Микропредприятие как форма малого бизнеса

Учет на микропредприятиях

Большинство микропредприятий имеет право вести бухгалтерский учет по упрощенному варианту (информация №ПЗ-3/2016 Минфина от 29-06-16). Применение упрощенной системы БУ зависит, прежде всего, от того, какой метод учета применяет предприятие – «микро»: кассовый или метод начисления.

При кассовом методе обязательно применять двойную запись. Если на предприятии совершается менее 30 операций за месяц, то их можно отражать в книге учета фактов хозяйственной деятельности, ведомости по зарплате и на счетах двойной записью. Если операций более 30, следует применять специальные ведомости в сочетании с методом двойной записи и планом счетов БУ (см. информацию Минфина ПЗ 3/2012 п. 4.1). Формы документов и учетных регистров применяются согласно приказу Минфина от 21-12-98 №64-н.

Метод начисления позволяет отказаться от использования в учете корреспонденции счетов и двойной записи как таковой. Микропредприятия в этом случае используют для учета самостоятельно разработанные учетные регистры, на основе которых и заполняют бухгалтерскую отчетность. Если при использовании метода начисления применяется метод двойной записи, необходимости в разработке собственной документации нет: заполняются унифицированные формы и, как обычно, хозяйственные операции отражаются двойной записью.

Пример

Отгрузка товаров покупателю на сумму 800 тыс. руб. может отражаться как методом двойной записи на счетах Дт 62 Кт 90 (отгружены товары 800000 руб.), так и записью в регистре учета доходов и расходов основного производства по схеме:

  • дата;
  • операция «отгружены товары в течение месяца»;
  • документ «регистр учета реализации товаров»;
  • сумма (доход) 800000 руб.

В конце месяца подсчитывается сумма по регистру доходов и расходов и фиксируются строкой «Итого» в соответствующих колонках.

На заметку! В некоторых случаях законодательство прямо запрещает использование неунифицированных форм первичных документов при любом из выбранных методов. Это касается, например, учета кассовых операций.

Применение или неприменение двойной записи следует отразить в учетной политике микропредприятия. Как правило, используют формулировку «Бухгалтерский учет ведется без применения двойной записи, по методу начисления. Операции отражаются в учетных регистрах, утвержденных руководителем. Образцы форм приведены в Приложении №…». Помните, что каждая форма должна содержать обязательные реквизиты согласно ФЗ №402 от 6-12-11, ст. 10.

Обратите внимание, что формы должны давать информацию для заполнения бухгалтерской отчетности, а значит, содержать графы, в которые заносятся конечные остатки по тем или иным балансовым статьям, обороты выручки и другие необходимые данные. Микропредприятию целесообразно использовать упрощенные формы отчетности, предусмотренные Минфином (приказ №66н от 2-07-10)

На заметку! Некоторые микропредприятия не могут вести упрощенный учет согласно ФЗ №402 от 6-12-11, ст. 6 (5). Это микрофинансовые фирмы, строительные кооперативы, хозяйствующие субъекты, для которых предусмотрен обязательный аудит, и др.

Микропредприятия могут без потерь точности и существенности учета отказаться от таких учетных регистров, как:

  • кассовые (данные есть в кассовой книге);
  • банковские (данные есть в выписках банка).

Налоговый учет ведется по стандартам и правилам избранного налогового режима.

Порядок расчета выручки

Выручка считается суммарно по всем видам деятельности. Сочетание нескольких видов деятельности и разных систем налогообложения не имеет значения – в расчет берется весь годовой доход. Совмещение налоговых режимов, например, одновременное применение УСН и ЕНВД или общей системы налогообложения, не является поводом для не включения в Реестр. Все расчеты по определению выручки производятся согласно налоговому законодательству для каждой системы налогообложения отдельно.

Специальный правовой режим деятельности микропредприятий

Особенности нормативного правового регулирования деятельности субъектов МСП были предметом нашего анализа, посему позволим себе ограничиться некоторыми важными для рассматриваемой темы соображениями.

Так, ст. 7 Закона N 209-ФЗ не оговаривает специальных правил для микропредприятий, адресуя их всем малым предприятиям. Однако специальное законодательство, детально определяющее особенности деятельности организаций малого и среднего бизнеса, предусматривает специальные нормы для микропредприятий. В частности, установлены особые правила организации бухгалтерского учета, ведения кассовых операций (для индивидуальных предпринимателей), формирования статистической отчетности, проведения плановых выездных проверок.

Предусмотренные НК РФ специальные налоговые режимы — упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, патентная система налогообложения, система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) — по критериям перехода на них также ориентированы в первую очередь на микропредприятия. По данным аудиторов Счетной палаты РФ, более 90% субъектов малого предпринимательства применяют специальные налоговые режимы, которые характеризуются относительно умеренной налоговой нагрузкой, наличием у налогоплательщиков права выбора наиболее комфортного режима налогообложения, зачастую упрощенным порядком осуществления бухгалтерского учета и формирования отчетности.

Известно, что в соответствии с НК РФ, законами субъектов РФ может быть установлена налоговая ставка в размере 0% для налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей, выбравших объект налогообложения в виде доходов или в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, впервые зарегистрированных после вступления в силу указанных законов и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению. По сведениям СПС «Гарант» по состоянию на 1 марта 2018 г., «налоговые каникулы» для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, введены в 80 субъектах РФ, патентная система налогообложения — в 79 субъектах РФ.

Заметим, что благоприятный правовой режим привел к инициированию хозяйствующими субъектами изменения своей категории и росту количества микропредприятий (в ущерб средним предприятиям) за период 2010 — 2015 гг. на 9,4%.

Вместе с тем некоторые законодательные новеллы последних лет не способствуют увеличению числа субъектов микробизнеса. В частности, можно негативно оценить появление нормы о представлении налоговыми агентами ежеквартального отчета по налогу на доходы физических лиц (п. 2 ст. 230 НК РФ), регламентацию требований к работодателям-микропредприятиям новой гл. 48.1 ТК РФ и др.

Нами уже была обоснована позиция, согласно которой в отечественном законодательстве сформировался специальный режим деятельности субъектов МСП. Сегодня мы можем говорить и об отдельном специальном правовом режиме для микропредприятий, который в силу большой экономической и социальной значимости данных субъектов должен стимулировать активность как начинающих, так и продолжающих свою деятельность субъектов микробизнеса.

КРИТЕРИИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Единый Реестр микропредприятий, малых предприятий. , может ваше предприятие уже там?

Кто относится к субъектам малого и среднего предпринимательства

Субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП) — это средние, малые и микропредприятия.

Критерии малого предприятия — среднесписочная численность не более 100 человек и доход не более 800 млн руб. Минимум 51% уставного капитала ООО должно принадлежать физлицам или организациям — МСП. Доля организаций, не относящихся к МСП, не должна превышать 49%, доля государства, регионов или НКО — 25% (пп. «а» п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона ).

Критерии микропредприятия — среднесписочная численность не более 15 человек и доход не более 120 млн руб. Ограничения по структуре уставного капитала — те же, что и для малых предприятий.

Критерии среднего предприятия — среднесписочная численность не более 250 человек и доход не более 2 млрд руб. Ограничения по структуре уставного капитала — те же, что и для малых предприятий.

Среднесписочную численность и доход оценивают за предыдущий год. Доход считают по данным налогового учета без НДС.

Важно!

Статус малого предприятия потеряете, если сумма дохода или среднесписочная численность работников будет превышать предельные значения три календарных года подряд. (Часть 4 ст. 4 Закона от 24 июля 2007 № 209-ФЗ). При этом компанию исключат из реестра не ранее 1 июля 2019 года. (Письмо ФНС России от 23 августа 2016 № СА-4-14/15480 (.docx 12Кб)).

Если с составом ваших участников и учредителей изначально все в порядке. То нужно сосредоточиться на более изменчивых показателях. На выручке и на средней численности работников.

Таким образом, предприятиями МСП могут быть и те, кто платит налоги по общему режиму (ОСНО), и те, кто применяет УСНО («упрощенку»).

Специально регистрироваться где-либо в качестве субъекта малого предпринимательства не надо.

Не нужно и никакого свидетельства, подтверждающего ваш статус малого предприятия.

Государственные программы

Государственная поддержка микропредприятий варьируется от страны к стране. План достижения самообеспечения — это программа, предлагаемая Администрацией социального обеспечения США (или SSA), чтобы побудить лиц с ограниченными возможностями, имеющих право на дополнительный доход (SSI), откладывать деньги по разным причинам: обучение, обучение и финансирование микропредприятий. как цель работы.

NEIS (New Enterprise Initiative Scheme) — это правительственная программа в Австралии, которая помогает безработным начать собственное дело. Хотя она не предназначена специально для микробизнеса, многие, если не большинство предприятий, начатых в рамках этой программы, являются микропредприятиями (в том смысле, что они имеют ограниченный капитал и только одно лицо, вовлеченное в бизнес).

Малый бизнес и малое предприятие

По законодательству к малому предпринимательству относятся не одни только малые предприятия и их подкатегория — микропредприятия. Они объединяются со средними предприятиями и образуют категорию МСП – малых и средних предприятий, малого и среднего бизнеса. Основные критерии заключаются в объеме полученного дохода и численности.

Вопрос: Как организации (ООО) подтвердить статус субъекта малого предпринимательства, если учредителем организации является украинская организация, соответствующая критериям малого предприятия?Посмотреть ответ

Для малых предприятий доходы ограничены 800 млн руб., а численность в среднем должна быть не более 100 человек. Для сравнения: если численность до 15 человек включительно, а доходы – до 120 млн руб., то речь идет о микропредприятии. К среднему бизнесу относят субъекты численностью от 101 до 250 человек, с доходом до 2 млрд руб.

Уточнить, является ли предприятие субъектом МСП, можно на официальном сайте налоговой службы (https://rmsp.nalog.ru/). Если предприятие фактически относится к МСП, но в реестре его не оказалось, можно подать соответствующую заявку через форму на сайте. Там же предусмотрена возможность корректировки неверных сведений.

На заметку! Субъектом малого предпринимательства может быть не только юридическое лицо, но и индивидуальный предприниматель.

Кроме указанных критериев, существует еще ряд нюансов законодательства, относящихся к малым предприятиям. Далее рассмотрим их.

Вопрос: Каков порядок внесения сведений об организациях и ИП — субъектах малого предпринимательства в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства?Посмотреть ответ

Основные критерии малого бизнеса

Чтобы считаться малым, средним или микропредприятием в 2020 году, следует подходить под это определение по трем основным параметрам:

  • попадать в рамки лимита по размеру доходов (отличия микробизнеса и малого бизнеса очень значительны: максимальные доходы различаются почти в 7 раз);
  • попадать в рамки лимита по численности сотрудников (численность малого предприятия не должна превышать 100 человек);
  • попадать в рамки лимита по доле участия других компаний в уставном капитале.

Представителями малого бизнеса считаются компании и предприниматели независимо от налогового режима, если они соответствуют условиям. К ним относятся фирмы и ИП на УСН, ЕНВД, патенте, ОСН.

С 01.08.2016 оценка малого бизнеса для расчета максимального размера доходов за прошедший год включает не просто всю выручку по кассе, а все доходы по налоговой декларации. Приведем критерии отнесения предприятия к малому бизнесу: таблица критериев малого и среднего предпринимательства в 2021 год включает показатели дохода и численности сотрудников.

Критерии Среднее Малое Микропредприятие
Доходы 2 млрд руб. 800 млн руб. 120 млн руб.
Численность сотрудников 101-250 человек 100 человек 15 человек

Как видно из таблицы, критерии микропредприятия 2021 — это доходы меньше 120 млн рублей в год и количество сотрудников — не более 15.

Еще одним значимым фактором является доля участия в капитале. Дополним перечень того, кто относится к малым предприятиям в 2020 году, критерием долей в капитале.

Таблица 2. Доли в капитале

Доля участия других лиц в капитале Доля участия государственных образований (РФ, субъектов РФ, муниципальных образований), общественных и религиозных организаций и фондов — не более 25% в сумме.

Доля участия обычных юридических лиц (в том числе иностранных) — не более 49% в сумме.

Доля участия юрлиц, которые сами субъекты малого и среднего предпринимательства, не ограничена.

Количество работников в 2021 году определяется на основании среднесписочной численности, отчет по которой предоставляется ежегодно в налоговую инспекцию.

Что касается долей в уставном капитале, то ФЗ №209 от 24.07.2007 предусматривает исключения. Лимиты не распространяются на:

  • акционеров высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики;
  • участников проекта «Сколково»;
  • компании, которые практически применяют новейшие технологии, разработанные их учредителями — бюджетными или научными учреждениями;
  • компании, учредители которых включены в правительственный перечень лиц, оказывающих господдержку инновационной деятельности.

А вот доходы за прошедший налоговый период оценивают по налоговым декларациям.

ВАЖНО! С 01.12.2018 Федеральным законом от 03.08.2018 №313-ФЗ в перечень субъектов малого предпринимательства добавлены хозяйственные общества. Теперь они тоже вправе претендовать на поддержку государства

Изменения в действующем законодательстве

С 1 июля 2016 г. появится единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

В этот реестр будут вноситься сведения обо всех компаниях, соответствующих критериям отнесения к СМП.

Реестр будет вести ФНС и размещать его на своем сайте.

Однако, по общему правилу, никакие дополнительные сведения в ФНС компаниям для этого подавать не надо.

Реестр будет формироваться на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и показателей налоговой отчетности, представляемых в ФНС в соответствии с требованиями НК РФ.

С 1 августа 2016 г. изменятся критерии отнесения организаций к субъектам малого предпринимательства, в частности:

Налогообложение малых предприятий

Налогообложение предприятий малого бизнеса выгодно отличается от условий и правил, применяемых к предприятиям, не обладающим таким статусом.

С одной стороны, малые предприятия пользуются налоговыми льготами. с другой – для них же предусмотрено ведение отчетности по упрощенной системе.

Налоговые льготы для малых предприятий могут быть (1) общими либо (2) специальными.

К числу ОБЩИХ льгот относят:

  • поквартальную и безавансовую уплату налогов;
  • освобождение от налога на прибыль в течение двух лет с момента создания малого предприятия, производящего товары народного потребления или функционирующего в социально-значимой отрасли (к примеру, в строительстве);
  • возможность ускоренной амортизации производственных фондов.

К числу СПЕЦИАЛЬНЫХ налоговых льгот для малых предприятий можно отнести налоговый кредит – законодательно предусмотренную форму отсрочки части налоговых платежей, предоставляемую на основании соглашения между фискальным органом и субъектом хозяйствования.

Размер налогового кредита – 10 процентов годовой выручки. Отсрочка может применяться не более чем к половине объема налогового платежа.

Такой кредит может предоставляться для целей:

  • защиты окружающей среды;
  • импортозамещения;
  • покупки отечественного оборудования или оборудования со сроком износа свыше восьми лет;
  • закупки оборудования, используемого для создания рабочих мест для инвалидов;
  • проведения опытно-конструкторских работ и научных исследований;
  • некоторых других.

В чем отличие микропредприятием от малого предприятия

Микропредприятие является разновидностью малого предприятия.

Малые и микропредприятия в том числе должны в общем случае соответствовать вышеперечисленным юридическим критериям.

Отличия между микро- и малым предприятием возникают только по численности и по доходу.

Если для малого предприятия среднесписочная численность работников за предшествующий год не должна превышать 100 человек, то микропредприятием будет считаться такое малое предприятие, среднесписочная численность работников в котором не превысила 15 человек (п. 2 ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ).

Доход малого предприятия за предшествующий год не может превышать 800 млн. рублей, а для микропредприятия такое ограничение – 120 млн. рублей (п. 3 ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ, Постановление Правительства от 04.04.2016 № 265).

Для удобства представим приведенные выше критерии также и в табличной форме:

Тип субьекта среднего и малого предпринимательства

Среднесписочная численность работников

Предельная величина дохода

Микропредприятие

До 15 человек включительно

120 млн. рублей

Малое предприятие

От 16 до 100 человек включительно

800 млн. рублей

Разница между этими малыми предприятиями и микропредпрятиями не ограничивается только разной величиной показателей по уровню доходов и численности сотрудников. Малые предприятия имеют право использовать упрощенную систему налогообложения. При этом действуют лимиты по численности работников и уровню доходов, снижающие возможность применения упрощенной системы налогообложения для малых предприятий.

Так упрощенную систему налогообложения могут применять компании, независимо от того, в какой сфере экономики они осуществляют свою деятельность, в случае если количество работающих на предприятии не более 100 человек, а доход составляет не более 150 млн. рублей. Такие ограничения не позволяют применять упрощенную систему налогообложения большинству малых предприятий.

Но в отношении микропредприятий эти лимиты не действуют, только если при этом:

  • стоимость ее основных средств не превышает 150 млн рублей;

  • у нее нет филиалов;

  • другие компании участвуют в ее уставном капитале в доле, не превышающей доля 25%.

Кроме этого, микропредприятия имеют право использовать типовую форму трудового договора, утвержденную постановлением № 858 от 27 августа 2016.

Также, микропредприятие вправе отказаться от применения ряда нормативных актов, которые регулируют его деятельность. К числу таких актов, разработка которых для остальных категорий является обязанностью, относятся, например:

  • правила внутреннего трудового распорядка;

  • положение об оплате труда;

  • графики отпусков и пр.

Условия, содержащиеся в этих документах, следует включить в соответствующие разделы трудового договора. При этом работодатель должен иметь в виду, что в случае изменения статуса предприятия необходимо в течение следующих четырех месяцев разработать и утвердить все локальные нормативные акты, которые предусмотрены действующим трудовым законодательством.

Малое предприятие — это что такое? Критерии и описание малого предприятия

Среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год
  • до 15 человек (микропредприятия);
  • до 100 человек (малые предприятия);
  • 101–250 человек (средние предприятия).
Предельные значения дохода за предшествующий календарный год Согласно Постановлению Правительства РФ от 04.04.2016 № 265:
  • 120 млн руб. (микропредприятия);
  • 800 млн руб. (малые предприятия);
  • 2 млрд руб. (средние предприятия).
Участие других организаций в уставном капитале Суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном капитале ООО не превышает 25%.

Суммарная доля участия иностранных юрлиц и (или) юрлиц, не являющихся субъектами МСП, не превышает 49%.

Ограничение в отношении суммарной доли участия иностранных юрлиц и (или) юрлиц, не являющихся субъектами МСП, не распространяется на ООО, соответствующие требованиям в пп. «в» — «д» п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ.

Инновационная и интеллектуальная деятельность Хозяйственные общества, хозяйственные партнерства имеют статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном .

Акции АО, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики.

Хозяйственные общества, хозяйственные партнерства занимаются внедрением результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат учредителям (бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования).

Учредители хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств — юрлица, включенные в утвержденный Правительством РФ перечень юрлиц, предоставляющих господдержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23.08.1996 № 127-ФЗ. Юрлица включаются в перечень, если соответствуют одному из критериев:

  • являются публичными АО, не менее 50% акций которых находится в собственности РФ, или хозяйственными обществами, в которых данные публичные АО имеют право прямо и (или) косвенно распоряжаться более чем 50% голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких хозяйственных обществ, либо имеют возможность назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета);
  • являются госкорпорациями, учрежденными в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ;
  • созданы в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 211-ФЗ;
  • Максимально допустимая сумма годовой выручки без НДС за предыдущий год для микропредприятий выросла с 60 до 120 млн рублей, а для малых предприятий — с 400 до 800 млн рублей.
  • Возросла разрешённая доля участия в уставном капитале малого предприятия других коммерческих организаций, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства – с 25% до 49%.

Кстати, в законодательстве есть норма, по которой контракты по подряду могут быть приравнены к полноценным трудовым соглашениям. Например, если человек работает как подрядчик по гражданско-правовому договору, но каждый день ходит в офис компании-заказчика как к себе на работу, соблюдает график и согласует, скажем, выход в отпуск с руководством организации, то Роструднадзор может обязать фирму заключить с таким партнером полноценный трудовой контракт по ТК.

Отчетность и прочие нюансы для средних предприятий

Субъектам среднего бизнеса нужно готовить тот же пакет документов бухгалтерской отчетности, что и крупным предприятиям. Если годовой объем выручки больше 400 000 000 рублей, предприятие должно ежегодно осуществлять аудит отчетности. Аудиторское заключение является обязательным приложением к балансу и отчетности к финансовым показателям.

Обязательная отчетность включает в себя:

  • Баланс.
  • Отчет о финансовых показателях.
  • Приложения.

В состав обязательных приложений входит отчет об изменениях капитала, об операциях со средствами, о целевом направлении средств. Приложением также являются пояснения к документам.

Налоги

Если рассматривать вопросы налогообложения, средние предприятия проигрывают малым. Лишь ограниченное количество субъектов среднего бизнеса могут пользоваться УСН и патентной системой оплаты налогов. Последняя актуальна только для ИП. УСН может применяться только по отдельным направлениям деятельности. Положительный момент – отсутствие ограничений относительно годового дохода. Региональные власти имеют право вводить льготы на налогообложение средних предприятий, уменьшать ставки. Выплаты по ЕНВД существенно меньше, чем при общей системе (ОСН). ЕНВД является основной налоговой системой для среднего предпринимательства.