Содержание
- Учет расходов на топливо
- Отчет ОСВ++ для 1С:Бухгалтерии 3.0 — расшифровка оборотов, добавление любого количества субконто без изменения конфигурации и не только
- Общие положения.
- Учет потерь ГСМ, возникших в результате естественной убыли
- Программное обеспечение для учета ГСМ в автопарке
- Общий порядок работы
- Бухгалтерский учет и проводки по ГСМ в бюджетном учреждении
- Приобретение топлива по топливным картам
- Варианты учета ГСМ в «1С:Бухгалтерии 8»
- Расход топлива: налоговый и бухгалтерский учет
- Учет ГСМ по топливным картам: что такое топливная карта?
Учет расходов на топливо
Все виды топлива (бензин, дизельное топливо, сжиженный нефтяной газ, сжатый природный газ) относятся к горюче-смазочным материалам (ГСМ), которые входят в состав материально-производственных запасов (МПЗ). В соответствии с ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» (утв. приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н) МПЗ принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. Для обобщения информации о наличии и движении топлива в Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н) предназначен субсчет 10.03 «Топливо», подчиненный счету 10 «Материалы».
Документом, который подтверждает расход топлива, данные о фактическом пробеге и производственный характер маршрута движения автомобиля, является путевой лист. Формы путевых листов для различных видов автомобильного транспорта утверждены постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте». Эти формы документов носят обязательный характер только для автотранспортных организаций. Остальные организации могут разработать свою форму путевого листа, которая должна содержать обязательные реквизиты, предусмотренные статьей 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов»:
- наименование и номер путевого листа;
- сведения о сроке действия путевого листа;
- сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;
- сведения о транспортном средстве (тип, государственный знак, показания одометра);
- сведения о водителе.
Для целей налогообложения прибыли расходы на ГСМ не нормируются и учитываются в полном объеме, если они экономически обоснованы, документально подтверждены и произведены в целях осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ). С целью внутреннего контроля организация может самостоятельно установить нормы расхода топлива, утвердив их приказом руководителя. При этом можно руководствоваться нормами расхода топлива, указанными в инструкции по эксплуатации автомобиля, или нормами, рекомендованными распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р (см., например, письмо Минфина России от 22.03.2019 № 03-03-07/19283).
В бухгалтерском учете фактический расход топлива на основании путевых листов списывается в расходы по обычным видам деятельности. Для целей налогообложения прибыли расходы на содержание служебного транспорта относятся к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ, письмо Минфина России 08.08.2019 № 03-03-06/1/59876). При применении упрощенной системы налогообложения (УСН) с объектом «доходы, уменьшенные на величину расходов» стоимость топлива для автомобиля, используемого в деятельности, направленной на получение дохода, также учитывается в качестве расходов на содержание служебного автотранспорта (пп. 12 п. 1, п. 2 ст. 346.16 НК РФ).
Отчет ОСВ++ для 1С:Бухгалтерии 3.0 — расшифровка оборотов, добавление любого количества субконто без изменения конфигурации и не только
Отчет ОСВ++, наряду с возможностями типовых отчетов ОСВ, ОСВ по счету, Карточка счета, Анализ субконто и Карточка субконто, позволяет: Консолидировать данные ОСВ нескольких организаций; Добавлять произвольное количество субконто — наряду со стандартными, в качестве субконто могут быть задействованы любые реквизиты и дополнительные сведения документов движения; Получать расшифровки оборотов по корреспондирующим счетам и субконто; Получать данные оборотов с расшифровкой по документам движения; Формировать сальдо по оборотным субконто; Выводить данные по счетам и аналитикам, обороты по которым в выбранном периоде равны нулю (типовой отчет «ОСВ по счету» в подобной ситуации данных не выводит). Внесение изменений в конфигурацию не требуется.
3 стартмани
Общие положения.
1) в центральном аппарате МЧС – должностные лица Департамента тылового и технического обеспечения МЧС (далее – ДТО);
2) в организациях МЧС – должностные лица управлений (отделов, отделений) материально-технического обеспечения;
3) в учреждениях МЧС – должностные лица учреждения.
Истребование лимитов бюджетных обязательств для приобретения ГСМ осуществляется в следующем порядке:
1) главные управления МЧС по субъектам РФ направляют заявки на выделение лимитов бюджетных обязательств в филиалы ФКУ ЦБИТ МЧС и довольствующие подразделения центрального аппарата МЧС;
2) филиалы ФКУ ЦБИТ МЧС за главные управления МЧС по субъектам РФ, казенные учреждения МЧС за свои подчиненные подразделения проверяют, обобщают представленные сведения и направляют их в довольствующие подразделения центрального аппарата;
3) довольствующие подразделения центрального аппарата проверяют, анализируют предложения и направляют их в Финансово-экономический департамент по внесению изменений в бюджетную роспись федерального бюджета по закрепленным за довольствующими подразделениями центрального аппарата средствам с приложением заявок.
Заявки представляются в установленном порядке в сроки и по формам, которые предусмотрены правовыми актами МЧС и иными служебными документами.
Потребность в лимитах бюджетных обязательств на горюче-смазочные материалы отражается в соответствующем разделе плана материально-технического обеспечения МЧС.
Планирование обеспечения горючим.
Планирование обеспечения учреждений МЧС горючим осуществляется должностными лицами ДТО, отвечающими за организацию обеспечения учреждений МЧС горюче-смазочными материалами, специальными жидкостями и за практические мероприятия по такому обеспечению.
Определение потребности в горючем.
Исходными данными для определения годовой потребности учреждений МЧС в горючем являются:
-
план оснащения МЧС современными техническими средствами и техникой на очередной финансовый год и плановый период;
-
план эксплуатации и ремонта основной, вспомогательной, специальной и другой техники (далее ВСТ);
-
нормы расхода горючего на ВСТ;
-
нормы налета часов летчиков (экипажей) на планируемый год (с учетом ожидаемой численности летчиков (экипажей) на начало планируемого года);
-
нормы расхода автономных двигателей и котельных установок;
-
определение потребности в моторесурсах (налета часов) на планируемый год;
-
расчеты потребности в горючем для опробования ВСТ длительного хранения;
-
расчеты-заявки ответственных должностных лиц (управлений, отделов) на горючее для проведения технического обслуживания и ремонта ВСТ, производственно-технических, коммунально-бытовых и других нужд;
-
данные о фактическом расходе горючего за предыдущие три года и об ожидаемом расходе на год, предшествующий планируемому году;
-
данные об ожидаемом наличии горючего (переходящие остатки (запасы) к началу планируемого года).
Сведения о потребности в горючем представляются в ДТО должностными лицами, отвечающими за обеспечение ГСМ.
Истребование горючего.
Заявка на ГСМ (форма 3/СГ) подается в ДТО на планируемый период с подписью уполномоченного
должностного лица с разбивкой по подразделениям и приложением расчетов-обоснований.
В заявке на горючее указываются:
1) полная (расчетная потребность) потребность в горючем. Обеспечение полной потребности предполагает выполнение всего комплекса задач, стоящих перед учреждениями МЧС в планируемом году, при соблюдении лимита моторесурсов в соответствии с установленными годовыми нормами их расхода;
2) минимальная (требуется минимально) потребность в горючем. Обеспечение минимальной потребности предполагает выполнение учреждениями МЧС основных мероприятий, мобилизационной подготовки, повседневной деятельности, поддержание необходимого уровня готовности для выполнения задач по предназначению и определяется как среднегодовое значение исходя из анализа расхода горючего за период последних трех лет.
Учет потерь ГСМ, возникших в результате естественной убыли
Потери топлива могут возникать не только в результате таких событий, как хищения. ГСМ могут испаряться, налипать и т.п. Иначе говоря, бухгалтер может столкнуться с фактом потерь топлива в результате влияния естественных условий. В этом случае можно говорить о необходимости расчета норм естественной убыли.
Вообще, нормы естественной убыли — это нормы потерь, представляющие собой естественную убыль товаров в массе или объеме, возникающую вследствие физических и химических процессов при нормальных условиях транспортировки, хранения и отпуска.
Потери, не связанные с естественными процессами (например, протечка резервуара, ремонт, зачистка резервуара), при расчете норм естественной убыли не учитываются.
С 20 ноября 2009 г. действует Приказ Минэнерго России от 13.08.2009 N 364 «Об утверждении Норм естественной убыли нефтепродуктов при хранении». Данные Нормы являются предельными и применяются только в случае фактической недостачи (пример 5).
Пример 5. Бухгалтер транспортного предприятия, постоянно имеющего на хранении (зачастую длительном) значительные запасы бензина, произвел расчет норм естественной убыли. Норма составила 4 л, которые он и списал. Однако данные инвентаризации показали, что количество топлива не менялось, а недостачи нет.
Действия бухгалтера не верны, так как нормы естественной убыли необходимо рассчитывать только при факте выявления недостачи.
Естественная убыль нефтепродукта определяется умножением соответствующей нормы на массу принятого нефтепродукта в тоннах и зависит от: климатической зоны (Распределение территории по климатическим зонам для применения норм естественной убыли нефтепродуктов приведено в Приложении N 3 к Нормам естественной убыли нефтепродуктов при хранении); времени года (осенне-зимнего (с 1 октября по 31 марта) или весенне-летнего (с 1 апреля по 30 сентября) периодов); группы нефтепродуктов (разделение на группы исходя из физико-химических свойств приведено в Приложениях N N 1 и 2 к Нормам естественной убыли нефтепродуктов при хранении); продолжительности хранения (первый месяц хранения, свыше одного месяца); типа резервуаров, в которых хранятся нефтепродукты (наземные стальные, наземные стальные с понтоном, заглубленные), и их вместимости (пример 6).
Пример 6. Инвентаризация, проведенная в июне, хранящихся в наземных стальных резервуарах емкостью до 1000 куб. м на предприятии (вторая климатическая зона) нефтепродуктов первой группы показала недостачу бензина автомобильного (первая группа нефтепродуктов) в количестве 6 литров на сумму 138 руб. В учете произведена запись:
Д-т сч. 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
К-т сч. 10 «Материалы», субсч. «Топливо»,
138 руб.
отражена стоимость недостающего ГСМ.
Начиная со второго месяца хранения в резервуаре хранилось 1,2 т бензина плотностью 0,76 кг/л.
Норма естественной убыли согласно Приказу Минэнерго России от 13.08.2009 N 364, исходя из имевшихся условий составила 0,288 кг на 1 т топлива и была равна 0,346 кг (0,288 кг/т x 1,2 т) или 0,455 л (0,346 кг : 0,76 кг/л).
Соответственно, недостача в размере 0,455 л — недостача в пределах норм естественной убыли, которая и была списана:
Д-т сч. 20 «Основное производство»
К-т сч. 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
10,47 руб. (0,455 л x (138 руб. : 6 л))
стоимость недостающего ГСМ в пределах норм естественной убыли списана на себестоимость продукции.
Недостача сверх норм естественной убыли отнесена на виновное лицо:
Д-т сч. 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсч. 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»,
К-т сч. 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
127,53 руб. (138 — 10,47)
сумма недостачи сверх норм естественной убыли отнесена на материально ответственное лицо.
Подпункт 2 п. 7 ст. 254 НК РФ устанавливает, что для целей налогообложения к материальным расходам приравниваются потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке материально-производственных запасов в пределах норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном Правительством РФ. Таким образом, организация вправе включить в материальные расходы по налогу на прибыль убытки от потерь при хранении нефтепродуктов в пределах Норм естественной убыли, утвержденных Минэнерго России от 13.08.2009 N 364.
Д.В.Кислов
Программное обеспечение для учета ГСМ в автопарке
Современное программное обеспечение для ведения учета ГСМ по картам серьезно изменило функционирование всех без исключения транспортных компаний. Так, если сравнить с прошлым десятилетием, теперь владельцам автопарков не придется заниматься рутинной работой и бумажной волокитой.
К примеру, программное обеспечение от компании 1С:
- «Транспортная логистика, экспедирование и управление автотранспортом»;
- «Управление автотранспортом»;
- «TMS Логистика. Управление перевозками».
Все эти решения предлагают множество функций и возможностей для всестороннего контроля расхода топлива и управления автотранспортом: списание ГСМ, начисление заработной платы, распределение маршрутов, расчет амортизации и т. д.
Эти программы позволяют автоматически вести:
- учет поступления топлива на склад, расход ГСМ как по конкретным транспортным средствам, так и по водителям;
- учет расходов по факту и нормам;
- реестр различной документации.
А при необходимости ПО позволит быстро сформировать отчет по заданным критериям. Также это программное обеспечение имеет функции оформления заправок по видам (по талону, со склада, за наличные).
Кстати, сегодня очень активно развивается интеграция специального программного обеспечения с процессинговыми центрами. Такой подход позволяет получать максимально подробные данные о заправках автомобилей по картам от популярных АЗС.
Но максимум преимуществ можно получить от настройки ПО и спутниковых систем на совместное функционирование. И если данные с GPS/ГЛОНАСС оборудования будут напрямую поступать в программу для учета, это позволит:
- списывать ГСМ, опираясь на моточасы и фактическое использование топлива;
- анализировать данные и сопоставлять расход по факту и по нормам, сравнивать показатели с информацией от процессинговых центров и ГЛОНАСС-систем (пройденный маршрут, посещение конкретных геозон и т. п.)
- заполнять путевые листы, внося в них данные об объеме остаточного ГСМ;
- жестко контролировать всех шоферов и вести учет объема работ, которые они выполнили.
Так, с помощью интеграции управленческого ПО со спутниковыми системами, бухгалтерия получает самый эффективный метод учета и списания топлива. А руководство автопарка сможет обеспечить максимально прозрачные условия работы для своих сотрудников, улучшит их дисциплину, качество труда и сможет прилично сэкономить на расходах.
Общий порядок работы
В статье кратко описаны общий порядок работы с подсистемой Учет ГСМ и возможности подсистемы, позволяющие повысить эффективность учета ГСМ в учреждении за счет сокращения времени оформления и обработки документов учета ГСМ и минимизации ошибок в рутинных операциях ввода данных. Полная информация о подсистеме Учет ГСМ, методике учета ГСМ, приведена в разделе «Учет ГСМ» методической поддержки редакции 2 «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» в ресурсах ИТС-БЮДЖЕТ.
Согласно пункту 2 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство (ТС).
В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» (ред. 2) предусмотрено оформление путевых листов на транспортные средства различных видов.
Помимо транспортных средств в учреждениях также могут использоваться различные агрегаты, расходующие горюче-смазочные материалы, — бензиновые косы и косилки, мотопилы, мотопомпы, бензогенераторы и прочее оборудование. Поэтому в программе также предусмотрено оформление учетных листов на агрегаты, потребляющие ГСМ.
В программе производится таксировка путевых листов и учетных листов на агрегаты и списание ГСМ в соответствии с нормативами.
Расчет нормативного и фактического расходов по путевому листу (учетному листу агрегата) может быть произведен по нескольким видам ГСМ, например для газо-дизельного оборудования, по нескольким маршрутам или режимам работы с различными условиями эксплуатации транспортного средства или агрегата, влияющими на расход ГСМ.
Для каждого транспортного средства, агрегата можно создать настройки, соответствующие типичным условиям эксплуатации, которые будут подставляться при таксировке и при необходимости могут быть скорректированы, если маршрут или режим работы, отличаются от типового.
Проанализировать данные о расчетных значениях нормативного и фактического расходов, экономии, перерасходе по видам ГСМ, основным средствам — транспортным средствам/агрегатам, сотрудникам — водителям/операторам, эксплуатирующим основное средство, можно в различных отчетах.
Бухгалтерский учет и проводки по ГСМ в бюджетном учреждении
Бюджетным учреждениям приходится обосновывать целевое расходование средств государственного бюджета. Особенность бюджетного учета затрат на ГСМ – необходимость оформления специальной первичной документации, заполняемой бухгалтером и водителем.
Топливная карта служит одновременно и расчетным, и учетным документом. Согласно нормам закона бюджетные организации обязаны разместить заказ ГСМ путем проведения торгов или без них, но тогда общая сумма заказа должна быть ниже 100 тысяч рублей за квартал. А значит, для доказательства понесенных расходов нужно иметь результаты торгов или документы, подтверждающие расчетную (плановую) стоимость заказа. Организация подготавливает смету с учетом плановых показателей, применяемых при расчете объема затрат на ГСМ, а после их проверки главный распорядитель средств должен утвердить смету.
ГСМ должны тратиться в рамках утвержденных норм, в каждом бюджетном предприятии должен быть внутренний локальный акт о нормах расхода ГСМ. Учреждение вправе вводить отдельные поправочные коэффициенты к нормам затрат горючего, обосновав их применение и доказав производственную необходимость в их установлении.
Бухгалтерия бюджетного учреждения ведет раздельный учет ГСМ в зависимости от направлений их применения на обособленном счете 010503000 “Горюче-смазочные материалы”. Приходуются ГСМ по фактической стоимости. НДС, уплаченный при покупке ГСМ, не включаются в эту стоимость только тогда, когда топливо оплачено из доходов от налогооблагаемой предпринимательской деятельности учреждения и использовано в деятельности, облагаемой налогами.
ГСМ подлежат списанию по фактическому расходу (не важно, как горючее оплачивалось):
- на счет учета затрат списывается в рамках норм;
- на счет учета стоимости оказанных услуг, выполненных работ или проданных товаров (при осуществлении предпринимательской деятельности);
- на счет учета затрат со взысканием недостачи с виновных лиц или со списанием из средств установленных источников в будущем (при превышении норм).
При оплате ГСМ топливной картой учитывается форма расчетов (карты могут быть денежные и литровые).
Бухгалтерские проводки на примере
Пусть бюджетная организация 1 августа купила 2 топливные карты:
- первая (литровая) выдана водителю служебного авто и рассчитана на выдачу 1 тысячи л. бензина (в оплату ее перечислено 30 тыс. рублей);
- вторая (денежная) выдана водителю фуры для осуществления основной деятельности фирмы и рассчитана на выдачу бензина общей стоимостью 30 тысяч рублей.
19 августа водители принесли авансовые отчеты на заправку 200 л. бензина (по 100 л. 7 и 15 августа). На день заправки стоимость бензина равнялась 27 и 27,5 рублям.
Операция | ДЕБЕТ | КРЕДИТ | Стоимость |
Отражена стоимость купленных топливных карт | ● 120105510
● 1302022830 |
● 1302022730
● 120101610 |
60 тыс. руб. |
Отражена стоимость карт, выданных водителям | 120822560 | 120105610 | 60 тыс. руб. |
Отражена стоимость ГСМ, оплаченного денежной картой | 110503340 | 120822660 | 6 тыс. руб. |
Отражена стоимость ГСМ, оплаченного литровой картой | 110503340 | 120822660 | 5450 руб. |
Отражена стоимость ГСМ, истраченного на текущие расходы | 140101222 (или 140101272) | 110503440 | 6 тыс. руб. |
Отражена стоимость ГСМ, истраченного на ведение основной деятельности предприятия | 110601310 | 110503440 | 5450 руб. |
Документальное подтверждение расхода топлива
Для подтверждения израсходованных горюче-смазочных материалов используются путевые листы, образцы которых утверждены Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 №78. Данное требования является обязательным.
Приобретение топлива по топливным картам
Как это работает? Как и в случае с талонами, карты выпускают специализированные компании-эмитенты. С одной из них надо подписать договор поставки топлива и для начала оплатить стоимость изготовления карты, это около 300—500 руб. Эту сумму лучше сразу включить в расходы, приходовать карту на какой-либо балансовый счет не следует. А вот за балансом ее учесть можно и даже нужно. Но в условной оценке 1 руб. за одну карту.
Затем вы можете привязать карту:
- к фирме в целом. Не очень хороший выбор, поскольку трудно будет контролировать использование карты;
- к конкретному водителю. Это наиболее предпочтительный вариант;
- к конкретному автомобилю. В этом случае нужно определиться с порядком передачи карты от водителя к водителю. Например, это может быть ведомость, которая все время находится в машине. В ней один водитель расписывается в том, что отдал карту, а другой — в том, что он ее получил.
Итак, карта готова. Осталось оплатить авансом нужное количество горючего (а вместе с этим принять к вычету НДС по авансовому счету-фактуре эмитента) и выдать карту водителю под роспись в ведомости произвольной формы.
По маркам топливо обычно обезличено, то есть, например, по одной карте можно заправить как 95-й бензин, так и 92-й, лишь бы денежного остатка хватило. Но снять деньги с карты невозможно — там их просто нет. На ней числятся не рубли, а литры. Дополнительно вы можете установить дневной или месячный лимит расхода топлива по карте.
Далее водитель приезжает с картой на АЗС, сотрудничающую с эмитентом, предъявляет ее, и автомат отщелкивает нужное количество литров в пределах остатка по карте и установленного лимита. Причем если в бак войдет меньше, чем было заказано, остаток никуда не денется, будет ждать своего часа на карте.
Наступает конец месяца. Компания-эмитент составляет и передает вам товарную накладную (отчет) и счет-фактуру на стоимость топлива, заправленного в течение месяца. Дополнительно некоторые эмитенты предоставляют доступ в личный кабинет на сайте, и можно из любой точки мира и в любое время суток посмотреть, где и когда использовалась карта. Нужна детализация заправок на бумаге? Не вопрос, эмитент сделает и это.
Никаких сложностей с вычетом НДС — порядок вычета ничем не отличается от порядка вычета по любым другим МПЗ, купленным по предоплате.
Отчеты водителей о заправках не нужны — все есть в документах эмитента.
Возможная скидка за оптовую закупку.
Удобство оприходования горючего, приобретенного за месяц.
Учет движения карт наладить проще, чем учет движения талонов, и уж тем более проще, чем учет наличных денег для покупки топлива.
В бухучете приобретение топлива по топливным картам отражается следующим образом.
Содержание операции | Дт | Кт |
Отражены затраты на изготовление карты | 20 «Основное производство» (26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу») | 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» |
Отражен НДС по затратам на изготовление карты | 19 «НДС по приобретенным ценностям» | 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» |
Принят к вычету НДС по затратам на изготовление карты | 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «НДС» | 19 «НДС по приобретенным ценностям» |
Оплачены затраты на изготовление карты | 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» | 51 «Расчетные счета» |
Карта принята к забалансовому учету по условной оценке 1 руб. | 006 «Бланки строгой отчетности», субсчет «Топливные карты» | |
Перечислены деньги в оплату топлива, количество которого будет отражено на карте | 60, субсчет «Авансы выданные» | 51 «Расчетные счета» |
Принят к вычету авансовый НДС по счету-фактуре эмитента | 68, субсчет «НДС» | 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по НДС с авансов» |
Принято к учету топливо, отпущенное по карте (на основании товарной накладной или отчета компании-эмитента) | 10-3 «Топливо» | 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» |
Отражен НДС по топливу, отпущенному по карте | 19-3 «НДС по приобретенным МПЗ» | 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» |
НДС по топливу, отпущенному по карте, принят к вычету (при наличии «отгрузочного» счета-фактуры компании-эмитента) | 68, субсчет «НДС» | 19-3 «НДС по приобретенным МПЗ» |
Восстановлен НДС, принятый к вычету с аванса при перечислении денег в оплату топлива, количество которого отражалось на карте (в части, приходящейся на заправленное горючее) | 76, субсчет «Расчеты по НДС с авансов» | 68, субсчет «НДС» |
Варианты учета ГСМ в «1С:Бухгалтерии 8»
Топливо можно приобретать за наличный расчет и в безналичной форме. Если организация выбрала безналичную форму, то с поставщиком ГСМ заключается договор поставки, в соответствии с которым организация перечисляет денежные средства на расчетный счет поставщика, а взамен получает талоны или топливные карты, по которым водители осуществляют заправку автомобилей на автозаправочных станциях (АЗС).
Учет ГСМ по талонам
Для учета операций с применением топливных талонов имеет значение, какой вид талонов используется и в какой момент к организации переходит право собственности на ГСМ. В зависимости от условий договора поставки нефтепродуктов право собственности на получаемый бензин может переходить к организации либо в момент получения талонов, либо в момент заправки автомобиля на АЗС.
Если по договору с поставщиком право собственности на ГСМ переходит к организации в момент заправки топлива в бак автомобиля на АЗС, то талоны на ГСМ могут учитываться в составе денежных документов на счете 50.03 «Денежные документы».
В программе «1С:Бухгалтерия 8» (ред. 3.0) для учета на топливо в составе денежных документов используются документы:
- Поступление денежных документов и Выдача денежных документов (раздел Банк и касса) — для регистрации получения талонов от поставщика и передачи их водителю;
- Авансовый отчет (раздел Банк и касса) — для отражения приобретения ГСМ;
- Требование-накладная (раздел Склад) — для списания приобретенного ГСМ в расходы.
Если по договору с поставщиком право собственности на ГСМ переходит к организации в момент передачи топливных талонов, то поставщик одновременно с талонами передает организации комплект документов на топливо (накладную, счет-фактуру). В договоре при этом необходимо прописать условие, что топливо находится на ответственном хранении у поставщика до момента предъявления топливного талона и заливки топлива в бак автомобиля. Получение и выдачу талонов на ГСМ следует регистрировать в специальном журнале — книге учета талонов.
В программе «1С:Бухгалтерия 8» (ред. 3.0) для учета ГСМ с переходом права собственности в момент получения талонов используются документы:
- Поступление (акты, накладные) (раздел Покупки) — для регистрации приобретения топлива;
- Перемещение товаров (раздел Склад) — для отражения фактической заправки топлива с АЗС в бак машины;
- Требование-накладная (раздел Склад) — для списания топлива в расходы.
1С:ИТС Подробнее об учете ГСМ за наличный расчет и по талонам см. в разделе «Инструкции по учету в программах 1С»: ,, . |
Учет ГСМ по топливной карте
Топливная карта представляет собой микропроцессорную небанковскую пластиковую карту с ПИН-кодом и чипом, являющимся носителем информации:
- об установленных лимитах, количестве и ассортименте нефтепродуктов и сопутствующих услуг;
- и/или о количестве денежных средств, в пределах которых на АЗС можно получить нефтепродукты и сопутствующие услуги.
Чтобы приобретать топливо по картам, компания заключает договор с поставщиком топлива (это может быть процессинговый центр, который выступает в роли эмитента топливной карты и действует по договорам комиссии с собственниками топлива). В зависимости от условий договора топливная карта может передаваться организации и обслуживаться бесплатно или за определенную плату.
Организация может иметь в своем распоряжении несколько топливных карт. Топливные карты в организации закрепляются либо за водителем, либо за автомобилем. На каждую отдельную карту ни деньги, ни литры не зачисляются. Информация у поставщика хранится в целом по всей организации-покупателе, а топливная карта представляет собой техническое средство для получения топлива и услуг на АЗС отдельными водителями.
При получении топлива на АЗС водитель получает чек о произведенной заправке, который следует приложить к путевому листу. В оговоренный договором срок (в конце месяца или чаще) поставщик топлива представляет организации комплект документов за указанный период:
- отчет о марке и количестве предоставленного топлива (реестр операций, осуществленных с использованием топливных карт);
- финансовые документы (накладную и счет-фактуру).
В программе «1С:Бухгалтерия 8» (ред. 3.0) для отражения поступления топливных карт и ГСМ используются документы Поступление (акты, накладные). Передача карты оформляется документом Передача материалов в эксплуатацию (раздел Склад), а учет ГСМ в расходах — документом Требование-накладная.
1С:ИТС Подробнее об учете ГСМ по топливным картам см. в разделе «Инструкции по учету в программах 1С»: . |
Как видим, «традиционные» методики учета топлива достаточно трудоемкие. При этом в прежних версиях программы отсутствовала печатная форма путевого листа.
Расход топлива: налоговый и бухгалтерский учет
Нормы расхода топлива Минтранса РФ последний раз подвергались редакции в июле 2015 года (распоряжение Минтранса России от 14.07.2015 № НА-80-р). В список были добавлены марки легковых и грузовых автомобилей отечественных и зарубежных стран с 2008 года выпуска и значения зимних надбавок к нормам расхода топлива в части, касающейся Крымского федерального округа.
Коэффициенты к нормам расхода топлива следующие. Если в городе проживают:
- свыше 5 миллионов человек — норму можно увеличить до 35 процентов;
- от 1 до 5 миллионов человек — до 25 процентов;
- от 250 тысяч до 1 миллиона человек — до 15 процентов;
- от 100 до 250 тысяч человек — до 10 процентов;
- до 100 тысяч человек (при наличии регулируемых перекрестков, светофоров или других знаков дорожного движения) — до 5 процентов.
В последней редакции норм расхода топлива Минтранса РФ компаниям также разрешено применять повышающие коэффициенты, если у машины большой пробег или если она находится в эксплуатации свыше пяти лет. До этого повышенные нормы расхода топлива применялись только для старых автомобилей с большим пробегом.
Нормы расхода топлива и налоговый учет
По общим правилам компания не обязана применять нормы расхода топлива Минтранса РФ, так как в Налоговом кодексе нет требования о нормировании расходов на бензин (письмо Минфина России от 27.01.2014 № 03-03-06/1/2875). Затраты на горюче-смазочные материалы компания может учитывать как материальные расходы (подп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ) или включать в прочие расходы, связанные с содержанием служебного транспорта (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Однако зачастую установленные нормы больше подходят для идеальных условий, чем для реальных, поскольку фактический расход топлива зачастую превышает нормы расхода топлива Минтранса РФ Тем не менее компании используют рекомендованные нормы, а не собственно разработанные.
Если компания примет решение учитывать фактические расходы на топливо, то ей следует утвердить, каким образом она будет контролировать обоснованность расходов на списание ГСМ. Для этого достаточно составить приказ, в котором сослаться на распоряжение Минтранса России, записать марки автомобилей и рассчитать лимиты. При разработке собственных норм расхода топлива следует отталкиваться от транспортных условий (качества дорог, скорости движения), учитывать загруженность машины, ее техническое состояние. Также следует учитывать климатические условия, наличие кондиционера или климат-контроля в машине. Например, в зимнее время расход топлива будет значительно выше, и к установленным базовым нормам следует применять надбавки, которые зависят от климатических районов (приложение № 2 к Методическим рекомендациям, утв. распоряжением Минтранса РФ от 14.03.2008 № АМ-23-р (далее — Методические рекомендации)). Так, для Москвы Минтранс РФ установил предельную величину зимней надбавки не более 10 процентов на период с 1 ноября по 31 марта.
Период применения зимних надбавок к норме расхода топлива и их величина должны быть оформлены распоряжением региональных органов власти. Если такого распоряжения нет, то период применения зимних надбавок, а также их величину должен установить руководитель компании своим приказом.
Образец приказа о нормах расходования топлива в компании
Приказ
ООО «Анкор» г. Москва 31 декабря 2016 г.
На основании контрольных замеров расхода топлива (акт от 21.12.2016 № 1) и руководствуясь распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р (в редакции распоряжения от 14.07.2015 № НА-80-р), Приказываю: 1. Ввести в действие с 01.01.2017 следующую норму расхода дизельного топлива для автомобиля «Мерседес-Бенц» в период с 1 апреля по 31 октября — 13 литров на 100 км пробега. 2. В зимний период (с 1 ноября по 31 марта) применять повышающий коэффициент — 10%. Итоговая «зимняя» норма расхода топлива для автомобиля «Мерседес-Бенц» составляет 14,3 литра на 100 км пробега. 3. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.
Генеральный директор Иванов И.И.
Учет ГСМ по топливным картам: что такое топливная карта?
Топливная карта – новый способ заправки транспорта без постоянной оплаты топлива. Удобство карт заключается в следующем:
- Сведения о расходовании бензина хранится на чипе карты в электронной форме;
- Просмотреть данные об остатке и времени заправки горючего можно в любое время;
- Карта может оформляться как физическими, так и юридическими лицами;
- Повышается скорость обслуживания на заправочной станции;
- При оформлении большего лимита действуют скидки;
- Отсутствие нужды в отчете по чекам за топливо перед начальством;
- Упрощение бухгалтерского учета (все данные имеются в личном кабинете владельца карты).
Недостатком приобретения топливной карты является установление заправочными станциями определенного расписания для возможности оплаты топлива картами.