Чем занимается режиссер на препродакшне?

Возможности для отстройки

На первых порах становления рунета рынок субподряда в области веб-разработки практически отсутствовал. Почти все пытались организовывать производство собственными силами. Спустя 20 с лишним лет ситуация существенно изменилась.

На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что рынок веб-аутсорсинга существует (исходя из нашего последнего исследования, 56,7% digital-компаний в той или иной мере привлекают для реализации проектов другие команды). У некоторых уже сформирована определённая культура обращения за субподрядом.

При этом в строю субподрядчиков постоянно прибавления: всё больше команд пытаются перебраться из клиентского сегмента в наш внутренний, где на первый взгляд живётся намного «комфортнее» и есть множество проектов.

Последний факт действительно можно подтвердить: по крайней мере у нас текущая загруженность даже вынуждает отказывать агентствам, приходящим с новыми запросами.

Но, чтобы быть успешным в этом сегменте рынка, нужно сильное преимущество. И оно должно проявляться не столько в «упаковке» (сайт, КП и другие атрибуты/информационные носители), сколько в «начинке». Того, чьи заявления далеки от реальности, как правило, очень быстро вычисляют. Здесь никого нельзя обмануть: уровень понимания продукта и бизнес-процессов очень высокий, поэтому примитивные психологические «трюки» и маркетинговые триггеры не работают.

Аутсорсинг — одна из немногих частей digital-рынка, где продажа «кота в мешке» (любых непрозрачных услуг) невозможна.

Говоря о преимуществах, чаще всего рассматриваются 3 основные дисциплины (каждая из которых может служить «группой» для целого ряда сильных сторон подрядчика):

  • продукт.
  • процессы.
  • сервис.

И первые два варианта в нашем случае намного опережают по важности/востребованности третий.

Что важно для генеральных подрядчиков, которые хотят усилить экспертизу своей компании.

1. Удерживать высокое качество выполнения работ.

2. Снизить себестоимость / не переплачивать за проект (получать фиксированную оценку стоимости реализации задачи).

3. Масштабироваться.

4. Избавиться от необходимости обучения и контроля сотрудников.

5. Сэкономить времязатраты, чтобы выделить больше ресурсов на развитие других внутренних направлений.

6. Получать помощь в технических вопросах на пресейле.

7. Упростить согласования и коммуникации между всеми участниками проекта.

8. Оставить функцию продюсирования проекта на своей стороне.

9. Получить доступ к большому количеству производственных мощностей.

10. Найти надежного субподрядчика с хорошей репутацией и высокими компетенциями для долгосрочного сотрудничества.

Несмотря на то, что последний пункт является слишком обобщающим, он, по сути, резюмирует все предыдущие и в целом олицетворяет главное требование генерального подрядчика — сделать так, чтобы весь процесс работы проходил без перебоев.

Перебои — это то, чего больше всего опасается агентство, которое приглашает (или не приглашает) вас на проект.

  • Перебои с производственными мощностями — это постоянная вероятность того, что в момент, когда нужно будет расширение, агентство останется ни с чем, возможно, даже упустив ценного заказчика.
  • Перебои с ценами (повышения рейтов) — это вероятность снижения маржинальности/прибыли в рамках отдельно взятого проекта.
  • Перебои с графиком работ — это постоянные срывы дедлайнов, за которые необходимо извиняться перед клиентом.
  • Перебои с качеством — это удары по репутации генерального подрядчика (со всеми вытекающими).

Отсюда следует, что любой «перебой» — это зло, страшный сон для генподрядчика.

Создание звуков и шумов для фильмов

Работать с аудиоконтентом достаточно сложно. Особенно, если стоит задача получения качественной озвучки, а не просто извлечение звуков из стоковых аудиозаписей. Тогда в процесс включаются, помимо звукорежиссеров, целая команда специалистов – шумовики, музредактор, композиторы, саунд-дизайнеры и многие другие. Более подробно о создании звука для кино можно узнать на сайте .

Есть такое понятие, как фоли-искусство. Что оно значит? Так называется воспроизведение звуков, шумов, которые добавляют к видео. Термин «Фоли» – это дань уважения Джеку Фоли, художнику звукоэффектов. Шумы в кинокартине бывают различные – звук бьющихся стекол, шорох одежды, стук каблуков по деревянной лестнице, шум дождя. Такие звуковые эффекты добавляют картине реалистичность, делают ее более живой и настоящей.

Почему озвучка так важна для киноленты? Дело в том, что определенный вид шумов или звуков микрофоны на съемочной площадке не могут воссоздать. Таких звуков в соответствии с классификацией Д. Фоли всего 3 вида: движения, спецэффекты и звуки шагов. Сложность создания foley-эффекта заключается в том, что для каждого проекта он подбирается индивидуально.

Постпродакшн

На этапе постпродакшна происходит отбор и обработка отснятого материала.1. Подготовка к обработке

Сначала отснятые материалы выгружаются на сервера и жесткие диски и производится первоначальный отбор подходящих кадров — убираются смазанные, пересвеченные и бракованные кадры. После этого материалы отбирает арт-директор — он смотрит на соответствие задачам и концепции, выбранной стилистике. И уже отобранное им передается в обработку.

Длительность: 2-3 дня. 

2. Обработка и согласованиеДля видео на этой стадии осуществляется черновой монтаж без цветокоррекции. После согласования чернового монтажа команда начинает работать сразу по нескольким направлениям. Пока производится цветокоррекция видео и очищение его от визуальных дефектов, параллельно создается графика, подбирается и утверждается музыка и диктор, записывается дикторский голос и т.д. После этого осуществляется финальный монтаж, внесение правок и итоговое согласование. 

Для фотографий производится ретушь, цветокоррекция и согласование.

Длительность: зависит от объема и сложности задач, но в среднем от 1 месяца.

Команда (видео): монтажер, саунд-дизайнер, диктор, графические дизайнеры (2D, 3D), колорист.

Команда (фото): арт-директор, графический дизайнер. После всего этого готовый продукт отправляется клиенту в нужных форматах и разрешениях, а увидеть результат можно на странице с нашим портфолио (туда попадают наши проекты, на которые не наложено NDA).

Flatlay фотосъемка для банка «Точка»

Рекламные материалы для коллекции наручных часов «Молния»

Рекламные фотографии для парка развлечений «Дримвуд»

Зачем в продакшне такая большая команда?

В каждом из процессов, которые мы описали, задействованы разные специалисты и состав команды зависит от конкретного проекта. Это кого-то может отпугнуть: зачем привлекать такую команду, если можно просто нанять фотографа или видеографа? Но это только кажется, что фото и видео может создать один человек, владеющий камерой и светом.На деле за качественным визуальным контентом стоит труд десятка людей. Например, администратор на съемочной площадке следит за тем, чтобы модели были готовы в нужное время, а реквизит не потерялся. Ретушер, который профессионально занимается ретушью, сделает это гораздо лучше, чем самый крутой фотограф. А аккаунт-менеджер, который считает смету, ставит задачи команде и отвечает за весь проект в целом, призван выстраивать коммуникацию с клиентом так, как это вряд ли бы сделал продюсер или администратор, которые плотно задействованы на площадке.

Оставить запрос на просчет стоимости проекта →

Начнём с Web разработки 🙂 Отличие Java от JavaScript уже знают все, а вот отличия «фронта» от «бэка» — единицы.

Фронтенд (от англ. «frontend») — то, что считывается браузером и демонстрируется (запускается) на экране пользователя (CSS, HTML, JavaScript). Речь о самих страницах сайта и связанных с ними элементах – таблицах, кнопках, рекламных баннерах, формах обратной связи и прочем.

Бэкенд (от англ. «back-end») – серверная, иначе говоря, внутренняя часть сайта или приложения. Обычно она отвечает за сохранность и обработку данных. К этой программной части пользователь доступа не имеет. В работе с бэкендом в ход идут языки программирования типа Python, Ruby, Java, PHP, C#, Swift и проч., а ещё системы управления базами данных MySQL, PostgreSQL и др.

Фулстек-разработчик (от англ. «full stack developer» или «full stack engineer») – специалист, который в равной степени способен работать как с внешним, так и с внутренним интерфейсом веб-сайта или приложения. То есть фулстек-разработчики могут заниматься проектами, которые включают базы данных, создание веб-сайтов, ориентированных на пользователя, или даже работать с клиентами на этапе планирования проекта.

Фреймворк (от англ. «framework») – в буквальном смысле программный «каркас» или шаблон, который разработчик наполняет своим кодом. Фреймворки помогают собрать воедино разрозненные куски приложения/программы, повышают скорость и удобство разработки.

В веб-разработке самыми популярными фреймворками являются React, Angular, Vue.js и Node.js. 

Кстати, если у тебя есть базовые знания JS и небольшой опыт разработки Web приложений, то прямо сейчас можно подать заявку на стажировку Junior Full-stack JS Developer, где как раз изучаются все самые популярные фреймворки на проектах приближенных к реальным. Не упусти свой шанс стать Junior JavaScript разработчиком уже сейчас!

«Какая разница? Вы же тоже сайты делаете?»

Начать эту историю лучше даже не с отличий, а с непонимания бизнес-модели аутсорс-продакшенов в целом. На рынке периодически звучат высказывания, которые повергают нас в шок. Так, люди не понимают, что мы не «digital-агентство» (даже несмотря на то, что участвуем во внедрении CRM и разработке сайтов). Также есть мнение, что если аутсорс-продакшен не загружен на 100%, то он может легко развернуться и пойти работать на конечный бизнес.

Дабы поставить точку в этом вопросе, перечислим основные отличия самой модели аутсорс-продакшенов.

1. Необходимо больше внимания уделять найму и «выращиванию» сильных специалистов.

2. Сужение компетенций («комплексность» практически недостижима).

3. Фокусировка на 1–2 основных технологиях.

4. Полностью штатное производство. Наличие фрилансеров или субподрядчиков недопустимо — это противоречит сути бизнес-модели (субсубподряд в digital возможен, но это совсем другая история).

5. Строгий контроль качества. На выходе должен быть качественный код, потому что продукт — одна из главных ценностей аутсорс-продакшена.

Как видим, все это довольно далеко от бизнеса digital-агентств. Зачастую с ними может не быть ни одного пересечения по указанным пяти пунктам. В их случае намного важнее сервис, клиентоориентированность, стратегические и аналитические компетенции.

Из всего этого рождается вполне логичный вывод: аутсорс-продакшен априори не может резко трансформироваться в digital-агентство. Это две разные половины мира со своими правилами.

Препродакшн

На этом этапе вырабатывается общее видение продукта и подбираются ресурсы для его реализации.

Для видео определяется креативная концепция, создается сценарий и при необходимости раскадровка. Далее происходит поиск актеров и локации, идет формирование продакшн-команды для работы над проектом и закупка реквизита.  

«Сценарий – это тот блок препродакшна, важность которого часто недооценивается. Он занимает едва ли не центральное место и требует тщательной проработки — от этого во многом зависит конечный результат»

Полина Рунг

продюсер Everypixel Studio

Для фотосъемки на стадии препродакшна создается концепция — стилистика, свет, цвета, набор объектов в кадре и т.д. После согласования закупается реквизит, определяется состав команды и назначается дата съемки.    

Каждая из этих задач по-своему интересна и имеет свои тонкости. Например, в видео ниже продюсер Everypixel Studio Зира Касимова рассказывает, как осуществляется поиск локации для съемки.

Длительность: от 2-3 недель — в зависимости от сложности проекта.

Команда (видео): арт-директор, сценарист, администратор проекта.

Команда (фото): арт-директор, администратор проекта.

Визуальные эффекты и графика в целом

Визуальные эффекты так же важны, как и предыдущие работы. Их создание – это сложнейшая обработка видеоряда. Пылающие высотки, фантастические конструкции создаются не иначе, как с помощью визуальных эффектов. Все многообразие графики условно делится на три составляющие: CG, VFX и Motion Graphics.

Стоит заметить, что спецэффекты – SFX – не то же самое, что визуальные эффекты или VFX. Спецэффекты – это взрывы, огонь, вода, гроза, молния. Мегаполис, существующий лишь в воображении режиссера фильма, или огромную баталию реально воссоздать, используя спецэффекты.

Спецэффекты создаются на съемочной площадке. Однако все происходящее на стадии пост-продакшна – это уже VFX. Чтобы получить натуралистичный эффект в фильме, необходимо правильно увязать между собой SFX и VFX.

Именно VFX (от английского Visual Effects) способны производить волшебные преобразования уже снятых кадров. Благодаря им можно сделать человека младше лет на пять, уменьшить или увеличить его рост и т.д.

Сейчас любое видео требует наличия визуальных эффектов. Эта потребность связана не только с тем, что нужно воссоздать в фантастическом боевике мифических существ, таких как гарпии или огнедышащие драконы. Дело в том, что сейчас ни один фильм после съемок не обходится без своеобразной шлифовки. С помощью такой обработки можно удалить страховочный трос, лишние предметы в кадре, например, биг-борды на дороге и т.п. Это дает возможность убрать складки на лице у актеров или лишние килограммы у главной героини в области талии.

Если музыка – это дыхание кинофильма, то графика является его лицом. Когда применяется именно графика, а не натуралистичный съемочный процесс? Это бывает в следующих случаях:

  • при помощи графических инструментов сцена будет выглядеть более красиво и за меньшие деньги;
  • сцена невозможна для воспроизведения в реальности, например, нужно выпрыгнуть из горящего самолета или запустить ракету в космос;
  • существует риск и опасность, что при натуралистичных съемках могут пострадать актеры.

Графика начинается с титров и заканчивается целыми объемными сценами. Она дает возможность нарисовать мультфильмы и сделать качественную анимацию. Сейчас графика присутствует не только в полнометражках, но и во многих роликах. Однако в рекламных видео она более лоснящаяся, чем в полноценных видео. Ведь в серьезном кино графические структуры выглядят строже и натуральнее по виду.

Почему клиенту важно знать внутреннюю кухню продакшна?

Скорее всего, отдать задачу по производству контента в продакшн-студию и забыть обо всем до получения итогового продукта не получится. На многих этапах продакшна требуется участие заказчика: выбрать концепцию, утвердить локацию, согласовать промежуточный вариант и иногда даже присутствовать на самих съемках.

Безусловно, нужно полагаться на опыт исполнителей и доверять им

Но хотя бы общее понимание, как должно быть, очень важно — это поможет вам и оценить компетенции при выборе исполнителя, и аргументировать свою позицию при приемке работ.  . Процесс создания любого визуального контента делится на три больших блока: препродакшн, продакшн и постпродакшн

Процесс создания любого визуального контента делится на три больших блока: препродакшн, продакшн и постпродакшн.

Не одним JS единым! Пройдёмся по процессу разработки.

Юзабилити (от англ. «usability») – показатель того, насколько тот или иной продукт/интерфейс удобен для пользователей. 

В сайте, который сделан по всем канонам юзабилити, пользователь на раз-два находит нужную информацию, легко ориентируется в навигации страниц и разделов и в целом получает удовольствие от времяпрепровождения на ресурсе. К примеру, юзабилити веб-сервиса строится по следующим принципам:

  • Удобный дизайн
  • Логичный и структурированный контент
  • Общение с пользователем
  • Возможность отмены действия
  • Ненавязчивые предложения помощи
  • Все возможности на виду

Часто за юзабилити приложения отвечает UI/UX Developer. Он ответственен за применение принципов интерактивного и визуального дизайна на веб-сайтах и веб-приложениях для обеспечения положительного и связного взаимодействия с пользователем.

Рисёрч (от англ. «research») – попросту говоря, изучение определенной темы. Задача сделать «рисёрч» в джуниорском айтишном сленге подразумевает необходимость самостоятельно разобраться с темой.

Парсить (от англ. «parse») – собирать и обрабатывать данные. В среде разработчиков термин может обозначать поиск и систематизацию информации, размещенной на определенных сайтах, с помощью специальных программ, автоматизирующих процесс.

Мержить (от англ. «merge»). Речь идет об объединении или слиянии веток кода. В ногу с этим термином идёт ещё один — коммитить, и часто между ними возникает путаница. Закомитить означает залить свои изменения (свой код) в ветку, в то время как замержить — объединить свой код с чужим (с другими коммитами). 

Деплой (от англ. «deploy») – многоступенчатый процесс переноса кода на сервер или устройство, где он должен функционировать. В ходе деплоя происходят следующие этапы (ниже приведем один из простейших примеров):

  • Код подгружается на сервер 
  • Ставятся все зависимости, которые необходимы
  • Выполняется сборка, а после нее — миграции (к примеру, меняется структура базы данных с помощью SQL-скриптов)
  • Запускается обновленная версия кода

Продакшн (от англ. «production») – версия сайта, программы или приложения, в которой устранены все ошибки и которая доступная конечным пользователям.

Аутсорс (от англ. «outsourcing») – выполнение определенных функций/задач компании внештатными специалистами. Например, iTechArt является аутсорс-компанией. Наши сотрудники разрабатывают программное обеспечение для заказчиков из Западной Европы и США.

Легаси-код (от англ. «legacy code») – код, который устарел или по какой-то причине больше не поддерживается, но всё ещё используется.

Нативный (от англ. «native») – не измененный и не модицированный. В разработке чаще всего используется в сочетании «нативный код», т.е. исходный. Нативные приложения (англ. native app(lication)s) – это прикладные программы, которые были разработаны для использования на определённой платформе или устройстве. Например нативные приложения для iOS написаны на Swift или Objective-C, а для Android написаны на Kotlin или Java. Apple и Google предлагают разработчикам приложений собственные инструменты разработки, элементы интерфейса и стандартизированный SDK; Xcode для iOS и Android Studio для Android

Код-ревью (от англ. «code review») – систематическая проверка кода одним или несколькими рецензентами на предмет ошибок, не обнаруженных на этапе написания кода. В процессе код-ревью устраняются ошибки в форматировании строк, утечка памяти, переполнение буфера и др.

Рефакторинг кода (от англ. «refactoring») – переработка исходного кода, которая призвана сделать его «чистым», облегчить его понимание и последующую поддержку. Чистый код имеет следующие свойства:

  • Проходит все тесты, разработанные специалистами по тестированию;
  • Понятен для других программистов: в коде появились уточняющие комментарии о том, что именно значит та или иная строчка, стиль оформления программы соответствует общепринятым правилам;
  • Не содержит дублирования кода;
  • Содержит минимум классов и других движущихся частей.

Если следовать этим свойствам, то на выходе мы получим Чистый код который легче и дешевле поддерживать 🙂

Для более подробной информации советую прочесть Clean Code за авторством Robert C. Martin

Процесс монтажа

Этот этап в пост-продакшн представляет собой компоновку видеоряда. Стоит заметить, что предварительно монтаж происходит во время съемок. Это нужно, чтобы увидеть всю задумку целиком. От грамотной работы во время данного процесса зависит очень многое. Например, качество и понятность смысловой нагрузки для кинозрителя. Присутствие профи на данном этапе не скроет промахи операторской работы, если таковые имели место. Однако правильный монтаж поможет обойтись без сверхурочной работы и лишних трат.

От людей, которые создают фильмы в Голливуде, можно услышать странную фразу: «Все киноленты делаются как раз именно после съемочного процесса». Поэтому процесс монтажа критически важен для производства фильмов.

Редактор монтажа видит киноленту и ее смысл по-своему. Его задача – придание стиля кинокадрам, сценам. Он занимается правильным построением переходов и эмоций. В результате кинокартина получается целостной, органичной, у нее своеобразное, красивое обрамление.

From hard skills, to soft skills.

Хард скиллы (от англ. «hard skills») – професссиональные компетенции IT-специалиста (языки программирования, протоколы и стандарты, системы анализа и т.п.). Наиболее популярные технологии для программистов на июнь 2021 года можно найти на index | TIOBE — The Software Quality Company. 

Софт скиллы (от англ. «soft skills») – компетенции специалиста, которые помогают ему взаимодействовать с коллегами

На стажировках в Students Lab большое внимание уделяется различным софт скиллам, таким как коммуникативность, проактивность, ответственность и самостоятельность. Перед началом занятий менторы проходят специальные курсы для оценки и развития навыков и во время стажировки помогают стажёрам улучшить свои софт скиллы

Нетворкинг (от англ. «networking») – это целенаправленное расширение сети контактов (личных и профессиональных). Нетворкинг способствует максимально быстрому и эффективному решению бытовых и бизнес-вопросов. Его основа – доверительные и долгосрочные отношения людей, основанные на взаимопомощи.

Формируя профиль бесперебойного продакшена

Пытаясь «нащупать» преимущество и закрепить его на практике, мы сформировали для себя некий манифест, который в той же степени может быть использован любым аутсорс-продакшеном, стремящимся к званию «бесперебойного». Только нужно понимать, что это не просто список теоретических установок, а конкретный план к действию. Если в вашей компании по какому-либо из пунктов отсутствуют реальные изменения/апгрейд, можно считать, что вы его полностью пропустили.

1. У вас должно быть достаточное количество производственных ресурсов. Имея на руках 2 разработчиков, которые будут выдавать на выходе 200–250 «чистых» человеко-часов, вы вряд ли сможете удовлетворять потребности даже нескольких агентств с более-менее серьезными объёмами работ. Соответственно, нужно ориентироваться как минимум на 10 штатных специалистов, чтобы представлять собой хоть какой-то серьёзный «производственный цех».

2. Ключевые бизнес-процессы должны быть отлажены на «5+», дабы минимизировать влияние пресловутого человеческого фактора. Под ключевыми мы понимаем:

a. найм сотрудников (мы решили этот пункт с помощью создания HR-воронки в Битрикс24);

b. обучение сотрудников. У вас должны быть четкие структурированные программы адаптации и повышения квалификации, и каждый этап обучения должен заканчиваться аттестацией/тестированием;

c. документооборот. Мы не поленились и выделили для этого направления в команде отдельного человека, который регулярно улучшает свои знания, проходя обучение

Потому что договора, счета и акты в случае работы двух digital-компаний — это супер-важно.

d. стандарты работы для производства. Вы должны уметь работать не только по накатанной схеме, но и гибко адаптироваться под любой SLA (по крайней мере в разрезе отдельной проектной команды);

e. оценка проектов/расчет смет. Наличие в штате специалиста, который умеет оценивать проекты даже самой высокой сложности + чёткая инструкция для расчёта сметы на основе шаблона;

f. выявление и исправление багов на раннем этапе. Наличие в штате QA-специалиста. Предоставление гарантий на отсутствие багов в момент сдачи проекта конечному заказчику.

3. Стабильное ценообразование — любые частые «переиндексации» ставок в сторону их увеличения плохо воспринимаются генподрядчиками. Старайтесь избегать их.

4. Порядок в CRM и безукоснительное соблюдение правил регулярного менеджмента. Если списки задач ваших сотрудников находятся в неактуальном состоянии, то это прямая дорога к бессистемности и производственным перебоям.

5. Чёткий трекинг всех этапов реализации проекта + взятие на себя ответственности за низкоуровневый менеджмент задач.

6. Возможность подключения топ-менеджмента для оперативного решения нестандартных задач. Работа с агентствами подразумевает, что многие вопросы решаются между руководителями, и иногда это нужно делать буквально «на лету». Это не тот случай, когда между двумя структурами должна быть многоступенчатая прослойка менеджеров, каждый из которых вносит свою лепту в ухудшение коммуникаций.

Важно: вы должны быть готовы подтвердить любое свое заявление, потому что ваши коллеги никогда не поверят в пустые обещания, не подкреплённые фактами.

Цветокоррекция

Данный этап заключается в окрашивании кадров киноленты. Здесь присутствует индивидуальный выбор решений в зависимости от типа видеоролика, видеоряду будет придан определенный цвет, оттенок, эффект. Вследствие такой работы изображение получает большую фактурность. Еще цветокоррекция отлично компенсирует недостатки освещения, насыщенности, контраста и пр. Цветокорректорами называются нынешние художники. Именно они делают живыми все детали кадра. Хорошая и продуманная цветокоррекция нужна любому проекту (как кинолентам, так и коротким видеороликам). С ее помощью регулируют цветовые компоненты

Важность данного этапа проистекает из требований современности. Сейчас визуализация выходит на первый план и должна соответствовать высочайшим критериям и стандартам

Поэтому отказываться от цветокоррекции нерационально. Цветовая гамма и тональность моментально создают нужную атмосферу, помогают зрителям быстро отреагировать, ощутить, что предлагается к просмотру – лента-мелодрама (тона блеклые, темные, неяркие) или кинокомедия (тона обладают яркостью, насыщенностью). Благодаря этому можно мгновенно сориентировать кинозрителя на то, что именно он видит перед собой. Так он сможет понять с первых кадров, что данный фильм ему интересен и его стоит смотреть дальше.

Разновидности графики

Visual Effects подразделяются на три главные процесса:

  • Compositing,
  • CGI,
  • Motion Graphics.

Compositing представляет собой сопоставление снятых кадров с остальными элементами. Это замена хромакей, устранение ненужных предметов, добавление вспышек и многое другое. Можно сказать, что этот процесс похож на работу с Photoshop, но намного большей сложности.

Про SFX (special effects) было сказано перед этим. Отснятые на съемках кадры дополняются визуальными эффектами (VFX). В итоге получается полноценный и высококачественный продукт. Основное отличие визуальных эффектов от спецэффектов заключается в том, что процесс происходит на стадии пост-продакшена (post-production). VFX состоит из CGI и SFX.

CGI – картинки, которые создаются на компьютере. Это персонажи, 3D-объекты, декорации, локации, созданные компьютерной техникой. То есть, молнию, взрыв можно отснять вживую (SFX) или воссоздать явления, используя компьютер (CGI). Затем идет наложение на видеоряд во время монтажа (VFX) при постпродакшне.

Фантастическое существо, например, эльфа, орка можно получить, используя грим. Тогда это будет SFX. Если при этом мы воспользуемся компьютерной программой, тогда – это CGI. Такой эффект будет вставлен в киноленту во время Post-production.

Что называется Motion Graphics? Под этим термином следует понимать простейший тип графики, которые применяется для визуального декора видеоклипов, ТВ-заставок, титров в фильмах, в рекламе.

Графика в кинофильме важна и по той причине, что по ней чаще всего судят о качестве и бюджете продукта.