Рейтинг doing business от всемирного банка

Гонконг

Гонконг – это идеальное место для бизнесменов, желающих вести бизнес в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Эта юрисдикция очень дружелюбна к бизнесу. В этот раз он занял в рейтинге 4-е место, набрав 84,22 балла (+0,04 по сравнению с прошлогодним отчетом). Рассмотрим некоторые особенности Гонконга, которые помогли ему занять одну из лидирующих позиций:

  • Гонконг используется как «ворота в Китай» и остальную Азию, так как гонконгским компаниям предоставляются особые условия доступа к китайскому рынку.
  • Согласно рейтингу Financial Complexity Index 2018, составленному TMF Group, во всем Азиатско-Тихоокеанском регионе именно в Гонконге самые легкие требования к ведению бухгалтерского учета и соблюдению налогового законодательства.
  • По легкости создания бизнеса Гонконг занял 5 место среди 190 стран – за 1,5 дня здесь нужно выполнить всего 2 процедуры, и это обойдется в 1,1% от дохода на душу населения.
  • В Гонконге отсутствует большинство налогов, распространенных в других странах (например, НДС и налог на прирост капитала). В отношении налога на прибыль действует двухступенчатая система налогообложения – 8,25% на первые 2 миллиона гонконгских долларов прибыли, и 16,5% — на все остальное.
  • Действует территориальный принцип налогообложения – налогом на прибыль облагается только тот доход, который был заработан непосредственно в Гонконге; доходы, полученные от деятельности в других странах – освобождены от налогообложения.
  • Правительство постоянно вводит различные льготы и стимулы для бизнеса. Например, недавно был принят новый закон о предоставлении налоговых вычетов на НИОКР.
  • Гонконг занимает первое место в рейтинге стран по уровню экономической свободы по версии американского аналитического центра Heritage Foundation.
  • Отсутствие коррупции.
  • Местное законодательство основано на британских стандартах, так как на протяжении длительного времени Гонконг находился под властью Великобритании.
  • Простые таможенные процедуры и статус свободного порта, как при импорте, так и при экспорте, при этом пошлиной облагается совсем небольшой перечень товаров, например, спиртные напитки и табак. За последние несколько лет пошлина на импорт вина и пива была снижена, что способствовало процветанию импорта и экспорта вина.

Что касается остальных критериев оценки, то Гонконг занял следующие позиции:

  • 1-е место по легкости получения разрешений на строительство (88,24 балла).
  • 3-е место по простоте процедуры подключения к электроснабжению (99,34 балла).
  • 53-е место по легкости регистрации коммерческой недвижимости (73,55 балла).
  • 32-е место по легкости получения кредитов (75 баллов).
  • 11-е место по защите миноритарных инвесторов (78,33 балла).
  • 1-е место по легкости налоговой нагрузки (99,71 балла).
  • 27-е место по легкости ведения международной торговли (95,04 баллов).
  • 30-е место по уровню обеспечения исполнения контрактов (69,13 балла).
  • 44-е место по разрешению неплатежеспособности (65,69 балла).

Структура индекса[править | править код]

В отличие от других подобных исследований, Индекс лёгкости ведения бизнеса основывается только на изучении и квантификации законов, постановлений и правил, касающихся ведения предпринимательской деятельности. Индекс не учитывает более общие условия, такие как инфраструктура, инфляция, преступность, доходность бизнеса и прочие.

Общий индекс базируется на десяти внутренних индикаторах:

  • Начало бизнеса — процедуры, время, затраты и минимальный капитал для основания предприятия.
  • Работа с разрешениями на строительство — процедуры, время и затраты на строительство склада.
  • Получение электроснабжения — процедуры, время, затраты на получение электроснабжения.
  • Регистрация имущества — процедуры, время и затраты на регистрацию коммерческой недвижимости.
  • Получение кредита — сила юридических прав, глубина кредитной информации.
  • Защита прав инвесторов — открытость финансовых показателей, ответственность руководства и лёгкость судебных исков от инвесторов.
  • Уплата налогов — количество налогов, время на подготовку налоговых отчётов, общий налог как доля прибыли.
  • Международная торговля — количество документов, затраты и время необходимое для экспорта и импорта.
  • Обеспечение контрактов — процедуры, время и издержки на принуждение уплаты долга.
  • Закрытие предприятия — процент возмещений, время и дополнительные расходы на закрытие неплатёжеспособной фирмы.

Пора на раздобытки

Не рейтингом единым жив малый бизнес, мог бы сказать экономист, но и спросом на свою продукцию. С 2014 года позиции России в рейтинге Doing Business начали расти как на дрожжах, а вот доходы населения — снижаться, сейчас они минимум процентов на десять ниже, чем были тогда, и гражданам просто нечем платить микробизнесменам. А если будут реализованы планы Минэкономразвития по снижению объема потребительских кредитов, то денег для малого бизнеса останется еще меньше.

Ну а что не так, могли бы сказать создатели Doing Business? Этот рейтинг на самом деле не про экономику, а про качество формальных бюрократических процедур в сравнительно узких сегментах. Да, в странах — лидерах Doing Business (Новой Зеландии, Дании, Сингапуре) все хорошо и с экономикой, и с бюрократией, и с малым бизнесом. Но эти же страны лидируют и в других рейтингах. Например, в Рейтинге экономической свободы Сингапур и Новая Зеландия находятся на 2–м и 3–м местах, а Россия — на 107–м. И в Рейтинге некоррумпированных стран та же Новая Зеландия стоит на 2–м месте, Сингапур — на 3–м, а Россия — на 138–м. Российский экономист Константин Сонин считает, что рейтинг Doing Business — как медицинский градусник. Если его показания тревожат, можно начать лечение. Или, если вам больше нравится, просто «сбивать температуру».

Да и вообще, скажу страшную вещь: даже если бы малый бизнес развивался очень хорошо, сами по себе и его рост, и легкость ведения еще не являются признаками развитой экономики.

Например, по размеру своего вклада в ВВП и проценту трудоспособного населения, занимающегося микробизнесом, мировыми лидерами являются вовсе не Соединенные Штаты и не Евросоюз, а страны субэкваториальной Африки — вроде Уганды и Мозамбика, где за пределами корпораций, качающих ресурсы на экспорт, каждый сам себе микропредприниматель или самозанятый. Может быть, в этом и заключается действительный план по развитию малого бизнеса к 2024 году.

Все, кому не повезло служить при углеводородах или в их охране, должны будут превратиться в самозанятого добытчика, промышляющего натуральным хозяйством на подножном корму.

Положения доклада Doing Business

Каждый год Doing Business проводит исследование в 190 странах мира на предмет легкости развития и ведения предпринимательского дела. В ходе анализа используется 11 критериев, касающихся нескольких сторон управления компанией:

  • основание собственного дела;
  • оформление разрешительных бумаг на строительство;
  • подключение электроэнергии;
  • регистрирование активов;
  • оформление кредитных займов;
  • защита инвесторов из числа меньшинств;
  • налоговые взносы;
  • мировая торговля;
  • соблюдение договоренностей;
  • урегулирование несостоятельности.

Составляя рейтинг легкости ведения бизнеса, аналитики учитывают и особенности урегулирования отношений на рынке труда. Однако в чарты 2019 этот критерий не вошел.

В ходе исследования 2019 года выяснилось, что количество изменений, проведенных в период с 02.06.2017 по 01.05.2018, составляет 314. 128 государств изменили политику работы сферы бизнеса, что позволило улучшить и облегчить развитие этой отрасли экономики. Глобальные преобразования заметны в Афганистане, Джибути, Китае, Азербайджане, Индии, Того, Кении, Кот-д’Ивуаре, Турции, Руанде.

Интересный факт: около одной третьей реформ приходится на страны Африки, расположенные ближе к югу от Сахары. За исследуемый период государства внедрили 107 реформ. Что касается Бразилии, РФ, Индии и Китая, им удалось реализовать 21 нововведение. По большей части, реформы касаются сферы электроэнергии и налаживания торговых отношений с другими государствами.

10 стран, занявших первые строчки в рейтинге легкости ведения бизнеса, имеют одинаковые черты эффективности и качества регулирования предпринимательской деятельности. В государствах регулярно проводятся проверки строящихся объектов, автоматизируются инструменты, используемые предприятиями для восстановления работы при перебоях электроэнергии. Также разрабатываются надежные средства защиты, проводится автоматизация работы специализированных коммерческих судов.

ОАЭ

В этот раз в рейтинге ОАЭ заняли 11-е место, набрав 81,28 балла. Сегодня это государство представлено семью самостоятельными субъектами со своими экономическими и другими особенностями. За счет географически выгодного расположения, ОАЭ стали одним из крупнейших бизнес центров в мире.

Основными направлениями для инвестиций являются: производство и торговля, банковский сектор и современная логистика.

Среди преимуществ ведения бизнеса в ОАЭ можно отметить следующие:

  • Наличие свободных экономических зон, где действуют значительные льготы – как налоговые, так и таможенные.
  • Оптимизация всех процессов, связанных с ведением бизнеса, на государственном уровне и непрекращающееся совершенствование этой системы.
  • Отсутствие ограничений по объему/движению средств и по их репатриации, а также по перемещению капитала.
  • Упрощенная отчетность и защита интересов инвесторов.
  • Низкий уровень преступности и стабильная валюта.
  • Непрерывный рост объемов экспорта и увеличение внутреннего потребительского спроса.

ОАЭ также заняли высокие позиции по следующим критериям оценки:

  • 5-е место по легкости получения разрешений на строительство (86,41 балла).
  • 1-е место по простоте процедуры подключения к электроснабжению (100 баллов).
  • 7-е место по простоте регистрации собственности (90,88 балла).
  • 15-е место уровню защиты инвесторов (75 баллов).
  • 2-е место по уровню налоговой нагрузки (99,44 балла).
  • 9-е место по обеспечению исполнения контрактов (75,88 балла).

Итак, вот как выглядит топ-20 рейтинга Doing Business 2019:

  1. Новая Зеландия;
  2. Сингапур;
  3. Дания;
  4. Гонконг;
  5. Корея;
  6. Грузия;
  7. Норвегия;
  8. США;
  9. Великобритания;
  10. Македония;
  11. ОАЭ;
  12. Швеция;
  13. Тайвань;
  14. Литва;
  15. Малайзия;
  16. Эстония;
  17. Финляндия;
  18. Австралия;
  19. Латвия;
  20. Маврикий.

Положительные факторы

В настоящее время основой инвестиционной привлекательности России по-прежнему остается колоссальная сырьевая и ресурсная база. Кроме того, в стране хорошо развита добывающая отрасль. На сегодняшний день большинство зарубежных инвесторов вкладывают собственные капиталы именно в предприятия, которые заняты добычей и частично переработкой нефти, газа, металлов и прочих природных ресурсов.

Не стоит забывать и о серьезном человеческом потенциале, которым обладает Российская Федерация. Несмотря на глобальный развал системы образования, которым были отмечены 90-е годы прошлого века, еще с советских времен осталось большое количество квалифицированных рабочих, ученых, управленцев и сотрудников других специальностей. В последние годы к ним стали примыкать новые кадры, выпускаемые высшими и средними образовательными учреждениями. Последних отличает принципиально новый уровень компетенций и готовность работать на современном инновационном оборудовании.

Уровень развития транспортной и производственной инфраструктуры России сложно назвать удовлетворительным. Сохранившиеся с советских времен объекты нуждаются в серьезной модернизации. Тем не менее даже существующего уровня транспортной и производственной инфраструктуры достаточно для того, чтобы Российская Федерация оставалась привлекательной для инвесторов.

Нельзя не отметить и серьезного развития современных телекоммуникационных и интернет-технологий. В настоящее время глобальная паутина стала обыденной частью жизни большинства россиян. Бизнес также активно использует все возможности, которые открывает перед ним интернет.

2021: Всемирный банк решил прекратить публикацию рейтинга Doing Business

Всемирный банк 16 сентября 2021 года объявил о решении прекратить публикацию ежегодного рейтинга Doing Business, посвященного оценке условий ведения бизнеса в разных странах мира.

Руководство Всемирного банка приняло решение прекратить публикацию отчета Doing Business. В дальнейшем мы будем работать над иным подходом к оценке делового и инвестиционного климата, — говорится в сообщении банка.

Во Всемирном банке уточнили, что это решение принято в связи с появлением в июне 2020 года сведений о нарушениях, допущенных при подготовке прошлых отчетов. В августе того же года Всемирный банк приостановил публикацию Doing Business.

Мы будем действовать на основе полученных результатов и ретроспективно скорректируем данные стран, которые больше всего пострадали от нарушений, — заверили тогда в банке.

После этого начались «систематический обзор и оценка изменений данных» последних пяти публикаций Doing Business. Был выявлен ряд нарушений, касающихся изменений данных в отчетах Doing Business-2018 и Doing Business-2020.

Всемирный банк составлял рейтинг Doing Business с 2002 года. Благоприятные условия для ведения бизнеса оценивались по десяти категориям: регистрация предприятий, получение разрешения на строительство, подключение к электросетям, регистрация собственности, получение кредитов, уплата налогов и т.п.

Рейтинг Doing Business использовался правительствами разных стран, включая Россию, в качестве официального KPI. В 2019 году Минэкономразвития по поручению Владимира Путина включило в план своей деятельности цель достичь 20-й позиции в этом рейтинге к 2024 году. В начале 2020 года Михаил Мишустин одним из первых своих решений на посту премьер-министра утвердил изменения в плане мероприятий «Трансформация делового климата», за который отвечает Минэкономразвития, добавив туда мероприятия, направленные на продвижение в рейтинге Doing Business: в частности, был обозначен целевой ориентир сократить срок технологического присоединения в Москве и Санкт-Петербурге к системе электроснабжения, соответственно, с 70 до 39 дней и с 80 до 45 дней к 2022 году.

Как заявили РБК в Минэкономразвития, в ходе совместных заседаний с участием исполнительных директоров стран — участниц Всемирного банка будут определены подходы к оценке делового климата и дальнейшие шаги по трансформации рейтинга.

В 2019 году, когда флагманский рейтинг Всемирного банка был обновлен в последний раз, министр экономического развития Максим Орешкин (на сентябрь 2021 года — помощник президента) говорил, что это исследование не отражает в полной мере состояние и динамику инвестиционного климата, ориентируясь лишь на стандартные регулируемые процедуры.

Как раз рейтинг Doing Business стабильность регуляторики не измеряет. Частое изменение условий, низкая предсказуемость — это то, что волнует инвесторов больше всего. С процедурами мы справились, теперь нужно справиться со стабильностью, — пояснял Максим Орешкин свою точку зрения.

В 2019 году Мишустин, тогда возглавлявший Федеральную налоговую службу, также говорил о претензиях к рейтингу Doing Business в части оценки налогового администрирования.

В декабре 2020 года, после проведения внутреннего расследования, Всемирный банк сообщал, что его управляющие оказывали давление на сотрудников, занимавшихся непосредственно подготовкой рейтинга, чтобы они манипулировали данными по Саудовской Аравии и Китаю, искусственно завышая их позиции в рейтинге. Некорректные данные также сказались на положении Азербайджана в рейтинге, но наоборот — в худшую сторону, следует из опубликованного 16 сентября доклада американской юрфирмы WilmerHale, посвященного итогам расследования во Всемирном банке. Россия в этом отчете не фигурирует.

Примечания[править | править код]

  1. , pp. 285-307.
  2.  (англ.). DoingBusiness.org. The World Bank Group. Дата обращения: 7 марта 2017.
  3.  (англ.). DoingBusiness.org. The World Bank Group. Дата обращения: 7 марта 2017.
  4.  (англ.). DoingBusiness.org. The World Bank Group. Дата обращения: 7 марта 2017.
  5.  (англ.). DoingBusiness.org. The World Bank Group. Дата обращения: 7 марта 2017.
  6.  (англ.). DoingBusiness.org. The World Bank Group. Дата обращения: 7 марта 2017.
  7.  (англ.). DoingBusiness.org. The World Bank Group. Дата обращения: 7 марта 2017.
  8.  (англ.). DoingBusiness.org. The World Bank Group. Дата обращения: 7 марта 2017.
  9.  (англ.). DoingBusiness.org. The World Bank Group. Дата обращения: 7 марта 2017.
  10.  (англ.). DoingBusiness.org. The World Bank Group. Дата обращения: 7 марта 2017.
  11.  (англ.). DoingBusiness.org. The World Bank Group. Дата обращения: 7 марта 2017.
  12. . www.doingbusiness.org.
  13. . Bloomberg. Дата обращения: 23 августа 2011.
  14.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 24 октября 2019.
  15.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 24 октября 2019.

Великобритания и Европейский союз

Дания

4 место: 85,3 балла

Авторы рейтинга отмечают, что в Дании стало дешевле получать разрешения на строительство, так как власти страны ликвидировали соответствующие сборы.

Великобритания

8 место: 83,5 балла

Великобритания вошла в топ-10 списка, но его составители указывают, что страна усложнила выплату налогов. Это вызвано введением новой пенсионной схемы, по которой все перечисления ложатся на плечи нанимателя.

Швеция

10 место: 82 балла

Аналитики напоминают о гибкости рынка труда в Швеции. В частности, с 2001 года эта страна позволяет компаниям менее чем с 11 сотрудниками исключать двух из них из «правила старшинства», которое при сокращении штата предписывает сначала уволить человека, нанятого последним. Когда это нововведение вступило в силу, продуктивность в малом бизнесе выросла на 2-3%.

Литва

11 место: 81,6 балла

Литва сделала электричество для бизнеса доступнее, запустив комплексное цифровое приложение и уменьшив стоимость новых подключений. Кроме того, эта страна усилила защиту миноритарных акционеров, прояснив правила, касающиеся владения и управления бизнесом.

Эстония

18 место: 80,6 балла

Авторы рейтинга отметили удобство налоговой системы в Эстонии: например, там можно быстро вернуть НДС и согласовать корректировки в сумме налога на прибыль.

Латвия

19 место: 80,3 балла

Латвии удалось войти в топ-20, но составители списка подчеркивают, что эта страна увеличила налоговую нагрузку на бизнес: теперь при подсчете налога на прибыль учитывается не налогооблагаемая, а распределенная прибыль.

Финляндия

20 место: 80,2 балла

Аналитики указывают, что Финляндия упростила запуск бизнеса, сократив сборы при онлайн-регистрации компании и ускорив этот процесс.

Влияние

Более 3000 научных работ использовали данные из индекса. Утверждается, что влияние совершенствования регулирования на экономический рост является очень сильным. Переход от худшей четверти стран к лучшей четверти предполагает увеличение ежегодного прироста ВВП на 2,3 процентных пункта. Еще 7000 рабочих документов в отделах экономики и социальных наук используют данные отчёта Doing Business. Среди авторов таких работ-лауреат Нобелевской премии по экономике 2016 года Оливер Харт (экономист).

Различные субкомпоненты индекса сами по себе дают конкретные предложения по улучшению. Многие из них могут быть относительно просты в реализации и не вызывают сомнений (за исключением, возможно, коррумпированных чиновников, которые могут извлечь выгоду из обременительных правил, требующих взяток в обход). Таким образом, индекс повлиял на многие страны. Некоторые из них явно нацелены на достижение максимальной позиции в индексе, например в списке top 25.

Несколько схожими годовыми отчётами являются индексы экономической свободы и доклад о глобальной конкурентоспособности. Они, особенно последний, рассматривают гораздо больше факторов, влияющих на экономический рост, таких как инфляция и инфраструктура. Однако эти факторы могут быть более субъективными и расплывчатыми, поскольку многие из них измеряются с помощью обследований и их труднее быстро изменить по сравнению с нормативными актами.

В ноябре 2017 года EconTalk подкаст объясняет длительное влияние в академических и политических кругах отчёта Doing Business.

2015-2019 гг.Рейтинг и баллы ЕАБР

Следующие рейтинги и баллы основаны на данных Департамента промышленной политики и продвижения (Департамент развития промышленности и внутренней торговли) правительства Индии.

Состояние 2015 г. 2017 г. 2019 г.
Классифицировать Счет Классифицировать Изменять Счет Изменять Классифицировать Изменять
Гуджарат 1 71,14 5 (-4) 97,99 26,85 10 (-5)
Андхра-Прадеш 2 70,12 1 (1) 98,3 28,18 1
Джаркханд 3 63,09 4 (-1) 98,05 34,96 5 (-1)
Чхаттисгарх 4 62,45 6 (-2) 97,31 34,86 6
Мадхья-Прадеш 5 62,00 7 (-2) 97,3 35,3 4 (3)
Раджастхан 6 61,04 9 (-3) 95,7 34,66 8 (1)
Одиша 7 52,12 14 (-7) 92,08 39,96 29 (-15)
Махараштра 8 49,43 13 (-5) 92,88 43,45 13
Карнатака 9 48,50 8 (1) 96,42 47,92 17 (-9)
Уттар-Прадеш 10 47,37 12 (-2) 92,89 45,52 2 (10)
Западная Бенгалия 11 46,90 10 (1) 94,59 47,69 9 (1)
Тамил Наду 12 44,58 15 (-3) 90,68 46,1 14 (1)
Telangana 13 42,45 2 (11) 98,28 55,83 3 (-1)
Харьяна 14 40,66 3 (11) 98,06 57,4 16 (-13)
Дели 15 37,35 23 (-8) 31,69 -5,66 12 (11)
Пенджаб 16 36,73 20 (-4) 54,36 17,63 19 (1)
Химачал-Прадеш 17 23,95 16 (1) 87,9 63,95 7 9)
Керала 18 22,87 21 год (-3) 44,82 21,95 28 год (-7)
Гоа 19 21,74 19 57,34 35,6 24 (-5)
Пудучерри 20 17,72 27 (-7) 15,65 -2,07 27
Бихар 21 год 16,41 18 (3) 81,91 65,5 26 (-8)
Ассам 22 14,84 17 (5) 84,75 69,91 20 (-3)
Уттаракханд 23 13,36 11 (12) 94,24 80,88 11
Чандигарх 24 10.04 29 (-5) 11,54 1.5 29
Андаманские и Никобарские острова 25 9,73 31 год (-6) 1,25 -8,48 22 (9)
Трипура 26 9,29 25 (1) 22,45 13,16 29 (-4)
Сикким 27 7,23 33 (-6) 0,14 -7,09 29 (4)
Мизорам 28 год 6,37 30 (-2) 3,66 -2,71 25 (5)
Джамму и Кашмир 29 5,93 22 (7) 32,76 26,83 21 год (1)
Мегхалая 30 4,38 34 (-4) 29 (5)
Нагаленд 31 год 3,41 28 год (3) 14,16 10,75 29 (-1)
Аруначал-Прадеш 32 1,23 34 (-2) -1,23 29 (5)
Манипур 32 0,27 29 (3)
Дадра и Нагар Хавели 26 21,88 23 (3)
Даман и Диу 24 28,69 18 (6)
Лакшадвип 34 15 (19)

Лучшие состояния по разным направлениям оценивания 2015 г.

Область оценки Среднее по стране Государство с лучшими показателями
Открытие бизнеса 31,91% Пенджаб (81,48%)
Соблюдение экологических процедур 31,61% Гуджарат (100,00%)
Соблюдение трудового законодательства 33,81% Джаркханд (100,00%)
Получение утилит, связанных с инфраструктурой 32,01% Махараштра (88,89%)
Регистрация и соблюдение налоговых процедур 48,61% Карнатака (97,73%)
Проведение проверок 19,45% Джаркханд (72,00%)
Обеспечение исполнения контрактов 16,49% Махараштра (55,56%)

Пять лучших штатов по разным направлениям оценки 2015 г.

Классифицировать Открытие бизнеса Отвод земли и получение разрешения на строительство Соблюдение экологических процедур Соблюдение трудового законодательства Получение коммунальных услуг, связанных с инфраструктурой Регистрация и соблюдение налоговых процедур Проведение проверок Обеспечение исполнения контрактов
1 Пенджаб

(81,48%)

Мадхья-Прадеш

(72,73%)

Гуджарат

(100,00%)

Джаркханд

(100,00%)

Махараштра (88,89%) Карнатака (97,73%) Джаркханд

(72,00%)

Махараштра

(55,56%)

2 Андхра-Прадеш

(78,57%)

Гуджарат

(72,41%)

Андхра-Прадеш

(85,19%)

Гуджарат

(76,47%)

Гуджарат

(75,00%)

Андхра-Прадеш

(90,63%)

Гуджарат

(71,74%)

Мадхья-Прадеш

(44,44%)

3 Чхаттисгарх

(77,78%)

Махараштра

(70,27%)

Раджастхан

(70,37%)

Чхаттисгарх

(76,47%)

Мадхья-Прадеш

(75,00%)

Раджастхан

(89,47%)

Андхра-Прадеш

(62,00%)

Гуджарат

(33,33%)

4 Одиша

(71,43%)

Раджастхан

(63,64%)

Пенджаб

(70,37%)

Андхра-Прадеш

(75,00%)

Дели

(68,75%)

Одиша

(85,29%)

Чхаттисгарх

(58,00%)

Чхаттисгарх

(33,33%)

5 Раджастхан

(65,38%)

Андхра-Прадеш

(62,16%)

Мадхья-Прадеш

(66,67%)

Уттар-Прадеш

(70,59%)

Андхра-Прадеш

(60,00%)

Мадхья-Прадеш

(82,50%)

Раджастхан

(50,00%)

Тамил Наду

(33,33%)

Что такое рейтинг Doing Business?

Рейтинг Doing Business – это ежегодное исследование группы Всемирного банка, в котором 190 стран оцениваются по лёгкости ведения предпринимательской деятельности. Оценку дают по 10 основным индикаторам. В целом же рейтинг посвящён оценке нормативных актов, которые регулируют деятельность малого и среднего бизнеса, и их применению на практике. Исследование проводят с 2003 года, а с 2005-го составляют рейтинг для сравнения стран между собой.

Основная цель – дать госорганам разных стран возможность, сравнивая себя с государствами-лидерами, улучшать законы и скорость работы с документами

Казахстанские чиновники уделяют Doing Business особое внимание и ориентируют свою законодательную деятельность, в том числе, и на укрепление позиций страны в этом рейтинге

Informburo.kz ранее уже рассказывал о методике исследования Doing Business. Среди его особенностей отмечалось, что составители опираются на казахстанскую статистику и формальные показатели, но не учитывают социальные факторы, теневую экономику и коррупцию.

Кроме того, рейтинг не оценивает собственно достижения государств в развитии бизнеса, и потому единственным способом улучшить своё положение в рейтинге стало проведение реформ, упрощение и ускорение документооборота.

Казахстан поднялся в рейтинге Doing Business. Это что-то меняет? Бизнесменам стало легче?

При этом казахстанских чиновников уже ловили на несоответствии заявленных реформ в строительстве с их применением на практике. Из-за этого в 2017 году страна потеряла одну позицию в Doing Business, опустившись с 35-го на 36-е место.

Среди преимуществ методики рейтинга лёгкости ведения бизнеса обычно называют прозрачность используемых показателей и нормативно-правовых актов – все они есть в открытом доступе. Кроме того, сравниваются сопоставимые документы и статистика, что исключает искажения при сравнении развитых государств Запада и развивающихся стран.

С другой стороны, Doing Business не учитывает экономическое состояние и структуру финансовой системы исследуемых стран, а сам рейтинг страны формируется лишь по одному городу – крупнейшему деловому центру. В Казахстане был выбран Алматы, что не отражает ситуацию в других регионах страны.

Есть и другие рейтинги, которые сравнивают страны между собой, в том числе и по развитию бизнеса. Самый известный из них – Глобальный индекс конкурентоспособности Всемирного экономического форума. Отличается от Doing Business он более широким охватом показателей – от состояния финансовой системы и инфраструктуры до здравоохранения и инновационного потенциала. Казахстан тоже стремится расти в этом рейтинге, в последнем он занял 55-е место. Хотя и вырос по большей части за счёт того, что другие страны ухудшили свои позиции.

Направления формирования благоприятного инвестиционного климата в России

Среди мероприятий, направленных на формирование благоприятного инвестиционного климата в РФ, можно выделить:

  • развитие государственно-частного партнерства, способного значительно повысить эффективность инвестиционных проектов за счет использования преимуществ государственных и частных инвестиций;
  • совершенствование нормативно-правовых основ инвестиционной деятельности;
  • формирование инфраструктуры инвестиционной сферы;
  • развитие системы долгосрочного кредитования;
  • развитие малого предпринимательства.

Конкретные мероприятия в этом направлении должны предусматривать:

  • Внесение изменений или отмена различных законодательных актов, затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности.
  • Снижение влияния государственных компаний на инвестиционный климат путем приватизации крупных пакетов акций, находящихся в федеральной собственности, и исключением из состава совета директоров акционерных обществ с государственным участием руководителей федеральных органов исполнительной власти с включением вместо них независимых директоров.
  • Ужесточение контроля за коррупционными правонарушениями.

Догнать — не перегнать

Россия включилась в гонку за лидерами Doing Business в 2012–м. Достичь намеченной цели по итогам 2018 года — войти в топ–20 — не удалось. Но прогресс все равно выглядит впечатляющим: со 120–го места на 28–е, почти на 100 позиций. Чуть хуже Австрии, но лучше, чем Япония, Испания и даже Китай. Не говоря уже о Польше и Нидерландах, находящихся в пятой десятке. Можно было бы предположить, что при таком стремительном восхождении на вершину Doing Business малый бизнес в России должен был бы расцвести, как цветок в оранжерее под присмотром заботливого садовника.

Но что–то пошло не так. В начале 2019–го в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) Федеральной налоговой службы (ФНС) было зафиксировано 6,04 млн организаций. Это лишь на 0,03% больше, чем годом ранее. При этом формальный рост их численности был обеспечен исключительно за счет микробизнеса — такого, где занято не более 15 человек, а годовой доход не превышает 120 млн рублей. Число же предприятий, попадающих под определение малых и средних, ежегодно сокращается на 6–7%.

С рабочими местами получается тоже не слишком хорошо: согласно данным ФНС, за год число тружеников сектора МСП сократилось в общей сложности на 600 тысяч. Средние фирмы уволили около 136 тысяч сотрудников, «микроскопические» — 67 тысяч.

Хуже всего пришлось малым компаниям, где работников стало меньше почти на 365 тысяч человек. И, если всерьез верить в достижение целей нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (согласно ему численность занятых к концу 2024 года должна увеличиться до 25 миллионов), то пора подсуетиться. Ведь сейчас официально занято 15,4 миллионов человек. Кто должен будет нанять недостающие 10 миллионов, если за 2019–й количество предприятий в сфере МСП сократилось на 116 тыс.?

А дальше упираемся в потолок

Сохранение Fitch долгосрочного кредитного рейтинга со стабильным прогнозом — хороший знак для России с точки зрения поддержания стабильности основных макроэкономических показателей на ближайшие несколько лет, уверен главный аналитик «Алор Брокер» Алексей Антонов. Для России это уже второй положительный сигнал в нынешнем году: в середине января рейтинг на уровне ВВВ подтвердило агентство S&P. В целом эти рейтинги дают положительную оценку экономическим действиям властей по преодолению негативных последствий кризиса, вызванного коронавирусом.

По словам Антонова, агентство довольно последовательно в своих отчетах. Так, в последнем обзоре, так же, как и в предыдущем, по-прежнему указывается на слабую веру в антироссийские санкции: новые секторальные санкции, считает Fitch, маловероятны, а из возможных указано расширение ограничений на новые выпуски рублевых облигаций ОФЗ и некоторых финансовых институтов.

«В целом с прогнозом Fitch вполне можно согласиться, но ожидать скорого повышения рейтинга не следует, считает эксперт. В РФ по-прежнему сохраняется множество структурных проблем — достаточно упомянуть сырьевую зависимость и отсутствие реальных возможностей для активного роста сектора малого и среднего предпринимательства. А ситуация с пандемией еще больше усложнила решение этих проблем», — заключает Алексей Антонов.

Грузия

В этом отчете Doing Business Грузия удостоилась 6-го места (83,28 балла) благодаря ряду реформ, которые были предприняты руководством страны за последнее время. Так заявил Георгий Кобулия, министр экономики и устойчивого развития Грузии. «Мы рады, что в этом году Всемирный банк оценил по достоинству наши реформы. К примеру, мы освободили реинвестированный капитал от налогов. Также были упрощены процедуры регистрации плательщиков НДС, и это было замечено», — сказал он.

Освобождение от налогов реинвестированного капитала действует в Грузии с начала 2017 года. Такой же подход внедрен в Эстонии. Суть этого метода в том, что та часть прибыли компаний, которая направляется на инвестиции, освобождается от налогообложения.

Упрощенная процедура регистрации налогоплательщиков НДС действует в стране с июля 2018 года. Согласно ей, владельцы малого бизнеса не теряют статус физического лица, если регистрируются в качестве плательщика НДС. При этом, они не платят текущие налоги и декларируют свои доходы по упрощенной регистрации.

Министр экономики также уверен, что на позиции Грузии в рейтинге положительно отразился и тот факт, что с декабря 2017 года в стране заработал принцип электронного перераспределение дел в суде.

«У нас также произошел серьезный прогресс в судебной системе – было введено правило перераспределения дел между судьями по принципу случайного выбора дел, что увеличивает шансы на принятие более качественных решений и уменьшает субъективизм в нашей судебной системе», — отметил Кобулия.

Таким образом, Грузия является лучшей страной для бизнеса в своем регионе. В последнее время благодаря прогрессивным реформам правительство Грузии активно создает в стране привлекательную бизнес-среду. Более детально о последних достижениях Грузии прочитайте в статье: «Грузия улучшила позиции в рейтинге Всемирного банка Doing Business». 

2020: Выявление нарушений при составлении рейтинга

Публикация ежегодного рейтинга Doing Business, в котором оцениваются условия для предпринимательской деятельности в разных странах мира, в августе 2020 г приостановлена на время проведения оценки допущенных при его составлении нарушений, объявил Всемирный банк.

«Был отмечен ряд нарушений, касающихся изменений данных в отчетах Doing Business-2018 и Doing Business-2020, опубликованных в октябре 2017 и 2019 годов. Эти изменения данных не согласуются с методологией Doing Business», — говорится в сообщении.

Отдел независимого внутреннего аудита Всемирного банка изучит и оценит данные последних пяти отчетов Doing Business. По результатам этой работы будут ретроспективно исправлены данные по странам, которые больше всего пострадали от нарушений.