Содержание
- Организация контролирующих органов
- На пути к саморегулированию
- Куда подавать жалобу
- Организационная структура УК
- Обязанности ЖКХ
- Как контролировать управляющую компанию ЖКХ, вышестоящая организация
- Плановая проверка ТСЖ муниципального жилищного контроля
- Законодательная база
- Как правильно составить и подать жалобу?
- Договор на оказание услуг управления.
Организация контролирующих органов
Для того, чтобы понять, как проверить управляющую компанию, нужно понимать какие права вообще имеют жильцы и какие органы государственной власти должны это выполнять. Всего существует три уровня организации, проверяющей управляющие компании власти: местный, региональный, а также федеральный, все они имеют свои особенности и нужны с определенной целью.
Федеральный уровень
Далеко не главный уровень, среди тех, кто контролирует работу управляющих компаний. Этот способ не является основным, при этом они лишь издают некоторые указания, предписания о том, как вести жилищное хозяйство, вводят лишь некоторые принципы и особенности и состоит этот уровень из нескольких государственных частей:
- ФАС России (федеральной антимонопольной службы России) – часть, которая контролирует тарифы в сферах водо- и теплоснабжения и определяет максимально возможную стоимость оплат, от которых должны отталкиваться ЖКХ.
- Министерства строительства России – которое определяет чертежи и схемы отопления, а также водоснабжения домов.
- Министерства энергетики России – которое определяет качество предоставляемых ЖКХ услуг. Описывает их законы, правила, разрешения и вообще всю концепцию управляющих компаний, а также выполняет проверку учета экономической части (Оплаты тепла и воды).
Региональный уровень
Тот самый уровень, который выполняет сам по себе контроль над управляющими компаниями. Проверяет то, как выполняются предписания свыше, законы и методические указания. Управляющие компании в таком случае подчиняются специальному органу – государственному жилищному надзору, который выполняет всевозможные проверки по следующим параметрам:
- Насколько правильно ведется содержание и уход за жилищными помещениями.
- Тарифы и размеры оплаты за различные услуги, предоставляемые управляющей компанией.
- Проведение перепланировок зданий по определенными нормами.
- Перевод из статуса жилых в статус нежилых и наоборот различных помещений.
- Формирования фондов по ремонту жилья.
В случаях выявления нарушения орган может пресекать и устранять их за счет управляющей компании, допустившей их. Также стоит отметить, что, руководствуясь нормами СанПиН, эта часть также следит и за безопасностью, и качественными свойствами предоставляемых услуг: качества воды, ее состава, как химического, биологического, так и радиологического. К тому же проверяется уровень шума, влажности и качества вентиляции.
Муниципальный уровень
Чаще всего — это организация при городской организации, которая выполняет проверку управляющих компаний. На эти органы также возлагаются обязанности, которые должны осуществлять на региональном уровне. Все эти проверки по плану должны производиться раз в год. В случаях, если возникают жалобы от жильцов, то производятся и внеплановые проверки. По результатам обязательно должен быть составлен акт с заключением о проверке управляющей компании. Чаще всего такая проверка управляющей компании является действенной.
На пути к саморегулированию
В России предложили отменить лицензии для управляющих компаний (УК) и заменить их на обязательное вступление в СРО. Такой вопрос обсуждали на заседании комиссии по ЖКХ общественного совета при Минстрое в присутствии представителя ведомства. Предложение членов комиссии направят в министерство, сообщили «Известиям» в совете.
Лицензия выдается на юридическое лицо, при этом каждый дом под управлением компании включается в специальный реестр. Предприниматель получает разрешение на управление определенным числом объектов, для чего нужны соответствующие финансовые, кадровые, хозяйственные ресурсы, пояснил эксперт тематической площадки ОНФ «Жилье и городская среда» Павел Склянчук. Лицензии выдают и отзывают региональные государственные жилищные инспекции (ГЖИ).
Механизм был введен в 2014 году как вынужденная мера, напомнил зампредседателя комитета ГД по жилищной политике и ЖКХ Павел Качкаев. До этого на рынке было много мошенников, которые регистрировались в офшорах, выставляли двойные квитанции, иногда злоумышленники копили долги перед ресурсоснабжающими организациями (РСО) и исчезали, рассказал Павел Склянчук.
Себе на УК
Фото: РИА Новости
Предполагалось, что это временная мера. В 2013 году на тот момент премьер-министр Дмитрий Медведев заявлял, что период лицензирования нужно «просто пройти». «Вначале могут быть лицензии, а потом, когда уже возникнут нормальные управляющие компании, через какое-то время, через три, пять, семь лет, можно перейти к саморегулированию», — говорил он.
Государственное лицензирование направлено в первую очередь на определение квалификации организаций, сказал эксперт комиссии по ЖКХ общественного совета при Минстрое, вице-президент компании «Фортум» Парвиз Абдушукуров. Поэтому этот инструмент так полностью и не решил проблему мошенничества, когда УК, лишившись лицензии, меняет название и возвращается к управлению тем же домом, отметил он. Кроме того, компании зачастую сталкиваются с административными барьерами при получении лицензии, отметил член общественного совета при Минстрое, исполнительный директор СРО НП «УК ЖКК Югры» Александр Тарасенко.
По словам директора направления «Городское хозяйство» фонда «Институт экономики города» Ирины Генцлер, зачастую собственникам сложно сменить УК из-за лицензирования. Дом числится за компанией, пока ГЖИ не вычеркнет его из реестра. И решение собственников может не выполняться, если оно по каким-то причинам расходится с мнением инспекции, пояснила она.
В числе других сложностей с лицензированием: неправильная квалификация лицензионных нарушений, превышение полномочий проверяющими, неправомерные отказы в выдаче лицензии или ее аннулирование, незаконное бездействие или отказы во включении дома в реестр лицензий, отметила кандидат юридических наук, член комитета ТПП по предпринимательству в сфере ЖКХ Сусана Киракосян. Эти проблемы на руку другим УК, которые берут под управление дома через фальсификации решений собраний собственников, рассказала она.
Себе на УК
Фото: РИА Новости/Владимир Баранов
— Нужно создать механизм компенсации убытков, если УК не выполняет свои обязательства. СРО предполагает компенсационные фонды. И благодаря денежной ответственности саморегулируемые организации крайне ответственно принимают компании в свои ряды, — подчеркнул Парвиз Абдушукуров.
Куда подавать жалобу
Не во всех случаях дело доходит до судебной инстанции, ведь процесс начинают при серьезных нарушениях. Начинать нужно с направления жалобы в саму управляющую компанию. Возможно, она самостоятельно урегулирует проблему или хотя бы объяснит ситуацию. Если ответа не последовало или он не удовлетворил, тогда стоит добиваться справедливости в других органах.
Сначала можно обратиться в жилищную инспекцию, потому как ее цель – защищать права владельцев квартир, следить за сохранностью недвижимости. Данный орган проведет проверку деятельности УК и выявит проблемы при их наличии. В итоге их устранят в течение месяца. Также у инспекции будет право привлечь управленцев к административному наказанию.
Можно обратиться в Роспотребнадзор, если нужно проверить отчеты бухгалтеров, установить обоснованность изменения тарифов, определить несоответствие договора общепринятым нормам. В него можно подать жалобу, если компания отказалась предоставить полные и правдивые сведения о коммунальных услугах. Если люди уже куда-то писали, следует перечислить инстанции.
Нужно идти в прокуратуру, когда управленцы потратили денежные средства на нецелевую трату
Неважно, сделали они это умышленно или непреднамеренно. Речь зайдет об экономических преступлениях – о растрате, грабеже, присвоении и мошенничестве
Прокуратура поможет и в том случае, если органы надзора бездействуют или действуют неправомерно. Уполномоченные работники проведут проверку и учтут существующие обстоятельства. По итогам можно будет привлечь к уголовной ответственности.
В случае выявления нарушений со стороны управленцев допускается обратиться в суд. Если речь идет о деньгах, надо уточнять размер компенсации за нанесенный ущерб имуществу или гражданам. В исковом заявлении стоит подробно разъяснить существующую ситуацию, изъявить требования. Следует приложить доказательства к делу, которые помогут добиться положительного решения. Иск в течение пяти дней после подачи могут принять в производство или вернуть с обоснованием причин. В первом случае дело будет рассмотрено, после чего примут решение. Его исполнение спустя месяц произойдет в добровольном порядке или при участии судебных приставов.
Организационная структура УК
Организационная структура управляющей компании в сфере ЖКХ определяется количеством и содержанием исполняемых организацией функций, а также объемом жилищного фонда, который находится под ее управлением.
Многоквартирный дом является сложным инженерным объектом, а комплекс таких домов – еще более сложной жилищной сетью, управление, эксплуатация, содержание и ремонт которых требуют привлечения множества узкопрофильных специалистов.
Учитывая специфику, которую диктует сфера деятельности УК, даже небольшая управляющая организация должна включать в свою структуру:
- общее руководство, в том числе гендиректора и руководителей направлений;
- службу управления персоналом, ведущую учет личного состава, оформление трудоустройства и прочую кадровую работу;
- информационно-техническую службу, обслуживающую корпоративную локальную сеть, сайт управляющей компании, обслуживание офисного оборудования и систем коммуникации;
- планово-экономическую службу, в том числе бухгалтерию, занимающуюся налоговой отчетностью, начислением и расходованием зарплатного фонда и так далее;
- юридический отдел, обеспечивающий правовую поддержку, в том числе на аутсорсинге;
- службу материально-технического снабжения;
- административно-хозяйственную службу;
- службу технического контроля и планирования.
Такая организационная схема даже без исполнителей работ на местах предполагает, что штат УК будет состоять из 40-50 человек. Если такая компания привлекает сторонние организации в качестве подрядчиков, она способна обслуживать общедомовую территорию объемом до 1 млн м2. По мере роста численности домов, находящихся под управлением, число сотрудников будет увеличиваться.
Пример структуры УК:
Чаще всего частные УК учреждаются как общество с ограниченной ответственностью – наиболее гибкая и подходящая для них форма организации.
В то же время подавляющее большинство самых крупных управляющих организаций, например, 86 из 100 крупнейших московских УК – это государственные компании в виде ГУПов или ГБУ. И все же с начала лицензирования УК количество частных компаний, получивших лицензию, выросло на 12 тыс. единиц.
Нормативно-правовая база деятельности УК
Регулирование деятельности управляющий организаций осуществляется главным образом на основе жилищного законодательства. Именно ЖК РФ:
- ввел такой способ управления МКД, как управляющая организация;
- сформулировал общие требования к деятельности УК;
- урегулировал подписание договора на управление и содержание дома;
- предусмотрел порядок, условия и требования к лицензированию управляющих организаций;
- перечислил формы контроля над их деятельностью и так далее.
Поскольку в 2018-м году ФЗ об управляющих компаниях так и не был принят, неурегулированные ЖК РФ вопросы переданы в компетенцию подзаконных НПА, в число которых входит:
- , регулирующее правила предоставления коммунальных услуг;
- , определяющее правила содержания общедомового имущества;
- , содержащее порядок осуществления деятельности по управлению имуществом в новостройке;
- , определяющее минимальный перечень работ и услуг для надлежащего содержания МКД;
- , регламентирующее порядок проведения конкурса по отбору УК для управления МКД;
- и другие.
Ожидается, что будет принят новый закон, но на данный момент он пока находится лишь на стадии обсуждения.
В рамках длящейся реформы ЖКХ в законодательство регулярно вносятся изменения. Одно из самых значительных – введение в 2015-м году обязательного лицензирования управляющих организаций.
Обязанности ЖКХ
К обязанностям ЖКХ относятся:
- проведение эксплуатационно-ремонтных работ (осмотр и сохранение имущества дома, уборка подъездов, обеспечение всего необходимого для соблюдения правил безопасности и т.д.);
- оказание организационных услуг (борьба с долгами, организация общих собраний, информирование собственников об изменениях и т.д.).
К наиболее распространенным нарушениям со стороны жилищных компаний, относятся:
- неправильное проведение собраний;
- нарушение правил начисления платежей;
- невыполнение мер, установленных действующим законодательством.
Каждое из этих нарушений необходимо рассмотреть в отдельности.
Проведение собраний
При проведении собраний допускаются следующие нарушения:
- Инициатором выступает исполнитель управляющей компании. В соответствии со статьей 45 ЖК РФ, проведение внеочередного собрания является возможным только по инициативе одного из владельцев жилой площади. Более того, порядок проведения (назначение, определение даты и времени) должен происходить по согласию собственников.
- Нарушаются правила, используемые для определения общей площади строения и отдельных помещений. Нередко общий метраж помещений, находящихся в доме, уменьшается, поскольку в него не включается часть площадей, к примеру, нежилые помещения. Такой подход к счету называют «искусственным». Он используется для увеличения процента жильцов, принимающих участие в общем собрании, следовательно, возрастает количество те, кто проголосовал за принятие определенного решения.
- На рассмотрение выносятся вопросы, которые не относятся к компетенции управляющей компании (к примеру, утверждение параметром потребления услуг, перераспределение за них оплаты). В соответствии с Правилами предоставления услуг коммунального типа никакой экономии по ним не предусматривается, поскольку плата начисляется в соответствии с определенной формулой (она исключает получение прибыли или убыток).
Начисление платежей
Нарушения встречаются также в области начисления платежей собственниками квартир в многоквартирном доме за предоставление услуг.
Нарушается форма перевода платежей за содержание и ремонт жилой площади.
Предусматривается несколько вариантов нарушений такого характера:
- у владельцев отсутствует решение о размере платы за содержание жилой площади, если органы самоуправления самостоятельно применяют тарифы, утвержденные без согласия собственников, то это является законным только в некоторых случаях, и ни каким образом не может распространяться на жителей города;
- не разработана структура внесения оплаты за содержание и ремонтные работы жилой площади.
Может быть нарушен порядок перевода оплаты за проведение капитального ремонта.
Предусматриваются следующие виды нарушений:
- отсутствует перечень работ для проведения капитального ремонта с указанием стоимости каждого из них, а также сроков реализации;
- плата за коммунальные услуги противоречит и нарушает правила, принятые на ранее проведенном общим собрании, к примеру, на нем было установлено решение о принятии участия в программе федерального значения (регулируется ФЗ №158), следовательно, необходимо внесение владельцами 5% платы, однако начисление оплаты продолжается даже после того, как собственники уже внесли свою долю, что является противоречием.
Возможно нарушение формы перечисления оплаты за предоставление коммунальных услуг при проведении периодических перерасчетов. Оплата происходит по установленным формулам, но раз в год происходят перерасчеты.
Управляющие компании, даже вместе с собранием владельцев квартир, не могут перераспределять средства, полученные с оплаты услуг.
Неисполнение законов
Кроме ЖК РФ и Правил предоставления услуг, предусматриваются иные законодательные акты, обязательные для исполнения.
К ним относятся:
- Правила тех. эксплуатации жилого фонда – положение этого документа является обязательным для собственников квартир и управляющих компаний.
- Стандарт по раскрытию сведений компаниями, осуществляющими работу в области управления многоквартирными зданиями.
Нередко эти законодательные акты нарушаются, о чем владельцы жилья не задумываются.
Как контролировать управляющую компанию ЖКХ, вышестоящая организация
Для того, чтобы понять, как проверить управляющую компанию, нужно понимать какие права вообще имеют жильцы и какие органы государственной власти должны это выполнять. Всего существует три уровня организации, проверяющей управляющие компании власти: местный, региональный, а также федеральный, все они имеют свои особенности и нужны с определенной целью.
Федеральный уровень
Далеко не главный уровень, среди тех, кто контролирует работу управляющих компаний. Этот способ не является основным, при этом они лишь издают некоторые указания, предписания о том, как вести жилищное хозяйство, вводят лишь некоторые принципы и особенности и состоит этот уровень из нескольких государственных частей:
- ФАС России (федеральной антимонопольной службы России) – часть, которая контролирует тарифы в сферах водо- и теплоснабжения и определяет максимально возможную стоимость оплат, от которых должны отталкиваться ЖКХ.
- Министерства строительства России – которое определяет чертежи и схемы отопления, а также водоснабжения домов.
- Министерства энергетики России – которое определяет качество предоставляемых ЖКХ услуг. Описывает их законы, правила, разрешения и вообще всю концепцию управляющих компаний, а также выполняет проверку учета экономической части (Оплаты тепла и воды).
https://youtube.com/watch?v=C1Jof4KOj0M
Тот самый уровень, который выполняет сам по себе контроль над управляющими компаниями. Проверяет то, как выполняются предписания свыше, законы и методические указания. Управляющие компании в таком случае подчиняются специальному органу – государственному жилищному надзору, который выполняет всевозможные проверки по следующим параметрам:
- Насколько правильно ведется содержание и уход за жилищными помещениями.
- Тарифы и размеры оплаты за различные услуги, предоставляемые управляющей компанией.
- Проведение перепланировок зданий по определенными нормами.
- Перевод из статуса жилых в статус нежилых и наоборот различных помещений.
- Формирования фондов по ремонту жилья.
В случаях выявления нарушения орган может пресекать и устранять их за счет управляющей компании, допустившей их. Также стоит отметить, что, руководствуясь нормами СанПиН, эта часть также следит и за безопасностью, и качественными свойствами предоставляемых услуг: качества воды, ее состава, как химического, биологического, так и радиологического. К тому же проверяется уровень шума, влажности и качества вентиляции.
Если жильцы многоквартирного дома отказались от ТСЖ и самостоятельного управления в пользу УК, они заключают с выбранной компанией договор. Она осуществляет свою деятельность на основании данного договора, требований жилищного законодательства.
По ЖК РФ собственники МКД вправе производить проверку работы управляющих организаций. С этой целью УК ежегодно предоставляют им письменные отчеты о проделанной работе.
Деятельность функционирующих в области ЖКХ компаний контролируется и регулируется на всех уровнях власти.
Различные структуры, осуществляющие надзор, имеют свою специализацию и полномочия в этой отрасли. На уровне РФ эти функции осуществляют следующие органы:
- Министерство строительства РФ. Этот орган занимается установлением нормативов в области ЖКХ. Кроме того, он дает разъяснения по вопросам предоставления коммунальных услуг.
- Минэнерго РФ также курирует жилищно-коммунальную сферу, в частности, электроэнергетику и газоснабжение.
- Федеральная антимонопольная служба в Москве следит за законностью установления тарифов на ЖКУ.
Определенным образом контроль за управляющими компаниями ведет и Роспотребнадзор. Он оказывает поддержку потребителям в разных правовых отраслях. Другим органом, способным оказать помощь потребителям являются жилищные инспекции.
Официальные власти на местном уровне также принимают участие в регулировании сферы ЖКХ. Они вправе осуществлять самостоятельный мониторинг ситуации или реагировать на обращение потребителей. Согласно ст. 165 ЖК РФ они могут провести внеплановую проверку работы УК при обращении собственников помещений в МКД, совета дома.
Плановая проверка ТСЖ муниципального жилищного контроля
В ФЗ№93 от 25.06.2012 «О внесении изменения в законодательные акты РФ», связанном с вопросами государственного надзора, введено понятие муниципального жилищного контроля. Под ним принято понимать деятельность местных органов, имеющих полномочия на организацию и осуществление на территории тех или иных образований проверок на предмет соблюдения юридическими лицами норм Жилищного кодекса и иного законодательства. В ст. 4 этого документа описывается порядок осуществления контрольных мер. Основные нормы проведения отражены в ФЗ№294 «О защите прав юридических лиц и ИП» и ст. 20 ЖК РФ.
Законодательная база
Региональный надзор в сфере ЖКХ регламентируется местными нормативными актами (региональными и муниципальными), статьей 20 ЖК, Постановлением Правительства № 493, Федеральным законом № 131-ФЗ, ФЗ № 210.
В перечисленных законодательных актах подробно описываются полномочия каждого органа, указываются те сферы деятельности, которые обязаны контролировать государственные и муниципальные учреждения.
Так, ст. 20 ЖК регламентирует общие цели и принципы государственного, муниципального и общественного жилищного контроля, в ст. 13 ЖК описываются полномочия региональных органов государственной власти, ст. 196 ЖК определяет порядок проведения лицензионного контроля управляющих компаний.
СанПиНы содержат требования к обеспечению санитарно-гигиенической безопасности жилых территорий.
ФЗ № 131 описывает полномочия муниципальных органов, в том числе и контролирующих органов в сфере ЖКХ.
КоАП содержит сведения о мерах пресечения, принимаемых по отношению к управляющим организациям, недобросовестно исполняющим свои обязанности.
Как правильно составить и подать жалобу?
Если управляющая компания не исполняет в полной мере свои обязательства, нарушает условия договора и не предоставляет соответствующие отчёты о проделанной работе, то жители дома имеют полное право подать жалобу в вышестоящие органы. Это делается быстро и бесплатно если знать алгоритм и свои права.
Достаточные основания для подачи заявления:
- помещения общего пользования нуждаются в текущем ремонте, но он длительное время не выполняется, пример – испорченные перила, разбитые лампочки освещения.;
- должным образом не обслуживаются лифты и мусоропроводы;
- отопление в помещениях слабое.
Вид жалобы выбирается по желанию: написать вручную или набрать на компьютере и распечатать – контролирующий орган обязан принять её в любом виде. В заявлении необходимо обозначить государственный орган, по адресу которого будет отправлено обращение. Кроме собственной контактной информации, не забудьте указать в нём обратный адрес, по которому можно отправить ответ. Перечислите все замеченные нарушения, укажите точный адрес дома, если нужно, то и конкретную локацию поломки: подъезд и этаж. Для полноты картины используйте ссылки на Жилищный Кодекс, указывающие, что этих нарушений быть не должно. Не забудьте чётко обозначить, какого результата вы хотите добиться по итогам проверки и вынесения решения. Если заявление подаётся коллективно: указывайте в нём контактные данные каждого заявителя.
Жалобу составьте в двух копиях и обе передайте человеку в центр, принимающему жалобы от населения. Они должны присвоить номер входящего обращения и поставить дату приёмки и вернуть одну копию жалобщику. Выставленная дата назначается датой подачи заявления и с этого момента начинается тридцатидневный отсчёт по предоставлению обязательно ответа просителю.
Договор на оказание услуг управления.
При заключении данного договора в УК передаются все или некоторые стратегические, а также вспомогательные по отношению к операционному ядру функции: юридическое, бухгалтерское и кадровое сопровождение, обеспечение безопасности и т.п., потребность в которых испытывают все субъекты холдинга, однако создание аналогичных подразделений в каждом из них нерентабельно и нецелесообразно.
Задача УК в данном случае — определить основные векторы деятельности (разработать маркетинговую стратегию, осуществить научно-техническую разработку, выпустить программу деятельности группы компаний на год и т.п.), которым должны следовать все без исключения управляемые общества.
При этом необходимо отметить, что у управляемого общества имеется свой единоличный исполнительный орган (директор, ИП-управляющий или другая Управляющая компания, но в роли единоличного исполнительного органа (ЕИО)), который осуществляет оперативное руководство компанией, принимает все текущие решения и отвечает за финансовый результат. Именно он значится в ЕГРЮЛ как субъект, имеющий право без доверенности действовать от имени компании.
При таком взаимодействии ЕИО и управляющей компании, первый ограничен лишь стратегическими рамками, заданными УК, и полностью самостоятелен в процессе управления текущей деятельностью своей компании. Причем эти рамки (в виде форм и периодов отчетности, а также механизма ответственности) могут и должны быть заложены как в договоре с УК (это условие, при котором УК берется за осуществление управления), так и в договоре с самим ЕИО.
Однако наш опыт показывает, что собственники (особенно при трансформации единой компании в холдинг) всячески избегают делегирования полномочий наемным менеджерам, опасаясь, что те выйдут из-под контроля.
В данном случае разум вступает в противоречие с чувствами: с одной стороны, собственник понимает объективную необходимость «отдать» бразды правления (непрофильный конкретно для него вид деятельности, занятость в другом проекте, невозможность охватить все сферы своего бизнеса), а с другой стороны — психологически не может смириться с тем фактом, что его детищем будет управлять кто-то другой.
В этой связи вопрос доверия наемному менеджеру со стороны собственника приобретает особую актуальность.
Вместе с тем нельзя не отметить значительно более высокую, по сравнению с договором передачи функций единоличного исполнительного органа, степень личной заинтересованности директора в результатах деятельности управляемого общества, что автоматически отражается и на уровне его личной (а не навязанной извне) ответственности.
Именно благодаря этому инструменту контролируемого увеличения степени самостоятельности и достигается синергетический эффект от структурирования бизнеса — налоговую оптимизацию можно усилить повышением управленческой эффективности.
Кроме того, в случае наступления каких-либо неблагоприятных последствий деятельности управляемого общества (самый простой пример — налоговые претензии) вряд ли кто-то сможет определенно утверждать (и доказать), что такие последствия наступили в результате выполнения директором управляемого общества прямых распоряжений УК.
Иными словами, УК оградит себя от негативных последствий, а также получит возможность сохранить деловую репутацию и наработанный имидж, сославшись на «самодеятельность» наемного директора.