«развиваться космическому бизнесу в россии очень непросто»: что нужно, чтобы это преодолеть

Список космических агентств с возможностью запуска

Космическое агентство Страна Основан Прекращено Возможности космического агентства Ссылка (ы)
Имя Акроним Возможность запуска нескольких спутников Разработаны и внедрены криогенные ракетные двигатели Управляет внеземным зондом Возможность восстановления спутников
Австралийское космическое агентство КАК  Австралия 1 июля 2018 г. Нет Нет Нет Нет
Китайское национальное космическое управление  Китайская Народная Республика 22 апреля 1993 г. да да да да
Европейское космическое агентство ASEEWO

ЕКА

 Австрия Бельгия Чехия Дания Эстония Финляндия Франция Германия Греция Венгрия Ирландия Италия Люксембург Нидерланды Норвегия Португалия Польша Румыния Испания Швеция Швейцария Великобритания                       

1975 31 мая да да да да
Иранское космическое агентство ISA  Иран 2004 г. Нет Нет Нет Нет
Израильское космическое агентство סל»ה  Израиль Апрель 1983 г. Нет Нет Нет Нет
Итальянское космическое агентство  Италия 1988 г. да Нет да Нет
Национальное управление аэрокосмического развития KCST  Северная Корея 1980-е Нет Нет Нет Нет
Корейский институт аэрокосмических исследований 항우연  Южная Корея Октябрь 1989 г. Нет Нет Нет Нет
Индийская организация космических исследований इसरो  Индия 15 августа 1969 г. да да да да
Японское агентство аэрокосмических исследований  Япония 1 октября 2003 г. да да да да
Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства  Соединенные Штаты 1 октября 1958 г. да да да да
Французский : Centre National d’Etudes Spatiales  Франция 19 декабря 1961 г. да да Нет Нет
Государственное космическое агентство Украины СГАУ  Украина 2 марта 1992 г. да Нет Нет Нет
Роскосмос РОСКОСМОС  Россия c. 1992 г. да да да да
Космические силы США  Соединенные Штаты 20 декабря 2019 г., да да Нет да

Космические солдаты

СССР и Америка в XX веке были в этой области безусловными лидерами. Естественно, что и космические войска появились в этих государствах первыми.

Прообраз отечественных космических войск возник еще в 1955 году с принятием решения о строительстве в Казахстане полигона для запуска межконтинентальных баллистических ракет (сегодняшний Байконур). После многочисленных пертурбаций со структурой и названием, в 2015 году Воздушно-космические силы (ВКС) появились в армии РФ в сегодняшнем виде.

Подготовка ракеты-носителя “Союз-2.1а” к предстоящему старту.

(Фото: Минобороны России)

В США закон о создании нового рода войск — космических — был подписан президентом Дональдом Трампом только в 2019 году. До этого присутствием на орбите занимались 60 различных армейских служб. Свою задачу сегодняшние космические войска видят в «планировании, интегрировании, проведении и оценке глобальных космических операций».

В разных видах космические силы существуют во всех странах, которые умеют летать за пределы стратосферы. Как они называются и каким армейским ведомствам подчиняются — не так принципиально. Через свои спутники военные могут отследить любое перемещение на планете: на суше, в воде, по воздуху. Они обеспечивают разведку, связь, навигацию, должны защищать мирное население от угроз из космоса и различных космических аварий, но самая главная их задача — успеть отследить вероятное ракетное нападение другого государства.

Специалисты по спутниковой связи проводят плановое техническое обслуживание спутниковой антенны на аэродроме Кандагар в Афганистане.

(Фото: ВВС США)

Запускайте производителей автомобилей и поставщиков сторонних услуг

Компания Место нахождения Кол-во успешных запусков Комментарии
Arianespace Европа (Франция / Германия / Италия / Бельгия / Швейцария / Швеция / Испания / Нидерланды / Норвегия / Дания) 235/247 Ариана (ракетное семейство)
Delft Aerospace Rocket Engineering Нидерланды Суборбитальные ракеты-зонды студенческой постройки
ISRO Индия 62/67 PSLV , GSLV , GSLV III
COSMOS International Россия / Германия коммерциализирует пусковую установку
Космос-3М
Eurockot Launch Services Европа (Германия / Франция / Великобритания / Испания / Нидерланды / Россия) принадлежит EADS Astrium
Международные запуски США Россия 97/100
Иранское космическое агентство Иран
ISC Kosmotras Россия / Украина / Казахстан
Mitsubishi Heavy Industries Япония 62
Northrop Grumman Соединенные Штаты производитель Антарес , Минотавр и Пегас
PLD Space Испания производитель Miura 1 и Miura 5
Rocket Crafters Inc Соединенные Штаты производитель Интрепид-1
Ракетная лаборатория Новая Зеландия / США 18/21 производитель ракеты-носителя «Электрон»
SpaceX Соединенные Штаты 127/132 Falcon 1 , Falcon 9 и Falcon Heavy
Морской старт США / Россия / Украина / Норвегия 28/31 поставщик Sea Launch и Land Launch службы
Ракетное конструкторское бюро Макеева Россия коммерциализирует пусковые установки
» Волна» и » Штиль».
НПО Машиностроения Россия коммерциализирует пусковую установку
Стрела
Starsem Европа (Германия / Франция / Великобритания / Испания / Нидерланды / Италия / Бельгия / Швейцария / Швеция / Норвегия / Дания / и Россия) коммерциализирует ракету- носитель »
Союз»
Компания космических кораблей Соединенные Штаты Многоразовый космический корабль, запущенный с самолета White Knight для космического туризма и экспериментов с невесомостью
ЦСКБ-Прогресс Россия производитель ракеты-носителя »
Союз»
United Launch Alliance Соединенные Штаты
США Россия коммерциализирует пусковую установку
Старт-1
Virgin Galactic Соединенные Штаты Космический туризм с использованием космического корабля The Spaceship Company
Virgin Orbit США / Соединенное Королевство производитель ракеты-носителя LauncherOne
Голубое происхождение Соединенные Штаты производитель простых ракет.
Независимость-X Aerospace Малайзия производитель ракеты-носителя DNLV
Borneo SubOrbitals Малайзия производитель безымянной суборбитальной ракеты

Коммерческие крылья национальных космических агентств:

  • Antrix Corporation Индия
  • Китайская корпорация аэрокосмической науки и технологий Китай
  • Аэрокеты

Space 1000

Закрытое комьюнити визионеров Space 1000 создал украинец Денис Руденко для предпринимателей, IT-специалистов и топ-менеджеров ведущих компаний.

Цель сообщества — сформировать культуру краудфандинга для строительства международной космической экспо-зоны на Карибских островах и популяризировать тему космоса в Украине.

Его члены — люди, которые интересуются космической индустрией и верят, что будущее — за глобальностью.

Сообщество развивает украинское подразделение, которое является частью глобальной инициативы. В 2019 году планируется привлечь первую тысячу участников, каждый из которых получит монету, эмитированную Министерством финансов острова Самоа — Space Coin.

В 2020 году комьюнити примет еще тысячу визионеров. Монеты участников запустят в космос, а затем вернут обратно.

Комьюнити создано на основе компании Decron Club. Она специализируется на запуске в космос коллекционных монет и драгоценных металлов. Проект ориентирован на западный рынок. В 2018 году стартап привлек 400 тыс долл от семи инвесторов, в том числе из США.

На вырученные средства команда SPACE 1OOO будет строить здания в виде космических объектов.

space1000.net

Зачем вообще нужны частные компании на космическом рынке?

Выгонять частные компании с космического рынка никто не планирует. Несмотря на скромный опыт, пользы от их работы гораздо больше, чем принято считать. Член Совета РАН по космосу Валентин Уваров рассказал Skillbox Media, что частные компании пришли на космический рынок неслучайно и в некоторых случаях они решают как государственные, так и коммерческие задачи быстрее и лучше, чем это делали госкомпании.

«Поначалу все космические проекты госструктуры реализовывали самостоятельно. Но в какой-то момент наши зарубежные партнёры поняли, что переложить все расходы и сложности на частные компании — это проще и дешевле. Поэтому частная космонавтика развивается семимильными шагами, и средства вывода на орбиту — это только часть перспективных направлений. Кроме них есть и операторы спутников, и разработка космических аппаратов, а также много смежных направлений, которые будут развиваться с ростом технологий», — пояснил Уваров.

«КосмоКурс»: доступный космический туризм

Кроме грузовых и сугубо научно-технических проектов, в России пытаются создавать бизнес и в развлекательной сфере, связанной с космосом.

Поддерживаемый Роскосмосом «КосмоКурс» разрабатывает многоразовый суборбитальный комплекс для отправки в космос туристов.

По планам создателей компании, первый туристический полет продолжительностью 15 минут должен состояться уже в 2025 году, а уже год спустя на орбиту будут выходить 120 аппаратов.

Шесть туристов и один инструктор смогут побывать на той самой орбите корабля «Восток-1», которую когда-то посетил Юрий Гагарин. Точнее, её небольшую часть.

Несмотря на высокую цену около 250 тысяч долларов, проект предполагается развивать: частично за счет привлечения бюджетных средств, выделяемых через Роскосмос и другие государственные учреждения, частично — за счет предварительных продаж.

Ещё одним достижением компании стало участие в конкурсе Роскосмоса на разработку сверхмалого двухступенчатого ракетоносителя «Амур-СПГ» на метане с возвращаемой первой ступенью.

Комментарий Минцифры и аппарата Чернышенко

В Минцифры, как сообщили CNews его представители, «не авторизовали» ( информацию из канала «Майский указ». По их словам, у министерства есть план по строительству спутниковой группировки, в состав которой войдут четырех космических аппарата. Ведомство планирует использовать на высоких эллиптических орбитах.

Таблица, подтверждающая размеры расходов на спутниковый интернет

Об инициативе по созданию такой группировки, получившей название «Экспресс-РВ», стало известно в марте 2020 г. CNews писал, что реализация этой идеи обойдется федеральному бюджету в 42 млрд руб. Эта информация следует из федерального проекта «Информационная инфраструктура» национальной программы «Цифровая экономика». Денежные средства будут выделены в период 2021-2024 гг.

В июне 2020 г. министр связи Максут Шадаев сообщил, что инвестиции в проект составят 40 млрд руб. Представители Минцифры рассказали CNews, что запуск спутников предварительно назначен на 2024 г. С 2025 г. они будут предоставлять обеспечивать доступ в Глобальную сеть на территории Дальнего востока, Севера и всего Северного морского.

«Экспресс-РВ» обеспечит связь для 2,3 млн жителей России, находящихся за Полярным кругом, и для 2 млн иностранных жителей. Кроме того, в зоне охвата окажутся 6 млн владельцев автомобилей. С учетом пассажиров транспортных средств, пересекающих Северный морской путь, число пользователей системы может вырасти до 160 млн.

Представители аппарата Дмитрия Чернышенко сообщили CNews, что Минцифры действительно занимается решением вопросов цифрового неравенства, доступа к интернету на всей территории страны и тарифной политикой на эти услуги. «Один из предлагаемых вариантов решения вопроса обеспечения населения труднодоступных населенных пунктов интернетом – это создание спутниковой группировки, четырех космических аппаратов, которые планируется использовать на высоких эллиптических орбитах. Они обеспечат Дальний Восток и Север, а также Северный морской путь качественной услугой доступа в интернет», – отметили они.

Уильям Шетнер в космосе

По данным онлайн-таблоида TMZ, вместе с инженером и предпринимателем в космос полетит канадский актер Уильям Шетнер. Больше всего он известен по роли капитана Кирка в сериале «Звездный путь», но также он играл в сериале «Ти Джей Хукер». Если опубликованная информация является правдой, актер станет самым пожилым человеком, который побывал в космосе — на данный момент ему 90 лет. Он побьет рекорд 82-летней Уолли Фанк (Wally Funk), которая побывала в космическом путешествии несколько месяцев назад. Точная информация о том, кем будут остальные два участника будущего полета, появится в ближайшие дни. Чтобы не пропустить ничего интересного, подпишитесь на наш Telegram-канал.

Уильям Шетнер, игравший роль капитана Кирка

Компания Blue Origin является не единственной, кто предоставляет услуги космического туризма. Недавно свой первый опыт в этом деле получила компания SpaceX — она отправила в космос четырех людей и позволила им наслаждаться полетом на протяжении трех дней. Одним из будущих клиентов SpaceX является японский миллиардер Юсаку Маэдзава, который ищет себе девушку для космического путешествия. Подробнее о его поисках я рассказывал в этом материале.

Государство должно поддерживать инициативы частных компаний

По сравнению с Европой и США Россия находится лишь на начальном пути развития частной космонавтики. Европейские и американские частные компании работают на авиационную и космическую промышленность уже много десятилетий, мы же только начинаем.

В этих условиях нам следует отчетливо понимать, что развитие и поддержка инициатив частного сектора в космонавтике, несмотря на всю ее специфику, будет являться важным фактором глобального экономического роста России в наукоемких отраслях

Этому новое российское правительство просто обязано будет уделить особое внимание

Материалы по теме:

Что будет дальше?

В ближайшее время человечество будет зарабатывать деньги в космосе в трёх ключевых направлениях: производство ракет и пусковые услуги; создание, управление и обслуживание космических аппаратов; перспективные проекты. Последний пункт выглядит особенно многообещающим — объём капитала в этом сегменте может показаться незначительным в сравнении с объёмами крупных военных проектов и правительственных заказов, однако количество таких проектов (с небольшим финансированием, но большим потенциалом) растёт день ото дня.

По словам бывшего члена Совета РАН по космосу Валентина Уварова, эффективность космических технологий (например, ракет) может меняться с течением времени. Научный и технический задел, необходимый для снижения стоимости пусков, существует, но в полной мере реализовать все планы пока не смогла даже американская SpaceX. К тому же экономика одноразовых ракет постоянно изучается и совершенствуется, поэтому «хоронить» российские (да и любые другие) одноразовые ракеты пока преждевременно.

Многоразовую космонавтику эксперты сравнивают с электрическими автомобилями. Чтобы в полной мере насладиться экологически чистым видом транспорта, нужно иметь и приличные аккумуляторы, и низкую стоимость владения, и ещё много того, что снижает расходы конкретного пользователя на передвижения. Если всё сложится как надо, то электрические машины действительно смогут вытеснить бензиновые и дизельные с рынка. Но произойдёт это нескоро. С ракетами — та же история. Даже самые опытные игроки в этой области в полной мере не понимают, какой будет космонавтика завтра.

Многоразовые ракеты, которые должны были стать более дешёвой альтернативой классическим одноразовым, свою абсолютную эффективность ещё не доказали. Пока у крупных компаний вроде SpaceX образуется сверхприбыль от госконтрактов, о конкурентоспособности технологии повторного применения на открытом рынке говорить сложно. Ситуация может поменяться с выходом на поле многоразовых ракет компании Blue Origin. Проект Джеффа Безоса, вне всякого сомнения, будет претендовать, помимо коммерческих пусков для обычных заказчиков, и на крупные государственные контракты, в том числе оборонные.

Космонавтика, какой мы знаем её сегодня, останется не навсегда. Сейчас в моде многоразовые ракеты и технология «реюзабилити» везде, где это возможно, но совсем скоро всё может измениться. Перевернуть рынок с ног на голову и заставить космические компании взглянуть на освоение космоса по-новому могут сверхдешёвые двигатели, новейшие сверхлёгкие сплавы и материалы, которые будут востребованы, например, для отправки миссий по добыче полезных ископаемых с ближайших миров.

Вполне вероятно, что многоразовые ракеты проживут не так много, как планировали их создатели, и через 10–15 лет ракету размером с «Союз» на сверхпрочных и дешёвых компонентах можно будет построить всего за миллион долларов или меньше. Даже если всё пойдёт не по плану и классические ракеты подешевеют не так сильно, этого всё равно будет достаточно, чтобы обесценить и фактически убить многоразовую космонавтику, перезапустив гонку технологий.

Роботы на Луне и Марсе

Lunar Outpost из Колорадо (США) разрабатывает автономных роботов, чтобы обеспечить расширенное присутствие людей на Луне и Марсе. Компания была основана в 2017 году. Первая ее разработка, поисковик лунных ресурсов MAPP (мобильная автономная поисковая платформа), имеет массу 10 кг, долю полезной нагрузки 50% и развивает скорость до 10 см/с. Он будет добывать лунный грунт для NASA.

MAPP

(Фото: lunaroutpost.com)

Компания отмечает, что поддержка AWS поможет ей ускорить развитие области экстремальной робототехники. Lunar Outpost будет использовать облачные решения AWS для улучшения масштабируемой инфраструктуры и операций миссий, а также для разработки передовых моделей машинного обучения и создания облачных приложений для космоса.

Международная космическая станция


Эмблема Международной космической станции. Изображение: Mysid / NASA / Wikimedia Commons
Эмблема миссии ALPHA 2021. Изображение: ASTROnote
Эмблема 55-й миссии МКС 2018 года. Изображение: Tim Gagnon / Jorge Cartes / NASA / Wikimedia Commons

Международная космическая станция (МКС) — продолжатель дела станции «Мир», затопленной в Тихом океане в 2001 году. Сегодня МКС, запущенная в 1998 году, используется для космических миссий 14 стран, на её борту работают космонавты из России, США, Канады, Японии, а также те из них, кто входит в Европейское космическое агентство. Основное назначение станции — это научные исследования.

Lockheed Martin, Boeing и United Launch Alliance

Lockheed Martin, которая построила каждый аппарат, отправленный NASA на Марс, от «Викинга» до марсохода «Кьюриосити» и космического аппарат MAVEN, которому еще предстоит полететь — регулярно выводит новые аппараты на орбиту и разрабатывает капсулу «Орион» для ракеты SLS, о которой мы недавно писали.

В октябре 2011 года Boeing подписала 15-летний договор аренды на использование ангара для космических шаттлов в Космическом центре Кеннеди, чтобы построить космический аппарат CST-100. NASA профинансировало этот корабль по своей программе Commercial Crew Development на 110 миллионов долларов. Кроме того, Boeing будет делать центральную ступень для ракеты SLS, которая недавно прошла успешные испытания и станет, пожалуй, самой мощной ракетой в истории освоения космоса.

Тем временем United Launch Alliance, совместное предприятие Boeing и Lockheed Martin, продолжает делать ракеты Atlas-V, платформу, на которой несколько коммерческих предприятий планируют запускать свои космические аппараты или капсулы с экипажем.

Правда, главным вопросом остается то, сможет ли NASA поддерживать финансово эти компании долгое время?

А как в Европе?

Европейская модель устройства ракетно-космических компаний несколько отличается от американской. Государственное участие в капитале (до 50% голосующих акций) наблюдается почти у всех крупных игроков – Airbus, Thales, Safran, SES, Eutelsat. Вместе с тем государственное участие сочетается со всеми современными механизмами корпоративного управления и отчетности, что обеспечивает прозрачность процедур для миноритарных акционеров и советов директоров.

Не могу вспомнить за последние пять лет ни одной частной европейской космической компании, которая показала бы стремительный рост на рынке ракетно-космической техники. С другой стороны, было много реорганизаций и поглощений, в том числе и частных компаний, которые не смогли выжить на этом непростом и капиталоемком рынке.

Основным заказчиком продукции и услуг является Европейское космическое агентство. Следует также отметить, что европейские механизмы финансирования циклов жизни компаний (бизнес-ангелы, венчурные инвесторы, фонды прямых инвестиций, крупные инвестиционные банки/фонды), с точки зрения объемов инвестиций и организации, существенно отстают от американских. Скорее всего, эта тенденция продолжится в ближайшие годы.

Секрет успеха SpaceX

В начале нулевых Россия имела все шансы приложить руку к созданию SpaceX. В 2001 и 2002 годах Илон Маск приезжал с деловым визитом к российским ракетостроителям и хотел купить две баллистические ракеты (естественно, без ядерного заряда), переоборудовать их для научных и коммерческих проектов, а затем отправить в космос. Но дело не выгорело — то ли предложения бизнесмена оказались несерьёзными, то ли российскую сторону не устроила сумма сделки. В общем, все остались при своих.

Первые ракеты SpaceX запустила в 2010 году, и почти сразу после этого для компании Илона Маска настало золотое время. Для выведения тяжёлых и специализированных спутников на орбиту правительству США требовались дешёвые и надёжные ракеты, которые можно подготовить к старту за считаные дни.

У американских властей уже был под рукой один оператор пусковых услуг — компания United Launch Alliance. Только цена, которую просили покорители космоса из Boeing и Lockheed Martin, оказалась слишком высокой — 350–400 млн долларов за пуск. Предложение Илона Маска было минимум в пять раз меньше, поэтому военные и NASA закричали от восторга, наобещали SpaceX золотые горы, но осыпать компанию деньгами не торопились.

Принято считать, что Илона Маска встретили с распростёртыми объятиями, но в реальности SpaceX приходилось отрывать свой кусок космического рынка. Компания регулярно судилась с ВВС США за право продавать пуски на своих ракетах. Власти США не торопились делать окончательный выбор между ULA и крупным перспективным стартапом, небезосновательно считая, что новичок на рынке пусковых услуг может не справиться с нагрузкой.

Космические технологии, которые мы используем уже сейчас

Кроссовки с инновационной подошвой

Nike Air

В 1970-е годы инженер NASA Фрэнк Руди придумал, что одежду космонавтов можно сделать более герметичной за счет воздушных прослоек. Разработка Руди стала толчком для создания обуви с полыми подошвами, в которых амортизация снижает нагрузку на суставы во время движения. Происходит это за счет расположенных под пяткой и передней частью стопы подушечек с взаимосвязанными воздушными ячейками. Свою идею инженер начал предлагать производителям кед и ботинок, но откликнулись на космическую разработку только в компании Nike. Дизайнеры Nike решили выставить технологию напоказ и поместили воздушную капсулу в «окошке» прямо под пяткой — так появились Nike Air.

Но кроссовки Nike Air — не единственная модель спортивной обуви, которая появилась благодаря освоению космоса. В 2003 году за несколько минут до приземления разбился шаттл NASA «Колумбия». Установили, что причиной аварии было падение куска теплоизоляционного кислородного бака еще при старте. Это произошло из-за разрушения наружного теплозащитного слоя на левой части крыла.

Adidas AlphaBOUNCE

Во время расследования NASA использовало стереофотограмметрическую систему ARAMIS. Суть ее в следующем. Две синхронизированные камеры снимают процесс столкновения двух материалов. Далее программное обеспечение анализирует их деформацию. Технология похожа на человеческое зрение, которое видит окружающий мир в трехмерной плоскости. «С помощью двух камер мы можем точно понять, приближается или удаляется объект, и оценить расстояния, которые оно преодолевает», — объяснил Джон Тайсон, президент компании, которая построила стереофотограмметрическую систему, используемую NASA.

Такую же технологию решила использовать Adidas для создания новой модели кроссовок AlphaBOUNCE, которые презентовали в 2016 году. Для этого были проанализированы движения ног марафонцев босиком и в обуви. Выяснили, что во время бега кроссовок сжимает сухожилие. Поэтому решили сделать v-образное отверстие в задней части ботинка, чтобы нога могла свободно двигаться. Также разработчики создали материал под названием Forgedmesh, который обеспечивает опору ноги и гибкость движения одновременно.

Фото: NASA

Плавательный костюм

В 2008 году NASA совместно со спортивным брендом Speedo разработало плавательный костюм для спортсменов. Он снижает сопротивление воды на 38%. Это увеличивает скорость пловцов примерно на 4%. Более того, он максимально поддерживает мышцы и не ограничивает движения.

Бесшовный костюм производят из высокотехнологичной сверхлегкой водоотталкивающей ткани. Ткань состоит из переплетенных нитей эластана-нейлона и полиуретана.

Производители утверждают, что благодаря этому костюму у спортсменов на 1,9-2,2% выше вероятность победить. Американские пловцы Натали Кафлин и Майкл Фелпс уверены, что стали олимпийскими чемпионами в 2008-м в том числе благодаря костюму от NASA. На Олимпиаде в Пекине 98% медалистов по водным видам спорта были именно в этом костюме, побив заодно 25 мировых рекорда.

Фото: NASA

Цифровая фотография

Техническим оборудованием для съемки высадки на Луну «Аполлон-11» обеспечила шведская компания Hasselblad. Полвека спустя производители фотоаппаратов снова вернулись к космической теме и сделали камеру для смартфона OnePlus 9 Pro, которая позволяет снимать Луну, используя ночной режим, суперзум и другие инструменты.

По сути, все, что теперь умеют делать камеры, — результат освоения космоса. Это относится не только к профессиональной оптике, но и к матрице, которую используют для компактных девайсов. Чтобы улучшить качество изображения и уменьшить размеры камер для межпланетных миссий придумали технологию CMOS-матриц.

CMOS в цифровых устройствах

Это устройство визуализации на основе полупроводниковых приборов и оксида металла, которое может принимать и обрабатывать световые импульсы и переводить их в изображение. Ее преимущество заключается в низком энергопотреблении, возможности захватывать и обрабатывать изображение. CMOS-матрицы начали создавать еще в 1960-х годах, а в 1990-е их начали использовать в различных цифровых устройствах.

Lockheed Martin (LMT).

Lockheed Martin, крупнейший в мире оборонный подрядчик, также является одним из основных игроков в космической отрасли. В качестве подрядчика НАСА компания в 1960-х годах строила детали для космического корабля Apollo 11, а также спутников и космических зондов. Другие крупные космические проекты Lockheed Martin включают космический корабль Orion в дальнем космосе и посадочный модуль Mars InSight.

Что касается цен на акции, Lockheed Martin занимает первое место в этом списке, достигнув почти 440 долларов в феврале этого года. Во время связанного с кризисом краха в середине марта акции компании упали до уровня чуть менее 300 долларов, что намного меньше, чем у подавляющего большинства других акций. Он также очень хорошо восстановился, достигнув более 400 долларов в первую неделю июня.

Безопасность по сигналам

HawkEye 360 из Вирджинии (США) является коммерческим оператором спутниковой связи и компанией по анализу данных, которая использует радиочастотные сигналы для отслеживания безопасности на суше и в море. Кроме того, HawkEye 360 анализирует определенные спектры сигналов, чтобы понимать, как и насколько активно они используются в глобальном масштабе. Компания была создана в 2015 году.

Работа системы HawkEye 360

Группировка коммерческих спутников компании распознает и обрабатывает широкий спектр радиочастотных сигналов. Эту информацию объединяют с другими данными на платформе Mission Space для облегчения геопространственной радиоразведки.

«Спутникс»: наноспутники для связи и навигации

Хотя многие из нас привыкли своеобразно относиться ко всем инновационным затеям правительства, ставший притчей во языцех фонд «Сколково» даёт шанс серьезным проектам и в космической сфере.

Одним из первых стартапов, запущенных благодаря отдельному космическому кластеру «Сколково» стали ООО «Спутниковые инновационные космические системы», также известные как «Спутникс».

Фонд в 2012 году профинансировал разработку подсистем для спутников нового форм-фактора «ТаблетСат» грантом в размере 29,5 млн рублей. В начале 2014 года, перед запуском «Авроры», компания ввела в эксплуатацию наземный комплекс управления спутниками.

Система входит в состав малогабаритных спутников «ТаблетСат-Аврора» массой 22 кг разработки «Спутникс», предназначенных для дистанционного зондирования земли с разрешением в 15 метров.

Первая группа аппаратов состояла из 33 штук и была запущена в 2014 году на конверсионной ракете-носителе РС-20 «Днепр». Группа проработала 2 года, отсняв значительный пул геодезических снимков.

Следующим проектом «Спутникс» стал набор-конструктор для создания наноспутников различного назначения «Орбикрафт-Про», соответствующего международному стандарту CubeSat. Первый из них был запущен с борта МКС в 2018 году.

На данный момент компания участвует в разработке новой платформы для низкоорбитальных малых космических аппаратов массой 80-200 кг по заказу фонда Национальной Технологической инициативы (НТИ).

Летные испытания космического аппарата запланированы на 2024 год, а первые продажи предполагаются в 2025 году. Таким образом результаты компании можно считать более чем удовлетворительными.