Старый логотип яндекса

Праздничные логотипы

Второй логотип 1997—1999 г.

Третий логотип 1999—2008 г.

Четвёртый логотип 2008—2021 г.

Логотип на татарском

Англоязычная версия

В праздничные дни, дни рождения известных людей и других крупных событий «Яндекс» заменяет свой логотип на иллюстрации, относящиеся к данным событиям. Традиция использования праздничных логотипов существует в компании с 2005 года.

Примеры
  • 1 апреля 2009 года 200-летие со дня рождения Гоголя было отмечено переименованием «Яндекса» в «Гоголь» со слоганом «200 лет на Яндексе».
  • 1 сентября 2010 года в День знаний сменилась текстура букв, а слоган «Найдётся всё» сменился на «Грызите!».
  • 23 сентября 2011 года, в день своего рождения, «Яндекс» представил свой логотип в виде российского паспорта.
  • 17 февраля 2012 года к 200-летию Чарльза Диккенса у логотипа изменился фон, а на месте девиза компании была помещена подпись писателя.
  • 21 декабря 2012 года в предполагаемый день конца света на месте логотипа остались только осколки букв.
  • 17 января 2013 года 150-летие со дня рождения Константина Станиславского было отмечено логотипом с его портретом и словами «Не верю».
  • 25 января 2013 в честь 75-летия Владимира Высоцкого вышел музыкальный логотип.
  • 14 февраля 2013 года вышел интерактивный логотип в виде цветка ромашки для гадания «любит — не любит», чуть выше располагался конверт, при нажатии на который можно было отправить поздравительную открытку.
  • 1 апреля 2013 года под «поскользнувшимися» буквами лежала банановая кожура, после них стояла запятая, а внизу располагались клеточки для ввода пяти букв, причем первой уже стояла «б», а после них — восклицательный знак. Правильным ответом было слово «банан».
  • 25 июля 2013 года «Яндекс» перекрасил логотип в полностью чёрный цвет из-за сообщения о смерти Ильи Сегаловича.
  • 6 августа 2013 года «Яндекс» приурочил логотип к 85-летию со дня рождения Энди Уорхола. Место привычного логотипа заняли шесть букв «Я», нарисованных акварелью различных цветов.
  • 31 декабря 2013 вместо логотипа «Яндекс» было пианино. Было показано, куда нажимать. Звучала песня «В лесу родилась ёлочка».
  • 1 апреля 2014 вместо слова «Яндекс» сидела муха и тапок или газета. Муха убегала, но её было возможно поймать.
  • 21 апреля 2015 в честь дня рождения Ивана Кулибина логотипом «Яндекса» был действующий механизм.
  • На дни городов Яндекс выпускает логотипы, представляющие из себя следующее: первая версия — местоимение «Я», правее — сердце, ниже — название города; другая версия — местоимение «Я», правее — сердце, ещё правее — название города. Показывается обычно в пределах города или региона. Напоминает логотипы серий 2013 года.

Стиль иллюстраций

К изображениям, которые используются в коммуникациях Яндекса, также есть свои требования. Иллюстрации выполнены в фирменном стиле, который не стоит на месте и отражает современный контекст использования сервисов, среду, в которой люди пользуются ими в реальной жизни. При этом контекст обязательно должен быть узнаваемым, а не просто выдуманной абстракцией, чтобы пользователи поверили этой иллюстрации, почувствовали свою к ней причастность.

Стилистика фотографий тоже важна и строится по схожим с ценностями бренда принципам. Например, мы стараемся на снимках ловить цветовые пятна, соответствующие нашей палитре. Кроме того, мы внимательно относимся к контексту, в котором происходит действие на фото. Например, если нам нужна фотография девушки, которая едет в автобусе, нужно, чтобы было понятно, что она едет в московском автобусе, а не в нью-йоркском — люди не глупые, они это заметят и не поверят вам.

Визуальная архитектура бренда

У нас много продуктов, но их логотипы строятся по разным правилам, в зависимости от типа сервиса. У некоторых нет фирменного знака, только сервисный логотип «Яндекс» плюс <название>. Например, Яндекс.Паспорт. Это сделано для того, чтобы показать близость этой сущности к большому Яндексу. Без Яндекс.Паспорта немыслим ни один из сервисов, он является неотъемлемой частью сервисной инфраструктуры бренда. Свое лицо ему не нужно.

Для самостоятельных сервисов создаются знаки, в которых используются фирменные цвета Яндекса, они изображают понятные всем объекты: взглянул на иконку и сразу понимаешь, для чего этот сервис. Например, Яндекс.Музыка — красная нота на желтом круге, Яндекс.Транспорт — синий автобус, который чаще всего можно встретить на улицах Москвы. 

Таким образом визуальный язык сервиса позволяет не только понять, что делает этот сервис, но и узнать о его месте в структуре Яндекса. Если дизайнер не может отделить одно от другого и визуально объяснить тип той или иной сущности, это повод задуматься. 

Фирменный шрифт

У Яндекса есть мощный инструмент — свой наборный фирменный шрифт. Мало у каких компаний он есть, в основном все пользуются готовыми, из-за чего лишаются одного из инструментов создания своей идентичности. Например, у Apple есть San Francisco, у Google есть Product Sans и Roboto, есть свои узнаваемые шрифты и у других крупных изданий. Yandex Sans, разработанный специально для нужд компании, представили весной 2016 года. Благодаря ему нас можно узнать практически в любой коммуникации. До этого в Яндексе использовали шрифты Arial и Textbook New, но они были слишком распространенными, на тексты нельзя было опираться как на одну из основ визуального образа. Теперь можно. Даже если на черном фоне появится белый текст, набранный этим шрифтом, человек, который увидит его, подсознательно поймет: это Яндекс. И за этими буквами встанет всё, что компания сделала за много лет своего существования. 

Meaning and history

1996 – 1997

Both the CompTek and Yandex logos featured a rectangle with a thin black outline. The rectangle was broken into two parts. In the left part, black letters on the white background could be seen, while the right part contained white letters on the red background.

In the case of the CompTek logo, the company name was broken into “Comp” and “TEK.” In case of Yandex, the first box housed the letter “я” (“ya”) in the Cyrillic script, while the second box housed the lettering “ndex” in the Latin alphabet.

In comparison with the parent logo, Yandex featured a brighter shade of red. The letters were slightly thinner.

You may wonder why the name of the search engine included letters from the two different scripts. It turns out, originally the word “Yandex” was made up as an abbreviation meaning “yet another indexer.” The word was used as a name for new technology and was given in Latin letters because the information about it was saved to a computer file (and “Yandex” was the name of this file).

When the project developed into a web search engine, its creators decided to bring the abbreviation closer to its Russian roots. So, they wrote the first letters in the Cyrillic script, which is used in the Russian alphabet.

1997 – 1999

The new emblem was developed in 1997 by the design firm Art. Lebedev Studio, which has been responsible for the evolution of the logo ever since. This was the logo used at the moment of the official launch of the web search engine on 23 September 1997.

This one preserved the two-box structure. Now, there was some depth in the design: the box on the left appeared to be a bit closer to the reader, while the right rectangle seemed to have moved backward. The red filling was removed. The first letters were given in red, while the rest of the word was black. The letters were bold, “я” being a bit bigger than the rest.

1999 – 2004

In the case of CompTek, the two-part structure was beneficial. As the company name was difficult to pronounce (and memorize) because of the consonant cluster (mpt), it was only natural that the word was broken into two meaningful parts to make it easier to understand and remember. The word “Yandex,” by contrast, was pretty easy to pronounce. Also, it couldn’t be broken into meaningful parts – it was rather a single whole. So, the two-part structure didn’t fit – Yandex obviously needed a different approach.

As the web search engine turned out to be a huge success, the need for a logo that would be more professional and distinctive than the old one emerged. Once again, the design was developed in Art. Lebedev Studio. The 1999 logo has become a classic. While there have been a couple of updates since then, the overall style of the insignia has remained unchanged.

The 1999 logo got rid of any boxes or other elements apart from the letters themselves. The first letter (Cyrillic), which was now significantly higher than all the rest, was given in red. The text “ndex” was in black. The design featured a serif type.

2004 – 2008

The modification was very subtle and included only the details of the glyphs. The letters became a bit thinner and less curvy.

2016 – 2021

In addition to the primary logo, a whole set of versions was developed according to the word’s declension paradigm in the Russian language.

2021 – Today

The redesign of 2021 introduced a refined and refreshed Yandex visual identity, which is fully based on the previous logo versions of the company, but has a stronger character, reflected by the wider and more stable shapes of the letters in the inscription. The color palette remained the same — the iconic red for the first letter, and black all the others. The lines on the new logotype became thicker and bolder, which made the lettering look more confident and professional.