Максим ильяхов

И что это дает

Все эти приёмы, конечно, шиты белыми нитками. Мне очевидно, что 1750 лицензий — это ложь; что 2300$ — это тоже для красного словца; всё это — оголтелые манипуляции. И лично я разрываюсь как покупатель: с одной стороны, я хочу эту штуку; с другой — мне тошно от того, как меня держат за лоха.

Но это я и мой взгляд как покупателя.

А как редактор я знаю, что это всё дьявольски эффективные приёмы. Не хватает только тикающего таймера, мол, завтра цена повысится до 800$, а в понедельник — до 2300$. Делаешь все эти манипуляции, наращиваешь базу, и на каждые 10 тысяч человек у тебя будет 500—1000 продаж. А потом распродажа на «Черную пятницу», промоакция под Рождество — и еще две тысячи продаж с тех же 10 тысяч человек. И так постепенно «доишь» свою базу, пока конверсия не перевалит за 50%. А там и новый продукт запустишь, и заново.

Это не хорошо и не плохо. Это просто работает.

Что делать

Чтобы показать, что у вас много всего, попробуйте для начала просто перечислить, что у вас бывает, хотя бы по категориям

Если всего очень много, то выделите что-то самое важное:. См

также: переперечисляли

См. также: переперечисляли

Продаем дрели, перфораторы, пилы и слесарный инструмент со всеми расходниками и комплектующими: сверлами, дисками, батареями и защитой.

Печем маленькое и большое: эклеры, кексы, пирожные, торты на дни рождения, фигурные торты на корпоративы и многоэтажные торты на свадьбы.

Писала о тепловом оборудовани, деревянных окнах, бизнесе, экономике, спорте и детском образовании.

А еще добавьте сценарии, для которых предназначен ваш широкий ассортимент. Зачем-то же вы продаете все это вместе? Почему-то же вы пишете обо всем подряд:

У нас покупают все что нужно для ремонта, за одну поездку.

Мы любим печь, украшать и делать вкусно, вне зависимости от размера. Приходите к нам, чтобы выпить кофе с пирожным или чтобы накормить тортом 300 гостей на свадьбе.

Я готова разобраться в любой теме, чтобы помогать предпринимателям в любой отрасли бизнеса.

Что дальше

Это всё, конечно, не по-нашему. Дальше есть два пути: переформулировать страницу, чтобы она была посвящена только корпоратам и «Пауэрпоинтам»; или прокачать курс, чтобы он стал убийцей всех курсов. Мы сделаем второе.

В конце октября 2020 года мы выпустим большое обновление курса об обучающих продуктах. В него войдут:

Все, кто уже купил этот курс, получат обновление бесплатно: оно появится в их личных кабинетах, а мы дополнительно сделаем рассылку. Доплачивать не нужно.

Вместе с выходом курса мы также повысим цену, но только для новых покупателей и не сразу. Торопиться покупать прямо сейчас не надо: когда выйдет курс, вы сможете изучить его содержание, посмотреть демонстрационные материалы и принять решение. Сейчас на эмоциях не покупайте, а то опять будут завышенные ожидания.

Сентябрь

Фото в куче листвы. Рассказ о том, что ваше любимое время года — осень.

Кофе, облепиховый чай, красивые натрюморты в «Шоколаднице». Можно печенье и стаканчик из «Старбакса». Но сразу следом — селфи из спортзала. Хештег #деньдлясебя

Фото с конференции или мастер-класса. Ключевые мысли выписаны списком, отмечайте новые мысли с помощью эмодзи.

Наделайте селфи на улице, будет хороший свет. Но все не выкладывайте, растяните до конца октября.

Фото в обнимку с коллегами с какого-то корпоратива или тимбилдинга. Хештеги #команда и #мылучшие.

Ближе к концу месяца можно начать жаловаться на погоду. Выкладывайте фотографии из отпуска. Можно делать раз в неделю-две до начала декабря.

Сексуальное селфи в черном, коричневом, кобальт-синем (это цвет такой).

Всегда упрощайте

Простая форма и понятная структура — это именно то, что нужно для полного взаимопонимания между автором и читателем

Но очень важно не подменять смысл слова «упрощение», — если текст простой и структурированный, то это не значит, что он должен быть примитивным и неглубоким. Вполне допустимо применять специальные термины и вводить сложные понятия в текст, просто смысл от этого не должен существенно меняться

Ведь даже самую объемную мысль можно так или иначе поделить на части и в итоге донести в понятной для читателя форме

А эффективным инструментом в таком случае будет метод перечитывания: для этого необходимо пропускать полученный текст через себя медленно и вдумчиво, обращая внимание на сложные моменты

Ноябрь

Жалобы на погоду и бесконечное серое небо в Москве. Фото из прошедшего отпуска.

Публикация о том, как вы ищете новую работу. Пишите креативно, загадочно, с большой претензией — чтобы было понятно, что к вам на хромой козе не подъедешь. Последняя фотография с бизнес-фотосессии.

Сексуальное селфи в очках.

Фото с нового места работы. Хештег #dreamteam

Первый снег! Обязательно сообщите про первый снег!

В ноябре очень хорошо заходят припасенные с прошлого отпуска фотографии фруктов на завтрак. Клубника, манго, бананы, вот эта волосатая красно-коричневая хрень — выкладывайте. Можно хештег #язазож, #витамины и #стоднейдолета

На примере эклеров

Допустим, вы умеете выпекать эклеры. Вы разбираетесь в тесте, начинках и глазури. Ваш способ приготовления эклеров — это ваш стиль.

С этим стилем вы можете печь эклеры на заказ ровно тем людям, которым нужны эклеры. Вы можете пойти в кондитерскую и печь там эклеры. Но если вы хотите печь торты, вам придется научиться еще и этому. Эклеры — это хорошо, но если вы хотите большего, нужно изучить что-то другое.

Нужно ли вам переходить от эклеров к тортам? Я не знаю, зависит от ваших задач. Можно стать великим мастером эклеров и заниматься ими всю жизнь. Можно развиваться в других областях. Можно вообще заниматься кулинарией как хобби, а в рабочее время поставлять черный металлопрокат. Как хотите.

С текстом так же. Ваш стиль — это какое-то одно блюдо в огромном кулинарном мире. Вы можете всю жизнь готовить это одно блюдо и стать в нем мастером. Или можете осваивать другие жанры текста, другие стили и другие задачи.

Родион Скрябин, «Родислав»

Родион Скрябин, директор по развитию «Лайфхакера», завёл свой канал в Телеграме и делится материалами коллег. И также он рассказывает о медиа, советует полезные инструменты редактора, критикует плохие тексты и переписывает их грамотно.

Пишите о том, в чём хорошо разбираетесь или хорошенько разберитесь в том, о чём собираетесь писать.

Родион Скрябин, «Родислав»

О писательском мастерстве пишут не только специалисты. Крупные блогеры рассказывают о своём творческом пути, делятся приёмами работы с текстом и советами о том, как писать больше. На эту тему написано немало книг, часть которых уже стали обязательными к прочтению. Например «Слово живое и мёртвое» Норы Галь:

Читать ещё: «Полезные Telegram-каналы для всех, кто пишет»

Но не стоит забывать о главном — чтобы научиться писать хорошо, нужно писать много. Знания и уроки профессионалов не помогут развитию навыка без практики. Стоит писать для себя, публиковать в личном блоге, писать текст под заказ, редактировать и переписывать. И не стоит бояться критики, потому что «критикуют текст, а не тебя, балбес» .

Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.

Что главное

Я считаю главными в ее успехе две вещи. Первая — 12 лет спокойного и целенаправленного труда в одной области. Не бешеное скакание в поисках себя, не поиски волны и хайпа, и даже не торговля лицом на тусовочках и конференциях. Она просто совершенствует свое мастерство.

Второе — это нормальная рабочая этика. Она не строит из себя звезду, не боится разбираться в задаче, у нее порядок на этапе постановки задачи и порядок на этапе согласования. Это значит — предсказуемый результат, клиенты хотят работать с ней снова, рекомендуют друг другу — и ее карьера летит. Мне так кажется.

Третье важно лично мне, но не факт, что важно другим — публично она ведет себя как нормальный живой человек, а не как инстаграмная кукла-копирайтер

Откуда дровишки

Натолкнулся я на эту мысль так: у меня была рассылка «Сильный текст». Чтобы на нее подписаться, читателям нужно было зайти на сайт, нажать на кнопку, ввести номер карты, смс-код, все дела. Далее им приходили письма, и каждый раз читатель должен был открыть письмо от меня. Каждый контакт между мной и читателем был строго законтрактован.

Я написал таких сто писем, многие из них зашли на ура, я получал отклики, люди обсуждали. «Классно, — думаю, — нужно поделиться самым важным в соцсетях». Беру текст из рассылки, переношу в «Инстаграм» — и вижу, что у читателей протест. Прямо вот хочется поспорить.

А разница в том, что мои подписчики в «Инстаграме» имеют со мной другой договор. Они листают ленту, чтобы почувствовать себя лучше в минуты тревоги и прокрастинации. Если я хочу ломать их картину мира своими идеями, мне нужно получить их согласие.

А для этого что надо было? Предложить заключить договор. Например, «Тема статьи будет такой, если интересно — свайп туды».

Пишите только об идеях, что будоражат ваше сознание

Кто-то считает героическим и доблестным работать не покладая рук над нелюбимыми и неинтересными проектами, дабы помочь людям, заработать денег или же занять свободное время. Но такой вид самопожертвования является напрасной тратой ресурсов и энергии, поскольку невзвешенный подход приводит к неудовлетворенности и разочарованию своим делом, к творческой стагнации и к плохому душевному самочувствию.

Поэтому грамотный подбор тем для творчества имеет большое значение в авторской деятельности. Только лишь тщательная фильтрация предложений и взвешенные решения помогут создавать более качественный продукт.

Когда тема есть

Добавим в этот текст тему:

Компания «Мудрость» разрабатывает технологии интерактивного обучения. Мы создали «Мудроплан» — приложение для распространения интерактивных электронных учебников…

Сейчас это текст об интерактивном обучении. И дальше просится не информация о ДРМ и платформах, а рассказ об интерактивности:

…для распространения электронных учебников. С помощью наших учебников школьники и студенты учатся на играх и интерактивных экспериментах. Школьник может запустит симуляцию Большого взрыва, поучаствовать в ядерном синтезе на Солнце или узнать все о конституционной демократии в постапокалиптическом квесте. Студенты в наших интерактивных учебниках изучают теорию относительности на экспериментах со скоростью света и искривляют пространство-время в собственной вселенной.

А теперь поменяем тему текста:

Компания «Мудрость» разрабатывает технологии распространения электронных учебников. Мы создали «Мудроплан» — систему доставки электронных учебников в школы и вузы…

Дальше мы ожидаем разговор о доставке и доступности:

…Мы распространяем интерактивные издания в формате EPUB3 и PDF-копии бумажных книг. Приложение работает на iOS, Windows и Android. Все данные снабжены DRM-защитой и шифруются для каждого устройства индивидуально.

Теперь попробуем ситуацию, когда в тексте названа тема, но дальше текст не по теме:

Компания «Мудрость» разрабатывает технологии интерактивного обучения. Мы создали «Мудроплан» — приложение для распространения электронных учебников. В приложении уже появилась литература для российских школ: интерактивные издания в формате EPUB3 и PDF-копии бумажных книг. Приложение работает на iOS, Windows и Android. Все данные снабжены DRM-защитой и шифруются для каждого устройства индивидуально.

Все оранжевое здесь не по теме, потому что тема — «технологии интерактивного обучения», а дальше текст о доставке и защите. Все, что не по теме, следует либо удалить, либо заменить на то, что по теме. Либо заменить тему, если вы поняли, что изначально тема задана неверно.

Пример отступления от темы

А не добавить ли нам ситуации из жизни?

Мы работаем по заказу и на гранты Минобрнауки, а наши продукты продаются через сеть партнеров. Если хотите ввести в своей школе электронные учебники в рамках федерального или регионального пилотного проекта, свяжитесь с представителем в вашем регионе, и мы поможем наладить процесс.

Что теперь делать

Сейчас эта девушка переходит в департамент, который отвечает за международную работу — теперь она будет писать для всего мира. В октябре она отправится по рабочей визе в Европу со всей семьей.

Меня попросили найти человека, который мог бы ее заменить. Это позиция шеф-редактора, то есть нужно много управлять и много делать самому. Если вы увидели в этом портрете себя, у вас правда всё в порядке с согласованием и этикой, напишите мне письмо, адрес на моем сайте. Удивительно, что мы с вами до сих пор не встретились.

UPD: уже подобрали троих, начали пробный период. Пока что не пишите 🙂

Если хотите приблизиться к этому портрету, вот с чего можно начать:

И вы наверняка знаете мои курсы: очный, дистанционный, о клиентской работе и согласовании.

Проявляйте заботу к своему читателю

Все остальные средства для улучшения статьи абсолютно не имеют никакого значения, если автор не понимает стержневого для написания текстов правила: забота о читателе превыше всего. И воспринимать его следует как своего лучшего друга. Поэтому, дабы создать доверительные взаимоотношения, делитесь лучшей и релевантной информацией со своим собеседником. А разобраться во всех тонкостях взаимодействия с людьми вам поможет курс по психологии человека.

Итак, прежде чем приступить к выполнению задания, поставьте перед собой несколько простых вопросов. Только после ответа на них смело двигайтесь дальше:

  • Не пишу ли я для себя?
  • Кому конкретно будет адресовано мое послание?
  • Какую задачу я помогу решить читателю?
  • Как я буду раскрывать и описывать вопрос: с позиции ресурса, на котором будет опубликован материал или с точки зрения читателя?

Соцсети и шортриды

Обычно издания устроены так: мы пишем длинные статьи на сайте, потом тащим их в соцсети. Соцсети становятся таким неполноценным филиалом или витриной для сайта.

«Кинжал» устроен наоборот: мы изначально производим материалы для соцсетей, а сайт — это лишь один из каналов. Для соцсетей мы делаем шортриды: графические руководства, комиксы, галереи, скоро еще будут видео. У нас соцсети — это не придаток сайта, а самостоятельный продукт.

Например, вот галерея для Телеграма — на сайте этого нет:

Каждый соцсетевой канал продвигается и наполняется самостоятельно, каналы друг друга не зеркалят. Если вы подписаны на нас в Телеграме и Инстаграме, в течение дня вы будете получать разные материалы. Это сделано для того, чтобы у читателей был повод подписаться сразу на несколько наших соцсетей.

В месяц на все каналы приходится от 50 до 70 публикаций, не считая анонсы длинных статей на сайте.

Максим Ильяхов, «Рассылка Главреда»

Максим Ильяхов, главред «Тинькофф-журнала» и преподаватель в Бюро Артёма Горбунова, активно делится знаниями сразу на нескольких площадках.

Прежде всего, «Рассылка Главреда». В ней Максим рассказывает, что такое инфостиль, как и где его использовать. Советы предназначены для копирайтеров, но при этом абсолютно универсальны. По мотивам рассылки написан бестселлер «Пиши, сокращай».

Ещё есть советы о визуальном повествовании

Максим рассказывает, как верстать и использовать изображения, чтобы увлекать внимание читателя

Хорошо писать — значит въедливо и безжалостно редактировать. Первый черновик никогда не публикуется, даже в шутку. Редактировать — значит вычищать лишние сущности, стоп-слова и — особенно — всё, что не относится к теме. Ясность достигается, когда в тексте остаётся только необходимое.

Максим Ильяхов, советы

План

Юрист предложил такой план:

  1. Провести осмотр сайта с нотариусом, чтобы зафиксировать нарушение. Это необходимая процедура, чтобы доказать в суде, что Даниил действительно продавал книгу. Осмотр стоил почти 50 тысяч рублей, но без него нет доказательства нарушения.
  2. Составить вежливую досудебную претензию, в которой предложить Даниилу самостоятельно исправиться, выплатить компенсацию, плюс затраты.
  3. Если Даниил откажется или проигнорирует — подать исковое заявление в арбитражный суд.

Единственное, что меня смущало в этом плане — что вся процедура может встать мне в 100—150 тысяч рублей. Даже если суд вынесет решение в нашу пользу и мы получим исполнительный лист, нет никаких гарантий, что у Галта будут деньги, которые мы можем с него стребовать.

Но я рассудил так: «Если человек живет на Бали и занимается инфобизнесом, у него должны быть деньги». Я заплатил, дело пошло.

Темы

Мы считали себя немножко «смарт мани», поэтому первый темник составили на первой же встрече с Сашей: «Что делать, если карту заблокировали за границей», «Что если карту зажевал банкомат», «Правда ли, что бесконтактную карту можно читать в кармане» и т. д. За час мы насочиняли где-то с пятьдесят тем и заодно разрешили себе писать обо всём, что с этими темами связано.

Плана публикаций не было, мы просто хотели научиться делать по одной статье в неделю. Когда научимся делать по одной — будем делать по две, потом по три и так далее. Никакого контент-плана на год мы не составляли ни тогда, ни сейчас.

Экономические новости

Родилась идея: а что если комментировать экономические новости, но только те, которые влияют на жизнь людей, и только с точи зрения пользы? Правила:

Попробовали сначала сами — стало ясно, что нужен эксперт-экономист. Дали вакансию, на нее откликнулась экономист и бухгалтер Катя Мирошкина. И это была бомба.

Катя умела читать нормативные документы в оригинале и объяснять их по-человечески. Катя перепроверяла все высказывания в СМИ по источникам. Через короткое время мы утрясли с Катей стиль и запустили производство новостей. На момент написания этой заметки за Катей числятся 540 статей в журнале, которые в сумме набрали 30 млн просмотров.

Для новостей сделали отдельный редпроцесс: в нем не было авторского дизайна и художественных обложек, вся верстка была стандартными средствами. Благодаря упрощению новость могла делаться за день, а не за три недели, как обычно.

От новостей отпочковывались новые форматы: истерика, сложные вопросы, кул стори. Всё на основе документов: Катя брала определения судов, законы и официальные письма, делала разборы, раскладывала всё по полочкам

Когда такой разбор касался горячей важной темы, он мог завируситься и собрать много читателей

Реакция

Даниил вышел на связь, принес извинения, удалил книгу и просил не идти в суд, аргументируя это тем, что сумма 800 тысяч для него неподъемная. Мне это показалось странным: я был уверен, что у него есть эти деньги, просто он не хочет их платить. В моей голове человек, который проживает на Бали, должен зарабатывать как минимум тысяч 250 в месяц и иметь сбережений в несколько миллионов.

Позднее Даниил прислал мне личное обращение, в котором объяснял, почему эта сумма для него неподъемная. Из его сообщения я сделал такой вывод: не все люди, которые выглядят успешными, на самом деле таковыми являются. А мои представления об островной жизни сильно романтизированы.

Далее у нас с Алексеем был выбор: продолжить давить с прежними требованиями или предложить урегулировать спор до суда, но снизить требования. Мы выбрали второй путь. Наши требования стали такими:

Даниил согласился.

Доступность расслабляет

Вот бы мне сказали: «Максим, если ты не прочитаешь эти 14 уроков до 1 августа, то они пропадут навсегда, а скачать их никак нельзя». Тогда я бы отложил первый сезон «Настоящих людей» и стал бы жадно читать все уроки подряд. К понедельнику я бы управился и прокачал навык. У этих статей появилась бы срочность.

Но эти статьи не пропадут 1 августа. К чему напрягаться? Судьба человекоподобных роботов в Швеции меня сейчас волнует куда больше, чем тонкости редактуры. Еще и работа ждет, рассылки сами себя не напишут, совет в воскресенье выпускать. Короче, потом почитаю, сейчас не до этого.

Парадокс: когда эти уроки опубликованы и никуда не пропадают, читать их несрочно, поэтому никто никогда их не прочитает.

Их никто никогда не прочитает

Понятно, что в природе встречаются люди со стальной волей. Они, как роботы, будут читать по одному уроку каждый день, через две недели прокачают навыки и как ни в чем не бывало продолжат смотреть «Настоящих людей». Вот это воля.

Я мысленно преклоняюсь перед волевыми людьми, но лично ни с одним не знаком. Все, кого я знаю, даже после этого поста, даже на спор, даже после этой фразы про спор — не прочитают все 14 уроков. Потому что читать эти уроки несрочно. А несрочно — все равно что никогда.

Я выложил ссылки на 14 уроков, но это — иллюзия. В таком виде уроки бесполезны.

Цицерон: между Сциллой и Харибдой

2020 г.

Рим середины I века до н.э. Успешный политический деятель Марк Туллий Цицерон, известный своим ораторским даром и любовью к справедливости, оказывается перед трудным выбором. Убит «диктатор» Юлий Цезарь. Между Марком Антонием и Октавианом Августом начинается кровопролитная война за власть, поэтому каждый политик Рима вынужден выбирать, к которой из враждующих партий примкнуть. Это не просто вопрос политических пристрастий. Выбрав «не ту» партию можно почти наверняка лишиться жизни, но Цицерон не хочет просто сделать ставку на наиболее вероятного победителя. Признанный борец за справедливость примкнёт к тому, кто более достоин управлять Римом.

Данная книга является продолжением романа «Цицерон. Поцелуй Фортуны», ранее опубликованного в этой же серии.

Издательство: Вече, 2020 г. Серия: Всемирная история в романах
Жанр: Современная отечественная проза
ISBN: 978-5-4484-2071-9

Раз

Есть ситуации, когда человеку нужен простой текст. Например, в инструкции к кредитной карте или посудомоечной машине; в статье про лечение простуды

В подобных ситуациях очень важно, чтобы всем всё было понятно: и профессору, и доценту, и менеджеру, и рабочему, и заключенному, и наркоману, и бизнес-тренеру личностного роста. Если текст будет кому-то из них малопонятным, то эти люди сделают что-нибудь неправильно, а исправлять это будет стоить денег

Например, если тетя Лена взяла кредитку и сняла с нее деньги, потому что не поняла условия использования. Из-за снятия наличными она попала на проценты, которые не сможет вернуть. Для банка это проблема: есть шанс, что он не вернет кредитные деньги, а если и вернут — то сильно позднее и через коллекторов. Банку это невыгодно. Теле Лене тоже.

Тетя Лена не тупая, ей просто некогда. Она работает кассиром и обслуживает вас с утра до вечера. Она хочет, чтобы за пределами ее рабочего места всё было просто и понятно, чтобы о ней позаботились, разжевали и упорядочили. Ей не нужен вкусный текст о кредитке, ей нужен простой текст о кредитке.

Или тетя Лена накопила денег и купила посудомоечную машину. Ее криворукий муж всё подключил, нажал на кнопку, а машинка не работает. Тетя Лена, отодвигая сильными руками мужа, детей и предрассудки, берется за инструкцию. И она готова пристыдить каждого, кто в этой инструкции написал недостаточно просто. Вы хотите встать на пути тети Лены?

Засрали мозги

Я понимаю проблему, с которой многие столкнулись: так сложилось, что у нас в «Инстаграме» сидят сотни тысяч человек, которым засрали голову инстакурсами. Там им сказали, что единственный способ что-то писать — это внутри «Инстаграма» в этих бесконечных постах. И как будто нет ни «Тильды», ни «Редимага», ни «Телетайпа», ни личных блогов на отдельных сайтах. Вот и сидят талантливые, умные люди и вкорячивают свои тексты в нечитаемую колонку «Инсты».

Авторам таких курсов хочется пояснить криком: «ВЫ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ИНСТАГРАМА ВООБЩЕ БЫЛИ А? ВЫ ЗНАЕТЕ, ЧТО ВЕСЬ РУССКИЙ ИНСТАГРАМ ПОСЕЩАЕТ МЕНЬШЕ ЛЮДЕЙ, ЧЕМ САЙТ СБЕРБАНКА? ВЫ ЧЕМУ ЛЮДЕЙ УЧИТЕ, А? ПОЗОРИЩЕ» Но инстаблогеры у нас ранимые, поэтому применять к ним вербальное насилие мы не будем.

Апрель

Я не такая, как все. Расскажите, как вас раздражают первоапрельские шутки. Немного философии об индивидуальности. Можно процитировать Фаину Раневскую.

Шопинг. Пакеты из Цума (можно купить на Авито)

Пожаловаться на погоду. Вроде апрель, а на улице снег. Можно выложить фотографии из прошлого отпуска в экзотической стране.

Креативный мастер-класс. Сфотографируйте изрисованные листы, руки в краске, вашу команду. Хештеги #мысликреативно и #расширьсознание.

Можно записаться на вебинар о личностном росте. Сфотографируйте ноутбук, чашку капучино и полный блокнот идей.

Сексуальное селфи.

Что делать

Такие дополненные предложения нужно разбивать — выносить его части в отдельные предложения. Это дает возможность каждую часть еще немного дополнить, сделав из нее отдельную историю.

Сейчас очевидно, что в абзаце две конкурирующие истории: про исторический контекст и про команду. Лучше решить, о чем этот абзац, и сфокусироваться на чем-то одном. Например, сосредоточимся на противопоставлении «сам — команда»:

И наоборот: когда мы тулим много идей в предложение, у нас нет возможности их полноценно развить, и получается такая каша из идей. Читатель вроде видит буквы, но они не складываются в ясную картинку. Чтобы начало складываться, для начала можно перестать тулить.

Верстка

Обычно в издательствах так: авторы приносят текст в ворде и картинки в архиве. Верстальщик берет их и соединяет в индизайне. В итоге в тексте будет «рис. 7», а сам рисунок будет где-то на другой странице. Плюс не во всех издательствах верстальщики знают слова «поле», «висячая строка» или «интерлиньяж» (судя по тому, какие у них получаются книги), поэтому мы решили не рисковать и сделать верстку самостоятельно.

Проблема с версткой в том, что к каждой главе нужны были десятки скриншотов и иллюстраций. Собирать их долго и тяжело, а так как текст еще был подвижным, не хотелось снимать скриншоты на то, что точно не поместится.

Поэтому сначала я разверстывал текст, держа в уме будущие иллюстрации. Что-то могло не влезть или наоборот не долиться:

Этот текст уходил к Антону, он его резал или дописывал:

Этот текст редактировал я, после чего мы брались за скриншоты и иллюстрации. Никаких специальных мастеров по скриншотам у нас не было: каждую картинку из программы Ableton делал либо я, либо Антон. Иногда форма верстки менялась уже в процессе с учетом скриншотов:

Параллельно Антон работал с иллюстраторами, которые обрисовывали наши черновые схемы и графики; а я ковырялся в фотобанках, чтобы найти правильные изображения наушников и клавиатур.

Благодаря тому, что мы распараллелили процесс, мы смогли снять и расставить иллюстрации и скриншоты за два месяца. Ну и еще благодаря минимал техно.

Как надо

Чтобы клиенты не тревожились, есть простые правила:

  1. Честно и не сглаживая углы рассказать о проблеме. Не бояться выглядеть плохо — честность и прямота в этой ситуации намного важнее, чем выглядеть хорошо
  2. Показать, что сделано и что будет сделано — конкретно, детально, достоверно
  3. Если применимо — пообещать сроки решения проблемы
  4. Если адекватно ситуации — рассказать, почему это плохо с точки зрения ценностей и задач компании; почему вы сделаете всё, чтобы этого не повторилось
  5. Принести извинения, пообещать оставаться на связи
  6. Можно даже оставить дверь открытой для обсуждений и вопросов: подчеркнуть, что вы готовы общаться с людьми и держать их в курсе

В случае с «Мастерхостом» это выглядело бы так:

В такой ситуации очень трудно оставаться с холодной головой. Тело и разум сами требуют, чтобы тебя ни в чем не обвиняли, а наоборот — пожалели. Там же и бешеные клиенты в службе поддержки, и недовольные люди в соцсетях. Всё это по-человечески понятно. Но публичное заявление всё равно не должно быть в ключе «мы не виноваты».

А как раз наоборот:

Пример

  1. Аудитория — люди, которые работают в офисе и пишут письма по-русски.
  1. Некоторые из них не очень грамотные и знают об этом: им то и дело коллеги указывают, что тут нужно запятую, там буква неправильная. Приходится краснеть.
  1. Сейчас эти люди проверяют свои самые важные письма на орфокорректорах или полагаются на проверку в операционной системе. Но на Виндоусе такой проверки нет, приходится пользоваться Вордом. И с запятыми всё равно проблема: еще нет систем, которые достоверно подсвечивали бы запятые в русском языке.
  1. Гораздо круче, когда сам сразу знаешь, как правильно писать слова и ставить запятые. Как будто у тебя пятерка по русскому еще с самой школы. Тогда тебе не нужны орфокорректоры, ты сразу пишешь правильно, еще и можешь другим указать на ошибку.
  1. Предлагаем сделать сервис, который поможет взрослым людям подтянуть знания русского языка, причем именно те, которых им не хватает. В первой итерации сосредоточимся на правилах пунктуации и самой распространенной орфографической ошибке: -тся и -ться. В перспективе сервису можно «скормить» любой свой текст, сервис проанализирует его ошибки, выдаст список проблемных моментов и предложит задания на них.

И дальше уже расписать экономику, продвижение и другие необходимые штуки.

Сказка

Давай помедитируем над этим. Перед тобой конкретный человек. Ты смотришь на него и видишь, что он не хочет разбираться в задаче. Не менеджеры в целом, не все корпоративные сотрудники, а именно вот этот конкретный человек. Что это может значить и что ты с этим сделаешь?

Вероятно, в твоем представлении вы с менеджером должны решать бизнесовые задачи. Менеджер должен быть взрослым ответственным человеком, который заинтересован в успехе для бизнеса. И в контексте этих твоих представлений его нежелание разбираться в задаче выглядит странно. Но ведь это твои представления.

А теперь посмотри на реальность. Что делает этот менеджер? Чего он хочет? Посмотри на него. Действительно посмотри. Не на свои представления о нем, а на него — настоящего, какой он есть. Что ты видишь?

Есть вероятность, что этот человек обратился к тебе не чтобы решить задачу, а…

Мои выводы

Чтобы была хорошая картинка, нужны не самые крутые камеры, не самая крутая оптика и не самый крутой свет. Нужен грамотный оператор, который понимает композицию и свет. У меня стоит лампа за 70 тысяч, но с тем же успехом это могла быть лампа за 7 тысяч, потому что дело не в самой лампе и не в отражателе, а в том, как это всё стоит. Мой грамотный оператор — Стас @mremdash. Никнейм, кстати, еще из тех времен, когда Стас был верстальщиком нашего студенческого журнала и ставил где надо длинные тире.

Один из секретов хорошего света — чтобы лампа не стояла на полу, а как бы висела над головой. Для этого есть стойки типа «журавль». Из-за этой стойки моя комната непригодна для жизни, но зато в кадре нет ноги от светильника, а сам светильник светит прямо в лоб.

Важно, чтобы в кадре происходило что-то интересное: чтобы на фоне стояли какие-то предметы, чтобы менялись планы, чтобы была пища для глаз. Когда видео можно смотреть без видео, это уже подкаст

Много пикселей не нужно. Сейчас все операторы снимают в 4К, а у меня программа снята в Full HD (это в четыре раза меньше пикселей). Выглядит нормально.

С командой в сто раз быстрее и проще. Ужасно неудобно, когда нужно управлять монтажом, фокусом и светом, сидя в кресле ведущего.

Дым обманчив. В один день дым-машина заполняла комнату тонкой дымкой, в которой свет создавал красивое гало. В другой день он буквально кусками выплевывался из машины и лежал на полу. Куски дыма на полу. Нужно было постоянно смотреть в кадр и поддавать дыму, потому что в любом случае он растворяется на глазах.

Чтобы свет не лился на фон, источник света должен быть поменьше, более направленный, и идти в пол, а не на стену.

Лучшее положение микрофона-пушки — над лицом чуть сверху от кадра. В сериалах помните микрофоны торчат сверху? Лучше них ничего пока нет.

Со сценарием или хотя бы планом писать в сто раз проще, чем без. Я пришел к этому выводу, когда пять часов писал первый ролик без сценария (типа импровизация) и в итоге забраковал всю съемку.

Одежда важна.

Прическа важна. Мне начало нравиться, только когда я побрился налысо.

Морду надо красить. Для этого курса я принципиально не красился, потому что стыдно мальчику краситься. Но все мои последующие коммерческие проекты, где я пишу видеокурсы для компаний, — там на мне нарисовано новое лицо, а на площадке работает гример. Стыдно — не стыдно, а коммерческая картинка должна быть коммерческой.