Рейтинг лучших бизнес-школ mba

Как получить степень МВА

Как видно, МВА выпускники имеют достаточно преимуществ. Обучиться можно в России, странах Европы и Америке. Как это сделать?

Выбрать место, учебное заведение

Выбор школы — один из важных шагов

К выбору школы нужно отнестись серьезно, изучить учебные заведения. Качество обучения будет зависеть от выбранной школы.

Многие школы предоставляют услуги МВА образования, но не везде преподают качественно

Чтобы сделать правильный выбор, следует обратить внимание на:

  1. Документы по аккредитации. Это важный показатель оценки качественного образования. Авторитетными организациями, специализирующимися на оценке качества бизнес-образования, являются: AMBA, EFMD, AACSB. Если учебное заведение прошло аккредитацию одной из этих организаций, значит, качество обучения высокое.
  2. Рейтинг. Необходимо исследовать рейтинг бизнес-школ. Если у школы достойное место в рейтинге, то можно полагать, что она дает качество.
  3. Преподавательский состав. Важный момент – преподаватели. Кто они, как преподают. В Интернете можно найти их публикации и выступления.

И, конечно, нужно ознакомиться с отзывами. Можно поспрашивать у знакомых, которые обучались в данной бизнес-школе, узнать их мнение и впечатления.

Выбрать образовательную программу

Программы делятся на general и специализированные. В образовательные программы входят базовые и специализированные дисциплины. Обе программы отличаются друг от друга тем, что в специализированной количество специальных предметов больше, чем в general.

Такая форма обучения предоставляет второе высшее образование и диплом государственного образца с ученой степенью «магистр в сфере менеджмента». По этой программе нужно обучаться дополнительно семестр.

Выбрать форму обучения

Почти в каждом учебном заведении можно выбрать форму обучения. Она может быть дневной и вечерней. Вечернюю форму обучения выбирают те, кто не имеет возможности учиться днем. Пары проводят в вечернее время несколько раз в неделю.

Также есть формат МВА-blended. Это сочетание дистанционного и очного обучения. MBA-weekend – для самых занятых. Проводится 1-2 раза в месяц по выходным. Занятия начинаются с утра и продолжаются до вечера.

Пройти вступительные испытания

Каждый поступающий проходит индивидуальное собеседование

Учебные заведения предъявляют к поступающим следующие требования:

  • высшее образование (обязательно);
  • опыт практической работы – 2 года (если школа аккредитована АМВА, то 3 года)

Сначала желающие учиться сдают экзамен – решают бизнес-кейс. Далее проводится индивидуальное собеседование с каждым слушателем.

А потом кандидатам нужно написать эссе, в котором нужно рассказать, почему они захотели получить МВА образование.

Также для поступления нужен необходимый комплект документов, рекомендательное письмо, заявление и заполненная анкета.

Учеба и защита дипломной работы

Образование МВА, как и любое другое, потребует серьезного отношения к учебе, интеллектуальных усилий и мотивации. Обучение по программе МВА проводят в форме лекций, семинаров, практических занятий, деловых игр, бизнес-тренингов, компьютерных симуляций и т.д.. 

На занятиях обучающиеся решают различные бизнес-кейсы. Это позволяет применить знания на практике и сформировать практические навыки. Знания обучающихся подтверждаются промежуточной аттестацией. Если тест не сдан, можно быть отчисленным.

Только диплом, полученный по программе «МВА+Магистратура», государственного образца. Окончившим курсы слушателям присваивается степень магистра делового администрирования и государственный диплом.

Этапы получения степени практически ничем не отличаются от получения традиционного высшего образования. Даже имеет преимущества.

Короче и быстрее

Школы, обучающие бизнесу, оказались на втором месте по росту суммарной выручки — в I квартале 2021 года они заработали почти ₽1 млрд. Наибольший вклад внес Like Центр, оказавшийся на пятом месте топ-80 с результатом ₽564,9 млн (с учетом сети франчайзи).

По словам представителей сегмента бизнес-образования, наибольшим спросом сейчас пользуются узкоспециализированные и краткосрочные курсы для предпринимателей. «Мы выявили падение спроса на основные наши продукты из линейки МВА, в сложившейся ситуации длительное обучение уже не так привлекает клиентов, — подтверждают в City Business School». В основном клиентов интересуют темы, связанные с удаленной работой, управлением командами и перенастройкой бизнес-процессов в условиях текущих изменений. Ожидается, что все эти направления будут популярны еще долго.

Экономика образования

Как бизнес-школе перевести обучение в онлайн

Результаты исследования

Исследование Smart Ranking рассматривает сегмент частного бизнес-образования в России. В рамках него составлены два рейтинга: за 2019 и 2020 годы. Это первая попытка обобщенно посмотреть на развивающуюся отрасль и определить лидеров рынка через финансовые показатели.

До недавних пор отечественные бизнес-школы существовали предпочтительно в офлайн формате и, по словам авторов исследования, начали полноценно формироваться как онлайн-рынок только в 2020 году. Направление начинает развиваться, и одна из идей создателей рейтинга — обозначить границы этого сегмента и упорядочить сложившиеся тенденции.

Аргументы против

В апреле 2005 года газета Financial Times опубликовала письмо Джона Фернандеса, президента ассоциации AACSB International, специализирующейся на аккредитации программ бизнес-образования по всему миру. В письме говорилось, что ежегодные рейтинги бизнес-школ вместо предоставления достоверной информации имеют тенденцию вводить читателей в заблуждение, поскольку сегодня лишь 22% программ МВА проводятся в форме full-time. Почти 80% всех программ МВА являются part-time или executive, поэтому они не учитываются в исследованиях и не входят в рейтинги.

Это заявление становится особо актуальным именно сегодня, когда популярность программ part-time видна невооруженным глазом. Однако проблема достоверности информации, содержащейся в рейтингах, была поднята еще раньше. Представители бизнес-школ все чаще отказываются от сотрудничества с издателями. Их не устраивает несовершенство формул расчета позиций учебных заведений в рейтинге, а также вероятность манипулирования результатами. Wharton и Harvard, сильнейшие игроки на рынке программ МВА, выступили против системы рейтингов, крупнейшие из которых финансируются такими изданиями, как Financial Times, The Wall Street Journal, BusinessWeek и The Economist. В качестве протеста они отказались предоставлять информацию об участниках своих программ. Правда, по мнению представителей BusinessWeek, этот отказ особого влияния не имеет, просто составителям рейтинга пришлось приложить дополнительные усилия для установления контакта с выпускниками.

Также крайнее недовольство принципами составления рейтингов WSJ высказали европейские бизнес-школы INSEAD и Manchester Business School. Они обосновали свою позицию тем, что WSJ использует в основном статистику из американских источников, что влияет на распределение мест не в пользу европейских школ.

По мнению Патрика Харкера, декана Wharton, методология проведения исследований деловыми изданиями имеет ряд серьезных недостатков, получаемая информация во многих случаях бывает неподтвержденной, а постоянные опросы попросту мешают школам заниматься своим делом. Тем не менее, многие слушатели, особенно те, кто для обучения на программе МВА хотел бы приехать в Америку, используют эти цифры в процессе принятия решений о выборе учебного заведения.

Говоря о всеобщем внимании к правдивости предоставляемых для составления рейтингов данных, Харкер отметил, что один из самых распространенных методов искажения информации состоит в методике определения числа выпускников, получивших работу к моменту получения степени. На вопрос «Есть ли у вас работа?» выпускники отвечают «Да, есть», «Нет, у меня нет работы» или же не дают ответа вовсе. Wharton не учитывает голоса тех, кто воздержался от ответа. Но представители некоторых других школ уверены: «Если мы не получили ответа от выпускников, значит, у них все в порядке и работа у них наверняка уже есть».

Вместе с тем и Harvard, и Wharton продолжают сотрудничество с профессиональной ассоциацией Graduate Management Admissions Council (GMAC), которая занимается разработкой альтернативы рейтингам. База данных GMAC будет содержать профильную информацию о студенческом составе школ и практике трудоустройства выпускников. Механизм поиска MBA Pathfinder позволит потенциальным слушателям найти те учебные заведения, которые максимально полно отвечают их индивидуальным требованиям.

При подготовке статьи использованы материалы

Подробную информацию о бизнес-школах вы найдете в каталогах бизнес-школна Executive.ru

Восстановление офлайна

Участники рейтинга также отмечают тренд на объединение разных форм подачи обучающей информации.

Если раньше мейнстримом было считать, что «люди привыкнут учиться в онлайн, и он все победит», то сейчас с разных сторон звучит мнение, что офлайн тоже важен и нужен, в том числе как важное дополнение к онлайн-обучению. «Мы должны прекратить противостояние форматов, — считает Дмитрий Крутов. — Основной тренд в нашем сегменте — это разговор про то, что мы не должны разделять себя на офлайн и онлайн, очное и заочное, тренажер или лекцию

Нам нужно больше коллабораций между разными институциями. Сейчас EdTech повторят путь финтеха в России, у российских компаний есть хороший шанс стать лучшими в мире»

«Мы должны прекратить противостояние форматов, — считает Дмитрий Крутов. — Основной тренд в нашем сегменте — это разговор про то, что мы не должны разделять себя на офлайн и онлайн, очное и заочное, тренажер или лекцию. Нам нужно больше коллабораций между разными институциями. Сейчас EdTech повторят путь финтеха в России, у российских компаний есть хороший шанс стать лучшими в мире».

Платформы и ИТ-разработки

Платформы для создания образовательных курсов, вебинаров и ПО суммарно показали относительно скромный рост относительно того же квартала 2020 года — всего 26%, до ₽1,4 млрд. Практически теми же темпами растут разработчики ИТ-решений, которые в сумме заработали ₽156 млн.

Игроки отмечают устойчивый спрос на корпоративное обучение и комплексные онлайн-коммуникации внутри организаций. «Мы видим, что надежды корпораций на возобновление офлайн-обучения не оправдались. Новая волна ограничений похоронила эти планы. При этом проникновение дистанционного обучения в бизнес сейчас не более 30%, и там, где не было практики использования цифровых платформ для обучения сотрудников, такой переход дается тяжело. В первую очередь не хватает квалифицированных кадров для запуска платформы и подготовки обучающего контента для использования в дистанционном формате», — объясняет Алексей Вагин, генеральный директор «Эквио».

«Происходит переход от «лоскутной автоматизации» к очень правильному подходу интегрированной цифровой среды, — отмечает Александр Костин, исполнительный директор компании «Государство детей» (Inlearno). — Теперь наших заказчиков не просто интересует «Навигатор дополнительного образования» — он должен быть гармонично встроен в цифровую среду региона, как минимум интегрирован с региональным и федеральным порталами государственных (муниципальных) услуг, электронным журналом/дневником, центром управления регионом. Дальше ждем сопряжения с платформами онлайн-образования, ведь дистанта вокруг все больше и больше».

Школьники и профессии

Среди компаний, закрывших квартал с минусом по отношению к I кварталу 2020 года, представлены все направления EdTech, кроме цифровых профессий и школьного образования. В сумме компании второго сегмента — а это почти треть участников рейтинга — заработали более ₽3,5 млрд. Самым крупным из них стала онлайн-школа для детей и подростков Skysmart: в марте 2021 года Skyeng запустила в Skysmart несколько новых предметов — теперь там можно заниматься не только английским и математикой, но и русским языком, физикой, обществознанием, шахматами, подготовиться к начальной школе и выпускным экзаменам.

Впрочем, наибольший рост среди всех сегментов показали компании, обучающие цифровых профессиям. Они увеличили общую сумму на 148,07% с ₽1,3 млрд в I квартале 2020 года до 3,1 млрд в 2021 году. Направление представляет всего девять онлайн-школ, состав которых практически не меняется. Крупнейшими игроками по-прежнему остаются Skillbox, «Нетология» и Geekbrains.

«Нетология» опустилась в рейтинге лишь по техническим причинам: школьное направление под брендом «Фоксфорд» окончательно выделилось в отдельную компанию и заняло отдельную строчку (как и Edmarket, входящий в холдинг TalentTech).

«Выручка оказалась прогнозируемой, уже несколько лет подряд мы видим некоторый «отскок» после сезона больших покупок — IV квартала. Это ситуация, связанная с типичным поведением человека в канун больших распродаж и праздников», — отметили в SkillFactory.

Разработчиков прибыло

В этом году в рейтинг вошли несколько новых разработчиков онлайн-курсов. По сумме выручки сегмент вырос на 51% по сравнению с I кварталом 2020 года. Крупнейшим его представителем остается Getcourse, заработавший в начале этого года ₽430 млн. На строчке ниже почти с теми же показателями расположилась компания iSpring, а замкнула тройку лидеров сегмента платформа для проведения вебинаров, онлайн-встреч и конференций Webinar Group.

В целом большинство участников сегмента показали хорошие результаты в сравнении с тем же периодом прошлого года. «Прирост к прошлому году составил 28%. На b2b-рынке, после пандемийного года, для первого квартала — это хороший показатель», — считает Алексей Вагин, генеральный директор платформы «Эквио».

Государство и экспорт российского EdTech

Наталья Царевская-Дякина отмечает возросший интерес государства к сегменту частного образования. Второй квартал ознаменовался принятием в последнем чтении закона «О просветительской деятельности», который однозначно повлияет на весь рынок целиком.

Также она говорит о громкой покупке ИД «Просвещение», которое теперь на 25% принадлежит «Сберу», РФПИ и ВЭБ и было приобретено с целью масштабной цифровизации базового школьного образования и появления новых технологий и услуг.

«Сложно сейчас оценить всю совокупность активностей и заявлений регулятора и окологосударственных структур на рынке образования, но с усилением влияния государства на EdTech мы точно столкнемся», — резюмирует эксперт.

«Повышение внимания государства к сфере онлайн-образования — это заметный тренд, — считает Ольга Хасякова, генеральный директор «ИнтернетУрока». — Закон о просветительской деятельности — одно из проявлений такого внимания. С одной стороны, любое ужесточение правил игры воспринимается с тревогой, с другой — мы же все-таки говорим об образовании, тем более школьном. Это, по сути, основа государства

И тут важно, чтобы все игроки рынка понимали те самые правила и соблюдали их»

Алексей Соловьев, венчурный инвестор, основатель A.Partners:

  1. Во втором квартале 2021-го однозначно были важные сделки. Во-первых, это мегараунд GetCourse, одной из старейших платформ на рынке. Winter Capital купил долю в GetCourse за $50 млн. Кроме того, фонды, которые никогда особенно не проявляли интерес к EdTech, начали в него активно инвестировать.

  2. Однако ключевой тренд на данный момент — это экспорт российского EdTech. Компании с российскими корнями имеют международную выручку и неплохо развиваются за рубежом.

  3. Еще одна тенденция: теперь уже крупные игроки, которые сами раньше были стартапами, выступают стратегическими инвесторами. Например, сервис Skillbox купил долю в школе английского языка «КЭСПА» за ₽100 млн.

  4. Очень интересный тренд — «китайский маневр» — это образец всему миру и нам в том числе. Если какие-то решения будут приниматься, есть вероятность, что в их основу может быть положен китайский опыт, но это добавляет дополнительные риски инвесторам в этом сегменте.

  5. Сейчас образование выходит в смешанные форматы — онлайн плюс офлайн. Maximum Education давно в таком формате работала, но это явление становится более заметным. Иллюстрация этого момента: стойки Skillbox и заявление об открытии 150 кампусов «Like Центра».

Дина Каракаш, управляющая портфелем ФРИИ:

На фоне затухающего интереса рынĸа ĸ срочной смене профессии, подогретой аудитории, отĸрытости иностранного рынĸа ĸ удаленным решениям, механиĸ работы с аномальными нагрузĸами и избыточного объема финансовых ресурсов, ĸомпании сейчас имеют больше простора для тестирования гипотез и поисĸа свободных ниш. Это то, что мы и наблюдали во втором ĸвартале 2021 года.

Расширяется география, тестируются новые продуĸтовые ниши, бизнес-модели и так далее. Хорошим примером таĸой динамичной работы во втором ĸвартале могут послужить SkySmart и «Like Центр». Огромным шоĸом для рынĸа стали изменения и неопределенность в регулировании дополнительного образования (tutoring) в Китае. По данным Holon IQ, именно EdTech в Китае поĸазывал реĸордные значения по сумме привлеченных венчурных инвестиций с 2015 года, но не по ĸоличеству сделоĸ.

Первое полугодие 2021 года впервые ознаменовалось низĸой аĸтивностью в сеĸторе и падением котировок ĸомпаний, занимающихся дополнительным образованием. Достаточно взглянуть на фееричный обвал стоимости аĸций TAL Education Group. В это же время Европа и США демонстрируют новые реĸорды по сумме привлеченных инвестиций в EdTech, в том числе за счет мегараундов ($100 млн и выше). Продолжают расти средний чеĸ сделоĸ в сегменте и ĸоличество единорогов. По предварительным оценĸам, за последний ĸвартал в EdTech появилось семь новых единорогов. Всего их теперь 74 штуки, с 2010 года они собрали 107 мегараундов, из ĸоторых 53 пришлось на последние 18 месяцев.

Рейтинг составлен при поддержке компаний «Яндекс.Практикум», «Контур.школа», «Нетология-групп», SkillFactory, Puzzle English, «Актион-МЦФЭР», Alpina Digital, «Государство детей», Skillbox, XYZ, «ИнтернетУрок».

В ожидании учебного года

Чуть менее успешно квартал завершили онлайн-школы, которые специализируются на обучении школьным предметам и подготовке к ЕГЭ и ОГЭ. Их выручка составила ₽3,2 млрд, а самым крупным проектом стала компания «Учи.ру» с ₽850 млн.

Во втором квартале компания совершила три собственные инвестиционные сделки. В июне купила образовательный сайт «Ваш урок» и долю 15% в сети офлайн-школ программирования «КодКласс». По словам Натальи Царевской-Дякиной, генерального директора EdTech-акселератора Ed2, первая сделка нужна для увеличения аудитории, вторая — для развития других направлений бизнеса. Кроме того, во втором квартале «Учи.ру» объявила о том, что стала совладельцем онлайн-школы TutorOnline (8,7%), которая с марта 2011 года оказывает услуги индивидуального репетиторства, в том числе по основным предметам школьной программы и иностранным языкам. TutorOnline занимает 29-ю строчку топ-100 российских EdTech-компаний.

«Скоро небольшие компании без выигрышной стратегии сойдут с марафона конкуренции, — прогнозирует директор по развитию TutorOnline Сергей Лапуть. — Дорога проложена крупным корпорациям, проектам со сложной технической составляющей и сильным контент-маркетингом, так как они могут потягаться с большими бюджетами других компаний и сохранить прибыльную юнит-экономику».

«Даже самые крупные сделки второго квартала прошли совсем незамеченными, между тем на рынке российского EdTech произошло событие, которое положит начало новому витку развития рынка: крупная EdTech-компания начала скупать более молодые и меньшие по объему проекты», — комментирует сделки «Учи.ру» Наталья Царевская-Дякина. — Это говорит о еще более зрелой фазе рынка, и есть надежда, что «Учи.ру» показала серьезный пример остальным игрокам, когда, добившись максимального успеха в своей нише, компания начинает расширяться через инвестиции в других игроков».

Экономика образования

Как «Учи.ру» зарабатывает на школьных задачках

Главным конкурентом «Учи.ру» стал SkySmart, впервые вошедший в рейтинг в этом квартале: компания заработала лишь немногим меньше — ₽725 млн (без учета edu.skysmart.ru — совместного проекта с ИД «Просвещение», который принес примерно такую же выручку). По словам Александра Ларьяновского, управляющего партнера Skyeng, это вполне закономерный итог, ведь детское направление уже несколько лет кратно растет быстрее обучения взрослых английскому языку, которым занимается Skyeng.

На 73% относительно предыдущего года выросла школа «Фоксфорд». «За второй квартал 2021 года произошло несколько важных для развития продукта изменений. Во-первых, мы выстроили академический блок. Во-вторых, укомплектовали команду видеопродакшена полного цикла, — рассказывает Андрей Сизов, генеральный директор онлайн-школы «Фоксфорд». — Глобально внутри отдела два направления: одно решает маркетинговые задачи и отвечает за видео на YouTube и для SMM, а производственные группы внутри второго направления создают образовательные курсы для продуктовой линейки «Фоксфорда» и проморолики для маркетинговых и бренд-коммуникаций. В-третьих, в рамках второго квартала мы активно готовились и продолжаем готовиться к новому учебному году».

Тем не менее большинство компаний сегмента образования для детей отметили, что выручка за второй квартал оказалась ожидаемо низкой, ведь учебный год завершен, и сейчас они готовятся к новому.

Иностранные языки

На четвертом месте по объему выручки оказались онлайн-школы, обучающие иностранным языкам. Если во втором квартале 2020 года они заработали ₽834 млн, то теперь сумма достигает ₽2,3 млрд. Самым крупным игроком по-прежнему остается Skyeng, он занимает 60% этого сегмента. Впрочем, положительные результаты показали почти все языковые школы.
«По сравнению со вторым кварталом прошлого года (который выпал на начало пандемии) у нас произошел рост на 60%, — отмечает новый участник рейтинга — школа немецкого Deutsch Online. — Мы считаем это неплохим результатом, так как уже были открыты офлайн-школы и часть перешедших в онлайн вернулась туда».

По прогнозам представителей онлайн-школы Puzzle English, нишевые игроки продолжат выход в соседние сегменты и будут теснить их лидеров, а конкуренция за лиды в сфере EdTech продолжит расти.

Основные мировые рейтинги

Богатые традиции составления рейтингов имеют Соединенные Штаты. Американские журналы первыми опубликовали списки 500 ведущих компаний, 100 богатейших людей мира и 50 лучших мест для жизни на нашей планете. В ранжировании бизнес-школ США тоже преуспели. По мере роста популярности бизнес-образования рейтинговая «лихорад­ка» захватила и Европу, но здесь рейтинги пока все же не столь распространены. Эксперты провели исследование Do Rankings Matter, в ходе которого участни­кам опроса был задан вопрос: «Какой фактор является для вас важнейшим при выборе биз­нес-школы?». Позиция в рейтинге имела решающее значение только для 16% опрошенных.

Каждые год-два рейтинги ведущих бизнес-школ публикуют признанные во всем мире издания, такие как , , , . Год от года информация меняется, часто данные одного рейтинга отличаются от данных другого.

Что такое рейтинг

Во всем мире рейтинги имеют большое значение в процессе выбора бизнес-школы и программы обучения. Каждый рейтинг ценен по-своему, и у каждого есть свои сильные и слабые стороны. Можно перечислить, по крайней мере, несколько абсолютно не связанных друг с другом критериев оценки школ:

  • Уровень и динамика роста заработной платы выпускников
  • Качество преподавания по определенным специализациям
  • Средний проходной балл по результатам теста GMAT
  • Доля иностранных студентов
  • Активность ведения и качество научно-исследовательской работы

К сожалению, некоторые из публикуемых в деловой прессе рейтингов представляют собой не более чем списки школ по их популярности, а используемые в них критерии исчер­пывающими назвать нельзя. Иногда в рейтингах рассматриваются только американские программы, а иногда — только проходящие в формате full-time. Критерии составления рей­тингов различны, а временами и скрыты от потребителя. Поэтому пользоваться подобными оценками нужно грамотно и внимательно.

При изучении рейтингов следует помнить, что они имеют коммерческое значение как для самих бизнес-школ, так и для их составителей. Причем далеко не все компании публикуют свою методику ранжирования школ. Интерес авторов рейтингов заключается как раз в смене лидеров из года в год. Это создает интригу, а значит, способствует популярно­сти издания.

Медики и менеджеры

Сегмент корпоративного образования продолжает расти. Как отмечает Андрей Игнатов, директор по маркетингу корпоративной библиотеки Alpina Digital, сейчас как никогда виден тренд на непрерывное образование и постоянное развитие сотрудников на рабочих местах.

Как добавляет Илья Курмышев, директор образовательного бизнеса группы Актион-МЦФЭР, важный приоритет на этот год — медицина. «Мы существенно расширяем линейку программ по клинической медицине. Кроме этого, планируем активнее переводить в практикоориентированные онлайн-форматы повышение квалификации госслужащих и работников бюджетной сферы», — поделился планами Илья.

Экономика образования

ИТМО запустил первую в России международную программу по Public Health

Общая оценка рынка

Рынок онлайн-образования за 2020 год сделал большой скачок в развитии. Оценить долю бизнес-сегмента не так просто, поскольку есть разные способы определения бизнес-образования. Общая выручка игроков, вошедших в рейтинг 2020 года, составила 3,7 млрд руб. Авторы исследования предполагают, что выручка всего сегмента онлайн-бизнес-образования составляет примерно 4 млрд руб.

«Рынок бизнес-образования в последнее время претерпевает драматические изменения. Он становится более зрелым. Раньше преобладали и были востребованы бизнес-школы, которые давали набор менеджерских компетенций (MBA): умение вести переговоры, лидерство и организационное поведение, управление операциями, рисками, маркетинг и финансы, ценовая аналитика и т.д. Сегодня наравне с ними стали востребованы следующие компетенции: как не «умереть» в любых обстоятельствах; как знать пределы своего ума, души и тела, чтобы не рисковать глупо; как найти и присвоить экстраординарные возможности; как расширить свою функциональную зону до уровня, когда другие не могут двигаться, а ты можешь и выигрываешь!», — добавляет Игорь Рыбаков, предприниматель, основатель X10 Academy.

Два года подряд в рейтинге лидирует образовательная компания Like Центр с общей выручкой 1,9 млрд рублей за 2020 год. В будущем компания планирует выходить на IPO — публичную продажу акций, — экспонироваться на международные рынки и развивать технологии в сфере онлайн-образования.

«Обучение бизнес-навыкам остается одним из самых недооцененных секторов в сфере образования, но при этом имеет колоссальный потенциал роста, — говорит Аяз Шабутдинов, основатель образовательной компании Like Центр. — Особенно в условиях экономической неопределенности, когда старые бизнес-модели вдруг стали неэффективными, а новым обучаться негде».

Без громких сделок

Сделки I квартала 2021-го продолжают прошлогодний тренд на непрофильные инвестиции в EdTech. «В России много людей и компаний, готовых вкладываться в образование, и основным инвест-драйвером являются частные ангелы и синдикаты, — отмечает Наталья Царевская-Дякина, генеральный директор EdTech-акселератора Ed2. — Стал более выраженным тренд на консолидацию, в том числе прошли сделки, где инвестиции в проект давались именно под покупку схожих по тематике и аудитории проектов, с целью создания единого масштабного игрока. И этот тренд будет развиваться».

По оценке венчурного инвестора, основателя инвестиционной компании А.Partners Алексея Соловьева, главное событие I квартала 2021 года с инвестиционной точки зрения — это вложения в экспорт российского EdTech. В частности, речь об инвестиции сооснователя Qiwi Сергея Солонина в проект EBAC Online, бразильскую онлайн-школу, запущенную выходцами из Skillbox и «Яндекс.Маркета». Она привлекла $1,5 млн

Также внимание привлекла «Алгоритмика», в которую фонд Winter Capital Владимира Потанина вместе с Российско-китайским технологическим инвестиционным фондом вложили $10 млн

«Пока такие кейсы можно пересчитать по пальцам одной руки, но я выделяю это событие как значимое, потому что оно является первой «ласточкой» важного тренда, который мы будем наблюдать в ближайшие годы», — подытожил эксперт

Экономика образования

Как закалялся EdTech: российский рынок в контексте глобальных трендов