Содержание
- У ракеты есть солнечные батареи
- Как попасть на Марс?
- Триумф Falcon 9
- Инфраструктура и туннелирование – The Boring Company
- SpaceX первой в истории создала многоразовый космический транспорт?
- Grasshopper
- Зачем космическому кораблю нужны пилоты?
- Испытания корабля Starship
- Что могло случиться с Inspiration 4 на орбите?
- Космический корабль SpaceX – Dragon
- Как SpaceX планирует захватить мир
- «Мафия Paypal»: электронные деньги и не только
- Даже Безос повторно использовал ракету раньше, чем Маск?
- Первая посадка на корабль-дрон
- Falcon 1
- Автомобилестроение – Tesla
- Запуск космических туристов на корабле SpaceX
- За что чаще всего критикуют Маска и на какие вопросы он не отвечает?
- «Это опасная миссия»
- Большой Гребаный (Космический) Корабль
У ракеты есть солнечные батареи
На видео, в котором объяснялась миссия, BFS развертывает набор солнечных панелей недалеко от двигателей. Как это работает, никто не объяснил, и на изображениях видно, что их не к чему крепить. Так что это пока только концепция.
И в этом нет ничего неожиданного — солнечная энергия это самый практичный способ пополнения малых и средних запасов электроэнергии, используемых для таких систем, как освещение и жизнеобеспечения. Большинство космических аппаратов и Международная космическая станция этим и пользуются.
Однако до сих пор мы не видели, как будут развертывать эти солнечные панели.
Как попасть на Марс?
Кроме того, она может взять лишь несколько человек или один спутник и доставить их на НОО — но если вы собираетесь на Марс, вам понадобится много больше, чем это. Вам придется взять больше массы и лететь дальше. Умножив расстояние на полезный груз, Элон объясняет, что марсианская транспортная система будет «буквально в миллион раз более способной, чем нынешняя система запуска всего мира. Должна быть такой».
А еще она должна быть невероятно продвинутой. Элон говорит, что ей нужно быть не только больше, но и эффективней. «Существует фальшивая дихотомия, когда дело доходит до «маленьких и сложных» или «больших и тупых» ракет. Люди говорят о «большом тупом носителе» — но все устроено не так. Нужен большой умный носитель. Если вы хотите построить колонию на Марсе, у вас нет выбора — вам придется сделать его большим и эффективным».
Итак, все, что нужно, — построить ракету, которая в миллион раз более способна, чем лучшие современные ракеты, эффективна, умна и хороша в постели.
SpaceX строит ее. Встречайте Большую Гребаную Ракету.
По этой картинке сложно понять ее размер. Давайте добавим что-нибудь для масштаба:
Или как насчет этого:
Есть еще вот:
Это небоскреб. Или, как говорит Элон, «пока это самый большой летающий объект в истории».
На презентации Элон объяснил, что это не первые наброски ее вида, это не впечатление художника — она так и будет выглядеть. Это то, что они строят.
К сожалению, SpaceX, похоже, испытывает экзистенциальный кризис, когда дело доходит до придумывания названий. Сначала это был Mars Colonial Transporter, затем его переименовали (потому что он сможет выбраться и за пределы Марса) в Interplanetary Transport Syste. Также на презентации Элон отметил, что пока не выбрал окончательное название, но тот космический аппарат, который первым полетит на Марс, будет назван «Золотое сердце».
Именно поэтому — пока я не услышу обратное — я буду называть эту ракету, как когда-то ее называл Элон: Большая Гребаная Ракета (Big Fucking Rocket, BFR).
Большая Гребаная Ракета гребанно большая. Будучи 130 метров в высоту, это по сути 40-этажный небоскреб. Будучи 13 метров в диаметре, она будет также в три раза тяжелее и мощнее с точки зрения тяги гигантской Saturn V — ракеты миссии «Аполлон» — которая пока что остается самой большой ракетой, построенной людьми.
Вот так она выглядит рядом с другими ракетами:
Разница становится еще более разительной, если сравнивать ее с ракетами с позиции массы полезного груза (грузоподъемности груза и людей), которую они могут выводить на орбиту.
Для сравнения: ракета Falcon 9 сможет доставить 4 тонны полезного груза на Марс, а Falcon Heavy — самая мощная на сегодня ракета — 13 тонн. Элон считает, что БГР сможет сперва доставить несколько сотен тонн ценного груза на Марс, а впоследствии — 1000 тонн. Абсурд этой статистики — что гигант Falcon Heavy сможет поднять лишь 1% груза БГР — невозможно постичь.
Теперь, чтобы все прояснить — то, что называется Большой Гребаной Ракетой, по сути, является двумя вещами: Большим Гребаными Кораблем на верхушке Большого Гребаного Носителя.
Триумф Falcon 9
Фалконы 9 серии были анонсированы даже раньше первых — в 2005 году. В их разработку и тестирование компания вкладывала максимум усилий. Очевидно, что именно «девятку» Маск планировал как свой триумф: первый запуск был отменен за несколько секунд из-за технических проблем. Никаких крушений не должно было быть. И на этот раз все прошло успешно.
Falcon 9 стал визитной карточкой SpaceX и её же главным достижением: всего за 7 лет произошло 38 запусков, из которых 36 были удачными. Но главное — это возвращаемые ступени от ракеты носителя, которые уже 13 раз успешно приземлялись и приводнялись для повторного использования. Кстати о приводнении — для этих целей SpaceX разработал специальную плавучую платформу ASDS, которая не просто плавает, а делает это автономно и беспилотно.
By SpaceX CC0 or CC0, via Wikimedia Commons
Высокая надежность и конкурентоспособность вывели Маска и его компанию в лидеры коммерческого космоса не только в мире, но и в самих США. В 2013 году они владели лишь 10 процентами рынка, в 2017 году — уже 45, а в будущем 2018 планируется достичь 60%. Стоит отметить, что при этом российский и европейский сегменты рынка сокращаются из года в год.
В данный момент идут разработки тяжелого варианта ракеты — Falcon Heavy, но не ракетами едиными жив SpaceX.
Инфраструктура и туннелирование – The Boring Company
Строительство в США в настоящее время переживает серьезный застой, если сравнить с Азией и Европой. Вместе с Boring Company Маск хочет усовершенствовать технологию туннелей и вернуть инфраструктурные возможности в США.
Буровая компания уже имеет тестируемый объект – это испытательный туннель SpaceX в Хоторне (Калифорния), построенный исключительно для исследований и разработок.
Проблема с туннелированием – это стоимость. Она составляет около 1 миллиарда долларов за милю, а нужно снизить до 100 миллионов долларов. Так посчитали Маск и его команда. Для достижения такого финансового показателя тоннели будут в два раза уже (4,2 метра диаметром), чем существующие.
Интересная деталь. Концепция проекта – автомобили не будут ехать по туннелю, их будут транспортировать по электрорельсах со скоростью 200 км/час. А еще владельцы Tesla могут ездить по обычным дорогам, потом заезжать в лифт и спускаться в туннель. А еще это можно будет сделать из собственного дома (!) – в 2018 году Маск получил разрешение на строительство испытательного гаража, который напрямую связан с системой туннелей.
Почему туннели могут быть намного меньше традиционных, спросите вы. Потому, что это туннели для электрокаров, которым не нужно так много пространства для вентиляции.
Еще один амбициозный проект Boring Company. Это туннель от Вашингтона до Нью-Йорка. Сейчас люди тратят четыре часа на это путешествие. Маск считает, что проезд поездом Hyperloop по туннелю Boring Company займет всего 29 минут. Это превращает весь среднеатлантический регион в огромный мегаполис.
Про свою «скучную компания» Маск говорит, что это хобби, занимающее всего «2-3 процента» его времени. Честно говоря, тут мы задумались о смысле жизни – а что полезного делаем мы?
SpaceX первой в истории создала многоразовый космический транспорт?
Космические транспортники «Энергия-Буран» и Space Shuttle
Нет. Ракеты-носители, которые возвращались из космоса и могли использоваться повторно, появились еще в период холодной войны. Они входили в состав по меньшей мере двух космических транспортных систем того времени. Одной из них была американская Space Shuttle, другой — советская «Энергия-Буран». В обеих системах первая ступень ракеты не разбивалась с грохотом об землю, как это закономерно происходит после взлета, а плавно опускалась вниз на парашютах. Это были первые попытки сохранить самую ценную часть конструкции, которая включает двигатель. Тем не менее оба проекта не оправдали себя экономически и, в конце концов, были закрыты.
Grasshopper
Grasshopper был прототипом ракеты высотой в 100 этажей, который взлетал с площадки McGregor, штат Техас, что позволило компании получить больше опыта в вертикальной посадке ускорителей.
Хотя Grasshopper не привлек столько внимания средств массовой информации, как другие программы SpaceX, он был ключом к дальнейшему совершенствованию многоразовой первой ступени Falcon 9.
Аппарат Grasshopper совершил восемь испытательных полетов в период с 2012 по 2013 год, в последнем полете Grasshopper взлетел на высоту 744 метра.
Затем программа Grasshopper была прекращена, чтобы SpaceX могла сосредоточить больше ресурсов на разработке Falcon 9.
Зачем космическому кораблю нужны пилоты?
Те, кто не особенно интересовался историей и настоящим космических полетов, считают, что человек на борту космического корабля — скорее излишество. Мол, там все летает «по программе», автоматически, а человек-космонавт нужен скорее «для престижа».
Нет ничего дальше от истины.
Начиная с самого первого космического полета (гагаринского), автоматически и гладко в космосе все идет далеко не всегда. Из-за проблем в работе автоматики корабль «Восток-1» подняло на 100 километров выше расчетной орбиты. Это был огромный риск: при расчетной орбите «Восток» при отказе тормозного двигателя сошел бы с орбиты сам, за счет торможения о верхние слои атмосферы. С более высокой орбиты он бы сходил недели, в течении которых Гагарин умер бы от жажды и голода (с удушьем). При спуске автоматика выдала запрет на штатное разделение отсеков, отчего Гагарина вращало кувырком вместе с кораблем минут десять.
Разработчики корабля понимали, что автоматика в сложных условиях может не справиться, поэтому у «Востока» было ручное управление. Проблемы автоматики, к счастью, были не настолько капитальными, чтобы до этого дошло, но, тем не менее, у Королева и Мишина никогда не было мнения современной публики «космонавт в космосе — декорация».
Фото с борта корабля Gemini VIII, сделанное перед той самой стыковкой, после которой корабль начало крутить. Второй член экипажа после происшествия публично благодарил небо за то, что ему повезло лететь с Нилом Армстронгом, быстро спасшим ситуацию
Источник изображения: Wikimedia Commons
«Такая спасательная операция была вызовом, но вполне преодолимым».
«Ты знаешь, даже если бы об этом знали, то лучше было бы не знать… Разве не лучше было бы для экипажа иметь счастливый полет и умереть в его конце неожиданно, чем оставаться на орбите, зная, что ничего не может быть сделано?»
Все это показывает: и в XXI веке на борту космического корабля полезно иметь астронавтов-профессионалов, способных оценить риск и отреагировать на него вовремя.
Испытания корабля Starship
Чтобы сделать это, компании нужно доказать, что корабль Starship способен взлетать и приземляться в любых условиях, будь то Земля, Луна или Марс. Испытания прототипов проводятся с 2020 года: сначала конструкция совершала небольшие «прыжки», а потом начала взлетать на большую высоту. В ходе испытаний компания придумала очень хитрый способ торможения корабля перед посадкой — в какой-то момент он принимает горизонтальное положение и увеличивает сопротивление воздуха. Непосредственно перед приземлением корабль снова поворачивается вертикально. В ходе некоторых испытаний прототипы взрываются, но это совершенно нормально.
А еще SpaceX хочет ловить ракету Super Heavy при помощи специальной башни. Подробнее об этом я писал тут
Что могло случиться с Inspiration 4 на орбите?
Проблема Inspiration 4 заключалась не в том, что ее Crew Dragon Resilience мог взорваться на орбите — это вряд ли, там же не должны работать двигатели аварийной системы спасения. Она была в том, что это еще и самая новая модификация самого нового из летающих космических кораблей землян.
Капсула Crew Dragon C204, в составе пилотируемого космического корабля Crew Dragon SN 2-1, 18 декабря 2018 года. Уже в марте следующего года она пристыкуется к МКС, а в апреле — взорвется на космодроме
Источник изображения: Wikimedia Commons
Следует понимать: эта модификация корабля никогда не была в космосе. Никаких беспилотных проверочных полетов с ней не было в принципе. Быть уверенными, что там три дня не возникнет утечек воздуха через какое-то малозаметное микроотверстие, возникшее в связи с установкой купола, заранее было невозможно.
Никто в современном NASA никогда не отправил бы людей в космос на корабле с настолько серьезными модификациями, предварительно не испытав его в полном объеме. A SpaceX — отправила.
Отметим: мы не критикуем компанию. Это ее стиль: Маск создал ее для дела, которое в принципе неосуществимо без человеческих жертв — для освоения Марса. Если он будет каждый раз после замены носовой части корабля его полностью испытывать, то создать базу на Красной планете при таком подходе не успеет, ведь люди не живут вечно. И есть очень большие сомнения, что после его смерти кто-то сможет с такой же энергией двигаться к покорению Марса, так что его терпимость к риску более чем понятна.
Из четырех членов экипажа у пары был приличный опыт пилотирования — но только самолетов. Насколько они могли бы справиться с экстренным ручным управлением в случае непредвиденной ситуации, знают только в SpaceX. Но компания не раскрывает, по какой программе и насколько интенсивно тренировала астронавтов-любителей перед стартом
Источник изображения: Wikimedia Commons
Для самого Илона Маска — это глубоко вчерашний день
Сейчас почти все его внимание в космической области сконцентрировано на Starship, несопоставимо более крупном и амбициозном проекте, на фоне которого Crew Dragon — мелочь. Маск и отправляет его в частные полеты во многом потому, что NASA не хочет покупать запуски повторно используемых кораблей SpaceX и требует от компании для каждого нового «государственного» полета строить новый
Но мы вынуждены признать и то, что такой подход рано или поздно приведет к неприятным последствиям. И, как бы нам этого не хотелось, возможно, к человеческим жертвам. У Маска и SpaceX налицо синдром «культуры риска». Что это такое и к чему она может привести?
Космический корабль SpaceX – Dragon
Этот транспортный корабль стал настоящей инновацией SpaceX. По данным на 2019 год, Dragon – единственный космический корабль, который отправляет полезный груз на МКС и возвращает его со станции на Землю.
Первый макет корабля был установлен на второй ступени Falcon. В декабре 2010 года ракета с Dragon на борту дважды облетела Землю, были продемонстрированы возможности Dragon по переходу с одной орбиты на другую. Полезным грузом в этом запуске служила сырная головка.
В 2012 году Dragon побывал на МКС и привёз экипажу станции 520 кг груза. Затем корабль возвратился и оказался в тихоокеанских водах. В тот же год он совершил коммерческий рейс, доставляя материалы для научных экспериментов и итоги уже проведённых на станции исследований. В 2017 Dragon впервые запустили с повторной капсулой.
В 2014 году анонсировали новую модель корабля – Dragon V2. Это уже не только грузовая, но и пассажирская модификация (пилотируемая), с экипажем до 7 человек.
Первый беспилотный полёт провели в марте 2019 года. Испытательный полёт с экипажем назначен на лето 2019 года. Это космическое путешествие оценивают в $150 млн.
Читайте: 10 роботов от Boston Dynamics, которые поражают воображение и внушают страх
Как SpaceX планирует захватить мир
После банкротства OneWeb единственным активным и масштабным проектом является StarLink.
Всего в рамках миссии запустят 11 тыс. спутников. Запуск и подключение обойдутся SpaceX в $10 млрд. Это позволит обеспечивать широкополосный интернет со скоростью 1 Гбит/сек — то есть равноценный стандарту 5G.
Каждый спутник весит 260 кг и имеет конструкцию из плоских панелей для максимально компактного размещения на ракете Falcon 9. Спутники оснащены четырьмя антеннами с фазированной решеткой и ионными двигателями на криптоне.
Дизайн основной части спутника Starlink
(Фото: Starlink)
До конца года SpaceX планирует развернуть спутниковую связь в 25 странах. Для этого компания собирается построить завод по производству комплектов для подключения Starlink в городе Остин, штат Техас. Также компания недавно подала заявку на обеспечение доступа к спутниковому интернету для движущихся объектов: наземного транспорта, морских судов и самолетов. По информации СМИ, телеком-проект StarLink является частью плана Илона Маска по покрытию расходов на более амбициозные проекты, такие как полеты и поселение на Марсе. Мировая индустрия интернет-доступа приносит около $1 трлн годового дохода. Маск считает, что если StarLink сможет получить хотя бы 3% от этого рынка, то компания сможет зарабатывать примерно $5 млрд.
Анимация, созданная Дэном Олтрогге из Analytical Graphics, показывает 57 тыс. запланированных спутников, запускаемых на орбиту вокруг Земли с 2017 по 2029 год. Большинство запланированных спутников будут принадлежать компании Илона Маска StarLink. Каждая точка в анимации представляет один спутник.
«Мафия Paypal»: электронные деньги и не только
Работая над своими «Жёлтыми страницами» Zip2, Маск понял, что необходимо создать удобный онлайн-сервис для оплаты товаров и услуг через интернет. Сфера электронной коммерции тогда только появилась, но сервиса для переводов уже не хватало. Чтобы перевести деньги, требовалось идти в отделение банка или к ближайшему банкомату.
В 1999 году Илон Маск основал компанию X.com — один из первых в мире онлайн-банков. Детище Маска признали на государственном уровне, а счета клиентов X.com были застрахованы в соответствии с законами США, как вклады в обычных банках. Это поспособствовало невероятному успеху проекта. За несколько первых месяцев существования сервиса его услугами воспользовались 200 тысяч клиентов.
Независимо от Маска другая группа инноваторов во главе с Питером Тилем и Максом Левчиным разработала приложение, позволяющее оплачивать покупки с помощью карманного компьютера PalmPilot — предка современных смартфонов и планшетов.
Приложение называлось PayPal, что можно перевести с английского, как «заплати другу». Оно позволяло привязать банковскую карту к карманному компьютеру и совершать операции по ней, обмениваясь информацией через инфракрасный порт (какая древность!). Для защиты транзакций в приложении использовались алгоритмы шифрования, в которых Левчин отлично разбирался.
Пути команд Илона Маска и Питера Тиля вскоре сошлись. Они объединили свои разработки под единым брендом PayPal. Компания успешно действует до сих пор, а её имя стало синонимом совершения виртуальных платежей в интернете. Сегодня у PayPal более 200 миллионов пользователей по всему миру.
В 2002 году Маск и его партнёр продали проект интернет-гиганту eBay за 1,5 миллиарда долларов. Илон получил тогда 165 миллионов долларов чистой прибыли.
Интересно, что люди, работавшие в компании PayPal на заре её появления, до сих пор поддерживают тесные связи между собой. В прессе их называют «мафией PayPal». За прошедшие годы они создали множество инновационных проектов, стоимость которых превышает 30 миллиардов долларов.
Считается, что в «мафии» состоит около 20 человек. «Крёстным отцом» называют Питера Тиля. Сегодня он владеет венчурным фондом и оказывает финансовую помощь многим перспективным стартапам. При поддержке Тиля появились LinkedIn и SpaceX.
Бывшие сотрудники PayPal Стив Чен, Чад Хёрли и Джавед Карим также входят в «мафию». Благодаря их усилиям в 2005 году был основан YouTube.
Вице-президент PayPal Рид Хоффман отвечал в компании за внешние коммуникации. После увольнения он основал профессиональную социальную сеть LinkedIn. В ней зарегистрировано 740 миллионов пользователей, представляющих 150 различных отраслей бизнеса.
Макс Левчин, работая над защитой платежей в PayPal, первым массово внедрил тест CAPTCHA, позволяющий отличить человека от компьютерной программы. В научных статьях такой метод защиты называют тестом Гаузебека — Левчина.
Ещё один «мафиози», Ишан Вонг, несколько лет возглавлял портал Reddit. Этот сайт сочетает в себе черты агрегатора новостей и социальной сети. В 2021 году он занимает 18-е место по посещаемости в мире и 7-е в США.
Даже Безос повторно использовал ракету раньше, чем Маск?
Да. Blue Origin, частная аэрокосмическая компания Джеффа Безоса, первой в мире посадила побывавшую в космосе ракету вертикально, а после закрепила успех повторными запуском и посадкой того же аппарата. Первая ступень корабля New Shepard дважды приземлилась с помощью реактивной тяги, что позволило Blue Origin опередить работающую над аналогичной технологией компанию Маска.
Многоразовая часть New Shepard после посадки
Дебютная посадка New Shepard состоялась 24 ноября 2015 года в Техасе, где ракета села на твердую землю. А первая ступень Falcon 9 впервые удачно приземлилась на суше только месяц спустя — 22 декабря на мысе Канаверал. Не теряя времени даром, Blue Origin снова отправила тот же аппарат в космос и вернула его на материк 23 января текущего года, закрепив за New Shepard статус первой многоразовой ракеты с вертикальной системой посадки. Тем временем SpaceX все еще не запустила ни одной своей ракеты повторно и лишь провалила очередную попытку посадить Falcon 9 на баржу в океане.
Первая посадка на корабль-дрон
Настойчивость, проявленная Маском и его сотрудниками, наконец увенчалась успехом 8 апреля 2016, когда первая ступень Falcon 9 мягко приземлась на дрон под названием «Of Course I Still Love You» в Атлантическом океане. Космический аппарат Dragon, который поднял в воздух Falcon 9, также осуществил знаменательный полет, доставив надувной расширяемый модуль активности Bigelow на Международную космическую станцию.
Показатели успешности посадки модулей SpaceX резко улучшились после полета в апреле 2016 года, хотя некоторые ускорители время от времени все еще не достигают цели. Показатели успешных полетов Falcon 9 также высокие; однако, во время последнего запуска в сентябре 2016 на стартовой площадке перед взлетом взорвалась ракета.
У SpaceX имеется второй корабль-дрон, «Just Read the Instructions», который используется для приземления в Тихом океане после запусков со станции ВВС Ванденберг в Калифорнии. Оба аппарата названы в честь вымышленных звездолетов в научно-фантастических книгах Иэна М. Бэнкса.
Falcon 1
Это первая частная ракета лёгкого класса, вышедшая на околоземную орбиту. В первой ступени ракеты была парашютная система, за счёт которой конструкция должна приземляться в океан после расстыковки. Но за пять запусков возвращения первой ступени не состоялось.
Первый запуск – 24 марта 2006 года – завершился неудачей из-за пожара: из двигателя начал вытекать керосин (проржавели алюминиевые накидные гайки от датчика давления), и ракета рухнула в воду.
Второй запуск – 21 марта 2007 года – не удался из-за проблем уже со второй ступенью (её двигатель отключился на 474 секунде полёта).
Третий запуск – 3 августа 2008 года – тоже закончился провалом: впервые был использован усовершенствованный двигатель Merlin 1С, а не Merlin 1A, как раньше, и команда не учла его импульс последействия. В результате первая ступень ударила вторую во время расстыковки.
Четвёртый запуск ракеты-носителя был удачным. 28 сентября 2008 года Falcon 1 доставила на орбиту макет полезной нагрузки.
Финальный запуск – 14 июля 2009 года – завершился успешной доставкой на орбиту первого коммерческого малайзийского спутника RazakSAT.
Автомобилестроение – Tesla
В 2003 году Tesla был вторым проектом Маска после PayPal, и до сих пор остается одним из самых амбициозных.
Tesla – автомобильная компания, которая всерьез собирается отправить традиционный автомобильный бизнес в небытие. Она создает электрокары будущего с автономным управлением, которые будут зарабатывать деньги своим владельцам! Как такое возможно? Сдача в аренду, например, для услуг такси, пока семья не использует автомобиль.
Маск сформулировал свое видение Tesla в посте 2016 года:
- Создать электромобиль, который обязательно будет дорогим.
- Использовать эти деньги, чтобы разработать электрокар средней цены.
- Использовать эти деньги, чтобы создать доступный электромобиль для широких масс.
- Создать солнечные крыши с полностью интегрированным аккумулятором.
- Расширить линейку продуктов для электромобилей, чтобы охватить все основные сегменты.
- Развивать способность к самостоятельному вождению, которая в 10 раз безопаснее, чем ручная.
- Автомобиль зарабатывает деньги, когда им не пользуются.
Так появился оригинальный автомобиль Tesla Roadster.
Tesla Model S. Это следующая модель, которая получила награду «Автомобиль года» 2013 от Motor Trend. В 2015 году он выиграл «Автомобиль века» от Car & Driver и стал самым продаваемым электромобилем в мире как в 2015, так и в 2016 году (среди подключенных моделей). «Кусалась» цена — около 70 000 долларов.
Tesla + ИИ. В 2016-м Tesla объявила, что будет оснащать автомобили составными элементами программы самообслуживания:
- Восемь камер
- Двенадцать ультразвуковых датчиков
- Радар
- Компьютер
Технология «Автопилот» уже внедрена на автомобили, хотя пока водитель не может поспать во время вождения Тesla. Пока.
Функция самостоятельного вождения также включает в себя возможность управлять через смартфон. Например, пользователь даст задачу своему авто забрать его под навесом во время ливня.
Все дело в производстве. Предварительные заказы на Модель 3 составили более 10 миллиардов долларов потенциальных продаж! Но подвело производство. Заводы подключали других производителей, работники работали буквально 24/7, но никак не вышли на обещанные объемы. К слову, пикап Tesla Cybertruck на презентации также провалился – его пуленепробиваемое стекло таки треснуло во время показательного испытания.
Запуск космических туристов на корабле SpaceX
Запуск ракеты-носителя Falcon 9 состоялся 16 сентября, в 3:03 утра по московскому времени. Примерно через 3 минуты после запуска первая ступень ракеты отделилась и плавно опустилась на платформу Just Read the Instructions в Атлантическом океане. Еще через несколько минут корабль Crew Dragon отделился от второй ступени и успешно вышел на орбиту высотой 575 километров. После трехдневного путешествия капсула с астронавтами-любителями должна совершить посадку в Атлантическом океане.
Запуск ракеты-носителя Falcon 9 с космическим кораблем Crew Dragon
Первое, что сделали космические туристы — посмотрели на космос через прозрачный купол, который расположен в носовом обтекателе корабля. Он был установлен вместо шлюзовой двери, которая обычно используется для стыковки с Международной космической станцией. В этом же обтекателе установлен туалет для астронавтов.
Прозрачный купол Crew Dragon
Чем именно астронавты будут заниматься в рамках миссии помимо любования космосом, неизвестно. Но у них определенно есть какая-то цель, потому что Джаред Айзекман не хотел, чтобы они летели в космос «впустую». И это похвально, потому что дорогой полет в космос должен принести пользу науке.
Конструкция корабля Crew Dragon
За что чаще всего критикуют Маска и на какие вопросы он не отвечает?
Илон Маск является довольно яркой личностью. Он часто предлагает идеи и делает высказывания, которые удивляют общественность и заставляют многих не соглашаться со словами предпринимателя.
Одно из заявлений изобретателя подверг критике создатель Facebook Марк Цукерберг. Маск выразил свое беспокойство касательно искусственного интеллекта. Он считает, что ученые, гонясь за инновационными технологиями, забудут про опасность, которая может исходить от разумных машин. Илон сказал, что гибель человечества из-за ИИ может оказаться реальным сюжетом конца света. Цукерберг на это заявил, что у создания подобной технологии есть только положительные стороны. По мнению Марка, ИИ лишь улучшит качество жизни людей.
Матиас Мюллер, являющийся главой Volkswagen AG, раскритиковал Илона за то, что предприятие Tesla теряет миллионы долларов и вынуждено увольнять своих сотрудников, несмотря на громкие заявления Маска о собственных достижениях.
Популярный специалист в области астрофизики Нил Тайсон высказался о планах Илона, касающихся колонизации Красной планеты, назвав их нереальными.
Российские специалисты также делятся своими мнениями о некоторых задумках Маска. Андрей Ионин подверг критике идею предпринимателя о возможности пассажирских перелетов с помощью ракет в пределах нашей планеты. На его взгляд, у подобной инициативы не получится справиться с законодательным барьером множества государств.
Дмитрий Рогозин, руководитель Роскосмоса, в свою очередь считает, что Маск действует в сговоре с правительством США. Таким образом, якобы Space X умышленно занижает стоимость полетов, дабы выдавить конкурентов.
«Это опасная миссия»
Будет много тестов, прежде чем Мэйзава и его друзья-художники смогут лететь.
«Мы проведем много подобных испытательных полетов прежде чем пускать людей на борт. Не уверен, будем ли мы тестировать облет Луны, но попытаемся сделать это без людей».
«Это было бы разумно», заключил Маск, приняв, похоже, решение на месте. Но космический полет — рискованное мероприятие, и этот факт он скрывать не стал.
«Это опасная миссия. Мы оставим много лишнего места для дополнительной еды и кислорода, еды и воды, запчастей… на всякий случай».
Мэйзаву, который сидел рядом с Маском на сцене, это не волновало — он наверняка оценил риски перед покупкой билета. Отвечая на связанный с ним вопрос, он указал, что в планах обучение жизни космонавта, но расписание еще не спланировали.
Большой Гребаный (Космический) Корабль
Космический аппарат, как его принято называть, но в данном случае уже судно — для удобства окрестим его просто кораблем. SpaceX называет его Межпланетным космическим аппаратом (Interplanetary Spaceshio), но для нас это Большой Гребаный Корабль, потому что так смешнее. БФК — это большая и забавная на вид штука, сидящая поверх БФН, то есть корабль или аппарат, находящийся на вершине ракеты-носителя. Корабль повезет людей и груз на Марс. Собственно, он также будет взлетать самостоятельно с Марса и возвращаться на Землю с людьми.
БФК сам по себе высотой с 16-этажное здание и шириной в 18 метров в самом толстом месте. В дополнение к сотням или тысячам тонн груза, БФК сможет сначала доставлять по 100 человек, а Элон думает, что потом по 200, по 300 — как круизное судно.
С девятью двигателями «Раптор», у него будет очень много подъемной силы. Даже космический аппарат с грузом будет обладать невиданной мощностью.
Вот вам корабль в разрезе:
Ракета в разрезе
Я спросил Элона, каково было бы на нем прокатиться. Он ответил: «Ну, ты бы летел на гигантском космическом аппарате в условиях микрогравитации. То есть очень весело. Ты будешь плавать».
На презентации он также добавил: «Это будет весело и восхитительно, вряд ли скучно. Отсек для экипажа устроен так, что вы сможете поиграть в игры в нулевой гравитации, поплавать, посмотреть фильмы, послушать лекции, посетить рестораны — было бы реально весело».
И если вы согласны, вот как будет проходить поездка.
- Садимся на судно. БГР будет взлетать с площадки 39A на мысе Канаверал во Флориде — с того же места, с которого стартовали астронавты «Аполлона». Потому что площадку построили абсурдно большой — никто не знал, насколько большая ракета будет построена. Вы приходите и пересекаете мост, чтобы попасть в БГК.
- Взлетаем. Вы пристегиваетесь, и БГР взлетает. Через несколько минут первая ступень БГН отделяется и устремляется обратно к Земле. БГК выходит на орбиту Земли.
- Заправляемся на орбите.
Вернувшись на Землю, на БГН устанавливается новый БГК — в этот раз с топливом (жидкий кислород и метан). Ракета взлетает и оставляет второй БГК на орбите, где тот пристыковывается к нашему первому кораблю для дозаправки.
Это происходит несколько раз, пока космическое судно не будет загружено по самое не хочу. Это необходимо, чтобы снизить стоимость поездки и чтобы поездка протекала бодренько. Люди привыкли считать, что поездка на Марсе займет шесть-девять месяцев, но БГК управится за три.
- Летим к Марсу. Три месяца веселья в условиях микрогравитации и тошнотворного общения с другими людьми на борту. В процессе поездки аппарат будет поворачивать, используя холодный газ.
- Входим в атмосферу Марса. Активируем тепловые щиты.
- Приземляемся на Марсе, целуем почву. Точно так же, как первая ступень приземляется на Земле.
- Живем на Марсе как боги. Или как бог знает кто. Если процесс колонизации в самом начале, мы работаем и помогаем построить первую промышленность. Если в самом разгаре, это может быть что угодно — исследования, предпринимательская деятельность или просто приключения.
- Производим топливо на Марсе. Это будет одна из важнейших и первых отраслей промышленности. Пропеллент состоит из жидкого кислорода (O2) и метана (CH4), которые легко производить из огромного количества H2O (лед) и CO2 (основной газ марсианской атмосферы), которые уже имеются на Марсе. Это топливо будет загружаться в космические аппараты, которые готовятся к отбытию на Землю. Благодаря этому процессу, не понадобится тащить топливо на обратный путь с Земли.
- Умираем или возвращаемся. Если вы захотите вернуться, можно будет сесть на борту БГК и отплыть. Если нет, можно будет счастливо жить и умереть марсианином. Но мы улетели.
- Вертикально приземляемся на Земле. Точно так же, как это было на Марсе. Космическое судно пройдет легкий ремонт и будет готовиться к отбытию на Марс через два года.
- Становимся тем невыносимым человеком, который постоянно трещит о своем пребывании на Марсе.
Миссия выполнена.
Собственно, в этом вся Большая Гребаная Ракета и как она будет работать.
Давайте теперь обсудим, к чему весь этот грандиозный план.