Содержание
- Нарративный подход в действии
- Из чего состоят истории
- Прерывающий нарратив
- Что такое нарратив
- Правила для создания популярных нарративов
- Как создать нарратив
- Элементы нарратива
- Как создать нарратив на Яндекс.Дзен
- Создание мира должно быть интерактивным
- Мероприятия в других городах
- Нарратив в филологии
- Нарративы в научных текстах
- Как устроена работа нарративного дизайнера?
- Этика
Нарративный подход в действии
Каким же образом из несложных жизненных ситуаций добраться до ценностей человека? Как определить события, которые могут дать начало другой истории? И каким способом происходит переписывание? Рассмотрим на конкретных примерах работу нарративного подхода.
К нарративному практику на прием попал шестилетний мальчик, который боялся оставаться один. Родители жаловались, что он — законченный эгоист, капризничает, требует свое, не дает от себя отходить даже на непродолжительное время. Малыш не ходил в сад, потому что боялся оставаться без мамы или папы даже в кругу своих сверстников или других взрослых. «Классические» психологи поставили диагноз — недостаток внимания и неумение для своего возраста в нужной степени сдерживать свои желания.
Нарративный практик же в работе с мальчиком, задавая ему «правильные» вопросы, прежде всего использует экстернализующий язык: «Похоже Истерика и Нетерпение берут верх над тобой, когда что-то по твоему мнению идет не так». То есть специалист отделяет проблему — он не характеризует мальчика как истеричного, эгоистичного или нетерпеливого. Он из слов маленького пациента делает вывод о том, что есть отдельно Истерика и Нетерпение, которые приходят к нему (они не всегда с ним!) и малыш испытывает дискомфорт, потому что папа и мама тогда недовольны и ругаются на него.
Нарративный практик всегда спрашивает, что действительно важно для человека и таким образом он выходит на его понимание проблемы, а не дает свою интерпретацию и уж, тем более, не ставит диагноз. У мальчика спросили, хочет ли он перестать бояться оставаться без родителей, и он сказал «да» — таким образом, специалист отделил жизнь малыша от его проблем
Ребенок сам сделал вывод, что тогда он сможет играть с другими детьми без мамы, ходить в сад, а потом в школу и другое. Так появилась альтернативная история, где парень не боится и где он живет по-другому, без страха.
При переписывании истории нарративный практик определяет с человеком почему он решил ее переписать, с какими ценностями это связано, когда раньше он этих ценностей придерживался, как это происходило. В нашем примере мальчик вспомнил, что бывало, когда ему удавалось послушать мамину сказку или песенку перед сном и не бояться кого-то в темном углу — это уже один маленький эпизод для альтернативной истории. Так же в проблемный рассказ малыша не вписывалось следующее событие: когда однажды тот остался один, ему было страшно, но он перетерпел и убедил себя, что не все так плохо. Вот и второй эпизод для новой истории о смелом мальчике!
Из чего состоят истории
«Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое». «Однажды Гензель и Гретель заблудились в темном-претемном лесу». Центр истории — проблема, которая мешает героям добиться того, чего они хотят
История, которая начинается с проблемы, сразу приковывает наше внимание. Если в истории нет конфликта, нам неинтересно за ней следить
В жизни мы стремимся избегать неприятностей, но в хорошей истории без них не обойтись.
Едва начав говорить, мы сразу же начинаем рассказывать друг другу о вымышленных людях, которым очень не повезло. Как указывает исследователь игр Брайан Саттон-Смит, детские устные истории обычно включают в себя следующие события: герои теряются, их похищают, они убегают или падают, их избивают, они умирают.
Конечно, в конце концов обычно побеждает добро, но сначала нужно хорошенько пострадать.
В лекции 1995 года Курт Воннегут выделил восемь основных сюжетных типов. По его мнению, любая история — это история падения или возвышения. Поэтому базовый тип сюжета таков: «человек попадает в яму, человек выбирается из ямы». Если речь о трагедии, то в конце истории человек остается в яме. Другой описанный им сюжет: «парень встречает девушку, парень теряет девушку, парень возвращает девушку».
Вдохновившись схемами Воннегута, ученые из университета Вермонта в 2016 году с помощью математических методов и семантического анализа выделили в книгах мировой литературы 6 базовых сюжетов: возвышение героя («Гарри Поттер»), падение героя («Анна Каренина»), «падение — взлет» («Волшебник страны Оз»), «взлет — падение» (миф об Икаре), «взлет — падение — взлет» («Золушка»), «падение — взлет — падение» («Герой нашего времени»). В основе каждой истории — определенная последовательность падений и возвышений.
Ученые когнитивной и эволюционной направленности рассматривают истории как виртуальные системы, в которых мы можем попрактиковаться в решении реальных проблем.
Истории отвечают на вопрос «что будет, если?» И нам всегда интересно узнать, что же будет.
Человеческая любовь к историям универсальна и неистребима: антропологи встретились с ней во всех обществах, в которых им довелось побывать.
История — это не только то, о чем рассказывается в книжках. Это форма восприятия мира, которая характерна для всех людей. Истории о том, кто я такой, говорят мне, чем я должен заниматься и во что я должен верить.
Реальность больных с синдромом Корсакова течет и расплывается: из-за частичной или полной амнезии они больше не могут рассказывать связные истории о себе и своем опыте. Мистер Томпсон из книги Оливера Сакса «Человек, который принял жену за шляпу» не мог соединить свои воспоминания в единую историю — он тут же забывал о том, что с ним происходило. Чувство, которое можно испытать при пробуждении, когда мы еще не совсем понимаем, кто мы такие и где очутились, — это чувство мистер Томпсон испытывал постоянно. В результате он придумывал то одну историю, то другую: его личность менялась непрерывно и совершенно непредсказуемо.
В эту секунду он бакалейщик, к которому пришли покупатели, в следующую — послушный пациент, а еще через миг готов пойти на скачки со своим воображаемым другом. Жизнь для него предстает каскадом вымыслов, фантасмагорическим театром, в котором актеры не помнят своей роли и вынуждены бесконечно импровизировать. Но даже если наши истории вымышлены и плохо согласуются друг с другом, мы не можем от них избавиться до конца.
Британский врач Хью Варденер, проверяя состояние одного больного, спросил: «Вы помните, как мы познакомились в Брайтоне? Мы ехали вдоль пляжа — я на белой лошади, а вы на черной». Больной ответил, что прекрасно всё помнит, и дополнил описание врача новыми красочными деталями.
Впрочем, то же самое делают и абсолютно здоровые люди. В знаменитом эксперименте Элизабет Лофтус родственники рассказывали участникам об одном событии из их детства. Им рассказывали, как в возрасте пяти лет они потерялись в торговом центре, были очень напуганы, но в конце концов кто-то из взрослых помог им добраться к родителям. Некоторые побочные детали рассказа были реальными, но само событие от начала и до конца выдумали экспериментаторы. Тем не менее четверть участников удалось убедить в обратном: через две недели они уже сами рассказывали ученым, как страшно и одиноко им было в супермаркете, какие усы были у прохожего, который им помог, и даже какой на нем был пиджак (хотя изначально им не говорили об этом ни слова).
Наша память подвижна и изменчива. Многие истории, в которые мы свято верим, являются плодом коллективной фантазии — скорее литературным произведением, чем хроникой или отчетом.
Прерывающий нарратив
Прерывающие нарративы включаются тогда, когда одно повествование прерывается идущим вслед за ним повествованием, то есть история замещается другой историей. На первый взгляд может показаться, что прерывающий нарратив ничем не отличается от встроенного нарратива, но это не так.
рис. 2 — схема прерывающего нарратива: изначальный нарратив представлен в виде двух прерывающихся квадратов, а прерывающий нарратив — тот квадрат, который разрывает основную линию повествования и предлагает нам выйти за его пределы
Посмотрим на отрывок из романа Харуки Мураками «Бесцветный Цкуру Тадзаки и годы его странствий».
Как бы ни хоронили мы свои воспоминания… — она посмотрела на него в упор, — историю своей жизни не сотрешь. И как раз об этом лучше не забывать. Историю не стереть и не переделать. Это все равно что убить самого себя.— И почему мы об этом заговорили? — пробормотал Цкуру как можно небрежней, словно бы наполовину себе самому. — Эту тему я никогда ни с кем не обсуждал, да и теперь не собирался.Сара чуть заметно улыбнулась.— Видимо, теперь понадобилось обсудить? И даже острей, чем ты думаешь?
В то лето, вернувшись из Нагои в Токио, Цкуру постоянно ловил себя на странном чувстве, будто все его тело полностью перестроилось. У знакомых предметов вокруг словно исказились цвета, как будто он смотрел на них через светофильтры. Он стал слышать звуки, которых раньше не различал, и перестал различать то, что раньше прекрасно слышал. От любого движения делалось так неуютно, словно изменилось земное притяжение.
Пять месяцев после приезда в Токио он жил на пороге смерти. Заполз в свою крошечную, но бездонную черную нору и жил там в полном одиночестве и постоянной опасности заснуть и провалиться в Ничто. Но страшно ему не было. Он лишь думал: как это все-таки просто — туда провалиться.
Здесь мы видим смещение перспективы: нарратив о разговоре Цкуру с Сарой прерывается флешбеком (о флешбеках подробнее ниже) из жизни Цкуру. Флешбек оказывается не в рамках самого диалога: он не встроен в этот первоначальный нарратив, а находится вне него. Также здесь происходит смена повествователя— это и естьграница между изначальным нарративом и прерывающим нарративом. Иногда переход может обозначаться формально, например, звездочками, как это происходит случае с отрывком выше. Начало главы также может быть признаком смены рассказчика: такой переход мы видим в уже упомянутом «Декамероне». Очевидной будет смена рассказчика в том случае, если основное повествование написано от первого лица и происходит переход на третье лицо. Границей в этом случае будет выступать начало предложения от другого нарратора.
На первый взгляд встроенный и прерывающий нарратив отличаются незначительно, но это только кажется. Встроенный нарратив не прерывает историю, в которую он встраивается — история рассказывается внутри первоначального сюжета, но помещается в рамки. В прерывающем нарративе история останавливается и начинается другая, то есть начинается другой нарратив, который находится снаружи рассказанной до этого истории. Если рассказ другой истории оказывается событием внутри изначального нарратива, как в примере с пиратом, то это встроенный нарратив, а если нет — прерывающий.
Что такое нарратив
- статьи,
- нарративы,
- видео и GIF-анимации.
Кто-то с большим удовольствием читает статьи, кто-то смотрит видеозаписи или пролистывает емкие и содержательные слайды. Ответить на вопрос, что лучше для вашей аудитории – статья, видеоролик или нарратив – можно только после того, как вы проанализируете просмотры разных материалов.
Я думаю, что постепенно форматы публикаций будут дополняться новыми возможностями и желательно использовать их все, чтобы давать востребованный контент всем своим читателям.
Пользователь последовательно смотрит слайды, на которых можно разместить:
- короткий текст,
- изображения,
- видеоролики длиной до 15 секунд,
- GIF-анимации.
Внизу вы видите пример такой презентации. Перед нами первый слайд. Листая стрелку вправо, мы просматриваем весь материал. По количеству полосок внизу можно понять, сколько всего экранов содержит данная публикация.
В общей ленте есть пометка, по которой можно понять, что перед нами нарратив, а не статья.
Правила для создания популярных нарративов
Есть определенные правила, которым вы должны следовать при создании нарратива:
- У нарратива должен быть ясный заголовок, четко отвечающий на определенный вопрос или решающий определенную проблему;
- В нарративе читатель должен увидеть ответ на вопрос, который указан в заголовке;
- От нарратива читатель должен получать удовольствие! Это визуальный формат информации, одной из целей которых доставить читателю визуальное наслаждение! Поэтому используйте в них весь доступный медиаконтент: картинки, гиф-анимации, видеоролики (до 10 секунд) и текст;
- Каждый нарратив должен состоять из 5 экранов и больше. Максимум – 12. И вот тут для вас маленький секрет: блок с рекламой в нарратив добавляется при наличии 5-ти экранов и более;
- Обязательно добавляйте текст через редактор Дзена, а не в Фотошопе. Алгоритм Яндекс Дзен распознает и понимает то, о чем вы написали. А значит, у нарратива возрастают шансы получить больший охват аудитории;
- При создании подобной публикации учитывайте дизайн, старайтесь делать экраны одного нарратива в едином стиле, соблюдайте поля. В общем подходите к созданию этого формата публикации «с душой». Ведь читателям нравится, когда в нарративе сочетается много элементов.
Успешные авторы при создании нарративов советуют:
- Делать длинные нарративы: от 5 до 12 экранов
- Вставлять текст в редакторе, а не в программе Фотошоп
- Соблюдать единство в оформлении нарратива и аккуратность
- Использовать мультимедиа
- Выбирать темы, которые долго не устаревают
- Соблюдать грамотность и стиль.
По словам специалиста Яндекс Дзен средняя «жизнь» одного нарратива от 72 часов до 7 дней. Но! Все зависит от популярности темы. Если нарратив нравится читателям, он будет «жить» и 2 месяца!
На сегодняшний день нарративов намного меньше, чем статей на платформе Яндекс Дзен. Конкуренция маленькая. Поэтому у вас есть великолепная возможность привлечь читателей на свой канал через такой формат публикаций!
Как создать нарратив
После того как вы определились с темой публикации, продумайте содержание слайдов, подберите картинки, анимации, видео.
Затем открываем в браузере страницу своего канала, в правом верхнем углу нажимаем на плюс и выбираем нужный нам формат контента.
Первый слайд
На первом экране всегда находится заголовок публикации. Его нельзя двигать по полю или регулировать размер шрифта. Это происходит автоматически в зависимости от количества написанных знаков.
Что можно делать с первым слайдом:
- менять цвет фона, нажав на значок в виде кружочка;
- выбирать цвет шрифта, нажимая на букву T;
- добавить видео или изображение при помощи плюсика в верхнем правом углу поля.
Задача первого экрана – привлечь внимание читателей. Делается это при помощи самого заголовка и сопутствующей графики
Важно, чтобы текст хорошо читался на выбранном фоне. Вот что у меня получилось
Остальные слайды
На следующих слайдах возможностей немного больше:
- добавлять текст в любое место экрана;
- настраивать его цвет, размер, положение на странице и выделение;
- вставлять картинки и видео;
- выбирать фон слайда;
- добавлять ссылки.
Применить все эти опции можно, если нажать на плюсик в углу рядом со слайдом и затем сделать нужные настройки. Фон выбирается нажатием на кружочек, как и на первом экране.
Рекомендуется в один нарратив включать от 5 до 10 экранов. Максимальный размер – 12 слайдов. Если запись включает меньше 5 фрагментов, то в ней не будет рекламы, а значит, ее сложнее будет монетизировать.
Самый последний экран создается автоматически самим сервисом и не учитывается при подсчете слайдов.
Режим просмотра
Если хотите посмотреть, как будет выглядеть готовая презентация, нажмите на глазик вверху экрана справа. Эта опция помогает подкорректировать недочеты до отправки материалов на модерацию. Часто в конце появляются пустые слайды или мы обнаруживаем мелкие ошибки и “некрасивости”, которые можно быстро исправить.
Публикация
Когда вы посчитаете, что нарратив готов, нажмите на синюю кнопку в самом правом углу экрана редактора.
Затем подтвердите свои данные, если это нужно. У меня Дзен регулярно запрашивает такое подтверждение.
После этого заполняем сведения о публикации для продвижения. Нам нужно сделать короткое описание, которое поможет читателям и поисковику понять содержание нарратива, и добавить теги. Пример заполнения на скриншоте.
Если вы хотите добавить свой нарратив в ленту прямо сейчас, то нажмите на кнопку “Опубликовать” внизу экрана. После этого материалы отправятся на проверку, которая может занять от пары минут до нескольких часов.
Если вы не хотите пока обнародовать материалы, то можно оставить их в виде черновика, чтобы доработать и разместить на канале позже. Тогда просто нажмите на стрелочку “назад” в левом углу редактора.
Отложенная публикация
Чтобы воспользоваться этой опцией, идем в настройки и указываем данные для отложенного постинга. Также тут можно отключить комментарии, если вы не хотите получать обратную связь по теме нарратива от своих читателей.
Редактирование и копирование нарратива
В любое время до публикации и после нее можно изменить или скопировать содержимое презентации. Для этого открываем главную страницу редактора, находим нужный нам пост, нажимаем на 3 точки в правом углу и выбираем подходящее действие.
Размещать дубль записи нельзя, но после копирования на ее основе можно создать новый материал в том же стиле.
Элементы нарратива
На слайды нарратива можно добавить текст, изображения, видео, анимацию, ссылки. Давайте рассмотрим подробно требования к этим составляющим.
Текст
На каждый экран публикации можно добавить от 1 до 5 блоков с текстом. В разных блоках можно применять свое форматирование, задавать размер шрифта и цвет выделения.
Чтобы настроить уже созданный текстовый блок, нажимаем на него левой кнопкой мыши. Справа появляется панель, где мы:
- выбираем стиль: полужирный, курсив, подчеркнутый при помощи стандартных значков B, I, U;
- выравниваем текст по левому, правому краю или центру, используя пиктограммы в виде полосочек;
- добавляем цвет выделения, нажав на букву T;
- меняем цвет самого текста, используя цветные кружочки;
- двигая ползунок, меняем цвет букв.
Заголовок
Отдельное внимание следует уделить заголовку. Напишите 2 – 3 емких, цепляющих фразы, которые могут заинтриговать читателей, и выберите одну из них для своей публикации
Заголовок не должен обманывать людей относительно содержания нарратива, иначе они очень быстро разочаруются в ваших презентациях и перестанут их открывать, да и дочитывать не будут, а ведь для Дзена это очень важный показатель качества контента.
Разработчики Яндекса рекомендуют составлять заголовки размером от 15 до 25 символов, но это не строгое правило
Главное – раскрыть суть публикации и привлечь внимание пользователей Дзена
Изображения
На слайде можно разместить от 1 до 3 картинок в формате JPG, GIF или PNG. Если на вашем изображении должен быть прозрачный фон, то используйте файлы с расширением PNG. В остальных случаях чаще всего применяются картинки в формате JPG.
Размеры экрана нарратива предполагают отношение сторон 9:14. Если ваша графика должна занять весь слайд, то используйте такие пропорции при подготовке изображений. В остальных случаях можно использовать другие соотношения сторон.
После добавления картинки можно:
- изменить ее размер при помощи перетаскивания уголков рамки;
- растянуть ее на весь слайд, для этого служит опция в виде экранчика;
- перетащить по полю в нужное место;
- изменить степень прозрачности при помощи ползунка в панели инструментов;
- удалить.
Видео и анимации
На один слайд можно добавить одну GIF-анимацию или видео в формате MP4 продолжительностью до 10 секунд и весом не более 30 Мбайт. Конечно, с такими ограничениями сильно не разгонишься, поэтому если вы хотите загрузить полноценный видеоролик на 10 – 15 минут, то лучше использовать соответствующий формат публикации, а не нарратив.
После добавления видео вы можете:
- раскрыть его на весь экран по аналогии с изображениями;
- включить или выключить звук;
- перетащить ролик по полю;
- изменить его размеры при помощи мыши;
- удалить.
Ссылки
На одном слайде нарратива может быть только 1 гиперссылка. Чтобы добавить ее, нажимаем на плюсик в меню и выбираем последний пункт.
Теперь пишем текст, как в обычном текстовом поле, а в панели инструментов указываем адрес, куда мы хотим привести читателей. Это может быть веб-ресурс вашей компании, личный блог, публикация на том же Дзене, страница в соцсети.
Предпочтительно размещать ссылки на последнем экране, тогда пользователи дочитают публикацию до конца и получат дополнительную пользу, а не бросят просматривать нарратив в его начале или середине.
Экраны
Некоторые действия мы можем осуществлять и с самими слайдами:
- менять их местами с любыми другими, кроме первого;
- копировать;
- удалять.
Для этих действий служат 3 значка вокруг каждого экрана нарратива. Кликните по нужному слайду и выберите соответствующую опцию.
Как создать нарратив на Яндекс.Дзен
Когда вы знаете все нюансы и продумали содержание первой публикации в новом формате, заходите на свою страницу и нажмите на «+» в зеленом квадрате в левом верху сверху. Среди предложенных вариантов выбирайте «Нарратив».
После этого в Редакторе откроется макет будущего нарратива.
На каждом слайде можно писать текст, добавлять картинку, видео или гиф. А также прописывать ссылки. Разработчики нарратива рекомендуют на первой карточке не ставить видео или гиф, т.к. в общей ленте будет запечатлен один кадр, и не факт, что он будет самым идеальным для привлечения читателей.
Первым делом следует написать заголовок. Для этого нажмите в инструментах справа от карточки символ «Т». В открывшейся панели программа предлагает выбор цвета. К сожалению, он не имеет большого разнообразия. Поэтому учтите этот момент при подборе остального визуального ряда.
Некоторые решают проблему, делая скрин текстов. Однако в таком случае поисковая система «Яндекса» не будет видеть вашу публикацию по ключевым словам. Поэтому лучше найти применение существующим цветам и под них уже подобрать все картинки и фон.
Для изменения размера шрифта нужно потянуть уголок текстового блока и увеличить его или уменьшить.
В одном текстовом блоке нет возможности делать разный формат. Поэтому, если вы на одной карточке хотите выделить заголовок, а текст сделать меньшего размера, в таком случае лучше использовать два отдельных блока и для названия использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание. А также другой цвет и подложку.
Фон карточки создается с помощью панели инструментов с правого бока, при нажатии в самом низу кружочка. Здесь программа предлагает два варианта. При выборе из первого ряда фон получится однотонный, а второй ряд предлагает основу из двух тонов.
При работе с текстом также предлагается удобная и понятная панель инструментов. Однако для тех, кто не знает, как сделать под текстом подложку необходимого цвета, нужно нажать на букву «Т» и выбрать необходимый цвет.
Для того чтобы встроить в карточку картинку, видео или гиф, нажмите на нужный вам значок на панели инструментов.
Если вам нужно вставить картинку, в открывшемся окне вы можете прописать ссылку на изображение или нажать на кнопку «Загрузите файл», если она находится на компьютере. Допустимый формат — jpg, png. Рекомендуется соотношение сторон 9х14 или 675х1050, 720х1120 пикселей.
В ситуации с добавлением видео или гифа откроется другое окно. В нем также нужно выбрать кнопку «Загрузить» и выбрать файл, заранее сохраненный в ваших документах. Формат видео должен быть MP4. Максимально можно загрузить видео продолжительностью до 10 секунд и размером до 30 Мб.
Для того чтобы картинку растянуть на весь экран, нажмите на инструмент, показанный на следующем экране. Точно так же вы можете создать свой оригинальный фон и не использовать предложенные редактором цвета.
Чтобы картинка не закрывала текстовый блок, поменяйте соответствующие значки местами. Таким же образом вы можете накладывать несколько разных блоков и управлять их очередностью. На одном экране может быть использовано до трех блоков. Например, очередность по слоям может быть такая — сверху заголовок и текст, а снизу картинка.
Чтобы в нарратив вставить ссылку, выберите соответствующий значок на панели инструментов.
Далее напишите текст. Отформатируйте его по такому же принципу, как и обычный информационный блок. Рекомендуется его подчеркнуть, чтобы читатель догадался о том, что это ссылка. В окне справа вставьте сам адрес.
После того как вы создали все карточки, можете переходить к предварительному просмотру. Если вас устраивает полученная публикация, смело нажимайте «Опубликовать».
Создание мира должно быть интерактивным
Проработав тему и персонажей, нужно сосредоточиться на мире, в котором всё будет происходить. В некоторых случаях эта задача может лечь на плечи коллег — а вы больше сосредоточитесь на персонажах и сюжете. Тем не менее, об этом нужно поговорить.
Говоря об интерактивном построении мира, я имею в виду, что все элементы мира должны быть взаимосвязаны: в лесу должна быть жизнь, в воде, даже в огне и в горах. У второстепенных персонажей должны быть определенные роли и собственная жизнь, которые показывают, что они — отдельно от мира, созданного для меня, но и не просто где-то в мире, о котором мне рассказывает кто-то другой. Часть истории мира должны рассказывать персонажи, с которыми читатель, игрок или зритель проведет не так уж много времени: о чем хочет поговорить этот фермер, что местный ученый думает об окружающем мире, что он может рассказать об истории этого мира?
Знаете, как работает детское воображение? Помните ощущение, будто вы перенеслись в другой мир, хотя при этом сидите на том же диване, в той же комнате? Я не хочу наблюдать за другим миром, когда читаю книгу, смотрю фильм или играю — я хочу по-настоящему увлечься тем, что происходит, хочу, чтобы меня поглотило целиком, — я хочу стать ребенком, который перенесся в этот мир, а не взрослым. В мире должны быть различные уровни, и все они должны рассказывать одну и ту же историю и воплощать ее, иначе я вернусь в реальность. Поэтому относитесь к своему миру бережно.
Огромную роль в построении мира играют время, эпоха и архитектура, поскольку они могут разительно отличаться: научно-фантастический мир выглядит совсем не так, как фэнтези. Но каким бы путем вы ни пошли, сделайте мир интерактивным.
Сделайте мир живым
Мероприятия в других городах
12 января Воскресенье, 10:00 | Семинар «Песочная терапия. Знакомство»
Подать заявку 1 день Москва |
Лаборатория современных технологий психотерапии и практической психологии (Москва) |
Наиля Нурахметовна Юнисова (Москва) |
1 февраля Суббота | Сибирский Фестиваль #2.4 психологии, психотерапии и консультирования «Погружение в жизнь»
Подать заявку 5 дней Новосибирск |
|
Анна Бердникова (Новосибирск) | ||
Андрей Гронский (Новосибирск) | ||
Наталия Затонская (Новосибирск) | ||
Константин Александрович Зубахин (Новосибирск) | ||
Полина Анатольевна Королькова (Новосибирск) | ||
Владимир Леухин (Новосибирск) | ||
Анна Любимец (Новосибирск) | ||
Мария Юрьевна Поташкова (Федорова) (Новосибирск) | ||
Анастасия Радаева (Новосибирск) | ||
Александр Федчук | ||
Александр Чистяков (Новосибирск) | ||
Юлия Юзофатова (Новосибирск) | ||
Рустем Ленарович Хуснутдинов (Казань) |
Ещё 12 тренеров…
Нарратив в филологии
Большое внимание нарративу и нарративным техникам было уделено филологическими науками: лингвистикой, литературоведением. В лингвистике этот термин, как уже было сказано выше, изучается совместно с термином «дискурс»
В литературоведении он относится скорей к постмодернистским понятиям. Учёные Й. Брокмейер и Р. Харре в своём трактате «Нарратив: проблемы и обещания одной альтернативной парадигмы» предлагали понимать его как способ упорядочивания знаний и придания смысла опыту. По их мнению, нарратив – это инструкция по составлению историй. То есть набор определённых лингвистических, психологических и культурных конструкций, зная которые, можно составить интересный рассказ, в котором будет чётко угадываться настроение и сообщение нарратора.
Нарратив в литературе имеет важное значение для художественных текстов. Поскольку здесь реализует себя сложная цепочка интерпретаций, начиная с точки зрения автора и заканчивая восприятием читателя/слушателя
Создавая текст, автор вкладывает в него определённую информацию, которая, пройдя длинный текстовый путь и достигнув читателя, может совершенно видоизмениться или быть иначе трактована. Для того чтобы правильно расшифровать авторские интенции, необходимо учитывать присутствие других персонажей, самого автора и автора-повествователя, которые сами по себе являются отдельными нарраторами и наррататорами, то есть рассказывающими и воспринимающими. Восприятие усложняется, если текст носит драматургический характер, поскольку драма является одним из родов литературы. Тогда интерпретация искажается ещё больше, пройдя через изложение её актёром, который также вносит в повествование свои эмоциональные и психологические характеристики.
Однако именно эта неоднозначность, возможность наполнить сообщение разными смыслами, оставить читателю почву для размышлений и является важной частью художественной литературы
Нарративы в научных текстах
Тем не менее не только контекстная информация, но и собственный опыт воспринимающего (наррататора) влияет на субъективное усвоение информации, привнесение оценок и эмоций. Исходя из этого, объективность рассказа снижается, и можно было бы предположить, что нарративность присуща не всем текстам, а, например, она отсутствует в сообщениях научного содержания. Однако это не совсем так. В большей или меньшей степени нарративные черты обнаружить можно в любых сообщениях, поскольку в тексте присутствует не только автор и повествователь, которые по сути своей могут являться разными действующими лицами, но также читатель или слушатель, которые по-разному воспринимают и трактуют получаемую информацию. В первую очередь, конечно, это касается художественных текстов. Однако и в научных сообщениях имеются нарративы. Они присутствуют скорее в исторических, культурных и социальных контекстах и не являются объективным отражением реальности, а больше выступают как показатель их многомерности. Однако также могут повлиять на формирование причинно-следственных связей между исторически достоверными событиями или другими фактами.
Учитывая такое многообразие нарративов и обильное присутствие их в текстах различного содержания, наука не могла более игнорировать явление нарративности и вплотную занялась его изучением. На сегодняшний день различным научным сообществам интересен такой способ познания мира, как повествование. Он имеет в ней перспективы развития, поскольку повествование позволяет систематизировать, упорядочить, распространить информацию, а также отдельным гуманитарным отраслям изучить человеческую природу.
Как устроена работа нарративного дизайнера?
Раньше сценаристов звали ближе к концу разработки для написания диалогов и других внутриигровых текстов. Также бывало, что сценаристов в разработку не приглашали вовсе. Например, бельгийская студия Larian создала историю своей первой RPG — Divine Divinity — за три дня до релиза в результате мозгового штурма программистов.
Сейчас главный сценарист Larian — Ян ван Досселар. В документальном фильме про создание Divinity: Original Sin он рассказывал, что только на середине разработки первой Original Sin у него появилась коллега-сценарист. До этого Досселар создавал сюжет и способы его подачи один. Над Original Sin 2 работали уже восемь нарративных дизайнеров.
Скриншот: Baldur’s Gate III / Steam
Сценарий и другие тексты Baldur’s Gate III пишет дублинское подразделение Larian. Руководитель студии, Свен Винке, хотел, чтобы с текстами работали носители родного английского языка.
Навык письма важен для профессии, нарративщик создаёт множество текстов различных форматов, участвует в создании мира игры, дизайна персонажей и заданий, прописывает диалоговые деревья.
Скриншот: Journey / Steam
«Используйте настолько мало текста, насколько возможно. Текст — не лучший инструмент сторителлинга, но это не всегда значит, что его стоит избегать всеми силами. Например, создателям Journey понадобилось 0 строчек текста, чтобы рассказать историю. А создатели Disco Elysium, наоборот, написали больше миллиона слов — в пять раз больше, чем в „Войне и мире“. В обоих случаях принцип соблюдён. Первую историю действительно можно было рассказать без слов. Вторую — нет. Об этом говорит успех обеих игр. Ваша задача — понять, что делать с той игрой, над которой вы работаете».
Антон Радус,
нарративный дизайнер Beresnev Games
Другая важная часть работы нарративного дизайнера — подбор референсов. ТЗ для художника проходит через нарративщика, которому необходимо объединить все элементы игры в логическую последовательность.
Референсы, подобранные нарративным дизайнером, объединяют мир игры. Дизайн персонажей, архитектура локаций, расстановка предметов — детали рассказывают игроку небольшую историю, все они соответствуют сеттингу и встроены в сценарий.
Скриншот: Ico / Fandom
«Ico, да и вообще все игры японского геймдизайнера Фумито Уэды, — пример отличного интерактивного повествования. Истории в них простые, но эмоциональное вовлечение очень сильное. Чего стоит хотя бы то, что главный герой и его спутница говорят на разных языках и не понимают друг друга. Всё взаимодействие строится на невербалике, а ходьба героев, держащихся за руки, становится игровой механикой».
Антон Радус,
нарративный дизайнер Beresnev Games
Нарративный дизайнер участвует в выборе музыки, голосов озвучки персонажей и эффектов. Насколько звук подходит атмосфере сцены? Герой убедительно звучит? На каком языке он говорит? К тому же с помощью звука можно строить отдельные повествовательные механики.
Этика
Иногда нарративному подходу предъявляют вопросы морально-этического характера: если человек отделяет себя от проблемы, то получается, что виноват не он, а эта проблема? То есть он снимает с себя ответственность за какие-то свои негативные действия и может продолжать их совершать с чистой совестью?
Как раз наоборот — нарративная практика позволяет решать очень многие моральные дилеммы. Здесь человек понимает, что он несет ответственность за отношения со своей проблемой, так как может на нее влиять. Это осознание придает много сил. Например, некто считает, что он безнравственный и безответственный, ему становиться очень сложно с собой таким что-то делать. Проще смириться — ну я вот такой и ничего с этим не поделаешь. Нарративный практик ставит пациента в активную позицию ответственности тем, что обсуждает с ним каким образом он может действовать на проблему, уменьшить ее активность, сделать так, чтобы она приходила реже или вообще оставила его. Это как раз и побуждает не оставлять все как есть, а начать отвечать за то, что с тобой происходит. Нарративный подход — не вседозволенная практика, а та, в которой допускается что-то делать со своей проблемой.