Роботы в повседневной жизни человека

Строение робота

Каждый робот состоит из следующих базовых компонентов:

  • Рама или тело робота;
  • Блок управления;
  • Манипуляторы;
  • Ходовая часть.


(Наглядное устройство робота)

Робот может быть любых форм и размеров. Именно рама или тело робота является основой его конструкции и определяет внешний облик. Среднестатистический человек при слове «робот» представляет человекоподобное существо из металла. Этот образ навязан многочисленными фантастическими кинофильмами.

На самом же деле большинство роботов совершенно не похоже на человека. Главное для робота – это его функциональность, а не то, как он выглядит.

Контроль за работой робота осуществляется при помощи системы управления. Она включает в себя огромное количество датчиков, которые помогают технике взаимодействовать с внешним миром.


(На картинке робот Humanoid)

Система управления роботом предполагает целый набор алгоритмов, благодаря которым решаются те или иные задачи. В работе робота происходит постоянный обмен данными между датчиками и центральным процессором (ЦП). Алгоритмы и программное обеспечение создаются человеком.

Для физического контакта с объектами внешней среды используется манипулятор. Данный элемент не является обязательным. Как правило, манипулятор не является частью рамы/тела робота. Используется для решения конкретных задач в различных отраслях.

Ходовая часть робота также не является обязательной, и наличествует лишь у тех роботов, которым необходимо передвижение в пространстве. В качестве средств для перемещения чаще всего используются колеса.

Бытовые роботы

Роботы становятся полезными для повседневной жизни, сохраняя время. Они не только выполняют рутинные дела, но и решают творческие задачи: от автоматического мытья окон до праздничной сервировки стола.

Машина может почистить бассейн, выпечь блинчики, покормить ребёнка с ложечки или погладить бельё.

Пылесосы

В качестве примера можно привести LG Hom-Bot Square – робота, который убирается даже вдоль стен и в углах. Никаких лишних покупок не требуется: все насадки уже в комплекте. Такой помощник работает беззвучно, тщательно всасывает пыль, обходит препятствия и делает влажную чистку.

Газонокосильщик

Пример – RoboMower, который выпускается почти 25 лет компанией Friendly Robotics. Находка для владельцев загородного участка. Вы экономите время, а ещё не беспокоитесь о шуме обычной косилки.

Машина сама подзаряжает аккумулятор, легко объезжает территорию, удобряя почву срезанной травой. Это сокращает отходы и улучшает экологию.

Автоматизированный туалет для котов Litter Robot

Нестандартный бытовой робот. Компания Automated Pet Care Products предлагает его тем, кому надо оставить животное на несколько суток. Когда питомец закончил свои дела в лотке, машина убирает содержимое в нижний поддон, обновляя наполнитель. Litter Robot безопасен и обходится хозяевам примерно в $1 000.

Роботы и человек. Так ли они отличаются?

Несмотря на кажущееся различие человека и промышленного робота, у них есть немало общего. Первое очевидное сходство – это суставы, места соединений костей человека и звеньев у робота, которые придают им подвижность. В основе промышленного робота лежит человеческая рука. Посмотрите на нее: кости и суставы в плече, локте и запястье, благодаря которым рука может свободно сгибаться и двигаться. По этому же принципу работает и робот, только вместо костей — звенья. Кроме того человека и робота объединяет и принцип передачи энергии звеньев к суставам для их движения.

Плечевой и локтевой суставы, кости – это звенья.

Роботы условно подразделяются на два типа в зависимости от расположения звеньев: 1) последовательно соединенные звенья и 2) независимые, параллельно соединенные звенья. Примером последовательного соединения (сочленения) является человеческая рука, поскольку ее суставы и звенья — плечо, предплечье и кисть — соединены последовательно друг за другом плечевым, локтевым и запястным суставами.

Существуют и более расширенные классификации промышленных роботов, которые рассматривают типы соединения и движение звеньев. Более подробно с видами промышленных роботов можно познакомиться в нашей статье

Рассмотрим принципы движения и внутреннюю структуру промышленных роботов.

Что вообще такое робот

В мире много разных умных устройств, но роботами являются далеко не все из них. Международный стандарт определяет робота как «приводной механизм, программируемый по двум и более осям, имеющий некоторую степень автономности, движущийся внутри своей рабочей среды и выполняющий предназначенные ему задачи».

То есть роботом можно назвать любое устройство или механизм, который выполняет предназначенные ему действия и одновременно отвечает трём условиям:

  1. SENSE: воспринимает окружающий мир с помощью сенсоров. Такими сенсорами могут быть микрофоны, камеры (всех областей электромагнитного спектра), различные электромеханические сенсоры, датчики и прочее.
  2. THINK: понимает окружающий мир и строит модель поведения, чтобы выполнять предназначенные ему задачи.
  3. ACT: воздействует на физический мир.

Актуальность коробки в России

Автомобили с коробками-роботами у наших автолюбителей пользуются хорошим спросом. Опросы показывают, что доля россиян, готовых купить авто с РКПП, колеблется в пределах 15-20%. При этом надо отметить, что доля желающих пользоваться классическим автоматом все же в 2 раза выше.

В крупных городах платежеспособные слои населения выбирают АКПП из-за более комфортной езды и гораздо меньших проблем, связанных с эксплуатацией в условиях частых пробок на дорогах. Притом цены на автомат и хороший преселективный агрегат находятся на одном уровне. Но, если цена на горючее будет продолжать расти, многие предпочтут авто с РКПП (как более дешевый в эксплуатации), особенно когда поездки не ограничиваются маршрутом работа-дом.

Где можно получить образование по робототехнике?

GeekUniversity совместно с Mail.ru Group открыли первый в России факультет Искусственного интеллекта преподающий программирование для робототехники.

Для учебы достаточно школьных знаний. У вас будут все необходимые ресурсы и инструменты + целая программа по высшей математике. Не абстрактная, как в обычных вузах, а построенная на практике. Обучение познакомит вас с технологиями машинного обучения и нейронными сетями, научит решать настоящие бизнес-задачи.

После учебы вы сможете работать по специальностям:

  • Искусственный интеллект,
  • Машинное обучение,
  • Нейронные сети,
  • Анализ больших данных.

Особенности обучения в GeekUniversity

Через полтора года практического обучения вы освоите современные технологии Data Science и приобретете компетенции, необходимые для работы в крупной IT-компании. Получите диплом о профессиональной переподготовке и сертификат.

Обучение проводится на основании государственной лицензии № 040485. По результатам успешного завершения обучения выдаем выпускникам диплом о профессиональной переподготовке и электронный сертификат на портале GeekBrains и Mail.ru Group.

Проектно-ориентированное обучение

Обучение происходит на практике, программы разрабатываются совместно со специалистами из компаний-лидеров рынка. Вы решите четыре проектные задачи по работе с данными и примените полученные навыки на практике. Полтора года обучения в GeekUniversity = полтора года реального опыта работы с большими данными для вашего резюме.

Наставник

В течение всего обучения у вас будет личный помощник-куратор. С ним вы сможете быстро разобраться со всеми проблемами, на которые в ином случае ушли бы недели. Работа с наставником удваивает скорость и качество обучения.

Основательная математическая подготовка

Профессионализм в Data Science — это на 50% умение строить математические модели и еще на 50% — работать с данными. GeekUniversity прокачает ваши знания в матанализе, которые обязательно проверят на собеседовании в любой серьезной компании.

GeekUniversity дает полтора года опыта работы для вашего резюме

В результате для вас откроется в 5 раз больше вакансий:

Для тех у кого нет опыта в программировании, предлагается начать с подготовительных курсов. Они позволят получить базовые знания для комфортного обучения по основной программе.

Самые последние новости криптовалютного рынка и майнинга:

The following two tabs change content below.

Mining-Cryptocurrency.ru

Материал подготовлен редакцией сайта «Майнинг Криптовалюты», в составе: Главный редактор — Антон Сизов, Журналисты — Игорь Лосев, Виталий Воронов, Дмитрий Марков, Елена Карпина. Мы предоставляем самую актуальную информацию о рынке криптовалют, майнинге и технологии блокчейн.
Отказ от ответственности: все материалы на сайте Mining-Cryptocurrency.ru имеют исключительно информативные цели и не являются торговой рекомендацией или публичной офертой к покупке каких-либо криптовалют или осуществлению любых иных инвестиций и финансовых операций.

Новости Mining-Cryptocurrency.ru

  • Кийосаки: Мир на пороге крупнейшего краха в истории, покупайте Bitcoin и Ethereum — 25.09.2021
  • Deutsch Bank: биткоин имеет все шансы стать «цифровым золотом 21-го века» — 25.09.2021
  • Коэффициент сокращения предложения BTC указывает на предстоящий рост — 25.09.2021
  • Приложение Thorg позволяет майнить Ethereum на обычных компьютерах — 25.09.2021

Эволюция моделей компании

BigDog

Почти все роботы Boston Dynamics заимствуют какие-то принципы движений у животных или человека. Разработчики отражают это сходство и в самих названиях моделей.

Робот BigDog был разработан для армии США и должен был помогать солдатам перетаскивать снаряжение и припасы по бездорожью, где не проехать даже на гусеничном транспорте.

Характеристики BigDog были уникальными. Робот мог переносить до 150 кг и подниматься в гору с уклоном до 35 градусов. Скорости для пеших переходов было тоже вполне достаточно — до 6,4 км/ч.

Проблемой для военных оказались шумный двигатель и высокая цена модели. Дело в том, что первые роботы компании имели бензиновые двигатели внутреннего сгорания, и тогда сделать робота менее шумным не удалось. Армия не взяла BigDog на вооружение, и компания закрыла разработку модели в 2015 году. Однако многие технические наработки нашли применение в последующих моделях роботов.

Spot

Следующий четвероногий друг от Boston Dynamics получил название Spot. Благодаря электрическому двигателю он передвигался гораздо тише BigDog. Кроме того, он был меньше и устойчивее старшего собрата. Однако использовать Spot для переноски больших грузов нельзя.

Cheetah

Cheetah — еще один робот, сделанный по заказу DARPA. Как следует из названия (cheetah в переводе с английского — гепард), этот робот очень быстрый. Он тоже передвигается на четырех конечностях и за счет изгибающейся конструкции спины способен развить скорость до 45,06 км/ч. Однако этот робот все-таки был экспериментальной моделью, так как питался от стационарного источника и не мог передвигаться автономно.

WildCat

WildCat — модель, построенная на базе Cheetah, получившая возможность передвигаться автономно. Благодаря довольно большой скорости перемещения — до 25,7 км/ч, робот может стать хорошим вариантом для разведывательных операций.

SandFlea

Среди разработок Boston Dynamics есть не только большие роботы, но и более компактные механические насекомые.

SandFlea — робот на радиоуправлении, передвигающийся на четырех колесах. Он умеет подпрыгивать в высоту до 9 метров. Устройство, подбрасывающее SandFlea вверх, работает на сжатом газе и делает робота похожим на блоху. Газового баллона хватает на 25 прыжков. SandFlea может легко перепрыгивать высокие стены и другие препятствия, поэтому вполне подходит для ближней разведки.

Petman

Вообще в Boston Dynamics несколько скептически относятся к антропоморфным роботам. Марк Рэйберт считает, что без особой надобности делать робота похожим на человека не стоит.

Petman — это первая антропоморфная разработка компании. Робот был создан для испытания химзащитных костюмов, и именно поэтому разработчики старались сделать его максимально похожим на человека и внешне, и в плане движений.

Atlas

Двуногий робот Atlas способен передвигаться по пересеченной местности. Впервые модель была представлена в 2013 году. Робот умело передвигается на двух ногах и сохраняет равновесие, даже если его пинают. Руками он может переносить небольшие грузы, а также открывать двери.

SpotMini

SpotMini является уменьшенной версией робота. Это самый тихий робот компании, а заряда аккумулятора достаточно для автономного движения в течение полутора часов. Вдобавок к четырем ногам разработчики приделали к SpotMini механическую руку, которая напоминает голову животного на длинной шее. Рука позволяет роботу аккуратно брать и переносить небольшие предметы и вставать после падений.

Handle

Handle — это уникальный робот, к двум нижним конечностям которого прикреплены колеса, позволяющие ему двигаться с большой скоростью (до 4 м/с) и подпрыгивать более чем на метр. Верхними конечностями робот способен поднимать и переносить предметы.

Благодаря сочетанию антропоморфности и способности перемещаться на колесах Handle более функционален по сравнению с другими моделями.

Интересно, что сам Марк Рэйберт, представляя робота инвесторам, назвал его «роботом из ночных кошмаров».

Вступление

Первый промышленный робот в Японии был произведён полвека назад. В 1968 году компания Kawasaki Heavy Industries подписала лицензионное соглашение с американской венчурной компанией Unimation и начала собственное производство в Японии. Первый японский промышленный робот под названием «Kawasaki-Unimate 2000» был выпущен в 1969 году. 

С этого момента производство промышленных роботов, преимущественно сфокусированное на автомобильной промышленности, начало набирать обороты. Компания Kawasaki стала одним из крупнейших производителей промышленных роботов, заняв большую долю на мировом рынке и создав основу для того, чтобы Япония стала всемирно признанным «Королевством робототехники». Можно считать, что промышленная робототехника родилась в США, но выросла в Японии. 

Сегодня промышленные роботы используются не только в автомобильной промышленности, но и при сборке электроники, и в пищевом производстве. Роботы успешно используются для решения многих задач: сварка, покраска, сборка, паллетирование. Для того, чтобы наилучшим способом адаптироваться к каждому типу задачи — промышленные роботы бывают различных типов, различных конструкций и с разными функциями. 

Несмотря на большое разнообразие, решаемых роботом, задач, и вариаций конструкции, выделяют 6 основных типов роботов. 

Существуют различные способы структуризации промышленных роботов: по размеру, нагрузке, сфере применения. В этой статье мы остановимся на структуризации по типу соединения звеньев робота и механической конструкции. 

У роботов могут быть и вращательные и линейные оси. Количество соединений в роботе является количеством осей или степеней свободы (DOF). Количество и типы соединений звеньев робота будет для нас основным фактором, позволяющим нам определить тип робота. 

Можно найти много схожего в строении суставов робота и человека. Чаще всего двигатели вращают суставы робота, подобно как мышцы вращают запястье человек или сгибают руку в локте.  Но есть и то, что у человека нет – это линейные соединения звеньев робота, позволяющие выдвигать вперёд/назад или верх/вниз сустав робота.

У каждого промышленного робота есть инструмент, который, как правило, крепится на запястье – это может быть сварочная горелка или захват. Для перемещения инструмента требуется как минимум три сустава, чтобы двигаться по трем осям координат. Для ориентирования сустава с инструментом, потребуется ещё 3 оси.

Какие профессии появятся взамен

Вторая хорошая новость: благодаря роботам у нас появятся новые профессии.

Согласно тому же отчету Future of Jobs 2018 от WEF, вместо 75 млн уничтоженных рабочих мест появится 130 млн новых. Правда, чтобы получить их, нужно переобучаться уже сейчас.

Андра Кай, управляющий директор Silicon Valley Robotics:

«В ближайшем будущем нужно больше вкладывать в развитие новых образовательных программ. Потому что быстрая автоматизация приведет к созданию новых профессий, которых десять лет назад еще не было».

Нобелевский лауреат по экономике Кристофер Писсаридес считает, что как минимум до 2022 года не исчезнут профессии ученых, инженеров по робототехнике, управляющих и исполнительных директоров, специалистов по управлению рисками, преподавателей вузов, инженеров нефтегазовой области, специалистов по кибербезопасности и специалистов по базам данных.

По словам Алисы Конюховской, чтобы обучиться и работать в качестве оператора робота сегодня достаточно нескольких дней. «Ростех» даже выпустил специального робота для обучения студентов в вузах.

WEF считает, что самыми востребованными станут те, кто обучает остальных пользоваться новыми технологиями и самостоятельно их развивать: специалисты по искусственному интеллекту и машиностроению, по обработке больших данных (data scientist), эксперты по автоматизации процессов.

Компаниям выгоднее не просто заменять людей роботами, а оптимизировать и измерять производительность. Чтобы автоматизировать процессы и внедрять технологии там, где они действительно нужны. К примеру, по данным Центра исследований труда и образования Калифорнийского университета в Беркли, водители-дальнобойщики будут помогать беспилотникам на сложных участках или удаленно чинить машины.

Экономика образования

100 профессий будущего

Аккумулятор

На сколько должно хватать одного заряда для непрерывной уборки помещения? В среднем время колеблется от полутора до двух часов.

Этого вполне достаточно для очистки обычной двухкомнатной квартиры.

Ориентируйтесь по формуле – 30-40 минут = одна комната.

Ошибка №12
Такое время (1,5-2ч) можно получить только с батарей емкостью 1800-2500mAh.

Все что меньше – это для уборки одной комнатушки.

Ошибка №13
Не покупайте модели с Ni-MH (никель-металлогибридными) аккумуляторами.

Это отживший свой век батареи. Выбирайте только с Li-Ion (литий-ионными) или с Li-Pol (литий полимерными).

Они и заряжаются быстрее, да и заряд держат намного дольше.

Профессия робототехника: плюсы и минусы

Как и в любой профессии, специалистов в области робототехники ждут не только насыщенные открытиями будни, но и сложности, с которыми придётся справляться. Так какие же плюсы и минусы таит в себе профессия конструктора роботов и близкие ей?

Плюсы робототехники

  • высокая востребованность специалистов;
  • возможность много зарабатывать;
  • интересные нестандартные задачи;
  • широкий выбор мест работы;
  • стабильное развитие в будущем.

Минусы робототехники

  • трудности трудоустройства в России;
  • малое количество специализированных вузов;
  • слабый уровень образования;
  • высокий конкурс при поступлении.

Всё это не повод не становиться профессионалом в сфере робототехники. В этой области, как и во многих других, придётся учиться всю жизнь и постоянно узнавать что-то новое.

А если нужна помощь в обучении, смело обращайтесь в наш студенческий сервис. Мы можем с написанием школьных и студенческих работ любой сложности.

Мощность

Какой мощности должен быть робот-пылесос? В характеристиках можно найти две величины.

Ошибка №2
Не путайте потребляемую мощность и мощность всасывания.

Потребляемая мощность говорит о том, сколько эл.энергии “скушает” прибор после каждой зарядки и сколько по итогу киловатт в конце месяца намотает эл.счетчик.

Ошибка №3
Здесь нет прямой зависимости – чем мощнее девайс, тем качественнее уборка.

А вот мощность всасывания (или объемная скорость потока воздуха) — это совсем другое дело. Именно она отвечает за то, насколько хорошо пылесос будет затягивать воздух и всю пыль вместе с ним.

Оптимальное значение всасываемой мощности – 35-40 “аэро” ватт. 20-25Вт все-таки маловато.

Для того, чтобы с легкостью справляться с шерстью и волосами в паласах и коврах, потребуется уже более 40Вт.

В некоторых характеристиках этот параметр указан в Паскалях. Он показывают перепад давления на входе.

до 1000 Па – слабенький пылесос 

Сахар или соль из ковра он уже не достанет. Он даже не сможет очистить глубокие швы между плиткой и ламинатом.

1500-1600 Па – вариант более-менее 

2000-2500 Па – хороший робот уборщик 

Традиционные пылесосы гиганты имеют мощность всасывания от 200 до 500Вт. Казалось бы, на что вообще способна кроха с 40Вт на борту?

И здесь все почему-то забывают про высоту подъема мусора. Дело в том, что маленькому “блинчику” вовсе не нужно прогонять пыль по длинной гофрированной трубке.

Поэтому 40Вт ему будет более чем достаточно, чтобы приподнять мусор на пару сантиметров от пола и затянуть его во внутрь себя.

Нейронаука для роботов

По своему устройству роботы нередко копируют человека

Это касается той части роботов, которым важно имитировать человеческие действия и поведение — индустриальным машинам нейронауки не так важны

Самое очевидное, что могут использовать при разработке робота — делать его внешне похожим на человека. Роботы часто имеют две руки, две ноги и голову, даже если это не обязательно с инженерной точки зрения

Особенно это важно в тех случаях, когда робот будет взаимодействовать с людьми — похожей на нас машине проще доверять

Известный во всем мире робот Pepper из Японии — пример робота, внешне похожего на человека

(Фото: Unsplash)

Можно сделать так, чтобы не только внешний вид, но и «мозг» робота был похож на человеческий. Разрабатывая механизмы восприятия, обработки информации и управления, инженеры вдохновляются устройством нервной системы людей.

Например, глаза робота — телекамеры, которые могут двигаться в разных направлениях — имитируют зрительную систему человека. Опираясь на знание о том, как устроено зрение человека и как происходит обработка зрительного сигнала, инженеры проектируют сенсоры робота по тем же принципам. Таким образом робота можно наделить, например, человеческой способностью видеть мир трехмерным.

Индустрия 4.0

Что такое компьютерное зрение и где его применяют

У человека есть вестибулоокулярный рефлекс: глаза при перемещении стабилизируются с учетом вестибулярной информации, что позволяет сохранять стабильность картинки, которую мы видим. На теле робота также могут быть датчики ускорения и вертикализации. Они помогают роботу учитывать движения тела для стабилизации зрительного восприятия внешнего мира и совершенствования ловкости.

Кроме того, робот может ощущать точно так же, как человек — на роботе может быть кожа, он может чувствовать прикосновение. И тогда он не просто произвольно движется в пространстве: если он дотрагивается до препятствия, он его ощущает и реагирует так же, как человек. Он может использовать эту искусственную тактильную информацию и для схватывания предметов.

Тактильные сенсоры позволяют этой роботизированной руке манипулировать мелкими предметами, в том числе стеклянными шариками

У роботов можно имитировать даже болевые ощущения: какое-то прикосновение ощущается нормально, а какое-то вызывает боль, что в корне меняет поведение робота. Он начинает избегать боли и вырабатывает новые модели поведения, то есть обучается — как ребенок, который впервые обжегся чем-то горячим.

Не только сенсорные системы, но и управление своим телом у робота можно спроектировать по аналогии с человеком. У людей ходьбой управляют так называемые центральные генераторы ритма — специализированные нервные клетки, предназначенные для контроля автономной моторной активности. Есть роботы, в которых для управления ходьбой была использована та же идея.

Кроме того, роботы могут обучаться у людей. Робот может совершать действия бесконечным числом способов, но если он хочет имитировать человека, он должен наблюдать за тем, как человек это делает, и пытаться повторить это движение. При совершении ошибок он сравнивает это с тем, как это же действие совершает человек.

2 Нескучный космос

Как ни странно, использование роботов в космосе не ограничивается лишь утилитарными функциями. Так, японское космическое агентство запустило на МКС робота Киробо, созданного с единственной целью — развлекать людей общением.

Томотака Такахаси, дизайнер из подразделения автоконцерна Toyota, создал Киробо по мотивам персонажа аниме «Астробой» (Astro Boy), знакомого каждому японскому мальчишке. Этот робот-собеседник не давал скучать японскому космонавту Коити Вакате во время его полета, завершившегося прошлой весной.

С тех пор уже сам механический Астробой пребывает на орбите в гордом одиночестве. Вернуть робонавта на Землю планируют в 2015 году.

Виды АКПП: гидротрансформатор, вариатор, робот

К автоматическим коробкам переключения передач (сокращенно – КПП) чаще всего относят следующие устройства:

  1. Гидротрансформатор (классический автомат);
  2. Вариатор (CVT);
  3. Роботизированная КПП (робот).

Каждая из них имеет свои отличия, плюсы и минусы. Так что перед тем как выявить победителя, следует их все по очереди рассмотреть более поподробно.

Гидротрансформатор (классическая коробка-автомат)

Гидротрансформаторы распространены на столько, что именно этот вид автоматических трансмиссий стал именем нарицательным для всех остальных типов АКПП – “коробка-автомат”.

Характерной чертой гидротрансформатора является наличие в нем специального трансмиссионного масла, которое постоянно циркулирует по замкнутому кругу, находясь под давлением. Именно поток масла и передает крутящий момент от двигателя к колесам автомобиля.

Автоматические коробки постоянно модернизируются, и если еще лет десять назад 4-ступенчатый автомат считался нормой, то теперь это уже явный анахронизм, а его место заняли автоматы с 6, 7 или даже 8-ю передачами.

Можно выделить следующие плюсы

классических автоматов:

  • Удобство в использовании;
  • Наличие ручного режима переключения;
  • Невозможность перегреть двигатель.

Но и минусы

у автоматов тоже есть:

  • Высокая стоимость автомобиля с АКПП;
  • Дорогое обслуживание и ремонт;
  • Невозможность длительной буксировки;
  • Высокий расход топлива.

Тем не менее, конструкторы успешно работают над устранением всех этих недостатков, и вскоре смогут избавить автоматы от них.

Вариатор (CVT)

Вариатор – это разновидность бесступенчатых трансмиссий. Сокращенно этот тип КПП обозначается тремя латинскими буквами CVT, от английского Continuously Variable Transmission.

Отличить селектор вариатора от рычага переключения обычного автомата порой непросто и опытному автовладельцу. Однако, несмотря на внешнюю схожесть, работают такие коробки абсолютно по другому.

Грубо говоря, вариатор представляет собой два шкива (диска), между которыми накинут ремень (реже – цепь). Шкивы могут сдвигаться и раздвигаться, за счет чего и происходит изменение передаточного числа.

Отличительной чертой вариатора является полное отсутствие передач и, как следствие, переключений между ними. Передаточные числа изменяются, но этот процесс идет непрерывно. Отменная плавность хода – вот главный козырь вариатора. По большому счету, разгон на машине с вариатором чем-то похож на ускорение троллейбуса. Так что комфорт водителю и пассажирам будет обеспечен.

Из-за того, что вариатору не приходится “щелкать” передачи, трансмиссия постоянно находится на пике крутящего момента, следовательно, автомобиль разгоняется шустрее.

И так, вариатор может записать себе в актив следующие плюсы

  • Низкий расход топлива;
  • Быстрый и чрезвычайно плавный разгон;
  • Комфорт;
  • Незначительный вес.

Но повсеместному внедрению вариаторов мешают и его минусы

  • Работает довольно шумно, что ощущается в салоне;
  • Меньший срок службы, чем у классических коробок-автомат;
  • Высокая стоимость ремонта и обслуживания;
  • Не любит резких стартов и агрессивной езды;
  • Высокая цена.

Робот (роботизированная КПП)

Роботизированные коробки передач представляют собой некий компромисс между автоматом и механической КПП.

По сути, робот – это та же “механика”, только переключением передач у неё занимается блок управления, контролируемый сервоприводами. При переключениях роботом передач возникает такая же пауза, как и в автомобилях с механической коробкой.

Кроме паузы между переключениями, водителям приходится мириться и с некоторыми другими недостатками роботизированных трансмиссий. Основные минусы

робота выражаются в следующем:

  • Толчки и рывки при переключениях;
  • “Задумчивость” робота;
  • Обязанность постоянно включать режим “N” (нейтраль) в пробках, воизбежание перегрева сцепления;
  • Невозможность буксировки.

Так что недостатков у этой коробки хватает, однако автомобили с ней продолжают продаваться, ведь эти минусы несколько нивелируют такие плюсы

роботов:

  • Невысокая стоимость (заметно дешевле “автомата” или вариатора);
  • Более низкий расход топлива.

Несмотря на это, такие роботы уже явно отживают свой век и уступают дорогу другим разработкам, например, таким, как преселективная трансмиссия типа DSG.