Рациональное и иррациональное мышление: особенности, методы и советы по развитию

Значение рациональности

Определение термина «рациональность» условно делится на несколько критериев.

  1. В основном значение рациональности определяется как совокупность мыслей и действий, сопоставление внутренней картины и реальных действий человека. Простыми словами, рациональность обозначает обдуманность будущих планов и поиск простейшего пути к достижению результата.
  2. Второе значение используется для определения мудрости выбора. Если решение принято правильно, то результат будет достигнут быстро и без лишних затрат денег, моральных или физических сил. Это называют рациональным решением. Если результат был, достигнут с большими потерями, то это называют иррациональным решением.

Фактически каждое определение в каком-то смысле правильно. Рациональное мышление — это обдуманность дальнейших действий или сам результат, который был получен благодаря выбору правильного решения проблемы.

Рациональное решение люди принимают постоянно и используют для этого несколько методик.

  1. Рациональное мышление принимается исходя из положения самого человека. К нему относятся экономические, эмоциональные, психологические и социальные факторы. Совокупность всех критериев человеческой жизни позволяет выбрать наилучшее решение проблемы.
  2. Во время принятия решение люди опираются и на негативные последствия. Оптимальный вариант, можно назвать рациональным.
  3. В тех случаях, когда положительные или негативные последствия не могут быть определены, используется простая теория вероятности. Человек при этом делает выбор в пользу варианта, где шансом добиться результата больше, чем отрицательных последствий.
  4. Ещё один метод, это резкий выбор решения, который основывается на опыте жизни. Если раньше уже приходилось решать подобную проблему, человек, скорее всего, выберет похожий вариант развития событий для себя.

В некоторых кругах реализацию ценностей или выбор называют «инструментальная рационализация».

В сфере психологии и философии часто встречают термин «эпистемологическая рационализация», которая обозначает выбор решения при использовании полученных знаний в течение жизни. Своего рода эпистемология определяет связь в сознании человека между образом мира и самим миром.

Принципы рационального мышления

Можете ли вы назвать себя рациональным человеком? Ниже я приведу признаки, которые помогут вам сделать выводы о своем мышлении.

Итак, мыслить рационально – это:

  1. Думать о будущем больше, чем о прошлом. Рациональные мыслители заботятся о прогрессе и фокусируются на своих целях и задачах, а не на событиях давно минувших дней.
  2. Перед принятием решений отмечать за и против. Когда задумываешься о последствиях, приходится испытывать меньше беспокойства.
  3. Всегда спрашивать сначала о причинах. Рациональный человек не будет просто делать что-то. Он сначала спросит себя о том, для чего это ему нужно.
  4. Не позволять эмоциям брать верх над разумом. Эмоции могут затуманивать взгляд на очевидные вещи. При принятии важных решений рационалист будет руководствоваться трезвой оценкой.
  5. Строить планы и пошагово следовать им. Каждая задача, пусть даже самая простая, требует четкого плана действий. Рациональный человек тщательно прописывает цепочку достижения своих целей, определяет методы, расписывает дедлайны. С таким подходом решать задачи и добиваться прогресса становится проще.
  6. Уметь быстро находить и изучать новое. Рациональность позволяет без труда осваивать любые навыки, всего лишь уделив этому достаточно времени, концентрации и внимательно разобравшись во всех деталях. Такой человек знает, какими методами можно раздобыть ту или иную информацию. Ему не лень копаться в справочниках и спрашивать мнение у более опытных людей.
  7. Вести ежедневник. Это помогает оставаться организованным и не дает забыть о делах.
  8. Адекватно воспринимать и учитывать чужие замечания. Не нужно слепо верить мнению окружающих. Но в любом мнении или критике можно услышать здравое зерно и применить это на благо собственных целей.

Установки с детства. Список

Бо́льшую часть нерациональных установок мы приобретаем в детстве. Так как ум ребенка еще не способен критически мыслить, он воспринимает все суждения взрослых как чистую истину. Во взрослом возрасте каждый человек должен пересмотреть свои взгляды, и понять, какие убеждения его личные, а какие навеяны родителями и воспитателями. Те установки, которые были полезны в детстве и отрочестве, но вредят уже во взрослом возрасте, надо убирать. Они тоже иррациональны. Это значит, что каждая установка, которую мы можем осознать, должна быть подвергнута критическому разбору.

Вот список популярных убеждений, приносящих индивидууму страдания:

  • должен, но не смог;
  • должен был лучше;
  • они (он) мне должны;
  • если я не справлюсь, будет катастрофа;
  • я неудачник по жизни;
  • я никому не нужен.
  • и др.

Все эти умонастроения не имеют логического обоснования. Они попросту бесполезны и их нужно «удалять» из разума, как вирусные программы с компьютера.

Аналитическое мышление в психологии

Мыслительные операции в психологии являются свойством психики и отображают субъективную связь человека с окружающей объективной реальностью. Дискурсионное или аналитическое мышление это – подвид абстрактно-логического мышления, которое базируется на глубокой осознанности, развернуто во времени и характеризуется этапами:

«Сканирование» или осмысление события, ситуации, проблемы

Важной составляющей на данном этапе является высокая мотивация человека в стремлении разрешить ситуацию.
Просмотр вариантов, обработка информации и постановка задач. Выявляются все возможные параметры для решения.
Выдвижение гипотез.
Пути решения проблемной ситуации: использование ранее известных, знакомых алгоритмов или создание нового решения.
Процесс в действии (практическая деятельность).
Проверка гипотез.
При неэффективном решении проблемы период отстраненности и поиск новых решений.

Как развить рациональность

Психологи разработали много способов развить в себе рациональное мышление. Они достаточно просты, не требуют какой-либо специальной подготовки и доступны каждому.

В то время, когда вы размышляете над каким-либо вопросом, фиксируйте возникающие мысли.

  1. Четко очертите проблему, которую вы хотите «обмозговать», наметьте цели и задачи.

  2. Начните вести заметки. Записывайте идеи на листе бумаги. Это поможет вам рассмотреть проблему со всех сторон, изучить ее.
  3. Можно заменить бумагу набором на телефоне, планшете или компьютере. Так вы разложите все по полочкам и вспомните все детали ситуации. На этом этапе станут видны ошибки в рассуждениях или неверные выводы.
  4. Запишите на диктофон ваши идеи, чтоб не забыть. Иногда озарения приходят внезапно.
  5. Запишите в столбик цифры от 1 до 20 по порядку. Постарайтесь напротив каждого пункта написать какую-либо заметку о проблеме. Характеристику, оценку, способы решения — подойдет все. Такой мозговой штурм поможет максимально охватить ситуацию. Внимательно изучите полученный список. Его анализ подскажет вам выход из проблемной ситуации.
  6. Приучите себя искать сразу несколько вариантов решения. Позже, сравнивая их и отбраковывая, вы выберете один, который устроит вас на все 100%.
  7. Если вы чего-то не знаете о проблемной ситуации — узнайте. Принять неверное решение от недостатка информации — это самая частая ошибка. Опросите людей, которые в курсе проблемы, запросите документы и отчеты, если это касается рабочего вопроса. Боитесь показать свою неосведомленность — «гуглите». В сети очень много информации, возможно, именно ваш вопрос освещен в интернете со всех сторон.

Существуют даже определенные «упражнения», способные делать ваше сознание более гибким, учит искать новые пути разрешения трудностей. Конечно, все они основаны на рациональном подходе.

Медитируйте. Это не только духовная практика. Медитация повышает концентрацию, а она очень важна

Сосредоточенность на каком-либо вопросе позволяет быстро и успешно его разрешить, не отвлекаясь от важного.
Пешие прогулки на свежем воздухе насыщают кровь кислородом, что позволяет мозгу продуктивнее работать. Попробуйте обдумывать важные вопросы на природе.
Отличное и очень простое упражнение

Возвращайтесь домой, немного меняя привычный маршрут. Если вы не первый год ходите одной и той же дорогой — смените ее. Пройдите не по привычной аллее, а по соседнему переулку, Выйдите на остановку раньше и пройдите оставшийся путь пешком. Или проедьте дальше, а потом вернитесь. Это упражнение основано на том, что все повторяющиеся ситуации сознание не просматривает, а как бы «архивирует». Мы реагируем только на изменения. Смена маршрута взбодрит ваш мозг, заставит его включиться в «рабочий режим».

Таким образом, рационально мышление — это инструмент, позволяющий нам добиваться поставленных целей, решать сложные и не очень вопросы, разбираться в ситуациях, и в целом, полноценно строить свою жизнь.

Формы абстрактного мышления

Абстрактное мышление состоит из понятия, суждения и умозаключения. Когда человек начинает мыслить абстрактно, он последовательно проходит через все три формы и в результате приходит к общему выводу.

Понятие. Помогает объединять общие свойства предметов или явлений. Свойства могут различаться по предназначению, но принадлежать к одному кластеру вещей. Например, хрущевка, дуплекс, высотка и таунхаус. Все они относятся к зданиям, но в некоторых живут люди, в других расположены офисы, в третьих — открывают кафе.

Суждение. Это мысль, которая утверждает что-либо о предмете. Суждение бывает правдивым или ложным, простым или сложным. Например, утверждение «Дом стоит на поверхности» — будет простым. Сложный вариант — «Дом стоит на поверхности, потому что у него есть фундамент». Оба утверждения — правдивые.

Суждения становятся ложными, когда мы руководствуемся личным интересом или собственными доводами, а не объективной действительностью. Пример такого суждения — «Дом стоит на поверхности, потому что его держат черепахи».

Умозаключение. Это мысль, которая сформировалась из нескольких суждений. Умозаключение состоит из предпосылки, вывода и заключения. Предпосылка — это суждение о понятии. Вывод состоит из логических размышлений о суждении с добавлением мыслей о других суждениях. Заключение становится результатом абстрактного мышления. Например:

«В доме есть окна» + «В доме нет сквозняка» → «В окнах дома нет щелей»

Интуиция

Это действующий инструмент познания, который противопоставлен рациональному, понятийному мышлению. В науке он определяется как составляющая психологического элемента существующих рабочих методов познания. С точки зрения психологии, при рассмотрении интуиции как явления возникает субъективная иллюзия конкретности и синтетичности данного понятия, которое более, так сказать, вещественно, нежели дискурсивное абстрактное мышление. Но на самом деле это лишь видимость, поскольку психологически интуиция обосновывается осознанием бессознательно протекающих мыслительных процессов: человек очень много думает о какой-то проблеме, тем самым бессознательно подталкивая себя к тому, что он знает, как она в итоге развернется. И, можно сказать, предугадав результат, считает, что он почувствовал это на уровне интуиции – как же тут опровергать ее неоспоримую значимость?

Сегодня очень многие люди рассматривают интуицию в ключе некой сверхспособности, развитой у кого-то чуть больше, а у кого-то чуть меньше. Вы, наверное, не раз слышали о таком понятии, как «женская интуиция». Вокруг женского чутья и удивительной способности предчувствовать какое-либо событие ходит немало споров. Не исключено даже то, что вы нередко ощущали значимость данного феномена на себе: почувствовав какую-то тревогу за близкого, вы говорите себе: «Интуиция мне подсказывает, что с ним что-то не так…» В действительности на подсознательном уровне вы просто достаточно долгий период времени размышляли об этом человеке, и в большинстве случаев знали или были уведомлены о том, что ему в какой-то мере по каким-то причинам реально может угрожать опасность. Теоретически обосновать данное явление, применяя логические умозаключения, на данный момент окончательно и полно пока никому не удалось.

Человеческое наитие нередко связывают с другими элементами иррационального познания. Интуиция и творчество – шагающие рука об руку две способности человека, которые имеют прочную взаимосвязь и взаимозависимость. Поскольку творчество представлено продуктом биосоциального эволюционного преображения человека, оно также являет собой необычайную и фактически не поддающуюся анализу возможность обработки новой информации. Равно как и интуиция.

Удивительно и то, что, будучи явлением, протекающим на подсознательном или бессознательном уровне и не подчиненным существующим правилам, на уровне результата творчество может быть совмещено с деятельностью рациональной. Иными словами, творчество не противопоставлено рационализму – здесь одно дополняет другое. Заниматься творчеством – означает обладать способностями к выработке конкретных приемов, получению новых знаний, овладению навыков, познанию чего-то нового, неизвестного. Это ли не познание?

И все же, в отличие от интуиции, ничего таинственного в творчестве нет. Ведь оно подлежит научному исследованию и обоснованию. Такого рода деятельность проецируется мозгом, как бы там ни было. В то время как интуиция возникает на уровне неконтролируемого действия, ощущения, беспокойного взволнованного чувства. Вот перед вами стоит выбор: поставить на красное или на черное. Вы ведь выбираете одну или другую позицию не потому, что можете это логически обосновать. Это просто ваш выбор. И выбор этот сделан интуитивно.

Значение иррациональности

Иррациональность делает человека уязвимым, но он сам не осознает своих заблуждений.

Негативные последствия такого мышления многообразны:

  • нарушается восприятие внешнего материального мира;
  • нет приспособляемости, гибкости;
  • снижается мотивация к действию;
  • развивается страх перед общением с вышестоящими людьми, а также необоснованный страх общественного порицания;
  • снижается эффективность в профессиональной деятельности;
  • развиваются тревоги и депрессии.

Заметим, что вообще мыслить о своих эмоциях бесполезно. Поэтому иррациональность — это в психологии негативное состояние.

Чек-лист критического мышления

Чтобы отличить правдивое и важное от «белого шума», к информации нужно подходить критически. «5W+H» — базовая методика проверки новых данных

Это система вопросов, с помощью которых следует проверять всю входящую информацию. Ответы помогут понять, насколько можно доверять источнику и какие решения стоит принимать на основе этих данных

Кто

  • получит выгоду?
  • пострадает?
  • принимает ключевое решение?
  • будет затронут больше всего?
  • тоже размышлял об этом?
  • может дать консультацию?
  • входит в число ключевых участников?
  • заслуживает признания?

Каковы

  • преимущества и недостатки?
  • другие точки зрения?
  • альтернативы?
  • контраргументы?
  • лучшие/худшие возможные сценарии?
  • самые важные/незначительные варианты?
  • возможности позитивных изменений?
  • препятствия для наших действий?

Где

  • можно столкнуться с этим в реальной жизни?
  • встречаются аналогичные концепции и ситуации?
  • это больше всего необходимо?
  • это может стать проблемой?
  • найти больше информации?
  • получить помощь?
  • это будет работать?
  • есть области для улучшения?

Когда

  • это допустимо/неприемлемо?
  • это принесет пользу обществу?
  • это вызовет проблемы?
  • лучшее время действовать?
  • будет виден результат?
  • это сыграло роль в истории?
  • ожидать изменений?
  • стоит попросить о помощи?

Как

  • это соотносится с похожими данными?
  • это может повлиять?
  • мы получили эту информацию?
  • найти безопасный подход?
  • это помогает нам/другим?
  • это вредит нам/другим?
  • это может выглядеть в будущем?
  • использовать это нам на пользу?

Почему

это проблема?
это важно для меня/других?
это наилучший/наихудший сценарий?
это влияет на людей?
люди должны об этом знать?
это было неизменным так долго?
мы позволили этому случиться?

Подробнее о методике «5W+H» и тренировке критического мышления — в подкасте РБК Трендов «Списать не получится»:

Что такое иррациональное мышление

Те, кто обладает рациональным типом мышления, как правило, не обладает никакими особенными способностями к воспроизведению образов, к фантазиям, имеют определенные ограничения в этих аспектах.

В то же время, те, кто обладает мышлением иррациональным, могут при принятии решений руководствоваться чувствами, впечатлениями, просто душевным состоянием.

Лучше всего иррациональное мышление демонстрируют дети. Именно они не ограничены никакими рамками, говорят то, что думают, не размышляя о последствиях. Обладают способностью фантазировать и представлять даже самые немыслимые ситуации. В детском сознании отсутствуют такие понятия как рассудительность и задумчивость относительно собственных поступков. Именно поэтому они могут принимать иррациональные решения.

Множество знаменитых людей имели именно иррациональный тип мышления. Это были художники, писатели, драматурги и другие. Многие из них в последствие стали знаменитыми, и все благодаря тому, что использовали именно иррациональный тип мышления.

По сути, рациональный и иррациональный виды мышления являются двумя сторонами одной медали. Если разобраться, то человеку необходимы навыки в обеих областях, тогда как часто люди выбирают только один тип, который кажется наиболее верным.

Если трезво оценивать все эти факторы, то нужно признать, что рациональное и иррациональное мышление идут рука об руку, никак не мешая друг другу, но, наоборот, дополняя.

Как правило, успешные люди в одинаковой мере обладают обоими типами мышления, успешно их используют и с помощью их решают огромное количество сложных  задач.

Формирование того или иного типа мышления происходит на протяжении всей жизни, обладать им может как взрослый, так и ребенок. В то же время, мотивировать на приобретение определенных навыков может родитель ребенка или наоборот.

Человек разумный выбирает комбинацию обоих типов мышления, при этом форма их может очень сильно различаться, однако на сегодняшний день существуют специальные тесты, которые способны показать принадлежность личности к тому или иному типу мышления.

Подытоживая, можно сказать, что каждый, кто хочет стать по-настоящему успешным, должен стремится к тому, чтобы развивать и иррациональное, и рациональное мышление. Научиться думать рационально, грамотно выстраивать аргументацию и, наконец, овладеть всеми преимуществами логики можно с помощью курса «Мышление Шерлока». Занимательные головоломки, простое и понятное объяснение основных логических законов — все это поможет стать не просто более рациональным, но и обрести такие качества, которым бы позавидовал сам Шерлок Холмс!

Рациональное поведение производителя

Для производителя (предпринимателя) главной целью является получение максимальной прибыли при минимальных затратах. Рационализация производства ставит перед предпринимателем проблему эффективного использования ресурсов. Это главный фактор повышения производительности и максимизации прибыли. Способы повышения производительности труда:

  • снижение затрат;
  • специализация (разделение труда);
  • увеличение объема выпускаемой продукции;
  • расширение производства при повышении спроса;
  • переключение на выпуск другого товара при снижении спроса;
  • модернизация производства, внедрение новых технологий;
  • улучшение качественных характеристик продукции;
  • профессиональный рост сотрудников;
  • создание системы мотивации персонала к эффективной деятельности;
  • освоение новых рынков;
  • эффективное управление.

Производитель всегда должен быть осведомлен о ситуации на рынке, анализировать спрос, формировать оптимальную цену.

Зачем нужна рациональность?

Рациональный человек на протяжении всей своей жизни старается искать оптимальные решения проблем. То есть находить варианты, которые не требуют больших денежных вложений, физических и моральных сил. Для этого он использует личный опыт, расчёты, логику и возможный конечный результат в каждом из вариантов.

Если рассматривать рациональность как качество личности, то оно проявляется во время соглашения разума с полученной информацией, принятым решением, анализом принятия подходящего варианта, построенной логической конструкцией и обоснованностью варианта.

К примеру, можно привести банкиров, которые постоянно рискуют деньгами из-за недостаточной информации о своих клиентах. При этом все их действия можно назвать обоснованным риском. Для того чтобы минимизировать денежные потери в связи с возможными рисками, банкиры используют отработанные годами методы, анализируют рынки, просчитывают потенциал своей клиентуры.

Репрезентативность

Под репрезентативностью понимается суждение, основанное на стереотипах. Приведем следующий пример. Как известно, в США зачисление в колледж основывается на среднем балле в школе (grade point average — GPA). В начале 1990-х гг. в одном из университетов США средний школьный балл поступивших студентов был 3,44, а средний балл в колледже — 3,08. Данная информация предоставлялась испытуемым, а затем их просили предсказать успеваемость в колледже трех студентов, основываясь на их среднем балле.

Большинство людей основывали свой прогноз на стереотипе и абсолютно не учитывали так называемую «регрессию к среднему». Например, плохой школьник мог иметь низкий средний бал в результате неудачного стечения обстоятельств в период обучения в школе, а в колледже его успеваемость могла повыситься более значительно, чем у хороших школьников. Часто люди исходят из небольшой выборки, предполагая, что она является репрезентативной по отношению к общей картине. При этом не учитывается, что выборка сама может являться выражением случайности, а не закономерности. Подобная эвристика полезна во многих жизненных ситуациях, но она может также приводить к принятию неправильных решений.

Например, на финансовых рынках инвесторы могут экстраполировать кратковременный рост прибылей компании слишком далеко в будущее и в результате переоценивать стоимость «гламурных» компаний. Это уменьшит будущую доходность акций быстрорастущих компаний, когда темпы роста снизятся и цена акций упадет. Аналитики обнаружили, что акции, которые в течение одного трехлетнего периода были наименее прибыльными, характеризовались наибольшей доходностью в последующие три года. И наоборот, акции, наиболее прибыльные в первый трехлетний период, в последующем отличались наименьшей доходностью.

Восприятие во сне

Многочисленные исследования помогли установить тот факт, что сон – как режим отдыха мозга – признан таковым необоснованно. Было доказано, что в таком состоянии периодически изменяется давление, учащается дыхание, пульс становится частым и аритмичным, а гормональная активность увеличивается в разы. Нередко параметры спящего человека достигают уровня этих же показателей в состоянии бодрствования, а то и превышают его. Такие всплески во сне именуются рэм-фазой – фазой сновидений. Примечательно и то, что именно в этот момент, в момент повышенной активности мозга, он практически полностью перестраивается и отстраняется от внешнего мира, обрабатывая информацию и сортируя ее исключительно в пределах внутренней мозговой деятельности. В эти минуты человек видит сны. И сны эти нередко бывают пророческими, реалистичными, предсказательными.

Можно вести массу дискуссий на тему того, что все это в жизни не применимо и никакого значимого смысла для общества оно не несет за недостаточностью научных обоснований. Но как же тогда объяснить тот факт, что Менделееву приснилась его таблица химических элементов во сне? Разве не несет она сегодня огромное значение для общества тем, что поясняет и описывает взаимосвязи и взаимозависимость всех существующих химических соединений, известных человеку?

Как считаете лично вы: несет ли в себе иррациональное познание столь же большое значение, сколь обоснованное рациональное и значимое чувственное?