Переплата по налогам

Камеральная проверка

Камеральная проверка — это ревизия пакета документов и декларации 3-НДФЛ, которую плательщик отправил в инспекцию. Согласно п. 2 ст. 88 НК РФ, мониторинг длится до 90 суток сотрудниками ИФНС. На практике проверка заканчивается раньше. Но если в течение этого времени налоговики обнаружат ошибку, то уведомят об этом раньше и пришлют бланк на исправление.

Физлицо вправе проверять ход проверки в личном аккаунте на сайте ФНС. Пошаговая инструкция отслеживания камерального мониторинга:

  1. После направления бумаг на ревизию, на главной странице во вкладке Сообщения из налогового органа отобразятся отправленные декларации. Здесь же будет видна и та, согласно которой резидент ожидает возврата.
  2. В строке «Статус камеральной проверки» можно увидеть следующие: «Зарегистрирована», «Начата», «В процессе». А при статусе «Завершена» камеральная проверка окончена. Если нет других уведомлений от службы, то значит, процедура прошла успешно и ошибок не выявлено.

Когда мониторинг окончен, можно приступать к оформлению возврата излишне уплаченных денег.

Какие налоги могут быть в статусе «переплаты»?

УСН, ЕНВД, патент

Если гражданин заметил, что произошла переплата по УСН, он может зачесть её в счёт будущей оплаты налога. Для этого нужно написать заявление с просьбой зачёта средств. Его нужно передать в налоговую, после чего она будет принимать решение по этому поводу в течение 10 дней.

В случае, если после истечения этого срока налогоплательщику не пришло ответное письмо, он может прийти в свою налоговую и спросить у работников о статусе заявки. При этом нужно будет взять квитанцию, которая сможет подтвердить факт отправления письма. Здесь нужно просить не словесный ответ, а письменный, чтобы в случае обращения в суд, гражданин имел необходимые документы.

Также если предприниматель совмещает ПСН с УНС и (или) с ЕНВД, и, если была ситуация переплаты налога, он должен зачесть эти средства на счёт уплаты патента. При этом гражданин должен подать заявку о переплате в Федеральную налоговую службу до того времени, как у патента истечёт срок оплаты. Если же он не успеет это сделать, предприниматель может потерять право применения патентного налогообложения.

Страховые взносы ОПС

Если возникла переплата взноса ОПС, налогоплательщик может вернуть средства. Гражданин сможет вернуть переплаченные деньги, если:

  • Работнику не назначена пенсия (вернуть деньги можно по индивидуальной, или солидарной части тарифа);
  • Работник имеет назначенную пенсию (здесь деньги вернуться во взносах, которые были уплачены по солидарной части тарифа).

Но есть отдельная ситуация, когда средства могут не вернуть. Представители Пенсионного фонда России ежеквартально начисляют средства страховых взносов на лицевые счета на протяжении месяца с момента получения информации от РСВ. Если они обнаружили факт переплаты уже через несколько месяцев после её начисления, плательщики не смогут вернуть переплаченные средства.

Если факт переплаты был обнаружен вовремя, то, чтобы вернуть эти средства, нужно отправить соответствующее заявление в собственную ИФНС. Эти деньги также можно зачесть на счета предстоящих налоговых платежей, штрафов и пеней пенсионных взносов.

Страховые взносы ОМС

Решения о возврате переплаченных средств на ОПС и ОМС принимает непосредственно Пенсионный фонд России. Возврат денег осуществляется, если у гражданина отсутствуют какие-либо задолженности по уплате налогов и взносов, а также штрафы и пени. В случае их наличия, налогоплательщик должен отправить переплаченные деньги на эти счета, чтобы их закрыть. Переплаченные средства в данном случае можно зачесть на счета будущей оплаты налогов, а также пеней медицинских взносов.

Заявку о переплате налогов нужно передать в управление Пенсионного фонда России по месту регистрации гражданина. При этому нужно предоставить копии документов, которые подтверждают оплату взносов. Также подать это заявление можно на сайте ПФР за несколько минут.

Срок рассмотрения и проверки декларации по форме 3-НДФЛ

  1. Согласен с доводами налоговиков, то ему следует направить уточненную декларацию. В данном случае контрольные процедуры в отношении первичного отчетного документа прекращаются и назначается новая проверка уже по информации из корректирующего отчета. Аналогичным образом проводится камералка при самостоятельном выявлении ошибок налогоплательщиком и подаче корректировки. Сроки рассмотрения декларации 3-НДФЛ (уточненки) также 3 месяца. При этом налоговым законодательством не предусмотрен лимит подачи корректировок, в связи с чем сроки проверки 3-НДФЛ налоговым органом могут значительно превышать 3 месяца.
  2. Не согласен с мнением инспекторов, то он представляет поясняющее письмо с описанием расхождений. В данном случае ведомство может:
    • Согласиться с разъяснениями и принять декларацию.
  3. Составить акт камеральной проверки с описанием нарушений законодательства. В течение месяца налогоплательщик вправе предоставить возражения на акт проверки (п. 6 ст. 100 НК РФ). Тогда дело передается руководству инспекции, которое вынесет окончательное решение проверки и либо привлечет налогоплательщика к ответственности, либо назначит дополнительные мероприятия налогового контроля.

Максимальный срок проверки декларации 3-НДФЛ составляет 3 месяца (п. 2 ст. 88 НК РФ). Датой начала контрольных процедур считается день предоставления декларации в ФНС. Увидеть эту дату можно в оттиске штампа, который ставится принимающим инспектором при предоставлении бумажной версии отчета, или в уведомлении о принятии декларации при электронной отправке. При этом для начала проверки специалистом не требуется никаких специальных решений руководства налоговой службы.

Как проверить, есть ли переплата

Чтобы выявить переплату рекомендуется регулярно проводить сверку налоговых платежей. Акт сверки можно запросить у налоговой инспекции лично (написать заявление и отнести в налоговую), направить запрос по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) через своего оператора или проверить перечисления в своем личном кабинете на сайте ФНС. Особенно это актуально для индивидуальных предпринимателей и собственников небольших компаний, которые сами ведут учет.

Они зачастую не в курсе, что происходит у них с налогами. И если все -таки переплата есть, то первая ее может обнаружить налоговая инспекция. Тогда в течение 10-и рабочих дней со дня выявления переплаты плательщику направляется сообщение с указанием суммы и даты переплаты.

Что делать с переплатой по налогам ИП и юрлиц

Распорядиться излишне уплаченной суммой налогоплательщик может при условии, что она реально переплачена. При этом задолженностей по налогу, пени и штрафу перед ИНФС нет. В ином случае факт отображения суммы в ЛК нужно игнорировать – она исчезнет, как только сотрудники налоговой обработают отчеты либо при наступлении даты оплаты сборов, согласно НК РФ.

Согласно ст. 78 НК РФ, излишне уплаченные суммы налогоплательщики могут:

  • зачесть в счет оплаты налогов, сборов, недоимок за текущий или будущий период;
  • вернуть и получить на банковский счет.

Приняв решение об использовании финансов, плательщику не обязательно возвращать/зачитывать всю сумму. Ее можно разделить и части, направив одну в счет погашения начислений будущих периодов, другую – вернуть, третьей закрыть недоимку/штраф/пени.

За совершение операций Федеральным казначейством и налоговым органом комиссии или проценты с плательщика не взимаются.

Зачет средств

Правомерно зачесть излишки для погашения иных сборов. В каждом отдельном случае свои нюансы – сотрудники ИФНС производят зачет самостоятельно или по заявлению от налогоплательщика.

Рассмотрим все возможные варианты, опираясь на ст. 78 НК РФ:

  1. Зачет в счет закрытие будущих сборов по аналогичным или другим начислениям осуществляется по письменному заявлению плательщика. При наличии долгов перед ИФНС, в первую очередь средства направляются в счет их погашения, остаток можно зачесть по своему усмотрению.
  2. Перечисление в счет погашения недоплаты, открытой задолженности по пеням и штрафам производится специалистами налогового органа в одностороннем порядке. К зачету принимаются любые излишки, образованные за прошедшие три года.

Заявление необходимо подавать в ФНС, расположенной по месту регистрации коммерческой организации или физического лица. В нем необходимо указать реквизиты налога, в чет которого необходимо перевести средства, в том числе – вид налога и его тип, КБК.

Если необходимо зачесть неверно оплаченный сбор в адрес иного, в заявлении следует указать данные первого платежа – дату, сумму, КБК, а также реквизиты, на которые необходимо произвести перевод.

О переводе средств налоговый орган направляет плательщику в письменном виде в течение 5 рабочих дней, с момента фактического зачета. Сообщение передается только начальнику коммерческой организации или его уполномоченному представителю, физическому лицу – индивидуальному предпринимателю.

Возврат сверх оплаченных сумм

Переплата по налогу, подтвержденная ИФНС по месту прописки или регистрации, может быть возвращена на р/с. Для этого плательщику необходимо подать соответствующее заявление в контролирующий орган в письменной форме (лично или заказным письмом), через личный кабинет и посредством телекоммуникационной связи, используя УКЭП. Деньги переводятся в течение 30 календарных дней.

При наличии недоплаты по налогу любого вида, возврат финансов производится после оплаты задолженности. Остаток можно вернуть на счет физлица или организации, в зависимости от организационно-правовой формы коммерческого предприятия.

Как возникает переплата?

Очевидно, что переплата может возникнуть только по двум причинам: из-за ошибки налогоплательщика либо налогового органа. При этом для налоговых правоотношений это «нештатная» ситуация, так как надлежащее выполнение предписаний законодательства о налогах и сборах исключает какую-либо вероятность ее появления.

Начнем со случая «квази-переплаты» (будем исходить из доминирования интересов «кредитора», коим является налогоплательщик).

«Квази-переплата» – это когда «переплата» как бы и есть (в карточке РСБ). А для налогоплательщика, по сути – ее нет.

В соответствие с , налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. При чем поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации заполняется в соответствии с правилами, утвержденными приказом Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н.

Каждое конкретное налоговое обязательство (и начисленный налог, и платеж в его погашение) идентифицируется с использованием единой системы кодирования (по налогоплательщику, виду налога, налоговому/отчетному периоду и т. п.). При этом поступившие в бюджетную систему платежи отражаются в карточке РСБ в автоматическом режиме на основании информации из расчетных документов самого налогоплательщика. Ошибка в любом реквизите приводит к тому, что поступившая в бюджет сумма будет учтена неправильно: зачислена в счет уплаты другого налога, по другому налоговому периоду и т.п. Соответственно в учете налогового органа (в КРСБ) данная сумма будет отражена по иному налоговому обязательству. И появится мнимая «переплата». Но одновременно не будет исполнена текущая налоговая обязанность, что чревато появлением недоимки, причем уже реальной.

Порядок исправления подобных ошибок урегулирован в .

В соответствие с положениями уточнение реквизитов в платежном документе производится на основании заявления налогоплательщика. Также следует учитывать, что в соответствие с изменениями, вступившими в силу с 1 января, налоговые органы получили право самостоятельно (без заявления налогоплательщика) принимать решение об уточнении вида и принадлежности платежа, при условии, что это не повлечет за собой возникновение недоимки (целесообразно убрать ссылку на приказ, которым утверждена форма Решения об уточнении платежа).

Вина налогоплательщика: расчетные (в том числе арифметические) ошибки налогоплательщика, приведшие к завышению суммы уплаченного в бюджет налога.

Налогоплательщики нередко ошибаются при расчете даже самых-самых простых налогов (а также при заполнении декларации). Например, завышают налоговую базу; или не учитывают при исчислении налога установленные законодательством вычеты и т. п. А в результате уплачивают в бюджет излишнюю сумму налога. То есть, возникает переплата (справка: после введения в эксплуатацию информационного ресурса «Камеральные налоговые проверки» (подсистема АИС «Налог-3») такие ошибки выявляются в автоматизированном режиме с формированием протокола ошибок; порядок исправления таких «проколов» регламентирован в ).

Вина налогового органа: в результате контрольных и проверочных мероприятий вышестоящий налоговый орган или суд восстановили права налогоплательщика, нарушенные территориальным налоговым органом, необоснованно взыскавшего сумму налога (а равно при добровольном исполнении налогоплательщиком незаконного требования об уплате налога – перед его обжалованием).

После вступления в законную силу решения вышестоящего налогового органа или судебного акта территориальный налоговый орган исправляет данные в КРСБ. В результате чего появляется переплата.

Общие сведения о работе с налоговой отчетностью онлайн

Для юридических лиц и ИП работа в личном кабинете (ЛК) налогоплательщика имеет ряд преимуществ:

  • отправка документации на корректировку сведений из ЕГРЮЛ и ЕГРИП;
  • передача в налоговую структуру данных об открытии и закрытии счетов;
  • постановка и снятие с учета, внесение изменений по обособленным подразделениям;
  • постановка и снятие с учета юридического лица, работающего по ЕНВД;
  • использование в деятельности актуальных сведений о необходимых перечислениях в бюджет, уточнение назначения платежей;
  • получение субъектом хозяйственной деятельности списка налоговой и бухгалтерской отчетности за текущий год;
  • формирование выписок из ЕГРЮЛ, ЕГРИП на свою организацию;
  • отслеживание информации о состоянии запросов;
  • отправка заявлений в налоговые органы.

Кабинет налогоплательщика.

Среди отрицательных качеств работы сервиса выделяются:

  • создатели уверяют, что пользователи личного кабинета смогут самостоятельно в нем зарегистрировать юридическое лицо, но данную процедуру не выполнить без электронной цифровой подписи. Сертификат на последнюю, в свою очередь, не выдадут без уставной документации;
  • через личный кабинет можно отправить в налоговые органы сведения об открытии и закрытии счетов. Но с момента вступления в силу ФЗ РФ № 52, который внес корректировки в НК РФ, данная опция неактуальна.

Узнайте ход рассмотрения декларации по форме 3-НДФЛ

Для получения регистрационной карты и доступа к сервису «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» Вы должны лично обратиться в любую инспекцию ФНС России, независимо от места постановки на учет с документом, удостоверяющим личность, и свидетельством о постановке на учет физического лица (оригиналом или копией)/уведомлением о постановке на учет. Исключение составляют лишь специализированные инспекции, выполняющие функции регистрационных центров, центров обработки данных и инспекций по работе с крупнейшими налогоплательщиками. В случае подачи заявления в режиме онлайн Вы также сможете обратиться за реквизитами доступа в любую инспекцию. В сервисе предусмотрена возможность подачи онлайн — заявления на подключение к услуге для последующей регистрации в сервисе при личной явке.

Кроме того, сервис позволяет налогоплательщику: получать актуальную информацию о задолженности по налогам перед бюджетом; о суммах начисленных и уплаченных налоговых платежей; об объектах движимого и недвижимого имущества; контролировать состояние расчетов с бюджетом; получать и распечатывать налоговые уведомления и квитанции на уплату налоговых платежей; оплачивать налоговую задолженность; обращаться в налоговые органы без личного визита в налоговую инспекцию.

Оформление результатов проведенной КНП и рассмотрение ее материалов.

От чего зависит порядок оформления результатов камеральной проверки?

Как указано в п. 5 ст. 88 НК РФ, лицо, проводящее КНП, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы.

Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ.

Имейте в виду, что если факт нарушения не установлен, то ее результаты не оформляются, то есть ни акт, ни справка, ни иной документ не составляются.

Согласно п. 1 ст. 100 НК РФ в случае выявления нарушений налогового законодательства в ходе КНП должностными лицами налогового органа, проводящими проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки в течение 10 дней после окончания КНП.

Пунктом 5 указанной статьи предусмотрено, что акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты оформления этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка по налогу на прибыль, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем).

Если вышеназванные лица уклоняются от получения акта (о чем делается отметка в акте), то он направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения). В этом случае датой вручения акта считается шестой день считая с даты отправки заказного письма.

Если проверяемое лицо не согласно с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, то в силу п. 6 ст. 100 НК РФ оно в течение одного месяца со дня получения акта вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом оно вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Каков порядок вынесения решения по камеральной проверке?

Порядок вынесения решений по камеральной проверке установлен в ст. 101 НК РФ.

Согласно п. 1 указанной статьи акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (его замом) налогового органа, проводившего налоговую проверку.

По результатам их рассмотрения руководителем (его замом) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, данного на представление возражений, принимается одно из следующих решений:

  • о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

  • об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

  • о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Согласно п. 9 ст. 101 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в течение пяти дней со дня его вынесения должно быть вручено лицу, в отношении которого оно было вынесено (его представителю), под расписку или передано иным способом, свидетельствующим о дате получения решения этим лицом (его представителем).

Указанные решения вступают в силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его представителю). 

Подробнее об этом читайте в статье С. И. Егоровой «Истребование документов в рамках КНП проверка декларации по налогу на прибыль» на стр. 52.

В отличие от выездной налоговой проверки, для которой требуется такое решение (п. 1 ст. 89 НК РФ).

Форма акта утверждена Приказом ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@ (приложение 27).

Налоговый вычет через госуслуги

В случае, если физическому лицу не приходит решение о рассмотрении в 90-дневный срок, что отображается в статусе услуги на сайте, или же не начисляется возврат налога в указанный в законе срок даже после окончания рассмотрения заявки, или же налогоплательщик способен доказать свою правоту в случае отказа в выплате или рассмотрении заявки, уличая противоправные действия в работе инспекторов, он может подать жалобу в свободной форме в соответствии с требованиями НК РФ.

  • Если налоговый инспектор обнаруживает отсутствие какого-то подтверждающего документа, однако информация о сделке или доходе зафиксирована в декларации, или, наоборот, документ присутствует, а в декларации он не указан.
  • В случае, если пакет документов был направлен в отдел ФНС, не обслуживающий данного налогоплательщика, так как его прописка по паспорту не совпадает с территорией, обслуживаемой данной инспекцией. Однако при отправке документов с портала государственных услуг данная ошибка практически полностью исключена.
  • Если при заполнении декларации заявитель допустил смысловые, синтаксические, орфографические или юридические ошибки. Также недопустимо, если декларация заполняется от руки, наличие помарок и исправлений. Малейшая неточность при написании является поводом к немедленному отказу в рассмотрении.
  • Если представленные документы не соотносятся с указанными в законе критериями, при которых возможен налоговый вычет.

Установление факта переплаты по итогам «декларационной кампании»

В соответствие с по каждой поступившей в налоговый орган налоговой декларации в обязательном порядке проводится камеральная налоговая проверка. И только в случае не поступления в надлежащий срок декларации налоговый орган вправе начать камеральную налоговую проверку (при отсутствии декларации) по имеющейся у налогового органа информации о налогоплательщике и его налогооблагаемых доходах. Однако после поступления (с опозданием) налоговой декларации в обязательном порядке начинается камеральная налоговая проверка (с одновременным прекращением первоначальной).

Существенное отличие (в разрезе заявленной темы статьи) камеральной налоговой проверки от выездной налоговой проверки заключается в следующем.

1. Возможность прекращения камеральной проверки – то есть ее досрочной остановки без каких-либо юридических последствий.

Если в ходе камеральной налоговой проверки от налогоплательщика поступает уточняющая налоговая декларация, то текущая камеральная проверка прекращается и начинается новая камеральная проверка (). Напомню, что в личном кабинете налогоплательщика есть раздел, в котором отражается информация о дате начала и окончания камеральных налоговых проверок поступивших от налогоплательщика деклараций. То же самое происходит и с камеральной проверкой, начатой в соответствие с  (отсутствие в надлежащие сроки налоговой декларации), при получении первичной налоговой декларации. «Прекращенная» камеральная проверка не может быть основанием для установления юридически значимых фактов, в том числе переплаты (также, впрочем, как и недоимки), так как все процедуры далее проводятся в рамках новой камеральной проверки.

2. Возможность не составлять акт по итогам камеральной проверки.

Согласно если <…> налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном . При этом НК РФ и подзаконными актами не предусмотрено информирование (в какой бы то ни было форме) налогоплательщика о факте окончания камеральной налоговой проверки – при условии, что к нему нет претензий (то есть, когда фактов нарушений законодательства о налогах и сборах не выявлено).

Так как переплата не может быть квалифицирована как «нарушение законодательства о налогах и сборах» (хотя и является «нештатной» ситуацией в налоговых правоотношениях), камеральная налоговая проверка (несмотря на выявление переплаты) оканчивается без составления акта проверки.

Налогоплательщик сумму переплаты показывает в своей, как правило – уточняющей налоговой декларации, в которой исправлены неверные данные первоначальной декларации. Например, в налоговой декларации по УСН это графа № 110 «Сумма налога к уменьшению за налоговый период».

Налоговый орган после окончания камеральной налоговой проверки переносит сумму переплаты из проверенной (и подтвержденной) налоговой декларации сначала в информационный ресурс «Камеральная налоговая проверка», а уже из него – в карточку РСБ (если быть более точным, то сумма переплаты в КРСБ формируется автоматически после ввода данных из декларации). После чего у налогового органа возникает обязанность в срок 10 рабочих дней направить налогоплательщику Сообщение по форме, утвержденной приказом ФНС России от 14 февраля 2017 г. № ММВ-7-8/182@. К слову, в августе в личном кабинете налогоплательщика появилась новая опция «Информирование о факте излишней уплаты (взыскания) налога (сбора, пени, штрафа)».

Рис. 2. Фрагмент страницы в личном кабинете налогоплательщика ИП на официальном сайте ФНС России nalog.ru

Нельзя не упомянуть и о таком нюансе. Факт переплаты может быть установлен налоговым органом и в ходе выездной налоговой проверки. Это может быть даже отражено в акте проверки. Однако эта информация – только причина оформить акт взаимной сверки расчетов; или налогоплательщику подать уточняющую налоговую декларацию.