Кто является налоговым агентом

Налоговый агент — арендатор: как правильно заполнить налоговую декларацию по НДС

Согласно п. 3 ст. 161 НК РФ юридические лица и индивидуальные предприниматели являются налоговыми агентами по НДС в случаях, когда они арендуют:

— федеральное имущество, имущество субъектов РФ у органов государственной власти и управления;

— муниципальное имущество у органов местного самоуправления.

Налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога отдельно по каждому объекту арендованного имущества. Налоговый агент удерживает НДС из доходов, уплачиваемых арендодателю. При удержании налоговым агентом налога из суммы арендной платы (с учетом НДС) применяется ставка 18/118 (п.4 ст. 164 НК РФ).

Налоговым периодом для налоговых агентов является квартал (ст. 163 НК РФ). Налоговые агенты — арендаторы производят уплату суммы налога по месту своего нахождения равными долями не позднее 20-го числа каждого месяца в течение квартала, следующего за истекшим налоговым периодом (п.п. 1 и 3 ст. 174 НК РФ). Налоговую декларацию налоговые агенты представляют по общим правилам – не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 174 НК РФ).

Налоговый агент, являющийся налогоплательщиком НДС, вправе включить в состав налоговых вычетов суммы НДС, фактически уплаченные им в бюджет в качестве налогового агента (п. 3 ст. 171 НК РФ). Вычет можно заявить при соблюдении стандартных условий:

— арендуемое имущество используется в операциях, облагаемых НДС;

— имеется счет-фактура (налоговый агент составляет ее сам);

— арендная плата начислена в бухгалтерском учете на основании бухгалтерской справки, акта, счета или иного документа, предусмотренного графиком документооборота организации;

— сумма налога перечислена в бюджет, что подтверждается платежным поручением.

Если налоговый агент не является налогоплательщиком НДС (применяет спецрежим или освобожден по ст. 145 НК РФ), то уплаченную в бюджет сумму налога он включает в стоимость арендной платы (п. 2 ст. 170 НК РФ).

Налоговый агент при перечислении арендодателю предоплаты (аванса) должен исчислить и уплатить в бюджет налог с суммы предоплаты (аванса). Если в последующем арендодатель изменит условия договора или расторгнет договор и вернет сумму предоплаты (аванса), то налоговый агент вправе заявить вычет налога, исчисленного с авансов и уплаченного в бюджет (п. 5 ст. 171 НК РФ).

Лица, исполняющие обязанности налогового агента, представляют в составе налоговой декларации по НДС раздел 2.

При заполнении раздела 2 налоговый агент-арендатор заполняет следующие строки:

1) строку 020 «Наименование налогоплательщика-продавца». По этой строке указывают наименование арендодателя – органа государственной власти и управления, органа местного самоуправления, с которым заключен договор аренды;

2) строку 030 «ИНН налогоплательщика-продавца». По этой строке надо указать ИНН арендодателя;

3) строку 040 «Код бюджетной классификации»;

4) строку 050 «Код по ОКАТО»;

5) строку 060 «Сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет»;

6) строку 070 «Код операции». По этой строке надо проставить код 1011703.

Другие строки налоговому агенту-арендатору заполнять не надо.

Пример

Организация на общем режиме арендует объект недвижимости, находящийся в муниципальной собственности. Договор заключен с департаментом муниципального имущества администрации города. Сумма арендной платы в месяц составляет 30 000 рублей плюс НДС 5 400 рублей, итого арендная плата с учетом НДС – 35 400 руб. По условиям договора арендатор должен уплачивать арендную плату ежемесячно не позднее 10-го числа текущего месяца.

Из-за временных финансовых трудностей во 2-м квартале арендатор осуществил только два платежа – в апреле и мае, перечислив всего 60 000 рублей. Июньский платеж арендатор перечислил в 3-м квартале.

Налоговая база определяется арендатором как сумма арендной платы, перечисленной арендодателю, плюс НДС. Таким образом, налоговая база за 2 квартал составит 70 800 руб. (60 000 + 10 800).

При заполнении раздела 2 налоговой декларации по НДС за 2 квартал налоговый агент отразит по строке 060 сумму налога, подлежащую уплате в бюджет – 10 800 руб. (70 800 х 18/118).

Указанную сумму налоговый агент должен перечислить в бюджет тремя равными платежами по 3 600 руб. не позднее 20 июля, 20 августа и 20 сентября.

После уплаты налога в бюджет арендатор вправе заявить его к налоговому вычету в налоговой декларации по НДС за 3 квартал. Для этого арендатору надо сумму вычета в размере 10 800 руб. указать по строке 210 раздела 3 декларации.

Можно ли засчитать переплату налогоплательщика в счёт уплаты им налога в качестве налогового агента по НДС?

Налоговые агенты также как и обычные налогоплательщики наделены правом на своевременный зачёт или возврат излишне уплаченных сумм.
Сумма переплаты по налогам засчитывается в счёт будущих платежей по этому или по иным налогам, либо за её счёт погашаются пени, недоимки и штрафы за налоговые нарушения. Также эта сумма может быть возвращена плательщику.
Если налоги делятся на федеральные, региональные и местные, то и переплата засчитывается по соответствующим группам.
Однако вопрос — можно ли зачесть переплату налогоплательщика НДС в счёт суммы, подлежащей уплате этим же лицом в качестве налогового агента, — является спорным.
Официальной позиции по этому поводу нет, поэтому мнения экспертов делятся на две группы.
По одному из мнений переплата налогоплательщика по НДС не может быть зачтена в счёт суммы уплаты им налога в качестве агента. Обосновывающие эту позицию судьи ссылаются на разграничение обязанностей налоговых агентов и налогоплательщиков. Они считают, что если законодательством прямо не предусмотрена возможность такого зачёта, то и осуществить его лицо как налоговый агент не вправе. Поэтому, как налоговый агент, организация или предприниматель должны отчислять НДС в бюджет независимо от своих функций налогоплательщика.
Но есть и противоположное мнение, по которому подобный зачёт излишне уплаченного налога считается допустимым. Приверженцы этой позиции отмечают, что НДС в российском законодательстве представлен как налог, пополняемый различными способами. Он может удерживаться с налогового агента или уплачиваться самим налогоплательщиком. И так как не существует прямой нормы, запрещающей такой взаимозаменяемый зачёт, то его осуществление некоторыми судами допускается.
Практика применения судами как одной, так и второй позиции достаточно обширна, поэтому приведенный вопрос остаётся открытым и спорным.

Обязанности налогового агента

­Обязанности по удержанию налога на прибыль у источника выплаты возникают у российской организации только в случаях, указанных в п.1 ст. 309 НК РФ. Доходы от оказания консультационных услуг к ним не относятся (п.2 ст.309 НК РФ). Поэтому у российской организации, выплачивающей иностранной компании такой доход не возникает обязанности по удержанию налога на прибыль в качестве налогового агента. Но вопрос о необходимости представления Расчета о суммах, выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период не однозначен.

­Налоговый агент должен предоставить информацию о суммах, выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период в налоговый орган по месту своего нахождения. Форма расчета утверждена приказом ФНС России от 02.03.2016 N ММВ-7-3/115@ (далее по тексту — Расчет или налоговый расчет) (п.4 ст. 310 НК РФ, п. 289 НК РФ).

­Налоговыми агентами являются организации и ИП, которые обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и перечислить в бюджет соответствующие суммы налога (ст.24 НК РФ). По логике, если эти обязанности не возникают, то организация или (ИП) не признается налоговым агентом, а значит, нет оснований требовать от них представления Расчета.

­Но контролирующие органы разъясняют, что в налоговом расчете отражаются все доходы от источников в РФ в соответствии с положениями ст. 309 НК РФ, в том числе и те, которые не подлежат налогообложению в РФ согласно НК РФ или, например, не облагаются налогом на основании международного договора, регулирующего вопросы налогообложения (см. письма ФНС от 29.01.2020 N СД-4-3/1351@, от 05.07.2017 NСД-4-3/13048@, письмо Минфина РФ от 11.07.2017 N 03-08-05/43967).

­Есть и судебная практика, подтверждающая, что обязанность по представлению в налоговый орган сведений о суммах, выплаченных иностранным организациям доходов не связана с фактом удержания налога. При этом основание неудержания налога не имеет значения. Целью представления налогового расчета является осуществление налогового контроля за правильностью налогообложения доходов иностранных организаций, в связи с чем, ее непредставление в установленный срок является налоговым правонарушением, ответственность за которое предусмотрена п. 1 ст. 126 НК РФ (см. Постановление АС УО от 20.12.2018 N Ф09-7960/18 по делу N А76-9658/2018).

­В то же время, по мнению Минфина и ФНС, доходы иностранных организаций, получаемые от выполнения работ и оказания услуг на территории иностранного государства, в соответствии со ст. 309 НК РФ не являются доходами от источников в РФ и могут не отражаться в налоговом расчете. Также могут не отражаться в налоговом расчете доходы иностранных организаций, получаемые по внешнеторговым договорам прямой реализации покупателю произведенных ими в иностранном государстве товаров (см. письма ФНС от 29.01.2020 N СД-4-3/1351@, от 05.07.2017 NСД-4-3/13048@, письмо Минфина РФ от 11.07.2017 N 03-08-05/43967).

­В письме ФНС России от 20.08.2020 N СД-4-3/13493@ рассмотрен вопрос о необходимости представления налогового расчета при выплате иностранной организации доходов за услуги онлайн-бронирования гостиничных номеров. Вывод налоговиков — доходы от оказания иностранной организацией услуг исключительно вне территории РФ не являются доходами от источников в РФ в целях главы 25 НК РФ. Следовательно, они не подлежат обложению налогом на прибыль организаций, взимаемым у источника выплаты в РФ, не являются объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций в РФ и могут не отражаться в налоговом расчете.

­Таким образом, исходя из вышеприведенных разъяснений Минфина РФ и ФНС, выплаты за консультационные услуги, оказанные иностранной организацией без ее фактического нахождения на территории РФ можно не отражать в Расчете. Подтвердить место оказания услуг помогут условия договора (оферты). Например, если в нем оговорить, что взаимодействие с заказчиком в процессе консультирования будет осуществляться через информационно-коммуникационную сеть, без присутствия исполнителя в РФ.

Применение норм об устранении двойного налогообложения

В общем случае нормы главы 25 НК РФ (см. п. 2 ст. 284, ст. 310 НК РФ) предусматривают следующие налоговые ставки налога на прибыль по доходам иностранных организаций от источников в РФ, не связанных с деятельностью через постоянное представительство:

10% — по доходам от использования, содержания или сдачи в аренду (фрахта) судов, самолетов или других подвижных транспортных средств или контейнеров (включая трейлеры и вспомогательное оборудование, необходимое для транспортировки) в связи с осуществлением международных перевозок;

15% — по доходам в виде дивидендов и процентов по долговым обязательствам российских организаций;

20% — по всем остальным доходам, с учетом отдельных нюансов, перечисленных в ст. 310 НК РФ.

При налогообложении доходов иностранной организации ставки налога, прописанные в НК РФ, применяются не всегда. Налогообложение доходов иностранной организации от источников в РФ производится с применением положений международных договоров РФ об избежании двойного налогообложения (ст. 7 НК РФ).

Как правило, в таких договорах установлены льготные ставки налога на доходы, или предусмотрено полное освобождение отдельных видов доходов резидентов договаривающихся государств в стране их выплаты.

Например, статьей 11 Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал (Никосия, 5 декабря 1998 г.) предусмотрено, что «проценты» (доходы от долговых требований любого вида) подлежат налогообложению только в государстве, резиденту которого они выплачиваются. Это значит, что выплата процентов по займу полученному российской организацией от кипрской организации на территории РФ налогообложению не подлежат.

Льготные условия налогообложения, предусмотренные международными договорами не применяются автоматически, право на их использование иностранная организация должна подтвердить (ст. 312 НК РФ). Для этого налоговый агент должен располагать следующими документами, полученными от иностранной организации:

  1. Справка, подтверждающая постоянное местонахождение иностранной организации в государстве, с которым РФ имеет международный договор (соглашение) об устранении двойного налогообложения, заверенная компетентным органом иностранного государства. Форма такой справки устанавливается внутренним законодательством этого иностранного государства.

    Минфин РФ считает, что документы, подтверждающие обязанность иностранной организации уплачивать налоги в определенном иностранном государстве, аналогичные свидетельству о постановке на учет в налоговом органе такого иностранного государства, не могут являться подтверждающими постоянное местонахождение иностранной организации в иностранном государстве для целей устранения двойного налогообложения (см. например, письмо Минфина РФ от 31.05.2016 г. N 03-08-05/31265).

    Ольга Новикова Руководитель отдела консалтинга

  2. Документы, подтверждающие, что иностранная организация имеет фактическое право на получение дохода. Эти документы должны подтверждать, не только наличие правовых оснований для непосредственного получения дохода иностранной организацией, но и то, что это лицо является непосредственным выгодоприобретателем («бенефициаром»), то есть лицом, которое фактически получает выгоду от полученного дохода и определяет его дальнейшую экономическую судьбу.

    Перечень таких документов в НК РФ не установлен, документы могут быть оформлены в произвольном виде, законодатель не ограничивает налоговых агентов каким-либо перечнем, отдавая предпочтение содержательной части полученной налоговым агентом информации.

Перечисленные документы должны быть переведены на русский язык и предоставлены налоговому агенту до даты выплаты дохода (абз. 2 п. 1 ст. 312 НК РФ).

Если на момент выплаты дохода иностранной организации российская организация — источник выплаты дохода не располагает подтверждением, предусмотренным п.1 ст. 312 НК РФ, то она производит удержание налога по ставке, предусмотренной п. 1 ст. 310 НК РФ для соответствующего вида дохода.

НК РФ предусматривает возврат ранее удержанного налога по выплаченным иностранным организациям доходам, в отношении которых международными договорами РФ, регулирующими вопросы налогообложения, предусмотрен особый режим налогообложения, при условии представления подтверждения того, что эта иностранная организация на момент выплаты дохода имела постоянное местонахождение в том государстве, с которым РФ имеет международный договор. Порядок такого возврата предусмотрен п.2 ст.312 НК РФ.

Что входит в обязанности налогового агента

Перечень обязательств, который предоставляется для исполнения налоговым агентом не велик, однако его стоит соблюдать.

1.Исчислить НДФЛ с выплат сотрудникам, вовремя и своевременно

2.удержать с них налог, а также письменно уведомить налоговый орган о невозможности исчисления налога, не позднее месяца со дня, когда стало известно о данном факте

3.перечислить 13% в бюджет

4.каждый квартал отчитываться по налогу по форме 6НДФЛ и раз в год по 2НДФЛ

Налоговыми агентами являются организации и индивидуальные предприниматели, которые состоят на учете в налоговом органе на территории России и приобретают товары у иностранцев, которые, в свою очередь,  не состоят на учете в налоговых органах на территории России, а также если между ними возникают посреднические отношения.

2) В случае, когда государственные органы арендуют федеральное имущество, они признаются арендаторами и тоже выступают в качестве налогового агента.

3)Когда предприятие реализует конфискованное имущество, например банк, либо имущество без хозяина, то оно так же должно вступить налоговым агентом.

Перечень лиц, признаваемых налоговыми агентами по НДС (ст. 161 НК РФ)

В соответствии со ст. 161 НК РФ, лицо (организация или индивидуальный предприниматель), состоящее на учете в налоговых органах, признается налоговым агентом по НДС в том случае, если оно:

  • приобретает товары (работы, услуги) у иностранного лица, не зарегистрированного в качестве налогоплательщика на территории РФ, с целью их последующей реализации на территории РФ (пп. 1 и 2 ст. 161 НК РФ);
  • осуществляет операции (аренду, покупку, передачу) с имуществом, принадлежащим органам государственной власти Российской Федерации, субъектам, муниципалитетам и органам местного самоуправления (п. 3 ст. 161 НК РФ);
  • продает имущество по решению суда (п. 4 ст. 161 НК РФ);
  • реализует конфискованное имущество, бесхозяйные и скупленные ценности, клады и ценности, принадлежащие государству на праве наследования (п. 4 ст. 161 НК РФ);
  • ведет посредническую деятельность по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) и участвует в расчетах с иностранными лицами, не зарегистрированными в качестве налогоплательщиков на территории РФ (п. 5 ст. 161 НК РФ);
  • с 01.10.2018 — при предоставлении на территории РФ железнодорожного подвижного состава или контейнеров на основании договоров поручения, комиссии или агентских договоров (п. 5.1 ст. 161 НК РФ);
  • владеет судном на 46-й календарный день после перехода права собственности на него, если оно в течение 45 дней с момента перехода права собственности не было зарегистрировано в Российском международном реестре судов (п. 6 ст. 161 НК РФ);
  • с 01.01.2018 — покупатели сырых шкур животных, лома и отходов черных (цветных) металлов, вторичного алюминия и его сплавов (п. 8 ст. 161 НК РФ);
  • с 01.01.2019 — покупатели макулатуры (п. 8 ст. 161 НК РФ).

Как налоговые агенты по НДС работают также лица, применяющиеся специальные режимы налогообложения (ЕСХН, УСНО, ПСН), или лица, освобожденные от уплаты НДС по ст. 145 и 145.1 НК РФ (ст. 161 НК РФ). Также можно посмотреть письма Минфина России:

  • от 30.12.2011 № 03-07-14/133;
  • от 05.10.2011 № 03-07-14/96;
  • от 28.06.2010 № 03-07-14/44;
  • от 22.06.2010 № 03-07-08/181;
  • от 26.05.2010 № 03-07-14/38;
  • от 29.04.2010 № 03-07-14/30.

Когда нужно удерживать НДФЛ

Компании и ИП, которые производят выплаты физлицам, признаются налоговыми агентами по НДФЛ. Они должны исчислять, удерживать и перечислять налог в бюджет (п. 1 ст. 24, п. 1, 2 ст. 226 НК РФ).

Налог не нужно удерживать, если:

  1. в соответствии с налоговым законодательством физическое лицо должно уплатить его самостоятельно;
  2. физлицо — получатель дохода является предпринимателем (адвокатом, нотариусом), и он получил указанный доход в результате предпринимательской деятельности (п. 2 ст. 226, ст. 227, п. 1 ст. 228 НК РФ).

Во всех остальных случаях НДФЛ из дохода физлица должна удержать организация (предприниматель). Причем условие о неудержании налога, которое компания включает в трудовой договор или договор гражданско-правового характера, является ничтожным (письма Минфина России от 28.12.2012 № 03-04-05/10-1452, от 25.04.2011 №03-04-05/3-292).

Комментарий к ст. 24 НК РФ

1. Настоящей статьей Кодекса раскрыто понятие «налоговый агент».

Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

В соответствии с настоящим Кодексом налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

При этом согласно законодательству о налогах и сборах, в частности, в соответствии с настоящим Кодексом обязанность по исчислению и удержанию налога может быть возложена на налогового агента, тогда обязанность налогоплательщика по уплате налога считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом.

Так, налоговые агенты — работодатели удерживают суммы налога у налогоплательщика, перечисляя их в бюджет и внебюджетные фонды.

Налоговые агенты исчисляют сумму налога в порядке, установленном настоящим Кодексом, исходя из налоговой базы, налоговой ставки, налоговых льгот, предоставленных налогоплательщику, и перечисляют его в соответствующий бюджет (внебюджетные фонды) в наличной и (или) безналичной форме.

Налоговых агентов следует отличать от сборщиков налогов, которыми являются государственные органы, органы местного самоуправления, другие уполномоченные органы и должностные лица в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом они могут принимать от налогоплательщиков и (или) плательщиков сборов средства, в уплату налогов и (или) сборов и перечислять их в бюджет.

2. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Смотрите статью 21 НК РФ и комментарий к ней.

3. Настоящая статья раскрывает правовой статус налогового агента, устанавливает его права и обязанности.

Налоговые агенты обязаны:

1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги.

Таким образом, налоговые агенты обязаны в полном соответствии с нормами законодательства о налогах и сборах, в частности, в соответствии с настоящим Кодексом в сроки, которые устанавливаются применительно к каждому налогу, исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;

2) в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;

3) вести учет реально выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджет (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;

4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов (налоговые декларации, налоговые расчеты, платежные поручения или квитанции к кассовым ордерам, свидетельствующие об уплате сумм налогов, кассовые документы, ведомости, акты и т.п.).

4. Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для уплаты налога налогоплательщиком.

Смотрите статьи 44, 45 НК РФ и комментарий к ним.

5. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, в частности, в соответствии со статьями:

— 120 НК РФ — за грубое нарушение правил учета доходов и расходов объектов налогообложения;

— 123 НК РФ — за невыполнение обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов;

— 126 НК РФ — за нарушение установленного срока представления в налоговые органы документов и (или) иных сведений, а также за отказ представить должностному лицу налогового органа, проводящему налоговую проверку, документы и (или) иные сведения, необходимые для проверки;

— и другие.

Законодательством Российской Федерации может быть предусмотрена и уголовная ответственность налогового агента в случае уклонения его от исполнения обязанностей налогового агента (ст. 199 УК РФ) и уклонения от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ).

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках (п. 1 ст. 46 НК РФ).

Статус налогоплательщика в справке 2-НДФЛ

Справки 2-НДФЛ ежегодно заполняют налоговые агенты в отношении физических лиц, получивших от них доход. Какой необходимо ставить статус в каждом конкретном случае?

В 2020 году форма справки применяется новая, таким образом, за 2018 год до 1 марта или 1 апреля (в зависимости от того, был удержан НДФЛ работодателем или нет в соответствии со ст. 230 НК РФ) необходимо было сдать отчетность на бланке, утвержденном Приказом ФНС России 02.10.2018. Форма справки меняется достаточно часто, будут ли внесены в бланк изменения на следующий год, неизвестно, этот вопрос пока ФНС не обсуждался, разъяснений на этот счет от надзорного органа также пока не поступало. Скорее всего, ждать поправок пока не стоит, утверждение новой формы было связано с внесением изменений в НК РФ.

Приказом также утвержден порядок заполнения справки, которого нужно придерживаться. Поле со статусом заполняется обязательно и в полном соответствии с установленным порядком.

В действующей в настоящий момент форме утверждено 6 статусов:

  • 1 — указывается в том случае, если физическое лицо по состоянию на 31 декабря отчетного года является резидентом РФ (кроме лиц, осуществляющих трудовую деятельность на территории России основании патента). Налоговым резидентом РФ является такое физлицо, которое находится на территории РФ не менее 183 дней в течение 12 месяцев, причем следующих подряд. Этот период не прерывается на краткосрочные выезды из страны в целях лечения или получения образования. Краткосрочными считаются выезды из страны на срок не более 6 месяцев. Данные правила установлены ст. 207 НК РФ;
  • 2 — указывается при заполнении бланка в отношении физлица, не являющегося на 31 декабря отчетного года, в соответствии с принципами, изложенными выше, налоговым резидентом Российской Федерации;
  • 3 — применим к нерезиденту РФ, являющемуся высококвалифицированным специалистом;
  • 4 — ставится в соответствующем поле справки, если предприятие — налоговый агент выплачивало доход нерезиденту РФ, являющемуся участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом (член экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ);
  • 5 — используется, если налоговый агент в отчетном году выплатил доход иностранному гражданину или лицу без гражданства, в официальном порядке признанному беженцем или получившему временное убежище на территории Российской Федерации и не являющегося при этом налоговым резидентом РФ;
  • 6 — указывается при заполнении справки в отношении гражданина-иностранца, осуществляющего трудовую деятельность на территории Российской Федерации на основании патента.

В специальных программах для ведения бухгалтерского учета обновление информации производится автоматически, кроме того, при их помощи можно заполнить справку 2-НДФЛ онлайн.