Главные упражнения для развития мозга ребенка

Содержание

5. Рассказывайте истории

Казалось бы, что тут такого сложного может быть в рассказывании историй? На самом деле, умение выстраивать складное повествование оказывает сильнейшее стимулирующее воздействие на головной мозг, так как требует от нас концентрации внимания на различных важных деталях.

При этом наши эмоции коррелируют с нашими воспоминаниями, заставляя вспоминать не только самые важные и запоминающиеся жизненные моменты, но и события, о которых мы давным-давно забыли. С каждым разом, «ковыряясь» в глубинах своей памяти, вы будете извлекать оттуда такие события и моменты, о которых давно и думать забыли. Извлекать и удивляться. Подобный метод успешно использовался в качестве терапии на пациентах, страдающих от болезни Альцгеймера.

Предлагается следующее упражнение для мозга:

каждый раз, когда вы собираетесь улечься в постель, чтобы сладко поспать, воспроизводите в своем мозгу все моменты ушедшего дня. Постарайтесь припомнить каждую мелочь, любую деталь, начиная с момента утреннего пробуждения и заканчивая вот этим самым моментом, когда вы оказались в кровати.

7. Займитесь новым видом спортивной активности

Данный совет сродни предыдущему, но лишь отчасти. Новый вид спортивной активности – это не только вызов для мозга, которому придется приложить некоторые усилия для его освоения. Новый вид спорта – это вызов для нашего сердца, которое, на секундочку, качает кровь в наш мозг.

Любая спортивная активность, будь то упражнения со штангой или гантелями, занятия йогой, настольный теннис, гольф или плавание, не просто стимулирует деятельность нашего организма и, соответственно, мозга. Новые виды спорта непосредственно связаны с улучшением функциональности головного мозга, с притоком новой энергии, необходимой для поддержания остроты ума и отличной памяти.

Предлагается следующее упражнение для мозга:

запишитесь в какую-нибудь секцию, где люди занимаются таким видом спортивной активности, который будет для вас в новинку. Никто не говорит, чтобы вы стремились за чемпионскими званиями; однако постарайтесь освоить все правила и нюансы этого вида спорта в мельчайших деталях. Можно, конечно, заняться каким-то видом спортивной активности самостоятельно

Важно, чтобы вы с полной серьезностью отдались процессу освоения этого нового дела для вашего тела и мозга

6. Продолжайте учиться

Совершенно неважно, сколько вам лет. Рутина, ежедневное повторение привычных действий в стиле «дня сурка» крайне негативно влияет на активность головного мозга

Если хотите, одни и те же простые рутинные действия, повторяемые изо дня в день, отупляют человека.

Именно поэтому следует продолжать учиться – и совершенно неважно, сколько вам лет! Обучение чему-нибудь новому, происходящее ежедневно, это уже не рутинное действие; подобный режим заставляет работать наш мозг, тренирует, делает острее наш ум. Давным-давно доказано, что если человек продолжает учиться чему-нибудь на протяжении всей своей жизни, это дает ему возможность сохранять отличную память и не дает мозгу рано состариться.. Предлагается следующее упражнение для мозга:

Предлагается следующее упражнение для мозга:

даже если у вас два или больше высших образований, найдите время для того, чтобы записаться на какие-нибудь курсы. Совершенно необязательно осваивать новую специальность (хотя это очень эффективный способ предотвратить старение мозга). Можно записаться, к примеру, на кулинарные курсы – главное, чтобы вы учились чему-то новому. Поверьте, ваш мозг от этого только выиграет.

Положительное влияние гимнастики для мозга ребенка

Клетки мозга связаны со всем организмом человека, их стимуляция приводит к определенной реакции мышц, сухожилий. Если существует такая прямая связь, то должна быть и обратная, при которой определенные упражнения вызовут процессы в нейронах, создадут новые связи, тем самым способствуя развитию мозга. Это было доказано нейрофизиологами при различных исследованиях.

Существует даже программа развития мозга, в основу которой положены разработки американских исследователей Гейла, Пойла Деннисона. На основе различных экспериментов они составили комплекс упражнений по нейрогимнастике, выполнение которых приводит к стимуляции естественных процессов в различных зонах мозга.

Суть нейрогимнастики в том, что выполнение определенных движений объединяет работу мышц и мысли человека. Постоянно повторяющиеся упражнения формируют связи между нейронами, облегчают образование новых.

В чем эффект нейрогимнастики:

  • улучшение памяти, быстрое запоминание новой информации;
  • реорганизация мозговых связей, оптимизация работы мозга;
  • повышение внимания, развитие речи, мелкой моторики;
  • организация синхронной работы правого и левого полушарий;
  • выявление скрытых возможностей мозга.

Лишь 10 % из всех людей используют оба полушария в своей ежедневной работе, именно такие люди добиваются определенных успехов, наиболее полно раскрывают свои скрытые возможности. Задачей каждого родителя, который хочет видеть своего ребенка умным, способным справляться с поставленными перед ним заданиями, является своевременное обучение, раскрытие возможностей головного мозга, его гармоничное развитие.

Веселая разминка

Чтобы «размять мозг» перед рабочим днем, достаточно 5–7 минут тренировки. И тогда со своими задачами тебе будет справляться заметно легче. Но, согласись, ты же не будешь ради этого каждое утро учить, например, стихотворение? Есть несложные упражнения, которые можно делать одной, с ребенком или мужем. Так еще веселее! Для максимальной эффективности делай их утром. Если не успеваешь, можно и в любое удобное время, хуже не будет. Помимо приведенных ниже, есть множество упражнений для тонуса мозга

Можно разгадывать кроссворды, учить языки, делать массаж стоп или решать задачки из учебника для младших классов – порой это та еще головоломка! Самое важное – как можно дольше сохранять любопытство и желание пробовать что-то новое, проще относиться к неудачам и радоваться даже мелочам. Дружи со своим внутренним ребенком, и твой мозг будет прекрасно себя чувствовать

Как стать креативным?

Итак, нейронные огни.

Представьте себе такую ситуацию: вы находитесь на последнем этаже небоскреба, смотрите на ночной город. Где-то в окнах горит свет, по улицам ездят машины, подсвечивая себе дорогу фарами, вдоль дорог горят фонари. Так и наш мозг, он похож на ночной город, в котором в любом случае отдельные его улицы, проспекты и дома будут освещены.

Фонари – это нейронная связь. Некоторые нервные цепочки – «улицы» (проводящие пути) светятся всегда. Это есть ничто иное, как хорошо известная нам информация и проверенные способы решения трудностей.

Творчество, в свою очередь, проживает там, где темно, где дорога еще не проложена, а путника ожидают удивительные в своей необычности решения и идеи. Если человек нуждается в новых идеях, если жаждет вдохновения, то ему необходимо приложить усилия для того, чтобы зажечь новый фонарь, то есть создать новую нейронную микроскопическую сеть.

Гимнастика для мозга – эффективный способ укрепить память

Точно так же, как регулярная, умеренная физическая нагрузка сохраняет ресурсы тела, ежедневное выполнение упражнений для памяти пожилыми людьми улучшит работоспособность мозга, снизит риск проблем с памятью.

Важно! Не существует единого комплекса занятий, подходящих всем людям без исключения. При составлении индивидуальной программы тренировок необходимо пробовать различные варианты, останавливая выбор на тех, которые соответствуют личностным особенностям, предпочтениям

Советы:

Помните, чем приятнее и комфортнее будет тренировка, чем больше позитивных ощущений создаст умственный процесс, тем более сильный, стойкий будет эффект.
Условие для достижения результата – приверженность ежедневному получению умственных нагрузок. Выделяйте не менее 2 часов ежедневно (например, один час – утром, второе занятие – в послеобеденное время) на когнитивную тренировку.
Разнообразьте умственную нагрузку. Не допускайте однообразных, монотонных действий, которые быстро утомляют. В ежедневный комплекс включите разные виды упражнений.
Выберите подходящий формат занятий. Некоторые люди любят выполнять задания в одиночестве, в полной тишине. Другим комфортнее устраивать «мозговые штурмы» в веселой компании приятелей. Оптимально сочетать индивидуальную и групповую работу.
Чтобы получить максимальную пользу, сделать комфортными умственные нагрузки, поощряйте мозг, используя органы чувств. Например, включите приятную, мотивирующую музыку. Выполняйте работу при зажженных ароматических свечах.
Избавьтесь от привычки ругать, укорять себя за неудачу, допущенную ошибку, неправильное решение. Любая умственная нагрузка – ценный опыт, расширяющий когнитивный потенциал

Обращайте внимание на маленькие достижения. Наградите себя за новые рекорды

Похвалите за приложенные усилия, дисциплину.

Разминка для ума для детей 6-7 лет. Интеллектуальные разминки для детей от 5 лет

юлия калясина Интеллектуальные разминки для детей от 5 лет

Разминка 1

1. Как называется цветок с девичьим именем?

2. Что дарят на день рождения?

3 Что бывает на дороге после дождя?

4. Как называется след от лыж?

5. Дикая кошка это -. ?

6. Что делают с соком?

7.15- это 7 и. * 18- это 9 и ***16- это 8 и. .

Разминка 2

1. Сладости в обертках?

2 Во что ставят цветы?

3. Геометрическая фигура без углов — это.

4. Что подпрыгивает,если ударить?

5Бабушкина дочь — это.

6. Что одевают на ноги?

7. Кто лечит людей?

Разминка 3

1. Что вырастает весной,а опадает осенью?

2. О ком можно сказать: ушастый,глазастый,серый,белый?

3. Что кладут под голову?

4. Название каких деревьев начинается с согласного звука?

5. Прямая линия с точками на концах — это. ?

6. Во что вкручивают лампочку?

7. Вычисли значение выражения 5*6,4*3,2*8,9*2,4*6 ?

Разминка 4

1. Сумма 10 и 2 равна. ?

2. Сколько козлят в сказке съел волк?

3. Что бросают утопающим?

4. Четыре недели — это один. ?

5. Наша речь состоит из.

6. Что надеваю на голову?

7. Как называется головной убор, который пришивается к верхней одежде?

Разминка 5

1. Куда несут посылки?

2. Что чистят дважды в день?

3. Без рук, без ног, а щиплется?

4. Что вдевают в ухо?

5. О чем говорят зеленый, соленый, хрустящий?

6. Без чего не вкусен чай?

7. Слуховой аппарат человека — это.

Разминка 6

1. Как называется ограда вокруг здания?

2. Вода замерзнет и становится. ?

3. Тетрадь для рисования — это.

4. Назовите пятый и восьмой месяцы года?

5. Боевая машина с гусеницами — это.

6. Дыхательный аппарат человека — это.

7. Как называется бумага для стен?

Разминка 7

1. Какое сегодня число?

2. Какое сейчас время года?

3. Назови летние месяцы?

4. Посчитай пятерками до пятидесяти?

5. Сколько поросят убежало от волка?

6. Назови шестую букву алфавита?

7. Какая медведица живет на небе?

Разминка 8

1. Назови белоствольные деревья?

2. Кто тянул репку?

3. Что находится под полом?

4. Какой документ выдают при рождении ребенка?

5. На какую планету летал Незнайка?

6. Что заплетают девочки?

7. Что надевают на голову в жаркую погоду?

Разминка 9

1. Сколько крыльев у бабочки?

2. Назови первый день недели?

3. назови 3 последние буквы алфавита?

4. На кого надевают седло?

5. Кто развалил теремок?

6. Какую рыбку поймал Емеля?

7. Какое число следует за 79, 66, 99 ?

Разминка 10

1. Сколько крыльев у мухи?

2. Дом для машины — это. ?

3. В какой сказке есть говорящее зеркало?

4. Назови 5 видов головных уборов?

5. Кого боится заяц?

6. С помощью чего чертят окружность?

7. Назови 5 видов обуви?

Лучшие упражнения для детей

Гимнастика для мозга необходима для развития интеллектуальных способностей детей. Существуют специальные упражнения для этого.

Синхронный рисунок. Нужно одновременно обеими руками нарисовать одно и то же изображение. Одновременное взаимодействие обеих рук синхронизирует мозговые связи между нейронами полушарий. Это помогает улучшить мелкую моторику и развить образное мышление.
Упражнение «Кулак – ребро – ладонь». Выполнение похожих действий двумя руками одновременно. Например, сжать кулак, поставить руку ребром на стол, а затем ладонью вниз. Повторять несколько раз, сначала попеременно, затем обеими руками одновременно

Это улучшает мыслительные процессы, развивает внимание и концентрацию.
Восьмерки. Нужно мысленно рисовать перед собой восьмерки, начиная от центра по часовой стрелке, затем против часовой

Это упражнение полезно и для глаз при усталости. Оно помогает расслабиться, подготовиться к восприятию зрительной информации и в то же время активирует нейроны.
Слон. Упражнение изображает слона, рисующего хоботом восьмерки. Выполняется стоя, со слегка согнутыми в коленях ногами и наклоненной к плечу головой. Руку вытягивают вперед и рисуют ею восьмерки, затем делают то же упражнение другой. Запускает мыслительные процессы, активизирует творческое мышление.
Кнопки мозга. Стоя массировать одной рукой область возле пупка, а другой – углубление под ключицей. Помогает проснуться, подготавливает мозг к усвоению информации, уравновешивает вестибулярный аппарат.

Нейрогимнастика очень проста и доступна – упражнения можно выполнять в любое время, выделяя на это хотя бы несколько минут. Но если вы хотите подойти к развитию ребенка еще серьезнее, запишите его на занятия ментальной арифметике. Они направлены как раз на активизацию и синхронизацию правого и левого полушарий мозга, повышают интеллектуальный уровень ребенка и улучшают его умственные способности.

Как влияет окружение на творчество

Крупные инновационные компании четко понимают важность создания для своих работников творческой атмосферы. Сотрудники таких компаний, как правило, проводят свой рабочий день в просторных, приятных и светлых помещениях

А в спокойной обстановке, когда не нужно никуда мчаться с бешеной скоростью, человек становится более изобретательным.

Приведем пример. Лионель Месси играл в сборной Аргентины. Это тот же человек с тем же мозгом, который выступает за «Барселону». Однако, налицо факт: в «Барселоне» его производительность гораздо выше. За один матч он проводит 10-15 атак, 2-3 из них заканчиваются голом. Одновременно с этим во время игр за сборную Аргентины он проводил по 2-3 атаки за игру, следовательно, и его шансы на гол значительно уменьшались.

То, каким образом человек использует свой творческий потенциал и свои навыки очень сильно зависит от команды, атмосферы на тренировках, от обстановки и самочувствия.  

Творчество – это не волшебная лампа, которую можно включить, когда заблагорассудится, оно самым тесным образом связано с тем, что нас окружает, поэтому обстановка должна быть максимально стимулирующей.

Как тренировать мозг и память?

Следующий факт о мозге – он требует тренировок. Представьте маленького гномика, живущего в голове, и когда туда попадает знакомая информация, он берет ее, будто папку, и бросает в коробку с соответствующими группами данных

Тогда новую информацию, если на ней нет отметки «важное», ему просто некуда деть, — она выбрасывается. А что будет, если регулярно присылать ему новую информацию? Гномик просто заведет новую коробку, в которой будет ее оставлять

Наши нейронные связи, будто тропы новых знаний, которые мы сами прокладываем. Отсюда следует лайфхак: если хочешь иметь ясный ум в старости, тренируй его в молодости.

Но не перегружайте себя тяжелыми мыслями

Очень важно «проветрить мозг», не грузить себя постоянно проблемами, а вместо этого сделать вылазку или прогулку на свежем воздухе, любуясь красотами природы, сходить в любимое кафе и выпить латэ или капучино, дать себе умеренную физическую нагрузку

Способы и методы развития памяти

Несмотря на всю динамичность и информационную загруженность нашей жизни, большая ее часть доведена до автоматизма. День за днем мы выполняем одни и те же рутинные действия, используя лишь малую часть памяти. По этой причине человек становится более рассеянным, забывчивым, и для припоминания даже элементарных фактов отправляется на просторы поисковых систем.

Хорошая новость заключается в том, что навык запоминания тесно связан со всеми органами чувств, воображением, мышлением, восприятием, и для его улучшения не нужен спец. курс. Изучение иностранных языков, прогулки новыми маршрутами, новые знакомства (запоминание имен, лиц, дат рождения и т.д.), здоровый сон, спорт, творчество в любом его проявлении – повышает эффективность памяти. Все это ежедневно тренирует ее и поддерживает в тонусе. Любая тренировка памяти (зрительная, слуховая) улучшает когнитивные способности и снижает риск проявления возрастных изменений мозга в будущем. 

Однако, если вы чувствуете, что выполнение обыденных дел не приносит положительный результат на способность запоминания, рекомендуется призвать на помощь дополнительные упражнения.

Бесплатная тренировка памяти (главное правило для которой — регулярность) позволит быстро увидеть результат. Например, исследователи из университета Беркли на протяжении недели тренировали слуховую память пожилых людей (возраст 80-90 лет). И за столько короткий период увидели потрясающий результат: в отличие от первоначального уровня, новые показатели соответствовали уровню людей среднего возраста.

Для улучшения памяти не обязательно идти по примеру исследователей из Беркли и тренировать аудио-память, методы тренировки памяти нужно подбирать, что называется «по интересам». В противном случае регулярности и цикличности будет сложно достичь. 

Методы развития памяти:

  • если запоминание паролей, цифр и важных дат, вызывает сложность, эффективные упражнения мнемотехники позволяют улучшить навык.
  • популярным способом развития памяти считается и метод интервального повторения. Главная его особенность в том, что для запоминания определенной информации потребуется всего лишь 8-10 раз повторить ее в течение одного года, и тогда она никогда не затеряется в глубинных недрах памяти.
  • воображение и память задействуют одни и те же участки мозга, поэтому несколько упражнений «на воображение» — отличный способ развития навыков запоминания. Например, читая книгу, остановитесь, и попробуйте в деталях представить описываемый автором пейзаж или обстановку комнате, лица главных героев.

Для кого тренажеры памяти, внимания и мышления?

Данные тренировочные программы охватывают широкий диапазон сложностей и обладают гибкой настройкой параметров, что позволяет изменять характер и интенсивность нагрузок, в зависимости от ожидаемого результата.

Для дошкольного подготовительного и младшего школьного возраста

Именно в этот период использование специализированных тренажеров активизирует интенсивное развитие памяти, дает ребенку понятие про создание образов, в том числе и абстрактных, а игровая форма упражнений делает процесс развития интересным и увлекательным.

Полученные навыки повышают эффективность освоения новой информации в несколько раз, в связи с чем, ребенок может запомнить и осмыслить больший объем информации. Постепенно повышая степень мыслительной нагрузки с самой минимальной, можно подготовить нервную систему к дальнейшей учебе и избежать стрессового состояния, встречающегося в неподготовленных детей.

Для студентов и людей среднего возраста

Освоив базовые навыки и получив среднее образование, человек начинает накапливать необходимую в дальнейшем информацию в больших объемах и для этого как нельзя кстати специальные тренажеры памяти, расширяющие объем долговременного хранилища и дающие навыки обработки, сжатия и кодирования данных.

Даже находясь на постоянном рабочем месте, каждый, без исключения, нуждается в новых знаниях, навыках и развитии в целом, так как его отсутствие непременно ведет к деградации. Для этого необходимо держать свое мышление в тонусе. Онлайн тренажеры для развития мышления создадут контролируемую нагрузку на центры головного мозга и позволят регулярно заниматься саморазвитием.

Пользу от таких тренировок видно во всех сферах жизни, начиная от продуманного распределения времени, заканчивая эффективным выполнением ежедневных задач. Сконцентрированный работник больше ценится в любой компании, так как совершает гораздо меньше ошибок и всегда способен внести стоящее предложение.

Для пожилого возраста

Окончание своей карьеры и достижение поставленных целей еще не повод оставить прогресс в своем умственном развитии

Многочисленные исследования показали, что ясность ума в уважительном возрасте сильно зависит от характера и интенсивности нагрузок на память, мышление и внимание. Активная деятельность головного мозга запускает процесс восстановления и создания новых синаптических связей что благотворно сказывается на интеллекте, умственных способностях и здоровье нервной системы

Ненавязчивое и приятное времяпровождение за интеллектуальным заданием в онлайн-тренажере не только повысит внимание или сохранит память до глубокой старости, но и по заявлениям врачей поможет избежать некоторых заболеваний головного мозга, таких как болезнь Альцгеймера, основной причиной которой становится бездействие клеток головного мозга в пожилом возрасте

Развиваем нейропластичность

«Единственное, что мы, нейрохирурги, знаем точно: всякий мозг способен вернуться в нормальное состояние даже после самого тяжелого заболевания или травмы», — пишет Рахул Джандиал.

Нейропластичность — это способность мозга адаптироваться. В том числе — к экстремальным условиям. Об этом говорит опыт операций, в ходе которых людям по медицинским показаниям удаляли одно из полушарий — и в течение пары лет многие из пациентов полностью восстанавливаются, особенно если переносят процедуру в раннем возрасте. Одно полушарие развивает все необходимые связи и берет на себя функции двух.   

Это свидетельствует о том, что мозг действительно можно тренировать. Вот несколько простых способов развивать нейропластичность:

  • Разрабатывайте неведущую руку: левую, если вы правша, и наоборот. Старайтесь выполнять ею повседневные действия вроде чистки зубов. Другой хороший способ приучить руки работать согласованно, но по отдельности, — игра на музыкальном инструменте.
  • Осваивайте новый язык. Это тренирует нейропластичность левой височной доли. Чем чаще вы учитесь, тем больше новых нейронных связей образуется.
  • Не пользуйтесь функцией «Построить маршрут». Основная область мозга, в которой сосредоточена память, — гиппокамп, и там же находится наш «внутренний GPS-навигатор». Развитие пространственной ориентации играет важную роль для мозга. 

НАЧИНАЕМ ЧУДИТЬ

Осваивайте новые пространства. Попробуйте доехать до работы новым маршрутом, выйдите на чужой станции метро и прогуляйтесь, чаще путешествуйте с родными и друзьями, а, если планируете отпуск, выберите новое место. Возможно, вы потратите чуть больше времени, зато, во-первых, вы прокачаете пространственную память, а во-вторых, да просто развеетесь и отвлечетесь от рутины!

Научитесь готовить новые блюда. Любите готовить? Прекрасно! Освойте экзотическую кухню, например, мексиканскую или придумайте свои собственные рецепты. Новые продукты-компоненты, новый ансамбль блюд, и, конечно, новые вкусы (удивите свои вкусовые рецепторы, а с ним и мозг)! Не любите готовить – найдите с друзьями новое кафе и забудьте про стандартный чизкейк. Самое время попробовать кусочек морковного пирога.

Смените обстановку. Еженедельно переставляйте вещи в квартире и на рабочем месте. Чаще меняйте фон на компьютере или девайсе.

Общайтесь нестандартно. Придумайте неожиданные ответы на поднадоевшие вопросы типа «Как дела?», «Что новенького?». Пусть они будут смешными или провокационными. Вовлеките собеседника в свое чудачество. Еще вариант – установите себе некритичные ограничения. Например, один день общайтесь с помощью жестов или используйте только иностранные слова, или на час исключите из своего лексикона слова «я, мое, мне, у меня…». Тем самым вы стимулируете память и центр речи в мозге – левую височную область.

Смените имидж. Купите непривычную вам одежду, сделайте нестандартный мэйкап, смените прическу или цвет волос, купите новые духи. Бюджетный вариант: договоритесь с подругой одного с вами размера и раз в месяц устраивайте обмен гардеробом. Каждый раз, проходя мимо зеркала, вы будете видеть себя в новом образе, а ваш мозг будет на это реагировать.

Вы можете придумать свою разминку для мозга, главное – воспринимайте все это как игру. Тогда положительные эмоции вам гарантированы, а наш мозг их очень любит. К тому же теперь у вас есть универсальное прикрытие для «чудачеств».

Когда и для чего они нужны

У многих тренеров (особенно по бизнес обучению) подвижные игровые виды деятельности никак не ассоциируются и не сочетаются с серьезными темами. Между тем, эти «минутки развлечения» несут большую пользу серьезному делу.

Любая деятельность начинается с разминки или разогрева. Спортсмены разминают и разогревают мышцы, певцы оперы играют голосом — распеваются. Так и в тренинге – чтобы плавно включить группу в учебный процесс, нужно провести разминку – выполнить некоторые упражнения на разогрев перед предстоящей серьезной работой.

Их задача в самом начале – выровнять эмоциональное и функциональное состояние только что собравшихся участников: кого-то расшевелить, другим поубавить пыл, ввести их в учебную атмосферу, помочь «притереться» друг к другу, поднять общий тонус группы и каждого ее члена в отдельности.

Покидая учебный зал и отправляясь на кофебрейк, одни участники расслабляются, другие наоборот, энергично «наверстывают упущенное» по телефону, третьи все еще дискутируют по поводу ключевого упражнения в предыдущем блоке. Для приведения группы в состояние оптимальной мобилизации, в момент возвращения в аудиторию стоит выполнить небольшую пятиминутную разминку — не вызывающую сильных впечатлений, но повышающую концентрацию внимания. Она также поможет заполнить «неловкую паузу» в случае, если кто-то опаздывает.

К середине тренинга энергия и заинтересованность снижается, что сопровождается сонливостью, скукой, слабым пониманием материала, обучаемые становятся беспокойными, отвлекаются, создают суматоху в зале — в группе заканчивается топливо, и чтобы доехать в точку назначения, придется потратить пару минут на заправку — провести упражнение-энергизатор

Короткий активный отдых поможет «вдохнуть энергию» в группу, снимет усталость после длительной сидячей работы, избавит от негативного воздействия продолжительных нагрузок, активизирует внимание, повысит способность к более эффективному восприятию материала, да и просто улучшит общий эмоциональный настрой

По завершению тренинга (или отдельно взятого занятия) важно подвести итоги – что сделано, что получено, что пройдено, и вместе с тем дать участникам ощущение удовлетворения от проделанной ими работы. Получить обратную связь и обменяться впечатлениями в конце тренинга также можно в процессе разминки

Разминка не только создает хорошее настроение в начале и конце тренинга и служит «водоразделом» между его блоками или днями. С ее помощью можно выполнить ввод в определенную тему. Она также позволяет предупредить (а при необходимости – преодолеть) возможное сопротивление.

Часто участники приходят на тренинг не по доброй воле, иногда – целыми отделами. И задача тренера – создать увлекающую атмосферу для тех, кто предпочел бы не участвовать, мотивировать их к обучению. Когда нарастает сопротивление или агрессия, веселые, увлекательные разминочные упражнения естественным образом расслабляют сопротивляющихся, возникают позитивные установки — тренинг проходит на ура.

Проводить разминку стоит всякий раз, когда нужно сменить ритм или задать тему занятия:

перед началом тренинга – чтобы выполнить первичную настройку группы;
после недолгого перерыва между блоками — чтобы повысить концентрацию внимания и групповую сплоченность;
перед подачей теоретической информации – чтобы получить материал для обсуждения и проложить «мостик» к теме;
в середине дня, после обеда или продолжительного теоретического блока — чтобы мобилизовать внимание, перевести участников из пассивного состояния в собранное рабочее;
после длительной аналитической работы — для релаксации и снятия напряжения;
перед большим основным упражнением – для усиления группового процесса.
после яркой, бурной игры или напряженного обсуждения – чтобы утихомирить страсти;
при нарастании противодействия или групповой агрессии;
для выделения подгрупп или воссоединения группы;
в конце дня и по окончании тренинга.

Это классическая схема, от которой можно, а если того требует состояние участников или рабочая ситуация, нужно отступать.

12. Разрабатывайте свою способность быстро усваивать информацию

Вы схватываете на лету, или вам часто требуется, простите за резкость, чтобы информацию кто-то изначально разжевал, а уж потом выложил на тарелочке? Если вы выбираете второе, это означает, что ваш головной мозг могут ожидать проблемы в обозримом будущем.

Дело в том, что развитие навыков быстрого усваивания информации способно значительно снизить риск наступления деменции. Данный факт нашел свое подтверждение в специальном исследовании японских ученых (ссылка на данное исследование представлена в конце статьи).

Предлагается следующее упражнение для мозга:

для того чтобы научиться быстро усваивать полученную информацию, необходимо прежде научиться ее обрабатывать в максимально короткие сроки. Существует немало упражнений и техник, которые вы можете найти и освоить самостоятельно.

Однако можно использовать простой метод усвоения информации, состоящий из пяти шагов:

— просмотрите информацию, которую необходимо усвоить (допустим, это важный документ);

— сформулируйте для себя ряд вопросов, которые относились бы к ключевым моментам данного документа);

— дайте ответы на поставленные вопросы;

— перечитайте документ более внимательно;

— изучите ответы, которые были даны, сопоставив информацию, полученную в результате беглого изучения, с информацией, полученной в результате внимательного прочтения документа.

Изначально подобный подход отнимает немало времени. Однако регулярные занятия, которые будут проводиться самостоятельно в подобном ключе, обязательно принесут свои плоды – вы начнете автоматически формулировать вопросы, отвечать на них, усваивая таким образом материал гораздо быстрее, чем раньше.

4. Проверяйте свои вкусовые ощущения

Не удивляйтесь – это очень полезно. Когда вы готовите, вы приносите двойную пользу своему мозгу. Приготовление пищи, как и ее поглощение, активирует участки головного мозга, которые связаны с обонянием, зрением, вкусовыми и тактильными ощущениями.

Тест: какой у Вас тип памяти?

Вдобавок ко всему прочему, используя свои чувства, вы также тренируете свою способность удерживать в памяти различную информацию (о запахе, цвете, вкусе и так далее). Кстати, ученые не раз проводили исследования, в которых испытуемым лучше удавалось удерживать в памяти несколько картинок, если демонстрация каждой из них была ассоциирована с определенным ароматом.

Предлагается следующее упражнение для мозга:

каждый раз, когда вы что-то жуете, улучите момент для того, чтобы попытаться на вкус выявить все ингредиенты того или иного блюда; попытайтесь выявить даже самый слабый и трудноуловимый аромат и вкус приправ и специй. Это упражнение наверняка не вызовет трудностей и доставит многим немало удовольствия (да еще и пользу для мозга принесет).

Полезный рацион для тех, кто работает головой

Какое питание окажется одинаково полезным для тела и ума? Как работники умственного труда могут повысить продуктивность, а дети – успеваемость в школе? Обратите внимание на следующие вещества в составе продуктов

Витамины группы В

Продукты с витаминами В1, В6 и В12 – это полезное питание для мышц, ума и тела одновременно. Вещества входят в состав многих БАДов для улучшения мозговой активности. Какими полезными свойствами они обладают?

Витамин В1

Стимулирует выработку красных кровяных телец и улучшает микроциркуляцию крови в головном мозге. Принимает участие в поглощении глюкозы, защищает нервные клетки от окисления. Витамин В1 в больших количествах присутствует в кедровых и грецких орешках, буром рисе, свинине, гречке, семечках подсолнечника.

Важно! Витамин В1 плохо усваивается, если в рационе присутствует кофе и алкоголь.

Витамин В6

В6 – очень важный витамин.

Он участвует в выработке веществ, отвечающих за передачу сигналов в головном мозге:

  • адреналина;
  • норадреналина;
  • дофамина;
  • ацетилхолина.

Помогает сохранять спокойствие в стрессовых ситуациях, улучшает настроение и стимулирует память. Витамин В6 можно найти в следующих продуктах: пивных дрожжах, пшеничных отрубях, субпродуктах, куриных яйцах.

Интересный факт. Елена Пятибрат, автор тренинга «Питание с умом», которая в 61 год имеет фигуру юной девушки, каждое утро съедает на завтрак 2 яйца вместе с желтками.

Витамин В12

Это вещество влияет на скорость мышления и память. Входит в состав миелиновой оболочки, которая покрывает нейроны и улучшает проводимость нервных импульсов. При нехватке вещества человек становится рассеянным, забывчивым и заторможенным.

Натуральными источниками витамина В12 являются говядина, свинина, субпродукты, яйца, сыр, рыба и морепродукты. Такое питание положительно влияет на рост и умственное развитие детей.

Жирные кислоты Омега-3

В 2016 году были опубликованы результаты совместного исследования учёных из университетов Оксфорда, Кейптауна, Осло и ОАЭ. Они выяснили, что жирные кислоты Омега-3 усиливают действие витаминов группы В, замедляя скорость атрофии головного мозга.

Кроме того, эти вещества обладают противовоспалительными свойствами и снижают риск патологических изменений в сосудах. Омега-3 содержатся в жирных сортах рыбы (лососе, тунце, сельди, скумбрии), печени трески, растительных маслах (оливковом, соевом, подсолнечном, льняном).

Совет: самый доступный способ получить Омега-3 – принимать рыбий жир в капсулах.

Антиоксиданты

К ним относятся витамины А, С, Е. Антиоксиданты останавливают окислительные процессы в клетках и усиливают мозговое кровообращение.

Питание для ума включает следующие продукты:

  • зелень: укроп, петрушку, шпинат;
  • овощи: листовые, капусту, брокколи, морковь, болгарский перец, помидоры, кабачки, баклажаны, свёклу;
  • фрукты: цитрусовые, киви, бананы, яблоки и груши, абрикосы;
  • ягоды: чернику, голубику, малину, клюкву.

В холодное время года можно покупать замороженные овощные смеси, а зелень выращивать на подоконнике. Так у вас всегда будут продукты для подпитки ума.

Интересный факт. Исследователи из Медицинского центра университета Раша (США, 2017 год) проанализировали питание и результаты теста IQ 960 участников эксперимента. В результате умственные способности людей, которые налегали на зелень, оказались выше, чем у остальных.

Макро и микроэлементы

Важным микроэлементом для головного мозга считается железо. Вещество участвует в выработке гемоглобина, который переносит кислород к клеткам организма, в том числе нейронам. Железо присутствует в морепродуктах, бобовых, говяжьей печени, шпинате, горьком шоколаде.

Кроме того, мозгу для нормальной работы требуются кальций, магний и цинк. И снова в список подходящих продуктов попадают яйца, морепродукты, сыр, помидоры и фасоль.

Совет: о влиянии еды на мозговую активность написано много книг. В частности, «Питание для тела и ума» Фалеева А.В., «Еда и мозг» Дэвида Перлмуттера. При желании вы можете углубиться в тему и найти много полезной информации. Книга «Питание для тела и ума» пока есть только в электронном виде (на сайте автора).