Недостоверные сведения в егрюл

Проверка недостоверных сведений в ЕГРЮЛ: новые формы Р34001, Р38001, Р38002

В открытом доступе оказался проект приказа ФНС, которым устанавливается порядок проверки сведений, указанных в поданных на регистрацию документах регистрирующими органами. Соответствующие полномочия налоговиков были включены в Закон о государственной регистрации активно обсуждавшимся на Регфоруме Законом от 30 марта 2015 г. № 67-ФЗ. Приложениями к приказу являются формы возражений физических лиц против регистрационных действий.

На правах эпиграфа: “Доверяй, но проверяй” (народная мудрость)

На начало 2021 года материал полностью актуален.

Согласно п. 4.2 ст. 9 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (этот пункт вступит в силу с нового года), регистрирующие органы в случае возникновения сомнений в достоверности предоставленных на регистрацию сведений вправе провести их проверку.

Собственно, из опыта, думаю, многие знают, что проверки и в настоящий момент по факту проводятся; после боя Курантов законодательство догонит практику.

Пунктом 4.3 ст. 9 Закона о государственной регистрации (также вступает в силу с 01 января 2021 года) предусмотрено издание подзаконного нормативного акта, который устанавливал бы основания, условия и процедуры проверок.

О проекте именно такого документа и идет речь.

Предложенным в качестве проекта приказом ФНС устанавливается порядок проведения проверок, а также закрепляются обязательные для применения формы заявлений физических лиц о возражениях против регистрационных действий (прикреплены).

Последних предусмотрено три варианта: 1) заявление о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ; 2) возражение заинтересованного физического лица против предстоящего внесения о нем в ЕГРЮЛ сведений; 3) возражение заинтересованного физического лица против предстоящей регистрации изменений устава юридического лица или внесения иных сведений об организации в ЕГРЮЛ.

В настоящий момент форма возражений существует, но она носит рекомендательный характер. Получение налоговым органом заявления/возражения от физического лица относится к перечню оснований для более пристального внимания к организации.

Помимо получения «сигнала» от физических лиц, основаниями для проверки предлагается считать ряд других ситуаций, часть из которых нам давно известна из практики, а часть открыто заявляется, кажется, впервые.

К «старым знакомым» можно отнести ситуации, когда налоговый орган выявляет несоответствие сведений, представленных на регистрацию, данным, находящимся в распоряжении государственного органа. Столь же привычная «красная лампочка» для налоговиков – адрес «с душком»: в качестве оснований для проведения проверки упоминается указание адреса «массовой регистрации», адреса несуществующего/непригодного для ведения бизнеса объекта, а также случаи, когда указанный в заявлении адрес объекта является адресом, по которому имеется заявление собственника соответствующего объекта недвижимости о том, что он не разрешает использовать адрес данного объекта недвижимости при регистрации юридических лиц. Последнее, если мне не изменяет память, нигде ранее на нормативном уровне закреплено не было (разумеется, о том, что если есть «стоп» от собственника, то скорее всего будет отказ в регистрации, регистраторы знали из невеселой практики. Но одно дело практика, другое дело, когда ФНС открыто закрепила подобное обстоятельство в нормативном акте, таким образом, признав заявление собственника документом с определенным юридическим «весом»).

Предоставление не достоверных сведений в налоговую

Состав преступления, предусмотренного ст. 199 УК России, заключается в уклонении предприятия либо ИП от уплаты налогов/сборов посредством непредоставления декларации либо иных документов, которые необходимо обязательно предоставить согласно законодательству РФ, либо же посредством внесения в декларацию либо в иную налоговую документацию заведомо ложной информации при совершении таким путём уклонения в крупном размере.

Объективная сторона — умышленное включение в налоговую документацию ложной информации. Иные (кроме декларации) документы, упомянутые в ст. 199 — это предусмотренные НК России и иными принятыми соответственно этому Кодексу ФЗ документы, которые выступают в качестве основания для исчисления налогов/сборов и для уплаты их.

Комментарий к статье 5.39. КоАП РФ:

1. После принятия Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» кардинальные дополнения к порядку доступа граждан и организаций к информации внес Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

Федеральный закон N 149-ФЗ (ст. 3) закрепляет общие принципы правового регулирования отношений в информационной сфере, в том числе о свободе поиска, получении, передаче, производстве и распространении информации любым законным способом; о достоверности и своевременности предоставления информации; о порядке установления ограничений доступа к информации только федеральными законами; о свободном доступе к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Определены перечень видов информации, к которой не может быть ограничен доступ, порядок и условия доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, порядок обжалования неправомерных действий этих органов, а также ответственность за правонарушения в сфере информации (ч. ч. 1, 2, 4 — 6 ст. 8, ч. 1 ст. 17). Статьей 9 данного Закона регулируются основания ограничения доступа к информации.

Федеральный закон «О персональных данных» регулирует порядок доступа граждан к своим персональным данным. Статья 14 Закона определяет права субъекта данных по взаимодействию с оператором — государственным или муниципальным органом либо юридическим или физическим лицом, осуществляющим работу с персональными данными, по обеспечению доступа к данным субъекта. Обязанности оператора по предоставлению информации персонального характера, а также ответственность за нарушение требований Закона указаны ст. ст. 18, 20, 24 данного Федерального закона.

Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ распространяется на отношения, связанные с предоставлением государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности по запросам редакций средств массовой информации, в части, не урегулированной законодательством РФ о средствах массовой информации (ст. 3), и не распространяется на: 1) отношения, связанные с обеспечением доступа к персональным данным, обработка которых осуществляется государственными органами и органами местного самоуправления; 2) порядок рассмотрения государственными органами и органами местного самоуправления обращений граждан; 3) порядок предоставления государственным органом, органом местного самоуправления в иные государственные органы, органы местного самоуправления информации о своей деятельности в связи с осуществлением указанными органами своих полномочий.

Что это означает?

Достоверность характеризует неискажённость информации. На неё влияют не только подлинность сведений, но также и адекватность способов, которыми она была получена.

Недостоверность же может подразумевать умышленную подготовку данных как ложных. Бывают случаи, когда недостоверные сведения в результате предоставляют информацию, характеризующуюся достоверностью. Такое случается тогда, когда во время их получения степень недостоверности информации уже известна адресату. Вообще же, наблюдается следующая закономерность: чем более высоким является количество исходных данных, тем выше становится обеспечение достоверности информации.

Ошибка ошибке рознь

Ошибка в ЕГРЮЛ может быть допущена практически в любых сведениях: наименовании ООО, юридическом адресе, данных директора и участников, размере уставного капитала и т.д.

Такая некорректная информация о компании может доставить массу проблем, ведь сведения в ЕГРЮЛ по умолчанию считаются достоверными. Например, если список участников, который ведёт ООО, не соответствует данным государственного реестра юридических лиц, то приоритетными считаются официальные сведения.

Достоверная выписка из ЕГРЮЛ нужна при открытии расчётного счёта, получении лицензии, заключении сделок, участии в торгах и многих других ситуациях. Это своего рода паспорт компании, и в нём не должно быть неточностей или ошибок.

Проверка выявила недостоверные сведения в ЕГРЮЛ

В таком случае ФНС извещает организацию, руководителя и учредителей о выявленных несоответствиях. Одновременно она предлагает в течение месяца внести верные данные или доказать правильность уже указанных сведений.

Если установлены недостоверный адрес, то подтверждением будут:

  1. Копии свидетельства о праве собственности или договор аренды. В последнем случае, желательно, приложить документы подтверждающие оплату аренды.
  2. Объяснения собственника помещения и руководителя организации.
  3. Копии почтовых конвертов. Они подтвердят почтовую доступность Вашей компании.

В случае несоответствия сведений об руководителе или учредителе необходимо выяснить причину. Далее действуем по ситуации.

Например, если ФНС обнаружила дисквалификацию, то нужно выяснить все обстоятельства. В том числе не перепутали ли Вашего главу организации с кем то иным.

Проверить дисквалификацию можно здесь.

Что означает недостоверность сведений

Недостоверными ФНС называет сведения, которые вызывают сомнения или не соответствуют действительности. Что это может быть?

  • Явно некорректная информация. Например, участником или директором является человек, который числится умершим и это подтверждено записями ЗАГС. Сюда же можно отнести лиц, чьи паспорта внесены в реестр недействительных. Или ФНС получила заявление по форме Р34001, в котором заявитель сообщает, что сведения о нём в качестве руководителя или участника внесены в ЕГРЮЛ без его ведома.
  • Информация о том, что директор ООО внесён в список дисквалифицированных лиц. Даже если с таким человеком заключён трудовой договор, ФНС не признаёт его в качестве руководителя, ведь по закону он не имеет права заниматься управленческой деятельностью.
  • Компания не находится по адресу, указанному в ЕГРЮЛ. Этот факт может выясниться случайно в ходе проверки, или же письма налоговой инспекции возвращаются недоставленными. Кроме того, иногда по юридическому адресу обнаруживается объект, на котором в принципе не может быть создано рабочее место для директора (здание разрушено, не достроено, вообще не существует и др.).

Сам по себе признак массовости не относится к некорректным сведениям, однако он вызывает сомнения у налоговиков. Предположим, человек числится директором в 15 организациях. В таком случае надо быть готовым объяснить ИФНС, каким образом он успевает руководить таким количеством компаний, если должен находится по юридическому адресу каждой из них.

То же самое относится к сведениям об адресе. Если по одному и тому же адресу зарегистрировано больше 10 компаний, ФНС может проверить, создано ли для каждого руководителя рабочее место. Ведь статья 54 ГК РФ определяет, что ООО регистрируется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа.

Таким образом, признак массовости (а это более 10 организаций) будет вызывать у налогового органа сомнения в достоверности сведений, внесённых в ЕГРЮЛ.

Способы исправления записи о недостоверности в ЕГРЮЛ

Удалить внесенную в ЕГРЮЛ запись о недостоверности сведений о юридическом лице можно только в судебном порядке! Этот шаг мы рекомендуем тем, кто действительно уверен в своей правоте и у кого есть «железные» аргументы для доказательства своей правоты.

Запись о недостоверности называют «черной меткой ЕГРЮЛ» — эта метка может иметь последствия даже после исправления, поэтому мы рекомендуем не допускать появления этой записи, т.к. её негативное влияние на деятельность компании может иметь непредсказуемые результаты.

Чтобы зарегистрировать изменения записи в ЕГРЮЛ, нужно подать форму Р13014 на смену адреса — вы можете как добавить в текущий адрес недостающие сведения (например офис или комнату), так и использовать новый адрес.

Если у организации адрес в ЕГРЮЛ был указан полностью и менять его вы не планируете, нужно предоставить в налоговую документы, подтверждающие действующий адрес: заявление по форме Р13014, на листе Б в соответствующей графе укажите текущий адрес, сопроводительное письмо, договор аренды (свидетельство собственности или другие документы, подтверждающие адрес).

Сервис eRegistrator.ru предназначен для подготовки полного пакета документов для исправления информации в ЕГРЮЛ. Выберите вид изменения, который вам необходимо зарегистрировать и подготовьте необходимые документы за 10-15 минут.

Если вы затрудняетесь с принятием решения по процедуре и своим действиям, обратитесь за консультацией к нашим специалистам. Для этого достаточно задать вопрос в онлайн-чате (в правом нижнем углу) или позвонить по бесплатному телефону 800 333 05 64.

Нам можно доверять! Работаем с 2009 года. Только положительные отзывы.

Получить электронную выписку из ЕГРЮЛ

Полезный материал? Поделись ссылкой!

4. Мероприятия проверки

В рамках проверки, ИФНС вправе проводить следующие мероприятия: 

  • изучать имеющиеся документы и сведения, получать объяснения от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проверки;

  • получать справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверки;

  • проводить осмотр объектов недвижимости;

  • привлекать специалистов или экспертов.

Первое мероприятие не имеет какой-то специфики, заключается оно в изучении документов регистрационного дела компании, а также заявлений заинтересованных лиц. Повлиять на это проверяемый вряд ли сможет.

Второе мероприятие, по сути, представляет опрос. Для этих целей ИФНС может вызвать любое лицо, потенциально владеющее информацией. Рекомендуем не игнорировать подобные вызовы и по возможности являться (направлять адекватных представителей).

В рамках третьего мероприятия ИФНС по межведомственным канал связи запрашивает любую необходимую информацию (например из Росреестра или ЗАГСа). Так что, указывать «неживое» лицо или несуществующее здание не стоит. Кроме этого, информация может быть запрошена у нотариуса и других юридических лиц.

Осмотр объекта недвижимости, пожалуй, самое интересное мероприятие проверки. Дело в том, что для его проведения даже не требуется присутствие представителей проверяемого лица. Достаточно привлечь двух понятых или записывать осмотр на видео. Подписи понятых ставятся в протоколе осмотра, а если велась видеозапись, в акте осмотра делается соответствующая отметка.

Формы акта и протокола официально не утверждены, однако в письме ФНС, о котором мы говорили ранее, имеется рекомендуемая форма протокола осмотра объекта недвижимости, который заменяет собой и акт.

Эксперта или специалиста привлекают в тех случаях, когда инспектору, в рамках проверки, требуются познания в науке, технике и т.п. Привлечённый эксперт должен быть незаинтересован в исходе дела. О привлечении такого лица делается специальная отметка в протоколе, фиксирующем результат мероприятия. В действительности, о фактах привлечения специалистов в рассматриваемых видах проверок нам пока не известно.

Как проходит проверка: методы и сроки

В зависимости от того, что именно приходится проверять, регистрирующие органы вправе:

  • При первичной регистрации проверить поданные организацией документы, сверить их с собственными сведениями, рассмотреть возражения и заявления пресловутых заинтересованных лиц. Причем проводя проверку, налоговики руководствуются сведениями, которые были получены ими при осуществлении иных полномочий. Три рабочих дня дается инспекции (срок выдачи документов новой компании), чтобы предоставить отказ или сделать запись в ЕГРЮЛ.
  • При проведении регистрационных действий в любых других случаях, кроме первичной регистрации, налоговики, помимо вышеперечисленных мероприятий, также могут: вызывать к себе лиц, обладающих сведениями об обстоятельствах, важных для проведения проверки, получать различные справки, приглашать экспертов и специалистов, проводить осмотр объектов недвижимости (например, выезжать на юридический адрес). Здесь уже расширены сроки для проверки. Если налоговая не успевает получить все интересующие ее сведения в отведенное время (срок для проведения заявленных регистрационных действий), то регистрация просто-напросто приостанавливается.
  • При проверке тех сведений, которые уже содержаться в ЕГРЮЛ, используются все указанные методы. На процедуру отводится месяц. А если этого недостаточно и при условии, что налоговики используют такие способы, как получение справок, сведений, объяснений от обладающих нужной информацией лиц или привлечение экспертов, то срок растягивается до двух месяцев.

Обратите внимание! Отсчет месячного срока начинается по истечении семи рабочих дней со дня получения налоговым органом заявления. Для дачи пояснений могут вызвать абсолютно любое частное лицо

Если вследствие уважительных обстоятельств оно не может явиться в инспекцию (болезнь, инвалидность и т.п.), то опрос проведут по месту жительства

Для дачи пояснений могут вызвать абсолютно любое частное лицо. Если вследствие уважительных обстоятельств оно не может явиться в инспекцию (болезнь, инвалидность и т.п.), то опрос проведут по месту жительства.

Какие последствия возникают при подаче формы Р34001

О внесении сведений про недостоверность в отношении руководителя или участника ИФНС сообщает юридическому лицу. Вряд ли такая информация будет неожиданной для собственников компании. Если они хотят сохранить организацию и продолжать работать, надо как можно быстрее представить документы о внесении изменений. Например, назначить нового директора, подав форму Р14001.

Что касается негативных последствий, то они возникают, в первую очередь, для самого ООО. Возникают ли в этом случае последствия для руководителя или участника?

Бытует мнение, что после подачи формы Р34001 заявитель не сможет три года занимать руководящие посты или регистрировать новое ООО. На самом деле, это не так. Такой запрет действительно есть, но распространяется он только на тех руководителей или учредителей, сведения о которых внесла в реестр сама ИФНС (статья 23 закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ).

Недостоверные данные о директоре компании

В каких ситуациях могут подаваться недостоверные сведения о директоре компании?

  • заявление на самого себя по форме P34001;
  • если человек неожиданно узнал, что где-то является директором и заявил на себя по той же форме;
  • если директор скончался, но заявить об этом не успели, а налоговая узнала раньше и внесла запись о недостоверных сведениях;
  • директор дисквалифицирован по судебному решению;
  • о недостоверных сведениях заявляет бывший руководитель организации.

На практике, если человек адекватно исполняет свои обязанности, случаи с появлением недостоверных данных о директоре практически не встречаются. Исключением могут стать явления чисто личных актов реванша, зависти конкурентов и прочих последствий борьбы за место под солнцем.

Недостоверные данные об адресе компании

Появление записи в ЕГЮРЛ о недостоверности адреса — явление более частое. Часто запись появляется после неподтверждения адреса организации после запроса из налоговой. Запрос высылается в виде письма, где на подтверждение дается 30 суток.

Если письмо получено, то необходимо предоставить документы, которые подтверждают адрес компании — договор аренды, подтверждающее письмо от собственника.

Если вы подозреваете, что в налоговой не будут даже смотреть на документы с подтверждением адреса или подтвердить действующий адрес нет возможности, то можно сразу переходить к процедуре изменения юридического адреса (заполнить заявление по форме Р14001 или Р13001 и прилагать сопутствующий пакет документов).

Если отметка о недостоверности адреса уже появилась, то в большинстве случаев придется не только готовить заявления на смену адреса но и начинать собирать пакет документов, для визита в любимую налоговую.

Как проверить достоверность сведений

Учитывая, что сведения из реестра относятся к публичной информации, узнать об их недостоверности может любое заинтересованное лицо: банки, контрагенты, инвесторы, государственные органы. При этом основной контроль за этими данными осуществляет Федеральная налоговая служба.

Проверить, достоверны ли сведения о юридическом лице, могут сами участники и руководитель организации. Предоставление сведений из ЕГРЮЛ возможно с помощью бесплатного сервиса ФНС. Достаточно ввести один из кодов ИНН/ОГРН или название юридического лица и через несколько минут вы получите актуальную информацию. Учтите только, что такие данные из ЕГРЮЛ по ИНН не заменяют официальную выписку из реестра, а носят информационный характер.

Если вы самостоятельно обнаружили по вашей организации недостоверность сведений в реестре, то их надо изменить. Кроме того, сообщить о наличии недостоверных сведений в ЕГРЮЛ может налоговая инспекция, направив соответствующее уведомление.

К сожалению, с 2016 года участились случаи необоснованных подозрений со стороны налоговых органов в адрес легальных действующих организаций. Например, налоговики признают недостоверность данных об адресе по самым формальным признакам. Это может быть отсутствие директора на рабочем месте в момент проверки, недостаточно подробный юридический адрес (нет номера комнаты или офиса) или письмо, которое работники Почты РФ вернули в налоговую инспекцию, как неполученное.

В результате требование представить достоверные сведения об адресе получают компании, действительно работающие по указанным контактам. Отреагировать на такое обращение ИФНС надо в течение 30 дней, иначе информация о недостоверности юридического адреса будет внесена в ЕГРЮЛ.

Обычно, в качестве доказательства достоверности адреса, в налоговую представляют договор аренды офиса, свидетельство о праве собственности на помещение, фотографии вывески и рекламы, письма госорганов, полученные по этим контактам и др

При этом надо быть готовым к тому, что ничего из этого во внимание признаваться не будет. Позицию инспекции можно оспаривать в вышестоящем органе или в суде, но все это требует времени

Быстрее будет адрес просто сменить.

Как появляется запись о недостоверности

Основанием для проведения проверки сведений, включенных в ЕГРЮЛ является получение регистрирующим органом заявления о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ. Например, директор ООО решил уволиться, написал заявление об увольнении. А участники общества не назначают нового директора и не исключают из ЕГРЮЛ сведения о старом единоличном исполнительном органе. Теперь у уволившегося директора есть механизм, которым он может поторопить участников общества внести соответствующие изменения в ЕГРЮЛ о смене директора. Он имеет право подать в регистрирующий орган заявление по форме № Р34001. Это же может сделать участник, который давным-давно подал заявление о выходе из общества, однако до сих пор числится среди участников общества.

Активно подают такие заявления арендодатели, которые уже давно не получают арендной платы, а фирма числится в ЕГРЮЛ по адресу принадлежащего им помещения.

Кроме признания адреса массовым бывают случаи, когда адрес заведомо не может быть использован для связи с юрлицом. Например, по заявленному адресу размещены воинские части, тюрьмы, органы государственной власти, либо объект недвижимости разрушен, не существует. Основанием для проверки является и отсутствие связи с обществом по адресу, указанному в ЕГРЮЛ. Это происходит, когда налоговый орган направляет письма, но они возвращаются обратно с пометкой «адресат выбыл» или «адреса не существует». Тогда есть основания выйти на осмотр. Процедура предусмотрена Приказом ФНС РФ от 11.02.2016 № ММВ-7-14/72@. Осмотр объекта недвижимости производит инспекция по месту учета налогоплательщика в присутствии двух понятых или с применением видеозаписи, о чем обязательно составляется протокол. Для получения объяснений налоговый орган может вызвать любое лицо, которому известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки достоверности информации, включаемой или включенной в ЕГРЮЛ. Довольно часто в таких ситуациях опрашивают собственника помещения.

Статья за заведомо ложные сведения

В том случае, если такие сведения были предоставлены как показания, имеет место состав преступления, предусмотренного статьёй 307 УК РФ и принадлежит к преступлениям небольшой (ч. 1) и средней (ч. 2) степени тяжести.

Ч. 1 ст. 307 — это дача заведомо ложных показаний (либо составление заведомо ложного заключения специалиста, либо заведомо неверного перевода переводчиком), за которую предусматривается наказание в виде штрафа в сумме до 80 тысяч рублей, обязательных работ длительностью до 480 часов либо исправительных работ (до 2-х лет). Судебная практика показывает, что суды преимущественно «бьют по кошелькам» таких правонарушителей и назначают штраф либо (обычно в отношении лиц с тяжёлым материальном положением) обязательные работы, либо исправительные работы.

Ч. 2 ст. 307 — здесь грозит наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет либо принудительных работ. Состав части 2 имеет место, когда ложное свидетельство сочетается с заведомо ложным обвинением лица в совершении им такого преступления, которое принадлежит к тяжким либо особо тяжким. Итак, в случае лжесвидетельства в ходе уголовного процесса по тяжкому либо особо тяжкому преступлению, если лицо выступает в пользу обвинения, ложно обвиняя подозреваемого в преступлении, такое лицо рискует само отправиться в места лишения свободы. Максимальное наказание суд, разумеется, не назначит (особенно, когда такое лицо привлекается в первый раз), однако 1-1,5 года за подобное лжесвидетельство всё же можно получить.

Следует заметить, что ложные показания бывают направленными даже на самого себя — к примеру, лицо может оговорить себя, чтобы оградить своих близких от обвинений. При этом не давать показаний в отношении ближайших родственников — это право, обеспеченное Конституцией России, однако рассказывать о каждом известном обстоятельстве преступления, связанном с просто другом, обязан каждый.