать нововведения, официальные власти именовали раскольниками. Сами же раскольники считали себя последователями истинного православия, а Никона и его последователей клеймили именем «антихристовых слуг». Самым ярым противником Никона был протопоп Аввакум, которого в 1653 г. арестовали и сослали в Сибирь. Началось преследование сторонников Аввакума.

В июле 1658 г. Никону было передано распоряжение царя вести себя скромнее. Никон решился на отчаянный шаг — написал письмо царю с отречением от патриаршего сана. Чтобы пресечь попытки бывшего патриарха вернуться к власти, было решено лишить его власти. Для этого был созван церковный Собор, который осудил и низложил Никона, главного инициатора церковных реформ, но одновременно с этим одобрил сами реформы. Никон был отправлен в ссылку в Ферапонтов монастырь на Белом озере.

Возвращение и казнь Аввакума

Из десятилетней сибирской ссылки был возвращен протопоп Аввакум, который подал Алексею Михайловичу челобитную, требуя восстановить старую веру. На протопопа тотчас же обрушились прежние преследования.

В 1666 г. главных вождей раскола привезли из разных мест заключения в Москву. Церковный Собор предал их анафеме и проклятию. Приверженцы старых религиозных традиций подвергались преследованиям и наказаниям вплоть до смертной казни. Такая политика привела к тому, что старообрядцы (раскольники, староверы) целыми семьями бежали из центральных регионов России.

В апреле 1682 г. Аввакум и другие участники раскольнического движения были сожжены на костре. Однако казнь лидеров раскола привела к тому, что многие противники религиозных нововведений начали добровольно подвергать себя самосожжению. Церковная реформа патриарха Никона расколола страну на два лагеря — сторонников официальной религии и приверженцев старых традиций.

Снятие анафем со старых обрядов

В 1800 году для части старообрядцев-поповцев, искавших сближения с Московским Патриархатом, была создана специальная единоверческая структура: сохраняя дореформенный обряд, они переходили под юрисдикцию РПЦ, признавая тем самым, что обрядовые различия не затрагивают общего догматического учения.

В 1905 году Николай II указом о веротерпимости снял все ограничения в правах со старообрядцев, а в 1971 Поместный Собор Русской православной церкви принял постановление о снятии клятв и анафем со старых обрядов.

РИА Новости https://ria.ru/history_infografika/20130212/922446392.html

Конспект урока «Церковный раскол. Никон и Аввакум».

Следующая тема: «Социальные движения XVII века».

Шаг первый: перенос столицы из Рима в Константинополь

Римская Церковь была хоть и не главной, но особенной именно в силу своего расположения и близости к императору. Но в IV веке при св. равноапостольном императоре Константине происходит событие, которое, на мой взгляд, заложило «бомбу замедленного действия» в отношения востока и запада.

Дело в том, что император Константин решил основать новый Рим и перенести столицу туда. Сказано – сделано, и вот на берегу Мраморного моря возвысился новый город. Какое отношение это имеет к расколу церкви, спросите вы? Я отвечу вам вопросом на вопрос: «А почему епископ Рима имел первенство чести?». С возникновением нового Рима возникает и новый епископ, близкий к императору и сидящий в столице империи. Логично, что он, как имеющий непосредственный доступ к императору, должен помогать тому решать внутрицерковные вопросы (да, тогда любые церковные нестроения часто приводили к волнениям во всей империи, поэтому император был заинтересован в их быстром и безболезненном разрешении). К этому моменту в Римской Церкви уже формируется видение своей исключительности на фоне остальных Поместных Церквей. Возвышение Константинопольского епископа рассматривается ими уже как посягательство на их исключительное положение. Римские папы начинают очень болезненно реагировать на любые попытки оформить новую систему и признать особый статус кафедры Константинополя. Но, несмотря на все протесты пап и обвинения в попытке узурпировать власть в Церкви, на II и IV Вселенских соборах окончательно оформляется новый порядок, который учитывал не только древность кафедры, но и политические реалии империи.

Стоит отметить, что логику римских пап легко переняли сторонники идеи «Москва — Третий Рим».

Культурные расхождения

Различия между Римом и Константинополем, связанные как с языковой разобщенностью, так и с внешнеполитическими условиями, стали влиять на взаимоотношения внутри тогда ещё единой церкви. Западная Римская империя говорила преимущественно на латыни, Восточная — на греческом языке.

Стоит отметить, что первоначально термин «католичество» имел греческое происхождение и являлся, по сути, эквивалентом православия. Им обозначали всеобщность в качестве эпитета святой и апостольской, то есть истинной церкви.

В свою очередь, ортодоксами (православными) называли всех христиан, поскольку с греческого слово переводилось как “правильное мнение”. Таким образом подчеркивалось отличие христиан от язычников, гетеродоксов (от heteros — другой, и dokeo — верю).

Со временем части некогда единой империи стали понимать друг друга все меньше. Уже с V века мало кто в Риме мог говорить по-гречески. Так, влиятельный для латиноязычного мира богослов Блаженный Августин (354-430) почти совсем не знал эллинского языка. Латынь была официальным языком Византии вплоть до VII века, после чего о ней стали забывать.

Православие и католичество — попытки объединиться (Унии)

Разделение православия и католичества — большая трагедия в истории Церкви, которое остро переживают и православные, и католики.

Несколько раз за 1000 лет предпринимались попытки преодолеть раскол. Трижды заключались так называемые Унии — между Католической церковью и представителями православной Церкви. Все их объединяло следующее:

  • Они заключались в первую очередь по политическим, а не по религиозным расчетам.
  • Каждый раз это были «уступки» со стороны православных. Как правило, в следующей форме: внешняя форма и язык богослужений оставался привычным для православных, однако во всех догматических разногласиях бралась католическая трактовка.
  • Будучи подписаными некоторыми епископами, они как правило были отвергнуты всей остальной Православной Церковью — священнослужителями и народом и потому оказывались по факту нежизнеспособными. Исключение составляет последняя Брестская Уния.

Вот эти три Унии:

Лионская Уния (1274 год)

Ее поддерживал император православной Византии, поскольку объединение с католиками должно было помочь восстановить пошатнувшееся финансовое положение империи. Уния была подписана, но народ Византии и остальные православные священнослужители ее не поддержали.

Ферраро-Флорентийская Уния (1439 год)

В этой Унии в равной степени были политически заинтересованы обе стороны, поскольку христианские государства были ослаблены войнами и врагами (латинские государства — крестовыми походами, Византия — противостоянием с Турками, Русь — с татаро-монголами) и объединение государств на религиозной почве помогло бы, наверное, всем.

Ситуация повторилась: Уния была подписана (хотя и не всеми представителями православной Церкви, кто присутствовал на соборе), но так и осталась, по сути, на бумаге — народ объединение на таких условиях не поддержал.

Достаточно сказать, что первая «униатская» служба была совершена в столице Византии в Константинополе только в 1452 году. А меньше чем через год его захватили Турки…

Брестская Уния (1596 год)

Эта Уния была заключена между католиками и Православной Церковью Речи Посполитой (государства, которое объединяло тогда Литовское и Польское княжество).

Единственный пример, когда союз Церквей оказался жизнеспособен — хотя и в рамках всего лишь одного государства. Правила те же: все богослужения, обряды и язык — остаются привычными для православных, однако на службах поминается не патриарх, а папа; меняется текст Символа Веры и принимается учение о чистилище.

После разделения Речи Посполитой, России отошла часть ее территорий — а вместе с ней отошли и ряд униатских приходов. Несмотря на гонения, они продолжали существовать до середины XX века, пока не были официально запрещены советской властью.

Сегодня на территории Западной Украины, Прибалтики и Белоруссии имеются униатские приходы.

Униатская церковь в белорусской деревне Боруны

***

Болгарская Православная Церковь

Фото: yandex.ru

Болгарский раскол интересен своими параллелями с украинским, а также может послужить примером правильного преодоления разделения.

В 1992 году часть болгарских иерархов при поддержке провластной партии «Союз демократических сил» выступили против законного Патриарха Болгарского Максима, которого они обвинили в связях с бывшей коммунистической властью. Раскольники создали «Альтернативный синод Болгарской Православной Церкви», который пользовался широкой поддержкой правящего режима. Власть зарегистрировала этот «синод» как единственную легитимную Православную Церковь в Болгарии и передала большую часть имущества Церкви в распоряжение раскольникам. Каноническая Болгарская Православная Церковь светским правительством не признавалась. Несмотря на это абсолютное большинство болгарского духовенства не присоединилось расколу.

После того как «Союз демократических сил» проиграл выборы, поддержка раскольников со стороны болгарских властей прекратилась – и постепенно раскол сошел на нет. Многие представители «альтернативного синода» стали каяться и возвращаться в лоно канонической Церкви.

В 2004 году по инициативе бывшего царя Болгарии Симеона, избранного к тому времени премьер-министром, у раскольников были отобраны незаконно присвоенные храмы Болгарской Церкви.

В 2012 году последний епископ «альтернативного синода» после покаяния вернулся в Болгарскую Православную Церковь, что можно считать концом болгарского раскола.

***

Отдельно можно отметить «старостильный раскол», который поразил многие Поместные Церкви после перехода их на новоюлианский календарь. Параллельные старостильные «Церкви» сейчас присутствуют в той же Болгарии, Румынии, Сербии и Греции, где «старостильники» представлены несколькими организациями, зачастую не признающими друг друга.

Как видим, проблема раскола близка не только Украинской Православной Церкви. Эта беда, к сожалению, актуальна для большинства Православных Церквей, и, как показывает история, такие расколы врачуются только покаянием, только согласно церковным правилам, а никак не сиюминутными политическими интересами.

Дмитрий Марченко

Безнадежный призыв Павла

Уже в послании Коринфянам 54-57 годах. апостол Павел предостерегал первых христиан от распрей между собой: «Слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения». И это во времена, когда главной заботой христиан было стремление не закончить день на копьях или в зубах льва (вплоть до IV века христианство в Римской империи считалось опасной ересью). Неудивительно, что когда церковь из гонимой и борющейся секты превратилась во влиятельный и богатый институт, число разногласий внутри христиан только увеличилось.

В 313 году император Римской империи Константин Великий легализовал христианство, чья популярность неуклонно росла на протяжении трех веков, а император Феодосий в 380-м и вовсе сделал учение Христа государственной религией. Проблема в том, что после Феодосия некогда единая Римская империя раскололась на Западную (собственно Римскую) и Восточную (со столицей в Константинополе). После этого разделение христианства на две ветви стало вопросом времени. Но почему?