Закон о гостайне

Как определяют, что включать в гостайну

В самом общем виде сферы деятельности государства, где может иметь место информация стратегического значения, определены в федеральном законе № 5485-1 (ст. 5). В основном там указаны сведения, которые могут иметь значения для обороноспособности, безопасности и перепрофилирования «мирной» инфраструктуры в военную.

Большую детализацию дает указ Президента РФ № 1203. Он включает перечень из 119 видов информации и организации (ведомства) ответственные за сохранность гостайны.

Оба эти документа содержат перечни данных, относимых к гостайне, которые не являются статичными.

В России на высшем уровне власти действует межведомственная комиссия, одной из функций которой является разработка предложений по актуализации или дополнению этих перечней. В этот орган поступают ходатайства от профильных министерств, ведомств или организаций по присвоению или снятию с информации грифа гостайны.

На ведомственном уровне разработаны наиболее детализированные списки данных, свободное хождение которых может нанести вред государственным интересам. За их актуальность и наполнение отвечают главы министерств и госорганов. Они принимают решение о включении конкретных сведений или научных разработок в такие перечни и присвоением им определенного грифа секретности.

Не реже чем раз в пять лет эти перечни пересматриваются. Если к должностному лицу, ответственному за актуализацию информации, составляющей гостайну, поступает много предложений от подведомственных организаций о дополнении списка таких данных, то изменение перечня может быть проведено в любой момент.

После того, как информация, признанная государственной тайной, теряет свою актуальность, ее рассекречивают. Еще одним поводом для снятия грифов секретности с каких-либо данных, становится заключение Россией международного соглашения о раскрытии стратегических сведений. Примером такого рассекречивания информации служат различные международные договоры по контролю за определенными видами вооружений.

Максимальный срок секретности определен в 30 лет. Но, по соображениям безопасности, после заключения межведомственной комиссии по гостайне, его могут продлить на неопределенный временной период.

Кто не может быть ознакомлен с государственной тайной?

Действующим законодательством РФ предусмотрен специальный порядок ознакомления с государственной тайной. Им не может являться:

  • несовершеннолетний гражданин;
  • гражданин, не работающий в государственном учреждении или не проходящий службу в армии (кроме ситуаций, когда необходимость хранения секретной информации сохраняется уже после увольнения или выхода на пенсионное обеспечение);
  • гражданин, имеющий судимость (включая погашенные).

Одним из этапов оформления допуска является прохождение медицинского осмотра. Гражданину будет отказано в ознакомлении с секретной информацией, если он страдает:

  • психическими расстройствами (шизофрения, альцгеймер и т. д.);
  • расстройствами настроения (клиническая депрессия и т. д.);
  • расстройствами привычек и влечений (алкоголизм, наркотическая зависимость и т. д.);
  • какой-либо формой умственной отсталости;
  • всевозможными формами эпилептических расстройств.

Особенности предоставления допуска

Допуск к гостайне – это предоставление лицу права на доступ к данным, относящимся к ГК. Доступ может выдаваться не только физическим лицам, но и учреждениям. В последнем случае дается право на проведение работ, связанных с тайной. Учреждениям предоставляются лицензии при соблюдении этих условий:

  1. Исполнение актов, касающихся защиты гостайны.
  2. Наличие отделов по защите ГТ.
  3. Наличие сотрудников, которые могут обеспечить защиту ГТ.
  4. В учреждении есть сертифицированные инструменты для защиты информации.

Сотрудники, работающие с гостайной, должны предварительно получить соответствующий доступ.

Как производится процедура прекращения трудового договора в связи с прекращением допуска к государственной тайне?

Сведения, подлежащие защите

Какие сведения стоит засекречивать, решают органы государственной власти и учреждения, получившие эти сведения. Перечень этих органов содержится в Указе Президента РФ от 11.02.2006 N 90 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне». Традиционно, это МВД, ФСБ, ФСО, МЧС, Минюст, Минобороны, Аппарат Президента РФ, а также Минэкономразвития, Росатом, Роскосмос, Минпромэнерго, Минобрнауки, Минздравсоцразвития, ГУСП, ФСТЭК РФ. В этом же документе содержится перечень сведений, которые отнесены к государственной тайне. Они сгруппированы по следующим категориям:

  • военная;
  • экономика, наука и техника;
  • внешняя политика и экономика;
  • разведывательная, контрразведывательная и оперативно-розыскная деятельность.

В свою очередь секретная информация дифференцируется по степеням секретности. Степень секретности должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности России вследствие распространения указанных сведений

Устанавливаются три степени секретности и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно»

Что изменится с 01.01.2019

Изменения коснутся правил ведения реестра контрактов с гостайной, установленных ПП № 1084 от 28.11.2013.

Так, с 01.01.2019 начнет действовать пп. «в» п. 14 Правил: Федеральное казначейство возобновит проверки контрактов на соответствие сведений о сроках исполнения сделки, количестве продукции, исполнении бюджетных обязательств и т. п. документах, которые предоставил заказчик.

До этой даты реестр, в зависимости от уровня контракта, ведет Федеральное казначейство, уполномоченный орган субъекта либо орган местного самоуправления. Эти же инстанции устанавливают и правила обмена информацией с заказчиками.

Общие сведения

Закон о гостайне РФ был принят Государственной Думой 21 июля 1993 года. Последние изменения в него были внесены 26 июля 2017 года. Закон РФ 5485-1 состоит из 8 разделов и 32 статей. Этот закон регулирует и контролирует правоотношения, возникающие при раскрытии, сокрытии государственных тайн, при совершении преступлений или нарушений, связанных с этой областью, регламентирует способы контроля за неразглашением государственных тайн и за мерами безопасности Российской Федерации.

Краткое содержание Закона номер 5485-1 «О государственной тайне»:

  • В первом разделе описаны общие положения закона. Оформлена сфера и область, на которую влияет настоящий закон, цели и задачи его принятия. Дан список терминов и понятий, используемых в нем и их определения. Описаны другие законы, нормативы и акты, регулирующие и контролирующие сферу государственных тайн. Перечислены и описаны полномочия органов государственной власти в сфере сохранения и защиты засекреченной информации;
  • В разделе номер два перечислены и описаны категории и виды сведений, которые считаются государственной тайной;
  • В разделе третьем описаны способы, причины и принципы, по которым сотрудники определяют, что сведения должны быть отнесены к государственной тайне. Дан список информации, которая априори не может быть засекречена. Оформлены грифы и уровни секретности документов, бумаг и сведений. Описан процесс и порядок, по которому осуществляется перевод информации под статус государственной тайны. Оформлен процесс ограничения прав компаний, организаций, фирм и органов в связи с переводом предоставленной им информации под статус засекречено. Дан список реквизитов носителей государственных тайн;
  • В р. четыре описаны способы, процессы, порядок и нюансы рассекречивания информации и рассекречивания носителей государственных тайн. Также оформлен способ выполнения запросов граждан, организаций, компаний и фирм на рассекречивание определенной информации;
  • В пятом р. описаны способы, как различные органы, граждане и государство имеют право распоряжаться имеющимися у них секретными сведениями. Описаны нюансы обмена сведениями, передачи информации в связи с исполнением должностных обязанностей, передачи секретных сведений другим странам или органам власти. Оформлены способы и меры по защите государственных тайн;
  • В шестом подробно оформлена защита всех засекреченных сведений. Дан список органов, занимающихся деятельностью по защите засекреченной информации. Оформлены способы и причины допуска граждан или сотрудников к засекреченной информации. Описаны причины для отказа лицам в допуске и условия прекращения допуска. Оформлены ограничения и ответственность за нарушения или преступления. Описан процесс сертификации данных;
  • В седьмом оформлена экономическая сторона описываемой сферы, финансирование мероприятий, бюджет и т. д.;
  • В восьмом разделе описаны способы и нюансы ведения контроля за государственными тайнами, засекречиванием, рассекречиванием, допуском лиц и сотрудниками органов власти. Описан ведомственный, прокурорский и межведомственный надзор и контроль за мерами безопасности.

Сфера государственных тайн контролируется настоящим законом, отдельными положениями Федеральных законов, Конституцией Российской Федерации и законом «О безопасности».

Какое предусмотрено наказание за разглашение гостайны по закону?

Граждане Российской Федерации, иностранные, должностные лица и лица без гражданства при нарушении закона о защите государственной тайны или при совершении преступлений в этой сфере несут дисциплинарную, уголовную, гражданско-правовую или административную ответственность. Однако для того, чтобы человек понес ответственность за какие-либо действия, сначала нужно доказать, что он эти действия совершил. Поэтому проводится особое экспертное расследование, в котором выявляются доказательства нарушений.

Последние изменения Федерального закона №159 тут:

Защитить собственные интересы граждане, должностные лица, компании, организации или органы могут в судебном органе или в другом порядке, оформленном в описываемом законе.

Защита тайны посредством уголовного законодательства

Уголовное законодательство предусматривает степень ответственности за несколько информационных преступлений в области оборота государственной тайны:

  • шпионаж и измена государству;
  • разглашение тайны государства;
  • потеря документации, в которой содержится государственная тайна.

Необходимо более подробно рассмотреть указанные случаи. Статья 275 УК РФ установила ответственность за государственную измену. Она представляет собой шпионаж со стороны российского гражданина, выдачу определенных секретных данных государства и прочую помощь зарубежной стране, предприятию, их представителям, заключающуюся в проведении враждебной деятельности, которая наносит ущерб внешней безопасности нашей страны. Указанная статья содержит примечание. В соответствии с ним лицо, которое совершило преступление, предусмотренной настоящей статьей или статьями 276 и 278 УК РФ, должно освобождаться от уголовной ответственности. Это происходит в случае, когда оно добровольно и своевременно сообщает органам власти об этом или другим способом способствует предотвращению последующего ущерба интересам страны. Также в его действиях не должно содержаться иного состава преступления.

Замечание 7

Сегодня очень распространенным является общественно опасное действие, которое рассматривает 283 статья УК. Оно заключается в разглашении информации, которая представляет собой тайну. Эта информация была доверена лицу или становится известна ему по службе (работе), но становится достоянием других субъектов. В этом случае должны отсутствовать признаки измены государству

Квалифицированный вид подобного преступления представляет собой то же деяние, которое повлекло по неосторожности к тяжким последствиям

В соответствии с 276 статьей, ответственность иностранного лица или лица без гражданства наступает за шпионаж. Он состоит в сборе, передаче, хищении или хранении сведений, составляющих государственную тайну, для передачи другому государству, зарубежному предприятию. Это может быть передача или сбор сведений по заданию иностранной разведки. все это потенциально способно причинить ущерб внешней безопасности нашей страны.

Статья 284 рассматривает ответственность лица, которое имеет допуск к государственной тайне и нарушило правила ее использования.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Порядок получения сведений содержащих охраняемые законом тайны

Режим секретной системы предполагает и особый доступ к ней. Обязательство по охране секрета может возникать только тогда, когда произошло утверждение соответствующего правового статуса гражданина.

Это происходит путем подписания документа, который именуется допуском к тайне. В него входят такие элементы, как:

  1. Название акта.
  2. Дата и место его подписания.
  3. Указание на организацию.
  4. Указание на гражданина.
  5. Сведения, подлежащие охране.
  6. Права и обязанности сторон.
  7. Подписи сторон и печать соответствующей организации.

В документе обязательно должен быть определен срок его действия. Так, он может действовать либо до окончания рабочего контракта, либо в течение определенного времени послед разрыва трудовых правоотношений.

Ниже мы приведем краткое описание самых важных статей закона. Еще ниже можно будет скачать его полный текст.

Порядок предоставления доступа к гостайне

Доступ к гостайне предоставляется только в добровольном порядке. Мероприятие подразделяется на эти этапы:

  1. Принятие сотрудником обязательств по защите гостайны.
  2. Предоставление согласия на ограничение прав. В частности, в отношении лица, работающего с тайной, действуют определенные запреты. Это ограничение на выезд за рубеж, на использование разработок и изобретений.
  3. Получение письменного согласия на проверку. Последние осуществляются в отношении трудящегося, на которого оформляется допуск. Проверка выполняется ФСБ и органами безопасности. Если выдается допуск третей формы, то проверка органами безопасности осуществляться не будет. Исключение – есть сомнение в достоверности личных данных, предоставленных сотрудником. Проверка нужна для установления данных, которые могут стать препятствием к получению доступа к тайне. В частности, это следующие препятствия: недееспособность или ограниченная дееспособность, нахождение под судом за тяжелые правонарушения, неснятая судимость, противопоказания для деятельности. Также это постоянное проживание сотрудника или его родственников за границей, подача ими заявления на выезд на ПМЖ в другую страну, предоставление на проверку подложных сведений. Доступ не выдается тем лицам, которые создают угрозу безопасности страны. Решение о предоставлении доступа принимается руководителем госоргана.
  4. Установление вида и размера соцгарантий, которые получит сотрудник. В частности, это надбавки к ЗП. Устанавливаются в процентном соотношении. Предоставленные соцгарантии должны быть зафиксированы трудовым договором.
  5. Ознакомление сотрудника с законами и нормами, касающимися гостайны. Лицо должно знать об ответственности за разглашение сведений. В частности, это уголовная, дисциплинарная, административная ответственность. Накладывается на основании статьи 26 ФЗ №5485-1 «О гостайне».
  6. Руководитель принимает решение о предоставлении допуска.

В статье 25 ФЗ №5485-1 указано, что руководитель несет личную ответственность за выбор сотрудников, которым предоставляется доступ к гостайне.

Оформление допуска к гостайне

  • Номенклатура должностей, для которых нужен допуск.
  • Анкета, заполняемая самим сотрудником.
  • Учетная карточка на лиц с доступом к секретным данным.
  • Перечень лиц, которые уже допущены к секретным данным.
  • Отметка ФСБ об осуществлении проверки для выдачи доступа.
  • Типовое соглашение об оформлении допуска к гостайне.

Согласно пункту 16 Инструкции о порядке допуска, отправлять трудящихся в органы по защите гостайны нельзя.

Инструкция по оформлению

Оформление допуска – процедура довольно сложная, предполагающая работу с множеством документов. А потому в ходе нее часто возникают затруднения. Рассмотрим оформление по шагам:

  1. Формирование перечня специальностей, на которые нужно оформлять допуск. В этот перечень могут входить только те должности, работа на которых не может быть произведена без доступа к гостайне. В номенклатуру могут вноситься изменения. Но они должны согласовываться и утверждаться в нормативном порядке. Номенклатура меняется не реже раза в 5 лет.
  2. Сотрудники, на которых оформляется доступ, заполняют анкеты. Заполненная анкета направляется в кадровую службу. Там она подписывается кадровиком. Анкету нужно заверить печатью фирмы.
  3. Кадровики сверяют данные, указанные в анкете, с данными, указанными в личных документах сотрудника. Уточняются некоторые моменты. Лицо нужно познакомить с типовым содержанием контракта о неразглашении гостайны. Итоги беседы с сотрудником доносятся до руководителя отдела по защите тайны.
  4. Отдел по защите гостайны оценивает первичные данные на сотрудника. Если их недостаточно, запрашиваются дополнительные документы. К примеру, это может быть справка с прошлого места службы.
  5. Обязательства сотрудника и фирмы фиксируются в контракте об оформлении допуска. Договор должен соответствовать нормам ГК РФ и ТК РФ. Контракт – это не само трудовое соглашение, но лишь приложение к нему.

С момента подписания этого контракта у сотрудника появляется ряд обязательств. В частности, он не может разглашать гостайну. Если он нарушит это правило, его ждут санкции.

Законодательство ужесточится

Теперь законодательство может серьезно ужесточиться, рассказал «Известиям» федеральный судья в отставке, профессор НИУ ВШЭ Сергей Пашин.

— Документ расширяет категорию граждан, которых нельзя допускать к гостайне, — рассказал Сергей Пашин. — Теперь к секретным документам не получит доступа тот, кто обвиняется в любых умышленных уголовных преступлениях — даже в побоях.

В случае закрытия уголовного дела по амнистии граждане также не смогут получить работу, связанную с секретной документацией, если со дня его прекращения не истекло время, «равное сроку давности за совершение таких преступлений», — это от двух до 15 и более лет в зависимости от статьи УК.

Как проходят закупки с гостайной по 223-ФЗ

223-ФЗ является рамочным законом, который во многом ссылается на 44-ФЗ. Для заказчиков, которые по нему работают, основным документом в закупочной деятельности является Положение о закупках. В нем могут быть прописаны все особенности проведения процедур с гостайной. Однако при составлении положения следует учитывать правила, которые установлены другими актами, например № 5485-1 от 21.07.1993.

В ч. 15 ст. 4 № 223-ФЗ сказано, что информация о закупках и договорах, которая включает гостайну, не размещается в ЕИС. При этом не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, заказчик должен разместить на официальном сайте данные о том, сколько и на какую сумму было заключено подобных сделок.

Порядок допуска к государственной тайне

Указанный порядок определяется Постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 N 63

«Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне».

В соответствии со степенями секретности сведений, составляющих государственную тайну, устанавливаются следующие формы допуска граждан к государственной тайне:

первая форма — для граждан, допускаемых к сведениям особой важности;
вторая форма — для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям;
третья форма — для граждан, допускаемых к секретным сведениям.

Доступ граждан к сведениям, составляющим государственную тайну, разрешается только при наличии у них допуска к государственной тайне по соответствующей форме. Если у вас есть допуск к сведениям высокой степени секретности, то он же является основанием для доступа к сведениям более низкой степени секретности. Оформление гражданам допуска к государственной тайне осуществляется по месту работы (службы). Тщательность проверки уполномоченными органами зависит от формы допуска.

Так, оформление доступа по третьей форме производится без проведения органами безопасности проверочных мероприятий. Решение принимается на основании анкетных данных. Исключение составляют оформление допусков руководителям организаций и работникам подразделений, связанных с защитой государственной тайны. В отношении этих лиц проверочные мероприятия проводятся в обязательном порядке.

Первоначальное «знакомство» с кандидатом на допуск начинается с анкеты, в которой, кроме всего прочего, необходимо указать следующие сведения: пребывание за границей, наличие судимостей, отношение к воинской обязанности, наличие близких родственников, в том числе за границей.

В допуске может быть отказано по следующим причинам:

  • признание гражданина судом недееспособным (ограничено дееспособным), рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные или иные тяжкие преступления, наличие у гражданина неснятой судимости за эти преступления;
  • наличие у гражданина медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
  • постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными гражданами документов для выезда на постоянное место жительства в другие государства;
  • выявление в результате проведения проверочных мероприятий действий гражданина, создающих угрозу безопасности РФ;
  • уклонение гражданина от проверочных мероприятий и (или) сообщение заведомо ложных анкетных данных.

Есть отдельные категории граждан, которым нет необходимости оформлять допуск к государственной тайне. В соответствии со ст. 21.1 Закона таковыми являются:

  • члены Совета Федерации РФ,
  • депутаты Государственной Думы РФ,
  • судьи на период исполнения ими своих полномочий,
  • адвокаты, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну, допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну.

Указанные лица предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с исполнением ими своих полномочий, а также о привлечении их к ответственности в случае разглашения (берется соответствующая расписка).

Сохранность государственной тайны в таких случаях гарантируется путем установления ответственности указанных лиц перед федеральным законодательством.

Что не может являться государственной тайной?

С законодательной точки зрения нет каких-либо отдельных ограничений по типу информации, какая может являться государственной тайной, а какая не может. Однако есть исключения. Некоторые данные ни при каких обстоятельствах не могут быть засекречены. К таковым относятся сведения, касающиеся:

  • чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • экологической безопасности;
  • здравоохранения;
  • санитарной безопасности;
  • демографии;
  • системы образования;
  • культуры;
  • сельскохозяйственной деятельности;
  • уровня преступности;
  • льгот, преференций, привилегий и каких-либо других послаблений, доступных для населения, должностных лиц, государственных и частных предприятий и компаний;
  • фактов нарушения прав и свобод человека;
  • состояния золотого запаса Российской Федерации;
  • состояния имеющихся у Российской Федерации валютных резервов;
  • здоровья граждан, занимающих высшие должности в государственном аппарате Российской Федерации (президент, премьер-министр, министры, военные и т. д.) — касаются только тех ситуаций, когда ущерб, нанесенный здоровью, имеет непоправимый характер;
  • фактов нарушения действующего законодательства работниками государственных учреждений, включая сотрудников правоохранительных органов, дипломатических служащих, военных и т. д.

Объекты государственной тайны

Согласно определению, принятому в российском законодательстве, государственная тайна – это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб государству.

Перечень сведений, сосведенияставляющих государственную тайну, определяется федеральным законом №5485-1 «О государственной тайне». В соответствии со статьей 5 ФЗ к гостайне относятся сведения в:

  • военной области;
  • области экономики, науки и техники;
  • области внешней политики и экономики;
  • области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности;
  • области противодействия терроризму и в области обеспечения безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты.

Сведения, которые 5485-1-ФЗ не относит к государственной тайне перечислены в статье 7. К ним относится информация о:

  • чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью людей, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
  • состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;
  • привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;
  • фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
  • размерах золотого запаса и государственных валютных резервов РФ;
  • состоянии здоровья высших должностных лиц страны;
  • фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Ограничения на разглашение гостайны устанавливаются государством с момента ее создания или заранее. Органы власти, которые обладают полномочиями по отнесению информации к гостайне, разрабатывают перечни сведений, которые необходимо засекретить.

Исполнители, руководствуясь перечнями, определяют степени секретности информации, устанавливают грифы секретности документов и выполняют ограничительные мероприятия.

Степень секретности сведений соответствует тяжести ущерба, который может быть нанесен государственной безопасности, если они будут разглашены. Устанавливаются три степени секретности сведений и соответствующие им грифы секретности:

особой важности;
совершенно секретно;
секретно.

Срок, на который данные засекречиваются, не должен превышать 30 лет, за исключением случаев, когда межведомственная комиссия принимает решение об увеличении временного промежутка.

Ограничения для претендентов

Лицо получит отказ в случаях:

  • признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • наличия в отношении него производства по уголовному делу (преступление против госвласти или умышленное) и статуса обвиняемого;
  • имеющейся непогашенной или неснятой судимости по указанным преступлениям;
  • уголовного преследования, прекращенного по нереабилитирующим основаниям, если с момента прекращения не закончился срок, который аналогичен сроку давности привлечения к уголовной ответственности за такие деяния;
  • наличия противопоказаний медицинского характера по перечню, определенному Приказом Минздрава РФ от 26.08.2011 № 989н;
  • проживания на постоянной основе за пределами государства как самого претендента, так и его близких или оформления ими бумаг для выезда на ПМЖ в иные страны;
  • обнаружения по факту проверок таких действий лица, которые несут угрозу государству;
  • уклонения лица от мероприятий по его проверке или наличия ложной информации в сведениях, изложенных в анкете.

Государственная тайна — что это такое?

Государственная тайна — это статус, который присваивается определенной информации, публикация которой в свободный доступ может нанести какой-либо ущерб безопасности государства.

В Российской Федерации практика наложения статуса «государственная тайна» используется в следующих сферах:

  1. Военная безопасность. Обычно засекречивают информацию, связанную с новым передовым вооружением, расположением секретных воинских частей и закрытых военных городов и т. д.
  2. Внешнеполитическая безопасность. Государственной тайной могут являться результаты международных переговоров, договоры, заключенные между двумя странами и т. д.
  3. Экономическая безопасность. Гостайной могут являться сведения о финансовом состоянии Российской Федерации в определенной сфере и т. д.
  4. Разведывательная и контрразведывательная безопасность. Статус «государственная тайна» присваивается данным по борьбе с терроризмом, об охране границ, о доступных средствах правительственной экстренной связи и т. д.

Правом ознакомления и, соответственно, засекречивания информации на государственном уровне, помимо верховного главнокомандующего в лице президента Российской Федерации, также обладают руководители и уполномоченные сотрудники ряда учреждений. Их полный список закреплен в положения Указа Президента РФ №90 от 11 февраля 2006 года.

Существующие уровни секретности

Российском законодательством предусматривает классификация секретности информации по трем уровням. Их также часто называют «грифами». Информация может являться:

особо важной;
секретной;
совершенно секретной.

К информации особой важности относятся сведения, размещение которых в свободном доступе может нанести ущерб России как государству. К секретной информации относятся данные, размещение которых в свободном доступе чревато ущербом в отношении государственных предприятий и организаций, например, заводов по производству вооружения. К совершенно секретной информации относятся данные, размещение которых в свободном доступе может нанести ущерб различным министерствам, экономическим и отраслевым ведомствам и т. д. Решение о присвоении каким-либо данным статуса «государственная тайна» принимается руководством и уполномоченными сотрудниками соответствующих учреждений и ведомств

В свою очередь решение о типе используемого грифа секретности и целесообразности его применения принимается специальной государственной комиссией

Решение о присвоении каким-либо данным статуса «государственная тайна» принимается руководством и уполномоченными сотрудниками соответствующих учреждений и ведомств. В свою очередь решение о типе используемого грифа секретности и целесообразности его применения принимается специальной государственной комиссией.

Инструменты защиты

Система защиты государственной тайны — совокупность органов защиты гостайны, используемых средств и методов защиты информации и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях.

Согласно статье 20 закона «О государственной тайне» к органам по защите государственной тайны относятся:

  • межведомственная комиссия;
  • органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны

Также в действующем законодательстве закреплены меры защиты государственной тайны. Основными являются:

  • формирование органов, обеспечивающих защиту гостайны, а также распределение обязанностей по ее защите между государственными органами, должностными лицами и организациями;
  • создание порядка по допуску граждан и должностных лиц к информации, составляющей государственную тайну;
  • разработка и внедрение комплекса мероприятий по сертификации средств защиты информации;
  • обеспечение финансирования мероприятий, направленных на защиту гостайны;
  • надзор за обеспечением защиты государственной тайны.

Для защиты гостайны применяются комбинированные способы защиты, включающие технические средства, программные средства, организационные мероприятия и криптографию.