Обучение работе на ozon marketplace

Маркетинговые инструменты и аналитика

Сервис предоставляет историю продаж по разным товарным категориям, артикулам, брендам и продавцам. Можно оценить, какой оборот по отдельным товарам или категориям, можно понять, когда будет распродан весь сток, или сравнить свои продажи с продажами конкурента по одному и тому же товару. Mpstats работает с Wildberries и Ozon и особо полезен для продавцов, которые конкурируют с другими продавцами по продаже одинаковых товаров.

Ozon предоставляет партнерам несколько инструментов для продвижения товаров.

Спеццена для Premium

Цена для Premium-клиентов меньше основной стоимости. Если у поставщика продается много товаров с Ozon Premium, то их позиции поднимаются в каталоге для всех клиентов.

Рекламные кампании

Партнер может рекламировать карточку магазина или товара. Минимальный бюджет в день – 500 рублей, мин. ставка – 20 р. за 1000 показов. Например, на Wildberries РК стоит не менее 10 тыс. в день.

Таким образом, на Озоне можно с небольшим бюджетом протестировать способ продвижения и получить первое представление о предпочтениях покупателей.

Кроме этого, Ozon настраивает собственные РК и догоняет клиентов, которые смотрели карточку, но ничего не купили.

Регулярные акции

Товары, которые участвуют в акциях, выводятся в специальные категории. Озон предъявляет минимальные требования к размерам скидок, но поставщики могут их увеличивать.

Витрина

Партнеры могут оформить витрину магазина. Можно добавить логотип, баннеры, категории, промо-товары

Она будет выглядеть привлекательно, задерживать внимание посетителей. К слову, страница будет выглядеть так же, как и витрина на Яндекс Маркете

Кстати, если еще не работаете с Яндекс Маркетом, рекомендуем прочесть: Что такое Яндекс Маркет и как он работает

На маркетплейсе довольно подробная аналитика, позволяющая оценивать:

  • количество показов;
  • количество добавлений в корзину;
  • конверсию;
  • продажи (кол-во товаров, общая сумма).

Благодаря этим данным можно понять возможные проблемы с продажами:

  • высокая цена;
  • недостаточное описание;
  • непривлекательная картинка;
  • слишком мало фотографий и пр.

Кроме того, у маркетплейса удобный кабинет. Товары легко добавляются и редактируются, есть много обучающих материалов, удобные формы заявок. 

Вопрос-ответ

Хочу на Озоне создать аккаунт для продажи услуг. Но при регистрации ЛК не могу выбрать нужный вид контрагента. Что делать?

Продажа услуг на Озон Селлер пока работает в тестовом режиме. На данный момент такой тип деятельности могут выбрать только компании с организационно-правовой формой «ООО».

Во время регистрации ЛК не приходит письмо с подтверждением активации. Что делать?

Проверьте папку со спамом. Возможно, письмо от торговой площадки ошибочно попало туда. Если его не обнаружите, напишите в службу поддержки для решения вопроса.

Пришло письмо с отказов в размещении товаров или услуг. Как исправить сложившуюся ситуацию?

Чаще всего такая проблема возникает, если пользователь в ЛК указал некорректные данные. Найдите ошибку и напишите в службу технической поддержки маркетплейса. Для подтверждения информации прикрепите к сообщению соответствующие документы.

Загрузка товаров на Озон

Добавлять товарные единицы можно тремя способами.

Через личный кабинет

Этот способ подходит тем, у кого небольшой ассортимент. Если товар есть на площадке, его нужно найти, добавить, указать цену и ставку НДС.

Если позиции нет, карточка создается вручную. Нужно внимательно заполнять поля, соблюдать требования к описанию. Покреативить с фото также не получится, так как оно должно быть стандартным:

  • формата JPEG или PNG;
  • в разрешении от 700 до 1600 пикселей;
  • «весом» до 10 Мб;
  • на светлом фоне;
  • без посторонних надписей.

Если две позиции отличаются только цветом, необходимо создавать две карточки. 

Через XLS-файл

Ozon предоставляет загрузку через шаблоны. Они постоянно обновляются. Не стоит заполнять шаблон, полученный из других источников. Для каждой категории он свой.

Через API

Такой способ подходит тем, у кого огромный ассортимент. За раз можно передать 1000 товаров. Запросы к API выполняются по протоколу HTTP методами POST или GET.

Как стать поставщиком Ozon: регистрация

Для начала нужно пройти стандартную регистрацию. 

Владельцы ООО должны прикрепить:

  • свидетельство ОГРН и ИНН;
  • устав компании с отметками налоговой о регистрации;
  • решение или приказ о назначении генерального директора.

Если компания работает по упрощенной системе налогообложения, необходимо прикрепить уведомление.

Индивидуальные предприниматели предоставляют свидетельство ОГРНИП, ИНН,  паспорт ИП.

После заполнения полей нужно отправить заявку и дождаться ее одобрения. Заявки рассматриваются быстро, примерно за пару дней. Уведомление об активации аккаунта придет на электронный ящик.

Заявку могут не одобрить в двух случаях:

  1. Загружен не тот документ или он плохого качества.
  2. У компании есть задолженность по налогам, незаконченные исполнительные производства.

Когда заявка одобрена, можно приступать к созданию карточек.

Комиссия Ozon для поставщиков

Раньше для разных категорий действовала комиссия от 5 до 40 %. Но с февраля 2021 ввели новые тарифы. Теперь же она составляет от 5 до 15%.

В комиссию за фулфилмент входят:

  • место на сайте;
  • складская обработка: размещение, сборка и упаковка заказов;
  • доставка покупателям;
  • обработка возвратов.

Комиссия за доставку со склада поставщика меньше, и в нее входят:

Вам интересны интернет-маркетинг и продвижение бизнеса в интернете? Подписывайтесь на наш Telegram-канал!

  • размещение продукции на сайте;
  • обработка заказов в пункте приема;
  • обработка возвратов.

Отдельно оплачиваются (по модели фулфилмент):

  • Сборка заказа: 30 рублей за единицу, а также по 5 рублей/кг объемного веса (с точностью до 0,1 кг), но не больше 150 рублей за товар.
  • Магистраль: 27 или 55 рублей/кг объемного веса.
  • Последняя миля: 4,4% от цены товара, но не меньше 20 рублей и не больше 120 рублей.

Для модели FBS оплачиватся:

  • Плата курьеру: 1190 руб за каждый приезд или 45 руб, если вы привезли товар в пункт приема.
  • Магистраль: 19 рублей/кг объемного веса.
  • Последняя миля: 4,4% от стоимости товара, но не меньше 20 руб. и не больше 120 руб.

Также есть плата за:

  • 100 р. (120 р. с НДС). за обработку одной единицы излишков (когда приехало больше позиций, чем планировалось).
  • 50 р. (60 р. с НДС) за подготовку 1 товара для возврата поставщику.
  • 20 р. (24 р. с НДС) за утилизацию 1 единицы некачественного продукта. 

Посчитать, сколько можно заработать на Озоне, можно с помощью их онлайн-калькулятора

Недостатки Озона как маркетплейса

Кражи товара

Многие поставщики жалуются, что товар пропадает из коробок, а площадка не может их найти. Но за последние месяцы компания усилила службу безопасности и контроль над сотрудниками и эта проблема постепенно исчезает.

Проблемы с возвратом остатков и приемом товара

По каким-то причинам у Озона сложности с возвратом непроданных позиций. Процесс может занять несколько месяцев.

По-видимому, из-за проблем со складом есть и случаи утери.

Медленная техподдержка

Нет прямых каналов для связи с техподдержкой. Нужно оставлять заявку, которая будет рассматриваться несколько дней или недель.

Как проводится восстановление доступа

Иногда пользователи сервиса «OZON Seller» не могут войти в личный кабинет. При проведении авторизации у них может не загружаться меню с основными функциями, инструментами. И это часто происходит во время технических мероприятий, которые выполняются для повышения качества сервиса.

Если пользователь забыл пароль, то он может выполнить его восстановление. Для этого можно воспользоваться следующими рекомендациями:

  • Первым делом стоит открыть форму, которая применяется для проведения авторизации;
  • Далее нужно нажать на вкладку «Забыл свой пароль»;
  • Владелец аккаунта будет перенаправлен на страницу для восстановления https://seller.ozon.ru/app/forget-password;
  • В поле вводится адрес электронной почты;
  • Ниже нажимается кнопка «Восстановить пароль»;
  • На почту будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.

Как зайти на Озон со своим товаром

У маркетплейса есть собственная торговая площадка, которая расположена в сети по адресу https://seller.ozon.ru/. Здесь потребуется пройти регистрацию, подтверждение вашего аккаунта продавца может занять до 1 дня, но обычно все происходит быстрее. Заранее нужно приготовить сканы учредительных  документов ИП или ООО. Для подтверждения своего статуса их потребуется прикрепить к заявлению в компанию.

После регистрации на ресурсе, вы становитесь полноценным продавцом. На площадке всегда можно обратиться за помощью к технологическим партнерам.  Эти компании помогут в случае проблем с подключением к маркетплейсу, объяснят нюансы работы, помогут создать карточки ваших товаров, подскажут, как решить операционные вопросы.

Как происходит регистрация продавцов на Озон Селлер

Чтобы открыть свой личный кабинет, вам потребуется пройти процедуру регистрации. Она выполняется изначально при подаче заявки на подписание договора о сотрудничестве с компанией. Все происходит дистанционно следующим образом:

  1. Перейдите на сайт https://seller.ozon.ru/.
  2. Нажмите в правом верхнем углу кнопку «Войти».
  3. На форме авторизации, кликните на кнопку «Зарегистрироваться».
  4. На странице регистрации укажите ФИО, электронный почтовый адрес, сгенерируйте пароль для дальнейшего доступа в кабинет. Кликните кнопку «Далее».
  5. На указанный адрес почты поступит письмо, содержащее ссылку. Пройдите по ней.
  6. Впишите e-mail, и ранее придуманный пароль для входа.
  7. Теперь предстоит заполнить пустые поля, и указать, что вы желаете стать продавцом. Подтвердите кнопкой «Готово».

Не забудьте активировать аккаунт и заполнить свой профиль. Вам предстоит заполнить все данные о компании максимально подробно. А также требуется загрузить все документы на юрлицо или индивидуального предпринимателя. Ресурс интуитивно понятен, поэтому с выполнением этой задачи сложностей не возникнет.

Можно ли выйти на OZON со своим товаром?

Если вы являетесь физическим лицом, то торговать на этой площадке у вас не будет возможности. Маркетплейс работает только с официально оформленными бизнесами – это ИП, либо юридическое лицо, оформленное в ином статусе. От индивидуальных предпринимателей потребуется представить пакет подтверждающих документов:

  • Лист записи от ЕГРИП. Как вариант вы можете предоставить ИИН и ОГРНИП.
  • Копия вашего паспорта с разворотом на странице с фотографией.
  • Документ о специальном налоговом режиме.

Все документы необходимо отсканировать и прикрепить при подаче заявления. Рассмотрение занимает один рабочий день. Однако это только первые шаги для начала продаж своего товара.

Вам потребуется также подключить систему электронного документооборота. Она требуется для оформления поставок на склады Озон и выгрузки ежемесячных отчетов. У маркетплейса уже имеются соглашения с ЭДО «Корус» и «Контур.Диадок». Однако, вы можете воспользоваться и другими сервисами, но настраивать их придется самостоятельно.

Обратите внимание! Торговля на площадке Озон разрешена только ИП и юридическим компаниям, для физлиц этот сервис не предусмотрен

Преимущества сотрудничества с Ozon

Не зря Ozon считается вторым по величине маркетплейсом. У него, как у канала продаж, есть сильные преимущества:

  • Большая клиентская аудитория, которая совершает 60 млн заказов в день.
  • Продажа по всей РФ и в соседние республики.
  • Комиссия только за доставленные заказы.
  • Выплаты дважды в месяц.
  • Возврат комиссии в размере 95 % в случае, если клиент вернет товар обратно.
  • Есть и фулфилмент, и доставка со склада поставщика.
  • Легкая регистрация и множество обучающих материалов.
  • Маркетинговые инструменты для продвижения и хорошая аналитика.
  • API для загрузки товаров и автоматизации остатков.

За счет большой базы клиентов маркетплейс обеспечивает хорошую прибыль поставщикам. А благодаря рекламным инструментам и аналитике партнеры могут влиять на продажи. Но все же с площадкой есть свои сложности.

Что можно продавать на Озоне

На маркете можно выставлять продукцию из следующих категорий:

  • электроника и бытовая техника;
  • одежда и обувь;
  • товары для дома и сада;
  • детские товары;
  • продукты питания (которые можно хранить при t 17–24 °С);
  • косметика;
  • мебель;
  • товары для стройки и ремонта.

Если продукция подлежит обязательной сертификации, то для каждой категории необходимо приложить пакет документов.

Недавно площадка запустила продажу услуг. Для этого необходимо разместить на Ozon сертификаты на услуги, загрузить коды активации и инструкцию для покупателя. Для каждой услуги есть минимальная стоимость, а также комиссия в 5-10% (30% для онлайн-кинотеатров). Пока эта возможность находится в тестовом режиме для ограниченного количества продавцов.

Заключение

Таким образом, Ozon подходит не для каждого бизнеса. Получить хорошую прибыль смогут только те, у кого обширный ассортимент и неплохая наценка. Необходимо заранее прикинуть, что обходится дешевле: оплата комиссии или хранение, доставка и продвижение товара своими силами.

Для хорошего товарооборота необходимо размещаться на 3–4 маркетплейсах

Важно постоянно анализировать продажи, сравнивать площадки между собой и отказываться от неэффективных

Но не стоит полагаться только на маркеты

Важно параллельно развивать другие каналы продаж, наращивать собственную клиентскую базу. В случае, если вы прекратите сотрудничество с маркетплейсом, у вас все равно будет прибыль

Как говорится, не кладите яйца в одну корзину.