Гриф секретности

Архивы КГБ

КГБ в СССР, как и ЦРУ в США, – разведывательная служба, которая за время своего существования провела огромное количество секретных операций по всему миру. Любой сотрудник госбезопасности подтвердит, что деловые бумаги КГБ редко рассекречиваются в первоначальном виде. Их предварительно «вычищают», убирая сведения, которые ведомство не желает обнародовать по тем или иным соображениям.

Практически все известные на сегодняшний день тайны советских спецслужб были опубликованы в Лондоне в 1996 году благодаря бывшему сотруднику архивного отдела Первого Главного управления КГБ СССР Василию Митрохину.Объем архива секретных материалов КГБ, которые Митрохин передал Великобритании, составлял 25 тысяч страниц.

В опубликованных материалах содержатся такие сведения, которые в обозримом будущем вряд ли могли быть опубликованы в России. В частности, на всеобщее обозрение было вынесено, как в период с 1959-го по 1972 годы КГБ собирал информацию об американских электростанциях, плотинах, нефтепроводах и прочих объектах инфраструктуры в рамках подготовки к операции, которая могла привести к нарушению электроснабжения всего Нью-Йорка.

Есть там информация, в подробностях описывающая планы КГБ тайного приобретения трех американских банков в Северной Калифорнии в рамках секретной операции, созданной с целью получения сведений о высокотехнологичных компаниях в регионе. Банки были выбраны не случайно, так как все они ранее предоставляли кредиты интересующим КГБ корпорациям. Подставным лицом, на чье имя покупались банки, должен был выступить сингапурский бизнесмен, однако американским спецслужбам удалось раскусить планы КГБ.

Допуск лиц к секретным сведениям

Ознакомление и использование материалов, причисленных к гостайне, возможно только узкому кругу лиц. При этом предоставление доступа к закрытым сведениям происходит исключительно на добровольном основании. Это возлагает на гражданина дополнительные права и обязательства.

Доступ к секретным материалам предполагает:

  • согласие с невозможностью разглашать доверенную информацию;
  • принятие ограничений возможностей и прав на некоторый период времени (на выезд за рубеж, использование секретных изобретений, неприкосновенность личной жизни при осуществлении проверок);
  • получение социальных гарантий (надбавок к зарплате);
  • письменное одобрение человека на осуществление проверок для подтверждения сохранности данных (частота и объем зависят от уровня секретности сведений);
  • ознакомление с мерой ответственности при распространении информации.

При возникновении чрезвычайной ситуации допуск к гостайне может изменяться главой государства. Причинами для отказа лицу в доступе к засекреченным материалам выступают:

  • объявление суда о его недееспособности или ограниченной дееспособности;
  • обвинение в умышленном правонарушении или против госвласти;
  • непогашенная (неснятая) судимость за вышеназванные правонарушения;
  • закрытие уголовного дела по нереабилитирующим обстоятельствам (если не завершен период давности);
  • медпоказания, запрещающие работать с секретной информацией;
  • постоянное проживание лица и его близких за рубежом или оформление бумаг на ПМЖ в другом государстве;
  • определение при проверке обстоятельств, формирующих риск безопасности РФ;
  • отказ от проверочных мер;
  • предоставление ложной информации.

Вердикт об отказе выносится уполномоченным лицом индивидуально с учетом данных проверки. Человек вправе опротестовать такое решение в вышестоящей инстанции или суде.

Классификация грифов секретности

Разделение информации, представляющей государственную тайну, на группы совершается путем оценки степени возможного урона безопасности страны при разглашении. Выделяют данные, причисляемые к материалам:

особой важности;
совершенно секретным;
секретным.

Такие грифы секретности обозначены в ст. 8 ФЗ № 5485-1, подробное описание с указанием возможного уровня ущерба при разглашении приведено в постановлении Правительства № 870 от 04.09.1995 года.

Статья 8. Степени секретности сведений и грифы секретности носителей этих сведений (ФЗ № 5485-1)

Таблица. Грифы секретности

Гриф
Величина возможного урона безопасности страны при разглашении сведений
Характеристика
Особой важности
Ущерб РФ в одной или нескольких сферах деятельности: военной, экономической, внешней политике, научной и технической, разведке, контрразведке, оперативно-розыскной работе
Высший уровень секретности. Отметка применяется для ограниченного перечня документации, подлежащего особым мерам защиты

Распространение сведений представляет чрезвычайный риск негативных последствий для государства
Совершенно секретно
Урон безопасности министерства (ведомства), экономической отрасли страны в одной или нескольких сферах деятельности, обозначенных выше
Допуск к документации разрешен узкому кругу лиц, процедура обращения с ней строго регламентирована. Преимущественно сюда относятся материалы о работе по охране безопасности страны
Секретно
Ущерб предприятию, организации, учреждению в вышеописанных сферах деятельности
Сюда относятся любые материалы, представляющие гостайну, которым не присваиваются иные грифы

Постановление Правительства № 870 от 04.09.1995 года

Нормативное регулирование

Принципы и правила причисления сведений к секретным отражены в ФЗ № 5485-1 от 21.07.1993 года. Законодательство обозначает список данных, представляющих государственную тайну, алгоритм их засекречивания и рассекречивания, методы охраны и так далее. Используемые грифы указывают на степень секретности материалов и величину возможного урона безопасности РФ при распространении сведений. Определение уровня ущерба при огласке государственной тайны производится Правительством страны. Перечень грифов секретности приведен в ст. 8 ФЗ № 5485-1. Информация, подлежащая отметке ими, обозначена в постановлении Правительства № 870 от 04.09.1995 года, ст. 5 ФЗ № 5485-1 . К секретным относятся данные в сфере:

  • внешней политики — об экономической, финансовой и политической деятельности вне РФ, досрочное распространение которых может стать причиной нанесения урона безопасности страны;
  • экономики — о подготовке к войне, резервах, производственных мощностях для создания и ремонта боевой техники, запасах сырья, драгоценностей, использовании инфраструктуры для поддержания безопасности РФ, гражданской обороне;
  • науки и техники — об изобретениях и достижениях, прогрессивных технологиях, проектах, предназначенных для обороны или экономики;
  • военной деятельности — о стратегии, подготовке и осуществлении операций, мобилизации ВС, совершенствовании вооружения, техники, ядерных боеприпасах, местонахождении особо важных пунктов, численности войск;
  • разведки и контрразведки, оперативно-розыскных мероприятий — об их финансовом обеспечении, о противодействии терроризму, госзащите установленных лиц, гражданах, конфиденциально сотрудничающих с указанными органами, об охране отдельных объектов, границ государства, исключительной экономической зоны, континентального шельфа РФ, о системе связи правительства и президента, шифрах и кодах, средствах их создания и анализа, иных методах защиты материалов, информационной инфраструктуре России, охране ее от компьютерных атак.

Порядок засекречивания, применения грифов определяется действующими в органах госвласти, учреждениях, организациях, на предприятиях перечнями и регламентирован ст. 11 ФЗ № 5485-1. Органы охраны гостайны обозначены в ст. 20 ФЗ № 5485-1. К ним причисляются межведомственная комиссия, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, специализированные учреждения.

Статья 20. Органы защиты государственной тайны (ФЗ № 5485-1)

Рассекречивание информации

Государственная тайна в некоторых случаях может быть рассекречена. Как это понимать? Снимается ограничение на распространение таковой информации. Однако для рассекречивания этих данных должны быть достаточные основания:

  • Взятие РФ на себя ряда межгосударственных обязательств по открытому обмену информацией, которая содержит в себе факты, составляющие в России гостайну.
  • Изменение объективной группы обстоятельств, из-за чего дальнейшая защита информации, являющейся государственной тайной, является нецелесообразной.

Есть и еще одно предписание. Срок засекречивания данных, которые составляют гостайну, не может превышать 30 лет. Только в порядке исключения этот период может быть продлен по соответствующему решению межведомственного комитета по защите гостайны.

Должностные лица, допущенные к государственной тайне Российской Федерации

Перечень должностей, которые допущены к государственной тайне, утвержден Указом Президента Российской Федерации от 15 января 2010 года № 24-р

  1. Председатель Правительства Российской Федерации
  2. Генеральный прокурор Российской Федерации
  3. Глава Администрации Президента
  4. Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации
  5. Первый заместитель Председателя Правительства
  6. Заместитель Председателя Правительства
  7. Заместитель Председателя Правительства — Министр финансов Российской Федерации
  8. Заместитель Председателя Правительства — Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации
  9. Первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации — Председатель Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации
  10. Федеральный министр
  11. Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
  12. Председатель Счетной палаты Российской Федерации
  13. Председатель Центрального банка Российской Федерации
  14. Президент Российской Академии Наук
  15. Руководитель (директор) Федеральной службы
  16. Руководитель (директор) федерального агентства
  17. Высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) Российской Федерации
  18. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации
  19. Руководитель организации, обладающий в соответствии с федеральным законом полномочиями осуществлять от имени Правительства Российской Федерации в указанной сфере деятельности.

Принципы

Для сохранения сведений, представляющих особую важность для страны, должно проходить непрерывное совершенствование действующего порядка засекречивания. Как показывает практика, для реализации этой задачи значение имеют научно обоснованные подходы и системный метод

Грифы секретности должны устанавливаться правильно в строго регламентированных случаях. Этим обеспечивается эффективность защиты важных сведений. Существуют следующие принципы определения секретности документов:

  1. Системный подход.
  2. Объективность.
  3. Оптимизация объема данных.
  4. Периодический пересмотр.

Сложности рассекречивания

В 1991 году был образован архив президента Российской Федерации, который объединил в себе документы из бывшего архива президента СССР Михаила Горбачева, а позднее и первого президента России Бориса Ельцина. За первые 10 лет существования фонда многие материалы были рассекречены, однако в начале 2000-х этот процесс приостановили, а документы, которые уже успели предать огласке, снова засекретили.

Руководитель Росархива Андрей Артизов в одном из своих интервью отметил: «Мы рассекречиваем документы в соответствии с нашими национальными интересами. Есть план рассекречивания. Чтобы принять решение о рассекречивании, нужны три-четыре эксперта со знанием иностранных языков, исторического контекста, законодательства о государственной тайне».

Чего же боятся руководители страны, рассекречивая документы, многие из которых уже перешагнули полувековой рубеж? Исследователи называют целый ряд причин: В их числе, к примеру, очень непростой вопрос сотрудничества СССР с фашистской Германией накануне Великой Отечественной войны, отраженный в многочисленных документах.

Среди других причин называются: реальный масштаб репрессий сталинской власти против своего народа; дестабилизация мировой обстановки со стороны СССР; факты, разрушающие миф об экономической помощи СССР другим государствам; растранжиривание государственных средств на подкуп правительств стран третьего мира с целью получения поддержки в ООН.

Какие сведения считаются государственной тайной

Информацию, составляющую государственную тайну, определяет ФЗ «О государственной тайне». Закон разделяет сведения по следующим категориям:

  1. Военные данные.
  2. Экономические, технические и научные.
  3. Информация, связанная с внешней политикой и экономикой.
  4. Данные о деятельности разведывательного, оперативно-розыскного характера.

К первой относят информацию, связанную с изобретением, разработкой, производственной деятельностью оружия и боевой техники. Защищаются сведения о боеготовности армии, военные планы, стратегии. Данные о режимных объектах, включая месторасположение некоторых, а также действительная численность армии и уровень ее обеспечения также могут подлежать государственной охране.

Что касается второго пункта, защита может касаться сведений о научно-технических достижениях, которые представляют для государства существенное экономическое, а также оборонное значение

Сюда же входят данные о предприятиях, изготавливающих в целях обороноспособности какое-то оборудование, людях, занимающихся изобретением стратегически важной техники, и т.д

Третий раздел касается данных из указанных областей, преждевременное разглашение которых кому-либо может пагубно сказаться на безопасности Российской Федерации.

Четвертый раздел, объединяющий сведения, подлежащие защите грифами секретности, включает в себя данные о сотрудниках, занимающихся подобной деятельностью; информацию об особенностях охраны границ страны; сведения о затратах на разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность и некоторые другие государственно важные сведения.

Сведения, которые нельзя относить к государственной тайне

Однажды мы уже рассказывали нашим читателям, что не все данные о работе своего предприятия работодатель может отнести к коммерческой тайне. С государственной охраной информации история аналогичная

Обратите внимание на данные, которые не могут составлять тайну государства:

  • О различных серьезных происшествиях техногенного и природного характера, а также о прогнозировании таких ситуаций.
  • О текущем состоянии преступности в стране.
  • О текущем демографическом, санитарном состоянии государства, о положении дел в области здравоохранения.
  • О случаях нарушений прав и свобод граждан.
  • О материальном положении и экономической обеспеченности страны.
  • О состоянии здоровья лиц, находящихся во главе государства.

Статья 9. Порядок отнесения сведений к государственной тайне

Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с их отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежностью, а также в соответствии с настоящим Законом.

Обоснование необходимости отнесения сведений к государственной тайне в соответствии с принципами засекречивания сведений возлагается на органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации, которыми эти сведения получены (разработаны).

Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с Перечнем сведений, составляющих государственную тайну, определяемым настоящим Законом, руководителями органов государственной власти в соответствии с Перечнем должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, утверждаемым Президентом Российской Федерации. Указанные лица несут персональную ответственность за принятые ими решения о целесообразности отнесения конкретных сведений к государственной тайне.

Для осуществления единой государственной политики в области засекречивания сведений межведомственная комиссия по защите государственной тайны формирует по предложениям органов государственной власти и в соответствии с Перечнем сведений, составляющих государственную тайну, Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне. В этом Перечне указываются органы государственной власти, наделяемые полномочиями по распоряжению данными сведениями. Указанный Перечень утверждается Президентом Российской Федерации, подлежит открытому опубликованию и пересматривается по мере необходимости.

Органами государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, в соответствии с Перечнем сведений, отнесенных к государственной тайне, разрабатываются развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию. В эти перечни включаются сведения, полномочиями по распоряжению которыми наделены указанные органы, и устанавливается степень их секретности. В рамках целевых программ по разработке и модернизации образцов вооружения и военной техники, опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ по решению заказчиков указанных образцов и работ могут разрабатываться отдельные перечни сведений, подлежащих засекречиванию. Эти перечни утверждаются соответствующими руководителями органов государственной власти. Целесообразность засекречивания таких перечней определяется их содержанием.

Дело Зинаиды Райх

Популярная актриса, первая жена Сергея Есенина, супруга Всеволода Мейерхольда погибла в июле 1939 года. Это произошло не в далеком лесу или подмосковном доме, а в элитном районе столицы, в квартире Зинаиды Райх. На ее теле нашли 17 ножевых ранений. Несмотря на то, что ее окно и окна соседних квартир были распахнуты всю ночь, никто не слышал ни единого крика или шума борьбы. Кроме домработницы, которая получила неопасную травму, и тоже предпочла молчать до конца своих дней.

Кто и зачем убил Райх – неизвестно. Тогда НКВД даже не стало заводить дело, поэтому никаких улик не сохранилось. Скорее всего, преступники попали в квартиру через балкон – актриса жила на втором этаже. Затем они нанесли несколько ударов ножом по жертве и скрылись тем же путем, что и пришли. Вроде как даже известно, что убийц было двое. Но все это осталось лишь на уровне слухов.

Официальных версий, понятное дело, не существует. Различные историки в книгах и статьях пересказывают события по своим соображениям. То в дело вплетается национальный вопрос – Райх была немкой, то рассказывают, что актриса слишком активно противостояла аресту своего мужа Мейерхольда, который произошел за несколько месяцев до этого. Известно лишь, что мотив был не денежным: из квартиры ничего не вынесли и ничего не поломали. Вот только один момент не дает покоя сторонникам теорий заговора до сих пор. Спустя всего несколько месяцев в квартире покойной поселилась Вардо Максимилишвили. Офицер НКВД и, как говорят, пассия Лаврентия Берии.

Официальными органами власти дело, скорее всего, уже никогда не будет раскрыто: истекли все сроки давности, да и свидетели с возможными уликами давно «уплыли». Смерть Зинаиды Райх останется одной из неразгаданных страниц истории.

Процедура отнесения информации к государственной тайне

Перечень сведений, относящихся к государственной тайне, утвержден указом Президента № 1203. В нем указаны различные министерства и ведомства, которые являются собственниками той или иной части такой информации. В каждой из перечисленных госструктур утверждены локальные нормативные акты, определяющие методики оценки вреда от свободного распространения тех или иных данных. Эти методики согласовываются с межведомственной комиссией.

В каждом из этих органов действуют экспертные комиссии, в функции которых входит рассмотрение предложений по отнесению информации (как существующей, так и потенциальной) к той или иной группе секретности.

Предложения по засекречиванию поступают в эти комиссии от руководителя ведомства, либо от подчиненных организаций. В соответствии с ведомственной методикой, составляется экспертное заключение о необходимости засекречивания информации, а также о потенциальном количественном или качественном ущербе от ее свободного хождения.

На основании этих заключений составляется перечень секретной информации, с присвоением ее носителям грифа секретности государственной тайны, соответствующем определенной степени секретности.

Перечень утверждает руководитель министерства или госоргана, в ведении которых находятся эти данные.

Когда разные части одного проекта эксперты относят к нескольким степеням секретности, то всему проекту присваивается наиболее высокий статус.

Аналогичная ситуация складывается, если у какой-либо информации (ее части) есть несколько собственников и эксперты одного из них предлагают присвоить сведениям более высокий уровень секретности. По согласованию с остальными владельцами этой информации степень секретности может быть поднята.

Ведомственные перечни секретных данных не являются статичными. Не реже чем раз в пять лет их необходимо пересматривать — исключать устаревшую информацию, добавлять новые сведения и т. д.

После утверждения перечня всех носителей информации либо сопровождающей документации (в случае с физическими прототипами изделий) проставляют гриф секретности, аналогичный присвоенной степени секретности.

Все собственники информации, свободное распространение которой может нести угрозу государственным интересам, определяют такие сведения, просчитывают возможный урон от неконтролируемого распространения данных и присваивают ей одну из трех степеней секретности. Систематизация таких сведений происходит путем составления перечня сведений, относимых к государственной тайне в каждом министерстве или госоргане, отвечающем за определенную сферу государственных интересов.

Убийство Лены Закотновой

Убийство девочки из города Шахты, что в Ростовской области, повлекло за собой смерти еще трех человек, виновных и невинных. 22 декабря 1978 года рядом с речкой горожане обнаружили тело второклассницы. Она умерла от удушения.

Доблестная советская милиция не могла оставить столь громкое дело нераскрытым и быстро назначила виновного. В день убийства был задержан местный житель Александр Кравченко, уже сидевший в тюрьме. Сначала мужчину отпустили благодаря железному алиби, но спустя всего месяц он по неизвестным причинам решает совершить кражу. Причем настолько очевидную, что ее раскрывают за считанные минуты, арестовывают и вновь поднимают вопрос о нем как об убийце Лены.

Кравченко расстреляли. Еще один подозреваемый, который в состоянии алкогольного опьянения сам признавался в преступлении, покончил жизнь самоубийством. Наконец, дело хотели повесить на серийного маньяка Андрея Чикатило. Но и тут, несмотря на признанные убийства 52 других человек, Закотнову он все же не трогал. Так решил суд.

До сих пор неизвестно, кто убил второклассницу Лену, дело отложено, расследование не ведется.

Системный подход

В качестве одной из ключевых характеристик этого принципа выступает рассмотрение процесса засекречивания в целом. В ходе него должны учитываться: взаимообусловленность и одновременно противоречивость двух направлений. В первую очередь имеет место стремление обеспечить надежную защиту государственной тайны. С другой же стороны, необходимо предотвратить необоснованное, массовое сокрытие данных со всеми негативными последствиями. При завышении грифа секретности значительно сужаются возможности осуществления обмена сведениями между ведомствами. Также это приводит к постоянному увеличению объема актов, содержащих недоступные широкому кругу пользователей данные

Это, в свою очередь, зачастую осложняет защиту действительно важной информации. Еще одной крайностью является занижение секретности

В этом случае опасность также очевидна, поскольку такая деятельность формирует предпосылки для утечки важных данных.

Маркировка носителей информации

После отнесения сведений к определенному уровню секретности на носители информации, содержащие государственную тайну, наносятся следующие реквизиты:

  • степень секретности содержащихся в носителе сведений со ссылкой на соответствующий пункт действующего в данном органе государственной власти, на данном предприятии, в данных учреждении и организации перечня сведений, подлежащих засекречиванию;
  • сведения об органе государственной власти, о предприятии, об учреждении, организации, осуществивших засекречивание носителя;
  • регистрационный номер;
  • дата или условия рассекречивания сведений либо о событии, после наступления которого сведения будут рассекречены.

Помимо данных реквизитов на носителе или в сопроводительной документации могут проставляться дополнительные отметки, определяющие полномочия должностных лиц по ознакомлению с содержащимися сведениями. Вид и порядок проставления дополнительных отметок и других реквизитов определяются нормативными документами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

При невозможности нанесения таких реквизитов на сам носитель, эти данные указываются в сопроводительной документации на этот носитель.

Если носитель содержит части, относящиеся к различным степеням секретности, то каждой из этих частей присваивается соответствующий гриф секретности, а всему носителю присваивается гриф секретности, соответствующий наивысшему грифу частей носителя.

Порядок засекречивания информации

При получении материалов в результате различных видов деятельности и пребывании их в списке секретных сведений носителю присваивается подходящий гриф (ст. 5 ФЗ № 5485-1). Если полученные данные, разглашение которых представляет угрозу безопасности РФ, невозможно идентифицировать с присутствующими в перечне, необходимо в течение месяца отправить предложение о его дополнении уполномоченному лицу, утвердившему список, при этом материалы предварительно засекречиваются, применяется предполагаемый гриф. Уполномоченные лица, ответственные за утверждение перечня, на протяжении 3 месяцев осуществляют оценку направленной им просьбы и выносят решение о возможном изменении списка. Также они вправе отменить присвоение данным грифа секретности.

Статья 11. Порядок засекречивания сведений и их носителей (ФЗ № 5485-1)

Зачастую со временем сведения утрачивают статус гостайны. В этом случае после пересмотра информации его официально снимают.

В ст. 7 ФЗ № 5485-1 приведен список материалов, не подлежащих охране от разглашения. К ним относится информация:

  • о чрезвычайных ситуациях, катаклизмах, стихийных бедствиях, событиях, представляющих угрозу безопасности людей, и их последствиях;
  • об экологической, демографической обстановке, уровне преступности, санитарных условиях, развитии здравоохранения, образования, культуры;
  • о соцгарантиях, поощрениях, привилегиях, которые предоставляются государством населению и учреждениям;
  • о нарушении прав человека, преступлении закона органами госвласти и их представителями;
  • о величине золотого запаса и валютных госрезервов РФ;
  • о самочувствии высших лиц государства.

Уполномоченные на засекречивание материалов лица несут ответственность за разглашение: уголовную, административную или дисциплинарную. Мера определяется, исходя из степени нанесенного вреда государству, его структурам и населению.

Маркировка носителей информации

После отнесения сведений к определенному уровню секретности на носители информации, содержащие государственную тайну, наносятся следующие реквизиты:

  • степень секретности содержащихся в носителе сведений со ссылкой на соответствующий пункт действующего в данном органе государственной власти, на данном предприятии, в данных учреждении и организации перечня сведений, подлежащих засекречиванию;
  • сведения об органе государственной власти, о предприятии, об учреждении, организации, осуществивших засекречивание носителя;
  • регистрационный номер;
  • дата или условия рассекречивания сведений либо о событии, после наступления которого сведения будут рассекречены.

Помимо данных реквизитов на носителе или в сопроводительной документации могут проставляться дополнительные отметки, определяющие полномочия должностных лиц по ознакомлению с содержащимися сведениями. Вид и порядок проставления дополнительных отметок и других реквизитов определяются нормативными документами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

При невозможности нанесения таких реквизитов на сам носитель, эти данные указываются в сопроводительной документации на этот носитель.

Если носитель содержит части, относящиеся к различным степеням секретности, то каждой из этих частей присваивается соответствующий гриф секретности, а всему носителю присваивается гриф секретности, соответствующий наивысшему грифу частей носителя.

Система классификации

Согласно статье 8 закона «О государственной тайне», уровень секретности информации должен соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесён безопасности государства вследствие распространения указанных сведений

В настоящее время существует три уровня секретности и соответствующие им грифы секретности: секретные, совершенно секретные, особой важности.. Отнесение секретных сведений к тому или иному уровню секретности регулируется постановлением Правительства Российской Федерации № 870 от 4 сентября 1995 года «Об утверждении правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности», которое так классифицирует информацию:

Отнесение секретных сведений к тому или иному уровню секретности регулируется постановлением Правительства Российской Федерации № 870 от 4 сентября 1995 года «Об утверждении правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности», которое так классифицирует информацию:

особой важности: к сведениям особой важности следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам Российской Федерации в одной или нескольких из перечисленных областей. Эквивалент в США: TOP SECRET

совершенно секретные: к совершенно секретным сведениям следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам министерства (ведомства) или отрасли экономики Российской Федерации в одной или нескольких из перечисленных областей

Эквивалент в США: SECRET

секретные: к секретным сведениям следует относить все иные сведения из числа сведений, составляющих государственную тайну. Ущербом безопасности Российской Федерации в этом случае считается ущерб, нанесённый интересам предприятия, учреждения или организации в военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной или оперативно-розыскной области деятельности. Эквивалент в США: CONFIDENTIAL

Ограниченный доступ (потенциально конфиденциальная), но не секретная информация

ДСП (Для служебного пользования). Эквивалент в США: FOR OFFICIAL USE ONLY (FOUO) или RESTRICTED

ДСП не являются государственной тайной.