Содержание
- Изменение учетной политики при существенном изменении условий хозяйствования
- Структура учетной политики
- Амортизация
- И еще из полезного для бухгалтера
- Требования контролирующих органов
- Образование резервов и Учётная политика
- Правила утверждения
- Кто разрабатывает и утверждает учетную политику
- Нормативка для учетной политики
- Учет операций с ценными бумагами
Изменение учетной политики при существенном изменении условий хозяйствования
Существенное изменение условий хозяйствования организации может быть связано с изменением видов деятельности, реорганизацией и т.п. Вновь созданная организация, возникшая в результате реорганизации, оформляет избранную учетную политику не позднее 90 дней со дня государственной регистрации юридического лица. Принятая такой организацией учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации юридического лица.
В соответствии с гражданским законодательством реорганизация юридического лица может происходить в виде слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования.
Таким образом, реорганизация является способом как прекращения деятельности юридических лиц, так и возникновения новых юридических лиц. В двух случаях реорганизации (при присоединении и выделении) юридическое лицо не прекращает свою деятельность. В связи с этим реорганизованная организация может продолжать применять прежнюю учетную политику.
Пример 4. Участники ООО «Прогресс» приняли решение о реорганизации общества путем выделения из его состава ООО «Торговый Дом». До реорганизации ООО «Прогресс» занималось производственной и торговой деятельностью. После реорганизации это общество будет осуществлять только производственную деятельность, торговая деятельность передается ООО «Торговый Дом». В данном случае вновь созданное юридическое лицо — ООО «Торговый Дом» — будет продолжать применять учетную политику, сформированную до реорганизации ООО «Прогресс».
В то же время в соответствии с ПБУ 1/2008 при реорганизации организации в формах присоединения и выделения может происходить изменение учетной политики.
При реорганизации юридического лица в формах слияния и разделения осуществляется переход обязанностей и прав, в том числе имущественных, в порядке правопреемства к другим лицам. Эти юридические лица должны будут формировать новую учетную политику.
Пример 5. Участники ООО «Прогресс» приняли решение о реорганизации общества путем разделения на два юридических лица: ООО «Торговый Дом» и ООО «Сигнал». Поскольку в результате реорганизации образуются новые юридические лица, ООО «Торговый Дом» и ООО «Сигнал» сформируют новую учетную политику.
Преобразование юридического лица в виде изменения его организационно-правовой формы может производиться без прекращения его деятельности. Так, согласно Федеральному закону от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» общество вправе преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив с соблюдением требований, установленных федеральными законами. По единогласному решению всех акционеров общество вправе преобразоваться в некоммерческое партнерство. В соответствии с Федеральным законом от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» общество вправе преобразоваться в хозяйственное общество другого вида, хозяйственное товарищество или производственный кооператив.
Так как при преобразовании организация продолжает свою деятельность, лишь меняя организационно-правовую форму, то, следуя принципу последовательности применения учетной политики, необходимости в ее повторном утверждении нет.
Пример 6. Участники ООО «Прогресс» приняли решение о реорганизации общества путем преобразования в ОАО «Прогресс». Деятельность вновь созданного юридического лица не меняется. В данном случае ОАО «Прогресс» будет продолжать применять учетную политику, сформированную до реорганизации ООО «Прогресс».
Вместе с тем в соответствии с п. 10 ПБУ 1/2008 при реорганизации организации может происходить изменение учетной политики. В этом случае вновь созданная организация оформляет соответствующим организационно-распорядительным документом вносимые в учетную политику изменения.
Согласно п. 15 ПБУ 1/2008 последствия изменения учетной политики, вызванного существенным изменением условий хозяйствования, которые оказывают или способны оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, отражаются в бухгалтерской отчетности ретроспективно.
Исключением являются случаи, когда оценка в денежном выражении таких последствий в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью.
Л.И.Куликова
Д. э. н.,
профессор
Казанский федеральный университет
Структура учетной политики
Учетная политика организации может быть общей — для бухгалтерского и для налогового учета. Можно также разработать отдельную учетную политику для каждого вида учета. Учетная политика ИП формируется только для целей налогового учета.
Учетная политика организации будет единой, включая ее обособленные подразделения, даже если они имеют отдельный баланс.
Общая учетная политика организации состоит из трех основных разделов:
- организационно-технический;
- методологический для целей ведения бухгалтерского учета;
- методологический для целей налогообложения.
Важные пункты учетной политики приведены в таблице:
Организационно-технический раздел |
|
Способ ведения учета |
Указать, кто ведет учет – руководитель; бухгалтер или отдел бухгалтерии; аутсорсинговая компания или сторонний бухгалтер. |
Форма учета |
Журнально-ордерная; мемориально-ордерная; автоматизированная. |
Рабочий план счетов |
Утверждается отдельным приложением к учетной политике. |
Формы первичных учетных документов |
Если применяются унифицированные формы, то их надо перечислить и указать реквизиты нормативного акта, которыми они утверждены. Если применяются самостоятельно разработанные формы, то их образцы надо привести в приложении. |
Право подписи первичных учетных документов |
Привести перечень лиц в приложении или указать, что право подписи определяется в должностных инструкциях. |
Формы бухгалтерских регистров |
Перечень и форму регистров укажите в приложении. |
График документооборота |
Утверждается отдельным приложением к учетной политике. |
Инвентаризация |
Указать сроки проведения инвентаризации, перечень имущества и обязательств, подлежащих инвентаризации, количество инвентаризаций. |
Методологический раздел для целей ведения бухгалтерского учета |
|
Промежуточная бухгалтерская отчетность |
Указать, что вы формируете промежуточную отчетность, согласно требованиям закона или учредительных документов. Привести перечень форм бухгалтерской отчетности. |
Учет МПЗ, тары, готовой продукции и товаров |
Надо выбрать единицу учета МПЗ (номенклатурный номер, партия, однородная группа). Определите, как происходит оценка поступающих МПЗ: по фактической себестоимости либо по учетным ценам. Укажите метод оценки материалов, списываемых в производство (по себестоимости каждой единицы; по средней себестоимости; ФИФО). |
Доходы и расходы организации |
Пропишите, как организация признает коммерческие и управленческие расходы. Укажите порядок признания выручки от продажи продукции, выполнения работ, оказания услуг с длительным циклом (более 12 месяцев). Предусмотрите порядок оценки незавершенного производства. |
Учет расчетов по налогу на прибыль |
Малые предприятия должны прописать, применяют они ПБУ 18/02 или нет. |
Создание фондов и резервов |
Пропишите порядок создания резерва по сомнительным долгам. Зафиксируйте учет оценочных обязательств, малые предприятия могут не их формировать. Укажите, будет ли ООО создавать резервный фонд. |
Учет основных средств |
Пропишите, как определяется срок полезного использования. Укажите способ начисления амортизации и способ списания ОС стоимостью не более 40 тыс. рублей за единицу. Определите, проводит ли организация компания переоценку ОС, если да, то зафиксируйте метод переоценки. |
Методологический раздел для целей налогообложения |
|
Источники данных для налогового учета |
Определите, на основе чего ведется налоговый учет — бухгалтерских регистров или в самостоятельно разработанных регистрах (такие формы надо привести в приложении к учетной политике). |
Метод амортизации ОС |
Укажите, применяет ли организация амортизационную премию или повышающие коэффициенты амортизации. |
Метод определения стоимости сырья и материалов, используемых в производстве |
Выберите один из четырех способов (по средней себестоимости; по стоимости единицы запасов, ФИФО, ЛИФО). |
Периодичность сдачи деклараций по налогу на прибыль |
Определите отчетные периоды по налогу на прибыль (ежеквартально или ежемесячно). |
Метод признания доходов и расходов |
Выберите – метод начисления или кассовый метод (на применение кассового метода есть ограничения). |
Распределение доходов и расходов, относящихся к нескольким отчетным (налоговым) периодам |
Если налог на прибыль организация платит ежемесячно, то такие доходы и расходы распределяют тоже раз в месяц. Если организация отчитывается ежеквартально, то доходы и расходы можно распределять ежемесячно или ежеквартально. |
Определение перечня прямых расходов |
Укажите, какие расходы являются прямыми (в качестве пример можно взять перечень из статьи 318 НК РФ) |
Амортизация
Теперь обратимся к порядку учета амортизируемого имущества (основных средств и НМА). Первый вопрос касается порядка формирования первоначальной стоимости основных средств. Организация вправе установить перечень расходов по созданию основных средств, не включаемых в их первоначальную стоимость. Отказ от включения какого-либо вида расходов в первоначальную стоимость основных средств приведет к разногласиям с контролирующими органами. Раскрытие данной информации в учетной политике сопряжено с дополнительными рисками.
Если организация арендует или планирует брать в аренду основные средства, ей необходимо указать, каким образом осуществляется амортизация невозмещаемых капитальных вложений в арендованные основные средства (неотделимые улучшения). Такая амортизация осуществляется либо из срока полезного использования арендованного основного средства, либо из срока полезного использования самого неотделимого улучшения. Выбор одного из вариантов производится организацией самостоятельно.
Организация вправе предусмотреть пересмотр срока полезного использования объекта амортизируемого имущества по результатам его реконструкции, модернизации или технического перевооружения, равно как и не производить такой пересмотр.
В отношении основных средств, ранее эксплуатировавшихся у прежних собственников в том же качестве, организация устанавливает особый порядок определения срока полезного использования — с учетом срока эксплуатации у прежнего собственника. Указанный вариант не является обязательным. Организация вправе определить общий порядок определения такого срока (то есть не учитывая срок прежней эксплуатации).
В следующем блоке рассмотрим информацию, которую необходимо раскрыть в части порядка начисления амортизации. Для начала выбирается один из двух методов: линейный (равномерное распределение в течение срока полезного использования) или нелинейный (ускоренное списание в первые годы эксплуатации). При нелинейном методе амортизация начисляется не индивидуально по каждому объекту основных средств, а по группам.
Соответственно, выбирая нелинейный метод, перед организацией возникает необходимость раскрытия дополнительной информации. В частности, она может предусмотреть ликвидацию амортизационной группы с суммарным балансом менее 20 000 рублей (с единовременным переносом недоамортизированного остатка в состав внереализационных расходов) либо не делать этого (в этом случае амортизация начисляется до полного погашения стоимости). Выбор варианта полностью относится на усмотрение организации.
Организация вправе предусмотреть применение «амортизационной премии» (единовременное включение в состав расходов части стоимости амортизируемого имущества). Ее применение (с учетом ограничений, налагаемых НК РФ) разрешено как в отношении первоначальной стоимости, так и расходов на ее увеличение. Возможно применение амортизационной премии только по одному из двух указанных направлений.
В отношении амортизационной премии допускается как установление нижнего порога первоначальной стоимости основных средств и расходов на ее увеличение, к которым она применяется, так и отказ от такого ограничения. В последнем случае она применяется в отношении всех основных средств (кроме тех, в отношении которых в НК РФ существует прямой запрет на ее применение).
Если к основному средству применяется несколько повышающих коэффициентов по разным основаниям, организация должна выбрать только один. Это — максимальный, минимальный либо иной другой промежуточный коэффициент.
В отношении абсолютно любых основных амортизируемых средств организация устанавливает применение коэффициентов, понижающих норму амортизации. В учетной политике следует указать перечень групп амортизируемого имущества, в отношении которых подобные коэффициенты применяются, и ссылку на документ, в котором приведен этот перечень.
И еще из полезного для бухгалтера
Как не отвечать за чужую ошибку
26 июля 2019 года в закон о бухгалтерском учете внесено дополнение о том, что все сотрудники организации обязаны соблюдать требования главного бухгалтера (или лица, ответственного за ведение бухучета) в отношении оформления и представления первичных учетных документов.
Требование об устранении выявленного нарушения или о необходимости представления в бухгалтерию определенных сведений бухгалтер должен предъявить сотруднику в письменной форме.
В учетной политике на 2020 год бухгалтеру стоит использовать такую возможность: закрепить это условие, утвердить форму (бланк) письменного требования главного бухгалтера сотруднику, прописать порядок выставления таких требований, сроки их выполнения, ответственность и другие условия.
Все документы и сведения — в бухгалтерию!
В 2019 году, честно сказать, удивила негативная судебная практика, подтвердившая правомерность привлечения бухгалтера к ответственности за неотражение в учете первичных документов по новым объектам и операциям, о которых он даже не знал. Правда, решение Красноярского краевого суда № 7Р-116/2019 от 14 марта 2019 года касается бюджетной организации, но подстраховаться стоит каждому бухгалтеру.
Для этого в учетной политике стоит прописать — в дополнение к существующему в компании положению о документообороте — порядок извещения сотрудниками компании главного бухгалтера обо всех операциях с новыми объектами учета: формы учетных документов, сроки их представления и ответственность.
Про закрытый перечень учетных регистров
В учетной политике целесообразно утвердить закрытый перечень учетных регистров для ведения бухгалтерского учета. Который может быть — на ваше усмотрение — лаконичным и кратким
И состоять, к примеру, из главной книги, книги продаж, книги покупок и оборотно-сальдовых ведомостей по счетам учета (перечислить их).
Это может здорово помочь не представлять массу документов по неограниченным требованиям налоговиков.
Принимая во внимание положения учетной политики, налоговики могут затребовать только те регистры бухгалтерского и налогового учета, которые ведутся в установленном порядке. Так считает регулятор налоговой политики государства — Минфин (письмо от 11 мая 2010 года № 03-02-07/1-228).
Не стоит указывать в учетной политике ссылку только на учетную программу: 1С или другие программные комплексы
Сами понимаете, что сформировать и выгрузить из базы данных можно великое множество учетных форм и расшифровок по любым запросам проверяющих. Берегите свое время.
Новации в ПБУ
Обратите внимание на обновленные версии ПБУ 13/2000, ПБУ 16/02 и ПБУ18/02 и стандарт ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды».
ФСБУ 25/2018 вступает в действие с 2022 года, но, если компания примет решение применять его досрочно с 2020 года — это следует прописать в учетной политике для бухгалтерского учета.
Про годовой отчет
Обратите внимание на новые формы бухгалтерской отчетности. И на приказ Минфина от 19 апреля 2019 года № 61н.
В баланс добавлены строки об аудите годовой отчетности — в случае, если аудит годового отчета для компании обязателен — проставляется галочка и указываются сведения об аудиторе.
В бухгалтерском балансе и отчете о финрезультатах нельзя указывать данные в миллионах рублей, а только в тысячах рублей.
Обновленные формы бухгалтерской отчетности применяются, начиная с отчетности за 2020 год
Но компания вправе принять решение использовать их и раньше, закрепив изменения в учетной политике.
Годовую отчетность, начиная с 2019 года, не надо сдавать в Росстат. Если в учетной политике было прописано это условие, в новой редакции его надо исключить.
Требования контролирующих органов
Как правило, компании формально подходят к формированию УП, т.е. издают соответствующий документ, не особенно вникая в его содержание и не заботясь о полноте отражения в ней вопросов, подлежащих раскрытию.
Но в этом случае предприятие оказывается беззащитным перед проверяющими, например, налоговыми органами. Если реально применяемые процедуры не описаны в УП, налоговый орган может поставить под сомнение применяемые методы учета или решить, что учет тех или иных объектов просто отсутствует. Например, налоговый орган может сделать вывод об отсутствии у налогоплательщика раздельного учета НДС (п. 4 ), если порядок его ведения не приведен в УП. И в лучшем случае вы докажете в суде, что реально он осуществлялся. Но надо будет еще доказать, что он велся правильно. Однако при наличии соответствующих положений уже налоговый орган будет обязан доказывать, что они не соответствуют законодательству. Почувствуйте разницу.
В заключение хочется отметить, что при возникновении налогового спора решающим аргументом в арбитражном суде могут стать именно положения учетной политики.
Образец структуры УП для целей бухгалтерского учета (производство, ОСН)
Образец структуры УП для целей налогового учета (производство, ОСН)
Образование резервов и Учётная политика
Организации редко предусматривают в Учётной политике образование резервов, за исключением резервов, создание которых предусмотрено законодательством.
А между тем, создавая резервы, организация может сэкономить, так как за счёт резервов уменьшаются текущие платежи по налогу на прибыль. То есть использование резервов – это один из немногих абсолютно законных способов снижения расходов по платежам в бюджет.
Резерв по сомнительным долгам
Создав резерв по сомнительным долгам, компания может списать в расходы просроченную дебиторскую задолженность, не дожидаясь, когда истечёт срок исковой давности.
Суммы отчислений в резерв равномерно включаются в состав внереализационных расходов.
Каждый квартал (или месяц) отчисления, которые нужно сделать в резерв, корректируются на сумму остатка предыдущего периода.
Если сумма нового резерва больше, чем остаток, разница включается во внереализационные расходы текущего периода; если образовавшийся резерв меньше остатка, то разница увеличивает внереализационные доходы организации.
Неиспользованная сумма резерва может быть перенесена на следующий год.
Резерв расходов на оплату отпусков и на выплату вознаграждений по итогам года
Резерв расходов на оплату отпусков и на выплату вознаграждений по итогам года наиболее выгодно создавать организациям, имеющим большой штат сотрудников.
Это связано с тем, что большинство работников отдыхают летом.
И именно в это время организация единовременно списывает средства на выплату отпускных.
То же самое и с премиями по итогам года. Организация, не формирующая резерв, сможет уменьшить налогооблагаемый доход на величину поощрений только в декабре.
Если же фирма создаст резервы, то это позволит ей учитывать подобные расходы равномерно, то есть в течение всего года налогооблагаемый доход будет уменьшен на те расходы, которые без резерва были бы списаны только в летние месяцы или в декабре.
В состав расходов ежемесячно включаются зарезервированные суммы, равные произведению начисленной за месяц зарплаты и процента отчислений. Сумма всех ежемесячных отчислений, производимых в течение налогового периода не должна превысить годовую предельную сумму отчислений в резерв на оплату отпусков. В конце года сопоставляются суммы, перечисленные в резерв с выплатами из него. Если резерва не хватило, то суммы, выплаченные из других источников, отражаются в составе расходов. А если часть резерва к концу года осталась неиспользованной, её можно перенести на следующий год.
Перенос остатка возможен только тогда, когда в учётной политике на следующий год организация также предусматривает создание резерва. Организация вправе перенести на следующий год только те суммы, которые приходятся на отпуска, перенесённые сотрудниками на будущий год. Если в следующем году организация решит не формировать резерв, сумма остатка включается в состав внереализационных доходов текущего налогового периода.
Резерв на ремонт основных средств
Резерв на ремонт основных средств наиболее целесообразно создавать организациям, которые проводят долгосрочный капитальный ремонт, особенно с привлечением подрядных организаций.
Используя резерв, расходы можно списывать равномерно до завершения ремонта.
Когда же резерв не создаётся, то вся сумма расходов на ремонт, если он выполняется подрядной организацией, будет принята для целей налогообложения только после окончания работ и подписания соответствующих документов. В этом случае организация будет переплачивать налог в течение периода проведения ремонтных работ, тогда как могла бы уменьшить свои доходы на сумму отчислений в резерв.
Выгода тем более оправдана, если особо сложный и дорогостоящий ремонт затянется на несколько налоговых периодов.
Отчисления в рассматриваемый резерв в течение налогового периода списываются на расходы равными долями в последний день соответствующего отчётного периода. Если сумма фактически осуществленных затрат на ремонт основных средств в отчётном периоде превышает сумму созданного резерва, то остаток фактических затрат включается в состав прочих расходов на дату окончания налогового периода.
И наоборот, если сумма резерва превысит сумму фактических затрат, то разница включается в состав доходов налогоплательщика.
Правила утверждения
Утвердить учетную политику должен руководитель предприятия либо иное лицо, наделенное соответствующими полномочиями. Обычно для этого издается отдельный приказ или соответствующее распоряжение либо постановление.
Ежегодно утверждать новый документ не нужно. УП должна применяться в учреждении из года в год. Корректируются только те положения, которые изменились в силу вступления новых нормативно-правовых актов либо в связи с изменениями деятельности предприятия и иными случаями.
Обратите внимание, что законодатели определили предельные сроки, в которые субъект обязан утвердить УП. Однако речь идет о вновь созданных госкомпаниях
Так, УП для бухучета необходимо утвердить не позднее отчетного периода, в котором было создано данное госучреждение.
Для УП в части налогообложения следует разработать и утвердить документ не позднее окончания первого налогового периода, в котором было создано предприятие или компания (п. 12 ст. 167, ст. 313 НК РФ).
Допустимо оба документа утвердить одним приказом, например, в декабре месяце. То есть объединить УП для БУ и УП для НУ в одном распорядительном документе. Текст самой учетной политики оформите, как приложение к приказу. Дополнительно оформите приложениями формы, бланки и иные регистры, которые будут применяться в хозяйственной жизни компании.
Обратите внимание, что специальной формы для приказа или распоряжения утверждения УП не предусмотрено. Чиновники не утвердили унифицированной формы для данной ситуации
Следовательно, составьте приказ в произвольной форме. В нем укажите все необходимые реквизиты для бумаги данной категории. Обязательно пропишите:
- Номер и дату составления.
- Законодательные нормативы, на основании чего было принято решение.
- Суть распоряжения.
- Дату начала действия приказа, с какого момента положения вступают в силу.
- Ответственного за составление (главный бухгалтер, например).
- Определите лицо, ответственное за контроль над исполнением приказа.
Кто разрабатывает и утверждает учетную политику
УП формирует главный бухгалтер компании или другой сотрудник, на которого возложено ведение бухучета. В соответствии с ПБУ 1/2008 в УП прописывают:
- рабочие счета, которыми организация будет пользоваться для ведения учета;
- формы первичных документов, внутренних документов и учетных регистров;
- порядок проведения инвентаризации;
- методы оценки имущества и обязательств;
- порядок документооборота;
- основы контроля за операциями;
- другие решения для организации бухучета.
Руководитель в разработке не участвует, если только сам не захочет. Но он должен прочитать и утвердить готовый документ.
Налоговая просит показать учетную политику при проверке. И у компаний нередко появляются проблемы с контролирующими органами, когда выясняется, что приказа об утверждении УП нет и не было. При этом приказ не только подтверждает согласие руководителя на применение УП, но и определяет лиц, ответственных за соблюдение правил, утвержденных в политике.
Стандартной формы приказа нет, поэтому составить его можно произвольно. Но в нем должны быть обязательные реквизиты: наименование документа, дата составления, подпись. Положения учетной политики прописываются в тексте приказа или прикрепляются к нему в виде приложений.
Нормативка для учетной политики
Учетную политику (УП) обязана составлять любая фирма вне зависимости:
- от видов деятельности;
- численности работающих;
- применяемой системы налогообложения;
- масштабов производства;
- иных условий.
Требования о необходимости формирования УП содержатся в:
- НК РФ — в отношении налоговой учетной политики (ст. 313);
- законе о бухучете от 06.12.2011 № 402-ФЗ (пп. 5–6 ст. 8) и ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (утверждено приказом Минфина России от 06.10.2008 №106н) — по бухгалтерской УП.
Во многих компаниях формируют отдельные УП — в целях налогового (НУ) и бухгалтерского учета (БУ). Однако законодательство не содержит подобного жесткого требования, поэтому организация вправе оформить одну УП, предусмотрев в ней отдельные разделы, посвященные учетным моментам для целей НУ и БУ.
Следует отметить, что в вышеупомянутой статье НК РФ содержатся требования о необходимости установления в УП порядка ведения налогового учета и утверждении УП для НУ приказом (распоряжением) руководителя фирмы.
При этом закон № 402-ФЗ определяет, что в УП по БУ необходимо сконцентрировать применяемые фирмой способы бухучета. Однако четкие указания о том, какова должна быть структура этого документа, кем, когда и в какой форме он должен утверждаться, отсутствуют. Эти вопросы рассмотрены в ПБУ 1/2008, однако о необходимости ежегодного утверждения УП в нем не упоминается.
Учет операций с ценными бумагами
Далее следует блок, связанный с учетом операций по ценным бумагам.
Если операция с ценными бумагами соответствует критериям операции с финансовыми инструментами срочных сделок, то организация самостоятельно относит указанную операцию в целях налогообложения к операции с ценными бумагами либо к операции с финансовыми инструментами срочных сделок и делает соответствующую отметку об этом в учетной политике. Вариант выбора основывается на профессиональном суждении уполномоченных сотрудников организации.
В отношении ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, организация должна указать в учетной политике способы определения их расчетных цен. Варианты выбора представлены в прилагаемом перечне. Организация вправе выбрать абсолютно любой вариант. Допускается применение разных способов определения расчетной цены в зависимости от вида ценных бумаг.
В отношении выбывающих ценных бумаг организация должна указать метод списания их стоимости: либо метод ФИФО, либо метод списания по стоимости единицы. Метод оценки по стоимости единицы целесообразно применять к неэмиссионным ценным бумагам, которые закрепляют за их обладателем индивидуальный объем прав (чек, вексель, коносамент и др.). К эмиссионным ценным бумагам (акциям, облигациям, опционам), наоборот, больше подходит метод ФИФО. Они размещаются выпусками, внутри каждого выпуска все они имеют один номинал и предоставляют один и тот же набор прав. Метод ФИФО предпочтительно применять, когда предполагается снижение цен на реализуемые ценные бумаги.
Если организация осуществляет сделки по реализации ценных бумаг с открытием по ним коротких позиций (то есть реализация налогоплательщиком ценной бумаги при наличии обязательств по возврату бумаг, полученных по первой части РЕПО), то организация должна указать последовательность закрытия этих позиций (приобретение ценных бумаг того же выпуска (дополнительного выпуска), по которым открыта короткая позиция). Закрытие коротких позиций делается либо методом ФИФО, либо по стоимости ценных бумаг по конкретной открытой короткой позиции. Организация выбирает самостоятельно.
Если у организации имеются сделки с необращающимися ценными бумагами, по которым невозможно определить место заключения сделки, то она вправе заранее закрепить в учетной политике место заключения сделки. Это — территория РФ, место нахождения покупателя, продавца или иное другое оговоренное место. Если все-таки возможность определения места совершения сделки имеется, то право выбора организации не предоставляется.