Форма с-09-3-1. регистрация обособленного подразделения

Вместо ОП открыта новая организация

Некоторые предприниматели прибегают к способу организовать бизнес на новом месте без открытия обособленных подразделений. Просто регистрируют новое юридическое лицо. Вариант не креативный и имеет ряд серьезных минусов:

  • Для передачи имущества или денежных средств придется заключить договора поставки, купли-продажи, займа и т.п. В отличие от варианта с ОП, когда это происходит на основании внутренних положений.
  • Каждая компания заплатит налог с проводимых операций (ведь, скорее всего, понадобится и обратная передача денег или ТМЦ). Перемещение между ОП не влияет на налогообложение.
  • Если необходимо перевести часть сотрудников в новую компанию, делать это придется через увольнение, с выплатой в старой организации компенсаций, да и не все работники могут согласиться на подобные манипуляции. Перевод персонала внутри компании происходит по более простым правилам.
  • Если ФНС решит, что бизнес произвел дробление с целью исключительно оптимизации налогообложения (уплата единого налога на УСН, вместо налога на прибыль и НДС, например), то организации грозят немалые штрафы. Налоговый кодекс в п. 3 ст. 122 предусматривает наказание в виде 40% от неуплаченных сумм налогов. Это не говоря о пени и прочих издержках. Когда речь о многомиллионных суммах, то организацию может ждать банкротство.
  • Дробление бизнеса также может быть связано с получением каких-либо льгот и поддержки. Например, созданная отдельно компания может принимать участие в торгах в качестве субъекта малого предпринимательства, в то время когда «старая» фирма не могла принимать в них участие, т.к. не имела этого статуса.
  • Если между существующей и созданной организацией установят зависимость, то и сделки, проведенные между ними, станут объектом пристального внимания и оценки со стороны налоговых органов.

Открытие обособленного подразделения – признак результативности и положительной динамики развития бизнеса. При этом сообщать об открытии ОП «на всякий случай», если вы не уверены в необходимости этого действия, не стоит. На подачу документов дается целый месяц. Достаточное время для изучения законодательства или обращения к юристу и принятия окончательного объективного решения.

Образец заполнения формы С-09-3-1

Бланк С-09-3-1 должен оформляться или на компьютере, или от руки черной ручкой. Во втором случае, как это актуально и для прочих официальных бумаг, сведения должны отмечаться разборчивым почерком, четкими печатными буквами, по одному знаку в одной ячейке.

Сама форма состоит из титульного листа и листа с информацией об обособленном подразделении. Если у компании несколько подразделений, следует распечатать несколько вариантов второго листа и последовательно пронумеровать их.

Важное условие – от чьего имени составляется документ. Если это руководитель компании, то в ячейке «Код» следует указывать цифру 3, а в графе «Название документа, подтверждающего полномочия» отмечать паспорт директора и его базовые реквизиты

В случае, когда документ подается от имени представителя компании, то код будет 4, а название документа – доверенность. В любом случае обосновывающий документ субъект обязательно должен иметь при себе в ходе личного посещения налоговой инстанции.

Далее следует грамотно отметить КПП. На титульном листе прописывается код основной компании, а в последующих листах – коды подразделений. Так как законодательство допускает, что код причины постановки на учет актуален не для каждой компании, данная ячейка может остаться пустой. Уже после направления Сообщения по форме С-09-3-1 КПП может присваиваться рассматриваемому подразделению. Отметка о данной процедуре есть внизу формы.

При добавлении нового подразделения важно провести следующий порядок записей:

  • на листе 001 следует вписать 1 в графу «Сообщает»;
  • на листе 002 следует оставить пустыми графы «Сообщает вид изменения» и КПП;
  • далее указывают наименование;
  • прописывают адрес его места расположения и ОКВЭДы,;
  • ниже отмечают ФИО директора и его контактные данные. Однако данная информация не считается строго обязательной.

При изменении названия следует выполнить такой порядок записей:

  • на листе 001 отметить 2 в графе «Сообщает»;
  • на листе 002 проставить галочку в подпункте 1.2;
  • отметить КПП имеющегося подразделения;
  • прописать обновленное название;
  • указать актуальный адрес в одноименном поле;
  • отметить дату изменения названия в подпункте 2.4;
  • прописать коды ОКВЭД.

В официальном бланке документа внизу есть ряд сносок, которые помогают бухгалтеру ориентироваться при заполнении формы. Несмотря на то, что в этих подсказках не указывается необязательность номера телефона, тем не менее, его правомерно не прописывать.

Территориальная обособленность

Понятие «территориальная обособленность подразделения» законодательно не определено, и в соответствии с юридической и деловой практикой под этим понимается нахождение подразделения вне места нахождения юридического лица.

Согласно п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Аналогичные нормы содержатся и в Федеральных законах об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью.

Судебная практика по этому поводу указывает: «любое обособленное подразделение, местонахождение которого отлично от места нахождения организации, указанного в его учредительных документах, является обособленным подразделением» (Постановление ФАС СЗО от 21.06.2004 N А56-34578/03).

В некоторых судебных решениях можно встретить определение с более строгими условиями. Так, по мнению представителей ФАС Северо-Западного и Северо-Кавказского округов, «под территориальной обособленностью подразумевается расположение структурного подразделения организации географически отдельно от головной организации и за пределами административно-территориальной единицы ее регистрации, подконтрольной тому или иному налоговому органу» (см. Постановления ФАС Северо-Западного округа от 02.11.2007 по делу N А26-11293/2005, Северо-Кавказского округа от 20.06.2007 N Ф08-3590/2007-1449А по делу N А63-9693/2006-С4).

Для целей налогообложения территориальная обособленность будет признана при любом несовпадении адреса организации, указанного в учредительных документах и в заявлении, подаваемом в налоговый орган, и адреса фактического места расположения обособленного подразделения.            Именно такой подход используют налоговые органы при выявлении признаков обособленного подразделения (Письма Минфина России от 12.01.2010 N 03-02-07/1-6 и от 21.12.2009 N 03-02-07/1-550, УФНС России по г. Москве от 19.03.2012 N 17-26/23423).

Значит, подразделение является территориально обособленным от головной организации, если находится на территории, где налоговый учет и налоговый контроль осуществляет иной налоговый орган, нежели тот, в котором организация состоит на учете в качестве налогоплательщика.

Ранее в разъяснениях финансовых органов подразделение предлагалось признавать территориально обособленным в случае его нахождения:

  • по иному адресу, не указанному в учредительных документах как место нахождения самого налогоплательщика (Письмо Минфина России от 07.07.2006 N 03-01-10/3-149, Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2005 по делу N А56-48067/2004);
  • по иному почтовому адресу (Письма Минфина России от 22.12.2004 N 03-03-01-04/1/184, от 29.11.2004 N 03-03-01-02/45, от 09.11.2004 N 03-03-01-04/1/103, от 21.10.2004 N 03-03-01-04/1-78).

В связи с тем, что местонахождение самой организации может также отличаться от адреса, указанного в ее учредительных документах, все чаще налоговые и судебные инстанции предпочитают признавать обособленными подразделения, имеющие отличающийся от основного почтовый адрес. Соответственно, подразделения организации, находящиеся на ее территории и имеющие одинаковый с ней почтовый адрес, в силу отсутствия территориальной обособленности не могут рассматриваться в смысле НК РФ как обособленные (Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.09.2006 N А74-1273/06-Ф02-4571/06-С1 по делу N А74-1273/06, Московского округа от 21.08.2007, 28.08.2007 N КА-А40/8267-07 по делу N А40-73186/06-99-353, Поволжского округа от 06.09.2006 по делу N А65-5878/2005-СА1-23, Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2007, 07.05.2007 N 09АП-4826/2007-АК по делу N А40-73186/06-99-353).

Таким образом, территориально обособленным следует считать подразделение, имеющее иной почтовый адрес по сравнению с местом нахождения основной организации

Для целей учета и налогового контроля особое внимание следует уделять обособленным подразделениям организации, находящимся за пределами административно-территориальной единицы регистрации основной организации и в связи с этим подконтрольным иному налоговому органу. У организации возникает обязанность их постановки на учет в налоговом органе (по правилам ст

83 и ст. 84 НК РФ).

Шаг 1. Заполняем лист 1

Начните заполнение с шапки титульного листа заявления С-09-3-2. Укажите ИНН и КПП головной организации

Это важно, в шапке документа указываем реквизиты фирмы, которая закрывает обособленное отделение или филиал

Код налогового органа — это четырехзначный шифр территориального отделения ИФНС, в которую подают заявление. Код ИФНС определяется по месту нахождения головного учреждения.

Наименование и ОГРН — указываем реквизиты организации, закрывающей представительство. То есть вписываем наименование самого учреждения и его ОГРН.

Количество обособленных подразделений — указываем количество ОП, по которым принято решение о ликвидации (закрытии). Например, если фирма оптимизирует один филиал, то указываем в поле единицу. Если закрывается два и более представительства, то указываем соответствующее значение. При одновременной ликвидации нескольких ОП придется составить отдельное заявление на каждый субъект.

Указываем количество листов заполненной формы. Если есть приложения, то количество страниц вписываем в соответствующей форме. Например, если оформлением занимается доверенный представитель, то к заявлению придется приложить копию доверенности. Тогда в строке «Количество приложений» укажем число страниц, на которых составлена доверенность.

Далее заполняем блок информации о представителе заявителя. Обычно это руководитель головного офиса либо его доверенный представитель. Выбираем нужный код из предложенных вариантов. Указываем 3 — если заявление подписал сам генеральный директор. Код 4 вписываем, если сообщение подает представитель.

Вносим Ф.И.О. заявителя. Отчество вносим при наличии. Указываем личный ИНН директора или представителя, если заявитель имеет налоговое свидетельство, выданное в ФНС. Номер контактного телефона и адрес электронной почты вписываем в стандартном режиме.

В отдельном поле заявления С-09-3-2 указываем дату составления. Рядом ставится подпись заявителя.

ВАЖНО!

Если образец заполнения сообщения о закрытии обособленного подразделения подает доверенный представитель, то зарегистрируйте реквизиты доверенности, на основании которой действует поверенное лицо.

Правую часть блока оставьте незаполненной. Этот раздел титульного листа оформляет принимающий налоговый инспектор.

Постановка обособленного подразделения на учет во внебюджетных фондах

Для обособленных подразделений организации, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и осуществляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, предусмотрена постановка на учет в территориальных отделениях Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Фонда обязательного медицинского страхования.

Соответствующие положения содержатся в Федеральном законе от 23.12.2003 N 185-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и в принятых в соответствии с ним нормативно-правовых актах данных внебюджетных фондов.

Для постановки на учет в Пенсионном фонде РФ организации необходимо обратиться в соответствующий его территориальный орган. Никаких письменных заявлений подавать не нужно. Территориальный орган делает запрос в налоговый орган, в котором организация зарегистрировала свое обособленное подразделение, и, получив сведения, регистрирует организацию в срок не позднее пяти дней.

После регистрации территориальный орган ПФР направляет организации извещение в двух экземплярах. Один из них необходимо в 10-дневный срок передать в территориальный орган ПФР, в котором стоит на учете сама организация (см. разд. II Порядка регистрации в территориальных органах Пенсионного фонда РФ страхователей, производящих выплаты физическим лицам, утвержденного Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 19.07.2004 N 97п).

Чтобы зарегистрироваться в территориальном отделении Фонда социального страхования РФ, организации необходимо подать заявление по установленной форме. Срок подачи заявления — не позднее 30 дней со дня создания обособленного подразделения.

Одновременно с заявлением представляются заверенные в установленном порядке копии свидетельства о государственной регистрации организации; свидетельства о постановке организации на учет в налоговом органе; уведомления о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения; документов, подтверждающих создание обособленного подразделения (положения об обособленном подразделении, доверенности, выданной организацией руководителю обособленного подразделения); извещения о регистрации в качестве страхователя юридического лица, выданного региональным отделением Фонда по месту его нахождения. Если обособленное подразделение имеет открытый банковский счет, также представляется справка из банка об этом счете.

Регистрация производится в течение пяти рабочих дней со дня получения документов. При регистрации организации по месту нахождения обособленного подразделения присваивается расширенный регистрационный номер, дополненный кодом обособленного подразделения, и код подчиненности.

Извещение о регистрации организации по месту нахождения обособленного подразделения оформляется в трех экземплярах. Один экземпляр направляется организации, второй — в филиал регионального отделения ФСС РФ, осуществляющий взаимодействие с организацией-страхователем, третий — в региональное отделение ФСС РФ по месту регистрации организации (см. разд. II Порядка регистрации в качестве страхователей юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений и физических лиц в исполнительных органах Фонда социального страхования РФ, утвержденного Постановлением ФСС РФ от 23.03.2004 N 27).

Для постановки на учет в территориальном отделении Фонда обязательного медицинского страхования РФ организация подает также заявление. Срок его представления — не позднее 30 дней со дня создания обособленного подразделения (ст. 9.1 Закона РФ от 28.06.1991 N 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»).

Порядок регистрации организаций-страхователей в территориальном фонде обязательного медицинского страхования и форма свидетельства о регистрации страхователя устанавливаются Правительством РФ. До настоящего времени такой порядок не установлен.

Что нужно сделать для этого

Порядок, как стать и сняться с учета в ФНС по месту, где находится обособленное подразделение, утвержден законодателем Приказом Министерства финансов № 114н (05.11.09 г.). В п. 9 указано, что после принятия решения снятие с учета в НО происходит только по заявлению предприятия.

Датой, когда подразделение считается снятым с учета, будет день внесения сведений в ЕГРЮЛ о том, что его деятельность прекращена. Но снять с учета подразделение инспекция не сможет, пока не осуществит проверку, если решение о ее проведении было принято налоговой службой до того, как произошло снятие. Точно так же закрыть подразделение не сможет предприятие, пока не закончится проверка.

После окончания проверки будет выдана справка о проведении и сроках, когда она осуществлялась, только тогда произойдет снятие с налогового учета. Необходимо учитывать, что самостоятельная проверка подразделения не может осуществляться инспекцией, но только в рамках проверки целого предприятия.

Нередко считают, что сообщение по форме С-09-3-2 отменяет действие формы С-09-3-1, но это не так. Рассмотрев образец заполнения С-09-3-2, можно увидеть, что там содержится информация о прекращении деятельности подразделения. Заполнять форму следует шариковой ручкой с черной пастой от руки или на компьютере.

Если документ подается в электронном виде по телекоммуникационному каналу связи, то он заверяется УКЭП, которую должно иметь предприятие. В другом случае при подаче формы на бумажном носителе ее подписывает руководитель или уполномоченное лицо, действующее на основании доверенности.

Форма С-09-3-1 — образец страницы 1

Форма С-09-3-1 — образец страницы 2

Номера страниц формы должны состоять из 4 символов, типа 0001 и так далее, причем титульный лист нумеруется, как первый, а первая страница в приложении, как второй – 0002. В зависимости от того, сколько предполагается закрыть подразделений, столько придется заполнить страниц приложения, т. е. информация об одном закрывающемся подразделении размещается на 1 странице.

На титульном листе, который считается первым, указывают КПП предприятия, а на каждом листе приложения – коды подразделений, которые закрываются. Все данные, вносимые в сообщение должны совпадать с теми, которые представлялись при открытии подразделений в форме С-09-3-1.

Надо – не надо: не гадайте на ромашке

Если сомневаетесь, нужно ли открывать ОП или нет, скорее всего, ответ – да, нужно

Обратите внимание, что ни НК, ни ГК не содержат каких-либо ограничений по количеству сотрудников обособленного подразделения, а также отсутствию во внутренних документах распоряжения на его создание

Существуют сложные ситуации, когда и правда непросто понять: возникает ОП или нет:

  1. Нанимаем сотрудника в другом городе для оказания услуг или выполнения работ на территории клиентов (заказчиков). Допустим, компания оказывает клининговые услуги в другом городе, нанимает уборщиц. В этом случае не возникает обособленного подразделения, ведь нет стационарных рабочих мест. Аналогичный подход применяется к ситуации, когда рабочий (электрик, отделочник) выезжает к заказчику на объект. В зависимости от должности и рода занятий сотрудника оформляют как обычным трудовым договором, так и договором о надомной или дистанционной работе.

Обратите внимание! Надомники и дистанционные сотрудники однозначно не имеют подконтрольных работодателю рабочих мест. Пример №1: стройплощадка, куда направлены рабочие, оборудована бытовками, принадлежащими организации, инструменты рабочим выдает работодатель, он же контролирует ход работ – есть ОП

Производятся строительные работы. Здесь нужно рассматривать каждую конкретную ситуацию индивидуально.

Пример №1: стройплощадка, куда направлены рабочие, оборудована бытовками, принадлежащими организации, инструменты рабочим выдает работодатель, он же контролирует ход работ – есть ОП.

Пример №2: рабочие приезжают ежедневно на стройплощадку из дома, за безопасностью на объекте следит не работодатель (субподрядчик), а генподрядчик, он же контролирует ход строительства. Исходя из определения рабочих мест (ст. 209 ТК) их в данном случае нет, поскольку стройка неподконтрольна работодателю.

Надо отметить, что в большинстве случаев налоговые органы независимо от обстоятельств считают, что стройплощадка требует создания обособленного подразделения.

Выполняются дорожные работы. В данном случае ФНС считает, что ОП создавать не нужно. Работы ведутся «в поле», ни о каком стационарном месте речи не идет.
Арендуется или приобретается складское помещение. Это один из частых предметов споров. На складе присутствуют постоянные сотрудники: кладовщик, сторож, грузчики, значит, однозначно потребуется зарегистрировать ОП.

А если это просто помещение, куда привозят, сгружают товар или материалы, а забирают их при необходимости приезжающие водители и экспедиторы? Несмотря на то что сотрудники не находятся постоянно на складе, считается, что рабочие места есть, а время нахождения на них не имеет значение.

Кстати! Подобный подход справедлив в ситуации, если организация сняла или купила офис, но сотрудник использует его эпизодически.

Помещения в одном и том же здании. Компания снимает кабинет в бизнес-центре и решает открыть на другом этаже кафе. С одной стороны оба помещения находятся в одном здании и, естественно, относятся к одной налоговой, поэтому логично предположить, что в открытии ОП нет нужды. Судьи подтверждают эту точку зрения, поскольку считают одним из признаков территориальной обособленности отнесение к отличной от головного предприятия налоговой инспекции. С другой, налоговые органы не всегда согласны с арбитражной практикой. Их – даже если фактически юридический адрес организации и кафе отличается незначительно, например, номером помещения, то формально такое отличие уже причина для регистрации обособки. Вывод сделан из определения ОП в статье 11 НК, понятий, установленных статьей 55 ГК РФ и определения места нахождения юридического лица (по пункту 2 статьи 54 ГК это место государственной регистрации). Придется либо обращаться за разъяснениями в ФНС, либо действовать на свой страх и риск.
Сотрудник работает в режиме коворкинга. Популярный способ работы вне дома. Обычно к нему прибегают фрилансеры. Смысл в том, чтобы заниматься какой-то деятельностью в помещении, где собираются такие же «свободные художники», возможно, в процессе обмениваться мнениями, достижениями и опытом или просто работать в спокойной обстановке. Представим, что для работника арендуется место по договору коворкинга, равноценно ли это аренде офиса, требуется ли организовать ОП? На самом деле этот вариант подразумевает краткосрочную аренду, обычно на несколько часов в день, а работодатель не может контролировать такое рабочее место. Значит, признать его стационарным нельзя и создание обособленного подразделения не требуется.

После того как компания определилась с созданием ОП, нужно подготовить документы, регламентирующие его деятельность, и зарегистрировать в ИФНС.

Когда руководитель издает приказ о создании обособленного подразделения

Гражданский кодекс называет обособленными подразделениями юридического лица только представительства и филиалы. А Налоговый кодекс – любое территориально обособленное от организации подразделение, где оборудовано рабочее место.

Для создания филиала или представительства организация обязана внести изменения в Устав. А для создания иного подразделения достаточно заполнить и подать в налоговую инспекцию сообщение по форме С-09-3-1. Ну а приказ о создании обособленного подразделения руководитель издает до обращения в налоговый орган.

Любое обособленное подразделение имеет свои особенности. Создает их только юридическое лицо – организация. Подразделение должно находиться вне местонахождения юридического лица. И на базе такого подразделения создается рабочее место (не менее. Чем на 1 месяц). Есть все признаки? В течение месяца после фактического создания (а это дата приема на работу первого сотрудника) организация обязана сообщить этот факт в налоговую инспекцию. А внутренний приказ о создании обособленного подразделения издается при правильной организации управленческой деятельности.