Какие налоги платит рпц государству

Нормативные акты

Правила обложения РЦП:

  1. Налог на прибыль.

По ст. 251 НК РФ, освобождается деятельность по реализации предметов церковной атрибутики, литературы, проведению обрядов, при условии, что доходы направляются для воплощения основных целей создания НКО. Сами представители РПЦ не считают такую деятельность предпринимательской, а получаемую от нее выручку относят к пожертвованиям.

По всем иным поступлениям нужно платить, например, за прибыль от продажи ценных бумаг.

  1. НДС.

По ст. 149 НК РФ, не подлежит обложению реализация религиозной атрибутики, книг, других товаров, указанных в перечне Правительства России, кроме минсырья, а также подакцизных товаров, например, за продажу собственного вина требуется платить НДС с акцизом.

Освобождена:

  • выручка от осуществления православных ритуалов, собраний, церемоний, других действий.
  • работы по сохранению культовых сооружений, зданий, принадлежащих РЦП. Сюда относятся ремонтные, реставрационные, консервационные, противоаварийные и другие работы, ‒ при представлении в ИФНС документов, указанных в пп. 15 п. 1 ст. 149 НК РФ.
  • доходы от образовательных услуг при соблюдении законов о лицензировании.
  1. Налог на имущество.

По ст .381 НК РФ, 100% освобождение дается по собственности, используемой для религиозных целей. Сюда относятся здания храмов — монастырей, церквей, мечетей, синагог, кельи, гостиниц для паломников, приюты, а также образовательных учреждений — семинарий, медресе и пр.

Фото: Couleur/ pixabay

  1. Земельный налог.

По ст. 395 НК РФ, участки, на которых расположены здания, сооружения РЦП, также не подлежат обложению.

  1. Транспортный налог.

Уплачивается сумма со всех средств передвижения на общих основаниях.

В Москве действует еще один фискальный платеж — торговый сбор. Согласно НК РФ, религиозные организации освобождаются от него при реализации в зданиях и на участках целевого назначения. А если продажи происходят за границами территории НКО, то уплачивается столичный сбор.

Если у церкви есть наемные работники, оформленные по трудовому договору, с их зарплаты удерживают и перечисляют НДФЛ, а также страховые взносы, исполняя роль налогового страхователя.

Какие налоги платит церковь в России

В Российской Федерации все происходит не совсем так, как в остальных странах. Для ведения экономического управления церковных организаций в 2009 году было создано Финансово-хозяйственное управление. Сегодня священники в России имеют такие документы:

  • трудовая книжка, где указана должность;
  • медицинская страховка;
  • номер в Пенсионном фонде.

Для религиозных организаций законодательством РФ предусмотрены льготы на оплату налогов. Церкви были освобождены от следующих оплат (льготы на налоги ст. 381 НК РФ):

  • налога на землю;
  • налога на имущество, которое используется в религиозных целях (согласно ст. 381 НК РФ);
  • налога на церковные обряды и продажи церковных предметов (закон гласит, что церковь не оплачивает налоги на добавочную стоимость с продажи религиозных предметов).

Контроль и учет экономической деятельности церкви в России с 2009 года осуществляет Финансово-хозяйственное управление. Все священнослужителя РПЦ должны иметь соответствующие документы, которые подтверждают и регистрируют их трудовую деятельность. Среди них:

  1. Трудовая книжка.
  2. Медицинская страховка.
  3. Номер в Пенсионном фонде.

Священники РПЦ получают финансовую поддержку, равную средней по региону зарплате

Исходя из этих документов, священнослужителя получают фиксированную заработную плату ежемесячно с отчислениями в Пенсионный фонд.

Ежемесячные выплаты священникам в виде заработной платы равны средней по региону зарплате работника государственной сферы (учителя, врача, госслужащего) — это около 16-20 тысяч рублей в средней полосе Российской Федерации и чуть выше в центральном регионе и на Дальнем Востоке (до 50-80 тысяч).

С 2013 года по закону священнослужителя имеют право на финансовую поддержку со стороны РПЦ. Для ее получения священнослужители должны обратиться с соответствующим прошением к их поместной епархии. Сегодня работает специальная комиссия, работа которой заключается в попечении служителей и их помощи им, особенно многодетным семьям, нуждающимся в социальной защите.

Какие налоги платит церковь в России

В Российской Федерации все происходит не совсем так, как в остальных странах. Для ведения экономического управления церковных организаций в 2009 году было создано Финансово-хозяйственное управление. Сегодня священники в России имеют такие документы:

  • трудовая книжка, где указана должность;
  • медицинская страховка;
  • номер в Пенсионном фонде.

Для религиозных организаций законодательством РФ предусмотрены льготы на оплату налогов. Церкви были освобождены от следующих оплат (льготы на налоги ст. 381 НК РФ):

  • налога на землю;
  • налога на имущество, которое используется в религиозных целях (согласно ст. 381 НК РФ);
  • налога на церковные обряды и продажи церковных предметов (закон гласит, что церковь не оплачивает налоги на добавочную стоимость с продажи религиозных предметов).

Контроль и учет экономической деятельности церкви в России с 2009 года осуществляет Финансово-хозяйственное управление. Все священнослужителя РПЦ должны иметь соответствующие документы, которые подтверждают и регистрируют их трудовую деятельность. Среди них:

  1. Трудовая книжка.
  2. Медицинская страховка.
  3. Номер в Пенсионном фонде.

Священники РПЦ получают финансовую поддержку, равную средней по региону зарплате

Исходя из этих документов, священнослужителя получают фиксированную заработную плату ежемесячно с отчислениями в Пенсионный фонд.

Ежемесячные выплаты священникам в виде заработной платы равны средней по региону зарплате работника государственной сферы (учителя, врача, госслужащего) — это около 16-20 тысяч рублей в средней полосе Российской Федерации и чуть выше в центральном регионе и на Дальнем Востоке (до 50-80 тысяч).

С 2013 года по закону священнослужителя имеют право на финансовую поддержку со стороны РПЦ. Для ее получения священнослужители должны обратиться с соответствующим прошением к их поместной епархии. Сегодня работает специальная комиссия, работа которой заключается в попечении служителей и их помощи им, особенно многодетным семьям, нуждающимся в социальной защите.

Согласно официальным источникам церковь является некоммерческим предприятием и существует на самообеспечении. А относительно этого можно сделать вывод, что церковь не облагается налогом. Основная цель такое предприятия заключается не в получении прибыли.

К основным ее доходам относят:

  • платы за требы и поминовения,
  • прибыль за продажу книг, утвари, свечей,
  • пожертвования,
  • тарелочно-кружечный сбор.

Большинство считает, что религиозные общины не делают никаких взносов в казну государства, там самым накапливают на своих счетах миллиардные состояния, которые никем не контролируются. Также население выступает и против определенных льгот и привилегий, которые получили церкви от государства:

  • бесплатная подача электроэнергии,
  • освобождение от оплаты коммунальных услуг.

Также вызывает много споров и поведение самой церкви в некоторых ситуациях. Так в некоторых храмах можно увидеть запрет покупать свечи в других местах. Говоря о том, облагается ли церковь налогами в России, многие придерживаются мнения, что раз такая организация находится в государстве, то стоит платить налоги в государства, а также вести деятельности и жизнь относительно действующих правил.

Да, религиозные организации имеют определенные льготы и послабления, но это не освобождает их от уплаты некоторых налогов. Как действительно обстоят дела с налогами в церкви:

При уплате налогов не принимаются во внимание целевые средства, которые получают от продажи книг, утвари и совершения обрядов. Также не подпадает под обложение налогов благотворительные взносы от юридических и физических лиц

Полностью уплачиваются налоги от доходов дочерних предприятий, хотя большинство из них и так находятся на упрощенном налогообложении.
Часть некоторых обрядов и операций подпадают под обложение НДС.
Не в полном объеме платятся налоги и с имущества.
В полном объеме облагаются налогом алкогольные напитки, которые производятся в монастырях.
Освобождаются также религиозные общины от уплаты земельных налогов.
Региональным считается взнос по транспортному налогу.

Предлагаем ознакомиться: Стандартный налоговый вычет на детей 2019: как рассчитать налоговый вычет на ребенка

Таким образом можно сделать вывод, что церковь является налогоплательщиком, хотя и вносит значительно меньше взносов в казну государства, чем прочие предприятия. Те физические лица, которые работают на религиозных предприятиях, могут быть спокойны, так как за них платят все отчисления.

Господь всегда с Вами!

Церковь хочет собирать налоги

Русская православная церковь намерена добиваться права на часть бюджетных поступлений от подоходного налога. Об этом вчера заявил глава отдела внешних связей РПЦ митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, в свое время добившийся для церкви таможенных льгот на импорт табака и спиртного.

«Русская церковь не имеет материальной базы для тех социальных и образовательных программ, которые от нее требует и ожидает общество, — пожаловался митрополит. — Совокупный бюджет работающих сегодня в России иностранных миссионерских организаций составляет $150 млн, что в пять раз больше бюджета РПЦ». Поэтому владыка предложил государству «перечислять часть подоходного налога россиян при их согласии в бюджет религиозных организаций».

Такая практика в разных вариациях существует в ряде европейских стран. Но там и подоходный налог повыше, чем теперь в России. «Финансировать церковь за счет бюджета недопустимо», — заявил «Ведомостям» замруководителя департамента налогообложения физических лиц МНС Макс Сокол. Такого же мнения придерживаются и в Минфине. «Граждане и сейчас могут выводить из-под налогообложения до 25% от суммы дохода, полученного в налоговом периоде, если эти деньги были направлены на благотворительные цели», — говорит сотрудник налогового департамента министерства Галина Вафина.

Но в РПЦ надеются решить проблему на другом уровне. Завслужбой коммуникаций РПЦ Виктор Малухин рассказал «Ведомостям»: «Церковь имеет некоторые договоренности с администрацией президента создать специальную церковно-государственную комиссию. И вопрос подоходного налога будет решаться в рамках этой комиссии».

Правда, в администрации президента «Ведомостям» не удалось выяснить, о какой комиссии говорил Малухин. Кремлевские чиновники проявили полную неосведомленность об этом проекте.

Если РПЦ все-таки добьется своего, за ней встанут в очередь представители почти всех традиционных конфессий.

Получать на религиозные нужды часть налоговых поступлений «было бы неплохо», сказал «Ведомостям» глава религиозного объединения мусульман «Минарет» Наиль Бегичев. «Это цивилизованный подход», — вторит ему председатель исполкома Конгресса еврейских религиозных организаций и общин Зиновий Коган. Правда, считает он, «из 500 000 российских евреев всего тысяч двадцать направят налоги нам».

Кстати, у руководителей РПЦ нет никаких расчетов суммы, которую они могли бы ежегодно получать от верующих. В странах, где существует церковный налог, поступления сильно варьируются в зависимости от набожности населения.

Из опрошенных вчера «Ведомостями» религиозных лидеров не стал претендовать на бюджетные деньги лишь руководитель Московского буддийского центра Юрий Забродин: «Разве религиозные организации, изымая деньги из бюджета, смогут нести за государство его социальные расходы? Разве государство сможет их контролировать? И зачем это делать? Давать такие льготы было бы неразумно».

То-то я не считаю буддизм религией

Доходы церкви

Согласно официальным источникам церковь является некоммерческим предприятием и существует на самообеспечении. А относительно этого можно сделать вывод, что  церковь не облагается налогом. Основная цель такое предприятия заключается не в получении прибыли.

К основным ее доходам относят:

платы за требы и поминовения,прибыль за продажу книг, утвари, свечей,пожертвования,тарелочно-кружечный сбор.

Есть также и некоторые коммерческие предприятия, которые приносят доходы. Согласно определенной статьи ФЗ – это не запрещено.

Полезные статьи:

Список архангелов
Архангелы:  Михаил — Евр. «кто как Бог»; Архистратиг (военачальник); на иконе попирает ногами диавола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой – копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест. Поставлен Богом над всеми д… Читайте далее

ПИСЬМО САТАНЫ ХРИСТИАНИНУ…
В инете попались два текста письмо сатаны Христианину, решили выложить оба… Прочитать стоит каждому.Я наблюдаю за тобой каждый день и мне нравится то, что я вижу…
Встав утром, ты не уделяешь время для молитвы, чтобы попросить у Бога защиты и благословения на предстоящ… Читайте далее

Он не будет больше пить
Один молодой мужчина совершенно спился, все таскал из дома. Жена не выдержала такой жизни и ушла с ребенком. Друг его узнал, что в Вырице живет старый монах, который лечит алкоголиков, и начал уговаривать поехать: может быть, старец поможет исцелиться.Тот долго отказыва�… Читайте далее

Пока молодой – спеши увидеть в себе грехи
Посмотрите на жизнь нашу: мы всё лжем, всё рисуемся друг перед другом, а потом приходит старость, каковы мы становимся?Добрый человек, который свое добро скрывал, а грехи свои видел – он в старости сияет, добром сияет. К нему хочется прийти и сказать: «Папа, мама, дай совет, �… Читайте далее

Мнение населения по поводу доходов храмов

Большинство считает, что религиозные общины не делают никаких взносов в казну государства, там самым накапливают на своих счетах миллиардные состояния, которые никем не контролируются. Также население выступает и против определенных льгот и привилегий, которые получили церкви от государства:

бесплатная подача электроэнергии,освобождение от оплаты коммунальных услуг.

Также вызывает много споров и поведение самой церкви в некоторых ситуациях. Так в некоторых храмах можно увидеть запрет покупать свечи в других местах. Говоря о том, облагается ли церковь налогами в России, многие придерживаются мнения, что раз такая организация находится в государстве, то стоит платить налоги в государства, а также вести деятельности и жизнь относительно действующих правил.

2.4. Реформы налоговой системы в СССР в 1985—1991 гг.

В 1986 г. в СССР была разрешена индивидуальная трудовая деятельность граждан. Поэтому в соответствии с положениями Закона СССР от 30 июня 1987 г. «О государственном предприятии (объединении)» устанавливалась плата за патент на право заниматься индивидуальной трудовой деятельностью. В соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 ноября 1986 г. граждане до начала занятия индивидуальной трудовой деятельностью обязаны были получить регистрационное удостоверение или приобрести патент в финансовом отделе исполкома Совета народных депутатов по постоянному месту жительства. Виды деятельности, на которые мог быть приобретен патент, и размеры ежегодной платы за него устанавливали советы министров союзных республик. За выдачу регистрационного удостоверения и патента взималась государственная пошлина.

Доходы от занятия индивидуальной трудовой деятельностью облагались налогами, размер которых определялся в зависимости от их суммы и с учетом общественных интересов. Граждане, имевшие патенты на право заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, освобождались от уплаты подоходного налога с доходов от занятия данным видом деятельности.

Кроме того, с принятием Закона СССР от 30 июня 1987 г. «О государственном предприятии (объединении)» началась реформа системы обязательных платежей государственных предприятий в бюджет. Формировалась правовая база для введения системы налогов для индивидуальных предпринимателей, а также для кооперативов и предприятий с участием иностранных организаций. Основными законодательными актами в этой сфере стали:

а) Закон СССР от 26 мая 1988 г. «О кооперации в СССР»;

б) постановления Совета Министров СССР:

  • «О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий, международных объединений и организаций СССР и других стран — членов СЭВ» от 13 января 1987 г.;
  • «О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий с участием советских организаций и фирм капиталистических и развивающихся стран»;

в) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 января 1987 г. «О вопросах, связанных с созданием на территории СССР совместных предприятий»; г) постановление Совета Министров СССР от 2 декабря 1988 г. «О дальнейшем развитии внешнеэкономической деятельности государственных, кооперативных и иных общественных предприятий, объединений и организаций».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1988 г. установлен налог с владельцев транспортных средств. В последующие годы издан целый ряд законодательных актов по налогообложению отдельных сфер экономической деятельности, которые впоследствии были систематизированы в Законе СССР от 14 июня 1990 г. «О налогах с предприятий, объединений и организаций». Этот Закон установил обязанность предприятий, объединений и организаций уплачивать следующие общесоюзные налоги: налог на прибыль; налог с оборота; налог на экспорт и импорт.

Были внесены изменения в законодательство, устанавливающее порядок налогообложения граждан (физических лиц). В соответствии с Законом СССР от 23 апреля 1990 г. «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства» установлены самостоятельные режимы налогообложения доходов граждан от ведения крестьянского хозяйства и доходов от индивидуальной трудовой деятельности. При этом Совету Министров СССР к 1 января 1993 г. было поручено разработать и представить в ВС СССР предложения о проведении второго этапа реформы подоходного налога с граждан.

В 1991 г. налогообложение и налоговое законодательство использовалось бывшими союзными республиками в политических целях, которые принимали собственные налоги. Например, на территории России был введен особый «суверенный» режим налогообложения: Верховный Совет РСФСР принял Закон «О порядке применения Закона СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций», согласно которому для предприятий, находящихся под российской, а не союзной юрисдикцией, устанавливался более благоприятный налоговый режим в виде снижения налоговых ставок и определенных налоговых льгот. Данное положение стимулировало кампанию по «переподчинению» предприятий и направление всех налоговых потоков в российский, а не в союзный бюджет».

В 1990 г. в составе Министерства финансов СССР была образована Главная государственная налоговая инспекция, которая через год стала Государственной налоговой службой (с 1998 г. — Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, с 2004 г. — Федеральная налоговая служба). Кроме того, в 1991 г. указом Президента СССР в нашей стране впервые был введен налог с продаж в виде надбавки к цене товара.

Церковь платит налог на

Недавно вышло расследование РБК «На что живет церковь», где раскрыты некоторые тайны РПЦ. Естественно, частично данная информация уже была известна, но все-таки системное изложение показывает, что такое РПЦ на деле, что мотивирует попов, помимо «духовного окормления» прихожан.

Основной вывод: РПЦ – крупная корпорация, которая имеет доходы не только с прихожан, но и с реального бизнеса. Церкви принадлежат акции банков и фирм, есть вложения в крупные проекты.

Официально прибыль РПЦ за 2014 год составила 5,6 млрд рублей. Однако это прибыль только от продажи церковных товаров. Естественно, эта прибыль не облагается налогами, поскольку официально считается, что церковь вообще не ведет торговую деятельность, а эти доходы – пожертвования.

Несмотря на то, что РПЦ явно выделяется среди прочих «некоммерческих организаций», все же вряд ли ее статус изменят. И вряд ли в ближайшее время даже признают, что в церкви действительно ведут торговую деятельность.

Структура РПЦ такая: любой приход регистрируется как НКО. В данный момент приходов 34,5 тыс. Ежегодно приход отдает епархиям от нескольких тысяч до нескольких миллионов рублей. Понятно, что если приход не будет приносить достаточно денег, то его «реформируют», поскольку у центра имеются определенные запросы к торговым точкам.

Любая торговая точка должна перечислить епархии до 50% выручки. А епархия должна патриархии 15% всех доходов. Такая вот пирамида. Естественно, важнее всего перечислять деньги в епархию, и если такого перевода не будет, то возможны кадровые перестановки.

Важно заметить, что до сих пор отсутствуют данные о том, как формируется бюджет Русской православной церкви. В разные годы отдельные представители духовенства утверждали, что более 50% доходов РПЦ идет от коммерческой деятельности, 40% — «пожертвования» (от государства и от «спонсоров», в том числе олигархов), а 5% — отчисления от епархий

Получается, что доход от торговых точек – это лишь приятный «бонус» для патриархии (те самые 5,6 млрд).

От государства, например, РПЦ только за 2012-2015 гг. получила официально 14 млрд рублей. В бюджете на 2016 год для РПЦ заложено 2,6 млрд. И это не говоря уже о взаимодействии РПЦ с региональными властями или с министерствами (например, с Минкультом), где также отдельно поступают доходы.

Но самое главное в этой истории то, что никто и никак не может узнать, каким образом РПЦ расходует средства. Нет организаций, которые бы за этим следили. А ведь не так давно чиновники вообще позволили РПЦ не отчитываться Минюсту, ибо якобы у церкви нет иностранных спонсоров, а значит, и проверять ничего не нужно.

Легойда, представитель РПЦ, который занял место Чаплина, заявил по поводу расходов церкви:

«Нет никакой необходимости раскрывать статьи расходов РПЦ, поскольку абсолютно понятно, на что церковь тратит деньги — на церковные нужды».

Получается, что, например, «дача» патриарха Кирилла – это церковные нужды. Не говоря уже о «излишках», которые типичны для представителей духовенства. Да и расходы церкви – вещь интересная, ибо слишком легко тратятся большие деньги, которые очевидно не заработаны тяжелым трудом. Так, эксперты РБК считают, что на турне патриарха по латинской Америке пришлось потратить около 20 млн рублей.

Не совсем понятно, почему корпорация, которая, возможно, зарабатывает в год больше, чем X5 Retail Group, вообще не облагается налогами. Не ясно, для чего государство за счет налогоплательщиков вливает деньги в эту бизнес империю.

Совершенно очевидно, что структуре придется очень плохо в том случае, если власть будет соблюдать закон, то есть будет следовать принципам светского государства.

Про претензии РПЦ на налоги на сайте уже есть публикации, добавляю еще материалы по теме:

Российское законодательство по отношению к РПЦ

Как уже было сказано, РПЦ — это некоммерческая организация. Но она, тем не менее, занимает позицию полноценного участника хозяйственных отношений, т.е. ведет некоммерческую деятельность и обладает неким имуществом (земельные ресурсы, оборудование и пр.). Вполне очевидно, что по определению законодательства, РПЦ будет называть юридическим лицом.

Статья 8 ФЗ № 125 определяет церковь как объединение граждан (по собственной воле), которое создано для того, чтобы вместе исповедовать свою веру и заниматься ее распространением. Это определение учитывает специфическую культовую деятельность, которая проводится священнослужителями, т.е. проведение обрядов крещения, покаяния, исповедания, отпевания и пр. Поэтому к РПЦ резонно применять статьи закона, которые контролируют деятельность подобных организаций.

Церковь является налогоплательщиком, хотя и вносит значительно меньше взносов в казну государства

Первостепенная статья закона, которая контролируют церковную деятельность содержится в ФЗ № 7 «О некоммерческих организациях». Именно этот закон позволяет РПЦ организовывать предприятия, которые будут контролироваться главой церкви и через них осуществлять любую предпринимательскую деятельность. А ФЗ № 129 «О госрегистрации ИП» определяет необходимость регистрации храмов и епархий, а также всех их отделений. Процесс государственной регистрации и порядок его осуществления изложен в ФЗ № 125.

А вот с продукции религиозного поклонения, которая ввозится из-за рубежа, РПЦ обязана выплачивать налог, но согласно документу «О ввозе материалов образовательного и культурного характера» он не может быть выше того, что взимается с товаров на территории его производства.

Платит ли церковь налоги в России? Так как церковь — это некоммерческое организация, то, в соответствии с законом, принятым в апреле 2006 года, она должны подавать ежемесячную финансовую отчетность Федеральную регистрационную службу (ФРС). В течение года патриархи добивались упрощения условий отчетности, и в апреле 2007 года в закон были внесены поправки.

  1. Согласно уставу, должны быть отчеты основных видов деятельности.
  2. Служителям следует отмечать поступления финансовых средств как от российских, так и от заграничных юридических лиц.
  3. Необходимо также указывать средства от пользования другим имуществом.
  4. Следует вести отчетность о расходах денежных средств, которые были получены от граждан РФ (организаций, зарегистрированных на территории РФ), от лиц без гражданства и от заграничных организаций.

1.3. Налоговая реформа Петра I (XVIII в.)

Для покрытия дополнительных расходов Петр Великий ввел чрезвычайные налоги: деньги драгунские, рекрутские, корабельные, подать на покупку драгунских лошадей. Вводятся прибыльщики — чиновники, которые должны «сидеть и чинить государю прибыли», придумывать новые виды податей. По инициативе прибыльщиков были введены: подушная подать; гербовый сбор; налоги с постоялых дворов; налоги с пеней; налоги с плавных судов; налоги с арбузов; налоги с орехов; налоги с продажи съестного; налоги с найма домов; ледокольный налог и др. В ходе реформы подворное налогообложение было заменено подушной податью, введены новые виды налогообложения — горная подать, гербовые сборы, пробирная пошлина, знаменитый налог на бороды. Реформирована организационная система сбора налогов: финансовые приказы заменены финансовыми коллегиями. Были заложены основы системы местного самоуправления и местных налогов и сборов. В эпоху Петра I широкое развитие получила система взимания налогов через откупщиков.

Подушная подать представляла собой вид прямого личного налогообложения, взимаемого с «души» (кроме привилегированных сословий) в размерах, не зависящих от величины дохода и имущества. Объектом налогообложения становится не двор, а ревизская (мужская) душа.