Всё о саморегулируемых организациях на сро портале!

Содержание

Самый «суровый» из всех законов

На первый взгляд, всё выглядит логично. Федеральный закон №372-ФЗ был принят в июле 2016 года. К 1 декабря того же года юридические лица и индивидуальные предприниматели-члены СРО должны были определиться, необходимо ли им сохранить своё членство в этих организациях. И на самом деле те, кому в соответствии с положениями 372-ФЗ членство в СРО не требуется, давно уже оттуда вышли. Однако оказывается, что не всё так просто в нашей проектно-изыскательской сфере. Слишком много разных интересов здесь необходимо учитывать.

Главными с точки зрения понимания вопроса о необходимости членства изыскателей в СРО являются довольно мудрёные формулировки части 2 Статьи 47 Градкодекса РФ. В ней говорится, что индивидуальные предприниматели или юридические лица должны быть членами СРО, если они выполняют работы по договорам подряда. Речь при этом идет именно о тех договорах, которые заключены напрямую со следующими категориями юридических лиц:

  • застройщик;
  • технический заказчик;
  • лицо, получившее в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Далее в тексте закона идет оговорка «если иное не предусмотрено настоящей статьей», которая несколько усложняет понимание, однако ситуацию кардинально не меняет. Но об этом чуть ниже. Пока на всякий случай уточним, что во всех трех перечисленных случаях необходимость членства в СРО не зависит от размера обязательств по каждому конкретному договору подряда. Потому что никаких указаний на сей счёт ни в одной статье Градкодекса нет.

И вот здесь мы подходим к самому интересному. В тексте той же части 2 статьи 47 читаем следующее: «работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций». Это означает, что в соответствии с Градкодексом, с 1 июля 2017 года для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы по инженерным изысканиям на условиях субподряда, членство в саморегулируемых организациях в соответствии с Градкодексом однозначно обязательным не является. Здесь же следует заметить, что в соответствии с пунктом 5.2 статьи 48 ГрК РФ, генеральным подрядчиком или организатором и координатором тех работ, которые осуществляют небольшие изыскательские компании, может выступать и проектная организация. В этом случае генеральный проектировщикимеет право привлекать на условиях субподряда для выполнения инженерных изысканий юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, не являющихся членами СРО. Однако выполнение инженерных изысканий в рамках своего договора подряда с заказчиком в такой проектной организации должен обеспечивать специалист по организации инженерных изысканий (главный инженер проекта), включенный в Национальный реестр, как специалист в области инженерных изысканий, либо как специалист по двум направлениям деятельности – архитектурно-строительное проектирование и инженерные изыскания.

Новости

24.09.2021
Как контролировать долгострои?
Для
борьбы с этими негативными явлениями АО «ДОМ.РФ» подготовило электронный
сервис, который стал частью ЕИСЖС.

23.09.2021
Новые инициативы по паспортизации ИЖС
Цифровой
проектный паспорт (ЦПП) в ближайшей перспективе может стать универсальным
документом для разработки и получения технических условий.

20.09.2021
Новости НОСТРОЙ: отменят ли банки гарантии по подрядным договорам?
Представители НОСТРОЙ считают,
что страхование может обеспечить ответственность подрядчиков по договорным
обязательствам.

14.09.2021
Началась модернизация учёта жилсертификатов
В
Минстрое приняли решение усовершенствовать цифровой учёт выдачи
жилсертификатов, и работа в этом направлении уже начата.

Основные понятия

Сейчас допуск на занятие определенной деятельностью предоставляется специальными комитетами. При выдаче допуска проверяется репутация фирмы-соискателя, ее потенциал. Проверка осуществляется довольно строго, так как саморегулируемые организации (СРО) коллегиально отвечают за каждого из участников. Это и есть принцип самостоятельного регулирования. Организациям предоставляются соответствующие полномочия, однако проверка не является бесконтрольной. Если СРО примет неправильное решение, ее участники будут нести ответственность за это.

Получение допуска от СРО отличается рядом преимуществ. Рассмотрим их:

  • Нужен минимальный пакет документов.
  • Бумаги не нужно заверять у нотариуса.
  • Оформление выполняется в сжатые сроки.
  • Оперативное получение допуска во второй раз.
  • Отсутствие бюрократии.
  • Фирма несет больше ответственности за свою деятельность.

СРО были созданы для того, чтобы наделить контрольными и надзорными функциями самих представителей рыночной системы. То есть нагрузка с государственных органов снимается. В итоге государственные субъекты следят только за итогами работы фирм, а не за самой их деятельностью. Это удобное решение как для государственных структур, так и для участников рынка.

Саморегулируемой может стать далеко не каждая организация. Компания должна отвечать ряду требований. В частности, статусом СРО наделяют фирмы, работающие на основании некоммерческого партнерства. Также деятельность таких компаний должна соответствовать ряду требований. Перечень их дан в Градостроительном кодексе (ГК).

Минимальный ряд требований

Требования к претендентам на вступление зависят в том числе от сферы деятельности компании. Рассмотрим примерный перечень условий, актуальных для той или иной фирмы:

  • Строительные и проектировочные субъекты. В компании работает минимум 3 специалиста с высшим образованием по соответствующему направлению или 5 сотрудников со средне-специальным образованием. Все специалисты должны проходить курсы повышения квалификации минимум раз в 5 лет.
  • Субъекты, занятые особо опасной строительной деятельностью. В компании должно работать минимум 3 управленца, 7 технических сотрудников, 15 трудящихся с профильным образованием. Как и в прошлом варианте, все сотрудники должны проходить курсы улучшения квалификации раз в 5 лет.
  • Фирмы, занимающиеся проектировочной работой. Предъявляются особые требования к оснащению субъекта. Это наличие лицензированных программ, мощные ПК. Также у компании должны быть сертификаты, подтверждающие качество системы менеджмента.
  • Аудиторские компании и субъекты, занимающиеся оценочной деятельностью. В фирме должно работать минимум 3 сертифицированных работника.
  • ИП. У предпринимателя должно быть высшее образование по соответствующей специальности, стаж работы равный 5 годам (минимум).

Это лишь самый примерный перечень. Требования могут быть более жесткими или более мягкими. Однако они не должны быть мягче условий, прописанных в нормативных актах.

Полезная информация о получении в г. Зеленоград допуска СРО строителей

Допуск СРО строителей  — это документ, предоставляющий право на легальное проведение всех видов строительных работ, выдаваемый СРО г. Зеленоград своим членам. Такое свидетельство заменило собой ранее действующую лицензию. Чтобы получить допуск СРО строителей в г.  Зеленоград  необходимо, во-первых,  стать членом этой организации, а для этого необходимо сделать установленный законодательством взнос в компенсационный фонд в размере 1 млн. руб., а при наличии договора страхования гражданской ответственности – 300 тысяч руб., а также предоставить определенный конкретным СРО пакет документов.    

Наличие этого документа необходимо для участия в государственных и ведомственных тендерах и конкурсах, при работе на объектах капитального строительства и особо опасных.

Лишиться допуска СРО можно за проведение некачественных работ и несоблюдение установленных норм и стандартов, а после этого не возможно вступление в другую СРО.

Новые правила определения необходимости вступления в СРО

  1. Наличие у компании прямых контрактов с застройщиками, техзаказчиками, организациями, эксплуатирующими сооружения и здания.
  2. Работа фирмы по федеральным программам (капремонт МКД по №185-ФЗ, расселение ветхого и аварийного жилья и т.д.)
  3. Участие в госзакупках по №44-ФЗ и №223-ФЗ
  4. Крупная доля государства или муниципалитета в уставном капитале
  5. Размер (в млн. руб.) заключаемых контрактов.

С 01.07. 2017 года не требуется вступление в СРО организациям:

  • в форме МУП, ГУП, ФГУП, а также созданным с участием государства (не менее 50%) и коммерческих структур;
  • созданным с участием органов власти (местной, областной, городской).

Это преимущество они имеют только при участии в конкурсах на размещение госзаказов. При заключении контрактов с коммерческими структурами для этих организаций членство в СРО необходимо.

Членство в СРО не нужно и организациям, занятым индивидуальным строительством, возведением и реконструкцией некапитальных сооружений, а также при размере контракта менее 3 млн. руб. Например, если объявлен конкурс с ценой 3300 тыс. руб., а участник предлагает цену 2950 тыс. руб., выписка из реестра членов СРО не нужна.

Региональный принцип вступления в СРО

Теперь строительным компаниям разрешено вступать только в СРО своего региона (по месту регистрации). Сложность в том, что компании приходится выбирать СРО, одобренную Минстроем, Ростехнадзором, НОСТРОЙ. В противном случае можно потерять взносы вступительный, членский и в компфонды.

Введены квалификационные требования к руководителям и организаторам строительства

  1. Организация для вступления в СРО должна иметь не менее двух специалистов, данные о которых внесены в нацреестр специалистов. При этом основное место их работы должно быть в этой организации. ИП вправе вносить в НРС самого себя.
  2. Требования к уровню профессиональной подготовки специалистов для НРС содержатся в ГрК.

Установлено два вида компфондов СРО:

компфонд ВВ (возмещения вреда) и ОДО (обеспечения договорных обязательств) .

Создание первого фонда обязательно, взнос не менее 100 тыс. руб., определяется планируемым объемом работ по договорам.

Компфонд обеспечения выполнения договорных обязательств создается добровольно по решению общего собрания членов СРО. Он необходим, если члены СРО работают по госконтрактам. Большинство крупных партнерств имеют компфонд ОДО.

Документы, разрабатываемые СРО

В строительной сфере есть перечень документов, которые организация должна разработать и которые она может разработать. В перечень обязательных бумаг входят:

  • документ, в котором прописаны требования обязательные для получения допуска членом организации для выполнения соответствующей категории работ;
  • правила контроля над членами организации за выполнением требований обязательных для получения допусков, правил установленных для членов организации;
  • документ, регулирующий вопросы ответственности за нарушение правил участия в организации, а также невыполнения или несоответствия требований к получению допуска. В каждом из документов обязательных для принятия СРО есть пункты, которые должны присутствовать обязательно.

Например, есть специальные ограничения – запрет устанавливать для учредителей организации преимущества или иные какие-то условия, явно нарушающие правила конкуренции. Акты, принимаемые организацией не должны противоречить законодательству.

Технические требования к выполнению работ разрабатываются на основе технических регламентов, разработанных соответствующими органами власти. Законом, например, ограничивается минимальный уровень образования работников строительной отрасли, минимальный уровень трудового стажа по соответствующей профессии, а также обязательно число сотрудников, имеющих среднее и высшее образование и необходимый стаж работы.

В случае с организациями, работники, имея среднее образованнее, должны иметь 5 лет стажа, имея высшее образование — 3 года стажа. Индивидуальный предприниматель должен иметь 5 лет стажа независимо от уровня образования.

Прописывается минимальное число работников, которые должны иметь образовательный уровень и стаж работы. Законодательно прописан ряд других минимальных требований, обязательных для получения свидетельства о допуске, с целью защитить других участников объединения от дискриминации или помешать незаконному отказу вступления в организацию новых членов.

Свидетельство о допуске СРО

Лицензия СРО не выдается. Их раньше выдавали соответствующие государственные органы. Теперь лицензии заменены допусками СРО, которые проверяют всех претендентов соответствию требованиям законодательства и выдают при наличии оснований допуск, оформляемый в виде свидетельства.

Лицензии на выполнение отдельных работ все же продолжают выдаваться. Например, на работу с архитектурными объектами, отнесенными к культурному наследию или строительство объектов, сведения о которых относится к государственной тайне, нужны разрешения или лицензии соответствующих органов власти.

Однако получение лицензии не отменяет обязанности выполнить требования к участию в СРО и получению допуска. Только те, кто имеет членство в СРО, получают право подать заявку на получение лицензии на проведение некоторых категорий работ. Крайний срок действия ранее полученных лицензий был ограничен 01.01.2010.

Изменения в свидетельство, выдаваемое СРО, организация вносит по заявлению лица с приложением комплекта бумаг, подтверждающих расширение возможностей фирмы или предпринимателя и соответствие более высоким требованиям. На данный момент допуск СРО на строительные работы заменяет лицензию, выдаваемую раньше.

Исключенные из перечня виды работ и возврат взносов.

 Как известно, лицензии на осуществление определенных строительных работ прекратили свое действие 1 января 2010 года С этого момента для выполнения работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, необходимо иметь соответствующее свидетельство о допуске, выданное СРО. Первое время действовал Перечень видов работ, утвержденный Приказом Минрегиона России от 09.12.2008 № 274 (далее – Приказ № 274). Однако данный нормативный акт утратил силу с момента принятия Приказа № 624, который утвердил новый Перечень. Позднее виды работ, оказывающие влияние на безопасность объектов капитального строительства, были уточнены (Приказ Минрегиона России от 23.06.2010 № 294).

Однако в Письме от 15.06.2010 № 24099-РП/08 ведомство указало на следующее. Часть 9 ст. 55.8 ГрК РФ устанавливает, что свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ выдается СРО без ограничения срока и территории его действия, поэтому прекращение действияПриказа № 274 формально не отменяет действие свидетельств о допуске, выданных в соответствии с данным нормативным актом.
Минрегион также отметил, что в практике деятельности государственных и частных заказчиков, комиссий по проведению конкурсов и аукционов, государственных экспертиз проектной документации и результатов инженерных изысканий, органов государственного строительного надзора, организаций строительного контроля, правоохранительных органов и др. могут возникнуть трудности сопоставления видов работ, указанных в свидетельствах, выданных в соответствии с Приказом № 274, и в Перечне, утвержденном Приказом № 624, поскольку в последнем виды работ сформулированы в большинстве случаев в иной редакции.
В этой связи Минрегион рекомендует лицам, осуществляющим инженерные изыскания, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, выполнять виды работ, указанные в Перечне, утвержденном Приказом № 624, только после внесения данных видов работ в свидетельство о допуске, выдаваемое СРО.
Согласно названному Письму внесение изменений в свидетельства о допусках осуществляется в порядке, предусмотренном ч. 10 – 14 ст. 55.8 ГрК РФ. То есть для этого необходимо представить в СРО заявление о внесении изменений. К нему должны быть приложены документы, подтверждающие соблюдение требований к выдаче свидетельств о допуске, но лишь в том случае, если член СРО намеревается получить свидетельство о допуске к иным видам работ, чем те, которые указаны в свидетельстве, выданном в соответствии с Приказом № 274.
Как было сказано выше, взносы в компенсационный фонд возвращаются заявителю в случае исключения из перечня тех видов работ, свидетельство о допуске к которым им было получено. В Письме от 08.10.2010 № 35145-ИП/08 Минрегион разъяснил, что работы, указанные в Перечне, утвержденном Приказом № 274, могут считаться исключенными из нового Перечня, утвержденного Приказом № 624, если они отмечены знаком «*» и не выполняются на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах.
Следовательно, в случае когда виды работ, свидетельство о допуске к которым ранее было получено юрлицом или индивидуальным предпринимателем, исключены из Перечня, эти лица могут добровольно выйти из СРО и требовать возврата взноса, уплаченного в компенсационный фонд.
Данное обстоятельство подтверждает и судебная практика. В частности, в Постановлении Шестого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2011 № 06АП-1205/2011 сделан аналогичный вывод. Если виды работ, на которые первоначально было получено свидетельство о допуске, исключены из Перечня как самостоятельные, член СРО может добровольно выйти из нее и вправе требовать выплаты уплаченного им в компенсационный фонд взноса, а также процентов за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 ГК РФ).

Определение и суть СРО в строительстве

Основной целью и сутью создания СРО выступает стремление ограничить роль государства в регулировании той или иной сферы деятельности путем передачи контролирующих функций организациям, создаваемым самими участниками рынка. Именно на СРО, исходя из основных положений №315-ФЗ, в настоящее время возложена обязанность отслеживать поведение занимающихся строительством компаний и ИП, выявляя недобросовестных участников рынка, выполняющих работы некачественно и с нарушением установленных нормативов, стандартов и правил.

Как уже было отмечено выше, подобная практика имеет достаточно длительную историю и доказала свою эффективность в условиях рыночной экономики. Однако, отечественные предприниматели и чиновники по вполне понятным причинам не обладают каким-либо опытом участия в подобных организациях, так как в Советском Союзе и в первые годы после создания РФ регулирование строительства осуществлялось при помощи жесткой и централизованной системы государственного лицензирования. В результате, внедрение принципов СРО в строительстве, которое осуществляется уже более 10 лет, происходит с большим количеством проблем и трудностей.

Задачи СРО в строительстве

Грамотный ответ на вопрос о том, что такое СРО в строительстве, невозможен без описания задач введения принципов саморегулируемых организаций в этой отрасли. К числу наиболее важных целей замены системы государственного лицензирования новым механизмом регулирования и контроля отрасли относятся:

Повышение качества производимых в строительстве работ и предоставляемых услуг. Очевидно, что государство после введения рыночной экономики и появления большого количества частных строительных организаций и ИП попросту перестало эффективно контролировать данную сферу деятельности.

Создание новой нормативной базы, регулирующей стандарты производства работ и предоставления услуг. Одной из наиболее серьезных проблем отечественного строительства выступает отставание существующей сметной и нормативной базы от реального положения дел в отрасли. Решить эту проблему без привлечения самих участников рынка попросту невозможно.

Обеспечение механизма компенсации вреда или ущерба, нанесенного потребителю некачественными работами или услугами. Для этого каждая СРО создает специальный компенсационный фонд, из которого осуществляются выплаты в случае виновности одного из участников данной саморегулируемой организации. Кроме того, вводится правило обязательного страхования ответственности каждого из членов СРО.

Обязанности СРО в строительстве

Саморегулируемые организации в строительстве были созданы для выполнения следующих функций:

  • Разработка документации, регламентирующей правила вступления и участия в СРО, а также выдачи допусков на выполнение определенных видов строительных работ.
  • Обеспечение максимальной открытости информации о собственной деятельности и сведений об участниках СРО.
  • Организация профессиональной подготовки, переподготовки и аттестации сотрудников компаний и ИП, являющихся работниками участников СРО.
  • Сертификация работ и услуг, предоставляемых участниками СРО.
  • Контроль профессиональной деятельности членов СРО на предмет соответствия производимых работ и предоставляемых услуг действующим нормативным документам в области строительства.
  • Рассмотрение жалоб на участников СРО, связанных с осуществлением ими каких-либо действий в строительной сфере, а также споров между ними.

Кто входит в СРО строителей

Федеральный закон №315-ФЗ и дополняющий его №148-ФЗ дает четкий ответ на вопрос, кто входит в СРО строителей. Указанные законодательные документы предусматривают три категории участников строительного рынка, для которых необходимо членство в СРО:

  • строители;
  • проектировщики;
  • инженеры-изыскатели.

Зачем нужны такие организации и реестры?

Функциональная деятельность таких организаций направлена на помощь как самим строителям и строительным организациям, так и потребителям их услуг.

Для строителей членство в организации позволяет:

  • Участвовать в тендерах или госзакупках, на участие в которых допускаются только члены;
  • Повышать квалификацию сотрудников за счет ресурсов саморегулируемой организации;
  • Пользоваться бухгалтерской и юридической поддержкой;
  • Пользоваться компенсационными фондами СРО для возмещения убытков, нанесенных третьим лицам;
  • Получать новый опыт и обмениваться знаниями, навыками с другими строительными компаниями или ИП.

Для организации, занимающейся поиском подрядчиков, специалистов строительных специальностей реестры строителей России позволяют:

  • Выбрать специалистов, соответствующих строгим требованиям, которые необходимы для членства компании в СРО: профильное высшее образование, более 10 лет работы по специальности, повышение квалификации каждые 5 лет и более 3 лет стажа работы на инженерной специальности, а также отсутствие судимости.
  • Получить гарантированное возмещение ущерба, полученного при ненадлежащем исполнении строительных работ.
  • Нанять на выполнение работ сотрудника, на которого можно дисциплинарно воздействовать и помогать поддерживать высокую исполнительность третья сторона.

Смена адреса и субъекта РФ — требуется ли смена СРО?

Особенно внимательными следует быть строительным организациям, планирующим поменять юридический адрес на адрес в другом субъекте РФ. Дело в том, что именно для строителей установлен принцип территориальности нахождения в СРО в том субъекте РФ, где зарегистрирована компания. И если компания меняет адрес на адрес в другом субъекте РФ, то она уже не имеет права оставаться членом СРО в субъекте РФ по предыдущему адресу. Членство должно быть прекращено. В этом случае смена СРО и перевод компенсационного фонда, оплаченного членом СРО, законодательством не предусмотрены.

Проектные и изыскательные организации могут состоять в любой СРО на территории РФ, и, соответственно, беспрепятственно менять адреса на адреса в других субъектах РФ, без необходимости менять при этом саму СРО.

Что дает членство в СРО?

Под участником СРО подразумевается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, добровольно вступивший в саморегулируемое объединение.

Став членом организации, компания приобретает право на получение выписки СРО. Это документ, содержащий сведения о компании, взятые из реестра саморегулируемого сообщества. Он дает разрешение на предоставление определенных услуг и проведение отдельных видов работ. Документ утвержден Приказом Ростехнадзора №86 от 04.03.2019. Срок его действия — 1 месяц со дня выдачи.

В РФ действует целый ряд нормативно-правовых документов, определяющих перечень работ, которые невозможно выполнять на законных основаниях без наличия выписки. Данный документ действует в любой точке Российской Федерации.

СРО вправе выдавать выписки из реестра исключительно своим членам. Поэтому обязательное требование для получения этого документа — вступление в ряды участников саморегулируемого объединения. Данная процедура намного проще, чем порядок получения государственной лицензии. Достаточно сформировать небольшой пакет документов, который даже не нужно нотариально заверять. Если все требования соблюдены, на получение выписки потребуется минимум времени. Она предоставляется заявителю неограниченное количество раз в течение 1 – 2 дней после каждого обращения.

Если государственная лицензия предоставляет компании только право на ведение определенного вида деятельности, то членство в СРО открывает перед ней ряд дополнительных возможностей:

  • участие в государственных закупках и тендерах, к которым допускаются исключительно компании, которые числятся в списках членов СРО;
  • использование любых доступных ресурсов объединения для повышения квалификации своих сотрудников;
  • получение бухгалтерской и юридической поддержки;
  • возможность возмещать собственные убытки или ущерб, нанесенный третьим лицам, используя средства из компенсационного фонда саморегулируемой организации;
  • возможность производить информационный обмен по вопросам приобретенного опыта и профессиональных наработок с другими компаниями, являющимися членами СРО;
  • уменьшение объема комплекта документов и сокращение сроков, необходимых для оформления разрешения на ведение деятельности;
  • переход контролирующих и защитных функций с государственного уровня на организационный;
  • возможность работать в окружении единомышленников, союз которых вправе самостоятельно отсекать недобросовестных или профессионально слабых претендентов.

В выдаче выписки может быть отказано в следующих ситуациях:

  • компания покинула объединение по собственной инициативе;
  • получено идентичное разрешение на проведение тех же работ от другой СРО;
  • в ходе проверки профессиональной деятельности компании были выявлены нарушения;
  • к предприятию применены меры дисциплинарного наказания.

Для приема в члены саморегулируемой организации необходимо представить следующие документы:

  • заявление о приеме в члены СРО. В заявлении должны быть указаны в том числе сведения о намерении принимать участие в заключении договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда с использованием конкурентных способов заключения договоров или об отсутствии таких намерений;
  • копия документа о государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица, копии учредительных документов (для юридического лица). Для иностранного юрлица требуется надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица;
  • документы, подтверждающие соответствие индивидуального предпринимателя или юридического лица требованиям, установленным во внутренних документах СРО к своим членам;
  • документы, подтверждающие наличие у индивидуального предпринимателя или юридического лица достаточного количества специалистов, соответствующих требованиям Градостроительного кодекса РФ, сведения о которых включены в Национальные реестры специалистов соответствующего вида;
  • документы, подтверждающие наличие у специалистов должностных обязанностей, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ.

По результатам рассмотрения указанных документов в члены СРО могут быть приняты юридическое лицо и индивидуальный предприниматель при условии их соответствия установленным СРО требованиям и уплаты такими лицами в полном объеме взносов в компенсационный фонд (компенсационные фонды) СРО.

Что собой представляют саморегулируемые организации?

Всего в Российской Федерации на основании официальных данных от Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору зарегистрировано 302 саморегулируемых организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство.

СРО представляет собой некоммерческое партнерство предпринимателей и организаций, осуществляющих строительную деятельность. Главной задачей такой организации является контроль соответствия членов законным требованиям и страхование их ответственности перед потребителем.

В обязанности входит:

  • Контролировать качество выполняемых строительных работ компаниями-участниками;
  • Подготавливать нормативную документацию для регулирования деятельности членов;
  • Помогать членам организации повышать квалификацию и обучать сотрудников;
  • Заниматься рассмотрением жалоб, поступающих на компанию-участника.

Среди функций некоторых СРО существует еще и функция сертифицирования услуг компаний, входящих в её состав. Саморегулирование в строительстве появилось из-за отмены государственного лицензирования этой сферы деятельности с 2009 года.

После получения допуска СРО строительная компания вправе на законных основаниях заниматься следующими видами работ:

  • Строительными работами;
  • Участием в тендерах;
  • Подготовкой проектной документации;
  • Проектными изысканиями;
  • Другими работами, указанными в перечне.

Для ведения учета всех саморегулируемых организаций существует единый государственный реестр СРО

Одной из первых саморегулируемых организаций в РФ стала «Первая национальная организация строителей» — её регистрация произошла 8 мая 2007 года и на данный момент в её деятельности принимают участие более 100 строительных организаций.