Содержание
- Производство
- Бордюр для тротуарной плитки
- Характеристика поребрика и бордюра
- Приготовление бетона
- Виды дорожных бордюров
- Дорожные бордюры размером 1000х300х150 мм
- Поребрик и бордюр — отличия и сходства
- Города и бордюры
- Что такое бордюрный камень
- Виды и размеры тротуарных бордюров
- Бордюр
- Виды дорожных бордюров
- Характеристики и свойства поребрика и бордюра
- Основные отличия
Производство
Для изготовления бордюра дорожного в основном используют бетон так называемых тяжелых марок, что соотносится с применением армирования. В последнем случае предполагается использование стальных каркасов, на создание которых идет арматура AIII и AI, а также арматурная проволока BpI. В целях повышения прочности арматуры могут применять стальные изделия, прошедшие термическую обработку.
Непосредственно сам процесс производства бордюра дорожного основывается на следующих видах работ:
- готовят бетонную смесь (имеющую состав, зависящий от предназначения бортового камня), которую затем перемешивают;
- добавляют по необходимости пигменты, придающие ту или иную окраску изделиям;
- разливают смесь по формам, имеющим разнообразную конфигурацию, например, квадрат или полукруг, что также зависит от предназначения конечного продукта;
- запускают процесс формовки с помощью использования метода вибропрессования;
- после этого изделия поступают в специальные камеры для просушки;
- готовые бордюры извлекаются из форм.
Особенностью бортового камня является то, что каждый его экземпляр дополняется монтажными петлями, упрощающими погрузочно-разгрузочные работы.
Бордюр для тротуарной плитки
Ограждение для тротуарной плитки поможет сохранить целостность покрытия, не позволяя расползтись основанию.
Как правильно установить бордюр для тротуарной плитки своими руками?
Определившись с расположением садовых дорожек, можно приступать к установке бордюра. Сам процесс работ несложен, нужно лишь соблюдать следующий порядок действий:
- Подготовить площадку под строительство: удалить мусор с территории, выровнять поверхность.
- Провести разметку под будущие дорожки.
- Вбить колышки по краям дорожек и протянуть между ними шнур. Высоту пролегания шнура следует вымерять строительным уровнем, поскольку это будет верхней границей бордюра, сделанного самостоятельно.
- По всей длине разметки вырыть траншею, в которую будут закладываться бордюрные секции. Следует помнить, что глубина траншеи должна составлять треть от высшей точки бортика, а ширина — быть на 10 см больше бордюрной.
- На дно траншеи, предварительно утрамбованное и уплотненное, залить раствор из песка и цемента в пропорциях 3:1 (песок-цемент). Раствор должен иметь консистенцию вязкой сметаны для более удобной заливки.
- Уложить бордюрные элементы, придерживаясь уровня шнура. При этом камни необходимо выровнять по высоте, подливая раствор на дно там, где это потребуется.
- Стыковые швы заполнить раствором, оставить сооружение застывать на сутки.
- Оставшийся зазор засыпать грунтом, тщательно утрамбовывая.
Необходимо помнить, что укладка самой плитки должна производиться только после установки бордюра.
Установка бордюра своими руками.
Что необходимо для расствора, в каком соотношении смешивать
Бордюрные камни можно приобрести в магазине или изготовить своими руками. Для изготовления бортиков можно воспользоваться готовыми формами, но лучше соорудить самим. Во втором случае потребуется устанавливать опалубочную систему.
Размер блоков может быть любым. Единственное, что необходимо учесть, это длину секции для штучных бордюров — она не должна превышать 2 м. В противном случае бордюрная конструкция будет неудобна при монтаже и быстро разрушится.
Технология изготовления бордюров следующая:
- Подготавливается форма для заливки ограждений.
- Приготавливается сухая смесь из расчета 3:1 (песок-цемент); компоненты тщательно смешиваются.
- Затем туда же добавляется мелкофракционный щебень из расчета 3:1 (щебень-сухая цементно-песчаная смесь), после чего все заливается водой и смешивается. Следует избегать появления комков в растворе и образования воздушных пузырьков.
Для того чтобы монтаж бортов был удобным, одну сторону элемента необходимо сделать с небольшой фаской после освобождения от опалубочной системы. Этого можно добиться, срезав излишки.
Характеристика поребрика и бордюра
В нормативных документах нет подтверждения, что типы невысоких оградительных конструкций отличаются способом укладки. Но среди строителей распространено следующее определение типов бортового камня:
- Поребрик – незначительное ограждение, верхний край которого уложен выше зоны мощения и граничащей плоскости. Подобный способ укладки позволяет укрепить асфальтовое полотно, создать красивое, небольшое ограждение.
- Бордюр – часть ограждения находится под землей. Верхняя грань расположена на одном уровне с возвышенной зоной. В результате образуется небольшая ступенька.
Некоторые строители утверждают, что тип бортового камня определяется его размером. Поребрики более узкие, чем бордюры. Они имеют меньший размер, применяются для определения границ парковых дорожек, газонов. Бордюр шире, массивнее. Он используется для разграничения проезжей части с тротуаром.
Приготовление бетона
Раствор лучше всего замешивать в бетономешалке. Таким образом готовые изделия получатся прочными и качественными. Вручную тщательно вымесить бетон миксером является сложной задачей, поскольку в состав раствора входит щебень
Это отрицательно повлияет на конечный результат работы и качество изделия.
Важно, чтобы вода и песок были чистыми. В песке не должно быть примесей глины, которая снижает марку бетона и уменьшает эксплуатационный срок бордюра. Поэтому перед работой песок необходимо просеять
Воду лучше всего брать водопроводную или из колодца.
Для легкого извлечения готовых изделий из форм их внутренние стенки рекомендуется смазать машинным маслом.
Раствор бетона марки М400 готовится из цемента, песка и гравия в пропорциональном соотношении 1:2,5:3, а марки М500 – в пропорции 1:3:4. Сначала в бетономешалку засыпается половина от необходимой порции песка и щебня, полученная масса перемешивается в течение 2-3 минут. После этого добавляется цемент и оставшиеся части песка, щебня и вновь перемешивается в сухом виде в течение 4-5 минут.
В воде разводится пластификатор или жидкое моющее средство и постепенно добавляется к сухой смеси в бетономешалку до получения раствора нужной густоты. Цветные бордюры можно получить, добавив в воду красящий пигмент. Бетономешалка на всех этапах добавления материалов должна непрерывно работать.
Схема приготовления раствора бетона для заливки в формы и в опалубку одинакова. Отличие состоит только в нужном количестве раствора. Чем больше форм, тем процесс изготовления бордюров будет происходить быстрее. Рекомендуется иметь не менее 8-10 форм
Поэтому перед работой песок необходимо просеять. Воду лучше всего брать водопроводную или из колодца.
Для легкого извлечения готовых изделий из форм их внутренние стенки рекомендуется смазать машинным маслом.
Раствор бетона марки М400 готовится из цемента, песка и гравия в пропорциональном соотношении 1:2,5:3, а марки М500 – в пропорции 1:3:4. Сначала в бетономешалку засыпается половина от необходимой порции песка и щебня, полученная масса перемешивается в течение 2-3 минут. После этого добавляется цемент и оставшиеся части песка, щебня и вновь перемешивается в сухом виде в течение 4-5 минут.
В воде разводится пластификатор или жидкое моющее средство и постепенно добавляется к сухой смеси в бетономешалку до получения раствора нужной густоты. Цветные бордюры можно получить, добавив в воду красящий пигмент. Бетономешалка на всех этапах добавления материалов должна непрерывно работать.
Схема приготовления раствора бетона для заливки в формы и в опалубку одинакова. Отличие состоит только в нужном количестве раствора. Чем больше форм, тем процесс изготовления бордюров будет происходить быстрее. Рекомендуется иметь не менее 8-10 форм.
Виды дорожных бордюров
Дорожные бордюры подразделяются по способу изготовления и использования. В зависимости от способа производства бордюрного элемента различают:
- колотый;
- пиленый;
- обожженный;
- полированный.
Бортовой камень выпускается в следующих видах:
- Дорожный. Является самым востребованным, поскольку с его помощью оформляются все дорожные полотна.
- Магистральный. Применяется при прокладке автомобильных дорог.
- Тротуарный. Используется для обустройства дорожек в парковой зоне, пешеходных дорожек и тротуаров.
- Садовый. Относится к тротуарным бордюрам, предназначен для оформления садовых дорожек и ограничения газонной зоны.
Помимо вышеперечисленных, имеются и другие подвиды бортового камня, различающиеся своими размерами и внешним видом:
- Поребрик. Используется при оформлении газонов, дорожек и пешеходной зоны.
- Газонный блок. Относится к разновидности поребрика, предназначается для укладки на территории газонов с целью предотвращения расползания грунта.
- Бортовой камень со скошенной стороной. Устанавливается в местах, предназначенных для заезда на парковку.
- Бордюр радиусной формы. С его помощью выстраиваются отрезки проезжих частей дорог и клумб круглой и овальной форм.
Кроме этого, бордюрные ограждения классифицируются по виду используемого сырья:
- Вибропрессованные. Обладая большой прочностью, такие ограждения имеют длительный срок эксплуатации при высоких перепадах температур. Влагостойкость материала позволяет устанавливать бортики практически в любой климатической зоне.
- Железобетонные. Для их изготовления используется мелкозернистый армированный бетон, отличающийся своей долговечностью и устойчивостью к механическим повреждениям.
- Гранитные. Изделия из этого материала являются самыми прочными, но и самыми дорогими. Выдерживают большие температурные перепады, обладают повышенной устойчивостью к истиранию.
Дорожные бордюры размером 1000х300х150 мм
Бордюры — часть дорожного покрытия и пешеходных дорожек. Они выполняют множество функций: эстетических и практических. Служат ограничителями и несут механическую нагрузку. Наибольшим спросом пользуются элементы размером 1000х300х150. Они почти универсальны в применении: подходят для городских дорог, в парках и на придомовой территории. Цены зависят от параметров и внешнего вида.
Технические характеристики и виды
Основное назначение бордюра 1000х300х150 — отделить проезжую часть от пешеходной зоны или газона. Этот элемент может подвергаться большому давлению при укладке покрытия (плитки или асфальта) и механическим воздействиям от автомобилей, к тому же должен прослужить как минимум 10-15 лет. Поэтому к его качеству предъявляются определенные требования, предусмотренные ГОСТ 6665-91:
Дорожный бордюр производится из песчано-цементной смеси, нередко с армированием металлическими прутьями или проволокой. В составе может присутствовать гранитная крошка. Стандартный размер: 1000 мм — длина, 300 — высота, 150 — ширина (глубина), вес — 95-100 кг.
Камни изготавливаются по двум технологиям, которые определяют их стоимость:
Бордюрные камни различаются по форме. Выпускаются с прямым, косым или округлым наружным краем, а также особенные — радиальные, для оформления закругленных участков. Геометрия может влиять на цену и вес.
Расценки на материал зависят и от цвета, стандартный вариант — серый. Именно его чаще всего применяют на дорогах. Красный, зеленый, коричневый, желтый, черный получают путем добавления пигмента. За счет окрашивания по всей массе изделия не выцветают, но они дороже. Согласно ГОСТ 6665-91 бордюры 1000х300х150 маркируются БР 100.30.15. Этот код должен присутствовать как минимум на 10 % всех элементов.
Бордюрный камень размером 1000х300х150 применяется в строительстве дорог и в ландшафтном дизайне. Он призван разграничить территорию на зоны и обеспечить безопасность людей.
Наиболее часто его можно увидеть:
Перед тем как купить поребрик, стоит оценить его внешний вид: крупные трещины и воздушные полости недопустимы.
Бордюрный камень размером 1000х300х150 имеет большой вес и устанавливается в неглубокую траншею. Поэтому способен выдерживать серьезные механические нагрузки и удары.
Источник
Поребрик и бордюр — отличия и сходства
Классические поребрики и бордюры знакомые нам по архитектуре городов страны практически неотличимы, однако согласно ГОСТов есть определенные тонкости. Но подробней во все отличия, указанные в ГОСТах, мы вникать, естественно, не станем, сделаем акцент только на некоторых особенностях и отличиях при монтаже. Итак:
-
Бордюр
— предназначен для разделения двух или даже более зон (площадок), к примеру, проезжую часть или тротуар, газон и тому подобное. По внешнему виду и характеру представляет собой что-то среднее между поребриком и подступенным камнем на лестницах. Изначально установка бордюра влечет за собой подготовку основания, создание некоторого углубления в почве, так называемое «корыто». Но вверху камень обязательно должен идти вровень с землей, плиткой, асфальтом или любым другим материалом. -
Поребрик
— он же бортовой камень, отличие от бордюра в том, что при его монтаже не обязательно создавать «корыто», то есть уплотнение и углубление. То есть нижняя часть поребрика в принципе не должна утапливать в грунт, а вот верхняя, наоборот, выступает над обеими разделяемыми зонами.
То есть из написанного выше сделаем вывод, что если бортовой камень утоплен и находится вровень с асфальтом или плиткой, то значит это бордюр, а камень, установленный поверх разделительных зон — это поребрик.
Но практически на всей территории СНГ название у бортовых камней отличается. К примеру, на территории России в зависимости от региона бортовые камни называют по-разному, в Питере это всё поребрики не зависимо от вида, в Москве и на большей части страны это бордюр.
Города и бордюры
Обсуждаемым вопросом интересовались даже наши предки. Поребриком на Руси именовали кирпичный орнамент, который использовался только для украшения храмов и церквей. В любом городе есть свои маленькие традиции установки бордюров и поребриков. В Санкт-Петербурге их зачастую изготавливают из гранита. Поребрики украшают не только набережную, но и многие старинные улицы города. Иногда архитектурные власти используют в качестве материала для поребриков могильные плиты, за которыми на кладбище уже давно никто не ухаживает. Есть даже определенные городские правила по этому поводу: если по истечению трёх лет владелец могильной плиты не объявится, то она становится собственностью города.
Важно понимать, что бордюр и поребрик, отличия которых мы рассмотрели, не противоречат друг другу, а являются разновидностью укладки бордюрного камня. Наверное, побывав в Москве и Питере, многие замечали, что одни жители предпочитают говорить «поребрик», а другие — «бордюр»
Но вне зависимости от города поребрик и бордюр — абсолютно разные понятия. Некоторые игнорируют подобные названия и называют его просто Но существует люди, которые задают вопрос: «Поребрик: что это такое?»
Наверное, побывав в Москве и Питере, многие замечали, что одни жители предпочитают говорить «поребрик», а другие — «бордюр». Но вне зависимости от города поребрик и бордюр — абсолютно разные понятия. Некоторые игнорируют подобные названия и называют его просто Но существует люди, которые задают вопрос: «Поребрик: что это такое?».
Что такое бордюрный камень
Главное предназначение бордюров — разделять тротуары и проезжую часть дороги, что необходимо для безопасности пешеходов. Их изготавливают из бетона, гранита и железобетона. Они изготавливаются методом полусухого прессования или вибролитьевого формования. Вибропрессованные бордюры отличаются высокими характеристиками качества.
Бордюрный камень еще называют бортовым. В Санкт-Петербурге и в Новосибирске бордюр называют поребриком.
Бортовой камень бывает пяти видов:
- Дорожный бордюрный камень помогает создать границу между проезжей и пешеходной частями дороги. Он усиливает тротуарную плитку.
- Магистральный бордюр используется при строительстве дорожных автомагистралей. Он длиннее дорожного, а также отличается повышенной прочностью.
-
Тротуарный бордюр помогает оформить площади, парки, тротуары, дорожки. Защищает газоны и цветочные клумбы от размывания дождем. Изготавливается в разных цветах и формах.
- Садовый бордюр применяется на дачах, в парках, скверах и в местах отдыха. Такая разновидность длиннее тротуарного.
- Газонный бордюр используется для декорирования дорожек и клумб, а еще поможет разделить садовый участок. Имеет небольшой вес.
Также он применяется для водоотвода.
Основные характеристики
Бордюры выпускают полного и неполного окраса. Стоит отметить, что поребрики бывают разных цветов: серый, черный, красный, синий. Цена указывается за погонный метр, в разных регионах может несколько отличаться.
Поребрик (бордюрный камень) выделяется такими достоинствами:
- Повышенная устойчивость к низким температурам;
- Гигроскопичность (устойчивость к влаге);
- Повышенная прочность и износостойкость;
- Долговечность;
- Нескользящее покрытие;
- Выбор цветов, форм и размеров.
Для изготовления используют цемент с различными добавками, а также портландцемент.
Портландцемент считается очень распространенным и востребованным материалом в данной индустрии. Такой цемент получается при смешивании гипса и мелкоизмельченного клинкера. Для стойкости к негативным условиям могут применяться и дополнительные добавки. Кроме того, портландцемент насыщен минеральными добавками.
Эти минеральные компоненты делят портландцемент на следующие разновидности:
- С повышенной отдачей тепла;
- Устойчивый к высокой влажности;
- Состав, который быстро твердеет;
- Пластифицированный;
- Устойчив к воздействию различных химических веществ;
- Средней временной отрезок застывания.
Поребрики длиной 3 и 6 м обязательно армируются. 1 погонный метр весит 95 кг. На тротуарный бордюр рассчитана меньшая нагрузка, соответственно вес 1 погонного метра составляет 35 кг.
Срок службы и размеры
Служба бортового дорожного камня зависит от множества факторов. Срок эксплуатации зависит от качества сырья. Гранитные поребрики считаются самыми долговечными.
Длительность службы обусловлена местом применения, нагрузкой и техникой установки. Как правило, дорожные служат меньше, чем садовые или тротуарные. Средний срок эксплуатации службы поребриков около 10 лет.
У бордюра и бордюрного камня размеры зависят напрямую от области применения. Самыми усиленными и прочными являются бордюры для дорог и автомагистралей. В длину поребрики изготавливаются от 50 см до 100 см. В ширину — от 8 см до 45 см. При производстве соблюдаются все требования ГОСТа.
Виды и размеры тротуарных бордюров
Поскольку бордюры собираются из бортовых камней, то правильнее будет говорить о классификации, видах и размерах БК. Бортовой камень — это изделие из бетона или железобетона, имеющее небольшие поперечные размеры и намного большую длину. БК имеют высокую стойкость к внешним, механическим нагрузкам. Различают следующие виды:
- Дорожные — наиболее востребованные. Применяются при обустройстве дорожного полотна;
- Магистральные — применяются для обустройства автодорог;
- Тротуарные – для обустройства тротуаров и пешеходных дорожек в парковых зонах;
- Садовые — для оформления садовых участков, разграничения газонных зон.
Для производства тротуарных бордюров могут использоваться разные исходные материалы, в связи с чем различают следующие подвиды:
- Вибропрессованные — из классической бетонной смеси высокой прочности, имеющей большой срок эксплуатации в условиях больших перепадов температуры;
- Железобетонные — из мелкозернистого щебня с песком, армированного профильной арматурой. Обладают большой долговечностью и высокими прочностными параметрами;
- Гранитные — самые престижные, эксклюзивные изделия из натурального камня. Имеют самые высокие показатели прочности. Основной недостаток — высокая цена.
Бетонные БК — самое распространенное, универсальное решение при выборе камня для реализации конкретной тротуарного бордюра. Размеры типовых бортовых камней приведены в ГОСТ 6665-91:
Тип БК | Длина, мм | Высота, мм | Ширина, мм |
Садовый | 500 | 200 | 40-80 |
Дорожный | 1000 | 300 | 150-180 |
Тротуарный | 1000 500 | 200 200 | 60-80 60 |
Бордюр
Прежде всего стоит уточнить, что бордюр – это ни в коем случае не сам камень, а только способ укладки барьерного камня. Изначально бордюр применялся при обустройстве газонов в Англии, где достаточно развито садоводство. Служили они не столько для озеленения, сколько для развития эстетического чувства у подданных королевы.
Идея разграничения проезжей и пешеходной зон возникла в процессе бурного роста автомобилестроения, когда города наводнили юркие и резвые машины, чья скорость передвижения была значительно выше, чем у пешеходов. В наше время их устанавливают не абы как, на этот счет существуют всевозможные ГОСТы, которыми и руководствуются дорожные службы.
Виды дорожных бордюров
Дорожные бордюры подразделяются по способу изготовления и использования. В зависимости от способа производства бордюрного элемента различают:
колотый;
пиленый;
обожженный;
полированный.
Бортовой камень выпускается в следующих видах:
-
Дорожный. Является самым востребованным, поскольку с его помощью оформляются все дорожные полотна.
Магистральный. Применяется при прокладке автомобильных дорог.
Тротуарный. Используется для обустройства дорожек в парковой зоне, пешеходных дорожек и тротуаров.
Садовый. Относится к тротуарным бордюрам, предназначен для оформления садовых дорожек и ограничения газонной зоны.
Помимо вышеперечисленных, имеются и другие подвиды бортового камня, различающиеся своими размерами и внешним видом:
-
Поребрик. Используется при оформлении газонов, дорожек и пешеходной зоны.
Газонный блок. Относится к разновидности поребрика, предназначается для укладки на территории газонов с целью предотвращения расползания грунта.
Бортовой камень со скошенной стороной. Устанавливается в местах, предназначенных для заезда на парковку.
Бордюр радиусной формы. С его помощью выстраиваются отрезки проезжих частей дорог и клумб круглой и овальной форм.
Бордюр радиусной формы
Газонный блок
Бортовой камень со скошенной стороной
Кроме этого, бордюрные ограждения классифицируются по виду используемого сырья:
-
Вибропрессованные. Обладая большой прочностью, такие ограждения имеют длительный срок эксплуатации при высоких перепадах температур. Влагостойкость материала позволяет устанавливать бортики практически в любой климатической зоне.
Железобетонные. Для их изготовления используется мелкозернистый армированный бетон, отличающийся своей долговечностью и устойчивостью к механическим повреждениям.
Гранитные. Изделия из этого материала являются самыми прочными, но и самыми дорогими. Выдерживают большие температурные перепады, обладают повышенной устойчивостью к истиранию.
Характеристики и свойства поребрика и бордюра
Как и любой строительный элемент бордюры и поребрики должны отвечать определенным нормам и характеристикам. Оба вида бортовых камней производятся по двум технологиям:
- вибропрессовение;
- вибролитье.
Исходя из этого, можно сделать сравнительную характеристику свойств и особенностей по типу применяемой технологии. Итак:
- Вибролитье подразумевает правильные размеры и геометрию. За счёт такого типа производства удается повысить плотность бетона, уменьшив содержание пористой структуры. Конструктивно изделие состоит из двух частей, внутренней и непосредственно лицевой части.
- Вибропроссование отличается наличием сколов и трещин, а также в целом неказистым внешним видом изделия. По технологии пористость бетона повышается, из-за чего прочностные свойства материала никудышные, к тому же значительно ухудшаются морозостойкостные характеристики. Конструктивно бордюр не привлекательный, простой, ввиду чего примечателен только низкой стоимостью изготовления.
Кстати, существует также классификация бортовых камней не зависимо от типа, точней именования. Как бордюр, так и поребрик, классифицируется исходя из сферы применения, а именно:
- БКУ — предназначается для обустройства велосипедных дорожек, а также пешеходных тротуаров.
- БКР — предназначен для обустройства дорог в тех местах, где имеется поворот дороги или тротуара.
- БКК — применяется при необходимости декоративного выделения территории, имеет конусообразную верхнюю поверхность.
Как видим, общие характеристики и свойства отчасти только подтверждают сходство обоих элементов. Поэтому, по факту, можно считать их родственными но только на практике, ведь по теории и тем же ГОСТам это совершенно разные изделия.
Основные отличия
Документально закреплённая разница между бордюром и поребриком, согласно государственному стандарту, заключается в разных способах монтажа бордюрного или бортового камня.
Бордюр обрамляет пешеходную зону, одна его сторона не возвышается над газонами и прогулочными дорожками, другая — выглядит как ступенька вниз при переходе на проезжую часть. Создаётся для безопасности пешеходов, укрепления полотна дорог, служит упором для тротуарной плитки или газона.
Поребрик делит уличные зоны, которые включают в себя тротуары, дороги, автомобильные стоянки, места для отдыха. Специальный метод укладки делает его возвышающимся над обеими сторонами территории. Кроме эстетической функции, необходим для бокового упора асфальтированного покрытия и обрамления велосипедных дорожек. Значительно выше бордюра, но уступает ему в ширине.
В этом видео вы узнаете, как правильно ставить бордюр:
Происхождение бордюра
Первые бордюры придумали древние римляне, защищая мощёные дороги от разрушения. Камни имели высоту около полуметра. В девятнадцатом веке появились растительные бордюрные ограждения. Они отличались красотой и аккуратностью и отделяли газоны от дорожек.
Название бордюр в переводе с французского языка означает лента или кайма. Соответственно названию он окаймляет различные участки, выделяя их на фоне остального пространства.
Этимология слова поребрик
Поребрики уходят корнями в далёкое прошлое русской архитектуры, когда для украшения фасадов церквей использовался особый способ кирпичной кладки. Он заключался в том, что один ряд кирпичей клали ребром, придавая стене декоративный вид.
https://youtube.com/watch?v=JrM-2PPWdTc