Содержание
- Модератор брейнсторминга
- Нулевой набросок
- Возможно ли использование мозгового штурма онлайн?
- Метод мозгового штурма имеет три этапа.
- Метод мозгового штурма
- Резюме
- 10 правил эффективного мозгового штурма
- Техники мозгового штурма
- История и правила мозгового штурма
- Мозговой штурм примеры из практики внутреннего тренера
- Как подготовиться к штурму
- Преимущества и недостатки метода мозгового штурма
- Всегда ли эффективен брейншторм
Модератор брейнсторминга
Зачастую эффективность проведения мозгового штурма зависит от профессионализма модератора, который регламентирует весь процесс обсуждения идей и поощряет всех высказывать свое мнение. Основные его функции:
- Мотивация перед обсуждением. На данном этапе модератор должен показать цель, и отметить, какой вклад внесут в ее достижение участники брейнсторминга. Зажечь огонь инициативы – главная задача.
- Регламентация процесса высказывания мнений. Для того чтобы не устраивать беспрерывный галдеж, модератор должен поочередно давать слово каждому генератору решений для того, чтобы все могли высказаться. Кроме того, он подбадривает участников на то, чтобы те высказывали самые сумасшедшие идеи вслух.
- Жесткое, но тактичное, пресечение критики со стороны коллег. Делать это просто необходимо, поскольку невозможно избежать этой проблемы на ранних этапах мозгового штурма.
- Позитивное и равное отношение ко всем участникам. Модератор не должен явно или неявно выделять «любимчиков», которые выдвигают действительно неплохие идеи для того, чтобы не возвышать их над другими.
- Стимулирование потока креатива также является одной из важнейших функций модератора. Запас идей может иссякнуть, поэтому он должен подготовить заранее вопросы, которые будут питать мозговую активность участников брейнсторминга. Это могут быть вопросы в духе «Как нам взглянуть на проблему с другой стороны?», «Как лучше объединить несколько идей в одну?» и т.п.
- Ограничение времени на высказывание также весьма необходимая функция. Если один из генераторов слишком долго излагает свои мысли, нужно его уверенно и корректно прервать для того чтобы и другие участники имели шанс поделиться своими размышлениями.
На «должность» модератора лучше выбирать рационального далекого от творчества человека для того чтобы группа креативных энтузиастов не «растекалась мыслью по древу».
Лучше всего выбирать координатора того же должностного уровня, что и все собравшиеся креаторы, поскольку высокий пост может значительно ограничить полет мысли всех генераторов идей. Не все смогут высказать смелую мысль при вышестоящем сотруднике, что нарушает все принципы мозгового штурма.
Нулевой набросок
Нулевой набросок — это, в первую очередь, техника для людей, работающих с контентом. Она, по сути, является формой фрирайтинга. Метод помогает создать некую основу для вашего продукта, извлекая из мозга все, что вы уже знаете по теме и перенося первоначальные идеи на бумагу. Это позволяет раскрепостить мозг, а также задать ему направление для дальнейшей работы
И, что не менее важно, с ее помощью можно преодолеть страх белого листа
Что нужно делать?
- Запишите центральную тему
- Напишите все, что вы уже знаете по данному предмету.
- Определите все белые пятна темы, и зафиксируйте все, что вам еще нужно узнать.
- Подумайте, почему эта тема так важна
- Добавьте еще что-нибудь, что приходит в голову: какие-то идеи, критика, ассоциации.
Не нужно стараться правильно формулировать предложения, заботиться о грамматике и орфографии. Цель состоит в том, чтобы выплеснуть свои мысли на бумагу и преодолеть первоначальный творческий блок
3
Возможно ли использование мозгового штурма онлайн?
Среди многих специалистов по мозговым штурмам бытует мнение, что эта процедура результативна лишь при организации личной встречи участников. Тем не менее мозговой штурм, проведенный онлайн (через Skype, в форме чата, в виде форума, где участники предлагают свои идеи по решению задачи), дает больший эффект, чем обычный (реальный). Так происходит по нескольким причинам.
- Многим людям нужно время и спокойная обстановка (у себя в кабинете за компьютером) для генерации нетривиальных идей. В окружении коллег у них это получается хуже.
- Все выдвинутые предположения уже сразу запротоколированы.
- Даже если все участники выскажутся одновременно, они не помешают друг другу, при этом каждая идея сразу видна всем.
- Для организации мозгового штурма онлайн понадобится минимум средств.
- С результатами, собранными в процессе виртуального штурма, проще работать.
Все перечисленные плюсы действительно будут работать, если онлайн выполняются главные правила методики мозгового штурма. Например то, что выдвинутые предложения не обсуждаются.
Метод мозгового штурма имеет три этапа.
- Формирование задачи.
- Генерация идей во время групповой проработки поставленной задачи.
- Оценка результата.
Рассмотрим вышеприведенные этапы более подробно.
Этап 1. Формирование задачи.
В начале этого этапа существующая задача должна быть как можно более четко и кратко сформулирована. Допустимый объем – 0,5 листа формата A4. Тема мозгового штурма сообщается всем участникам заблаговременно, за несколько дней до его проведения. После этого назначается руководитель, а также формируются две группы экспертов. Первая будет генерировать идеи, вторая – оценивать их. В первую группу должны подбираться специалисты с учетом следующих факторов:
- разнообразие опыта, квалификаций, профессий;
- группа по возможности должна быть смешанной, состоящей из представителей обоих полов, так как в этом случае женская интуиция дополняет мужской прагматизм;
- состав группы может колебаться в пределах 6-12 человек, при этом оптимальным является состав из 7 человек;
- примерно одинаковым должно быть соотношение умеренных и активных участников этой группы.
Этап 2. Генерация идей во время групповой проработки поставленной задачи.
Этот этап является самым важным, потому что от него зависит конечный результат.
Реализуя его, нужно придерживаться ряда правил, а именно:
- любая оценка и критика высказанных идей запрещена;
- участники мозгового штурма должны выдвинуть максимально возможное количество идей;
- поощряются любые идеи, включая необычные, которые были сгенерированы как самостоятельно, так и под воздействием высказываний других участников, в том числе и в какой-то мере улучшенные чужие идеи.
Для проведения этого мероприятия следует выделить отдельную комнату, по возможности оснащенную доской и расположенную в месте без посторонних шумов. Желательно использовать запись для того, чтобы ни одна из высказанных в процессе обсуждения идей не была упущена.
В случае, если в мозговом штурме участвуют люди, занимающие неодинаковое положение в иерархии организации, имеет смысл излагать идеи в следующем порядке: от нижестоящего по должности к вышестоящему. Данный подход позволит практически нивелировать психологический фактор давления мнения вышестоящего руководителя.
Непосредственно перед началом генерации идей его руководитель повторно озвучивает задачу, над которой будет работать первая группа. После этого специалисты, входящие в данную группу, в соответствии с заранее установленной очередностью, начинают высказывать свои предложения. При этом последние могут быть как логичными, так и абсолютно невероятными. В это время остальные участники, принимающие участие, вносят в специальные карточки идеи, возникшие у них под влиянием услышанного.
В начале мозгового штурма, продолжительностью до 40 минут, предложенные варианты решения поставленной задачи зачастую не отличаются особой новизной, но по истечении определенного времени типовые, шаблонные решения исчерпываются, и у участников начинают появляться креативные идеи.
При этом очень важно, чтобы руководитель сам участвовал в процессе и выдвигал максимально возможное количество идей, выполняя при этом роль стимулятора или катализатора в случае, если темпы генерирования идей замедлились. Хороший руководитель должен заранее заготовить список возможных решений поставленной задачи
Этап 3. Оценка результата.
Отбор и оценка идей осуществляется через несколько дней после проведения мозгового штурма. Это связно с тем, что участники зачастую продолжают генерировать идеи в течение определенного периода времени после его завершения. Эти идеи тоже записываются на карточки. После того как все идеи собраны, они передаются второй группе экспертов. Вторая группа экспертов (в неё обязательно входят руководитель, наделенный определенными полномочиями, а также специалисты по данной проблематике, имеющие критический склад ума) вначале выбирает критерии оценки идей. Этими критериями могут являться возможность практической реализации, новизна, актуальность, невысокие затраты для реализации, и так далее. Затем сортируют идеи, записанные на карточках, по темам, после чего производят их всесторонний и глубокий системный анализ на предмет возможного применения.
Метод мозгового штурма
Данный метод позволяет отыскать разнообразные решения проблем посредством применения правил обсуждения, что широко используется разными организациями при поиске нетрадиционных уникальных решений в преодолении разнообразных заданий.
Мозговой штурм является очень известным методом, и используется для стимулирования творческого мышления. Он имеет несколько определений в различных интерпретациях.
Мозговой штурм – это метод коллективного продуцирования свежих оригинальных идей, которые базируются на свободном высказывании ассоциаций. Общий смысл метода составляет то, что групповая работа позволяет сгенерировать такие идеи, которые отдельному человеку не могли и в голову прийти. Даже из одной мысли может развиться целый ряд идей, так как один человек высказывает, второй развивает идею, а третий её завершает. Этот метод позволяет объединить в одном процессе самых разных людей и если группа находит решение, её участники становятся приверженцами реализации идей. Применение метода в бизнес-организациях улучшает качество работы команды.
Мозговой штурм является техникой, поощряющей выдвижение большого количества решений и идей, к непредвзятому отношению и стремлению к отыскиванию компромиссов. Посредством данного метода решаются проблемы любого типа, которые требуют разнообразия решений. Проблемы, требующие ограниченного количества решений, также слишком общие и абстрактные, не смогут рассматриваться этим методом.
Если проблемная ситуация слишком запутанная или сложная, тогда стоит разделить её на несколько заседаний и разбить на подпроблемы.
Данный прием с успехом используется при сборе информации, определении источников и формулировки вопросов анкеты.
Мозговой штурм, как метод обучения может легко применяться в школах, вузах, на различных тренингах, курсах. Мозговой штурм, как метод обучения предполагает наличие лидера, которым становится учитель, преподаватель, ведущий или участник группы, которого выбирают.
Мозговой штурм примеры, взятые из школьной программы:
— урок литературы: изучение стихотворения, при котором учитель просит проанализировать смысл и высказать каждого ученика личное мнение того, что хотел донести автор читателям;
— урок истории: учитель может спросить, какими были мотивы, что подвигли определенное государство начать войну, и каждый ученик может предложить свое мнение;
— урок правоведения: ученики по очереди отвечают, зачем гражданину знать о своих правах.
Умение высказываться способствует раскрепощению детей, развитию критического мышления.
Мозговой штурм примеры из повседневной жизни:
— компания размышляет над тем, где провести отпуск, один записывает идеи, а остальные по очереди сообщают свои предложения;
— человек спрашивает у компании друзей, что подарить близкому человеку, и каждый озвучивает свое мнение;
— мужчина провинился перед женой, и не знает, чем загладить вину, собирает круг друзей и просит каждого озвучить свое предложение.
Резюме
Подготовка к мозговому штурму – половина победы. Вы должны убедится, что правильно продумали свой главный вопрос, у вас есть вдохновляющее место для сессии, сплоченная команда и необходимые материалы. Как хороший интеллектуальный спортсмен, не забудьте провести разминку. Вынесите на берег весь плавающий сверху мусор (иногда там бывают и вполне рабочие идеи), а затем ныряйте глубже и ищите жемчужины – креативные решения. Разбейте идеи на группы, а затем оцените их. Выберите те идеи, которые будете воплощать. Последний этап – убедиться, что для реализации идеи есть хотя бы эскизный план действий, и начать его воплощать в жизнь.
10 правил эффективного мозгового штурма
- Предварительная подготовка. Всем участникам мозгового штурма следует готовиться к нему заранее. Задача штурма должна быть озвучена минимум за 2-3 дня до его проведения. За это время участники смогут неплохо обдумать стоящую перед ними проблему и уже в самом начале штурма предложить несколько интересных идей.
- Много участников. Чтобы мозговой штурм прошёл максимально эффективно нужно приглашать для участия в нём как можно больше людей, предлагающих, соответственно, больше идей — результаты от такого подхода могут быть очень неожиданными.
- Уточнение поставленной задачи. Перед началом штурма рекомендуется отвести некоторое время на дополнительное уточнение исследуемой проблемы. Это позволит ещё раз настроить всех “на одну волну”, удостовериться в том, что все участники стараются решить одну и ту же задачу и ещё раз убедиться, что она поставлена верно.
- Записи. На протяжении всей игры нужно непременно вести записи и делать пометки. Причём, делать это должен каждый участник. Данную задачу, конечно, может выполнять и один ведущий, но он в любом случае может что-то упустить, пропустить, не заметить. Если же фиксировать идеи будут все, то и итоговый список решений и идей будет максимально полным и объективным.
- Никакой критики. Этот пункт уже входит в основные правила проведения мозгового штурма, но о нём следует упомянуть ещё раз. Ни в коем случае не отвергайте предлагающиеся идеи, какими бы нелепыми или фантастическими они не казались. Зачастую именно они, переработанные, дополненные и приближённые к реальности, являются теми решениями, ради которых и устраивается мозговой штурм. К тому же, критика всегда действует на людей подавляющим образом, а допускать этого во время штурма категорически не рекомендуется.
- Максимальная генерация идей. Каждый участник процесса должен понять, что ему нужно предлагать как можно больше идей. Неопытные участники могут стесняться или обдумывать идеи, не озвучивая их. Следует понимать, что это многократно снижает всю эффективность метода. Это же касается и тех случаев, когда решение, казалось бы, найдено — идеи должны генерироваться на протяжении всего времени, выделенного на второй этап мозгового штурма.
- Привлечение других людей. Если, например, во время штурма есть цель составить список из 100 решений, но этот уровень никак не достигается, можно привлечь к мозговому штурму людей, которые либо не присутствуют на штурме, либо вообще не имеют к нему никакого отношения.
- Модификация идей. Для получения наилучшего результата можно соединять две идеи (и более) в одну. Особенно эффективно использовать этот приём, когда имеются варианты решения проблемы, предложенные людьми различного статуса, должности, ранга.
- Визуальное отображение. Для удобства восприятия и повышения результативности мозгового штурма следует использовать маркерные доски, флэш-панели, плакаты, схемы, таблицы и т.п.
- Отрицательный результат. Во время поиска решения и даже по его окончании представьте, что ситуация обернулась образом, прямо противоположным требуемому, и всё пошло не так, как вы планировали. С помощью такого моделирования можно способствовать выработке дополнительных идей, а также морально и психологически подготовить себя к любой ситуации.
Применять метод мозгового штурма для решения проблем и выхода из сложных ситуаций можно везде: на работе, в бизнесе, в семье, в отношениях. Главное уметь правильно организовать процесс, постараться учесть все нюансы и особенности проблемы и следовать основным этапам и правилам мозгового штурма, указанным в этой статье. Тогда нужное вам решение найдётся непременно!
Техники мозгового штурма
Существуют десятки подходов к поиску решения поставленных задач. Каждая из них имеет свои плюсы и минусы. При выборе техники мозгового штурма главное — полагаться на особенности участников команды и цели, которые необходимо достичь. Ниже мы рассмотрим четыре распространенных метода брейншторминга.
Генерация идей
Один из самых простых вариантов генерирования идей. Всем участникам мозгового штурма необходимо придумывать разные варианты решения поставленной задачи. При этом не допускается оценивание идей.
Такой подход позволяет найти нестандартные решения за короткий срок. Допустимое время проведения такой техники мозгового штурма составляет от 5 до 45 минут.
Техника «635»
Для проведения этого мозгового штурма собирают команду из шести человек. Каждый из участников должен написать по три идеи за пять минут. Затем карточки передают соседу, чтобы он ознакомился с идеями и детализировал их. Так делают до тех пор пока каждый участник не проработает все карточки.
Техника «635» позволяет за 30 минут получить минимум 18 проработанных идей. После этого команда обсуждает каждое из предложенных решений и выбирает наиболее подходящий вариант.
Обратный мозговой штурм
Эта техника подразумевает поиск идей, которые противоречат достижению желаемого результата. Предположим, перед группой стоит задача увеличить количество продаж определенного товара. В таком случае во время обратного мозгового штурма каждый участник будет искать способы уменьшения продаж этого продукта. Работа от обратного помогает найти неочевидные идеи, которые станут основой для принятия правильных решений.
Еще один вариант обратного мозгового штурма подразумевает поиск максимального количества недостатков товара, услуги или сложившейся ситуации. Затем для каждого пункта ищут оптимальное решение. Такой метод полезно использовать при выводе на рынок нового продукта или услуги.
Созвездие
Эта техника брейнсторминга подразумевает формулирование максимального количества вопросов, касающихся поставленной задачи. Такой подход позволяет рассмотреть задачу со всех сторон и позже найти нужные ответы. Вопросы могут быть абсолютно разными: что, где, когда, почему, как и так далее.
Существуют также и такие техники мозгового штурма как ролевая, путешествие во времени, лестница, теневая. Независимо от того, какой метод брейнсторминга вы выберете для своей команды, используйте рекомендации, приведенные ниже:
- продумайте цель мозгового штурма и четко сформулируйте задачу;
- выберите модератора;
- сформируйте команду;
- подберите технику мозгового штурма;
- продумайте тайминг, чтобы стимулировать процесс и избежать ненужных пауз;
- донесите правила и условия брейншторминга до всех участников;
- создайте атмосферу, которая будет располагать команду к активному участию в генерации идей;
- записывайте все идеи без исключения, даже если они абсурдные и нереальные;
- оцените полученные идеи и выберите наиболее подходящие.
Для оценивания идей мозгового штурма используют разные подходы. Ознакомьтесь с несколькими самыми распространенными методами.
- Анонимное голосование. Каждый член команды на листочке пишет идею, которая нравится ему больше всего. В итоге выбирают тот вариант, который наберет наибольшее количество голосов.
- Бальная система. В отличие от предыдущего метода оценивания, этот подход предполагает открытое присвоение баллов каждой идее.
- FAN. Подразумевает оценивание каждой идеи на основании таких качеств как осуществимая (Feasible), привлекательная (Attractive) , оригинальная (Novel).
Во время оценивания полученных идей помните, что выбор решения это логический, а не творческий процесс. Поэтому, тщательно продумывайте и взвешивайте все предложенные варианты. Используйте полученные знания в этой статье, чтобы провести эффективный брейнсторминг и найти решения поставленных задач.
История и правила мозгового штурма
Фото автора fauxels: Pexels
В 30-х гг. прошлого века американец Алекс Осборн, специализирующийся на рекламе, предложил новый способ креативного решения проблем – мозговой штурм. Предполагается, что некоторая группа людей, перед которыми поставлена определенная задача, может сгенерировать большое количество конкурентных, необычных идей.
В дальнейшем из них будут выбраны лучшие. Основное преимущество метода – возможность получить различные и абсолютно нестандартные мнения по одному вопросу. По статистике, такая работа дает на 37% больше идей, по сравнению с ситуацией, когда человек пытается найти решение в одиночку.
Связано это с тем, что группа, работающая над проблемой, становится некоей общностью с особым энергетическим полем, командой. Наверняка ты замечала, как в помещении, где людям дана цивилизованная свобода высказывать мнения с целью поиска решения, царит особая атмосфера. Каждый участник заряжается общей энергией, начинает импровизировать, открывает в себе новые ресурсы. Это позволяет находить нестандартные решения.
Исследователи отмечают, что если в начале взаимодействия количество идей незначительно, они отличаются шаблонностью, то через некоторое время появляются необычные, нестандартные варианты.
Правда, это становится возможным только при соблюдении ряда правил:
- Рекомендуемая продолжительность сессии – от 15 до 60 минут.
- Группа должна находиться в комфортных условиях. Испытывая жару, холод, напряжение, цель штурма достигнута не будет.
Как проводить мозговой штурм?
- Право высказываться есть у каждого человека.
- Участники говорят по очереди.
- Запрещена критика.
- Идеи не ограничиваются ни по количеству, ни по качеству. Они могут быть абсурдными, необычными, основанными на примерах из другой области. Допускается использование одной идеи в качестве основы для другой.
- Необходимо останавливать неконструктивный поток мыслей – он уведет участников в сторону от решения проблемы.
- Не допускаются споры, ссоры.
- В группе должен присутствовать человек, записывающий идеи. Он может быть ведущим, лидером дискуссии, но рекомендуется для этих ролей привлекать разных людей.
- Желательно проводить мозговой штурм среди людей, имеющих должности, аналогичные по рангу. Начальство превращается в мощный сдерживающий фактор.
Мозговой штурм чаще всего используется в качестве группового метода решения задач. Но применяется он и индивидуально. Если тебе не хочется делиться с подругами личными проблемами, обсуждать парня, мужа, то нет смысла собирать консилиум. Попробуй четко сформулировать задачу, найти варианты решения самостоятельно и выбери оптимальный.
Мозговой штурм примеры из практики внутреннего тренера
Практический пример игровой техники из практики.
Задача стояла набросать идеи для системы мотивации. Поразмышляв, решила применить игровую технику для генерации идей.
Разминка
Группа участников разбивается на две части. Посадить подальше друг от друга, чтобы создать приватность.
Ведущий рассказывает сказку про кувшинчик и дудочку. Кратко и красочно, одну фабулу, делая упор на позиции:
- Девочка не хочет.
- Родителям нужно, чтобы девочка собирала.
Подготовить две карточки с надписью «родители» и «девочка».
Раунд 1
Первая группа будет «Родитель», вторая группа станет «девочка».
Ведущий задает вопрос участникам №1. Как вы уговорите, заставите, какими методами, девочку собирать ягоды?
Группа № 2 получает задание: Продумать как можно больше ответов на вопрос: «При каких условиях я, девочка, соглашусь собирать ягоды?»
Дается время обсуждения – 5 минут. Все ответы записываются одним из участников на лист бумаги.
Раунд 3
Один участник из каждой группы записывает варианты ответов на разных флипчартах.
Обсуждение.
И здесь начинается взрыв эмоций, даже у самых сдержанных руководителей.
Приходит понимание, что если встать на место другого человека и по-другому взглянуть на вещи, то происходит озарение. Предлагаются не утопические, а рабочие варианты.
Скажу сразу, создается впечатление, что группе № 2 повезло больше. Сначала побыли в роли ленивого ребенка. Затем, уже с готовыми решениями (мыслями девочки), вжились в роль родителей.
Главный раунд
Но на этом процесс не заканчивается. Это была только разминка и «сдвиг парадигмы». Далее все возвращаются к текущим рабочим задачам и решают серьезные вопросы.
На повестке 2 вопроса:
- Роль руководителя. Как заставить работать результативно?
- Роль сотрудника. При каких условиях сотрудники согласятся работать результативно?
Вот здесь и меняются местами. Группа № 2 берет на себя роль руководителя. А далее работают по раундам.
Результат, полученный за 2 часа модерации, превзошел все ожидания. Были приняты решения, 90% которых легли в основу мотивации. Компания работает на этих условиях очень результативно. (Подробнее почитать про KPI)
Хороший эффект дают выездные мероприятия. Тимбилдинг, совмещённый с мозговым штурмом. Это идеальная картина. Люди, раскрепощаются, ведут себя по-другому, нежели в привычных стенах. Снимают оковы, и творческая энергия течет по-другому. Быстрее и эффективнее и креативнее.
Как подготовиться к штурму
Итак, расскажем, как правильно подготовиться к штурму и управлять им, а начнем с того, кто будет его проводить. Во-первых, это должен быть не руководитель или ЛПР (лицо, принимающее решение), так как ему сразу захочется управлять, он начнет фильтровать идеи еще до их обсуждения. Если сделать управляющим штормом другого сотрудника, у него будет меньше соблазнов что-то решать за других, а ЛПР сможет, наоборот, погрузиться в идеи и что-то придумывать самостоятельно. Так конечная идея будет нравиться всем — и ЛПР, и команде.
Организатору нужно обязательно определиться с несколькими вопросами. Первый — это . Должен быть четкий тайминг, причем нужно не просто обозначить начало и конец встречи, необходимо разделить штурм на определенные отрезки времени в соответствии с тематическими блоками штурма. Например, первые 2 минуты — для обсуждения задач, 45 минут — для генерации идей, 30 минут — для их фильтрации, еще 10 — для подведения итогов. Обязательно оставьте время для перерывов.
Второй вопрос — это , где будет происходить сам штурм. Сейчас это может быть, например, Zoom и подключенная к нему доска Miro. Если брейншторм проводится оффлайн, это должно быть комфортное тихое пространство с неудобными стульями (чтоб никто не расслаблялся и не засыпал). Также нужен флипчарт, где организатор будет записывать идеи.
Третий вопрос — . Например, команда должна решить проблему переработки мусора в регионе. Это глобальная цель, но на конкретный штурм мы ставим задачу, например, придумать, какие летние социальные программы можно для этого запустить. На другой встрече необходимо определить, с какими организациями можно сотрудничать. Дальше мы можем собраться на еще одну креативную сессию и решать следующую задачу. Так за несколько штурмов мы придем к нашей цели. Невозможно за два часа решить какую-то глобальную проблему, иначе дискуссия превращается в абстрактное бесцельное обсуждение.
В свою очередь, участникам штурма также нужно к нему подготовиться. Для этого необходимо подробно ознакомиться с темой и изучить ее аспекты; продумать свои идеи и аргументы к ним, а также почему они могут быть не приняты; определить для себя, зачем вы идете на штурм и что вы хотите получить от этой встречи; и, еще один важный аспект, — идти на нее в хорошем настроении.
Преимущества и недостатки метода мозгового штурма
Как любая другая методика, мозговой штурм имеет плюсы и минусы. К плюсам относятся:
- Развивается творческое мышление.
- Всем участникам приходится проявлять активное участие в работе.
- Одна из задач мозгового штурма — раздвинуть рамки сознания.
- Участники взаимодействуют друг с другом.
- Технология мозгового штурма проста в применении, не требует наличия какого-либо оборудования или помещения.
Из недостатков выделяют:
- Как сказано выше, активно участвовать в обсуждении должны все участники группы. Но бывает так, что работает только пара человек. Остальные молча ждут, пока процесс закончится.
- Из-за обилия идей и решений мероприятие часто растягивается на несколько часов.
- Метод окажется неэффективным, если участники не умеют работать в команде, взаимодействовать друг с другом.
- Иногда опытные сотрудники пытаются стать лидерами в обсуждениях, подавляя менее опытных коллег.
Также во время мозгового штурма нужно соблюдать ряд правил. Их игнорирование сводит к нулю попытки найти решение проблемы или задачи.
Всегда ли эффективен брейншторм
Об эффективности техники мозгового штурма можно говорить долго, но существует и оборотная сторона медали. По мнению психологов, брейншторм может быть неэффективным по нескольким причинам:
- Социальное безделье — когда над идеей в группе работают несколько человек, а остальные ничего не делают.
- Продуктивный ступор — когда один человек высказывает свои идеи, а другие вынуждены ждать своей очереди.
- Боязнь осуждения — страх негативной оценки со стороны других участников.
Профессор психологии университета Миннесоты Марвин Даннет в 1963 году провел ряд экспериментов, которые показали, что чем выше численность группы, тем ниже эффективность брейншторма. Группы из девяти человек производят меньше идей, чем группы из шести человек, которые, в свою очередь, показывают более низкие результаты по сравнению с группами из четырех участников.
Экономика образования
Что такое мастермайнд-группа и как ее организовать
Вера Иванова:
Брейнштормы перестают быть эффективными, когда работа фактически из них и состоит. Такие команды встречаются нередко: только штормят, забывая, зачем это делается. Периодически их нужно «заземлять», чтобы ребята переключались в режим работы с теми идеями, что удалось накидать.
Бывает, брейнштормом учредитель компании пытается замаскировать непопулярное решение, которое ему некомфортно принимать авторитарно в одиночку, и хочет «размазать» ответственность на команду. Понятно, что тут ни о какой новой идее и пользе говорить нельзя.